Рассмотрено на заседании МО Протокол № от « » __________ 2016 | Утверждаю Директор школы ___________/Н.В.Лысенко/ приказ № от « » _____________ 2016 |
МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 10 классе
на 2016-2017 учебный год
Учитель первой квалификационной категории
Молчевская Елена Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс биологии 10-го класса начинает систематическое изучение данной дисциплины в среднем (полном) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 10 -11 классов. По базисному учебному плану на изучение биологии в 10-м классе выделено 34 часа, 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической и валеологической культуры человека.
Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Курс «Общая биология» ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Цели изучения предмета.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,
экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени полного (среднего) образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения предмета уч-ся должны приобрести:
знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии-клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза, о соотношении социального и биологического в эволюции человека, об основных областях применении биологических знаний в практике сел-го хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окр. среды и здоровья человека;
умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований, решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
Введение в курс общей биологии-5
Содержание и построение курса общей биологии. Основные свойства жизни.
Уровни организации живой материи. Значение практической биологии.
Методы биологических исследований.
Биосферный уровень жизни-8
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере
Происхождение живого вещества. Биологическая эволюция в развитии биосферы. Условия жизни на Земле. История развития жизни на Земле. Биосфера как глобальная экосистема. Круговорот веществ в природе. Человек как житель биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. Экологические факторы и их значение.
Биогеоценотический уровень жизни-8
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как био- и экосистема. Строение и свойства биогеоценозов. Совместная жизнь видов в биогеоценозе. Причины устойчивости биогеоценозов. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие водных биогеоценозов и биогеоценозов суши.
Сохранение разнообразия биогеоценозов. Природопользование в истории человечества.
Популяционно-видовой уровень жизни-13
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида. Популяция как основная единица эволюции. Видообразование. Система живых организмов на Земле. Этапы происхождения человека. Человек как уникальный вид живой природы. История развития эволюционных идей. Естественный отбор и его формы. Современное учение об эволюции. Результаты эволюции и ее основные закономерности. Основные направления эволюции. Особенности популяционно-видового уровня жизни. Генофонд и причины гибели видов. Всемирная стратегия охраны природных видов.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Организм
Организм — единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии — свойства живых организмов.
Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость свойства организмов.
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Организация учебно-воспитательного процесса (формы, методы, технологии)
Исходя, из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок), методы обучения: репродуктивный, (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично – поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Включены практические и лабораторные работы. После изучения темы проводятся обобщающие уроки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Планирование составлено на основе:
Примерной программы по биологии с использованием федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.)
Формы контроля:
Сводная таблица по вида контроля
Виды контроля | 1четверть | 2 четверть | 3четверть | 4четверть | год | Итог |
Административный контроль ЗУНов | - | 1 | - | 1 | 2 | 2 |
Количество плановых контрольных работ | - | - | - | 1 | 1 | 1 |
Количество практических работ | | | | | | |
Количество лабораторных работ | | | | | | |
Других видов работ | - | 1 | - | 3 | 4 | 4 |
Экскурсии | | | | | | |
Перечень учебно-методическое обеспечения:
1.И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е Лощина. Общей биология. Учебник для 10 класс Допущено Министерством образования Р.Ф. Москва « Вентана – Граф» 2014
2.Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах, часть 1. Книга для учителя.2005
3.Тесты и биологические диктанты. Для обобщающего контроля знаний на уроках биологии. Министерство образования России. Самара 1995
4.1С: Репетитор. Биология. Книга для учителя( 6-11классы) Методические рекомендации. Москва ООО «1С- Павлишинг» 2009
Календарно-тематическое планирование
№ урока. | Дата. | Тема урока. | Планируемые результаты | § | Вид контроля | Примечание |
План. | Факт. |
1 | 1-11.09 | | Введение в курс общей биологии-5 | | §1 | | |
Содержание и построение курса общей биологии. | Называть предмет и науки, составляющие общую биологию. Выделять предмет изучения общей биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира. | | |
2 | 12-18.09 | | Основные свойства жизни. | Давать определение понятию жизнь. Называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе. | §2 | | |
3 | 19-25.09 | | Уровни организации живой материи. | Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. | §3 | | |
4 | 26.09-2.10 | | Значение практической биологии. | Приводить примеры практического применения достижений современной биологии. | §4 | | |
