Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2 имени академика К. А. Валиева города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ________ / _________./ Протокол № 1 от 26 августа 2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УР __________ /_____________./ «29» августа 2016 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Лицей №2 им. ак. К. А. Валиева г. Мамадыш» _____________С. М. Гимранов Приказ № ___ от «31» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Лицей №2 им. ак. К. А. Валиева г. Мамадыш»
По биологии в 5А,В классе
учителя первой квалификационной категории
Сибгаевой Альбины Халимовны
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от «31» августа 2016 г. |
2016 – 2017 учебный год
Тематическое планирование
Наименование раздела | Всего часов | Из них |
практические и лабораторные работы | контрольные работы |
Живой организм: строение и изучение | 8 | Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований». Лабораторная работа 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы». Лабораторная работа 3 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах) ». Лабораторная работа 4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» | Контрольная работа по теме «Живой организм» |
Многообразие живых организмов | 14 | | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» |
Среда обитания живых организмов | 6 | Лабораторная работа 5 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных». Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения» | Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» |
Человек на Земле | 5 | Лабораторная работа 6 «Измерение своего роста и массы тела». Лабораторная работа 7 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | Контрольная работа по теме «Человек на Земле» |
Резервное время | 2 | | |
Всего | 35 | | 4 |
Содержание программы
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рости развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка -элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Лабораторная работа 2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа.
Лабораторная работа 3. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах/. Строение клеток кожицы чешуи лука.
Лабораторная работа 4. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
-узнавать на таблицах и микро препаратах основные органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч).
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
-существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
-основные признаки представителей Царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
-устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека,
Метапредметныерезультаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч).
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 5. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).
Практическая работа 1. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
находить и использовать причинно-следственные связи;
строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч).
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация.
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 6. Измерение своего роста и массы тела.
Практическая работа 2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
предков человека, их характерные черты, образ жизни;
-основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
-объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
работать в соответствии с поставленной задачей;
составлять простой и сложный план текста;
-участвовать в совместной деятельности;
-узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Резервное время-2 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Дата по плану | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание. |
| Раздел 1. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: СТРОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ (8 ч) |
| | | Введение. Живой организм (формирование новых знаний) | |
| | | Наука о живой природе.Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | |
| | | Методы изучения природы. Лабораторная работа 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»(комплексное применение знаний, умений, навыков) | |
| | | Увеличительные приборы. Живые клетки. Лабораторная работа 3 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)(комплексное применение знаний, умений, навыков) | |
| | | Химический состав клетки.Лабораторная работа 4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»(комплексное применение знаний, умений, навыков) | |
| | | Вещества и явления в окружающем мире (комбинированный) | |
| | | Великие естествоиспытатели (формирование новых знаний) | |
| | | Контрольная работа по теме «Живой организм» (контроль знаний) | |
Раздел 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (14 ч) |
| | | Как развивалась жизнь на Земле (формирование новых знаний) | |
| | | Разнообразие живого (комбинированный | |
| | | Бактерии (комбини рованный) | |
| | | Г рибы (формирование новых знаний) | |
| | | Растения. Водоросли (контроль и коррекция знаний) | |
| | | Мхи. Папоротники (формирование новых знаний) | |
| | | Голосеменные растения (комбинированный) | |
| | | Покрытосеменные (цветковые) растения.(контроль и коррекция знаний) | |
| | | Значение Растений в природе и жизничеловека (комбинированный) | |
| | | Животные. Простейшие (формирование новых знаний) | |
| | | Беспозвоночные (формирование новых знаний) | |
| | | Позвоночные (комбинированный) | |
| | | Значение животных в природе и жизни человека (комбинированный) | |
| | | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» (контроль знаний) | |
Р а з д е л 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (6 ч) |
| | | Три среды обитания живых организмов (формирование новых знании) | |
| | | Жизнь на разных материках (комбинированный) | |
| | | Природные зоны Земли (формирование новых знаний) | |
| | | Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа 5 «Определение наиболее распространенных растений и животных»(комплексное применение знаний, умений и навыков) | |
| | | Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения» (применение знаний) | |
| | | Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» (контроль знаний) | |
