Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре для 9 класса составлена на основе:
Примерной программы основного общего образования по математике
(алгебра),
авторской программы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков,
С.Б.Суворова Программы по алгебре . 7-9 класс. М: « Просвещение», 2008.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение алгебры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых
человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность
мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы
алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к
преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;
формирование представлений о роли статистики как источника социально
значимой информации и основ вероятностного мышления;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-
технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до
уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики
и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной
техники),
усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства
математического моделирования прикладных задач,
• осуществление функциональной подготовки школьников;
• помочь учащимся приобрести опыт планирования деятельности, решения
разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и
способов решения, ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в
устной и письменной речи.
Задачи курса:
повторение и закрепление знаний и умений, полученных в 5-8 классах:
вычислительные навыки, умения решать линейные уравнения и неравенства, их
системы, умения строить графики функций и исследовать их;
получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей
математической модели для описания и исследования разнообразных процессов
(равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.);
неравенств графическим методом и методом интервалов;
формирование умений решать уравнения второй степени с двумя переменными и их системы разными способами;
изучение арифметической и геометрической прогрессии, формирование умений
решать задачи с прогрессиями;
функциями любого угла, основными тригонометрическими формулами, элементами теории вероятностей и комбинаторики;
развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения
курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений;
развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
формирование функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить
простейшие вероятностные расчёты;
качественно подготовиться к выпускным экзаменам.
На изучение алгебры в 9 классе из федерального компонента выделяется 3 ч в неделю, за счет компонента образовательного учреждения добавлен 1час в неделю. Итого:4часа в неделю, поэтому рабочая программа составлена по II варианту планирования Программы по алгебре. Всего- 136 часов. Уровень обучения – базовый.
Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой используется учебно - методический комплект: 1. Учебник «Алгебра» 9 класс общеобразовательных учреждений, авт. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б., под ред. С. А. Теляковского.10-е изд. - М.: Просвещение, 2009г.
2.Дидактические материалы Алгебра 9 класс, авт. Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, М: Просвещение,2010г.,
Основной формой организации учебного процесса является урок (урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков, урок закрепления и развития ЗУН, урок контроля и коррекции ЗУН, урок проверки знаний, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок). Учитывая тот факт, что всем обучающимся в 9 классе предстоит сдавать экзамен по математике, целесообразно применять такие формы и методы обучения, которые обеспечивают развитие самостоятельности выпускников, их творческого потенциала и овладение всеми учащимися минимального уровня умений и навыков к концу изучения каждой темы.
Поэтому наряду с классно- урочной формой организацией учебных занятий планируется применение индивидуальных, групповых, индивидуально-групповых, фронтальных форм учебной деятельности, использование активных форм работы: практикумов и зачетов.
Основными методами текущей проверки знаний и умений учащихся по алгебре являются: фронтальная беседа, индивидуальный опрос, письменные работы. К письменным формам контроля относятся: тесты, самостоятельные и контрольные работы, тренировочные и диагностические работы в формате ГИА. В 9 классе используется 10-я система оценивания учебных достижений учащихся
Для достижения требуемых результатов обучения используются элементы личностно- ориентированной технологии, развивающей технологии, технологии дифференцированного обучения, проблемного обучения.
