СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса по биологии для обучения  11 класс составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) 2006 г.

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, определенные федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по биологии 11 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 11 КЛАССА.

Рабочая программа учебного курса по биологии для обучения 11 класс составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) 2006 г.

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, определенные федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:


1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д.

Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  1. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МО РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»..

  2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

  3. Учебный план на 2014-2015 учебный год.

.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», который входит в образовательную область «Естествознание» на базовом общеобразовательном уровне.

На изучение курса отведено 34 часов (1 час в неделю).

Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Изучаются теоретические и прикладные основы общей биологии.


Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

.

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.


В соответствии с БУП на изучение регионального содержания биологического образования отводится 10% учебного времени в год. Региональный компонент включает изучение экологических проблем области: влияние деятельности человека на состояние воздуха, водоёмов и почв в регионе; мероприятия по восстановлению экологического равновесия в городе и области, сохранению здоровья населения и численности редких растений и животных области. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на части уроках различных тем курса.

Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса по биологии:


Учащиеся должны знать: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;

Уметь:

  • Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроценозов, круговорота веществ.

  • Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.

  • Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.

  • Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.






Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

По рабочей программе

1.

Эволюционное учение

11

    1. История эволюционных идей

1

    1. Современное эволюционной учение

5

    1. Основы селекции о биотехнологии

1

    1. Антропогенез

2

2.

Основы экологии

5

    1. Экологические факторы

3

    1. Структура экосистем

1

    1. Биосфера – глобальная экосистема

1

    1. Биосфера и человек

2

3.

Обобщение знаний по курсу общей биологии

1


Итого

34


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа Пасечника В.В. включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой



Практическая часть программы



Темы (разделы) курса

Практическая часть

по авторской программе

Количество

Лабораторных работ

Экскурсий

1. Вид




    1. История эволюционных идей




    1. Современное эволюционной учение

Л/р № 1. «Описание вида по морфологическому критерию» [O]

Л/р № 2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» [O]

3


    1. Происхождение жизни на Земле

Л/р № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» [-]

1


    1. Происхождение человека

Л/р № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» [-]

1


2. Экосистемы




    1. Экологические факторы

Л/р № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» [О]

1


    1. Структура экосистем

Л/р № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)» [О]

Л/р № 8 «Решение экологических задач» [-]

Л/р № 9 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» [-]

Л/р № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» [О]

4


    1. Биосфера – глобальная экосистема




    1. Биосфера и человек

Л/р № 11 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» [О]

1


Обобщение знаний по курсу общей биологии

Экскурсия № 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе» [О]

Экскурсия № 2 «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)» [О]


2


Итого:

11

2


Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.



Календарно-тематическое планирование


Дата

по плану

Дата

факт.

№ урока

Тема урока

Содержание урока в соответствии с

ФГОС

Практическая часть

Тип, форма урока

Дом. задание

1

2

3

4

5


7

 

Раздел Эволюционное учение (11ч.)

 

Тема 1. История эволюционных идей (1 ч.)

 


1.Основные положения теории Ч.Дарвина

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина

 

 ИНМ, лекция, беседа

 52

 

Тема 2. Современное эволюционное учение (10 ч.) 

 

 


2. Вид. Критерии вида.

Вид, его критерии.

Демонстрация: "Критерии вида".

КУ, работа в группах

 53

 


3. Популяция. Генетика популяции.

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Демонстрации: "Популяция - структурная единица вида, единица эволюции". Л/р № 1. Описание вида по морфологическому критерию [O]

 КУ, беседа

 54-56

 


4. Борьба за существование.

Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Виды борьбы за существование.

Демонстрации: "Движущие силы эволюции"

 КУ, инд. работа

 57

 


5. Естественный отбор

Движущие силы эволюции. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора. Сравнение искусственного и естественного отбора.

Демонстрации: "Движущие силы эволюции"

 КУ, инд. Работа,лекция

 58

 


6. Изолирующие механизмы

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.

Демонстрация "Возникновение и многообразие приспособлений у организмов".

КУ, инд. Работа

 59

 


7. Видообразование

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. Синтетическая теория эволюции. С/р "Факторы эволюции". Образование новых видов в природе (микро эволюция). Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Л/р № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. [O] Демонстрация "Образование новых видов в природе".

