ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе примерной программы по предмету «Биология» к линии учебников для 5–9 классов В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И. Лапшиной, А.М. Шереметьевой, В.А. Дубынина Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.И. Рокотова, В.А. Самкова. Биология. 5 класс. Издательство «Академкнига» /Учебник/, 2015.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, (всего 35 часов).
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой.
Авторы предлагают линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Авторская рабочая программа рассчитана на 30 часов, 5 часов резервного времени. Внесены изменения в рабочую программу, где из резервного времени взят:
1 час перенесен в Тема 1. Человек изучает живую природу
1 час перенесен в Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»
1 час перенесен в Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое
1 час перенесен в Тема 3. Экскурсия в краеведческий музей.
1час перенесен в Тему 4. Человек и разнообразие жизни на Земле
Итого на изучение материала отведено 35 часа.
Цели изучения курса.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить:
ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;
формирование экологического сознания
Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса
1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
2. Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).
3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).
4. Составление паспорта дерева.
5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).
6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.
Формы работы | Количество |
Контрольных работ | 4 |
Лабораторных-практических работ | 4 |
Экскурсии | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, РЕАЛИЗУЕМОЕ
С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА «БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС» (35ч, 1ч в неделю)
Введение (1ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (8ч)
Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
знакомство с оборудованием для научных исследований
Опыт с элодеей (работа в группе).
Измеряем рост (работа в группе).
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
основные методы биологических исследований;
основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;
значение микроскопа для биологических исследований.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в жизни человека;
объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;
приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;
описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консу- менты, редуценты. Круговорот веществ.
Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
что означает понятие «система»;
взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;
какие явления называют биологическими;
уровни организации жизни;
от чего зависит устойчивость биосферы;
структуру экосистем и популяций;
что такое вид;
в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;
основные возрастные периоды в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры природных и искусственных систем;
описывать особенности биологических систем;
приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;
доказывать единство организма и окружающей среды;
описывать принципиальное строение клетки;
давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;
объяснять уникальные особенности вирусов.
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (7 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин 3. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Экскурсии
Экскурсия в краеведческий музей.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
современные точки зрения о происхождении человека;
место человека в системе живой природы;
сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
Учащиеся должны уметь:
объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;
находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;
приводить примеры биологических ритмов.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Изображения животных, вымерших за последние 200- 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
что такое биологическое разнообразие;
почему необходимо сохранять биоразнообразие;
какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;
главные причины исчезновения видов;
основные положения азбуки экологической культуры;
почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.
Учащиеся должны уметь:
объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;
различать виды потребностей;
приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
составлять план выполнения учебной задачи;
работать в соответствии с поставленной задачей;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.
Личностные результаты
Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;
соблюдение правил поведения в природе;
осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
формирование любви к природе;
развитие эстетического восприятия живой природы;
формирование ответственного отношения к учению, труду;
умение слушать и слышать другое мнение;
формирование основ экологической культуры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ В теме | № Урока | Содержание материала (тема урока) | Вид (тип) урока | Вид деятельности | Дата | Оборудование | Примечание |
Факт | План |
ВВЕДЕНИЕ (1 часа) |
-
| -
| Величайшее чудо на планете | Комбинированный | Слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы в конце параграфа | | | Компьютер, проектор, презентация, Таблица «Разнообразие живых организмов» | |
Тема 1. Человек изучает живую природу (8ч) |
-
| 1 | В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы | Комбинированный | Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником, творческая работа, работа в группах, анализ таблиц в учебнике, работа с рисунками в учебнике, самостоятельная работа по опорным конспектам. | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Биология — наука для всех | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Какие научные методы используют биологи? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Наблюдение и эксперимент в биологии | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| С какой целью в биологии используется моделирование? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Какое оборудование необходимо биологу? | Изучение нового материала | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии,компьютерные модели | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Контрольно-обобщающий урок по теме №1 Промежуточный контроль | Контрольно-обобщающий урок | тестирование | | | | |
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14ч) |
-
| -
| «Невозмутимый строй во всём», или что такое система? | Изучение нового материала | Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником, творческая работа, работа в группах, анализ таблиц в учебнике, работа с рисунками в учебнике, самостоятельная работа по опорным конспектам. Работа с раздаточным материалом. Наблюдение за демонстрацией учителя. Анализ графиков, таблиц схем | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Экосистемы — живая мозаика планеты | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Вид — единица живого мира | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Популяция — это «население» | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Организм, особь, индивид | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| «Нити жизни»: организм в окружающей среде | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Как растут и развиваются организмы? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Путешествие в мир клетки. | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Из каких тканей «сотканы» живые организмы? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| На границе живого и неживого: вирусы. | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Контрольно-обобщающий урок по теме №2 Промежуточный контроль | Контрольно-обобщающий урок | Тестирование. | | | | |
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (7 ч) |
-
| -
| По страницам истории жизни | Изучение нового материала | Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником Анализ графиков, таблиц схем Работа с раздаточным материалом. работа в группах, анализ таблиц в учебнике, работа с рисунками в учебнике, | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Следы былых биосфер: как учёные узнают прошлом Земли | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Происхождение человека: три взгляда на одну проблему | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Человек разумный — один из миллионов видоворганизмов | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Контрольно-обобщающий урок по теме №3 | Контрольно-обобщающий урок | тестирование | | | | |
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч) |
-
| -
| Что такое «биологическое разнообразие"? | Изучение нового материала | Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником Анализ графиков, таблиц схем Работа с раздаточным материалом. | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Какая среда необходима человеку? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Кто отвечает за Землю? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Контрольно-обобщающий урок по теме №4 | Контрольно-обобщающий урок | | | Компьютер, проектор, презентация | |
|
Формирование универсальных учебных действий
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включаявзрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистем- ной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированностьметапред-метных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование линии УМК (учебно-методических комплексов) по биологии с 5 класс.
Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник.
Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь.
Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.