СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана в соответствии и на основе: ФКГОС – 2004 основного общего образования; основной образовательной программы ФКГОС основного общего образования МБОУ СОШ № 36; программы основного общего образования по биологии 6-9 классы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Москва: Дрофа, 2010.
Белоглинский район хутор Туркинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36 Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от «30» августа 2017 года протокол № 1 Председатель _________Д.В. Петракова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Уровень образования (класс): основное общее образование 6-9 классы
Количество часов: 238 часов
Учитель: Хаустова Екатерина Владимировна
Программа разработана в соответствии и на основе: ФКГОС – 2004 основного общего образования; основной образовательной программы ФКГОС основного общего образования МБОУ СОШ № 36; программы основного общего образования по биологии 6-9 классы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Москва: Дрофа, 2010.
1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
Таблица тематического распределения количества часов
Название раздела, темы | Количество часов | ||||||||||
По государ. программе | По рабочей программе | ||||||||||
6 класс | |||||||||||
| | | |||||||||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | | ||||||||||
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов | 1 | 1 | |||||||||
Тема 1.2. Строение растительной и животной клеток | 2 | 2 | |||||||||
Тема 1.3. Ткани растений и животных | 2 | 2 | |||||||||
Тема 1.4. Органы и системы органов | 4 | 4 | |||||||||
Тема 1.5. Растения и животные как целостные организмы | 1 | 1 | |||||||||
Всего | 10 | 10 | |||||||||
Раздел 2. Жизнедеятельность организма | | | |||||||||
Тема 2.1. Питание и пищеварение | 4 | 4 | |||||||||
Тема 2.2. Дыхание | 2 | 2 | |||||||||
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме | 2 | 2 | |||||||||
Рема 2.4. Выделение | 2 | 2 | |||||||||
Тема 2.5. Опорные системы | 2 | 2 | |||||||||
Тема 2.6. Движение | 2 | 2 | |||||||||
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности | 3 | 3 | |||||||||
Тема 2.8. Размножение | 3 | 3 | |||||||||
Тема 2.9. Рост и развитие | 3 | 3 | |||||||||
Всего | 23 | 23 | |||||||||
Раздел 3. Организм и среда | | | |||||||||
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды. | 1 | 1 | |||||||||
Тема 3.2. Природные сообщества | 1 | ||||||||||
Всего | 2 | 2 | |||||||||
ИТОГО | 35 | 34 | |||||||||
7 класс | |||||||||||
Название раздела, темы | Количество часов | ||||||||||
По государст. программе | По рабочей программе | ||||||||||
Введение | 3 | 3 | |||||||||
Раздел 1. Царство Прокариоты | | | |||||||||
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 3 | 3 | |||||||||
Всего | 3 | 3 | |||||||||
Раздел 2. Царство Грибы | | | |||||||||
Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 3 | 3 | |||||||||
Тема 2.2. Лишайники | 1 | 1 | |||||||||
Всего | 4 | 4 | |||||||||
Раздел 3. Царство Растения | | | | ||||||||
Тема 3.1. Общая характеристика растений | 2 | 2 | |||||||||
Тема 3.2. Низшие растения | 2 | 2 | |||||||||
Тема 3.3. Высшие растения | 4 | 4 | |||||||||
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения | 2 | 2 | |||||||||
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 6 | 6 (+2 рез.) | |||||||||
Всего | 16 | 18 | |||||||||
Раздел 4. Царство Животные | | | | ||||||||
Тема 4.1. Общая характеристика животных | 1 | 1 | |||||||||
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 | 1 | |||||||||
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные | 1 | 1 | |||||||||
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные | 3 | 3 | |||||||||
Тема 4.5. Тип Плоские черви | 2 | 2 | |||||||||
Тема 4.6. Тип Круглые черви | 1 | 1 | |||||||||
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви | 3 | 3 | |||||||||
Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 | 2 | |||||||||
Тема 4.9. Тип Членистоногие | 7 | 7 | |||||||||
Тема 4.10. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 | 1 | |||||||||
Тема 4.11. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 | 2 | |||||||||
Тема 4.12. Класс Земноводные | 2 | 2 | |||||||||
Тема 4.13. Класс Пресмыкающиеся | 2 | 2 | |||||||||
Тема 4.14. Класс Птицы | 4 | 4 | |||||||||
Тема 4.15. Класс Млекопитающие | 4 | 5 | |||||||||
Всего | 37 | 37 | |||||||||
Раздел 5. Царство Вирусы | 2 | 2 | |||||||||
Заключение | 1 | 1 | |||||||||
ИТОГО | 66 + 4резер | 68 | |||||||||
8 класс | |||||||||||
Название темы | Количество часов | ||||||||||
По государст. программе | По рабочей программе | ||||||||||
Тема 1. Место человека в системе органического мира | 2 | 2 | |||||||||
Тема 2. Происхождение человека | 2 | 3 | |||||||||