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч) |
| | | Как человек появился на Земле. Лабораторная работа 6 «Измерение своего роста и массы тела» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | |
| | | Как человек изменил Землю (комбинированный) | |
| | | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? (комбини рованный) | |
| | | Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа 7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи(применение знаний) | |
| | | Контрольная работа по теме «Человек на Земле» (контроль знаний) | |
Резервное время (2 ч) |
| | | Обобщение и повторение по теме «Многообразие живых организмов» (систематизация знаний) | |
| | | Обобщение и повторение изученного за год (систематизация знаний) | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Образовательная программа общеобразовательного учреждения (введена в действие приказом директора от 29 августа 2014 года №138/1);
Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 31 августа №____);
Календарный учебный график ОУ (утверждён приказом директора от 31августа №____);
Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Введение в биологию» автора Н.И. Сонина, 2011г
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:
Сонин, Н. И.Биология. Введение в биологию. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М. : Дрофа, 2013. - (УМК «Живой организм»),
СонинН. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2013. - (УМК «Живой организм»).
Состав УМК (перечислить):
Особенностью данного класса является
Цель и задачи обучения биологии в 5 классе соответствуют планируемым результатам,
Целью обучения предмета "биология "в _5_ классе является:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач, воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе.
Основными задачами обучения предмету «биология» в _5_классе являются (соотнести с целями):
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно - смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Данная программа рассчитана на ___35__часа (часов), ___1____урок в неделю.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД:Лицейская | Учителя |
«Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс в рамках реализации требований ФГОС» | «Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС» |
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета.
1. Общая характеристика оценочной шкалы
Отметки по результатам проверки и оценки выполненных учащимися работ выставляются по пятизначной порядковой шкале.
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если учащийся демонстрирует:
• уверенное знание и понимание учебного материала;
• умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;
• умение применять полученные знания в новой ситуации;
отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала (самостоятельно устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя);
соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
• знание основного учебного материала;
• умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
• недочёты при воспроизведении изученного материала;
• соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
• знание учебного материала на уровне минимальных требований;
умение воспроизводить изученный материал, затруднения в ответе на вопросы в измененной формулировке;
наличие грубой ошибки или нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала;
несоблюдение отдельных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований, фрагментарные представления об изученном материале;
отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала;
несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
2. Критерии выставления отметок за устные работы
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:
последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов; свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи;
уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач;
излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:
• показывает знание всего изученного учебного материала;
дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;
анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя;
соблюдает основные правила культуры устной речи; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:
демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;
показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов;
дает неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом;
использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;
не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
3. Критерии выставления отметок за письменные работы
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов, либо допустил не более одного недочета.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более двух недочетов.
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется. Если обучающийся выполнил не менее половины работы, допустив при этом:
не более двух грубых ошибок;
либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет;
либо три негрубые ошибки;
либо одну негрубую ошибку и три недочета;
либо четыре-пять недочетов.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
выполнил менее половины работы;
либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для отметки «удовлетворительно».
За оригинальное выполнение работы учитель вправе повысить обучающемуся отметку на один балл.
4. Критерии выставления отметок за практические (лабораторные) работы
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:
самостоятельно определил цель работы;
самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
выполнил работу в рациональной последовательности и полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
получил результаты с заданной точностью; оценил погрешность измерения (для обучающихся 9-11 классов);
грамотно, логично описал проведенные наблюдения и сформулировал выводы из результатов опыта (наблюдения);
экономно использовал расходные материалы;
обеспечил поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:
• самостоятельно определил цель работы;
самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности, но не в рациональной последовательности;
выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке «отлично».