 ИНМ, лекция, КПЗУ, беседа

 60



Экскурсия № 1. "Многообразие видов. Сезонные изменения в природе".

Экскурсия № 1 [O]

 Экскурсия



 


8.Макроэволюция, ее доказательства.

Понятие о макроэволюции. Способы макроэволюции: филетическая эволюция, дивергенция, конвергенция, параллельная эволюция.

Демонстрации "Формы сохранности ископаемых растений и животных

 КПЗУ, практикум

 61

 


9.Система растений и животных — отображение эволюции

Биноминальное назначение видов. Естественная классификация.


ИНМ, лекция

 62



10. Главные направления эвовлюции органического мира.

Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Демонстрация "Редкие и исчезающие виды"

ИНМ, лекция

63. повторить изученное по главе

 


11.Обобщение и систематизация знаний по теме "Эволюционное учение" К/р № 1

 

 ОСЗУ, семинар

 


Тема 3 Основы селекции и биотехнологии (5 ч)

 


12.Основные методы селекции и биотехнологии

Селекция. Сорт. Порода, Штамм, Гибридизация: близкородственная ( инбридинг), неродственная , отдаленная. Аутбридинг. Гетерозис, биотехнология, Клеточная инженерия.

Демонстрация « плодов, корнеплодов сортовыъх растений»

ИНМ, лекция

 64



13. Методы селекции растений

Центры происхождений культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Протопласт.

Л. р.

КУ, инд. Работа

65



14. Методы селекции животных

Полиэмбриония. Генетическое кланирование.


КУ, инд. Работа

67



15. Методы селекции микроорганизмов

Клон


КПЗУ, беседа

68



Обобщение по разделу « Экология» к.р. тестирование



Тема 4. Антропогенез ( 3 ч.)



16. Прародина человека

Гипотезы происхождения человека. Место человека в системе органического мира. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Л/р № 4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.[-]

 ИНМ, л/ работа,  КПЗУ, лекция 

69



17. Расы человека

Расы человека. Происхождение человеческих рас.


ИНМ, инд. Работа, подготовка докладов

70-73



31. Обобщение и систематизация знаний по теме "Происхождение человека" К/р № 2 "Развитие жизни на Земле. Антропогенез"


Тема 4. Основы экологии ( 8 ч.)



19. Среда обитания. Экологические ниши.

Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Демонстрация: Экологические факторы и их влияние на организмы.

 ИНМ, работа в группах,  КПЗУ, инд. Работа

75,76

 


20. Типы экологических взаимодействий .

Видовая и пространственная структура экосистем.

Демонстрация: "Ярусность растительного сообщества"

КПЗУ, лекция

 77,78



21. Характеристика и динамика популяций.




79,80



22. Структура сообществ. Взаимосвязь организмов в сообществах




82,83

 


23. Цепи питания.

Пищевые связи. Трофические уровни.

Демонстрация: "Пищевые цепи и сети". Л/р № 7. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания). [O]

 КУ, л/ работа

84,85 

 


24. Экологических сукциссии.

Причины смены экосистем

Л/р № 9. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).[-]

 л/ работа

 86

 


25. Основы рационального природопользования.

Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Основные отличия агроэкосистем от природных экосистем.

Демонстрации: "Экосистема", "Агроэкосистема". Л/р № 10. Сравнительная характеристика природных экосистем и агро-экосистем своей местности. [O]

л/ работа

 87, 88

 


26. Обобщение знаний по темам "Экологические факторы", "Структура экосистем". С/р "Основы экологии"

Экскурсия № 2. "Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)" 

 ОСЗУ, семинар

 

 

Тема 3. Эволюция Биосферы и человек (3 ч.)

 

 


27. Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизи.

Гипотезы происхождения жизни.

Л/р № 4. Анализ и оценка разлиных гипотез происхождения жизни.[-]

 КПЗУ, л/ работа

89,90

 


28. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция Биосферы.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Демонстрация "Эволюция растительного, животного мира"

ИНМ, лекция, индивидуальная работа

91, 92

 


29. Антропогеннное воздействие на биосферу.


