Приложение к основной
образовательной программе
общего образования.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сальска
Рассмотрена на заседании МО учителей естественных дисциплин (Протокол № 1 от 27.08.2016 г.) Руководитель МО Капустян С.В. _________ подпись | Согласована заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________ Мирошниченко Е.И. «_____»____________ 2016 г. | Утверждена приказом от 29.09.2016 г. № 202 на основании решения педсовета (Протокол № 1 от 27.08.2016г.) Директор МБОУ СОШ № 1 г. Сальска ________________ Мазниченко Е.Н. |
Рабочая программа
по биологии
для обучающихся 6 «А», 6 «Б», 6 «В», 6 «Г» классов
на 2016 – 2017 учебный год.
Составитель программы:
учитель биологии
Рассадина А.В.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)
Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 01.09.2016 года № 267).
Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 29.08.2016 г. № 201).
Годовой календарный график ОУ (утверждён приказом директора от 29.08.2016 г. № 211).
Примерной программы по предмету.
Авторской программы по биологии для 6 класса. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. М. «Дрофа»2012 г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект под редакцией В.В. Пасечника:
1. « Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Пасечник В.В., 6 класс: учебник.- М.: «Дрофа» 2016 г.
2. « Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Пасечник В.В., 6 класс: рабочая тетрадь.- М.: «Дрофа» 2014г.
3.« Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Пасечник В.В., 6 класс: методическое пособие.- М.: «Дрофа» 2014г.
Примерная программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год;
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
В 6 «В» классе – 35 часов. В связи с тем, что государственный праздник 1 мая приходятся на понедельник, а уроки в 6 «А», 6 «Б», 6 «Г» классах в соответствии со школьным расписанием проходятся на эти дни, фактически будет проведено 34 урока. Программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала в теме «Повторение».
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Ученик научится:
в познавательной сфере:
- обосновывать основные процессы жизнедеятельности растений;
- классифицировать – определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
- различать и описывать строение по таблицам органов цветкового растения;
- сравнивать биологические объекты, уметь делать выводы;
- овладеет методами: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
ценностно-ориентационной:
- знать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
эстетической:
- овладеет умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;
трудовой деятельности:
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами.
физической деятельности:
- освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
коммуникативной:
- понимать значения коммуникации в межличностном общении;
- уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность, включая проектную и исследовательскую деятельность;
- ставить вопросы, видеть проблему, классифицировать, наблюдать, делать выводы;
- логично выстраивать устные высказывания, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в разных формах, вступать в диалог.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация: Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы:
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы: Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии. Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторные и практические работы: Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Экскурсии. Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Экскурсии. Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Обобщение (2 часа).
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела/ темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения урока |
6 «А», 6 « Г» | 6 «Б» | 6 «В» |
| Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 14 ч | | | |
