СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" 

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Менделеевского муниципального района



«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

на заседании ШМО учителей

заместитель директора по УР

приказ № ______



от «____» _________ 201____ г.


ФИО

директор

ФИО

«_____» ___________ 201___ г.

______________ __________/

Протокол № ____


ФИО

От «___ » __________ 201 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по биологии, 9 класс

предмет, класс и т.п.


Кривилёва Юлия Николаевна

Ф.И.О. учителя


на 2016-2017 учебный год




















г. Менделеевск, 2016 год



Учебно-тематическое планирование

по - биологии

класс - девятый

учитель- Кривилева Юлия Николаевна

Колличество часов

Всего – 70 часов; в неделю – два часа

Плановых контрольных уроков - 6,

Практических работ – 6

Планирование составлено на основе - Планирование составлено на основе - Федерального Государственного стандарта

Учебник- Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б.,Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности » 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2006. – 288с.;

Дополнительная литература-

1) Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое посо­бие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с.;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6­-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с.;

3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г.Аркадьев. - М: Дро­фа, 2006;

































Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.и. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Био­логия. 6-11 классы. - М: Дрофа, 2006. - 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной про­граммы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса пре­дусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.

Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 клас­сов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, одна­ко содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обу­чающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естествен­нонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Планируемые результаты освоения материала» выделены сле­дующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соот­ветствуют стандарту, приведены в графе «Планируемые результаты освоения материала». Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумера­ция лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотре­ны уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так­же применить умения, приобретенные при изучении биологии.




Требования к уровню подготовки выпускников:



В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Место курса « Общая биология» в системе естест­веннонаучных дисциплин, а также в·биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозави­симости всех частей биосферы Земли.

РАЗДЕЛ 1 Эволюция живого мира на Земле (20 часов)

Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических систе­мах. Самовоспроизведение; наследственность и из­менчивость как основа существования живой ма­терии. Рост и развитие. Раздражимость, формы избирательной реакции организмов на внешние воз­действия. ритмичность процессов жизнедеятельности.

Царства Живой природы; Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

• Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике расте­ний и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

• демонстрация биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и де­ятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: Достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид элементарная эволюционная единица. Всеобщая ин­дивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства борьба за существование и естест­венный отбор

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут путеше­ствия на корабле «Бигль».

Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Те м а 1.5 Микроэволюция

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяции. Популяция элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

• Демонстрация схем иллюстрирующих процесс географического видообразования живых растений и животных.

Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

Главные направления эволюционного процесса.

Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволю­ции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, орга­ническая целесообразность, постепенное усложне­ние организации.

• Демонстрация примеров гомологичных и анало­гичных органов, их строения и происхождения в он­тогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции;

Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле

Органический мир как результат эволюции. Воз­никновение и развитие жизни на Земле. Химиче­ский, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; есте­ственная классификация живых организмов.

• Демонстрация схем возникновения одноклеточ­ных эукариот, многоклеточных организмов, разви­тия царств растений и животных.

Тема 1.8 Развитие жизни на Земле

Развитие жизни на Земле в архейскую и протеро­зойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появ­ление всех современных типов беспозвоночных жи­вотных. Первые хордовые. Развитие водных расте­ний.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папо­ротники, семенные папоротники, голосеменные рас­тения. Возникновение позвоночных: рыбы, земно­водные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайно­зойскую эры. Появление и распространение покры­тосеменных растений. Возникновение птиц и млеко­питающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в жи­вой природе. Систематическое положение вида Но­мо sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к раз­личным систематическим группам царства живот­ных. Стадии эволюции человека: древнейший чело­век, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. По­пуляционная структура вида Ното sapiens; челове­ческие расы; расообразование; единство происхож­дения рас. Антинаучная сущность расизма.

• Демонстрация репродукций картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и пери­одов; схем развития царств живой природы; окаме­нелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных живот­ных.

