СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 20 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 22 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит в профессиональной цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения экономической теории;
- принципы рыночной экономики;
- современное состояние и перспективы развития отрасли;
- роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
- формы оплаты труда;
- стили управления, виды коммуникации;
- принципы делового общения в коллективе;
- управленческий цикл;
- особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 62 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 186 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 124 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 6 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 62 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | Не предусмотрено |
виды внеаудиторной самостоятельной работы: Конспектирование текста; ответы на контрольные вопросы; выписка из текста; доклады; работа с учебником. | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание и задачи дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга, ее связь с другими дисциплинами. Предмет и основные этапы развития науки. Методы научного познания явлений и процессов. Роль дисциплины в практической подготовке специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | 2 | 21 |
Раздел I Основы экономики. | 62/44 | |
Тема 1.1. Основные положения экономической теории | Содержание учебного материала 1.Производство как процесс создания полезного продукта в экономике. | 2 | 2 |
Тема 1.2 Экономические системы и рыночные структуры | Содержание учебного материала 1.Виды и характерные особенности экономических систем. 2.Собственность как основа экономической системы. 3. Конкуренция и модели рынков | 6 | 1,2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Анализ организационно-правовых форм предприятий общественного питания, их преимуществ и недостатков. | 3 | |
Тема 1.3 Спрос, предложение, цена, их сущность и взаимосвязь. | Содержание учебного материала 1. Спрос и предложение как элементы рыночных отношений. 2.Цена и обеспечение сбалансированности спроса и предложения. Практические занятия 1. Расчет эластичности спроса и предложений. | 4 2 | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. 2.Механизм равновесия рынка при монопольных ценах. | 2 | |
Тема 1.4 Производственные фонды и издержки производства в общественном питании. | Содержание учебного материала 1. Производственные фонды предприятий общественного питания 2. Издержки производства и реализации на предприятиях общественного питания. 3. Себестоимость продукции на предприятиях общественного питания. Калькуляция себестоимости. Практические занятия Решение ситуационных задач по расчёту себестоимости и процента снижения себестоимости единицы доходов. Самостоятельная работа обучающихся Производительность - мера измерения эффективности функционирования фирмы. | 6 4 3 | 1,2 2 3 |
Тема 1.5 Ценообразование на предприятиях общественного питания | Содержание учебного материала 1.Цена, функции и ее формирование на предприятиях общественного питания. 2. Калькуляция в общественном питании. Практические занятия Решение ситуационных задач по расчёту цены на предприятии Самостоятельная работа обучающихся Производительность - мера измерения эффективности функционирования фирмы. | 4 2 3 | 2 2 3 |
Тема 1.6 Выпуск продукции и товарооборот предприятий общественного питания | Содержание учебного материала 1.Товарооборот и его анализ на предприятии общественного питания. 2. Планирование товарооборота по выпуску продукции собственного производства. Самостоятельная работа обучающихся Производительность - мера измерения эффективности функционирования фирмы. | 4 2 | 1 3 |
Тема 1.7 Доход и прибыль на предприятиях общественного питания | Содержание учебного материала 1.Прибыль и доход предприятий, их экономическое содержание и назначение. 2. Рентабельность продукции и ресурсов 3. Анализ доходов и прибыли предприятий общественного питания. Практические занятия Анализ и прогнозирование прибыли предприятий Самостоятельная работа обучающихся 1.Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. 2.Механизм равновесия рынка при монопольных ценах. | 6 2 5 | 1,2 2 3 |
Контрольная работа №1 | 2 |
Раздел II. Основы менеджмента | 58/36 | |
Тема 2.1 Сущность, цели и задачи менеджмента | Содержание учебного материала 1.Понятие, цели и задачи управления. 2. Особенности менеджмента в России. Принципы управления, особенности применения принципов управления в предприятиях общественного питания. Практические занятия Упражнения по составлению заданной структуры управления Самостоятельная работа обучающихся Американская и японская модель менеджмента Использование мирового опыта менеджмента в условиях России. | 4 2 4 | 1 3 |
Тема 2.2 Предприятие как объект управления и контроля | Содержание учебного материала 1.Деятельность предприятия. Функция контроля. Виды, этапы, правила контроля. 2.Функция мотивации. Мотивационные теории. 3.Принятие решений. Этапы решения проблемы в организации. Самостоятельная работа обучающихся Определение типа и вида организационной структуры управления предприятия общественного питания (базы практики), анализ ее сильных и слабых сторон. Современные теории мотивации. | 6 4 | 2 3 |
Тема 2.3 Управление производственным персоналом на предприятиях общественного питания | 1.Функция организации. Организационные структуры управления. Сущность и особенности управления персоналом. 2.Кадровая политика и ее планирование на предприятии. Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный, их характеристика. Теория лидерства, подходы к лидерству, типы лидерства. Самостоятельная работа обучающихся Основные функции управления. Конкретные функции аппарата управления. Регламентация функций управления. Методы управления. | 4 2 | 1 3 |
