Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ И.А. Парыгина (подпись) (ФИО) Протокол № ______ от «_____» ________ 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ О.А. Пичугина (подпись) (ФИО) Протокол № ______ от «_____» ________ 2017 г. | «Утверждено» Директор _________ Т.Н.Желтенко (подпись) (ФИО) Приказ № _____ от «____»__________ 2017 г. |
Рабочая программа
по алгебре
класс 7
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Парыгина И.А.
Учитель математики 1 категории
МКОУ СОШ с. Биджан
Биджан-2017
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовой базы по федеральному государственному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) для 7-х классов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом 01.02.2011 г. № 19644);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN978-5-09-0190430-5.-http://www.prosv.ru/attachment.aspx?id=23395;
- Примерная программа по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5-9 класс» - М.: Просвещение, 2011 г. – с.11- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2627;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 г. № 199;
- Письмо комитета образования ЕАО от 05.04.2017 г. № 1240/17 «Об организации образовательной деятельности в 2017/2018 учебном году».
- Приказ ОУ «Об утверждении учебного плана на 2017/2018учебный год» от 07 июня 2017 г.
- Программа общеобразовательных учреждений «Алгебра» 7-9 классы 2011 г. под ред.Т.А.Бурмистровой.
Предметными результатами изучения предмета «Алгебры» являются следующие умения.
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями, выполнять разложение многочленов на множители, выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
извлекать информацию, представленную в таблицах, диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Требования к результатам обучения учащихся
к концу 7-го класса
В результате изучения математики на базовом уровне учащиеся должны
Знать:
• Технику преобразования целых и дробных выражений;
• Основные приёмы решения уравнений, сводящихся к линейным;
• Решение текстовых задач методом уравнений;
• Приёмы разложения на множители;
• Технику работы на координатной прямой и на координатной плоскости;
Уметь:
• Находить десятичное приближение обыкновенных дробей, выполнять действия с числами;
• Осуществлять перевод задач на язык формул, выполнять числовые подстановки в формулы, выражать переменные из формул;
• Упрощать несложные произведения, раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
• Решать линейные уравнения, показывать некоторые технические приёмы решения;
• Строить графики функций у=х, у=х2, у=х3, у=|х|
• Выполнять действия над степенями с натуральными показателями;
• Выполнять действия с многочленами, применять формулы сокращенного умножения;
• Выполнять разложение многочлена на множители;
• Оценивание вероятности случайного события по его частоте.
Требования к подготовке учащихся
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики, свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Содержание учебного предмета
Номер параграфа | Содержание материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
7 класс |
Глава 1 Дроби и проценты | 12 | Сравнивать и упорядочивать рациональные числа. Выполнять вычисления с рациональными числами, вычислять значения степеней с натуральными показателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении и в вычислениях. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать эти данные. Решать задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор). Приводить примеры числовых данных (цена, рост, время на дорогу), находить среднее арифметическое, моду и размах числовых наборов, в том числе извлекая необходимую информацию из таблиц и диаграмм. Приводить содержательные примеры использования среднего арифметического, моды и размаха для описания данных (демографические и социологические данные. Спортивные показатели и другие) |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 | Сравнение дробей Вычисления с рациональными числами Степень с натуральным показателем Задачи на проценты Статистические характеристики Зачет № 1 | 2 2 2 3 2 1 |
Глава 2. Прямая и обратная пропорциональность | 8 | Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам, выражать из формул одни величины через другие. Распознавать прямую и обратную зависимости. Использовать свойства прямой и обратной пропорциональности для выполнения практических расчётов. Решать текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости, на пропорциональное деление (в том числе с контекстом из смежных дисциплин, из реальной жизни). Анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
2.1 2.2 2.3 2.4 | Зависимость и формулы Прямая пропорциональность Пропорции. Решение задач с помощью пропорций Пропорциональное деление Зачёт № 2 | 1 2 2 2 1 |
Глава 3. Введение в алгебру | 10 | Применять язык алгебры при выполнении элементарных знаково-символических действий: использовать буквы для обозначения чисел, для записи общих утверждений; моделировать буквенными выражениями условия, описанные словесно, рисунком или чертежом; преобразовывать алгебраические суммы и произведения (выполнять приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок, упрощение произведений). Выполнять числовые подстановки в буквенное выражение, вычислять числовое значение буквенного выражения |