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:
самостоятельно определил цель работы;
выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью учителя;
выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
• выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке «отлично».
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоятельно;
выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение правил безопасности.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
Для теста из 30 вопросов:
25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
19—24 правильных ответов — оценка «4»;
13—18 правильных ответов — оценка «З»;
меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям: соблюдение требований к его оформлению;
необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
7. Виды ошибок и недочетов при выполнении работ
Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:
• незнанием основных понятий, законов, правил, классификаций, формул, единиц измерения величин;
незнанием алгоритмов (последовательности) решения типичных учебных задач;
неумением определить цель работы и не допускать отклонения от нее в ходе выполнения работы;
некорректностью вывода (отсутствием логической связи между исходными посылками и выводимых из них заключением);
нарушением правил безопасности при выполнении работ;
небрежным отношением к учебно-материальной базе, повлекшим поломку (выход из строя) приборов, инструментов и другого оборудования.
К негрубым относятся ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:
невнимательностью при производстве вычислений, расчетов и т.п. (ошибки в вычислениях);
недостаточной обоснованностью (поспешностью) выводов;
нарушением правил снятия показаний измерительных приборов, не связанным с определением цены деления шкалы;
некритическим отношением к информации (сведениям, советам, предложениям), получаемой от других участников образовательного процесса и иных источников;
нарушением орфоэпических, орфографических, пунктуационных и стилистических норм русского языка при выполнении работ (кроме работ по русскому языку).
Недочетами при выполнении работ считаются:
несвоевременное представление результатов выполнения работы (превышение лимита времени, отведенного на ее выполнение);
непоследовательностью изложения текста (информации, данных);
описки (опечатки), оговорки, очитки (более трех в одной работе);
нарушение установленных правил оформления работ;
использование нерациональных способов, приемов решения задач, выполнения вычислений, преобразований и т.д.;
небрежность записей, схем, рисунков, графиков и т.д.;
использование необщепринятых условных обозначений, символов;
отсутствие ссылок на фактически использованные источники информации.
Контрольно-измерительные материалы по биологии в 5 классе_
___1 вариант
А1.Наука изучающая растения
1.биология 3) зоология
2)ботаника 4) экология
А2 К абиотическим факторам относят
1.выпас скота 3) листопад
2)извержение вулкана 4) охота
А3Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств
1.экперимент 3) наблюдение
2)измерение 4) описание
А4 «Плотность ее ниже плотности воды, поэтому у организмов живущих здесь сильно развиты опорные ткани- внутренний и наружный скелет..»Какая среда обитания описана
1.почвенная 3) наземно-воздушная
2)водная 4) тела живых организмов
А5Среда жизни, характерная для человека:
1.почвенная 3) наземно-воздушная
2)водная 4) тела живых организмов
А6 Мхи в отличии от других высших растений, не имеют:
1).корень 3) лист
2)стебель 4)цветок
А7Цветки характерны для
1).хвощей 3) голосеменных
2)папоротников 4) покрытосеменных
А8 Съедобным грибом является
1)масленок 3) ложный опенок
2)бледная поганка 4) желчный гриб
В1Установите соответствие
Строение и функции | Органоид |
А)в ней расположены все органоиды клетки | 1 Цитоплазма |
Б)бесцветное вязкое вещество | 2.Хлоропласт |
В)содержит пигмент хлорофилл | |
Г)содержит зеленый пигмент |
Д) при сильном нагревании или замораживании разрушается |
В2Установите соответствие
Организм | Среда обитания |
А)блоха | 1 водная |
Б)кит | 2.почвенная |
В)кобра | 3наземно-воздушная |
Г)крот | 4тела живых организмов |
Д) дятел | |
В3 Выберите три правильных ответа
Тело водорослей может быть представлено:
1)мицелием 2)одной клеткой
3)плодовым телом 4)корнем и побегами
5)группой (колонией) клеток 6)многоклеточным слоевищем.
