1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по алгебре и началам математического анализа для 10-11 классов разработана на основе авторской программы по алгебре и началам математического анализа Ю.М. Колягина, М.В.Ткачевой, Н.Е.Федоровой, М.И. Шабунина (Программа по алгебре и началам математического анализа (базовый уровень). Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа, 10-11 классы, М. Просвещение, 2009), в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике, предназначена для работы по УМК Ю.М. Колягина, М.В.Ткачевой, Н.Е.Федоровой, М.И. Шабунина на базовом уровне.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации для изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне обучения на этапе среднего (полного) общего образования отводится не менее 170 часов за два года обучения.
Данная рабочая программа рассчитана на 207 часов, в том числе контрольных работ – 15ч, Контрольные работы составлены с учетом обязательных результатов обучения, они завершают изучение разделов: «Степень с действительным показателем», «Степенная функция», «Показательная функция», «Логарифмическая функция», «Тригонометрические формулы», «Тригонометрические уравнения», «Тригонометрические функции», «Производная и ее геометрический смысл», «Применение производной к исследованию функции», «Первообразная и интеграл», «Комбинаторика», «Элементы теории вероятностей», «Уравнения и неравенства с двумя переменными», по результатам итогового повторения проводится 2-х часовая контрольная работа.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
- выполнения расчетов практического характера;
-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
2.Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов | Контр. работ |
10 класс |
| Диагностическая самостоятельная работа | 1 ч | |
Гл.4 | Степень с действительным показателем | 14ч | 1ч |
Гл. 5 | Степенная функция | 16ч | 1ч |
Гл.6 | Показательная функция | 14ч | 1ч |
Гл.7 | Логарифмическая функция | 18ч | 1ч |
Гл.8 | Тригонометрические формулы | 22ч | 1ч |
Гл.9 | Тригонометрические уравнения | 19ч | 1ч |
| Итоговый урок | 1ч | |
| Итого (10кл) | 105ч | 6ч |
11 класс |
Гл.1 | Тригонометрические функции | 18ч | 1ч |
Гл.2 | Производная и ее геометрический смысл | 18ч | 1ч |
Гл.3 | Применение производной к исследованию функции | 13ч | 1ч |
Гл.4 | Первообразная и интеграл | 10ч | 1ч |
Гл.5 | Комбинаторика | 9ч | 1ч |
Гл.6 | Элементы теории вероятностей | 7ч | 1 |
Гл.8 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 7ч | 1 |
| Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа | 20ч | 2ч |
| Итого (11кл) | 102ч | 9ч |
| Итого | 207ч. | 15ч |
3.Содержание тем учебного курса. 10 класс. Глава IV Степень с действительным показателем (14 часов, из них контрольных работ 1 ч). ( 3 ч добавлено за счет школьного компонента)
Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным, рациональным и действительным показателем.
Глава V. Степенная функция (16 часов, из них контрольных работ 1 час). (3 ч добавлено за счет школьного компонента)
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения.
Глава VI. Показательная функция (14 часов, из них контрольных работ 1 час). ( 4 ч добавлено за счет школьного компонента)
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Глава VII. Логарифмическая функция (18ч, из них контрольных работ 1 час). (3 ч добавлено за счет школьного компонента)
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Глава VIII. Тригонометрические формулы (22 часов, из них контрольных работ 1 час). (2 ч добавлено за счет школьного компонента)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса, тангенса угла. Знаки синуса, косинуса, тангенса. Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов α и –α. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Глава IX. Тригонометрические уравнения (19 часов, из них контрольных работ 1 час). (4 ч добавлено за счет школьного компонента)
Простейшие тригонометрические уравнения.. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные уравнения. Метод замены неизвестного и разложения на множители.
11 класс. Глава I. Тригонометрические функции (18ч, из них контрольных работ 1час)
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функции y=cosx и ее график Свойства функции y=sinx и ее график Свойства функции y=tgx и ее график. Обратные тригонометрические функции.
Глава II Производная и ее геометрический смысл.(18ч, из них контрольных работ 1час)
Предел последовательности. Предел функции. Непрерывность функции. Определение производной. Правила дифференцирования. Производная степенной функции. Производные элементарных функций. Геометрический смысл производной.
