№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
Раздел 3. Эволюция органического мира Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии (10 часов) |
1 | Развитие эволюционных идей | 1 | 2.09 | | |
2 | Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов | 1 | 3.09 | | |
3 | Жизнь и труды Ч. Дарвина | 1 | 6.09 | | |
4 | Синтетическая теория эволюции | 1 | 9.09 | | |
5 | Палеонтологическое свидетельства эволюции | 1 | 10.09 | | |
6 | Биографическое свидетельства эволюции | 1 | 13.09 | | |
7 | Сравнительно-анатомическое свидетельства эволюции | 1 | 16.09 | | |
8 | Эмбриологические свидетельства эволюции | 1 | 17.09 | | |
9 | Молекулярные свидетельства эволюции | 1 | 20.09 | | |
10 | Обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие эволюционной биологии» | 1 | 23.09 | | |
Тема 11. Механизмы эволюции (26 часов) |
11 | Изменчивость природных популяций | 1 | 24.09 | | |
12 | Генетическая структура популяций | 1 | 27.09 | | |
13 | Генетическая структура популяций | 1 | 30.09 | | |
14 | Мутации - источник генетической изменчивости популяций | 1 | 1.10 | | |
15 | Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов | 1 | 4.10 | | |
16 | Дрейф генов как фактор эволюции | 1 | 7.10 | | |
17 | Борьба за существование | 1 | 8.10 | | |
18 | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции | 1 | 11.10 | | |
19 | Формы естественного отбора | 1 | 14.10 | | |
20 | Половой отбор | 1 | 15.10 | | |
21 | Возникновение адаптаций в результате естественного отбора | 1 | 18.10 | | |
22 | Миграции как фактор эволюции | 1 | 21.10 | | |
23 | Биологические виды | 1 | 22.10 | | |
24 | Изоляция и видообразование | 1 | 25.10 | | |
25 | Аллопатрическое и симпатрическое видообразование | 1 | 28.10 | | |
26 | Механизмы макроэволюции | 1 | 29.10 | | |
27 | Направления макроэволюции: дивергенция, конвергенция и параллелизм | 1 | 1.11 | | |
28 | Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации | 1 | 4.11 | | |
29 | Единое древо жизни | 1 | 5.11 | | |
30 | Лабораторная работа №1 «Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек» | 1 | 8.11 | | |
31 | Лабораторная работа №2 «Наблюдение и описание вида по морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых)» | 1 | 11.11 | | |
32 | Лабораторная работа №3 « Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т. п.)» | 1 | 12.11 | | |
33 | Экскурсия «Изменчивость организмов (краеведческий музей)» | 1 | 15.11 | | |
34 | Экскурсия «Изменчивость организмов (краеведческий музей)» | 1 | 18.11 | | |
35 | Обобщение знаний по темам «Возникновение и развитие эволюционной биологии», « Механизмы эволюции» | 1 | 19.11 | | |
36 | Зачет по темам «Возникновение и развитие эволюционной биологии», « Механизмы эволюции» | 1 | 22.11 | | |
Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 часов) |
37 | Сущность жизни. Представления о возникновении жизни на Земле | 1 | 25.11 | | |
38 | Различные гипотезы возникновения жизни на Земле | 1 | 26.11 | | |
39 | Образование биологических мономеров и полимеров. Формирование и эволюция пробионтов | 1 | 29.11 | | |
40 | Формирование и эволюция пробионтов | 1 | 2.12 | | |
41 | Изучение истории Земли. Палеонтология | 1 | 3.12 | | |
42 | Развитие жизни в криптозое | 1 | 6.12 | | |
43 | Развитие жизни в криптозое | 1 | 9.12 | | |
44 | Развитие жизни на Земле в фанерозое | 1 | 10.12 | | |
45 | Развитие жизни на Земле в фанерозое | 1 | 13.12 | | |
46 | Обобщение знаний по теме « Возникновение и развитие жизни на Земле» | 1 | 16.12 | | |
Тема 13. Возникновение и развитие человека– антропогенез (10 часов) |
47 | Место человека в системе живого мира – морфологические и физиологические данные | 1 | 17.12 | | |
48 | Место человека в системе живого мира – данные молекулярной биологии и биологии развития | 1 | 20.12 | | |
49 | Происхождение человека. Палеонтологические данные | 1 | 23.12 | | |
50 | Первые представители рода Homo | 1 | 24.12 | | |
51 | Появление человека разумного | 1 | 27.12 | | |
