Пояснительная записка
к рабочей программе по алгебре 8 класс
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на
основе следующих документов:
1. Ю.Н. Макарычев , Н.Г.Миндюк и др. Программы по алгебре. 7 класс.//Программы
общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель:
Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
2. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г.
Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2012 г.
Преподавание ведется по варианту – 3 часа в неделю, всего 105 часа, в том
числе: Контрольных работ – 11
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
• развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
• сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
• овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
• изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
• получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих
вероятностный характер;
• развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
• сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших
средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Требования к математической подготовке учащихся 8 класса
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
• существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
• решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
• интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание материала
1. Рациональные дроби (23 ч)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у=k/x и ее график.
Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений. Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими. При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел. Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции y =k/x .
2. Квадратные корни (19 ч)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция y = x ее свойства и график.
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни. В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс. При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора. Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, тождества, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби. Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа. Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция y = x , ее свойства и график. При изучении функции y = x показывается ее взаимосвязь с функцией y = x2 , где x ≥ 0.
3. Квадратные уравнения (21 ч)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач. В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида. Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители. Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
4. Неравенства (20 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы. Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности. Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств. В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств. При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах b, ах
5. Степень с целым показателем. (7 ч)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенные
вычисления.
Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях. В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Элементы статистики (11 ч)
События и вероятности и элементы комбинаторики
Случайные события, вероятности и частоты, монета и игральная кость. Математическое описание случайных явлений: случайные опыты, элементарные события и равновозможные элементарные события, вероятности элементарных событий и благоприятствующие элементарные события, опыты.
Основная цель - рассказать обучающихся не только о существовании жестких связей между явлениями и событиями, которые представлены в форме законов физики, химии, математики, но и с математической наукой о случайном и закономерностях случайного. Выработать необходимость формирования современного мировоззрения,
для которого одинаково важны представления и о жестких связях, и о случайном. В 8 классе вводится понятие перестановки, сочетаний, факториала. Формируется умение вычислять вероятности и частоты случайных событий на примерах бросания монет и игральных костей, решать на вычисления вероятностей перестановок и сочетаний. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения задач на вычисление различных сочетаний в задачах на вычисление вероятностей, как задач входящих в ГИА и ЕГЭ.
6. Повторение (11 ч)
Календарно-тематическое планирование
по алгебре в 8 классе
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во час | Даты проведения |
план | факт |
Глава I. Рациональные дроби 23часа |
| Рациональные дроби и их свойства | | | |
1 | Рациональные выражения | 1 | | |
2 | Преобразование рациональных выражений | 1 | | |
3 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 1 | | |
4 | Сокращение дробей | 1 | | |
5 | Практикум по теме «Сокращение дробей» | 1 | | |
| Сумма и разность дробей | | | |
6 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
7 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
8 | Сложение дробей с разными знаменателями | 1 | | |
9 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | |
10 | Преобразование дробных выражений | 1 | | |
11 | Действия с дробями | 1 | | |
12 | Контрольная работа № 1. Тема: «Рациональные дроби» | 1 | | |
| Произведение и частное дробей. | | | |
13 | Анализ контрольной работы. Умножение дробей. | 1 | | |
14 | Умножение дробей. | 1 | | |
15 | Возведение дроби в степень | 1 | | |
16 | Деление дробей. | 1 | | |
17 | Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление дробей». | 1 | | |
18 | Преобразование рациональных выражений | 1 | | |
19 | Практикум по теме: «Преобразование выражений». | 1 | | |
20 | Функция у = k / x и её свойства. | 1 | | |