3.1 3.2 3.3 3.4 | Буквенная запись свойств действий над числами Преобразование буквенных выражений Раскрытие скобок Приведение подобных слагаемых Зачёт № 3 | 1 3 2 3 1 |
Глава 4. Уравнения | 11 | Переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения. Проводить доказательные рассуждения о корнях уравнения с опорой на определение корня. Объяснять и формулировать правила преобразования уравнений. Конструировать алгоритм решения линейных уравнений, распознавать линейные уравнения, решать линейные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к ним, с помощью простейших преобразований. Решать текстовые задачи алгебраическим: составлять уравнение по условию задачи, решать составленное уравнение. Проводить рассуждения, основанные на интерпретации условия поставленной задачи, для поиска целых корней некоторых несложных нелинейных уравнений. |
4.1 4.2 4.3 4.4 | Алгебраический способ решения задач Корни уравнения Решение уравнений Решение задач с помощью уравнений Зачёт №4 | 1 1 5 3 1 |
Глава 5. Координаты и графики | 9 | Изображать числа точками координатной прямой, пары чисел точками координатной плоскости. Строить на координатной плоскости геометрические изображения множеств, заданных алгебраически, описывать множества точек координатной плоскости (области, ограниченные горизонтальными и вертикальными прямыми и пр.) алгебраическими соотношениями. Строить графики простейших зависимостей, заданных алгебраическими соотношениями, проводить несложные исследования особенностей этих графиков. Моделировать реальные зависимости графиками. Читать графики реальных зависимостей. |
5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 | Множество точек на координатной прямой Расстояние между точками координатной прямой Множество точек на координатной плоскости Графики Ещё несколько важных графиков Графики вокруг нас Зачёт № 5 | 1 1 2 2 1 1 |
Глава 6. Свойства степени с натуральным показателем | 9 | Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем, применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций (диагонали многоугольника, рукопожатия, число кодов, шифров, паролей и т.п.). Распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления |
6.1 6.2 6.3 6.4 | Произведение и частное степеней Степень степени, произведения и дроби Решение комбинаторных задач Перестановки Зачет № 6 | 3 2 2 1 1 |
Глава 7. Многочлены | 17 | Выполнять действия с многочленами. Доказывать формулы сокращённого умножения (для двухчленов), применять их в преобразованиях выражений и вычислениях. Поводить исследования для конструирования и последующего доказательства новых формул сокращённого умножения. Решать уравнения, сводящиеся к линейным уравнениям Решать текстовые задачи алгебраическим способом: моделировать условие задачи рисунком, чертежом; переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное уравнение |
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 | Одночлены и многочлены Сложение и вычитание многочленов Умножение одночлена на многочлен Умножение многочлена на многочлен Формулы квадрата суммы и квадрата разности Решение задач с помощью уравнений Зачёты № 7-8 | 1 2 2 3 4 3 2 |
Глава 8. Разложение многочленов на множители | 17 | Выполнять разложение многочленов на множители, применять различные способы; анализировать многочлен и распознавать возможность применения того или иного приема разложения его на множители. Применять различные формы самоконтроля при выполнении преобразований. Применять разложение на множители к решению уравнений |
8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 | Вынесение общего множителя за скобки Способ группировки Формула разности квадратов Формулы разности и суммы кубов Разложение на множители с применением нескольких способов Решение уравнений с помощью разложения на множители Зачет № 9 | 3 3 3 2 3 2 1 |
Глава 9. Частота и вероятность | 5 | Проводить эксперименты со случайными исходами, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты. Вычислять частоту случайного события, оценивать вероятность с помощью частоты, полученной опытным путем; прогнозировать частоту наступления события по его вероятности. Приводить примеры случайных событий, в частности достоверных и невозможных событий, маловероятных событий. Приводить примеры равновероятных событий |
9.1 9.2. | Относительная частота случайного события Вероятность случайного события Зачет № 10 | 2 2 1 |
Повторение. Итоговый тест за курс 7 класса | 7 | |
Программа общеобразовательных учреждений «Алгебра» 7-9 классы под ред.Т.А.Бурмистровой рассчитана в 7 классе 102 ч. . Рабочая программа разработана на 105 ч. (3 часа в неделю), т.к. в 2017/18 уч. году 35 учебных недель.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Самостоятельные работы | Зачёты |
1 | Дроби и проценты | 12 | 2 | 1 |
2 | Прямая и обратная пропорциональности | 8 | 2 | 1 |
3 | Введение в алгебру | 10 | 2 | 1 |
4 | Уравнения | 11 | 3 | 1 |
5 | Координаты и графики | 9 | 2 | 1 |
6 | Свойства степени с натуральным показателем | 9 | 3 | 1 |
7 | Многочлены | 17 | 5 | 2 |
8 | Разложение многочленов на множители | 17 | 4 | 1 |
9 | Частота и вероятность | 5 | - | 1 |
10 | Итоговое повторение | 7 | | Итоговый тест за курс алгебры 7 класса |
| Итого | 105 | 23 | 10 |
Формы организации образовательного процесса:
творческая деятельность;
исследовательские проекты;
публичные презентации;
лекции;
самостоятельная деятельность;
практическая деятельность (решение задач, выполнение практических работ ).