РАЗДЕЛ 2 Структурная организация живых организмов (14 часов)

Тема 2.1 Химическая организация клетки

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, мик­роэлементы; их вклад в образование неорганиче­ских и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: во­да; химические свойства и биологическая роль. Со­ли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гоме­остаза. Роль катионов и анионов в обеспечении про­цессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры- белки, структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологи­ческая роль. Жиры - основной структурный ком­понент клеточных мембран и источник энергии ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пи­но- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Био­синтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Те м а 2.3 Строение и функции клеток

Прокариотические клетки; форма и размеры.

Строение цитоплазмы бактериальной клетки; орга­низация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариотов в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариоти­ческои клетки. Органеллы цитоплазмы, их структу­ра и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структу­ры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном орга­низме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразова­ния хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологиче­ских условиях). Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройст­ва светового и электронного микроскопа. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Мик­ропрепараты клеток растений, животных и одно­клеточных грибов. Материалы, рассказывающие о биографиях уче­ных, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторная работа

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 3.1 Размножение организмов

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение растений и животных, образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Оплодотворение

Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Эмбриональный период развития. Основные за­кономерности дробления; образование одно­слойного зародыша - бластулы. Гаструля­ция; закономерности образования двухслойного зародыша - гаструлы. Первичный органоге­нез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода раз­вития. Непрямое развитие; полный и неполный ме­таморфоз. Биологический смысл развития с мета­морфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогене­тический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Ра­боты А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

• Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жест­кокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных жи­вотных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

РАЗДЕЛ 4.Наследственность и изменчивость организмов (13 часов)

Тема 4.1 3аокономерности наследования признаков

Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определение признаков.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления

Тема 4.2 Закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значе­ние комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, измен­чивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

• Демонстрация. Примеры модификационной из­менчивости.

Лабораторная работа

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные уча­щихся).

Т е м а 4.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Ме­тоды селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Зна­чение селекции для развития сельскохозяйственно­го производства, медицинской, микробиологиче­ской и других отраслей промышленности.

• Демонстрация. Сравнительный анализ пород до­машних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы Экологии (18)

Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура Биосферы. Компоненты биосферы: живое веще­ство, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в при­роде.

Естественные сообщества живых организмов.

Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: проду­центы консументы, редуценты. Биоценозы: видо­вое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температу­ры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносли­вости. Биотические факторы среды. Цепи и сети пи­тания. Экологические пирамиды: чисел, биомас­сы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами.

Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, ко­операция, комменсализм. Антибиотические отно­шения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.

• Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих струк­туру биосферы и характеризующих отдельные ее со­ставные части, таблиц видового состава и разнообра­зия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю ма­териков; распространенности основных биомов су­ши;

в) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Изучение и описание экосистемы своей местнос­ти, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

Те м а 5.2

Биосфера и человек (2 часа)

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоцено­зы (роль человека в природе); последствия хозяйст­венной деятельности человека. Проблемы раци­онального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение Природными ресур­сами населения планеты.

• демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности чело­века в экосистемах































Тематическое планирование

Тема урока

Формы контроля

Количество часов

Дата по факту

Дата по плану

РАЗДЕЛ 1 ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

1

Биолгия как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живой природы

лекция

1



2

Признаки живых организмов. Основные уровни организации живой природы.

лекция

1



3

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие

лекция

1



4

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Искусственный отбор

лекция

1



5

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

лекция

1



6

Формы естественного отбора

лекция

1



7

Результат эволюции- приспособленность организмов к среде обитания

лекция

1



8

Выявление приспособленности к среде обитания


1



9

Контрольная работа №1

Контрольная работа №1

«Учение К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Искусственный и естественный отборы. Приспособленность»




10

Вид, его критерии и структура

лекция

1



11

Популяция- структурная единица вида

лекция

1



12

Видообразование

лекция

1



13

Биологические последствия адаптации

лекция

1



14

Главные направления эволюции

лекция

1



15

Контрольная работа №2

Тастовая контрольная работа из различных вариантов «Учение об эволюции органического мира»



16

Современные представления о происхождении жизни. Гипотезы происхождения жизни.

