Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 города Кузнецка имени 354-й Калинковичской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова стрелковой дивизии
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ №14 города Кузнецка ____________ Ю.В.Чернышова Приказ №_______ от _______________________ |
ШМО учителей естественно- математического цикла ___________ И.А.Суркова Протокол №____ от __________________ | Заместитель директора школы по УВР __________ Т.В.Терентьева _____________________ |
Рабочая программа
по(предмету) биологии
Класс 11 А
Всего часов на учебный год 34
Количество часов в неделю 1
Составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Кузнецка, в соответствии с Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 1 1 класса «Общая биология» автора В.Б.Захарова - «Дрофа», Москва 2012 год.
Учебник. «Общая биология» автора В.Б.Захарова - «Дрофа», Москва 2012 год.
Учитель: Чуркина Ирина
Юрьевна
Стаж работы 31год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МБОУ COLLI №14 города Кузнецка, Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 11 класса «Общая биология» автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Программа ориентирована на использование учебника: В.Б. Захаров
«Общая биология» М., Дрофа, 2012, а также методических пособий для
учителя:
В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухорукова, Т.А. Козлова «Биология. Общие закономерности» Книга для учителя. М, «Школа-Пресс», 1996
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология 6-11 классы. - М. Дрофа, 2009
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. Дрофа, 2006
дополнительной литературы для учащихся:
Д.К.Беляев, Г.М. Дымшиц «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003
Биологический энциклопедический словарь. М, Советская энциклопедия, 1989
Биология. Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М., Медицина, 2001
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействуют на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация решает задачу индивидуального подхода;
коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом
Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ №14 города Кузнецка
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №14 города Кузнецка в 11 классе на изучение биологии отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю
Учебно - тематический план
Тема | Количество часов |
Тема 1 . Закономерности развития живой природы | 10 |
Тема 2. Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция | 2 |
Тема 3. Развитие жизни на Земле | 2 |
Тема 4. Происхождение человека | 2 |
Тема 5. Биосфера, ее структура и функции | 3 |
Тема 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии | 8 |
Тема 7. Биосфера и человек. Ноосфера | 5 |
Тема 8. Бионика | 2 |
Всего- 34 часа Контрольных работ - 2 Практических работ - 2
Содержание тем учебного курса
Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические
адаптации.
Микроэволюция
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюци
Главные направления эволюционного процесса. Биологический
прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса. Основные
закономерности эволюции: дивергенг^ия, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Биосфера, ее структура и функции
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел,
биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■ Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии обучающейся должен: знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;
вклад биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
* использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания); правил поведения в природной среде.
Список литературы
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М: АСТ-пресс, 2006.
3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М: Оникс 21 век, 2005. ,
4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1986.
5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2005.
6. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. -М: Просвещение, 2003.
7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. - Саратов: Лицей, 2003.
8. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев B.C. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. -М.: Просвещение, 2002.
9. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. -Саратов: Лицей, 2005.
10.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089; 11.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта; 12.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской
Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.
03. 2004.
Литература для обучающихся:
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. -М.: Оникс 21 век, 2005.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003.
Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. -Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.