Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Менделеевского муниципального района
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
на заседании ШМО учителей | заместитель директора по УР | приказ № ______ |
| | от «____» _________ 201____ г. |
| ФИО | директор |
ФИО | «_____» ___________ 201___ г. | ______________ __________/ |
Протокол № ____ | | ФИО |
От «___ » __________ 201 г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии, 9 класс
предмет, класс и т.п.
Кривилёва Юлия Николаевна
Ф.И.О. учителя
на 2016-2017 учебный год
г. Менделеевск, 2016 год
Учебно-тематическое планирование
по - биологии
класс - девятый
учитель- Кривилева Юлия Николаевна
Колличество часов
Всего – 70 часов; в неделю – два часа
Плановых контрольных уроков - 6,
Практических работ – 6
Планирование составлено на основе - Планирование составлено на основе - Федерального Государственного стандарта
Учебник- Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б.,Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности » 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2006. – 288с.;
Дополнительная литература-
1) Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с.;
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с.;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г.Аркадьев. - М: Дрофа, 2006;
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.и. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М: Дрофа, 2006. - 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.
Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Планируемые результаты освоения материала» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Планируемые результаты освоения материала». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Место курса « Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в·биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
РАЗДЕЛ 1 Эволюция живого мира на Земле (20 часов)
Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость, формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. ритмичность процессов жизнедеятельности.
Царства Живой природы; Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
• Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
• демонстрация биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: Достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства борьба за существование и естественный отбор
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Те м а 1.5 Микроэволюция
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяции. Популяция элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
• Демонстрация схем иллюстрирующих процесс географического видообразования живых растений и животных.
Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
Главные направления эволюционного процесса.
Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
• Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции;
Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
• Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8 Развитие жизни на Земле
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Номо sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Ното sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
• Демонстрация репродукций картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
РАЗДЕЛ 2 Структурная организация живых организмов (14 часов)
Тема 2.1 Химическая организация клетки
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры- белки, структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Те м а 2.3 Строение и функции клеток
Прокариотические клетки; форма и размеры.
Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариотов в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотическои клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Тема 3.1 Размножение организмов
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение растений и животных, образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Оплодотворение
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
• Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
РАЗДЕЛ 4.Наследственность и изменчивость организмов (13 часов)
Тема 4.1 3аокономерности наследования признаков
Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определение признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления
Тема 4.2 Закономерности изменчивости
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
• Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Т е м а 4.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
• Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы Экологии (18)
Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции
Биосфера - живая оболочка планеты. Структура Биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмов.
Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами.
Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.
• Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Те м а 5.2
Биосфера и человек (2 часа)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение Природными ресурсами населения планеты.
• демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Формы контроля | Количество часов | Дата по факту | Дата по плану |
РАЗДЕЛ 1 ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ |
1 | Биолгия как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живой природы | лекция | 1 | | |
2 | Признаки живых организмов. Основные уровни организации живой природы. | лекция | 1 | | |
3 | Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие | лекция | 1 | | |
4 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Искусственный отбор | лекция | 1 | | |
5 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | лекция | 1 | | |
6 | Формы естественного отбора | лекция | 1 | | |
7 | Результат эволюции- приспособленность организмов к среде обитания | лекция | 1 | | |
8 | Выявление приспособленности к среде обитания | | 1 | | |
9 | Контрольная работа №1 | Контрольная работа №1 «Учение К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Искусственный и естественный отборы. Приспособленность» | | |
10 | Вид, его критерии и структура | лекция | 1 | | |
11 | Популяция- структурная единица вида | лекция | 1 | | |
12 | Видообразование | лекция | 1 | | |
13 | Биологические последствия адаптации | лекция | 1 | | |
14 | Главные направления эволюции | лекция | 1 | | |
