СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы                  _______________________ 

  «___»________________г.      

СОГЛАСОВАНО:              

 Зам. директора по УВР     _______________________

«___» ________________г.       

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО ________________________

« __»__________________ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по биологии 5А, 5Б, 5В

Сержинековой Анны Федоровны

учителя биологии

 

 

2017/2018 учебный год

с. Таштып

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по УМК Пасечника В. В.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса), утвержденного приказом № 16 от _26.01.2017г._ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

Программа рассчитана на 34 ч. в год (_1_ час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ- __4__ ;

  • практических работ - __2__;

  • лабораторных работ- __10__.

Данная программа составлена для реализации курса биологии, на базовом уровне.

Новизна данной программы определяется тем, что учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории, методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применить в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционированию, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологические правильные решения в области природопользования.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ИКТ, проблемное обучение, индивидуальный подход, дифференцированное обучение и др.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УДД)

1

Введение

6

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль

биологии в познании окружающего мира и практической деятель-

ности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами

и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность1, целост-

ность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздра-

жимость, приспособленность, наследственность и изменчивость),

их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Давать определение термину–биология; Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции разделов биологии Выделять предмет изучения биологии

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

2

Раздел 1. Клеточное строение организмов

9

Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов.

История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и

жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка.

Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Доказывать, что клетка – структурная, функциональная и единица размножения и развития живых организмов; Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единство живой природы.

Изучить особенности строения растительных клеток: кожицы чешуи лука и клеток листа элодеи.

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах) различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных

3

Раздел 2. Царство Бактерии

2

Строение и жизнедеятель-

ность бактерий.

Роль бактерий в природе

и жизни человека

Дать определение понятиям; Классифицировать организмы на доядерные и ядерные; Привести примеры бактерий; Изучить особенности строения бактерий; среду их обитания. Классифицировать бактерии по формам; Объяснить большое значение почвенных бактерий.

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах) различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных, овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов

4

РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы

5

Общая характеристика

грибов.

Шляпочные грибы.

Плесневые грибы

и дрожжи.

Грибы-паразиты.

Лишайники.

Изучить особенности строения грибов; Отличительные признаки грибной клетки; Объяснить связь грибов с растениями и животными; Классифицировать грибы: низшие и высшие; Привести примеры грибов; Характеризовать почвенную среду грибов; Объяснить симбиотические отношения грибов с корнями высших растений;

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах) различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных, овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов

5

РАЗДЕЛ 4. Царство Растения

11

Разнообразие, распростра-

нение, значение растений.

Водоросли.

Мхи.

Плауны. Хвощи. Папорот-

ники.

Голосеменные.

Покрытосеменные, или

Цветковые.

Происхождение растений.

Основные этапы развития

растительного мира.

Давать определение термину – ботаника – наука о растениях; Приводить примеры: практического применения достижений современной ботаники; дифференциации и интеграции разделов ботаники Выделять предмет изучения ботаники

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию


ИТОГО

33+1 (резерв)




Перечень лабораторных работ

Название темы лабораторной работы

1 четверть

1

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

2 четверть

2

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

3

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

3 четверть

6

Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

7

Строение зеленых водорослей

8

Строение мха (на местных видах)

4 четверть

9

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

10

«Строение цветкового растения»

Перечень практических работ

Название темы практической работы

1 четверть

1

«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

3 четверть

2

Строение плодовых тел шляпочных грибов

Перечень контрольных работ

Название темы контрольной работы

2 четверть

1

Клеточное строение организмов

3 четверть

3

Бактерии. Грибы

4 четверть

4

Годовая контрольная работа

































Календарно-тематическое планирование

Календ. сроки

уроков

Тема

(раздел)

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Фактическая дата проведения урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия

1 четверть 1.09-28.10. (8 часов)

Раздел 1. Введение (6 часов)

1 неделя сентября

1

Биология - наука о живой природе

«биология», «биосфера», «экология».

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества




2 неделя сентября

2

Методы исследования в биологии

«методы исследо-вания», «наб-людение», «эксперимент», «измерение».

Определяют понятия «ме-тоды исследо-вания», «наб-людение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы ис-следования в биологии. Изучают пра-вила техники безопасности в кабинете биологии

Самостоятельная работа

Проект: «Страница моего учебника по биологии»


3 неделя сентября

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличи-тельные признаки живого от неживого

«царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа




4 неделя сентября

4

Среды обитания живых организмов.

«водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания».

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу




1 неделя октября

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника




2 неделя октября

6

Обобщающий урок.



Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений


Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» Экс .№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»


Раздел 2. Клеточное строение организмов (9 часов)

3 неделя октября

7

Устройство увеличительных приборов


«клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив».

Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом


Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»


4 неделя октября

8

Строение клетки

Цитология клетка прокариоты – безъядерные эукариоты – ядерные вирусы – неклеточная форма жизни.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Самостоятельная работа с текстом учебника



2 четверть 6.11.-29.12. (7 часов)

2 неделя ноября

9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука


Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом,


Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»


3 неделя ноября

10

Пластиды

пластиды: хлоропласты хромопласты лейкопласты

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки



Л.р.№3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»


4 неделя ноября

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием




1 неделя декабря

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).


Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.


Л.р.№4«Приготовление препарата и рассматривание под микроско-пом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»


2 неделя декабря

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты




3 неделя декабря

14

Деление клетки

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки




4 неделя декабря

15

Понятие «ткань»

Ткань.

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах


Л.р.№5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».


3 четверть 10.01.-24.03. (10часов)

Раздел 3. Царство Бактерии (2 часа)

2

16

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий




3

17

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека




Раздел 4. Царство Грибы (5 часов)

4

18

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами


П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.


1

19

Плесневые грибы и дрожжи

Плесневые грибы и дрожжи.


Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением


Л.р.№6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».



2

20

Грибы-паразиты


Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека




3

21

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)




Раздел 5. Царство Растения (10 часов)

4 неделя февр

22

Ботаника — наука о растениях

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием




1

23

Водоросли, их многооб-разие, строе-ние, среда обитания


Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом


Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей.»


2

24

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей




3

25

Лишайники


Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе




4

26

Мхи


Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека


Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).»



4 четверть 2.04.-25.05. (8 часов)

1

27

Голосеменные растения

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека


Л.р.№9 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).»


2

28

Покрытосеменные растения


Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.


Л.р.№10 «Строение цветкового растения»


3

29

Значение растений в природе и жизни человека.

Значение растений в природе и жизни человека.

Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека




4

30

Происхождение растений


Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира.

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».




1

31

. Основные этапы развития растительного мира

Основные этапы развития растительного мира

Характеризуют основные этапы развития растительного мира




2

32

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую




3

33

Годовая контрольная работа



тест



4

34

Резервный урок











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!