
Планируемые результаты изучения учебного предмета биология
В результате изучения курса «Биология. 5 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
Личностные результаты
учащиеся 5 класса должны
Знать основные принципы отношения к живой природе;
Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
Метапредметные результаты
учащиеся 5 класса должны
овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
В познавательной сфере учащиеся 5 класса должны
Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
Различать жизненные формы растений;
Знать строение и процесс деления клетки;
Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.
В ценностно-ориентационной сфере
В сфере трудовой деятельности
В сфере физической деятельности
В эстетической сфере
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;
содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. (1час)
Растения как составная часть живой природы. Ботаника-наука о растениях.
Разнообразие растительного мира (3часа)
Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Почва как среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.
Демонстрации: натуральные объекты - светолюбивые и теневыносливые растения; представители различных жизненных форм растений; типы почв; фрагмент уч. Фильма «Растения разных экологических групп».
Лаб раб №1 (обучающая) «Состав почвы»
Практич.раб.№1 (домашняя) «Составление паспорта растений» -
Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений»
Клеточное строение растений (4часа)
Клетка-основная единица живого. Строение клетки. Деление клеток. Растительные ткани, их функции.
Демонстрации: таблицы и слайды с изображением растительных клеток, процесса деления клеток; фрагменты уч.фильмов «Растительная клетка», «Деление клетки», «Ткани растений»
Лабораторная работа №2 (обучающая) «Устройство микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами»
Лабораторная работа №3 (обучающая) «Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассматривание под микроскопом
Семя - орган голосемянных и цветковых растений (4часа)
Многообразие семян. Строение и состав семян. Дыхание семян. Покой и прорастание семян.
Демонстрации: натуральные и гербарные образцы семян растений; результат эксперимента по изучению дыхания семян.
Лабораторная работа №4 (обучающая) «Строение семян однодольных и двудольных растений»
Лабораторная работа №5 «Обнаружение крахмала, клейковины, жира в семенах»
Практическая работа №2(домашняя) «Влияние температуры, влажности и света на прорастание семян»
Индивидуальная проектная работа№1 «Влияние глубины заделки семян на прорастание семян»
Индивидуальная проектная работа №2 «Влияние электромагнитного излучения на прорастание семян»
Индивидуальная проектная работа №3 «Влияние музыки различных стилей на прорастание семян»
Корень. Связь растения с почвой (6часов)
Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Строение и рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Демонстрации: гербарные и натуральные корневые системы; результат эксперимента по поглощению воды корнем; видеоматериалы: «Типы корней», «Строение и рост корня», «Передвижение воды и минеральных веществ по корню».
Лабораторная работа № 6 «Типы корневой системы растения»
Лабораторная работа №7 «Рассматривание корневого чехлика и корневых волосков»
Индивидуальная исследовательская работа №1 «Развитие стержневой и мочковатой корневых систем».
Индивидуальная исследовательская работа №2 «Наблюдение за ростом корня»
Индивидуальная проектная работа №4 «Влияние прищипки кончика корня на развитие корневой системы»
Индивидуальная проектная работа №5 «Влияние состава почвы на развитие корневой системы»
Побег (5часов)
Развитие побега из зародышевой почечки. Разнообразие почек. Стебель-осевая часть побега. Рост стебля.видоизменения побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю.
