СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для учащихся 5 класса на основе Федерального государственного стандарта.На изучение отводится 34 часа (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс.»



Планируемые результаты изучения учебного предмета биология

В результате изучения курса «Биология. 5 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.


  1. Личностные результаты



учащиеся 5 класса должны

  • Знать основные принципы отношения к живой природе;

  • Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.

  1. Метапредметные результаты



учащиеся 5 класса должны

  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.

  • Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

  1. Предметные результаты



В познавательной сфере учащиеся 5 класса должны

  • Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.

  • Различать жизненные формы растений;

  • Знать строение и процесс деления клетки;

  • Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;

  • Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;

  • Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;

  • Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;

  • Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;

  • Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.

В ценностно-ориентационной сфере

  • Знать основные правила поведения в природе.

  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.


В сфере трудовой деятельности

  • Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.

  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.


В сфере физической деятельности

  • Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.

  • Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.


В эстетической сфере

  • Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.

  • Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);

  • взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;

  • содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;

  • публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.



























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. (1час)

Растения как составная часть живой природы. Ботаника-наука о растениях.

Разнообразие растительного мира (3часа)

Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Почва как среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.

Демонстрации: натуральные объекты - светолюбивые и теневыносливые растения; представители различных жизненных форм растений; типы почв; фрагмент уч. Фильма «Растения разных экологических групп».

Лаб раб №1 (обучающая) «Состав почвы»

Практич.раб.№1 (домашняя) «Составление паспорта растений» -

Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений»



Клеточное строение растений (4часа)

Клетка-основная единица живого. Строение клетки. Деление клеток. Растительные ткани, их функции.

Демонстрации: таблицы и слайды с изображением растительных клеток, процесса деления клеток; фрагменты уч.фильмов «Растительная клетка», «Деление клетки», «Ткани растений»

Лабораторная работа №2 (обучающая) «Устройство микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами»

Лабораторная работа №3 (обучающая) «Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассматривание под микроскопом



Семя - орган голосемянных и цветковых растений (4часа)

Многообразие семян. Строение и состав семян. Дыхание семян. Покой и прорастание семян.

Демонстрации: натуральные и гербарные образцы семян растений; результат эксперимента по изучению дыхания семян.

Лабораторная работа №4 (обучающая) «Строение семян однодольных и двудольных растений»

Лабораторная работа №5 «Обнаружение крахмала, клейковины, жира в семенах»

Практическая работа №2(домашняя) «Влияние температуры, влажности и света на прорастание семян»

Индивидуальная проектная работа№1 «Влияние глубины заделки семян на прорастание семян»

Индивидуальная проектная работа №2 «Влияние электромагнитного излучения на прорастание семян»

Индивидуальная проектная работа №3 «Влияние музыки различных стилей на прорастание семян»



Корень. Связь растения с почвой (6часов)

Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Строение и рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.

Демонстрации: гербарные и натуральные корневые системы; результат эксперимента по поглощению воды корнем; видеоматериалы: «Типы корней», «Строение и рост корня», «Передвижение воды и минеральных веществ по корню».

Лабораторная работа № 6 «Типы корневой системы растения»

Лабораторная работа №7 «Рассматривание корневого чехлика и корневых волосков»

Индивидуальная исследовательская работа №1 «Развитие стержневой и мочковатой корневых систем».

Индивидуальная исследовательская работа №2 «Наблюдение за ростом корня»

Индивидуальная проектная работа №4 «Влияние прищипки кончика корня на развитие корневой системы»

Индивидуальная проектная работа №5 «Влияние состава почвы на развитие корневой системы»



Побег (5часов)

Развитие побега из зародышевой почечки. Разнообразие почек. Стебель-осевая часть побега. Рост стебля.видоизменения побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю.

Демонстрации: гербарные и натуральные образцы побегов и почек различных растений; таблицы и слайды с изображением почек, побегов; видеоматериалы: «Строение почки», «Стебель и его строение», «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Лабораторная работа №8(обучающая) «Строение почек»

Лабораторная работа №10«Определение возраста дерева по спилу»

Лабораторная работа №9 «Внутреннее строение стебля»

Лабораторная работа №11 «Строение клубня картофеля»

Индивидуальная исследовательская работа №3«Особенности прорастания почек на клубне картофеля»

Индивидуальная исследовательская работа №4«Передвижение по стеблю воды, минеральных веществ»

Индивидуальная исследовательская работа №5 «Наблюдение за прорастанием луковицы»

Индивидуальная исследовательская работа «Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений» (в течение года)