Формы контроля:
текущий;
промежуточный;
итоговый;
индивидуальная работа;
групповая работа;
тематический.
Виды контроля:
Календарно-тематическое планирование по алгебре 7 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема раздела, урока | Дата | Фактическая дата |
1 | 1 | Сравнение дробей | | |
2 | 1 | Сравнение дробей | | |
3 | 1 | Сложение и вычитание рациональных чисел | | |
4 | 1 | Умножение и деление рациональных чисел | | |
5 | | Степень с натуральным показателем. | | |
6 | 1 | Степень с натуральным показателем. Самостоятельная работа № 1. | | |
7 | 1 | Задачи на проценты | | |
8 | 1 | Решение задач на проценты | | |
9 | 1 | Решение задач на проценты. Самостоятельная работа № 2. | | |
10 | 1 | Среднее арифметическое, мода, размах | | |
11 | 1 | Статистические характеристики. Входная работа | | |
12 | 1 | Зачёт № 1 по теме: «Дроби и проценты» | | |
13 | 1 | Работа над ошибками. Зависимости и формулы | | |
14 | 1 | Прямая пропорциональность и обратная пропорциональность | | |
15 | 1 | Прямая пропорциональность и обратная пропорциональность. Самостоятельная работа № 3 | | |
16 | 1 | Пропорции. Решение задач с помощью пропорций | | |
17 | 1 | Пропорции. Решение задач с помощью пропорций. Самостоятельная работа № 4 | | |
18 | 1 | Пропорциональное деление. | | |
19 | 1 | Подготовка к зачёту по теме: «Прямая и обратная пропорциональность» | | |
20 | 1 | Зачёт № 2 по теме: «Прямая пропорциональность и обратная пропорциональность» | | |
21 | 1 | Работа над ошибками. Буквенная запись свойств действий над числами | | |
22 | 1 | Преобразование буквенных выражений | | |
23 | 1 | Преобразование буквенных выражений | | |
24 | 1 | Преобразование буквенных выражений | | |
25 | 1 | Раскрытие скобок | | |
26 | 1 | Раскрытие скобок. Самостоятельная работа № 5 | | |
27 | 1 | Приведение подобных слагаемых | | |
28 | 1 | Приведение подобных слагаемых с раскрытием скобок. . Самостоятельная работа № 6 | | |
29 | 1 | Упрощение выражений. | | |
30 | 1 | Зачёт № 2 по теме: « Введение в алгебру» | | |
31 | 1 | Работа над ошибками. Алгебраический способ решения задач | | |
32 | 1 | Корни уравнения. Самостоятельная работа № 7 | | |
33 | 1 | Решение уравнений | | |
34 | 1 | Решение уравнений | | |
35 | 1 | Решение уравнений. Самостоятельная работа № 8 | | |
36 | 1 | Решение уравнений. | | |
37 | 1 | Решение уравнений. | | |
38 | 1 | Решение задач на составление уравнений | | |
39 | 1 | Решение задач на составление уравнений. Самостоятельная работа № 8 | | |
40 | 1 | Подготовка к зачёту по теме : «Уравнения» | | |
41 | 1 | Зачёт № 4 по теме: «Уравнения» | | |
42 | 1 | Работа над ошибками. Множество точек на координатной прямой | | |
43 | 1 | Расстояние между точками на координатной прямой | | |
44 | 1 | Множество точек на координатной плоскости | | |
45 | 1 | Множество точек на координатной плоскости | | |
46 | 1 | Графики | | |
47 | 1 | Графики линейных функций Самостоятельная работа № 9 | | |
48 | 1 | График квадратичной функции. График кубической функции | | |
49 | 1 | Графики вокруг нас. Самостоятельная работа № 10 | | |
50 | 1 | Зачёт № 5 по теме: «Графики» | | |
51 | 1 | Работа над ошибками. Произведение и частное степеней | | |
52 | 1 | Произведение и частное степеней | | |
