СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 5 класс создана на основании Программы основного общего образования 5-9 класс. Линейный курс. Автор Н.И.Сонин. Программа расчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Программа реализуется в учебнике по биологии для 5 класса "Введение в биологию" Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. Издательство Дрофа, 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №40 г. Липецка



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии.

Введение в биологию

5 класс



учитель Т.И.Фленова













Липецк


2016-2017 учебный год



Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основании Программы основного общего образования Биология 5—9 классы. Линейный курс. Автор Н.И.Сонин М.: Дрофа, 2012. Данная рабочая программа составлена на 35 часов, из расчёта 1 час в неделю в соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком МБОУ СОШ №40.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике по биологии для 5 класса « Введение в биологию» Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. Издательство: Дрофа, 2015 г. Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.



1. Планируемые результаты изучения учебного предмета биологии в 5 классе.

В конце 5 класса ученик научится:

•характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

•применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;


В конце 5 класса ученик получит возможность научиться:

•использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, в интернете, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Планируемые результаты изучения предмета «Биология. Введение в биологию».

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • Основные признаки живой природы;

  • Устройство светового микроскопа;

  • Основные органоиды клетки;

  • Основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки;

  • Ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • Характеризовать методы биологических исследований;

  • Работать с лупой и световым микроскопом;

  • Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

  • Объяснять роль органических и неорганических веществ в клетке;

  • Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • Составлять план выполнения учебной задачи.


Раздел 2.Многообразие живых организмов.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

  • Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

  • Основные признаки представителей царств живой природы;

Учащиеся должны уметь:

  • Определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

  • Устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

  • Различать изученные объекты в природе, на таблицах;

  • Устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

  • Объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.


Метапредметные результаты.

Учащиеся должны уметь:

  • Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

  • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • Самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.


Раздел 3. Среды обитания живых организмов.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • Основные среды обитания живых организмов;

  • Природные зоны нашей планеты, их обитателей;

Учащиеся должны уметь:

  • Сравнивать различные среды обитания;

  • Характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

  • Сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

  • Выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям;

  • Приводить примеры обитателей морей и океанов;

  • Наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • Находить и использовать причинно-следственные связи;

  • Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

  • Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

 

Раздел 4.Человек на Земле.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • Предков человека, их характерные черты, образ жизни;

  • Основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

  • Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

  • Простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

  • Объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

  • Соблюдать правила поведения в природе;

  • Различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

  • Вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • Работать в соответствии с поставленной задачей;

  • Составлять простой и сложный план текста;

  • Участвовать в совместной деятельности;

  • Работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • Узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения.

  • Формирование ответственного отношения к обучению;

  • Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению:

  • Формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;

  • Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • Формирование основ экологической культуры.


2. Содержание учебного предмета.

Биология. Введение в биологию. 5 класс. 35ч, 1ч в неделю


Тема 1. Живой организм: строение и изучение (8часов)

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.

Лабораторные работы.

1.Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2.Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

3.Строение клеток кожицы лука.

4.Изучение химического состава семян пшеницы.

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественно научных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

  • Плакат: Науки о природе.


Тема 2. Многообразие живых организмов (14часов)

Как развивалась жизнь на земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Демонстрации:

  • Гербарии растений, муляжи грибов.

  • Компьютер

  • Микроскоп, лупы

  • Плакаты


Тема3. Среда обитания живых организмов (5 часов).

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные Зоны Земли. Жизнь в морях и океанах

Практическая работа:

1.Определение наиболее распространенных растений и животных.

Демонстрации:

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

  • Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)


Темы 4. Человек на Земле (6часов)

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.

Демонстрации

  • Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Практическая работы

2.Измерение своего роста и массы тела.

Примечание: Резервное время используется на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий


3. Календарно - тематическое планирование


у

р

о

к

а

Тема урока

Кол-во

часов

УУД и личностные результаты которые будут сформированы в рамках изучения раздела


Виды учебной деятельности


Формы контроля

5-А

5-Б

Дата по плану

Дата фактически

Тема 1. Живой организм: строение и изучение.(8часов)

1

Что такое живой организм.

1

Личностные:

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

-формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

Регулятивные УУД:

—составлять план текста;

—под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

-самостоятельно обнаруживать учебную проблему;

-применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-работать по плану, сверять свои действия с целью;

Познавательные УУД:

—владеть таким видом изложения текста, как повествование;

—под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

—получать биологическую информацию из различных источников;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

-уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

-устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;




Тема 2. Многообразие живых организмов(14часов)


Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества




2

Наука о живой природе.