1 | Ведение. Биология как наука. | 1 | 5.09 | 3.09 | 7.09 |
2 | Строение семян. Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян двудольных растений». | 1 | 12.09 | 10.09 | 14.09 |
3 | Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №2 « Стержневые и мочковатые корневые системы». | 1 | 19.09 | 17.09 | 21.09 |
4 | Зоны корня. Практическая работа№1 «Корневой чехлик и корневые волоски». | 1 | 26.09 | 24.09 | 28.09 |
5 | Условия произрастания и видоизменения корней. | 1 | 3.10 | 1.10 | 5.10 |
6 | Побег и почки. Лабораторная работа№3 «Строение почек. Расположение почек на стебле». | 1 | 10.10 | 8.10 | 12.10 |
7 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа№4 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». | 1 | 17.10 | 15.10 | 19.10 |
8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Практическая работа №2 «Строение кожицы листа и клеточное строение листа». | 1 | 24.10 | 22.10 | 26.10 |
| Итого: 1-я четверть: 8 ч. (для 6 «А», 6 «В», 6 «Г») Л.р.-4, П.р.- 2. | | 8 ч | | 8 ч |
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей. Практическая работа №3 «Внутреннее строение ветки дерева» | 1 | 7.11 | 29.10 | 9.11 |
| Итого: 1-я четверть: 9 ч. (для 6 «Б») Л.р.-4, П.р.- 3. | | | 9 ч | |
10 | Видоизменение побегов. Лабораторная работа №5 «Изучение строение клубня и луковицы». | 1 | 14.11 | 12.11 | 16.11 |
11 | Цветок. Лабораторная работа №6 «Изучение строения цветка». | 1 | 21.11 | 19.11 | 23.11 |
12 | Соцветия. Лабораторная работа №7 «Ознакомление с различными видами соцветий». | 1 | 28.11 | 26.11 | 30.11 |
13 | Плоды и их классификация. Лабораторная работа №8 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». | 1 | 5.12 | 3.12 | 7.12 |
14 | Распространение плодов и семян. | 1 | 12.12 | 10.12 | 14.12 |
| Глава 2. Жизнь растений. | 10 ч | | | |
15 | Минеральное питание растений. | 1 | 19.12 | 17.12 | 21.12 |
16 | Фотосинтез. | 1 | 26.12 | 24.12 | 28.12 |
| Итого: 2-я четверть: 7ч. (для 6 «Б») Л.р.-4. 8 ч. (для 6 «А», 6 «В», 6 «Г») Л.р.-4, П.р.- 1. | | 8 ч | 7 ч | 8 ч |
17 | Дыхание растений. | 1 | 16.01 | 14.01 | 11.01 |
18 | Испарение воды растениями. Листопад | 1 | 23.01 | 21.01 | 18.01 |
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Практическая работа № 4 «Передвижение веществ по стеблю». | 1 | 30.01 | 28.01 | 25.01 |
20 | Прорастание семян. Практическая работа №5 «Определение всхожести семян растений и их посев». | 1 | 6.02 | 4.02 | 1.02 |
21 | Способы размножения растений. | 1 | 13.02 | 11.02 | 8.02 |
22 | Размножение споровых растений | 1 | 20.02 | 18.02 | 15.02 |
23 | Размножение семенных растений | 1 | 27.02 | 25.02 | 22.02 |
24 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа №9 «Вегетативное размножение комнатных растений». | 1 | 6.03 | 4.03 | 1.03 |
| Глава 3. Классификация растений. | 6 ч | | | |
25 | Систематика растений. | 1 | 13.03 | 11.03 | 15.03 |
26 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | 1 | 20.03 | 18.03 | 22.03 |
| Итого: 3-я четверть: 10 ч. Л.р.-1, П.р.- 2. | | 10 ч | 10 ч | 10 ч |
27 | Семейства Пасленовые и Бобовые. | 1 | 3.04 | 8.04 | 5.04 |
28 | Семейство Сложноцветные. | 1 | 10.04 | 15.04 | 12.04 |
29 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. | 1 | 17.04 | 22.04 | 19.04 |
30 | Культурные растения. | 1 | 24.04 | 29.04 | 26.04 |
| Глава 4. Природные сообщества. | 3 ч | | | |
31 | Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия№1 « Природное сообщество и человек». | 1 | 8.05 | 6.05 | 3.05 |
32 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 1 | 15.05 | 13.05 | 10.05 |
33 | Строение и многообразие покрытосеменных растений. Летние задания. | 1 | 22.05 | 20.05 | 17.05 |
| Обобщение | 2 ч | | | |
34 | Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс». Летние задания | 1 | 29.05 | 27.05 | 24.05 31.05 |
| Итого: 4-я четверть: 8 ч. (для 6 «А», 6 «Б», 6 «Г»), 9 ч. (для 6 «В»). | | 8 ч | 8 ч | 9 ч |
| Итого за год: Практических работ – 5; Лабораторных работ – 9; Экскурсий – 1. | | 34 ч | 34ч | 35 ч |
9