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека | 1 | 2 | |||||||||
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | 4 | |||||||||
Тема 5. Координация и регуляция | 10 | 10 | |||||||||
Тема 6. Опора и движение | 8 | 8 | |||||||||
Тема 7. Внутренняя среда организма | 3 | 3 | |||||||||
Тема 8. Транспорт веществ | 4 | 4 | |||||||||
Тема 9. Дыхание | 5 | 5 | |||||||||
Тема 10. Пищеварение | 5 | 5 | |||||||||
Тема 11. Обмен веществ и энергии | 2 | 2 | |||||||||
Тема 12. Выделение | 2 | 2 | |||||||||
Тома 13. Покровы тела | 3 | 3 | |||||||||
Тема 14. Размножение и развитие | 3 | 3 | |||||||||
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 | 5 | |||||||||
Тема 16. Человек и его здоровье | 4 | 4 | |||||||||
ИТОГО | 63 + 7 резерв | 65+3 резерв | |||||||||
9 класс | |||||||||||
Название раздела, темы | Количество часов | ||||||||||
По государст. программе | По рабочей программе | ||||||||||
| | ||||||||||
Введение | 1 | 1 | |||||||||
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | | ||||||||||
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 | 2 | |||||||||
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | 2 | |||||||||
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 5 | 5 | |||||||||
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 | 2 | |||||||||
Тема 1.5. Микроэволюция | 2 | 2 | |||||||||
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 | 3 | |||||||||
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | 2 | 2 | |||||||||
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | 3 | 6 | |||||||||
Всего | 21 | 24 | |||||||||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов | | ||||||||||
Тема 2.1. Химическая организация клетки | 2 | 2 | |||||||||
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 | 3 | |||||||||
Тема 2.3. Строение и функции клеток | 5 | 5 | |||||||||
Всего | 10 | 10 | |||||||||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | | ||||||||||
Тема 3.1. Размножение организмов | 2 | 2 | |||||||||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 3 | 3 | |||||||||
Всего | 5 | 5 | |||||||||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | | ||||||||||
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 10 | 10 | |||||||||
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 6 | 6 | |||||||||
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 4 | 4 | |||||||||
Всего | 20 | 20 | |||||||||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | | ||||||||||
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 3 | 5 | |||||||||
Тема 5.2. Биосфера и человек | 2 | 2 | |||||||||
Всего | 5 | 7 | |||||||||
Заключение | 1 | 1 | |||||||||
Итого | 63+7 резерв | 68 |
6 класс. Биология. Живой организм (34 ч).
РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов (10 часов).
Тема 1.1
Основные свойства живых организмов (1 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Тема 1.2
Строение растительной и животной клеток (2 часа)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
Различия в строении растительной и животной клеток.
■ Лабораторные и практические работы
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.
Тема 1.3
Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
■ Лабораторная работа
Ткани живых организмов.
Тема 1.4
Органы и системы органов (4 часа)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
■ Лабораторная работа
Распознавание органов у растений и животных*.
Тема 1.5
Растения и животные как целостные организмы (1 час)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.
РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма (23 часа)
Тема 2.1
Питание и пищеварение (4 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
Тема 2.2 Дыхание (2 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
■ Практическая работа
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.
■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.
Тема 2.4 Выделение (2 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. Опорные системы (2 часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
■ Лабораторная работа
Строение костей.
■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6 Движение (2 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Тема 2.8 Размножение (3 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
■ Практическая работа
Черенкование комнатных растений*.
■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.
Тема 2.9. Рост и развитие(3 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.
Прорастание семян.
■ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.
РАЗДЕЛ 3
Организм и среда (1 час)
Тема 3.1
Среда обитания. Факторы среды
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.
■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
■ Демонстрация моделей экологических систем.
