СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Первые дни ребенка в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования  и авторской программы Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова «Введение в школьную жизнь». 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Первые дни ребенка в школе.»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель директора по

Директор

__________/_______________/

учебной работе

_______________З.В.Исакова

Протокол № ______

________________Н.М.Булавина

Приказ №

от «___»______________201__г.

«___»______________201__г.

от«___»______________201__г.



Рабочая программа




Предмет: «Первые дни ребёнка в школе»

Класс: 1

Учитель: Лишутина Анюта Викторовна

Год составления: 2014





Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова «Введение в школьную жизнь».

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по – разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.

Да и сам учитель, и родитель заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Таким образом для того чтобы в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников в школе разработана программа «Первые дни в школе», рассчитанная на 5 дней.

Процесс адаптации к школе идет по двум направлениям.

  1. Психологическая адаптация или привыкание. Он проходит неоднородно и неравномерно, его сроки могут существенно различаться у разных детей. Работа в этом направлении может продолжаться в течение всего первого учебного года.

  2. Освоение организационных навыков и умений для учебы. Школу можно сравнить с производством: и ученику, и рабочему в начале трудовой деятельности необходимо пройти инструктаж, изучить, с чем и какими средствами и способами предстоит работать. Для школьника это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с учителем и др.

Цель программы – психологическая адаптация детей (формирование классного коллектива, выработка единой системы требований, установление взаимоотношений детей со сверстниками и учителем).

Задачи адаптационных занятий:

  • создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;

  • создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;

  • ознакомление с основными школьными правилами;

  • создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом и с учителем;

  • знакомство педагога с особенностями детей данного класса;

  • привитие навыков индивидуальной, парной и групповой работы;

  • обучение элементарным приемам обратной связи;

  • способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения;

  • создание предпосылок для групповой сплоченности класса.


Для занятий необходимо:

  1. Тонкая тетрадь в клетку без полей.

  2. Ручка.

  3. Цветные карандаши.

Рекомендации по работе с тетрадью:

Тетрадь должна быть подписана, на дом тетради не раздаются, все задания выполняются только на правой странице тетради, для того чтобы во время выполнения заданий предыдущие рисунки не отвлекали внимание учащихся, на каждой странице выполняется только одно задание.

Рекомендации по проведению занятий:

Занятия проводятся летом, одновременно со всем классом. Весь учебный материал дается в виде диалогов, игр, сюжетных уроков, а также через обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией .

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, простейшие модели ( рисунки, схемы).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


К концу учебного курса учащиеся должны знать и уметь:


  • знать основные школьные правила;

  • знать элементарные приемы обратной связи;

  • знать формы устного ответа;

  • уметь работать индивидуально, в паре, в группе;

  • уметь внимательно слушать учителя;

  • уметь работать по заданному образцу;

  • уметь находить элементарные выходы из спорных ситуаций;

  • уметь выражать свои эмоции.





Календарно - тематическое планирование.


Тема

урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения

Дата

Предметные

Метапредметные

план

факт

В день проводится по 3 занятия по 30 минут каждое.

1

Знакомство детей с учителем и между собой. «Здравствуй школа».

Играть в игру «Снежный ком».

Задавать вопросы.

Отвечать на вопросы.

Рисовать «Цветок с именем».

Знать правило «Хочешь говорить – подними руку».

Уметь задавать вопросы по теме «Знакомство».


Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения ).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, простейшие модели (рисунки, схемы).




2

Правила школьной жизни

Играть в игру «Доброе утро».

Выполнять упражнение «Чуткие руки».

Слушать сказку «Урок в лесной школе».

Выполнять упражнение «Живые деревья».

Рисовать «Подарок классу».

Знать правила поведения в школе, во время уроков.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы



3

Формы устного ответа

Играть в игру «Доброе утро», «Именной паровозик».

Играть в игру «Разыскивается…».

Отвечать хором, по цепочке.

Выполнять упражнение «Дождь», «Что растет после дождя».


