СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы религиозной культуры и светской этики" 4 класс ФГОС "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Основы религиозной культуры и светской этики" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы религиозной культуры и светской этики" 4 класс ФГОС "Школа России"»

Рассмотрено

"Согласовано"

"Утверждаю"

на заседании М.О.

зам.директора по УВР

Директор Е.Н.Седакова

протокол № ______

_____________________

 

___________________ 

"_____"_______20___ г.

"_____"_______20___ г.

Приказ № ______ "_____"_______20___ г.













МБОУ «Пальцовская СОШ имени Федора Владимировича Журавлева»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам религиозной культуры и светской этики



Класс: 4_

Учитель: Полунина Татьяна Леонидовна

Год составления: 2016 г.























Тематическое планирование

по основам религиозной культуры и светской этики











Класс: 4

Учитель: Полунина Татьяна Леонидовна

Всего: 34 часа; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».

Учебник Н.Ф. Виноградова, В.И Власенко, А.В. Поляков «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс в 2х частях М. Вентана-Граф, 2016 год.









Основы религиозных культур и светской этики

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Основная образовательная программа образовательного учреждения реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО..

Курс « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.

Четвероклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:_

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков»;

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические

фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение;

наличие толкового словарика).

Общая характеристика учебного предмета

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (разделе «Многообразие культур народов России»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Какие ценности есть у человечества», «Культура каждого народа неповторима»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Культура, рождённая религией»»).__ Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно- воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Принципы организации обучения по курсу « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс»

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями.

Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении четвероклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.

Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.




Место курса в учебном плане

На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 34 ч., по 1 часу в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями.

Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно- нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника « Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» остаются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;_

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

·Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

·Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

·Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

·Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

·Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

·Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

·Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

·Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

·Работать с историческими источниками и документами

Средствами учебника решаются основные задачи реализации предметной области « Основы религиозных культур и светской этики.»

1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;

3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека — это прежде всего наследие всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.;

4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура как результат интеграции разных этнических культур.

В структуре учебника выделены содержательные линии, которые позволяют:

1. Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности (глава «Россия – страна, объединившая народы»).

2. Показать своеобразие и самоценность национальных культур, существующих как в материальном, так и духовном выражении (глава «Многообразие культур народов России»).

3. Раскрыть истоки становления общечеловеческих ценностей, показать в доступной младшему школьнику форме вклад различных религий в формирование нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе (глава «Что объединяет разные народы»).

Отличительные черты учебника:

– обеспечение диалога различных культур: раскрытие на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур. Этому способствуют рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «Давайте знакомиться»;

– установление преемственных связей между разными предметами, которые изучаются в начальной школе: рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь»;__ – отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики учебника «Картинная галерея», «Работаем с картой», тематические фото и рисунки);

– последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря).

Содержание учебного курса

Россия- страна, объединившая народы

Россия- многонациональная держава. Родина- место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия- наша Родина. Россия объединила более сто разных народов. Российская Федерация- «братских народов союз вековой». Конституция РФ- основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.

Как все начиналось. История объединения славянских и неславянских земель( общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.

Когда люди объединятся. Защита Отечества- долг гражданина. Вне зависимости от его национальности. Вероисповедания. Великая Отечественная война- пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов- представителей разных народов.

Многообразие культур народов России.

Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели. Деятели искусства- представители разных народов.

Культура народов. Рожденная религией. Традиционные религии России: православие. Ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Курбан-байрам, День рождения пророка, навруз, Шабат, Пурим, Весак, Цаган Сар. Традиции. Связанные с народными и религиозными праздниками.

Какие ценности есть у человечества.

Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности: доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость- общечеловеческие нравственные ценности.

Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни: сестры милосердия, опыты ученых над собой, Кирилл Белозерский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская и др.

Следование общечеловеческим ценностям на примерах из жизни основоположников разных религий, пророков и праведников (Иисуса Христа, Георгия Победоносца, Авраама, пророка Мухаммада, апостола Павла, Будды)

Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.



Тематическое планирование

Наименование разделов, темы уроков

Количество часов

Дата проведения

Результаты освоения учебного предмета (УУД)

Основные виды учебной деятельности и обуч-ся


Домаш.