Демонстрации: гербарные и натуральные образцы побегов и почек различных растений; таблицы и слайды с изображением почек, побегов; видеоматериалы: «Строение почки», «Стебель и его строение», «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Лабораторная работа №8(обучающая) «Строение почек»
Лабораторная работа №10«Определение возраста дерева по спилу»
Лабораторная работа №9 «Внутреннее строение стебля»
Лабораторная работа №11 «Строение клубня картофеля»
Индивидуальная исследовательская работа №3«Особенности прорастания почек на клубне картофеля»
Индивидуальная исследовательская работа №4«Передвижение по стеблю воды, минеральных веществ»
Индивидуальная исследовательская работа №5 «Наблюдение за прорастанием луковицы»
Индивидуальная исследовательская работа «Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений» (в течение года)
Индивидуальная проектная работа №6 «Влияние талой снеговой воды на рост и развитие растений»
Лист. Связь растения с внешней средой (6 часов)
Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Видоизменения листьев. Внутреннее строение листа. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Демонстрации: гербарные и натуральные образцы листьев, таблицы и слайды с изображением внутреннего строения листа, видеоролики: «Лист и его строение», «Фотосинтез», «Дыхание растений»; демонстрация результатов опыта по доказательству выделения кислорода в процессе фотосинтеза (с элодеей)
Лабораторная работа №11 (обучающая) «Изучение под микроскопом покровных тканей листа»
Индивидуальная проектная работа №7 - Составление коллекции «Различные формы листовой пластинки»
Коллективная исследовательская работа №6 «Влияние солнечного света на образование крахмала в листьях растений»
Индивидуальная исследовательская работа №7 «Значение солнечного света для зеленых растений»
Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений»
Цветок. Образование семян и плодов. (4часа)
Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие цветков. Соцветия. Опыление у цветковых растений. Оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов. Жизнь плодов вне материнского растения
Демонстрации: гербарные и натуральные образцы цветков, соцветий, семян, плодов
Лабораторная работа №13 «Строение цветка»
Лабораторная работа №14«Изучение формы пыльцы цветков разных растений»
Лабораторная работа №15 «Простые и сложные соцветия»
Лабораторная работа №16 «Изучение и определение плодов»
Коллективная проектная работа №8 «Подбор растений для непрерывно цветущего цветника»
Заключение мини-экзамен (тестовая форма) – 1 час
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока Тип урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |
| Введение. (1час) | | | | |
1 | Техника безопасности при работе в кабинете биологии. Растения как составная часть живой природы. Ботаника-наука о растениях. Урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | 06.09 | | |
| Разнообразие растительного мира (3часа) | | | | |
2 | Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли Урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | 13.09 | | |
3 | Среда обитания растений. Почва, как среда жизни растений Комбинированный урок. | 1 | 20.09 | | |
4 | Жизненные формы и продолжительность жизни растений . Растения, растущие в окрестностях школы Комбинированный урок. | 1 | 27.09 | | |
| Клеточное строение растений (4часа) | | | | |
5-6 | Клетка-основная единица живого Строение клетки. Урок изучения и первичного закрепления знаний | 2 | 04.10 11.10 | | |
7 | Деление клеток. Комбинированный урок | 1 | 18.10 | | |
8 | Растительные ткани, их функции. Комбинированный урок | 1 | 25.10 | | |
| Семя - орган голосемянных и цветковых растений (4часа) | | | | |
9 | Многообразие семян. Строение семян. Урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | 08.11 | | |
10 | Состав семян. Урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | 15.11 | | |
11-12 | Дыхание семян. Покой и прорастание семян. Комбинированный урок | 2 | 22.11 29.11 | | |
| Корень. Связь растения с почвой (6 часов) | | | | |
13 | Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней. Урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | 06.12 | | |
14 | Образование корневых систем. Регенерация корней Комбинированный урок | 1 | 13.12 | | |
15 | Строение и рост корня. Комбинированный урок | 1 | 20.12 | | |
16 | Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Комбинированный урок | 1 | 27.12 | | |
17 | Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений. Значение корней для растений. Урок первичного закрепления знаний | 1 | 17.01.18 | | |
18 | Обобщающий урок по темам «Клеточное строение растений. Семя. Корень» | 1 | 24.01 | | |
| Побег (5 часов) | | | | |
19 | Развитие побега из зародышевой почечки. Разнообразие почек Урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | 31.01 | | |
20 | Стебель-осевая часть побега. Рост стебля. Видоизменения побегов. Комбинированный урок | 1 | 07.02 | | |
21-22 | Внутреннее строение стебля. Передвижение в-в по стеблю. Комбинированный урок | 2 | 14.02 21.02 | | |
23 | Ветвление побегов. Комбинированный урок | 1 | 28.02 | | |
| Лист. Связь растения с внешней средой (6часов) | | | | |
24 | Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Видоизменения листьев. Урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | 07.03 | | |
25 | Внутреннее строение листа. Комбинированный урок | 1 | 14.03 | | |
26 | Фотосинтез. Дыхание растений. Комбинированный урок | 1 | 21.03 | |
27 | Дыхание растений. Испарение воды листьями. Комбинированный урок | 1 | 04.04 | |
28 | Роль листопада в жизни растений. Комбинированный урок | 1 | 11.04 | |
29 | Обобщение по темам «Побег», «Лист» Урок контроля и коррекции ЗУН | 1 | 18.04 | |
| Цветок .Образование семян и плодов.(4часа) | | | | |
30 | Цветение как биологическое явление. Строение цветка Урок изучения и первичного закрепления знаний | 1 | 25.04 | | |
31 | Разнообразие цветков. Соцветия. Опыление у цветковых растений Комбинированный урок | 1 | 02.05 | |
32-33 | Оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов. Урок первичного контроля знаний по теме «Цветок» | 2 | 16.05 23.05 | |
34 | Заключение (1час) | | 30.05 | | | | |
| Всего 34 часа | | |