СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5-6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа создана в соответствии с ФГОС к УМК В.В.Пасечника.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по биологии 5-6 класс»

ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

Председатель МС А.А Белькова_____________

Протокол №1 от 28 августа 2015 года


Утверждена приказом

Заведующий филиалом Л.Ф.Петрова ___________

Приказ № __ от «____» ____________ 2015 года







Рабочая программа по биологии

для 5-6 классов

на 2015-2020 годы









Биология 5-6 класс Авторская программа В.В.Пасечника

Пояснительная записка

1.Роль и место дисциплины

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год.

4. Приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 г. № 1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».


2. Адресат

Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образовании» «ФГОС ООО» и составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5 класс.» - М.: Дрофа, 2015, сборник «Биология. Рабочие программы. 6 класс.» - М.: Дрофа, 2015.)

3. Нормативные правовые документы

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

4.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

5. Цели и задачи

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни

Задачи:

  • Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета

  •  Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.

  • Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления

  • Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

6. Специфика программы

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.


7. Информация о количестве учебных часов

На изучение биологии отводится в 5-6 классах по 35 ч (1ч в неделю)

8. Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.


9. Виды и формы контроля

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

 Текущий:

 -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

 -тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные работы:

 Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

10. Информация об используемом учебнике

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса обще-образовательных учреждений / Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2015 – 144 с.: ил

Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2016 – 208 с.: ил









Содержание рабочей программы

1. Основные содержательные линии курса


Введение-6ч

Раздел 1. «Клеточное строение организмов»-10ч

Раздел 2. «Царство Бактерии»-2ч

Раздел 3 «Царство «Грибы»-5 ч

Раздел 4 « Царство Растения "-12ч

Всего-35 часов

6 класс

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов) Раздел 2. Жизнь растений (10 часов) Раздел 3. Классификация растений (6 часов) Раздел 4. Природные сообщества (3 часа) Всего-35 часов


2. Структура программы

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы: 1.Устройство микроскопа. 2.Рассматривание препарата кожицы чешуи лука.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы 1.Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Предметные результаты обучения.

Раздел 3. Царство Растения (12 часов) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы 1.Строение зеленых водорослей. 2.Строение мха (на местных видах). 3.Строение спороносящего хвоща. 4.Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.


Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.


Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка.

Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.



Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.


Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.


Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.


Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (4 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Экскурсия в парк


3. Требования к результатам

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории изучения курса «Биология», формирование универсальных учебных действий (УУД).



Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Стандарт основного общего образования второго поколения

  2. Примерные программа по биологии основного общего образования

  3. Программа авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника



Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.

  2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2015 г.

  3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский

 Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

 центр «Вентана-Граф», 2007 Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

 Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004

 Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004.







ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

Председатель МС А.А Белькова_____________

Протокол №1 от 28 августа 2015 года


Утверждена приказом

Заведующий филиалом Л.Ф.Петрова ___________

Приказ № __ от «____» ____________ 2015 года







Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса учителя Уваровой Елены Петровны

на 2016-2017 учебный год











Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование для 5 класса составлено на основе авторской программы В.В.Пасечника

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.

  2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2015 г.

  3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.

  4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2015 г.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский

 Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

 центр «Вентана-Граф», 2007 Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

 Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004

 Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004.






Количество часов по учебному плану: всего 35 ,

в неделю 1,

итоговое тестирование 1,

лабораторных работ







№ урока

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата

планируемая

фактическая


«Введение» (6 часов)

1

Биология — наука о живой природе

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

1



2

Методы исследования в биологии. Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Определяют понятия «методы исследования», «наб- людение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

1



3

Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

1



4

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.

Определяют понятия «водная среда», «наземно- воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания Характеризуют влияние деятельности человека на природу

1



5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

1



6

Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

1



«Клеточное строение организмов» (10 часов)

7

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

1



8

Устройство увеличительных(лупа, микроскоп) Лабораторная работа№3«Изучение клеток растения с помощью лупы»

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепарата х части и органоиды клетки

1



9

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Лабораторная работа №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Учатся готовить микропрепарат ы. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

1



10

Клетка и ее строение: пластиды. Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепарата х части и органоиды клетки

1



11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

1



12

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

1



13

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку. Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельнос ти клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельнос ти организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

1



14

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и деление клетки.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельнос ти клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельнос ти организмов и объясняют их результаты

1



15

Понятие «ткань» Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепарата

1



16

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

1



Тема: «Царство Бактерии» (2 часа)

17

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Выделяют существенные признаки бактерий

1



18

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирую щие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворны е бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

1



Тема: «Царство Грибы» (5 часов)

19

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельно сти грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

1



20

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

1



21

Дрожжи, плесневые грибы. Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

1



22

Грибы-паразиты.

