СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 1 час в неделю УМК Пасечник В.В.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии базовый уровень, 69 часов, 1 час в неделю. УМК Пасечник В.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 1 час в неделю УМК Пасечник В.В.»

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии с учетом регионального компонента государственного стандарта общего образования и программы для общеобразовательных школ, (автор Пасечник В.В.), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2009 году. При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Дрофа» в 2015 году.

Данная программа составлена в полном соответ­ствии с федеральным компонентом государственно­го стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Ба­зовый уровень стандарта ориентирован на формиро­вание общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить об­щий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружаю­щей среде, помочь в реальной жизни.

Программа ориентирована на использование учебно – методического комплекса под редакцией В.В. Пасечника, Биология 5 – 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений.

  • Издательство М.: Дрофа, 2015, 368с. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология. 10-11 классы», М: Дрофа,2015;

  • Козлова Т.А. Общая биология 10-11 классы. Методические рекомендации по использованию учебника при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2015.

  • Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. - М.: Дрофа, 2013.

  • Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. - М.: Вентана-Граф, 2011.

  • Сухова Т.С., Кучменко В.С.. Вопросы пола в системе биологических знаний. - М.: Вентана-граф, 2012.

Учебно – методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год и рекомендован МО РФ

Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).

Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, получен­ных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззре­ния, экологического мышления и здорового обра­за жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с осво­ением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущнос­ти основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использо­вания полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.

Для приобретения практических навыков и по­вышения уровня знаний программой предусматри­вается выполнение ряда лабораторных и практиче­ских работ.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы.

Дополнительная литература:

  • Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013.

  • Захаров В.Б., Захарова Е.Т., Петров Д.Ю. Готовые домашние задания. Правильные ответы на вопросы учебника «Общая биология. 10 класс». - М.: Дрофа, 2014.

  • Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2015.

  • Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2014.

  • Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2014.

  • Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2014.

  • Фроскин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2014.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  1. освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  2. овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

  4. воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.













Содержание рабочей программы


10 класс

Тема №1. Введение (3 часа).

Предмет и задачи общей биологии, связь биологии с другими науками. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биология. Объект биологии – живая природа. Основные свойства живых организмов. Многообразие живого мира.. Молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Методы познания живой природы.

Тема №2. Учение о клетке (12 часов).

      Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства (Р. Гук, Р. Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т. Шванн)
      Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
      Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
      Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
      Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
      Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Деление клетки. Митоз. Мейоз.

Зачет: "Химическая организация клетки".

Тема №3.Организм. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов)

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов.     Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
      Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
      Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Причины нарушения развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияний алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.


Тема №4. Основы генетики и селекции (11 часов)

      Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
      Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
      Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
      Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
      Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
      Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
       Задачи и методы селекции – гибридизация, искусственный отбор. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. Учение Вавилова Н.И. о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология и её достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)
      Лабораторные работы:
           • Решение генетических задач.

Тема №5. Генетика человека (2 часов)

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека. Медико-генетическое консультирование.

Учебно - тематический план по биологии 10 класс

1 час в неделю, всего 35 часов.

Наименование темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

1.Введение

2




2.Основы цитологии

16

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»


Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».


Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»



Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки».


Контрольная работа № 2 «Клетка – структурная еди ница живого»


Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке».

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов

7

Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».



4.Основы генетики

8


Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».


Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».


Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Контрольная работа № 4 «Основы генетики».


5.Генетика человека

2


Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».


Итого:

35

4

4

4





.


Литература

для учителя:


1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2014;

2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2015;

3. Козлова Т. А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2012;

4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био­логия». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2014;

5. Реброва Л. В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просве­щение, 2012;

6. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2014. - 216с.;

для учащихся:


1. Батуев А.С.,Гуленкова 'М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2015;

2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2014. -216с.


Дополнительная литература:

  1. «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2015.

  2. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2014

  3. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та, 2014

  4. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  5. http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  2. http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека

http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология"

Календарно- тематический план.

10 класс.

Биология ( базовый уровень)


(1ч. в неделю, всего-35 часов)


урока

урока в теме




Тема урока




Изучаемые вопросы



Домашнее задание

1.Введение-2ч.

1.

1.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

Объект изучения биологии – живая природа.Роль биологических теорий, идей,гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

§1,2

2.

2.

Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

§3,4

2.Основы цитологии-16ч.

3.

1.

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К.Бэр). Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

§5,6

4.