Тема 2.4 Трудовые ресурсы предприятий общественного питания и организация оплаты труда работника | Содержание учебного материала 1. Трудовые ресурсы предприятий общественного питания. Экономический смысл заработной платы. 2. Современная политика оплаты труда. Рынок труда и цена труда. 3. Организация оплаты труда работников предприятий общественного питания. Практические занятия 1. Решение задач по планированию расходов на оплату труда. Самостоятельная работа обучающихся Анализ применения форм и систем оплаты труда разных категорий персонала предприятий общественного питания. | 6 2 5 | 1.2 2 3 |
Тема 2.5 Коммуникации в управлении | Содержание учебного материала 1.Коммуникации: понятие, виды. Процесс коммуникаций. Особенности процесса коммуникаций в предприятиях общественного питания. 2.Барьеры в процессе коммуникаций. Рекомендации по совершенствованию процесса коммуникаций. 3.Деловое и управленческое общение: понятие, назначение. Роль общения для современного специалиста. 4.Правила ведения деловых бесед, совещаний. Техника ведения телефонных переговоров. Практические занятия 1.Отработка навыков делового общения (проведение деловой беседы, телефонных переговоров. Самостоятельная работа обучающихся Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и стрессами. | 8 2 7 | 1,2 2 3 |
| Контрольная работа №2 | 2 | |
Раздел Ш. Основы маркетинга | 64/42 | |
Тема 3.1. Основы маркетинга услуг предприятий общественного питания. | Содержание учебного материала 1.Маркетинг и его роль в развитии общественного питания. 2.Принципы и функции маркетинга. 3.Структура маркетинговой деятельности. Особенности комплекса маркетинга предприятий общественного питания. 4.Объекты маркетинговой деятельности. Классификация потребностей. Окружающая среда маркетинга. Самостоятельная работа обучающихся Анализ комплекса маркетинга предприятия общественного питания. | 8 6 | 2 3 |
Тема 3.2. Маркетинговый подход к организации работы на предприятиях общественного питания | Содержание учебного материала 1.Состояние и прогнозы развития потребительского рынка России и региона.Концепции развития рыночных отношений. 2.Определение спроса и потребностей в услугах предприятий общественного питания. 3.Выбор целевого рынка предприятия 4.Поведение потребителей на рынке. Практические занятия 1.Анализ сегментов рынка услуг общественного питания. Самостоятельная работа обучающихся Анализ особенностей поведения потребителей услуг общественного питания. | 8 2 6 | 1 2 3 |
Тема 3.3. Разработка комплекса маркетинга | Содержание учебного материала 1.Понятие комплекса маркетинга в сфере услуг общественного питания. 2.Товарная политика предприятия. Система товародвижения. 3.Ценовая политика в комплексе маркетинга. 4.Формирование коммуникационной политики предприятий общественного питания. Практические занятия Определение цены на продукцию собственного производства в предприятии общественного питания (по заданию преподавателя). Самостоятельная работа обучающихся Анализ особенностей стратегий ценообразования предприятий общественного питания. | 8 2 5 | 1,2 2 3 |
Тема 3.4. Управление маркетингом на предприятиях общественного питания | Содержание учебного материала 1.Организационная структура маркетинга на предприятии общественного питания и принципы ее формирования. 2.Правовые основы рекламы. Самостоятельная работа обучающихся Разработка рекламных текстов для предприятия общественного питания. | 4 2 | 2 3 |
Тема3.5 Стратегический маркетинг на предприятиях общественного питания и анализ в маркетинге | Содержание учебного материала 1.Концепция планирования маркетинга. 2.Разработка стратегий маркетинга. 3.Иллюстрационный и ситуационный анализ в маркетинге Самостоятельная работа обучающихся Ситуационный анализ в маркетинге. | 6 3 | 1 3 |
Контрольная работа №3 | 2 | |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего | 186 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Реализация программы дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» требует наличия учебного кабинета - «)» Оборудование учебного кабинета:
Учебные наглядные пособия:
Технические средства обучения:
- переносной мультимедиапроектор, ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники литературы:
Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: учебник для СПО/ С.Б. Жабина, О.М.Бурдюгова, А.В. Колесова. – 3-е изд., стер.- М: издательский центр « Академия», 2015 _ 336с.
Основы экономики: учеб. пособие для студентов СПО / под ред.Н.Н. Кожевникова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013- 288с.
Кнышова Елена Николаевна. Маркетинг: Допущено в качестве учебника для студентов СПО/ Е.Н. Кнышова. - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2013. - 282 с.
Дополнительные источники:
Липсиц Игорь Владимирович. Экономика: Учебник для бакалавров, допущено Мо и нРФ в качестве учебника для вузов/ И.В. Липсиц. - М .: КНОРУС, 2011. - 312 с.
Ким С.А. Маркетинг: учебник. - М.: Дашков и К, 2010. - 260с.
Годин А.М. Маркетинг: учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. - 672с.
Мумладзе Р.Г. Менеджмент в агропромышленном комплексе: учебник. - М.: КноРус, 2012. - 384с.
Internet-ресурсы:
http://ecsocman.edu.ru - Федеральный образовательный портал "Экономика, Социология, Менеджмент"
www.consultant.ru- справочно - правовая система Консультант Плюс
znanium/com- электронная библиотека
http://eup.ru - Экономика и управление на предприятиях.
http://marketing.spb.ru - Энциклопедия маркетинга.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения обучающимися контрольных работ и внеаудиторной самостоятельной работы, практических занятий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет. |
- Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет. |
Знания: | |
Основные положения экономической теории; принципы рыночной экономики, современное состояние и перспективы развития отрасли; роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; механизмы ценообразования на продукцию (услуги); формы оплаты труда; стили управления, виды коммуникации. | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет. |
Принципы делового общения в коллективе; особенности менеджмента в области сельского хозяйства; сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом; формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации | контрольная работа, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет. |