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Количество контрольных и диагностических работ |
| | |
1 | Повторение курса 8-го класса | 4 | 1 |
2 | Свойства функций. Квадратичная функция. | 22 | 2 |
3 | Уравнения и неравенства с одной переменной. | 14 | 1 |
4 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 18 | 1 |
5 | Прогрессии. | 15 | 1 |
6 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 1 |
7 | Повторение | 50 | 4 |
| Всего | 136 | 7/11 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тема урока | Кол-во часов | Темы контрольных, диагностическихпроверочных работ | Дата |
План | Факт |
| |
| | | | |
1. | Повторение курса 8-го класса | 4 | | | |
1.1 | Рациональные дроби. | 1 | | | |
1.2 | Квадратные корни. Квадратные уравнения. | 1 | | | |
1.3 | Неравенства. Степень с целым показателем. | 1 | | | |
1.4 | Диагностическая работа за курс 8 класса | 1 | Диагностическая работа за курс 8 класса | | |
2. | Свойства функций. Квадратичная функция | 22 | | | |
2.1-2.2 | Функция | 2 | | | |
2.3-2.4 | Свойства функций | 2 | | | |
2.5-2.6 | Квадратный трехчлен | 2 | | | |
2.7-2.8 | Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 2 | | | |
2.9 | Обобщение по теме «Свойства функций» | 1 | | | |
2.10. | Контрольная работа 1 по теме "Свойства функций" | 1 | Контрольная работа по теме «Свойства функций» | | |
2.11 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
2.12-2.15 | Функция у = аx2+ вх + с, её свойства и график | 4 | | | |
2.16-2.17 | Простейшие преобразования графиков функций | 2 | | | |
2.18-2.19 | Степенная функция. Корень n- ой степени. | 2 | | | |
2.20 | Обобщение по теме « Квадратичная функция» | 1 | | | |
2.21 | Контрольная работа 2 по теме «Квадратичная функция» | 1 | Контрольная работа по теме «Квадратичная функция» | | |
2.22 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | |
3. | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | | | |
3.1-3.2 | Целые уравнения | 2 | | | |
3.3-3.6 | Дробные рациональные уравнения | 4 | | | |
3.7-3.9 | Неравенства второй степени с одной переменной | 3 | | | |
3.10-3.11 | Метод интервалов | 2 | | | |
3.12 | Обобщение по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 | | | |
3.13 | Контрольная работа 3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 | Контрольная работа по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | | |
3.14 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | |
4. | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 18 | | | |
4.1-4.2 | Уравнение с двумя переменными и его график | 2 | | | |
4.3-4.7 | Системы уравнений второй степени с двумя переменными. | 5 | | | |
4.8-4.11 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 4 | | | |
4.12-4.14 | Неравенства с двумя переменными и их системы | 3 | | | |
4.15 | Обобщение по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 | | | |
4.16 | Контрольная работа 4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными». | 1 | Контрольная работа по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными». | | |
4.17 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
4.18 | Административная работа за 1-е полугодие 2015-2016 учебного года | 1 | Административная работа за 1-е полугодие 2014-2015 учебного года | | Часы из повторения |
5. | Прогрессии | 15 | | | |
5.1 | Последовательности. | 1 | | | |
5.2 | Арифметическая прогрессия | 1 | | | |
5.3-5.4 | Формула n –го члена арифметической прогрессии | 2 | | | |
5.5-5.6 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии | 2 | | | |
5.7-5.8 | Геометрическая прогрессия | 2 | | | |
5.9.-5.10 | Формула n –го члена геометрической прогрессии | 2 | | | |
5.11-5.12. | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | 2 | | | |
5.15 | Обобщение по теме «Прогрессии» | 1 | | | |
5.16 | Контрольная работа 5 по теме «Прогрессии» | 1 | Контрольная работа по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» | | |
5.17 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | |
6. | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | | | |
6.1-6.2 | Комбинаторное правило умножения | 2 | | | |
6.3 | Перестановки. | 1 | | | |
6.4 | Размещения. | 1 | | | |
6.5 | Сочетания. | 1 | | | |
6.6-6.7 | Решение задач по теме «Перестановки, размещения, сочетания». | 2 | | | |
6.8-6.10 | Относительная частота и вероятность случайного события | 3 | | | |
6.11 | Обобщение по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 1 | | | |
6.12 | Контрольная работа 6 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 1 | Контрольная работа по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | | |
6.13 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | |
7. | Повторение | 50 | | | |
7.1-7.2 | Стандартный вид числа | 2 | | | |
7.3-7.5 | Решение задач на проценты, нахождение отношений двух величин и выражение его в процентах | 3 | | | |
7.6-7.7 | Сравнение чисел, изображённых точками на координатной прямой | 2 | | | |
7.8.-7.10 | Нахождение значения буквенного выражения | 3 | | | |
7.11-7.13 | Преобразование целых выражений | 3 | | | |
7.14-7.17 | Преобразование рациональных выражений | 4 | | | |
7.18-7.21 | Применение свойств арифметических квадратных корней для вычисления значений выражений | 4 | | | |
7.22-7.23 | Решение квадратного уравнения | 2 | | | |
7.24-7.26 | Решение систем двух уравнений с двумя переменными | 3 | | | |
7.27-7.28 | Составление уравнения по условию текстовой задачи | 2 | | | |
7.29-7.30 | Решение линейных неравенств с одной переменной | 2 | | | |
7.31-7.33 | Решение квадратного неравенства | 3 | | | |
7.34-7.36 | Прогрессии | 3 | | | |
7.37-7.39 | График квадратичной функции | 3 | | | |
7.40-7.42 | Чтение графиков | 3 | | | |
7.43-7.44 | Вероятность событий | 2 | | | |
7.45-7.46 | Вычисление средних результатов измерений | 2 | | | |
7.47-7.50 | Диагностические и тренировочные работы в формате ГИА | 4 | | | |
| Итого часов | 136 | | | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
функциональную терминологию: значение функции, аргумент, область значений, область определения, промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства, наибольшее значение функции, наименьшее значение, нули функции;
типы функций: прямая и обратная пропорциональность, линейная, квадратичная, степенная;
виды прогрессий: арифметическая и геометрическая; формулы общего члена и суммы первых членов прогрессий;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
-округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
-составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-изображать числа точками на координатной прямой;
-определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
познавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n у= а(х - m) 2 ), строить их графики;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Знать \ понимать
-термины: перестановки, размещения, сочетания, относительная частота случайного события, вероятность равновозможных событий, и формулы для их вычислений;
-способы рассуждений, применяемые в комбинаторике: перебор возможных вариантов, правило умножения.
