СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 11 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии и авторской программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 11 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии и авторской программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

Для разработки рабочей программы по биологии была выбрана авторская программа И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова т.к. программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10 класс. Базовый уровень Данный учебник включен в федеральный перечень, соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования, имеет гриф рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне

Цели и задачи: Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

1. Общая характеристика учебного предмета

1.Описание места учебного предмета

По авторской программе на изучение биологии в 10-11 классах отводится 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов, 11 классе – 35 часов. . Согласно учебному плану рабочая программа для 11 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю 34 рабочих недель (34 часа).

Класс

Количество часов по авторской программе

Количество часов

в рабочей программе учителя

Количество часов в неделю по авторской программе

Количество часов в неделю в рабочей программе учителя


Количество рабочих недель в рабочей программе



10

35

36

1

1

36

11

35

34

1

1

34


2. Содержание учебного предмета

1. Организменный уровень организации жизни (17ч)

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Лабораторная работа.

1 Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.

№2 Решение элементарных генетических задач.

3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

№5 Изучение признаков вирусных заболеваний растений (на примере культурных растений из гербария и по справочной литературе).


2. Клеточный уровень организации жизни (9ч)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.

Лабораторная работа.

№4 Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня; наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука. Сравнение строения клеток растений и животных

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений


3. Молекулярный уровень проявления жизни (7ч)

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.

4. Заключение (1ч)

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.

3. Результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) средней школы.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;

  • умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;

  • знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;

  • владение навыками самообразования и саморазвития;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;

  • владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;

  • отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.

4. Учебно - тематический план



Название раздела


Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

По авторской программе

По программе учителя

1..

Организменный уровень организации жизни

17

17

Л.Р.№1, Л.Р.№2 Л.Р.№3 Л.Р.№4 Л.Р№ 5

2.

Клеточный уровень организации жизни

9

9

Л.Р.№6, Л.Р.№7, Л.Р.№8

3.

Молекулярный уровень проявления жизни

8

7


4.

Заключение

1

1

Контрольный тест


Итого в 11 классах

35

34

Л.Р - 8

В рабочую программу внесены следующие изменения:

В рабочей программе сокращена тема «Молекулярный уровень проявления жизни» на 1 час, так как в авторской программе дано 35 часов, а по учебному плану МКОУ Суминская СОШ 34 часа (34 недели).

Количество лабораторных работ - 8.

5. Календарно - тематическое планирование


Тема урока

Кол-во

часов

Лабораторные

работы

Домашнее задание

Дата


I. Организменный уровень жизни

17




1.

Вводный инструктаж. Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.


1


§1 вопрос1


2.

Организм как биосистема.

.

1


§2 тест


3.

Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

1


§3 сообщение


4.

Размножение организмов


1


§4 вопрос1-2


5.

Оплодотворение и его значение.


1


§5


6.

Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез)

1


§6 вопрос 3 письменно


7

Из истории развития генетики.


1


§7 вопрос 2, 4


8.

Изменчивость признаков организма и ее типы.


1

Л.Р №1 Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.

§8 таблица


9

Генетические закономерности, открытие Г.Менделем.


1


§9 рис10


10

Дигибридное скрещивание.


1


§10 задача


11.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.

1


§11 задача


12.

Генетика пола и наследование сцепленное с полом.


1

Л р № 2 «Решение элементарных генетических задач»


§12 до решать задачу


13.

Наследственные болезни человека.

1

Л.р. №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»


§13 составить презентацию


14.

Этические аспекты медицинской генетики


1

Л.р.№4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»


§14 сообщение


15

Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследования



§15 подготовка к семинару


16

Семинар. Творчество в жизни человека

1


§16


17

Царства вирусов.


1

Л.р. №5 Изучение признаков вирусных заболеваний растений (на примере культурных растений из гербария и по справочной литературе)

§17 составить презентацию



II. Клеточный уровень организации жизни

9




18.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

1


§18 тест


19.

Клетка этап эволюции живого в истории Земли.


1


§19 вопрос 1-4


20.

Строение клетки.


1

Л.р.№6 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Л.р.№7 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»


§20


21

Органоиды и структурные компоненты цитоплазмы.

1


§21 таблица


22.

Клеточный центр.


1


§22


23.

Деление клетки – митоз и мейоз.


1

Л.Р№8 « Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»

§23 рис. в тетрадь


24

Структура и функции хромосом.

.

1


§24


25

История развития науки о клетке

1


§25 подготовка к семинару


26

Семинар. Гармония и целесообразность в живой природе.


1



§26



III. Молекулярный уровень проявления жизни

7




27.

Молекулярный уровень жизни и его особенности.


1


§27 стр. 197


28.

Основные химические соединения живой материи.

.


1


§28 сообщение


29.

Структура и функции нуклеиновых кислот.


1


§29 таблица


30

.Процессы синтеза в живых клетках


1


§30


31

Процесс биосинтеза белка.


1


§31 вопрос 4 стр.191


32.

Молекулярные процессы расщепления.


1


§32


33.

Семинар. Время экологической культуры.


1


§33-34


34

Заключение Обобщение знаний о многообразии жизни. Отличие живых систем от неживых. Контрольный тест по форме ЕГЭ.

1





6. Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список рекомендуемой литературы 10-11 класс

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  5. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.

  6. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.

  7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.

  8. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.

12.Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.

13.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.