1

Знакомятся с предметом изучения биологии. Узнают, какие еще науки относятся к биологическим; научаться применять биологические знания в современном мире.

Устный опрос



3

Методы изучения природы.

1

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Научаться различать оборудование для научных исследований. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Л.Р.№1 «Знакомство с оборудованием для новых исследований»



4

Увеличительные приборы.


1

Научаться различать основные части микроскопа и их предназначение; освоят правила работы с ручной лупой и микроскопом.

Л.Р.№2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»



5

Живые клетки.


1

Научаться различать на рисунках различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток.

Л.Р.№3»Строение клеток кожицы чешуи лука»



6

Химический состав клетки.


1

Научаться при помощи простых опытов определять наличие белков, жиров и углеводов в семенах растений.

Л.Р.№4 «Определение состава семян подсолнуха»



7

Вещества и явления в окружающей среде.

1

Познакомятся с отличиями чистых веществ от смесей, простых веществ и сложных; иметь представление об основных физических и химических природных явлениях.

Устный опрос



8

Великие естествоиспытатели

1

Познакомятся с именами некоторых знаменитых естествоиспытателей; иметь представление о том, какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский.

Устный опрос

.


9

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Личностные:

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

-формирование интереса обучающихся к проблемам , связанным с развитием жизни на Земле.

-формирование у обучающихся навыков составления рассказа по выработанному алгоритму;

-формирование мотивации к изучению различных систематических групп растений, знакомство с правилами поведения в лесу


Регулятивные УУД:

—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

-изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

-проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества


Познавательные УУД:

—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

—находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.


Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении работ в парах

-уметь договариваться друг с другом

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



Знакомятся с основами научных представлений о том, когда появилась жизнь на Земле, иметь представление об основных этапах развития жизни на планете.

Устный опрос



10

Разнообразие живого.

1

Познакомятся с основными единицами биологической классификации в порядке возрастания и убывания; научиться выделять царства живых организмов и их признаки.

Устный опрос



11

Бактерии

1

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Устный опрос



12

Грибы.

1

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Устный опрос



13

Водоросли

1

Выделяют существенные признаки водорослей, объясняют роль водорослей в природе и жизни человека

Устный опрос



14

Мхи

1

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека

Устный опрос



15

Папоротники.

1

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, в природе и жизни человека.

Устный опрос



16

Голосеменные

1

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Устный опрос



17

Покрытосеменные или Цветковые

1

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Устный опрос



18

Значение растений в природе и жизни человека.

1

Представлять значение зеленых растений в природе и жизни человека, научаться выделять отличительные особенности дикорастущих и культурных растений; освоить правила поведения в лесу.

Защита проектов



19

Простейшие.

1

Научиться выделять признаки животных; особенности строения одноклеточных организмов , находить их на рисунках; научиться находить сходства и отличия между простейшими и бактериями

Устный опрос



20

Беспозвоночные животные.

1

Научаться выделять основной признак, по которому животных разделили на позвоночных и беспозвоночных; выделять представителей беспозвоночных животных и узнавать их на рисунках.

Устный опрос



21

Позвоночные животные.

1


Научатся выделять представителей позвоночных животных и узнавать их на рисунках; производить примеры видов- представителей разных классов




22

Значение животных в природе и жизни человека.

1


Представлять значение животных и природе и в жизни человека.

Устный опрос



Тема 3. Среда обитания живых организмов(5часов)

23

Три среды обитания

1

Личностные:

-Формирование мотивации обучающихся к изучению биологии с использованием компьютерных средств;

-формирование логического мышления и умения рассуждать;

-формирование мотивации к изучению естественных наук;

Регулятивные УУД:

-применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств;

-изучать материал через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

-изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

Познавательные УУД

-уметь логически рассуждать и анализировать видеофильм;

-уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей;

-уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков

-уметь сравнивать, объяснять условия существования живых организмов в разных водных сообществах

Научаться перечислять среды обитания; выделять особенности живых организмов , сформированные средой обитания.

Устный опрос



24

Жизнь на разных материках


1

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

-добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (географию)

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Познакомятся с растениями и животными разных материков; научатся видеть различия животного и растительного мира разных материков.

П.Р.№1 «Определение наиболее распространенных растений и животных»



25

Природные зоны Земли

1


Познакомятся с понятием природная зона; научатся перечислять их с севера на юг и наоборот; давать их характеристику; выявлять закономерности распределения организмов в них.