2.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

Роль неорганических и веществ в клетке и организме человека. Роль воды в клетке. Функции минеральных веществ.

§7,8

5.

3.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Роль органических веществ в клетке и организме человека. Строение углеводов,и х функци.

§9

6.

4.

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Строение липидов, их функции.

§10

7.

5.

Строение и функции белков.

Номенклатура белков, строение белков. Денатурация белков. Функции белков. Роль белков в клетке. Биополимеры, полипептиды, пептидная связь. Биологические катализаторы. Ферменты.

§11

8.

6.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

ДНК –носитель наследственной информации. РНК. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

§12

9.

7.

АТф и другие соединения клетки. Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки».

Особенности строение молекулы АТФ. АДФ. Роль АТФ в клетке.

§13

10.

8.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

Основные части и органоиды клетки, их функции.
Строение и функции оболочки,

цитоплазматической мембраны,

ядра, клеточного центра, рибосом.


§14,15

11.

9.

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Строение и функции ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом, клеточных включений, митохондрий и пластид. Органоиды движения.

§16,17

12.

10.

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Доядерные и ядерные клетки.. Сходства и различия.

§18,19

13.

11.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Бактериофаг.

§20

14.

12.

Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка – структурная единица живого». Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки.

Обмен веществ и энергии в клетке – свойства живых организмов. Питание клетки. Способы питания клетки. Авотрофы, гетеротрофы.

§21,23

15.

13.

Энергетический обмен в клетке.

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен. Метаболизм, анаболизм и

катаболизм, три этапа

энергетического обмена, гликолиз.


§22

16.

14.

Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез.

Фотосинтез, световая и темновая

фазы фото

синтеза, хемосинтез


§24,25

17.

15.

Генетический код. Транскрипция.

Ген. Генетический код. Транскрипция.

§26

18.

16.

Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке».

Синтез белка.

§27


19.

1.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл клеток. Фазы

митоза. Амитоз.


§28,29

20.

2.

Мейоз.

Фазы мейоза

§30

21.

3.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Формы бесполого размножения.

§31

22.

4.

Половое размножение. Развитие половых клеток.

Биологическое значение полового

про

цесса.Гаметогенез.


§32,33

23.

5.

Оплодотворение.

Оплодотворение, его значение. Наружное и

внутреннее оплодотворение,

двойное оплодотворение у растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.


§34

24.

6.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Индивидуальное развитие организма. Онтогенез.

§35,36

25.

7.

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Постэмбриональный период.

§37


26.

1.

История развития генетики. Гибридологический метод

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

§38

27.

2.

Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Гибридологический ме

тод,

моногибридное скрещивание,

первый закон Менделя. Решение задач на моногибридное

наследование.



§39,40

28.

3.

Дигибридное скрещивание.

Дигибридное скрещива

ние, третий

закон Мен

деля.



§41

29.

4.

Хромосомная теория наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.



§42

30.

5.

Взаимодействие неаллельных генов.

Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

Явление сцепленного

наследования, закон Моргана,

генетика пола. Решение задач на сцепленное с

полом наследование.



§43

31.

6.

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

§44,45

32.

7.

Изменчивость. Виды мутаций. Контрольная работа № 4 «Основы генетики».


Наследственная и ненаследственная изменчивость.

§46,47

33.

8.

Причины мутаций. Соматич еские и генеративные мутации.

Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Влияние мутагенов на организм человека. Причины мутаций. Виды мутаций. Их особенности.

§48


34.

1.

Методы исследования генетики человека. Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).


§49

35.

2.

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.Проблемы генетической безопасности.

§50,51
































Содержание рабочей программы


11 класс


Тема №1. Закономерности развития живой природы. Учение об эволюции органического мира (12 часов).


История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Тема №2. Основы селекции и биотехнологии (2 часа).

Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Тема №3. Антропогенез (4 часа).

Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.

Тема №4. Основы экологии (13 часов).

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем


Тема №5 Эволюция биосферы и человека (3 часа)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции


Тематическое планирование

по биологии 11 класс

1 час в неделю, всего 34 ч.