Глава III Применение производной к исследованию функции (13ч, из них контрольных работ 1час)
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба. Построение графиков функций.
Глава IV Первообразная и интеграл (10ч, из них контрольных работ 1час)
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Вычисление площадей фигур с помощью интегралов. Применение интегралов для решения физических задач. Простейшие дифференциальные уравнения.
Глава V Комбинаторика (9ч, из них контрольных работ 1час)
Правило произведения. Размещения с повторениями. Перестановки. Размещения без повторений. Сочетания без повторений и бином Ньютона.
Глава VI Элементы теории вероятностей (7ч, из них контрольных работ 1час)
Вероятность события. Сложение вероятностей. Условная вероятность. Независимость событий. Вероятность произведения независимых событий. Формула Бернулли.
Глава VIII Уравнения и неравенства с двумя переменными (7ч, из них контрольных работ 1час)
Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными. Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными. Уравнения и неравенства с двумя переменными, содержащие параметры.
Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа (19ч, из них контрольных работ 2ч)
4. Требования к уровню подготовки выпускников по алгебре и началам математического анализа. знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
Алгебра
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
уметь
Вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
Исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
Вычислить в простейших случаях площади с использованием первообразной
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
5. Учебно-методическое обеспечение
Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 10кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни /. Ю.М. Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И. Шабунин под ред. А.Б. Жижченко. – М.: Просвещение, 2008
Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 11кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни /. Ю.М. Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И. Шабунин под ред. А.Б. Жижченко. – М.: Просвещение, 2008
Федорова Н.Е. Изучение алгебры и начал математического анализа в 10 классе: кн. для учителя/ Н.Е.Федорова, М.и. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008
Федорова Н.Е. Изучение алгебры и начал математического анализа в 11 классе: кн. для учителя/ Н.Е.Федорова, М.и. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008.
Л.И.Звавич, Л.Я.Шляпочник Контрольные и проверочные работы по алгебре. 10-11 классы. Методическое пособие. М.издательский дом «Дрофа», 1996П.И.Алтынов Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. М.»Дрофа», 2001
Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.и.Шварцбурд Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы. М.Просвещение, 2002
6. Материально - техническое обеспечение
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (К и М);
2.CD «АЛГЕБРА не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности);. «Математика, 5 - 11».
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
– Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru/
– Тестирование online: 5 - 11 классы : http://www.kokch.kts.ru/cdo/
– Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
– Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
– Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
– Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
– сайты «Энциклопедий энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/ ; http://www.encyclopedia.ru/
Календарно-тематическое планирование по алгебре и началам математического анализа (10класс, базовый уровень)
№ урока | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Планируемая Дата проведения | Фактическая дата проведения |
Контроль-ная работа, ч | Самостоя-тельная работа (кол-во) |
1 | Диагностическая самостоятельная работа | 1 | - | 1 | | |
| Степень с действительным показателем(14ч) |
2 | Действительные числа §1, гл.4 | 1 | - | - | | |
3,4 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия §2, гл.4 | 2 | - | - | | |