52 | Факторы эволюции человека | 1 | 6.01 | | |
53 | Человеческие расы | 1 | 7.01 | | |
54 | Человеческие расы | 1 | 10.01 | | |
55 | Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие человека – антропогенез» | 1 | 13.01 | | |
56 | Зачет по темам «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Возникновение и развитие человека – антропогенез» | 1 | 14.01 | | |
Тема 14. Селекция и биотехнология (9 часов) |
57 | Селекция как процесс и как наука | 1 | 17.01 | | |
58 | Центры происхождения культурных растений | 1 | 20.01 | | |
59 | Искусственный отбор | 1 | 21.01 | | |
60 | Классические методы селекции | 1 | 24.01 | | |
61 | Классические методы селекции | 1 | 27.01 | | |
62 | Использование новейших методов биологии в селекции | 1 | 28.01 | | |
63 | Использование новейших методов биологии в селекции | 1 | 31.01 | | |
64 | Обобщение знаний по теме «Селекция и биотехнология» | 1 | 3.02 | | |
65 | Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения» | 1 | 4.02 | | |
Раздел 4. Организмы в экологических системах Тема 15. Организмы и окружающая среда (10 часов) |
66 | Взаимоотношения организма и среды | 1 | 7.02 | | |
67 | Абиотические факторы | 1 | 10.02 | | |
68 | Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий и размножение | 1 | 11.02 | | |
69 | Популяция как природная система | 1 | 14.02 | | |
70 | Устройство популяции | 1 | 17.02 | | |
71 | Динамика популяции, ее типы и регуляция. Жизненные стратегии | 1 | 18.02 | | |
72 | Вид как система популяций | 1 | 21.02 | | |
73 | Разнообразие ареалов | 1 | 24.02 | | |
74 | Вид и его экологическая ниша | 1 | 25.02 | | |
75 | Обобщение знаний по теме «Организмы и окружающая среда» | 1 | 28.02 | | |
Тема 16. Сообщества и экосистемы (14 часов) |
76 | Сообщества и экосистемы | 1 | 3.03 | | |
77 | Функциональные блоки сообщества | 1 | 4.03 | | |
78 | Энергетические связи и трофические сети | 1 | 7.03 | | |
79 | Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах | 1 | 10.03 | | |
80 | Пространственное устройство сообществ | 1 | 11.03 | | |
81 | Динамика сообществ | 1 | 14.03 | | |
82 | Как формируются сообщества | 1 | 17.03 | | |
83 | Практикум по решению экологических задач | 1 | 18.03 | | |
84 | Лабораторная работа №4 «Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений) | 1 | 21.03 | | |
85 | Практикум по решению экологических задач | 1 | 24.03 | | |
86 | Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе», «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)» | 1 | 7.04 | | |
87 | Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе», «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)» | 1 | 8.04 | | |
88 | Обобщение по теме «Сообщества и экосистемы» | 1 | 11.04 | | |
89 | Зачет по темам «Сообщества и экосистемы», «Организмы и окружающая среда» | 1 | 14.04 | | |
Тема 17. Биосфера (5 часов) |
90 | Биосфера и биомы | 1 | 15.04 | | |
91 | Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере | 1 | 18.04 | | |
92 | Роль человека в современных биологических круговоротах | 1 | 21.04 | | |
93 | Биосфера и человек | 1 | 22.04 | | |
94 | Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу? | 1 | 25.04 | | |
Тема 18. Биологические основы охраны природы (8 часов) |
95 | Сохранение и поддержание биологического разнообразия на популяционно – видовом, генетическом и экосистемном уровне | 1 | 28.04 | | |
96 | Сохранение и поддержание биологического разнообразия на популяционно – видовом, генетическом и экосистемном уровне | 1 | 29.04 | | |
97 | Природоохранные территории РТ | 1 | 5.05 | | |
98 | Биологический мониторинг и биоиндикация | 1 | 6.05 | | |
99 | Мониторинг природной среды в РТ и РФ | 1 | 12.05 | | |
100 | Обобщение знаний по темам «Биосфера», «Биологические основы охраны природы» | 1 | 13.05 | | |
101 | Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов | 1 | 16.05 | | |
102 | Обобщение знаний по курсу | 1 | 19.05 | | |
103 | Резервный урок | 1 | 20.05 | | |