Устный опрос



26

Жизнь в морях и океанах

1


Научатся распознавать природные сообщества морей и океанов; а также некоторые организмы , входящие в данные сообщества ; сравнивать условия существования живых организмов в разных сообществах.

Устный опрос



27

Обобщение по теме

«Среда обитания живых организмов»

1



Тест



Тема 4«Человек на Земле» (6часов)

28

Как человек появился на Земле

1

Личностные:

-формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы;

-формирование научного мировоззрения, экологического мышления;

-умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения антропогенного воздействия на биосферу

Научаться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам , древним людям и современному человеку, познакомятся с основными этапами эволюции человека.





29

Как человек изменил Землю

1

Регулятивные УУД:

-изучать материал через включение в новые деятельности и формы сотрудничества

-работать по плану, сверять свои действия с целью


Научатся видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия связанные с применением новых , неизвестных в природе веществ, предлагать свои пути решения экологических проблем.

Устный опрос



30

Жизнь под угрозой

1

Познавательные УУД

-научиться выделять представителей животного и растительного мира своего региона

-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

-преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

-уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Научатся видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; предлагать свои пути решения экологических проблем.

Устный опрос



31

Не станет ли Земля пустыней?

1

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли)

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников

Научаться рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого прогнозировать, какие районы могут быть подтверждены этому явлению; научатся решать элементарные экологические задачи.




32

Здоровье человека и безопасность жизни


1


Научаться обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе, а также выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

П.Р.№2» Измерение своего роста и массы тела»



33

Обобщающий урок по теме «Человек на земле»

1


Письменная работа

Защита проектов



34-35

Экскурсия«Весенние явления в природе» Обсуждение заданий на лето

1


Научаться узнавать некоторых представителей растительного и животного мира.








Критерии оценивания разных видов работ

Устный ответ:

Оценка «5» Ответ полный, возможна одна несущественная ошибка

Оценка «4» Ответ полный, допущено не более двух несущественных ошибок

Оценка «3» Ответ содержит не менее половины требуемого, допускаются одна или две несущественные ошибки

Оценка «2» Ответ содержит меньше половины требуемого, содержит несколько существенных ошибок

Лабораторная работа

Оценка «5» Работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлялся по плану, с учетом Т.Б., поддерживалась чистота рабочего места, бережное отношение к моделям.

Оценка «4» Работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент проведен не полностью, допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Оценка «3» Работа выполнена не менее, чем наполовину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в форме работы, но исправлены по требованию учителя

Оценка «2» Допущены две или больше существенных ошибок, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя


Тематика проектов для учащихся 5 класса.

  1. Создание модели аппликации «Строение клетки».

  2. Живые «чудовища» - многообразие глубоководных живых организмов.

  3. Значение водорослей в природе и жизни человека.

  4. Как образовался каменный уголь.

  5. Растения Красной книги, которые обитают в нашей местности.

  6. Моё любимое животное.

  7. Животные Красной книги, которые обитают в нашей местности.

  8. Экологические проблемы нашего края.

  9. Животные, спасённые человеком.

  10. Составление режима дня в соответствии с принципами здорового образа жизни.

Тематика исследовательских работ для учащихся 5 класса

  1. Фенологические наблюдения в природных лесах.

  2. Фенологические наблюдения в искусственных лесопосадках.

  3. Фенологические наблюдения в степных сообществах.

  4. Заболевания, вызываемые бактериями.

  5. Водоросли, живущие в необычных условиях.

  6. Как человек использует хвойные растений?

  7. Значение простейших в природе и жизни человека.

Оценивание проектной работы по биологии

Общие требования к проектной работе по биологии.

Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

  • введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;

  • место и время выполнения работы;

  • краткое описание используемых методик с ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);

  • систематизированные, обработанные результаты исследований;

  • выводы, сделанные после завершения работы над проектом;

  • практическое использование результатов проекта;

  • социальная значимость проекта;

  • приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.

Критерии оценки проектов по биологии:

  • четкость поставленной цели и задач;

  • тематическая актуальность и объем использованной литературы;

  • обоснованность выбранных методик для проведения исследований;

  • полнота раскрытия выбранной темы проекта;

  • обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;

  • уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);

  • анализ полученных данных;

  • наличие в работе вывода или практических рекомендаций;

  • качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).

Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:

  • обоснованность структуры доклада;

  • вычленение главного;

  • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

  • использование наглядно-иллюстративного материала;

  • компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);

  • уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Общие требования к оформлению проекта по биологии:

  • При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.

  • Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми.

12