Рассмотрено | "Согласовано" | "Утверждаю" |
на заседании М.О. | зам.директора по УВР | Директор Е.Н.Седакова |
протокол № ______ | _____________________ | ___________________ |
"_____"_______20___ г. | "_____"_______20___ г. | Приказ № ______ "_____"_______20___ г. |
МБОУ «Пальцовская СОШ имени Федора Владимировича Журавлева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам религиозной культуры и светской этики
Класс: 4_
Учитель: Полунина Татьяна Леонидовна
Год составления: 2016 г.
Тематическое планирование
по основам религиозной культуры и светской этики
Класс: 4
Учитель: Полунина Татьяна Леонидовна
Всего: 34 часа; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
Учебник Н.Ф. Виноградова, В.И Власенко, А.В. Поляков «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс в 2х частях М. Вентана-Граф, 2016 год.
Основы религиозных культур и светской этики
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Основная образовательная программа образовательного учреждения реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО..
Курс « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.
Четвероклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:_
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические
фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение;
наличие толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (разделе «Многообразие культур народов России»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Какие ценности есть у человечества», «Культура каждого народа неповторима»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Культура, рождённая религией»»).__ Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно- воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями.
Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении четвероклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.
Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.
Место курса в учебном плане
На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 34 ч., по 1 часу в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями.
Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно- нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;_
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
·Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
·Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
·Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
·Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
·Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
·Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
·Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
·Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
·Работать с историческими источниками и документами
Средствами учебника решаются основные задачи реализации предметной области « Основы религиозных культур и светской этики.»
1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;
3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека — это прежде всего наследие всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.;
4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура как результат интеграции разных этнических культур.
В структуре учебника выделены содержательные линии, которые позволяют:
1. Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности (глава «Россия – страна, объединившая народы»).
2. Показать своеобразие и самоценность национальных культур, существующих как в материальном, так и духовном выражении (глава «Многообразие культур народов России»).
3. Раскрыть истоки становления общечеловеческих ценностей, показать в доступной младшему школьнику форме вклад различных религий в формирование нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе (глава «Что объединяет разные народы»).
Отличительные черты учебника:
– обеспечение диалога различных культур: раскрытие на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур. Этому способствуют рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «Давайте знакомиться»;
– установление преемственных связей между разными предметами, которые изучаются в начальной школе: рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь»;__ – отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики учебника «Картинная галерея», «Работаем с картой», тематические фото и рисунки);
– последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря).
Содержание учебного курса
Россия- страна, объединившая народы
Россия- многонациональная держава. Родина- место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия- наша Родина. Россия объединила более сто разных народов. Российская Федерация- «братских народов союз вековой». Конституция РФ- основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.
Как все начиналось. История объединения славянских и неславянских земель( общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.
Когда люди объединятся. Защита Отечества- долг гражданина. Вне зависимости от его национальности. Вероисповедания. Великая Отечественная война- пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов- представителей разных народов.
Многообразие культур народов России.
Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели. Деятели искусства- представители разных народов.
Культура народов. Рожденная религией. Традиционные религии России: православие. Ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Курбан-байрам, День рождения пророка, навруз, Шабат, Пурим, Весак, Цаган Сар. Традиции. Связанные с народными и религиозными праздниками.
Какие ценности есть у человечества.
Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности: доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость- общечеловеческие нравственные ценности.
Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни: сестры милосердия, опыты ученых над собой, Кирилл Белозерский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская и др.
Следование общечеловеческим ценностям на примерах из жизни основоположников разных религий, пророков и праведников (Иисуса Христа, Георгия Победоносца, Авраама, пророка Мухаммада, апостола Павла, Будды)
Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов, темы уроков | Количество часов | Дата проведения | Результаты освоения учебного предмета (УУД) | Основные виды учебной деятельности и обуч-ся | Домаш. задание | Примечание |
По плану | По факту | личностные | метапредметные | предметные |
| Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | | | | | | | | |
1 | Россия – многонациональная держава. Как все начиналось. Древняя Русь. | 1 | 1 | | Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников. | Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци | Знание, понимание и принятие -обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, Родина | определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
2 | Как всё начиналось. Народы Поволжья. | 1 | 8 | | Рассказывать о понятии «Светская этика» об изобретательности человека в построении своего мира | , Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: мораль, культура. Особенности морали 1 Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: культура, материальная культура, духовная культура, мораль. | организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | | |
3 | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. | 1 | 15 | | Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре. | Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
4 | Как всё начиналось. Народы Сибири. | 1 | | | Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре. | Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | понимать, осознавать культурное многообразие своей Родины формулировать вопросы; отвечать на них; работать с книгой | | |
5 | Русский язык– государственный язык России. Когда люди объединяются. | 1 | | | Характеризовать понятие «добро» и «зло» | Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; | | |
| Многообразие культур народов России. | | | | | | | | | |
6 | Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. Заглянем в бабушкин сундук. | 1 | | | Рассказывать о понятии «добродетели» и «пороки» | Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | | |
7 | Приглашаем к праздничному столу. | 1 | | | Рассказывать о понятии «добродетели» и «пороки» | воспитание • устный рассказ на тему, • работа доброжелательности и с иллюстративным эмоционально-нравственной материалом, отзывчивости, понимания и подготовка о, 10- состояний; | Знание и понимание обучающимися понятий: добро и зло как основные этические понятия | осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, | | |