задание

Примечание

По плану

По факту

личностные

метапредметные

предметные


Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества


1









1

Россия –

многонациональная

держава.

Как все начиналось.

Древняя Русь.

1

1


Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников.

Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци

Знание, понимание и принятие -обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, Родина

определять и формулировать

цель своей деятельности,

решаемую проблему,

поставленную задачу. Строить

предположения, прогнозировать

круг возможных действий.

оформлять свои мысли в устной

и письменной речи: составлять

монологические высказывания и

небольшие повествовательные

тексты с элементами

рассуждения.



2

Как всё начиналось.

Народы Поволжья.

1

8


Рассказывать о понятии «Светская этика» об изобретательности человека в построении своего мира

, Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: мораль, культура. Особенности морали 1 Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.

организовывать работу в паре и

в группе, сотрудничать с одноклассниками,

договариваться, учитывая

разные мнения и придерживаясь

согласованных правил.



3

Как всё начиналось.

Народы Северного

Кавказа.

1

15


Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре.

Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

выступать перед знакомой

аудиторией (сверстников,

родителей, педагогов) с

сообщениями, используя

иллюстративный ряд (плакаты,

макеты, презентации, отдельные

слайды, таблицы, графики,

схемы).

оформлять свои мысли в устной

и письменной речи: составлять

монологические высказывания и

небольшие повествовательные

тексты с элементами

рассуждения.



4

Как всё начиналось.

Народы Сибири.

1



Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре.

Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

понимать, осознавать

культурное многообразие своей

Родины

формулировать вопросы;

отвечать на них; работать с

книгой



5

Русский язык–

государственный язык

России.

Когда люди объединяются.

1



Характеризовать понятие «добро» и «зло»

Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

осознавать ценности

нравственности и духовности в

человеческой жизни,

планировать, контролировать и

оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной

задачей и условиями её

реализации; построения

рассуждений, отнесения к

известным понятиям;




Многообразие культур

народов России.










6

Культура каждого народа

неповторима.

Что нам стоит дом

построить. Заглянем в

бабушкин сундук.

1



Рассказывать о понятии «добродетели» и «пороки»

Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

вносить соответствующие

коррективы в их выполнение на

основе оценки и с учётом

характера ошибок; понимать

причины успеха/неуспеха

учебной деятельности



7


Приглашаем к

праздничному столу.

1



Рассказывать о понятии «добродетели» и «пороки»


воспитание • устный рассказ на тему, • работа доброжелательности и с иллюстративным эмоционально-нравственной материалом, отзывчивости, понимания и подготовка о, 10- состояний;

Знание и понимание обучающимися понятий: добро и зло как основные этические понятия

осуществлять информационный

поиск для выполнения учебных

заданий

овладевать логическими

действиями анализа, синтеза,

сравнения, обобщения,

классификации, установления

аналогий и причинно-

следственных связей,



8

Традиционные религии

народов России. Войдём в православный храм.

Войдём в православный

храм.

1




Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

определять наиболее

эффективные способы достижения результата;

овладевать логическими

действиями анализа, синтеза,

сравнения, обобщения,

классификации, установления

аналогий и причинно-

следственных связей,



9

Войдём в буддийский

храм.

Войдём в мечеть.

Войдём в синагогу.


1



Раскрывать особенности символики Российского государства


Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

cлушать собеседника, вести

диалог, признавать возможность

существования различных точек

зрения и права каждого иметь

свою собственную;



10


Народные и религиозные

праздники. Цаган Сар.

Навруз.

Этот весёлый праздник

Новый год.

1



Раскрывать особенности понятия «честь» и «мораль»

Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; понимание и принятие ценностей: Добродетель,

излагать своё мнение и аргумен-

тировать свою точку зрения и

оценку событий; сотрудничать

со взрослыми и сверстниками в

различных социальных

ситуациях, умений не создавать

конфликтов и находить выходы

из спорных ситуаций



11

Рождество. Пасха. Курбан- байрам.


1



Раскрывать особенности понятия «справедливость»

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и

оценку событий; сотрудничать

со взрослыми и сверстниками в

различных социальных

ситуациях, умений не создавать

конфликтов и находить выходы

из спорных ситуаций



12

День рождения Пророка.

Шаббат – священная

Суббота.

Шмуэль-тряпичник.

Пурим.