Наименование темы

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

1.Основы учения об эволюции


12

Л.Р.№1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Л.Р№2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»


Контрольная работа №1 «Эволюция»

2.Основы селекции и биотехнологии

2



3.Антропогенез

4

П.Р.№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Пр.раб№2 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Контрольная работа №2 «Антропогенез»

4.Основы экологии

13

П.Р №3 «Составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания)»
Пр. Раб № 4»Решение экологических задач»
Пр.раб № 5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».
Пр.раб №6 «
исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»
Пр.Раб. № 7 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Контрольная работа №3 «Основы Экологии»

5.Эволюция биосферы и человек

3


Итоговая контрольная работа №4

Итого:

34

7

4









11 класс

(34 часа – 1 час в неделю)


Тема

Изучаемые вопросы


1.Основы учения об эволюции – 12 ч.

1.

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Факторы эволюции. Синтетическая теория эволюции


2.

Вид, его критерии.
Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Биологический вид. Критерии вида.


3.

Популяция. Генетический состав популяций.

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции


4.

Генетическая стабильность популяций.

Генетические процессы в популяциях.

Генофонд популяций. Генетическое равновесие. Дрейф генов. Изменения генофонда Стабильность популяции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции


5.

Борьба за существование и ее формы.

Борьба за существование, формы борьбы


6.

Формы естественного отбора.

Лаб.раб.№2 «выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Естественный отбор. Биологические адаптации. Формы естественного отбора


7.

Изолирующие механизмы.

Репродуктивная изоляция.


8.

Видообразование как результат микроэволюции.

Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.


9.

Макроэволюция, ее доказательства.

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды


10.

Система растений и животных – отображение эволюции.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции


11.

Главные направления эволюции органического мира

Параллелизм. Конвергенция. Дивергенция. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. Биологический прогресс и регресс


12.

Контрольная работа № 1 «Основы учения об эволюции»



2. Основы селекции и биотехнологии – 2 ч.

13

Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений.

Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.


14

Методы селекции животных. Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Современное состояние и перспективы. Значение генетики для селекции.





3. Антропогенез- 4 ч.

15.

Положение человека в системе животного мира Основные стадии антропогенеза. .Пр.раб №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Стадии антропогенеза. Парапитеки. Дриопитеки. Австралопитеки. Архантропы. Палеоантропы. Неандертальцы. Кроманьонцы. Человек разумный Положение человека в системе животного мира.


16.

Движущие силы антропогенеза.
Пр.раб№2 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Движущие силы антропогенеза, их характеристика.


17.

Прародина человека. Расы и их происхождение

Человеческие расы: монголоидная, австралоидная, негроидная, европеоидная. Национальность. Народность Теории происхождения рас. Прародина человека.


18.

Контрольная работа №2 «Антропогенез»



4. Основы экологии-13ч.

19.

Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы

Экология,  как наука. Экология, как образ жизни. Экологическое воспитание. Экологическая грамотность Среды обитания организмов.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Кривая толерантности


20.

Местообитания и экологические ниши

Видовая и пространственная структура экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем.


21.

Основные типы экологических взаимодействий

Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Симбиоз. Кооперация. Комменсализм. Паразитизм. Мутуализм. Аменсализм


22.

Конкурентные взаимодействия

Конкуренция.


23.

Основные экологические характеристики популяции

Демографические характеристики популяций.


24.

Динамика популяции

Динамика популяций


25.

Структура сообщества

Структура сообщества


26.

Взаимосвязь организмов в сообществах

Пищевая сеть. Пищевая цепь. Автотрофы. Гетеротрофы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах


27.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Пр.раб.№3 «Составление схем передачи веществ и энергии»
Пр. Раб № 4»Решение экологических задач»

Цепи и сети питания. Трофические уровни. Круговорот веществ. Биогенные элементы. Экологическая пирамида. Пирамида биомассы. Пирамида численности.


28.

Экологическая сукцессия.
Пр.раб№5 «сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». Пр.раб №6 «исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Экологическая сукцессия


29.

Влияние загрязнений на живые организмы

Влияние загрязнений на живые организмы. Ядохимикаты.


30.

Основы рационального природопользования
Пр.Раб. № 7 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Природные ресурсы. Экологическое сознание.Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.





31.

Контрольная работа №3 «Основы экологии»



4.Эволюция биосферы и человек-3ч.

32.

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни.



33.

Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы


34.

Итоговая контрольная работа.




Итого : 34 часа






Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·         основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

·         строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

·         сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

·         вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

·         биологическую терминологию и символику;

уметь

·         объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

·         решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

·         описывать особей видов по морфологическому критерию;

·         выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

·         сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

·         анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

·         изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

·         находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

·         оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).