Индивидуальная проектная работа №6 «Влияние талой снеговой воды на рост и развитие растений»



Лист. Связь растения с внешней средой (6 часов)

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Видоизменения листьев. Внутреннее строение листа. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Демонстрации: гербарные и натуральные образцы листьев, таблицы и слайды с изображением внутреннего строения листа, видеоролики: «Лист и его строение», «Фотосинтез», «Дыхание растений»; демонстрация результатов опыта по доказательству выделения кислорода в процессе фотосинтеза (с элодеей)

Лабораторная работа №11 (обучающая) «Изучение под микроскопом покровных тканей листа»

Индивидуальная проектная работа №7 - Составление коллекции «Различные формы листовой пластинки»

Коллективная исследовательская работа №6 «Влияние солнечного света на образование крахмала в листьях растений»

Индивидуальная исследовательская работа №7 «Значение солнечного света для зеленых растений»

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений»



Цветок. Образование семян и плодов. (4часа)

Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие цветков. Соцветия. Опыление у цветковых растений. Оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов. Жизнь плодов вне материнского растения

Демонстрации: гербарные и натуральные образцы цветков, соцветий, семян, плодов

Лабораторная работа №13 «Строение цветка»

Лабораторная работа №14«Изучение формы пыльцы цветков разных растений»

Лабораторная работа №15 «Простые и сложные соцветия»

Лабораторная работа №16 «Изучение и определение плодов»

Коллективная проектная работа №8 «Подбор растений для непрерывно цветущего цветника»

Заключение мини-экзамен (тестовая форма) – 1 час



















































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока


Тип урока

Кол-во часов

Дата


план

факт





Введение. (1час)







1

Техника безопасности при работе в кабинете биологии.

Растения как составная часть живой природы. Ботаника-наука о растениях.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

06.09










Разнообразие растительного мира (3часа)






























2

Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

13.09





3

Среда обитания растений. Почва, как среда жизни растений Комбинированный урок.

1

20.09



4

Жизненные формы и продолжительность жизни растений . Растения, растущие в окрестностях школы


Комбинированный урок.

1

27.09








Клеточное строение растений (4часа)











5-6

Клетка-основная единица живого

Строение клетки.


Урок изучения и первичного закрепления знаний

2

04.10

11.10



7

Деление клеток. Комбинированный урок

1

18.10



8

Растительные ткани, их функции. Комбинированный урок

1

25.10







Семя - орган голосемянных и цветковых растений (4часа)













9

Многообразие семян.

Строение семян.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

08.11



10

Состав семян.


Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

15.11



11-12

Дыхание семян. Покой и прорастание семян.


Комбинированный урок

2

22.11

29.11






Корень. Связь растения с почвой (6 часов)








13

Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней.


Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

06.12



14

Образование корневых систем. Регенерация корней


Комбинированный урок

1

13.12



15

Строение и рост корня.


Комбинированный урок

1

20.12



16

Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв.


Комбинированный урок

1

27.12



17








Видоизменения корней.

Экологические факторы, определяющие рост корней растений. Значение корней для растений.


Урок первичного закрепления знаний


1

17.01.18



18

Обобщающий урок по темам «Клеточное строение растений. Семя. Корень»


1

24.01








Побег (5 часов)



















19

Развитие побега из зародышевой почечки. Разнообразие почек


Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

31.01



20

Стебель-осевая часть побега. Рост стебля. Видоизменения побегов.


Комбинированный урок

1

07.02



21-22

Внутреннее строение стебля. Передвижение в-в по стеблю.


Комбинированный урок

2

14.02

21.02



23

Ветвление побегов.


Комбинированный урок

1

28.02







Лист. Связь растения с внешней средой (6часов)











24

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Видоизменения листьев.


Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

07.03



25

Внутреннее строение листа.


Комбинированный урок


1

14.03



26

Фотосинтез.

Дыхание растений.


Комбинированный урок


1

21.03


27

Дыхание растений. Испарение воды листьями.


Комбинированный урок

1

04.04


28

Роль листопада в жизни растений.



Комбинированный урок

1

11.04


29

Обобщение по темам «Побег», «Лист»



Урок контроля и коррекции ЗУН

1

18.04










Цветок .Образование семян и плодов.(4часа)


































30

Цветение как биологическое явление.

Строение цветка


Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

25.04



31

Разнообразие цветков. Соцветия. Опыление у цветковых растений


Комбинированный урок


1

02.05


32-33

Оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов.


Урок первичного контроля знаний по теме «Цветок»

2

16.05

23.05



34







Заключение (1час)








30.05





Всего 34 часа