Знать правила «готов к уроку», «урок окончен». Уметь отвечать хором и по цепочке.

Работать по предложенному учителем плану.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения ).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.



4

Умение выражать свои эмоции.

Выполнять задание «Любимое время года»

Рисовать «Подарок классу».

Отвечать на вопросы.


Введение правил «писать закончил», «работа выполнена». Учить выражать свои эмоции, настроение через цвет.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, простейшие модели (рисунки, схемы).



5

Парная форма работы.

Выполнять задание «Рукавичка».

Играть в игру «Путаница».

Рисовать «Фантик настроения». Работать в паре. Отвечать на вопросы.

Знать правило «Мы готовы». Иметь представление о работе в паре.

Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.



6

Школьные правила вежливости.

Выполнять упражнение «Урок или перемена».

Играть в игру на внимание «Да/нет».

Слушают ситуации о Малыше и Карлсоне - отвечают на вопросы.


Знать школьные правилами вежливости.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения ).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.



7

Школьник и дошкольник. Режим дня школьника.

Играть в игру «Раз, два, три…шепчи».

Слушать сказку «Школьник – дошкольник». Отвечать на вопросы, задавать вопросы.

Играть в игру «Море волнуется раз…».

Работать с палочками в паре.

Осознавать свой новый статус школьника. Иметь реалистичные представления о правах и обязанностях школьника и дошкольника. Знать режим дня школьника.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения

Работать по предложенному учителем плану.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения ).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.



8

Для чего ходят в школу.

Выполнять задание «Что в портфеле?».

Играть в игру на внимание «Нос, пол, потолок».

Слушать сказку «Самый лучший первоклассник». Отвечать на вопросы.

Рисовать иллюстрацию к сказке.

Вырастить на рисунке «Цветок настроения».

Иметь представление о цели посещения школы, о правах и обязанностях школьника.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения ).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, простейшие модели ( рисунки, схемы).



9

«Противоречие – люблю/не люблю»

Играть в игру на внимание «Хлопни – топни» - для чего ходят в школу.

Выполнять задание «Рисунки - загадки».

Рисовать на тему «Люблю/ не люблю».

Заполнять «Волшебную линеечку»- настроение.

Иметь представление о понятии «противоречие», терпимости к чужому мнению.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения ).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.



10

Групповая форма работы.

Выполнять упражнение «Один или два».

Выполнять задания «Рисуем вместе».

Сравнивать рисунки.

Работать в группе.

Слушать товарища.

Иметь представление о групповой форме работы, уметь слушать товарища.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения ).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, делать выводы в результате совместной работы



11

Понятие содержательной оценки.

Играть в игру на внимание «Рыба, птица, зверь».

Слушать сказку «Первые оценки». Отвечать на вопросы.

Играть в игру «Снежинка».

Выполнять задание «Узоры и волшебные лесенки».

Иметь представление о школьной оценки, пробовать позитивно оценивать результаты своей деятельности.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, простейшие модели ( рисунки, схемы).



12

Умение выражать свои мысли. Выходы из спорных ситуаций.

Выполнять упражнение «Что на свете желтого цвета».

Играть в игру на внимание «Один или два», по образцу «Эхо».

Выполнять рисунок «Мои друзья».




Уметь четко и правильно выражать свои мысли. Иметь представление о способах решения спорных ситуаций

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы




13

Учимся работать дружно.

Играть в игру «Доброе утро».

Выполнять в паре задание «Разноцветные варежки».

Иметь представление о правилах школьной жизни, об отношении друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.



14

Школьные принадлежнос-ти. Работа по образцу.

Выполнять задания графического диктанта на слух, зрительно.

Выполнять пальчиковую гимнастику.

Выполнять упражнение «Езда по дорожке» - ориентироваться на листе бумаги.


Иметь представление о способах оценивания своих работ, знать и называть школьные принадлежности. Уметь слушать инструкцию учителя.

Работать по предложенному учителем плану.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения ).

