СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана в соответсвии ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 6 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 учебных часов для обязательного изучения биологии в 6 классе основной школы из расчёта 1 учебный час в неделю.


Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 6 классе:

В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

  • развитие навыков обучения;

  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • осознание значения семьи в жизни человека;

  • уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • Знать

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.















Содержание программы

  1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (11 ч)

Основные свойства живых организмов (1 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства жи­вых организмов: клеточное строение, сходный химический со­став, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение..

Строение растительной и животной клеток (2 ч)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее ор­ганоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.

Лабораторная работа Строение клеток живых организмов.


Ткани растений и животных (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное ве­щество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Тимы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа

Ткани живых организмов.

Органы и системы органов (4 ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю

веществ.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветии.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы се­мян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Основные понятия. Система органов. Основные системы ор­ганов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа

Распознавание органов у растений и животных.

Растения и животные как целостные организмы (1 ч)

Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.


  1. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (22 часа)


Питание и пищеварение (4 ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания рас­тительного организма. Почвенное питание. Роль корня в поч­венном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пи­щеварительных систем животных. Пищеварительные фермен­ты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.

Дыхание (2 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепле­ния органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание живот­ных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорас­тающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого га­за в выдыхаемом воздухе.


Передвижение веществ в организме (2 ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и кор­невого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвиже­ния органических веществ по стеблю.

Выделение (2 ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организ­мов, продукты выделения у растении и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у расти­тельных организмов. Обмен веществ у животных организмов.


Опорные системы. (2 ч)Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоноч­ных.

Лабораторная работа

Строение костей.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Движение (2ч)

Движение — важнейшая особенность животных организ­мов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспе­чивающие движение живых организмов. Движение однокле­точных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторные и практические работы

Движение инфузории-туфельки.

Перемещение дождевого червя.


Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Ос­новные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жиз­недеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые ве­щества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми ве­ществами.


Размножение (3 ч)

Биологическое значение размножения. Виды размноже­ния. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Поло­вое размножение организмов. Особенности полового размно­жения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размноже­ние растений семенами. Цветок как орган полового размно­жения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Обра­зование плодов и семян.

Практическая работа

Черенкование комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений, разнообра­зия и строения соцветий.

Рост и развитие (2 ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Рас­пространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организ­мов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмб­риональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых.

Прорастание семян.

Демонстрация способов распространения плодов и семян.


  1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2ч)


Среда обитания. Факторы среды.(1ч)

Основные понятия. Среда обитания. Факторы среды. Вли­яние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Природные сообщества (1ч)


Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.























Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Основные свойства живых организмов.

1


2

Клетка – элементарная частица живого.

1


3

Строение и функции органоидов клетки.

Л.Р. «Строение клеток живых организмов».

1


4

Входной контроль.

1


5

Ткани растений и животных.

1


6

Вегетативные органы.

1


7

Репродуктивные органы.

1


8

Системы органов животного.

1


9

Обобщение темы «Органы и системы органов».

1


10

Организм как единое целое.

1


11

Особенности питания растительного организма.

1


12

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

1


13

Особенности питания животных

1


14

Пищеварение, его значение. Ферменты.

1


15

Дыхание у растений.

1


16

Дыхание у животных.

1


17

Передвижение веществ в растении.

1


18

Передвижение веществ в животном организме.

1


19

Выделение у растений, грибов и животных.

1


20

Обмен веществ у растений и животных.

1


21

Значение опорных систем. Опорные системы растений.

1


22

Опорные системы животных.

1


23

Движение как важнейшая особенность животных организмов.

Л.Р. «Движение инфузории-туфельки».

1


24

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

1


25

Регуляция процессов жизнедеятельности у животных.

1


26

Эндокринная система и ее роль.

1


27

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

1


28

Размножение, его виды. Бесполое размножение

П.Р.по теме: Черенкование комнатных растений.

1


29

Половое размножение животных.

1


30

Половое размножение растений.

1


31

Рост и развитие растения. Распространение плодов и семян.

1


32

Условия прорастания семян.

П.Р. по теме: Прорастание семян.

1


33

Рост и развитие животных.

Л. Р «Прямое и непрямое развитие животных»

1


34

Среда обитания. Факторы среды. Обобщение.

1