лекция

1



17

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Начальные этапы развития жизни, эра древнейшей жизни

лекция

1



18

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры

лекция

1



19

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры

лекция

1



20

Место и роль человек4а в системе органического мира. Эволюция человека

лекция

1



РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

21

Развитие знаний о клетке. Химический состав клетки. Неорганические вещества

лекция

1



22

Органические вещества клетки, углеводы, липиды

лекция

1



23

Органические вещества клетки, Белки

лекция

1



24

Органические вещества клетки, нуклеиновые кислоты. Строение хромосом. ДНК. Ген. Генетический код

лекция

1



25

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

лекция

1



26

Пластический обмен биосинтез белков, жиров, углеводов

лекция

1



27

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание

лекция

1









28

Прокариотические клетки. Бактерии

лекция

1



29

Эукариотическая клетка. Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма и ее органоиды

лекция

1



30

Ядро клетки

лекция

1



31

Изучение клеток растений и животных. Вирусы

Лекция практическая работа

1



32

Деление клеток

лекция

1



33

Клеточная теория строения организмов. Роль клеточной теории

лекция

1



34

Контрольная работа №3

Тестовая контрольная работа из различных вариантов « По теме Клетка»



РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

35

Размножение. Бесполое размножение

лекция

1



36

Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение, его значение

лекция

1



37

Онтогенез. Эмбриональный период развития. Причины нарушения организма. Последствия влияния алкоголя, никотина на развитие зародыша человека

лекция

1



38

Онтогенез. Постэмбриональный период развития

лекция

1



39

Общие закономерности развития

лекция

1



РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМА

40

Основные понятия генетики. Генетическая терминология и символика

лекция

1



41

Г. Мендель- основоположник генетики

лекция

1



42

Закономерности наследования. Установленные Г. Менделем

лекция

1



43

Генетика пола. Хромосомная теория наследственности

лекция

1



44

Генотип как система взаимодействующих генов

лекция

1



45

Решение генетических задач

екция практическая работа

1



46

Наследственная ( генотипическая изменчивость). Влияние мутации на организм человека. Наследственные болезни человека. Их причина и профилактика

лекция

1



47

Фенотипическая (модификационная или ненаследственная) изменчивость

лекция

1



48

Выявление изменчивости организма

Лекция, практическая работа

1



49

Контрольная работа №4

Тестовая контрольная работа из различных вариантов «Наследственность и изменчивость»



50

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений

лекция

1



51

Методы селекция растения, животных

лекция




52

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. Биотехнология

лекция

1



РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

53

Структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере

лекция

1



54

Круговорот веществ в природе. Роль живых организмов в биосфере

лекция

1



55

Экологические факторы

лекция

1



56

Биогеоцинозы. Биоценозы. Видовое разнообразие

лекция

1



57

Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии

лекция, практическая работа

1



58-59

Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами

лекция

1



60

Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

лекция, практическая работа

1



61

Контрольная работа№5

Тестовая контрольная работа из различных вариантов «Экология»



62

Природные ресурсы и их использование

лекция

1



63

Роль человека в биосфере

лекция

1



64

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

лекция

1



65

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

лекция

1



66

Охрана природы и основы рационального природопользования. Правила поведение в природной среде

лекция

1



67

Бионока

лекция

1



68

Итоговая контрольная работа №6

Тесты по всему курсу за 9 класс



69-70

Резерв























Критерии оценивания

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • логично излагает основные положения учебного материала, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь;

  • конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами;

  • демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы;

  • демонстрирует знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость);

  • демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания;

  • не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  • не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки;

  • демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.

  • допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности изученных организмов.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  • имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности растений и животных, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления;

  • имеет отрывочные знания об экологических факторах, экосистемах, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления;

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует;

  • допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы учителя;

  • излагает лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.



Лист коррекции (приложение к рабочей программе)

Дата

№ уроков по тематическому плану

Количество часов

Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение, контрольная работа и т.д.)

Причина коррекции (замена уроков, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)

Завуч

Уроки, которые требуют коррекции (пропущенные по причине)

Уроки, которые содержат коррекцию

Утверждение

Подпись

































































15