Слушать и понимать речь других.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, простейшие модели ( рисунки, схемы).



15

Праздник: «Первоклассное путешествие».

Выполнять задание «В роще незнакомцев» - узнать человека по описанию.

Отвечать хором, шёпотом, по цепочки.

Подсказывать с учётом правил. Работать в паре, в группе.

Рисовать по хлопку.

Рисовать «Подарок классу».

Выбирать лепесток настроения.

Иметь положительное эмоциональное отношение к школе.

Работать по предложенному учителем плану, в паре, в группе.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.





Литература.



  1. Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова «Введение в школьную жизнь». Генезис Москва 2003.

  2. «Здравствуй школа». Под редакцией Пилипко Н.В. Москва. УЦ «ПЕРСПЕКТИВА».

  3. С.И.Гин, И.Е.Прокопенко. Первые дни в школе. Минск: ПК ООО Поли Бич, 1997.

  4. Е.В.Колесникова «Готов ли ваш ребенок к школе?». Тесты. Издательство ЮВЕНТА Москва 2001

Отслеживание результатов.

  1. Е.В.Колесникова «Готов ли ваш ребенок к школе?». ТЕСТЫ.

  2. Тест для записи детей в школу.

  3. Оценка готовности детей к школе.

  4. Заполнение диагностической карты ребенка.



Диагностическая карта ребенка.

  1. Общий уровень развития.

  • знание времен года………………………….

  • Знание месяцев, их последовательности……………..

  • Умение рассказывать стихотворение………………..

  • Умение выделять главное……………………..

  • Умение сравнивать…………………….

  • Умение выделять лишний предмет……………………….

  • Умение решить задачу по образцу…………………………

  • Умение проверить правильность задания………………..

  1. Развитие речи.

  • составление рассказа по сюжетной картинке

самостоятельно………………..

с помощью вопросов……………………

* умение завершить незаконченный рассказ………

рассказывание сказки………………………

  • словарный запас……………..

  • умение ответить на отдельный вопрос………..

  • умение поставить вопрос к картинке…………..

  1. Обучение грамоте.

  • умение читать…(способ)…………………..

  • умение выделять звуки из слова…………..

  • умение делить слово на слоги………………..

  • умение составлять предложение о предмете……………..

  1. Математика.

  • счет до 10……………………..

  • решение простых задач на сложение и вычитание………..

  • знание цифр…………………………

  • умение разложить цифры в порядке возрастания…………

  • в порядке убывания……………………..

  • пространственное представление………………









ТЕСТ ДЛЯ ЗАПИСИ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ.

  1. Назови свое имя.

  2. Назови ФИО папы и мамы.

  3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь когда вырастишь?

  4. У тебя есть сестра или брат? Кто старше?

  5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два, три?

  6. Сейчас утро или вечер, день или ночь?

  7. Когда завтракаешь утром или вечером, обедаешь утром или днем, что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?

  8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

  9. Кем работает твой отец и мать?

  10. Ты любишь рисовать? Какого цвета предмет?

  11. Какое сейчас время года: лето, осень , весна, зима. Почему так решил?

  12. Когда можно кататься на санках зимой или летом?

  13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

  14. Что делает почтальон, врач, учитель?

  15. Зачем нужен в школе звонок, парта, портфель?

  16. Ты сам хочешь пойти в школу?

  17. Какую руку поднимают ученики когда хотят ответить?

  18. Покажи свой правый глаз. Для чего нужны глаза, уши?

  19. Каких животных знаешь?

  20. Кто больше корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног у собаки или петуха?

  21. Что больше 8 или 5? 5 или 3.

  22. Что нужно сделать если сломаешь нечаянно чужую вещь?


ОЦЕНКА

Правильный ответ – 1 балл, за неправильный, не полный – 0,5 балла.

Менее 15 баллов – психофизическое обследование:

24 – 29 - школьно – зрелый ребенок;

20 -24 – среднезрелый;

15- 20 незрелый




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!