Праздник Весак.

1



Раскрывать особенности понятия «альтруизм и эгоизм»; развитие самостоятельности и личной ответственности

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

Усвоение терминов и понятий: Справедливость, моральные правила справедливого человека.

познакомится с основами

светской и религиозной морали,

понимание их значения в

выстраивании конструктивных

отношений в обществе




Что объединяет разные

народы.










13

Как возникли правила.

Будь милосерден и добр

1




Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

определять и формулировать

цель своей деятельности,

решаемую проблему,

поставленную задачу. Строить

предположения, прогнозировать

круг возможных действий.

оформлять свои мысли в устной

и письменной речи: составлять

монологические высказывания и

небольшие повествовательные

тексты с элементами

рассуждения.



14

Почитай родителей. Три

дочери (татарская сказка).

Будь щедрым,

довольствуйся малым.

1



устный рассказ на тему, работа ; развитие самостоятельности и личной ответственности

формирование умений планировать, контролировать и оце­ нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба.

организовывать работу в паре и

в группе, сотрудничать с

одноклассниками,

договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь

согласованных правил.



15

Не завидуй.

Не предавай.


1



устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

выступать перед знакомой

аудиторией (сверстников,

родителей, педагогов) с

сообщениями, используя

иллюстративный ряд (плакаты,

макеты, презентации, отдельные

слайды, таблицы, графики,

схемы).

оформлять свои мысли в устной

и письменной речи: составлять

монологические высказывания и

небольшие повествовательные

тексты с элементами

рассуждения.



16

Будь терпим, умей

прощать.



1



устный рассказ на тему, ; развитие самостоятельности и личной ответственности

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

понимать, осознавать

культурное многообразие своей

Родины

формулировать вопросы;

отвечать на них; работать с

книгой



17


Будь честным

1



устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

осознавать ценности

нравственности и духовности в

человеческой жизни,

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной

задачей и условиями её

реализации; построения

рассуждений, отнесения к

известным понятиям;




(2 полугодие – 17 уроков)

2 часть «Основы светской этики»










18

Введение. Чему учит этика.

Об этике светской и

религиозной.


1



устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

вносить соответствующие

коррективы в их выполнение на

основе оценки и с учётом

характера ошибок; понимать

причины успеха/неуспеха

учебной деятельности

слушать собеседника, вести

диалог, признавать возможность

существования различных точек

зрения и права каждого иметь

свою собственную




Человек и его Родина.










19

Любовь к Родине – высшее

нравственное чувство.

1



устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

определять наиболее

эффективные способы

достижения результата;

овладевать логическими

действиями анализа, синтеза,

сравнения, обобщения, классификации, установления

аналогий и причинно-

следственных связей,



20

Семья – первая любовь

человека.

Дом согревает не печь, а

любовь и согласие.

1



Знакомство с понятием «стыд и вина» развитие самостоятельности и личной ответственности

определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; • понимать причины

Знание, понимание и принятие в обучающимися ценностей: добродетельные отношения, дружба

слушать собеседника, вести

диалог, признавать возможность

существования различных точек

зрения и права каждого иметь

свою собственную;

осуществлять информационный

поиск для выполнения учебных

заданий

Работа в группе



21

Труд на благо Родины.

1



Знакомство с «золотым правилом нравственности»

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:

излагать своё мнение и аргумен-

тировать свою точку зрения и

оценку событий; сотрудничать

со взрослыми и сверстниками в

различных социальных

ситуациях, умений не создавать

конфликтов и находить выходы

из спорных ситуаций



22

Лень - мать всех пороков.

1



устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; Понимание и принятие «золотого правила нравственности»

Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

слушать собеседника, вести

диалог, признавать возможность

существования различных точек

зрения и права каждого иметь

свою собственную;



23

Защита Родины – долг

гражданина!


1



Знакомство с понятием

«честь и достоинство»

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

осуществлять информационный

поиск для выполнения учебных

заданий

овладевать логическими

действиями анализа, синтеза,

сравнения, обобщения, классификации, установления

аналогий и причинно-

следственных связей,



24

Участвуем в проектной

деятельности: «Герои

фронта и тыла – патриоты

своей Родины»

1



Раскрыть понятие «совесть»

• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства

Усвоение основных терминов и понятий: «ложный стыд», вина, раскаяние. Честь и достоинство 1 Усвоение основных

осуществлять информационный

поиск для выполнения учебных

заданий



25

Праздничные дни России

1



беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстртивным материалом

формирование умений планировать, контролировать и оце­ нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Усвоение основных терминов М . 01. ■ и понятий :совесть, стыд, размышления, чувства, воля.

