
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-12
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
ПономареваИ.Н. и др. Общая биология. 10 класс..- М.: Вентана-Граф, 20013 .
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
| | | уроки | лабораторно- практические работы | | |
1 | Введение в курс общей биологии | 5 | 5 | | | |
2 | Биосферный уровень организации жизни | 8 | 8 | | | 1 |
3 | Биогеоценотический уровень организации жизни | 9 | 9 | | ■ | 1 |
4 | Популяционно-видо- вой уровень организации жизни | 13 | 13 | 1 | | 2 |
| Итого | 35 | 35 | 1 | | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Введение в курс общей биологии (5ч)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы.
Живой мир и культура. Содержание понятия «культура» и противопоставление его понятию «натура»..Культура и цивилизация. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие биологией и природой.
2. Биосферный уровень организации жизни (8ч)
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи.
Мир живой биосферы в литературе. Естественное и духовное. Значимость живого мира и ценностное, гуманистическое отношение ко всему живому. Явления живой природы в древних памятниках культуры.
3. Биогеоценотический уровень организации жизни (9ч)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Строение и свойства экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Аг-роэкосистема. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.
Образ леса в художественных произведениях и народном творчестве. Лес как основа формирования мировоззрения многих народов России, этического отношения к живому миру, к окружающей среде, к природному богатству страны; как источник развития культуры, видов искусства и народного творчества. Лес как достояние страны и всего народа; проблемы гибели леса, сохранение и восстановление леса как показатели культуры человека и общества.
4. Популяционно - видовой уровень организации жизни (13ч)
Вид, его характеристика и структура. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Человек как уникальный вид живой природы. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно - видового уровня жизни.
Охрана редких и исчезающих животных. Понятия «редкие», «исчезающие» и «охраняемые» виды. Проблема сохранения биологических видов на Земле в международных программах 21 в. Идеи сохранения видов в естественно - научных и философских дискуссиях. Значение культуры личности и общества в целом в защите разнообразия видов на Земле. Лабораторная работа. Изучение морфологических свойств вида.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно – тематическое планирование |
№ урока | Тема урока | Тип урока | Формы контроля | Практические и лабораторные работы | Дата |
Введение в курс общей биологии (5ч) | по плану | по факту |
1 | Что изучает общая биология. | Изучение нового материала | Вопросы после п.1 | | | |
2 | Основные свойства жизни. | Изучение нового материала | Вопросы после п.2 | | | |
3 | Биосистема как структурная единица живой материи. | Изучение нового материала | Вопросы после п.4 | | | |
4 | Значение биологических знаний. | Изучение нового материала | Вопросы после п.8 | | | |
5 | Живой мир и культура. | Изучение нового материала | Вопросы после п.9 | | | |
Биосферный уровень организации жизни (8ч) |
6 | Учение В. И. Вернадского о биосфере. | Изучение нового материала | Вопросы после п.10 | | | |
7 | Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере. | Изучение нового материала | Вопросы после п.14 | | | |
8 | Биосфера как глобальная экосистема. | Изучение нового материала | Вопросы после п.16 | | | |
9 | Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы. | Изучение нового материала | Вопросы после п.18 | | | |
10 | Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле. | Изучение нового материала | Вопросы после п.19 | | | |
11 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. | Изучение нового материала | Вопросы после п.20 | | | |
12 | Живой мир в литературе. | Изучение нового материала | Вопросы после п.21 | | | |
13 | Урок обобщения и подведения итогов по теме. | Урок применения знаний | Тест | | | |
Биогеоценотический уровень организации жизни (9ч) |
14 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. | Изучение нового материала | Вопросы после п.22 | | | |
15 | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. | Изучение нового материала | Вопросы после п.23 | | | |
16 | Строение и свойства биогеоценоза. | Изучение нового материала | Вопросы после п.24 | | | |
17 | Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. | Изучение нового материала | Вопросы после п.25 | | | |
18 | Смена биогеоценозов и её причины. | Изучение нового материала | Вопросы после п.28 | | | |
19 | Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов. | Изучение нового материала | Вопросы после п.32 | | | |
20 | Экологические законы природопользования. | Изучение нового материала | Вопросы после п.34 | | | |
21 | Образы природы в художественных произведениях и народном творчестве. | Изучение нового материала | Вопросы после п.35 | | | |
22 | Урок обобщения и подведения итогов по теме. | Урок применения знаний | Тест | | | |
Популяционно-видовой уровень организации жизни (13ч) |
23 | Основные свойства и критерии вида. | Изучение нового материала. Урок - практикум | Вопросы после п.36 Выполнение лабораторной работы №1 « Изучение морфологических свойств вида» и выводы к ней. | Лабораторная работа №1 « Изучение морфологических свойств вида» | | |
24 | Популяция как форма существования вида. | Изучение нового материала | Вопросы после п.37 | | | |
25 | Популяция как основная единица эволюции. | Изучение нового материала | Вопросы после п.39 | | | |
26 | Видообразование и его способы. | Изучение нового материала | Вопросы после п.40 | | | |
27 | Человек как уникальный вид живой природы. | Изучение нового материала | Вопросы после п.43 | | | |
28 | Этапы эволюции человека. | Изучение нового материала | Вопросы после п.43 | | | |
29 | Особенности популяционно-видового уровня жизни. | Изучение нового материала | Вопросы после п.44 | | | |
30 | Основные закономерности эволюции. | Изучение нового материала | Вопросы после п.45 | | | |
31 | Современные представления об эволюции органического мира. | Изучение нового материала | Вопросы после п.46 | | | |
32 | Основные направления эволюции. | Изучение нового материала | Вопросы после п.49 | | | |
33 | Проблема сохранения видов. | Изучение нового материала | Вопросы после п.54 | | | |
34 | Урок обобщения и подведения итогов по теме | Урок применения знаний | Тест | | | |
35 | Урок обобщения и подведения итогов по курсу. | Урок применения знаний | Тест | | | |
Нормы оценки знаний, умений и навыков
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя:
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
БодроваН.Ф. Изучение курса «Общая биология» в 10-11 кл. Поурочное планирование. Книга для учителя.
КозловаТ.А. Биология в таблицах 6-11 кл. Справочное планирование
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003
Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
КИМ. Биология.10 класс. ООО «ВАКО»,2014
Литература для учащихся:
Общая биология: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. /Под редИ.Н.Пономаревой/.- М., Вентана-Граф,2013.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
Мультимедийные пособия:
1С: Сдаём ЕГЭ. Биология. – ЗАО «1 С», 2007-2012 гг.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
.