8 | Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм. Войдём в православный храм. | 1 | | | | Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, | | |
9 | Войдём в буддийский храм. Войдём в мечеть. Войдём в синагогу. | 1 | | | Раскрывать особенности символики Российского государства | | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | cлушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | | |
10 | Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз. Этот весёлый праздник Новый год. | 1 | | | Раскрывать особенности понятия «честь» и «мораль» | Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; понимание и принятие ценностей: Добродетель, | излагать своё мнение и аргумен- тировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | | |
11 | Рождество. Пасха. Курбан- байрам. | 1 | | | Раскрывать особенности понятия «справедливость» | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | | |
12 | День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. Шмуэль-тряпичник. Пурим. Праздник Весак. | 1 | | | Раскрывать особенности понятия «альтруизм и эгоизм»; развитие самостоятельности и личной ответственности | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; | Усвоение терминов и понятий: Справедливость, моральные правила справедливого человека. | познакомится с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе | | |
| Что объединяет разные народы. | | | | | | | | | |
13 | Как возникли правила. Будь милосерден и добр | 1 | | | | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
14 | Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка). Будь щедрым, довольствуйся малым. | 1 | | | устный рассказ на тему, работа ; развитие самостоятельности и личной ответственности | формирование умений планировать, контролировать и оце нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба. | организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | | |
15 | Не завидуй. Не предавай. | 1 | | | устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
16 | Будь терпим, умей прощать. | 1 | | | устный рассказ на тему, ; развитие самостоятельности и личной ответственности | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | понимать, осознавать культурное многообразие своей Родины формулировать вопросы; отвечать на них; работать с книгой | | |
17 | Будь честным | 1 | | | устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; | | |
| (2 полугодие – 17 уроков) 2 часть «Основы светской этики» | | | | | | | | | |
18 | Введение. Чему учит этика. Об этике светской и религиозной. | 1 | | | устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную | | |
| Человек и его Родина. | | | | | | | | | |
19 | Любовь к Родине – высшее нравственное чувство. | 1 | | | устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления | Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России | определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, | | |
20 | Семья – первая любовь человека. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. | 1 | | | Знакомство с понятием «стыд и вина» развитие самостоятельности и личной ответственности | определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; • понимать причины | Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба | слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Работа в группе | | |
21 | Труд на благо Родины. | 1 | | | Знакомство с «золотым правилом нравственности» | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления | Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: | излагать своё мнение и аргумен- тировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | | |
22 | Лень - мать всех пороков. | 1 | | | устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; Понимание и принятие «золотого правила нравственности» | Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России | слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | | |
23 | Защита Родины – долг гражданина! | 1 | | | Знакомство с понятием «честь и достоинство» | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления | Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России | осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, | | |
24 | Участвуем в проектной деятельности: «Герои фронта и тыла – патриоты своей Родины» | 1 | | | Раскрыть понятие «совесть» | • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства | Усвоение основных терминов и понятий: «ложный стыд», вина, раскаяние. Честь и достоинство 1 Усвоение основных | осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | | |
25 | Праздничные дни России | 1 | | | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстртивным материалом | формирование умений планировать, контролировать и оце нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | Усвоение основных терминов М . 01. ■ и понятий :совесть, стыд, размышления, чувства, воля. | осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей | | |
| Человек и природа. | | | | | | | | | |
26 | Любовь к природе – что это значит? | 1 | | | устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления | Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: | осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, | | |
| О добродетелях и пороках. | | | | | | | | | |
27 | Делать добро! | 1 | | | иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, Работа с ИКТ | тапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; | Усвоение основных терминов и понятий: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка. | вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | | |
28 | О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие. Справедливость. О честности, правдивости и лживости. | 1 | | | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | формирование умений планировать, контролировать и оце нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | Усвоение основных терминов и понятий: джентльмен, леди | определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, | | |
29 | О жадности и зависти. Быть терпимыми… | 1 | | | Понятие «этикет»беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | тапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; | Усвоение основных терминов и понятий: Этикет. Образец. Правила этикета. | действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, | | |
30 | Человек наедине с собой. Добродетели ума. Совесть – наших дел свидетель и судья! | 1 | | | Семейные традиции. устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности | формирование умений планировать, контролировать и оце нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | Понимание и принятие основных терминов и понятий:: Праздники, семейные праздники, государственные праздники, календарные | определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, | | |
| Поговорим об этикете. | | | | | | | | | |
31 | Что такое этикет и когда он возник? Школьный (деловой) этикет | 1 | | | устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления | Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. многонационального народа России | определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
32 | Гостевой этикет. Столовый этикет. | 1 | | | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, . самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | . • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; | Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие | организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | | |
33 | Участвуем в проектной деятельности. | 1 | | | устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности | формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; | выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | | |
34 | Подведём итоги. | 1 | | | устный рассказ на заданную тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности | Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци | Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России | формулировать вопросы; отвечать на них; Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | | |
| Итого: | 34 | | | | | | | | |
Директор школы: /Е.Н.Седакова/
Материально- техническое обеспечение
1. Обеспечен учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков 4 класс, 1 часть и « Основы духовно-нравственной культуры народов России» автор Н.Ф. Виноградова 2 часть.
2. КДУ «Основы религиозных культур и светской этики»»
3. Программы курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
4. Особенности преподавания курса «основы религиозных культур и светской этики» (тематические планы и практические занятия).