осуществлять информационный

поиск для выполнения учебных

заданий

овладевать логическими

действиями анализа, синтеза,

сравнения, обобщения,

классификации, установления

аналогий и причинно-

следственных связей




Человек и природа.










26

Любовь к природе – что

это значит?


1



устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:

осуществлять информационный

поиск для выполнения учебных

заданий

овладевать логическими

действиями анализа, синтеза,

сравнения, обобщения,

классификации, установления

аналогий и причинно-

следственных связей,




О добродетелях и

пороках.










27

Делать добро!

1



иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, Работа с ИКТ

тапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

Усвоение основных терминов и понятий: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

вносить соответствующие

коррективы в их выполнение на

основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать

причины успеха/неуспеха

учебной деятельности



28

О сострадании и

равнодушии. Щедрость и

милосердие.

Справедливость. О

честности, правдивости и

лживости.

1



беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

формирование умений планировать, контролировать и оце­ нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Усвоение основных терминов и понятий: джентльмен, леди

определять наиболее

эффективные способы

достижения результата;

овладевать логическими

действиями анализа, синтеза,

сравнения, обобщения,

классификации, установления

аналогий и причинно-

следственных связей,



29

О жадности и зависти.

Быть терпимыми…

1



Понятие «этикет»беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

тапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

Усвоение основных терминов и понятий: Этикет. Образец. Правила этикета.

действиями анализа, синтеза,

сравнения, обобщения,

классификации, установления

аналогий и причинно-

следственных связей,



30


Человек наедине с собой.

Добродетели ума. Совесть

– наших дел свидетель и

судья!

1



Семейные традиции. устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности

формирование умений планировать, контролировать и оце­ нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Понимание и принятие основных терминов и понятий:: Праздники, семейные праздники, государственные праздники, календарные

определять наиболее

эффективные способы

достижения результата;

овладевать логическими

действиями анализа, синтеза,

сравнения, обобщения,

классификации, установления

аналогий и причинно-

следственных связей,




Поговорим об этикете.










31

Что такое этикет

и когда он возник?

Школьный (деловой) этикет


1



устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. многонационального народа России

определять и формулировать

цель своей деятельности,

решаемую проблему,

поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать

круг возможных действий

оформлять свои мысли в устной

и письменной речи: составлять

монологические высказывания и

небольшие повествовательные

тексты с элементами

рассуждения.



32

Гостевой этикет. Столовый

этикет.


1



беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, . самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие

организовывать работу в паре и

в группе, сотрудничать с

одноклассниками,

договариваться, учитывая

разные мнения и придерживаясь

согласованных правил.



33

Участвуем в проектной

деятельности.

1



устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности

формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

выступать перед знакомой

аудиторией (сверстников,

родителей, педагогов) с

сообщениями, используя

иллюстративный ряд (плакаты,

макеты, презентации, отдельные

слайды, таблицы, графики,

схемы).



34

Подведём итоги.

1



устный рассказ на заданную тему, работа с иллюстративным материалом; развитие самостоятельности и личной ответственности

Личностные. • Формирование Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные. • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; •предметные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци

Усвоение основных терминов и понятий: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

формулировать вопросы;

отвечать на них;

Выступать перед знакомой

аудиторией (сверстников,

родителей, педагогов) с

сообщениями, используя

иллюстративный ряд (плакаты,

макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики,

схемы).




Итого:

34











Директор школы: /Е.Н.Седакова/















Материально- техническое обеспечение

1. Обеспечен учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков 4 класс, 1 часть и « Основы духовно-нравственной культуры народов России» автор Н.Ф. Виноградова 2 часть.

2. КДУ «Основы религиозных культур и светской этики»»

3. Программы курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».

4. Особенности преподавания курса «основы религиозных культур и светской этики» (тематические планы и практические занятия).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!