Уметь
-проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
-извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
-вычислять средние значения результатов измерений;
-находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
-выстраивать аргументацию при доказательстве (в форме монолога и диалога);
-распознавать логически некорректные рассуждения;
-записывать математические утверждения и доказательства;
-анализировать реальные числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-решать практические задачи в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентами, длинами, площадями, объемов, времени, скорости;
-решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
-понимания статистических утверждений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Комплект технических и информационно – коммуникативных средств обучения:
- компьютер,
- мультимедиа – проектор,
- выход в Интернет.
Комплекты печатных демонстрационных пособий
таблицы |
1. Свойства функций. 2.График квадратичной функции 3.Решение неравенства 2-й степени с одной переменной 4.Решение неравенств методом интервалов. 5.Графическое решение уравнений. 6.Последовательности. 7.Прогрессии. |
Образовательные диски.
Математика 5 – 11 классы. Практикум. Под редакцией Дубровского. НФПК 2004.
Алгебра 7 – 9 классы. Дидактический и раздаточный материал. Под редакцией Афанасьевой Т. Л. Изд. «Учитель». 2009.
Математика 5 – 11 классы. Практикум. Дрофа. 2004.
Электронный учебник – справочник Алгебра 7 – 11 класс. ЗАО «Кудиц» 2000 г.
«Живая школа» Живая геометрия. Виртуальная лаборатория. Институт новых технологических образований.
Элективные курсы. Алгебра. Геометрия. Информатика. Авторы – Студенецкая В. Н., Чернов А. А. и др. Издательство «Учитель». 2007 г
CD-R Виртуальный наставник. Алгебра 7-9класс. М: «Бука»,2007г.
CD-R.Уроки алгебры Кирилла и Мефодия.9класс.М:ООО «Кирилл и Мефодий». 2004.
9.Математика 5-11.Новые возможности для усвоения курса математики. М: ООО «Дрофа», 2004г.
Литература для учителя.
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
2.Примерная программа для общеобразовательных уреждений по алгебре 7-9 классы, авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель: Т.А. Бурмистрова, М: «Просвещение», 2008.
3.Алгебра-9:учебник, автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008.
4.Изучение алгебры в 7—9 классах, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова.— М.: Просвещение, 2008.
5.Уроки алгебры в 9 классе: кн. для учителя, В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. М.: Просвещение, 2008.
6.Алгебра: дидактические материалы для 9 класса, Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.
7. Тесты по алгебре. 9 класс. П.И. Алтынов –Москва: «Экзамен», 2008г.
8. Контрольные и проверочные работы по алгебре. 9 класс. Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник, Москва «Дрофа», 2005г.
9.Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 класса общеобразовательных учреждении. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А.Теляковского. –М.: «Просвещение», 2007 г.
10. Алгебра: 9 класс Подготовка к итоговой аттестации - 2009: Учебно – методическое пособие под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Ростов – на – Дону; «Легион», 2009, 2010, 2011г.
11.Математика в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы. - Москва «Астрель», 2004г.
12.Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9классе. Л.В.Кузнецова и др.– М.: Просвещение, 2006.
Литература для учащихся.
1.Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Л.В. Кузнецова, С.В. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2004;
2.Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9классе. Л.В.Кузнецова и др.– М.: Просвещение, 2006.
3. Контрольные и зачетные работы по алгебре. 9 класс. П.И. Алтынов-Москва «Экзамен»
4.Тесты по алгебре. 9 класс. П.И. Алтынов-Москва «Экзамен» 2008
5. Контрольные и проверочные работы по алгебре. 9 класс. Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник, Москва «Дрофа» 2005
6.Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2001 -2007г
7. Алгебра: 9 класс Подготовка к итоговой аттестации - 2009: Учебно – методическое пособие под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Ростов – на – дону; «Легион», 2008. 256с («Итоговая аттестация»)
8.Математика в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы.-Москва «АСТ.
Астрель» 2004
Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru - "Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
14