Демонстрация: "Биосфера и человек"; "Заповедники и заказники России"

Демонстрация: "Последствия деят-ти человека в окруж. среде" Л/р № 11 Анализ и оценка послед-ствий собственной деят-ти в окруж. среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. [О]

КПЗУ, конференция, семенар

93

 


30 Обобщение знаний по теме "Происхождение жизни на Земле" С/р "Развитие жизни на Земле"

 

 ОСЗУ, семинар



 


Обобщение и систематизация знаний по разделу "Экосистемы". К/р № 3 по курсу общей биологии 11 класса

 

 ОСЗУ, семинар

 

 

Обобщение знаний по курсу общей биологии (16 ч.)

 

 

 



Содержание изучаемого курса биологии в 11 классе:

Раздел - Вид (32ч)


История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.


Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.


Ученик должен знать/понимать: вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; строение биологических объектов (вида); сущность действия естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов; биологическую терминологию и символику.

Ученик должен уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни; различные гипотезы происхождения человека; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; причины эволюции, изменяемости видов; описывать особей видов по морфологическому критерию; сравнивать биологические объекты (зародышей человека и других млекопитающих), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и критически её оценивать.


Раздел - Экосистемы (22ч)


Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.


Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.


Ученик должен знать/понимать: структуру экосистем; учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; биол. терминологию и символику;

Ученик должен уметь: объяснять влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биол. задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биол. моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически её оценивать; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения правил поведения в природной среде.


Раздел – Обобщение знаний по курсу Общей биологии (16ч)


Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни.

Клеточная теория. Многообразие клеток. Строение клетки.

Вирусы – неклеточные формы жизни.

Деление клеток: митоз, мейоз. Воспроизведение организмов.

Онтогенез: эмбриональный и постэмбриональный этапы.

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.

Реакции матричнрго синтеза белка.

Основные генетические понятия. Закономерности наследственности и изменчивости.

Задачи по генетике.

Гигиена человека. Факторы здороья и риска.

Мутагены.

Особенности строения бактерий, вирусов, растений и животных.

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

  • В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова Общая биология,10-11. Базовый уровень. М., Дрофа, 2016.

  • Общая биология,10-11 / Под ред. Д.К. Беляева и А.О. Рувинского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература.

  • Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.-Т. 1-3.-М.: Мир, 2015

  • Биология (для учащихся медицинских училищ)/Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина.-М.: Медицина, 2015.

  • Биологический энциклопедический словарь.-М.: Советская Энциклопедия,2014.

  • Вилли К., Детье В. Биология.-М.: Мир,2015.

  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-Т. 1-3.-М.: Мир.2015.

  • Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М.: Высшая школа, 2015.

  • Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М.: Мир,2015.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Курс для самообразования.-М.: Просвещение,2016.

  • Мамонтов С.Г. Биология: (для поступающих в вузы).-М.: Высшая школа, 2015.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология (для средних специальных учебных заведений).-2-е изд.-М.: Высшая школа, 2016.

  • Одум Ю. Экология.-Т. 1-2.-М.: Мир, 2016

  • Основы общей биологии / Под ред. Э. Либберта.-М.: Мир,2016.

  • Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины..-М.: Просвещение, 2015.

  • Флинт Р. Биология в цифрах.-М.: Мир, 2015

  • Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека).-М.: Мир, 2016.

  • Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека.-М.: Прогресс, 2015

  • Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм).-3-е изд.-М.: Высшая школа,2015



Научно-популярная литература:

  • Акимушкин И.И. Невидимые нити природы.-М.: Мысль, 2015.

  • Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).-М.: Мысль, 2016

  • Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные).-М.: Мысль. 2016

  • Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные).-М.: Мысль, 2015

  • Гржимек Б. Дикое животное и человек.-М.: Мысль, 2015

  • Евсюков В.В. Мифы о вселенной.-Новосибирск: Наука, 2016

  • Нейфах А.А., Лозовская Е.Р. Гены и развитие организма.-М.: Наука, 2016

  • Уинфри А.Т. Время по биологическим часам.-М.: Мир,2015

  • Шпинар З.В. История жизни на Земле.-Прага: Артия, 2016

  • Эттенборо Д. Живая планета.-М.: Мир, 2016

  • Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего.-М.: Детская литература, 2015