53 | 1 | Преобразование выражений, содержащих степени. Самостоятельная работа № 11 | | |
54 | 1 | Степень степени | | |
55 | 1 | Степень произведения и дроби. Самостоятельная работа № 12 | | |
56 | 1 | Решение комбинированных задач | | |
57 | | Решение комбинированных задач | | |
58 | 1 | Перестановки. Самостоятельная работа № 13 | | |
59 | 1 | Зачёт № 6 по теме: «Степени с натуральными показателями» | | |
60 | 1 | Работа над ошибками. Одночлены и многочлены | | |
61 | 1 | Сложение и вычитание многочленов | | |
62 | 1 | Сложение и вычитание многочленов. Самостоятельная работа № 14 | | |
63 | 1 | Умножение одночлена на многочлен | | |
64 | 1 | Умножение одночлена на многочлен Самостоятельная работа № 15 | | |
65 | 1 | Умножение многочлена на многочлен. Преобразование выражений | | |
66 | 1 | Умножение многочлена на многочлен. | | |
67 | 1 | Умножение многочлена на многочлен. Самостоятельная работа № 16 | | |
68 | 1 | Формулы квадрата суммы и квадрата разности | | |
69 | 1 | Преобразование выражений с использованием формул квадрата суммы и квадрата разности | | |
70 | 1 | Формулы квадрата суммы и квадрата разности. | | |
71 | 1 | Формулы квадрата суммы и квадрата разности. Самостоятельная работа № 17 | | |
72 | 1 | Зачёт № 7 по теме: «Многочлены» | | |
73 | 1 | Решение задач на движение с помощью уравнений | | |
74 | 1 | Решение задач с помощью уравнений. Самостоятельная работа № 18 | | |
75 | 1 | Решение задач на движение с помощью уравнений | | |
76 | 1 | Зачёт № 8 по теме: «Многочлены» | | |
77 | 1 | Работа над ошибками. Вынесение общего множителя за скобки | | |
78 | 1 | Разложение на множители путём вынесения общего множителя за скобки | | |
79 | 1 | Сокращение дробей. Самостоятельная работа № 19 | | |
80 | 1 | Способ группировки | | |
81 | 1 | Способ группировки | | |
82 | 1 | Разложение на множители способом группировки. Самостоятельная работа № 20 | | |
83 | 1 | Формула разности квадратов | | |
84 | 1 | Формула разности квадратов | | |
85 | | Формула разности квадратов | | |
86 | 1 | Формула разности и суммы кубов | | |
87 | 1 | Формула разности квадратов, разности и суммы кубов. Самостоятельная работа № 21 | | |
88 | 1 | Разложение на множители с применением нескольких способов | | |
89 | 1 | Разложение на множители с применением нескольких способов | | |
90 | 1 | Разложение на множители с применением нескольких способов. Самостоятельная работа № 22 | | |
91 | 1 | Решение уравнений с помощью разложения на множители | | |
92 | 1 | Решение уравнений с помощью разложения на множители | | |
93 | 1 | Зачёт № 9 по теме: «Разложение многочленов на множители» | | |
94 | 1 | Работа над ошибками. Случайные события | | |
95 | 1 | Относительная частота случайного события | | |
96 | 1 | Вероятность случайного события | | |
97 | 1 | Вероятность случайного события | | |
98 | 1 | Зачёт № 10 по теме: «Частота и вероятность» | | |
99 | 1 | Повторение по теме: «Решение задач с помощью уравнения» | | |
100 | 1 | Повторение по теме: «Степени с натуральным показателем» | | |
101 | 1 | Повторение по теме: «Координаты и графики» | | |
102 | 1 | Повторение по теме: «Разложение на множители» | | |
103 | 1 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | | |
104 | 1 | Работа над ошибками | | |
105 | 1 | Повторение по теме: «Решение уравнений» | | |