Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 11 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии и авторской программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Для разработки рабочей программы по биологии была выбрана авторская программа И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова т.к. программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10 класс. Базовый уровень Данный учебник включен в федеральный перечень, соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования, имеет гриф рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне
Цели и задачи: Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
1. Общая характеристика учебного предмета
1.Описание места учебного предмета
По авторской программе на изучение биологии в 10-11 классах отводится 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов, 11 классе – 35 часов. . Согласно учебному плану рабочая программа для 11 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю 34 рабочих недель (34 часа).
Класс | Количество часов по авторской программе | Количество часов в рабочей программе учителя | Количество часов в неделю по авторской программе | Количество часов в неделю в рабочей программе учителя | Количество рабочих недель в рабочей программе |
10 | 35 | 36 | 1 | 1 | 36 |
11 | 35 | 34 | 1 | 1 | 34 |
2. Содержание учебного предмета
1. Организменный уровень организации жизни (17ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Лабораторная работа.
№1 Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.
№2 Решение элементарных генетических задач.
№3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»
№4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
№5 Изучение признаков вирусных заболеваний растений (на примере культурных растений из гербария и по справочной литературе).
2. Клеточный уровень организации жизни (9ч)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.
Лабораторная работа.
№4 Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня; наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука. Сравнение строения клеток растений и животных
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
3. Молекулярный уровень проявления жизни (7ч)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.
4. Заключение (1ч)
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
3. Результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) средней школы.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Предметно-информационная составляющая образованности:
знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;
умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;
наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;
знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;
владение навыками самообразования и саморазвития;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;
владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;
отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.
4. Учебно - тематический план
№ |
Название раздела | Кол-во часов | Лабораторные, практические работы |
По авторской программе | По программе учителя |
1.. | Организменный уровень организации жизни | 17 | 17 | Л.Р.№1, Л.Р.№2 Л.Р.№3 Л.Р.№4 Л.Р№ 5 |
2. | Клеточный уровень организации жизни | 9 | 9 | Л.Р.№6, Л.Р.№7, Л.Р.№8 |
3. | Молекулярный уровень проявления жизни | 8 | 7 | |
4. | Заключение | 1 | 1 | Контрольный тест |
| Итого в 11 классах | 35 | 34 | Л.Р - 8 |
В рабочую программу внесены следующие изменения:
В рабочей программе сокращена тема «Молекулярный уровень проявления жизни» на 1 час, так как в авторской программе дано 35 часов, а по учебному плану МКОУ Суминская СОШ 34 часа (34 недели).
Количество лабораторных работ - 8.
5. Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Лабораторные работы | Домашнее задание | Дата |
| I. Организменный уровень жизни | 17 | | | |
1. | Вводный инструктаж. Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. | 1 | | §1 вопрос1 | |
2. | Организм как биосистема. . | 1 | | §2 тест | |
3. | Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. | 1 | | §3 сообщение | |
4. | Размножение организмов | 1 | | §4 вопрос1-2 | |
5. | Оплодотворение и его значение. | 1 | | §5 | |
6. | Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез) | 1 | | §6 вопрос 3 письменно | |
7 | Из истории развития генетики. | 1 | | §7 вопрос 2, 4 | |
8. | Изменчивость признаков организма и ее типы. | 1 | Л.Р №1 Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды. | §8 таблица | |
9 | Генетические закономерности, открытие Г.Менделем. | 1 | | §9 рис10 | |
10 | Дигибридное скрещивание. | 1 | | §10 задача | |
11. | Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. | 1 | | §11 задача | |
12. | Генетика пола и наследование сцепленное с полом. | 1 | Л р № 2 «Решение элементарных генетических задач» | §12 до решать задачу | |
13. | Наследственные болезни человека. | 1 | Л.р. №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» | §13 составить презентацию | |
14. | Этические аспекты медицинской генетики | 1 | Л.р.№4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | §14 сообщение | |
15 | Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследования | | | §15 подготовка к семинару | |
16 | Семинар. Творчество в жизни человека | 1 | | §16 | |
17 | Царства вирусов. | 1 | Л.р. №5 Изучение признаков вирусных заболеваний растений (на примере культурных растений из гербария и по справочной литературе) | §17 составить презентацию | |
| II. Клеточный уровень организации жизни | 9 | | | |
18. | Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. | 1 | | §18 тест | |
19. | Клетка этап эволюции живого в истории Земли. | 1 | | §19 вопрос 1-4 | |
20. | Строение клетки. | 1 | Л.р.№6 «Сравнение строения клеток растений и животных» Л.р.№7 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | §20 | |
21 | Органоиды и структурные компоненты цитоплазмы. | 1 | | §21 таблица | |
22. | Клеточный центр. | 1 | | §22 | |
23. | Деление клетки – митоз и мейоз. | 1 | Л.Р№8 « Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня» | §23 рис. в тетрадь | |
24 | Структура и функции хромосом. . | 1 | | §24 | |
25 | История развития науки о клетке | 1 | | §25 подготовка к семинару | |
26 | Семинар. Гармония и целесообразность в живой природе. | 1 | | §26 | |
| III. Молекулярный уровень проявления жизни | 7 | | | |
27. | Молекулярный уровень жизни и его особенности. | 1 | | §27 стр. 197 | |
28. | Основные химические соединения живой материи. . | 1 | | §28 сообщение | |
29. | Структура и функции нуклеиновых кислот. | 1 | | §29 таблица | |
30 | .Процессы синтеза в живых клетках | 1 | | §30 | |
31 | Процесс биосинтеза белка. | 1 | | §31 вопрос 4 стр.191 | |
32. | Молекулярные процессы расщепления. | 1 | | §32 | |
33. | Семинар. Время экологической культуры. | 1 | | §33-34 | |
34 | Заключение Обобщение знаний о многообразии жизни. Отличие живых систем от неживых. Контрольный тест по форме ЕГЭ. | 1 | | | |
6. Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список рекомендуемой литературы 10-11 класс
Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.
12.Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.
13.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.