5,6 | Арифметический корень натуральной степени §3, гл 4 | 2 | - - | - | | |
7, 8 | Арифметический корень натуральной степени §3, гл.1 Выполнение заданий на преобразование корней | 2 | 1 | | |
9,10 | Степень с рациональным показателем, гл.4, §4, п.1 | 2 | - | - | | |
11 | Степень с действительным показателем, гл.4, §3, п.2 | 1 | - | - | | |
12, 13 | Степень с рациональным и действительным показателем §4, гл.4 | 2 | - | - | | |
14 | Обобщение изученного. Подготовка к контрольной работе | 1 | - | 1 | | |
15 | Контрольная работа по теме «Степень с действительным показателем» | 1 | 1 | - | | |
| Степенная функция(16ч) |
16 | Анализ контрольной работы Степенная функция, ее свойства и график §1, гл.5 | 1 | - | - | | |
17, 18 | Степенная функция, ее свойства и график §1, гл.5 | 2 | - | - | | |
19 | Взаимно обратные функции, гл.5, §2, п.1 | 1 | - | - | | |
20 | Сложная функция | 1 | - | - | | |
21, 22 | Дробно-линейная функция гл.5, §3 | 2 | - | - | | |
23 | Равносильные уравнения и неравенства гл.5, §4. | 1 | - | - | | |
24 - 26 | Равносильные уравнения и неравенства гл.5, §4. Выполнение упражнений | 3 | - | 1 | | |
27, 28 | Иррациональные уравнения, гл. 35, §5 | 2 | - | 1 | | |
29, 30 | Обобщение изученного. Подготовка к контрольной работе | 2 | - 1 | - | | |
31 | Контрольная работа по теме «Степенная функция» | 1 | - | | |
| Показательная функция(14ч) |
32, 33 | Анализ контрольной работы Показательная функция, ее свойства и график, гл.6, §1 | 2 | - | - | | |
34-36 | Показательные уравнения, гл.6, §2 | 3 | - | 1 | | |
37-39 | Показательные неравенства, гл.6, §3 | 3 | - | - | | |
40-42 | Системы показательных уравнений и неравенств, гл.6, §4 | 3 | - | - | | |
43, 44 | Обобщение изученного. Подготовка к контрольной работе | 2 | - 1 | 1 | | |
45 | Контрольная работа по теме «Показательная функция» | 1 | - | | |
| Логарифмическая функция(18ч) |
46,47 | Анализ контрольной работы Логарифмы, гл.7, §1 | 2 | - | - | | |
48-50 | Свойства логарифмов, гл.7, §2 | 3 | - | 1 | | |
51, 52 | Десятичные и натуральные логарифмы, гл.7, §3 | 2 | - | 1 | | |
53, 54 | Логарифмическая функция, ее свойства и график, гл.7, §4 | 2 | - | - | | |
55-57 | Логарифмические уравнения, гл.7, §5 | 3 | - | 1 | | |
58-60 | Логарифмические неравенства, гл.7, §6 | 3 | - | - | | |
61, 62 | Обобщение изученного. Подготовка к контрольной работе | 2 | - 1 | 1 | | |
63 | Контрольная работа по теме «Логарифмическая функция» | 1 | - | | |
| Тригонометрические формулы(22ч) |
64, 65 | Анализ контрольной работы Радианная мера угла, гл.8, §1 | 2 | - | - | | |
66, 67 | Поворот точки вокруг начала координат, гл.8, §2 | 2 | - | - | | |
68, 69 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла, гл.8, §3 | 2 | - | - | | |
70 | Знаки синуса, косинуса и тангенса, гл.8, §4 | 1 | - | - | | |
71-73 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла, гл.8, §5 | 3 | - | - | | |
74, 75 | Тригонометрические тождества, гл.8, §6 | 2 | - | 1 | | |
76 | Синус, косинус и тангенс углов α и –α, гл.8, §7 | 1 | - | - | | |
77, 78 | Формулы сложения гл.8, §8 | 2 | - | 1 | | |
79 | Синус, косинус, тангенс двойного угла гл.8, §9 | 1 | - | - | | |
80 | Синус, косинус, тангенс половинного угла гл.8, §10 | 1 | - | 1 | | |
81, 82 | Формулы приведения гл.8, §11 | 2 | - | 1 | | |
83 | Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. | 1 | - | - | | |
84 | Обобщение изученного. Подготовка к контрольной работе | 1 | - 1 | 1 | | |
85 | Контрольная работа по теме «Тригонометрические формулы» | 1 | - | | |
| Тригонометрические уравнения (19ч) |
86-88 | Анализ контрольной работы. Уравнение cosx=a, гл.9, §1 | 3 | - | - | | |
89-91 | Уравнение sinx=a гл.9, §2 | 3 | - | 1 | | |
92-94 | Уравнение tgx=a гл.9, §3 | 3 | - | - | | |
95-97 | Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения, гл.9, §4 | 3 | - | 1 | | |
98-101 | Метод замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения, гл.9, §4 | 4 | - | - | | |
102, 103 | Обобщение изученного. Подготовка к контрольной работе | 2 | - - 1 | 1 | | |
104 | Контрольная работа по теме «Тригонометрические уравнения » | 1 | - | | |
105 | Анализ контрольной работы | 1 | - | - | | |