5 | 3-9.10 | | Методы биологических исследований. | Называть методы исследований живой природы. Объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании естественно – научной картины мира. | §5 | | |
6 | 10-16.10 | | Биосферный уровень жизни-8 | | §6 | | |
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере | Давать определение понятию биосфера. Называть признаки, компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное, косное, биогенное вещество биосферы. Определять границы биосферы | | |
7 | 17-23.10 | | Происхождение живого вещества. | Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. | §7 | | |
8 | 24-30.10 | | Биологическая эволюция в развитии биосферы. История развития жизни на Земле. | Анализировать и оценивать работы Опарина, Холдейна, Бернала, Миллера Давать определения терминам: прокариоты, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки и многоклеточности | §8 | | |
9 | 7-13.11 | | Условия жизни на Земле | §9 | | |
10 | 14-20.11 | | Биосфера как глобальная экосистема. | Давать определение понятию круговорот веществ, биохимические циклы. Описывать биохимические циклы углерода, фосфора, воды. Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии. | §10 | | |
11 | 21-27.11 | | Круговорот веществ в природе. | §11 | | |
12 | 28.11-4.12 | | Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. | Объяснять механизм саморегуляции и свойства биогеоценоза. | §12 | | |
13 | 5-11.12 | | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. | Называть антропогенные факторы воздействия на биосферу. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека. Объяснять необходимость защиты среды окружающей среды. | §13 | | |
14 | 12-18.12 | | Биогеоценотический уровень жизни-8 | | §14 | | |
Биоценоз как особый уровень организации жизни. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать структуру биогеоценоза. Приводить примеры функциональных групп организмов. | Тест «Биосферный уровень жизни» | |
15 | 19-25.12 | | Биогеоценоз как био- и экосистема. | Давать определения ключевым понятиям. Выделять отличия между понятиями биогеоценоз , экосистема. Приводить примеры. | §15 | | |
16 | 26-30.12 | | Строение и свойства биогеоценозов. | Характеризовать пространственную и морфологическую структуру биогеоценозов; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах. Объяснять направление потока веществ в пищевой цепи. Составлять схемы пищевых цепей. | §16 | | |
17 | 16-22.01 | | Совместная жизнь видов в биогеоценозе. | §17 | | |
18 | 23-29.01 | | Причины устойчивости биогеоценозов. | Объяснять механизм саморегуляции и свойства биогеоценоза. | §18 | | |
19 | 30.01-5.02 | | Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие водных биогеоценозов и биогеоценозов суши. | Давать определения понятиям. Описывать механизм сукцессий. Объяснять причины смены экосистем | §19 | | |
20 | 6-12.02 | | Сохранение разнообразия биогеоценозов. Природопользование в истории человечества. | Называть антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы. Выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах. Обосновывать необходимость бережного отношения к природе. | §19 (стр.116-123) | | |
21 | 13-19.02 | | Экологические законы природопользования. | Давать определение понятию – природопользование. Формулировать принципы рационального природопользования. Обосновывать необходимость бережного отношения к природе. | §19(стр 123-127) | | |
22 | 20 -26.02 | | Популяционно-видовой уровень жизни-13+1 | | §20 | | |
Вид, его критерии и структура. | Давать определение - вид. Приводить примеры видов растений и животных. Перечислять и характеризовать критерии вида. | Тест «Биогеоценотический уровень жизни» | |
23 | 27.02-5.03 | | Популяция как форма существования вида. | Давать определение популяции. Отличать понятия - вид и популяция. Называть признаки популяций. | §21 | | |
24 | 6-12.03 | | Популяция как основная единица эволюции. | Называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции. | §22 | | |
25 | 13-19.03 | | Видообразование. | Определять систематическое положение организмов. | §23 | | |
26 | 20-23.03 | | Система живых организмов на Земле. | Называть основные таксономические единицы. | §24 | | |
27 | 3-9.04 | | Этапы происхождения человека. | Характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей. | §25 | Биологический диктант «Видообразование.» | |
28 | 10-16.04 | | Человек как уникальный вид живой природы. | Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к позвоночным млекопитающим. Называть биологические и социальные особенности человека. Характеризовать систематическое положение. | §26 | Тест «Популяционно-видовой уровень жизни» | |
29 | 17-23.04 | | История развития эволюционных идей. Естественный отбор и его формы. | Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к позвоночным млекопитающим. Называть биологические и социальные особенности человека. Характеризовать систематическое положение. | §27, §28 | | |
30 | 24-30.04 | | Современное учение об эволюции. Результаты эволюции и ее основные закономерности. | Характеризовать основные положения СТЭ. Объяснять роль СТЭ в формировании научного мировоззрения. Раскрывать содержание понятия. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности. | §29 | | |
31 | 1-7.05 | | Основные направления эволюции. | Давать определения понятиям. Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций. | §30 | | |
32 | 8-14.05 | | Особенности популяционно-видового уровня жизни. Генофонд и причины гибели видов. | | §31 | | |
33 | 15-21.05 | | Всемирная стратегия охраны природных видов. | | §32 | | |
34 | 22-31.05 | | Обобщение курса | | | Контрольная работа | |