Определяют понятие «грибы- паразиты». Объясняют роль грибов- паразитов в природе и жизни человека

1



23

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы»

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепарат ы и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

1



Тема: «Царство Растения» (12 часов)

24

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства

Определяют понятия«ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённ ых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

1



25

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа №9 «Строение зеленых водорослей»

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами игербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепарат ы и работают с микроскопом Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

1



26

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

1



27

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторная работа №10 «Строение мха»

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

1



28

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

1



29

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. Лабораторная работа №12 «Строение хвои и шишек хвойных

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

1



30

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

1



31

Происхождение растений.

Определяют понятия «палеонтология », «палеоботаника », «риниофиты»

1



32

Основные этапы развития растительного мира

Характеризуют основные этапы развития растительного мира

1



33

Обобщающий урок по теме: «Царство Растения»

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

1



34

Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мир

1



35

Игра «Посвящение в ботаники»


знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания на практике.

1
























ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

Председатель МС А.А Белькова_____________

Протокол №1 от 28 августа 2015 года


Утверждена приказом

Заведующий филиалом Л.Ф.Петрова ___________

Приказ № __ от «____» ____________ 2015 года







Календарно-тематическое планирование по биологии для 6 класса учителя Уваровой Елены Петровны

на 2016-2017 учебный год











Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование для 6класса составлено на основе авторской программы В.В.Пасечника


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2016 – 208 с.: ил

2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2015 г.

3. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2015 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.

4. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г





Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С»,

 Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

центр «Вентана-Граф», 2007 Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

 Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004

 Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004.



Количество часов по учебному плану: всего 35 ,

в неделю 1,

итоговое тестирование 1,

лабораторных работ-15




№ урока

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата

планируемая

фактическая


1

Строение семян двудольных растений Лабораторная работа№1

Изучение строения семян двудольных растений

Определяют понятия «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»

1



2

Строение семян однодольных растений Лабораторная работа№2

Изучение строения семян однодольных растений

Определяют понятия «однодольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле» Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян


1



3

Виды корней. Типы корневых систем Лабораторная работа№3

Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Анализируют виды корней и типы корневых систем

1



4

Строение корней Лабораторная работа№4

Корневой чехлик и корневые волоски

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клеток корня


1



5

Условия произрастания и видоизменения корней

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.


1



6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега Лабораторная работа№5

Строение почек. Расположение почек на стебле


Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега


1



7

Внешнее строение листа Лабораторная работа№6

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение


Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев


1



8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев Лабораторные работы №7

Строение кожицы листа

Клеточное строение листа

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». . Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют

увиденное


1



9

Строение стебля. Многообразие стеблей Лабораторная работа №8

Внутреннее строение ветки дерева

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.


1



10

Видоизменение побегов Лабораторная работа №9

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

1



11

Цветок и его строение Лабораторная работа №10

Изучение строения цветка

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Эстетическое восприятие природы

1



12

Соцветия Лабораторная работа №11

Ознакомление с различными видами соцветий


Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий


1



13

Плоды и их классификация Лабораторная работа №12

Ознакомление с сухими и сочными плодами

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья

1



14

Распространение плодов и семян

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации


1



15

Контрольная работа №1

по теме. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний

1



16

Минеральное питание растений


Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.


1



17

Фотосинтез

Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза.


1



18

Дыхание растений

Дыхание растений, его сущность

Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.


1



19

Испарение воды растениями. Листопад

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений


1



20

Передвижение воды и питательных веществ в растении Лабораторная работа №13

Передвижение веществ по побегу растения

Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.


1



21

Прорастание семян Лабораторная работа №14

Определение всхожести семян растений и их посев

. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков Объясняют роль семян в жизни растений


1



22

Способы размножения растений

Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения.


1



23

Размножение споровых растений

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений


1



24

Размножение семенных растений

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

1



25

Вегетативное размножение покрытосеменных растений Лабораторная работа№15

Вегетативное размножение комнатных растений


Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

1



26

Систематика растений

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

1



27

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

1



28

Семейства Пасленовые и Бобовые

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые

1



29

Семейство Сложноцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные

1



30

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные

1



31

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями. Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

1



32

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе Экскурсия Природное сообщество и человек

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность».

Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

1



33

Развитие и смена растительных сообществ

Определяют понятие «смена растительных сообществ» Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней


1



34

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».

1



35

Итоговое тестирование


1