B4 Выберите три правильных ответа
Значение лишайников:
1)разрушают горные породы 2)связывают атмосферный азот
3)служат кормом для животных 4)участвуют в почвообразовании
5)сырье для получения агар-агар 6)сырье для получения антибиотиков
С.Прочтите внимательно текст и выполните задания
«В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца- пластиды. Они видны при большом увеличении. У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, жёлтые или оранжевые, бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука , например , пластиды бесцветные..»
1Озаглавьте текст
2.С помощью какого увеличительного прибора можно рассмотреть пластиды?
3.Какого цвета пластиды у растений?
4Какие пластиды находятся в летках клубня картофеля?
Итоговая диагностическая работа
по биологии ученика 5 класса
2вариант
А1.Наука изучающая животных
1.биология 3) зоология
2)ботаника 4) экология
А2К биотическим факторам относят
1.опыление растений 3) дождь
2)извержение вулкана 4) строительство дорог
А3Метод изучения природных объектов в специально созданных и контролируемых условиях
1.экперимент 3) наблюдение
2)измерение 4) описание
А4 «Она состоит из минеральных веществ , воды, воздуха, а также содержит остатки растений и животных, продукты их разложения..»Какая среда обитания описана
1.почвенная 3) наземно-воздушная
2)водная 4) тела живых организмов
А5Среда жизни, характерная для рыб:
1.почвенная 3) наземно-воздушная
2)водная 4) тела живых организмов
А6 Вайи –это
1)побеги плауна 3) листостебельные мхи
2)листья папоротника 4) побеги хвоща
А7 Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является
1)наличие цветка 3) развитие из семян
2)развитие из спор 4) то, что это исключительно наземные растения
А8 Голосеменные, в отличие от высших споровых растений, имеют :
1)корень 3) стебель
2)листья 4) семена
В1Установите соответствие
Строение и функции | Органоид |
А)в ней расположены поры | 1 оболочка |
Б)содержит ядрышко | 2.ядро |
В)образована целлюлозой | |
Г)управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки |
Д) содержит и хранит наследственную информацию |
В2Установите соответствие
Организм | Среда обитания |
А)дельфин | 1 водная |
Б)ёж | 2.почвенная |
В)гадюка | 3наземно-воздушная |
Г)дождевой червь | 4тела живых организмов |
Д) вошь | |
В3Выберите три правильных ответа
К зеленым водорослям относятся:
1)порфира 2)хлорелла
3)цистозейра 4)ламинария
5)спирогира 6)хламидомонада
В4 Выберите три правильных ответа
По форме слоевища различают лишайники:
1)древовидные 2)травянистые
3)листовые 4)кустистые
5)накипные 6)бурые
С.Прочтите внимательно текст и выполните задания
«Под оболочкой клетки находится тоненькая плёночка - мембрана. Она легкопроницаема для одних веществ и непроницаема для других. Полупроницаемость сохраняется ,пока клетка жива. Таким образом, оболочка сохраняет целостность клетки, придает ей форму, а мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую средой..»
1. Озаглавьте текст
2.Все ли вещества могут поступить через мембрану в клетку ?
3.Какое значение имеет оболочка в жизни клетки?
4.Что произойдет с клеткой , если мембрана разрушится?
Программно-методическое обеспечение:
Программа: | В.Б. Захаров., Сонин Н.И. Программа основного общего образования .Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. М.: Дрофа, 2012 |
| Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. |
| Рабочая программа по биологии. 5класс Ляхиной А.А. |
Учебник: | Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Биология. Введение в биологию»- М.: Дрофа, 2012-09-01 Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Естествознание. Введение в естественно-научные предметы»- М.: Дрофа, 2011 Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение»- М.: Дрофа, 2010 |
Методические пособия: | Кириленкова В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие.— М.:Дрофа, любое издание. |
| |
Цифровые образовательные ресурсы |
|
|
1С:Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009 |
Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru |
4