21 | График функции у = k / x | 1 | | |
22 | Построение графика функции у = k / x. | 1 | | |
23 | Контрольная работа № 2. Тема: «Произведение и частное дробей» | 1 | | |
Глава II. Квадратные корни 19 часов |
| Действительные числа | | | |
24 | Анализ контрольной работы. Рациональные числа | 1 | | |
25 | Иррациональные числа | 1 | | |
| Арифметический квадратный корень | | | |
26 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 1 | | |
27 | Вычисление квадратных корней | 1 | | |
28 | Уравнение х2 = а | 1 | | |
29 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | 1 | | |
30 | Функция у = √х и ее график | 1 | | |
| Свойства арифметического квадратного корня | | | |
31 | Квадратный корень из произведения и дроби | 1 | | |
32 | Квадратный корень из степени | 1 | | |
33 | Преобразование выражений. | 1 | | |
34 | Контрольная работа № 3. «Квадратные корни» | 1 | | |
| Применение свойств арифметического квадратного корня | | | |
35 | Анализ контрольной работы №3. Вынесение множителя из-под знака корня. | 1 | | |
36 | Внесение множителя под знак корня | 1 | | |
37 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | | |
38 | Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби | 1 | | |
39 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | | |
40 | Преобразование выражений | 1 | | |
41 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | | |
42 | Контрольная работа № 4. «Применение свойств арифметического квадратного корня» | 1 | | |
Глава III. Квадратные уравнения 21час |
| Квадратное уравнение и его корни | | | |
43 | Анализ контрольной работы №4. Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения | 1 | | |
44 | Решение неполных квадратных уравнений | 1 | | |
45 | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена | 1 | | |
46 | Решение квадратных уравнений по формуле | 1 | | |
47 | Решение квадратных уравнений с чётным вторым коэффициентом. | 1 | | |
48 | Решение квадратных уравнений по формулам | 1 | | |
49 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | | |
50 | Решение текстовых задач | 1 | | |
51 | Теорема Виета | 1 | | |
52 | Решение уравнений с помощью теоремы Виета | 1 | | |
53 | Контрольная работа № 5. «Квадратные уравнения» | 1 | | |
| Дробные рациональные уравнения | | | |
54 | Анализ контрольной работы №5. Дробные рациональные уравнения | 1 | | |
55 | Решение дробных рациональных уравнений | 1 | | |
56 | Решение рациональных уравнений | 1 | | |
57 | Решение уравнений. Самостоятельная работа | 1 | | |
58 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 1 | | |
59 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | |
60 | Решение текстовых задач с помощью уравнений | 1 | | |
61 | Графический способ решения уравнений | 1 | | |
62 | Решение уравнений с помощью графика. | 1 | | |
63 | Контрольная работа № 6 «Дробные рациональные уравнения» | 1 | | |
Глава IV. Неравенства 20часов |
| Числовые неравенства и их свойства | | | |
64 | Анализ контрольной работы №6. Числовые неравенства | 1 | | |
65 | Числовые неравенства. Сравнение чисел | 1 | | |
66 | Свойства числовых неравенств | 1 | | |
67 | Свойства числовых неравенств. Оценка величин | 1 | | |
68 | Сложение числовых неравенств | 1 | | |
69 | Умножение числовых неравенств | 1 | | |
70 | Сложение и умножение числовых неравенств | 1 | | |
71 | Погрешность и точность приближения | 1 | | |
72 | Контрольная работа № 7 «Числовые неравенства и их свойства» | 1 | | |
| Неравенства с одной переменной и их системы | | | |
73 | Анализ контрольной работы №7. Пересечение и объединение множеств | 1 | | |
74 | Числовые промежутки. | 1 | | |
75 | Решение неравенств с одной переменной | 1 | | |
76 | Решение неравенств | 1 | | |
77 | Решение двойных неравенств | 1 | | |
78 | Решение неравенств. Самостоятельная работа | 1 | | |
79 | Решение систем неравенств с одной переменной | 1 | | |
80 | Решение систем неравенств | 1 | | |
81 | Решение неравенств и систем неравенств | 1 | | |
82 | Решение систем неравенств с одной переменной | 1 | | |
83 | Контрольная работа № 8 «Неравенства с одной переменной и их системы» | 1 | | |
Глава V. Степень с целым показателем. Элементы статистики 11 часов |
| Степень с целым показателем и её свойства | 7 | | |
84 | Анализ контрольной работы №8. Определение степени с целым отрицательным показателем | 1 | | |
85 | Вычисление степеней с целым отрицательным показателем | 1 | | |
86 | Свойства степени с целым показателем | 1 | | |
87 | Вычисление степеней с целым отрицательным показателем | 1 | | |
88 | Стандартный вид числа | 1 | | |
89 | Запись приближенных значений | 1 | | |
90 | Контрольная работа № 9. Тема: «Степень с целым показателем» | 1 | | |
| Элементы статистики | 4 | | |
91 | Анализ контрольной работы №9. Сбор и группировка статистических данных | 1 | | |
92 | Наглядное представление информации в виде диаграммы | 1 | | |
93 | Наглядное представление информации в виде гистограммы | 1 | | |
94 | Представление статистической информации | 1 | | |
Повторение 11часов |
95 | Повторение. Рациональные дроби | 1 | | |
96 | Повторение. Квадратные корни. Квадратные уравнения | 1 | | |
97 | Решение квадратных уравнений. | 1 | | |
98 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | | |
99 | Решение текстовых задач. | 1 | | |
100 | Повторение. Неравенства | | | |
101 | Решение линейных неравенств. | | | |
102 | Повторение. Степень с целым показателем | 1 | | |
103- 104 | Итоговая контрольная работа № 10 | 2 | | |
105 | Итоговый урок | 1 | | |











Список литературы
Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2012г.
Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
Тесты «Алгебра 7-9» под редакцией Алтынов П.И.
Электронное приложение к учебнику «Алгебра 8 класс».