15 | Контрольная работа №2 | Тастовая контрольная работа из различных вариантов «Учение об эволюции органического мира» | | |
16 | Современные представления о происхождении жизни. Гипотезы происхождения жизни. | лекция | 1 | | |
17 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Начальные этапы развития жизни, эра древнейшей жизни | лекция | 1 | | |
18 | Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры | лекция | 1 | | |
19 | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры | лекция | 1 | | |
20 | Место и роль человек4а в системе органического мира. Эволюция человека | лекция | 1 | | |
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ |
21 | Развитие знаний о клетке. Химический состав клетки. Неорганические вещества | лекция | 1 | | |
22 | Органические вещества клетки, углеводы, липиды | лекция | 1 | | |
23 | Органические вещества клетки, Белки | лекция | 1 | | |
24 | Органические вещества клетки, нуклеиновые кислоты. Строение хромосом. ДНК. Ген. Генетический код | лекция | 1 | | |
25 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | лекция | 1 | | |
26 | Пластический обмен биосинтез белков, жиров, углеводов | лекция | 1 | | |
27 | Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание | лекция | 1 | | |
| | | | | |
28 | Прокариотические клетки. Бактерии | лекция | 1 | | |
29 | Эукариотическая клетка. Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма и ее органоиды | лекция | 1 | | |
30 | Ядро клетки | лекция | 1 | | |
31 | Изучение клеток растений и животных. Вирусы | Лекция практическая работа | 1 | | |
32 | Деление клеток | лекция | 1 | | |
33 | Клеточная теория строения организмов. Роль клеточной теории | лекция | 1 | | |
34 | Контрольная работа №3 | Тестовая контрольная работа из различных вариантов « По теме Клетка» | | |
РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ |
35 | Размножение. Бесполое размножение | лекция | 1 | | |
36 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение, его значение | лекция | 1 | | |
37 | Онтогенез. Эмбриональный период развития. Причины нарушения организма. Последствия влияния алкоголя, никотина на развитие зародыша человека | лекция | 1 | | |
38 | Онтогенез. Постэмбриональный период развития | лекция | 1 | | |
39 | Общие закономерности развития | лекция | 1 | | |
РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМА |
40 | Основные понятия генетики. Генетическая терминология и символика | лекция | 1 | | |
41 | Г. Мендель- основоположник генетики | лекция | 1 | | |
42 | Закономерности наследования. Установленные Г. Менделем | лекция | 1 | | |
43 | Генетика пола. Хромосомная теория наследственности | лекция | 1 | | |
44 | Генотип как система взаимодействующих генов | лекция | 1 | | |
45 | Решение генетических задач | екция практическая работа | 1 | | |
46 | Наследственная ( генотипическая изменчивость). Влияние мутации на организм человека. Наследственные болезни человека. Их причина и профилактика | лекция | 1 | | |
47 | Фенотипическая (модификационная или ненаследственная) изменчивость | лекция | 1 | | |
48 | Выявление изменчивости организма | Лекция, практическая работа | 1 | | |
49 | Контрольная работа №4 | Тестовая контрольная работа из различных вариантов «Наследственность и изменчивость» | | |
50 | Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений | лекция | 1 | | |
51 | Методы селекция растения, животных | лекция | | | |
52 | Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. Биотехнология | лекция | 1 | | |
РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ |
53 | Структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере | лекция | 1 | | |
54 | Круговорот веществ в природе. Роль живых организмов в биосфере | лекция | 1 | | |
55 | Экологические факторы | лекция | 1 | | |
56 | Биогеоцинозы. Биоценозы. Видовое разнообразие | лекция | 1 | | |
57 | Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии | лекция, практическая работа | 1 | | |
58-59 | Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами | лекция | 1 | | |
60 | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме | лекция, практическая работа | 1 | | |
61 | Контрольная работа№5 | Тестовая контрольная работа из различных вариантов «Экология» | | |
62 | Природные ресурсы и их использование | лекция | 1 | | |
63 | Роль человека в биосфере | лекция | 1 | | |
64 | Последствия деятельности человека в окружающей среде. | лекция | 1 | | |
65 | Глобальные экологические проблемы и пути их решения | лекция | 1 | | |
66 | Охрана природы и основы рационального природопользования. Правила поведение в природной среде | лекция | 1 | | |
67 | Бионока | лекция | 1 | | |
68 | Итоговая контрольная работа №6 | Тесты по всему курсу за 9 класс | | |
69-70 | Резерв | | | | |
Критерии оценивания
Отметка «5» ставится, если ученик:
логично излагает основные положения учебного материала, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь;
конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами;
демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы;
демонстрирует знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость);
демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания;
не допускает биологических ошибок и неточностей.
Отметка «4» ставится, если ученик:
не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки;
демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.
допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности изученных организмов.
Отметка «3» ставится, если ученик:
имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности растений и животных, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления;
имеет отрывочные знания об экологических факторах, экосистемах, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления;
Отметка «2» ставится, если ученик:
допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует;
допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы учителя;
излагает лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.
Лист коррекции (приложение к рабочей программе)
Дата | № уроков по тематическому плану | Количество часов | Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение, контрольная работа и т.д.) | Причина коррекции (замена уроков, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | Завуч |
Уроки, которые требуют коррекции (пропущенные по причине) | Уроки, которые содержат коррекцию | Утверждение | Подпись |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
15