СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе примерной программы по предмету «Биология» к линии учебников для 5–9 классов В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И. Лапшиной, А.М. Шереметьевой, В.А. Дубынина Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе примерной программы по предмету «Биология» к линии учебников для 5–9 классов В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И. Лапшиной, А.М. Шереметьевой, В.А. Дубынина Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.И.  Рокотова, В.А.  Самкова. Биология. 5 класс. Издательство «Академкнига» /Учебник/, 2015.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, (всего 35 часов).

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой.

Авторы предлагают линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Авторская рабочая программа рассчитана на 30 часов, 5 часов резервного времени. Внесены изменения в рабочую программу, где из резервного времени взят:

1 час перенесен в Тема 1. Человек изучает живую природу

1 час перенесен в Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»

1 час перенесен в Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое

1 час перенесен в Тема 3. Экскурсия в краеведческий музей.

1час перенесен в Тему 4. Человек и разнообразие жизни на Земле

Итого на изучение материала отведено 35 часа.

Цели изучения курса.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;

формирование экологического сознания



Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса

1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

2. Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).

3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).

4. Составление паспорта дерева.

5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).

6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.

Формы работы

Количество

Контрольных работ

4

Лабораторных-практических работ

4

Экскурсии

1































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, РЕАЛИЗУЕМОЕ
С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА «БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС» (35ч, 1ч в неделю)

Введение (1ч)

Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу (8ч)

Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.

Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.

Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.

Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.

Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.

Лабораторные и практические работы

знакомство с оборудованием для научных исследований

Опыт с элодеей (работа в группе).

Измеряем рост (работа в группе).



Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные методы биологических исследований;

  • основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;

  • значение микроскопа для биологических исследований.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в жизни человека;

  • объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;

  • приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;

  • описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14ч)

Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.

Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.

«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.

Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консу- менты, редуценты. Круговорот веществ.

Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.

Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.

Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.

Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.

Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.

Лабораторные и практические работы

Изучаем кожу (индивидуальная работа).

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • что означает понятие «система»;

  • взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;

  • какие явления называют биологическими;

  • уровни организации жизни;

  • от чего зависит устойчивость биосферы;

  • структуру экосистем и популяций;

  • что такое вид;

  • в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;

  • основные возрастные периоды в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры природных и искусственных систем;

  • описывать особенности биологических систем;

  • приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;

  • доказывать единство организма и окружающей среды;

  • описывать принципиальное строение клетки;

  • давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;

  • объяснять уникальные особенности вирусов.

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (7 ч)

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.

Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.

Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Демонстрация

Репродукции картин 3. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).

Экскурсии

Экскурсия в краеведческий музей.



Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;

  • современные точки зрения о происхождении человека;

  • место человека в системе живой природы;

  • сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;

  • находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;

  • приводить примеры биологических ритмов.

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.

Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.

Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.

Демонстрация

Изображения животных, вымерших за последние 200- 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • что такое биологическое разнообразие;

  • почему необходимо сохранять биоразнообразие;

  • какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;

  • главные причины исчезновения видов;

  • основные положения азбуки экологической культуры;

  • почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;

  • различать виды потребностей;

  • приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • составлять план выполнения учебной задачи;

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.

Личностные результаты

  • Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;

  • соблюдение правил поведения в природе;

  • осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

  • формирование любви к природе;

  • развитие эстетического восприятия живой природы;

  • формирование ответственного отношения к учению, труду;

  • умение слушать и слышать другое мнение;

  • формирование основ экологической культуры.















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В теме

Урока

Содержание материала (тема урока)

Вид (тип) урока

Вид деятельности

Дата

Оборудование

Примечание

Факт

План

ВВЕДЕНИЕ (1 часа)

Величайшее чудо на планете

Комбинированный

Слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы в конце параграфа



Компьютер, проектор, презентация, Таблица «Разнообразие живых организмов»


Тема 1. Человек изучает живую природу (8ч)

1

В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы

Комбинированный

Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником, творческая работа, работа в группах, анализ таблиц в учебнике, работа с рисунками в учебнике, самостоятельная работа по опорным конспектам.



Компьютер, проектор, презентация


Биология — наука для всех

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Какие научные методы используют биологи?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Наблюдение и эксперимент в биологии

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


С какой целью в биологии используется моделирование?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Какое оборудование необходимо биологу?

Изучение нового материала



Компьютер, проектор, презентация


Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии,компьютерные модели

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Контрольно-обобщающий урок по теме №1

Промежуточный контроль

Контрольно-обобщающий урок

тестирование





Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14ч)

«Невозмутимый строй во всём», или что такое система?

Изучение нового материала

Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником, творческая работа, работа в группах, анализ таблиц в учебнике, работа с рисунками в учебнике, самостоятельная работа по опорным конспектам.

Работа с раздаточным материалом. Наблюдение за демонстрацией учителя.

Анализ графиков, таблиц схем



Компьютер, проектор, презентация


Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Экосистемы — живая мозаика планеты

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Вид — единица живого мира

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Популяция — это «население»

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Организм, особь, индивид

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


«Нити жизни»: организм в окружающей среде

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Как растут и развиваются организмы?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Путешествие в мир клетки.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Из каких тканей «сотканы» живые организмы?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


На границе живого и неживого: вирусы.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Контрольно-обобщающий урок по теме №2

Промежуточный контроль

Контрольно-обобщающий урок

Тестирование.





Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (7 ч)

По страницам истории жизни

Изучение нового материала

Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником

Анализ графиков, таблиц схем

Работа с раздаточным материалом.

работа в группах, анализ таблиц в учебнике, работа с рисунками в учебнике,



Компьютер, проектор, презентация


Следы былых биосфер: как учёные узнают прошлом Земли

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Происхождение человека: три взгляда на одну проблему

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия



Компьютер, проектор, презентация


Человек разумный — один из миллионов видоворганизмов

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Контрольно-обобщающий урок по теме №3

Контрольно-обобщающий урок

тестирование





Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч)

Что такое «биологическое разнообразие"?

Изучение нового материала

Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником

Анализ графиков, таблиц схем

Работа с раздаточным материалом.



Компьютер, проектор, презентация


Какая среда необходима человеку?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Как деятельность человека влияет

на биологическое разнообразие?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Кто отвечает за Землю?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Контрольно-обобщающий урок по теме №4

Контрольно-обобщающий урок



Компьютер, проектор, презентация









































Формирование универсальных учебных действий

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включаявзрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

  12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистем- ной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  6. освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированностьметапред-метных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование линии УМК (учебно-методических комплексов) по биологии с 5 класс.

  1. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник.

  2. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь.

  3. Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.