7 КЛАСС
Биология. Многообразие живых организмов (68 ч)
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1
Царство Прокариоты (3 часа)
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
■ Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
РАЗДЕЛ 2
Царство Грибы (4 часа)
Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов1. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. Отдел Настоящин грибы, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.
■ Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
■ Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора*.
Строение дрожжей.
Строение плодового тела шляпочного гриба.
Тема 2.2 Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
РАЗДЕЛ 3
Царство Растения (16 часов + 2 ч.р.в.)
Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2. Низшие растения (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторная работа
Строение спирогиры.
Тема 3.3. Высшие растения (4 часа)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.
■ Лабораторная работа
Строение мха кукушкина льна.
Строение мха сфагнума.
Строение хвоща.
Строение папоротника.
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторная работа
Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов + 2 ч.р.в.)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Строение шиповника.
Строение пшеницы.
РАЗДЕЛ 4
Царство Животные (37 часов)
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (1 час)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторная работа
Строение инфузории туфельки.
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторные работы.
Внешнее строение пресноводной гидры.
Раздражимость и движение гидры.
Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Лабораторная работа
Внешнее строение речного рака.
Внешнее строение насекомого.
Тема 4.10. Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 4.11. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Тема 4.12. Класс Земноводные (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Тема 4.13. Класс Пресмыкающиеся (2 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.14. Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
Тема 4.15. Класс Млекопитающие (5 часов)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов.
Изучение особенностей строения млекопитающих на муляже.
■ Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
РАЗДЕЛ 5.
Царство Вирусы (2 часа)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация. Модели различных вирусных частииц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Заключение (1 час)
Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
8 КЛАСС. Человек (68 ч)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2+1ч.р.вр.)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1+1ч.р.вр.)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторные и практические работы
Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение строения клеток крови под микроскопом.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Тема 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Резервное время - 3 часа.
9 КЛАСС. Общая биология (68 ч)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (21 час + 3 ч.р.в.)
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
■ Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Лабораторная работа.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
■ Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
■ Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа + 3 ч.р.в.)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
■ Демонстрация репродукций картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
РАЗДЕЛ 2. Структурная организация живых организмов (10 часов)
Тема 2.1. Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
Изучение клеток строения растительной и животной клеток под микроскопом.
РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
■ Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
РАЗДЕЛ 4. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (6 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
Изучение изменчивости.
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов + 2 ч.р.в.)
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (3 часа + 2 ч.р.в)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■ Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Заключение (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
6 класс
Раздел | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов |
Строение и свойства живых организмов | 10 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | 1 |
| | Клетка - элементарная единица живого. | 1 |
| | Различия в строении растительной и животной клеток. Л.р.№1 «Строение клеток живых организмов». | 1 |
| | Понятие ткань. Типы тканей растений. | 1 |
| | Типы тканей животных организмов, их строение, функции. Л.р.№2 «Ткани живых организмов» | 1 |
| | Понятие «орган». Органы цветкового растения. Корень. | 1 |
| | Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Лист. | 1 |
| | Цветок, его значение и строение. Плоды, значение и размножение. | 1 |
| | Системы органов животных. Л.р.№3 «Распознавание органов у растений и животных». | 1 |
| | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. | 1 |
Жизнедеятельность организма. | 23 | Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. | 1 |
| | Особенности питания животных. | 1 |
| | Пищеварение и его значение. | 1 |
| | Пищеварительные ферменты и их значение. | 1 |
| | Значение дыхания. Дыхание растений. | 1 |
| | Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. | 1 |
| | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. П.р.№1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | 1 |
| | Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. | 1 |
| | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений. | 1 |
| | Выделение у животных. Обмен веществ и энергии. | 1 |
| | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. | 1 |
| | Опорные системы животных. Л.р.№4 «Строение костей». | 1 |
| | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Л.р.№5 «Движение инфузории-туфельки» | 1 |
| | Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Л.р.№6 «Перемещение дождевого червя». | 1 |
| | Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Раздражимость. | 1 |
| | Нервная система, особенности её строения. Рефлекс, инстинкт. | 1 |
| | Эндокринная система. Ростовые веществе растений | 1 |
| | Биологическое значение размножения. Бесполое размножение. П.р.№2 «Черенкование комнатных растений». | 1 |
| | Особенности полового размножения животных. | 1 |
| | Половое размножение растений. | 1 |
| | Рост и развитие растений. Л.р.№7 «Прорастание семян». | 1 |
| | Особенности развития животных организмов. | 1 |
| | Л.р.№8 «Прямое и непрямое развитие насекомых». | 1 |
Организм и среда. | 1 | Взаимодействие живых организмов. Природное сообщество и экосистема. | 1 |
7 класс
Раздел | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов |
Введение | 3 | Мир живых организмов. | 1 |
| | Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 |
| | Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. | 1 |
Царство Прокариоты | 3 | Происхождение и эволюция бактерий. | 1 |
| | Многообразие форм бактерий | 1 |
| | Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. | 1 |
Царство Грибы | 4 | Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. | 1 |
| | Особенности жизнедеятельности и распространение. Л.Р.№1, №2 «Строение плесневого гриба мукора», «Строение дрожжей». | 1 |
| | Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Л.Р.№ 3 «Строение плодового тела шляпочного гриба». | 1 |
| | Общая характеристика лишайников. | 1 |
Царство растения | 18 | Растительный организм как целостная система. | 1 |
| | Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. | 1 |
| | Общая характеристика водорослей. | 1 |
| | Многообразие водорослей. Л.Р. №4 «Строение спирогиры». | 1 |
| | Происхождение и общая характеристика высших растений. | 1 |
| | Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Л.Р.№ 5 «Строение мха кукушкин лён», Л.Р.№ 6 «Строение мха сфагнума». | 1 |
| | Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Отдел Хвощевидные. Л. Р.№ 7 «Строение хвоща». | 1 |
| | Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Л.Р. № 8 «Строение папоротника». | 1 |
| | Происхождение и особенности организации голосеменных растений. Лабораторная работа № 9 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны». | 1 |
| | Многообразие распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. | 1 |
| | Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. | 1 |
| | Класс Однодольные. Семейство лилейные. | 1 |
| | Класс Однодольные. Семейство злаки. | 1 |
| | Лабораторная работа № 10 «Строение пшеницы». | 1 |
| | Класс Двудольные. Семейство розоцветные. | 1 |
| | Лабораторная работа № 11 «Строение шиповника» | 1 |
| | Класс Двудольные. Крестоцветные, паслёновые, бобовые растения. | 1 |
| | Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах. | 1 |
Царство Животные | 37 | Животный организм как целостная система. | 1 |
| | Общая характеристика простейших. | 1 |
| | Разнообразие простейших и их роль в биоценозах. Л.Р. № 12 «Строение инфузории-туфельки» | 1 |
| | Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. | 1 |
| | Особенности организации кишечнополостных. Л. Р. №13 «Внешнее строение пресноводной гидры». | 1 |
| | Бесполое и половое размножение. Л.Р. № 14 «Раздражимость и движение гидры». | 1 |
| | Многообразие и распространение кишечнополостных. | 1 |
| | Особенности организации плоских червей. | 1 |
| | Свободноживущие ресничные черви. Многообразие плоских червей-паразитов. | 1 |
| | Особенности организации круглых червей. Свободноживущие и паразитические круглые черви. | 1 |
| | Особенности организации кольчатых червей. | 1 |
| | Лабораторная работа №15 «Внешнее строение дождевого червя». | 1 |
| | Многообразие кольчатых червей. | 1 |
| | Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. | 1 |
| | Многообразие моллюсков. Л.Р. №16 «Внешнее строение моллюсков». | 1 |
| | Происхождение и особенности организации членистоногих | 1 |
| | Класс ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Л.Р. № 17 «Внешнее строение речного рака». | 1 |
| | Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. | 1 |
| | Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. | 1 |
| | Класс Насекомые. Общая характеристика класса насекомых. | 1 |
| | Лабораторная работа №18 «Внешнее строение насекомого». | 1 |
| | Многообразие и значение насекомых в биоценозах. | 1 |
| | Происхождение хордовых. Общая характеристика типа. | 1 |
| | Общая характеристика позвоночных. Общая характеристика рыб. | 1 |
| | Многообразие видов рыб и черты приспособленности к среде обитания. | 1 |
| | Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. | 1 |
| | Экологическая роль и многообразие земноводных. | 1 |
| | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся. | 1 |
| | Распространение и многообразие рептилий. | 1 |
| | Происхождение птиц, первоптицы и их предки, настоящие птицы. | 1 |
| | Особенности организации птиц. | 1 |
| | Экологическая дифференцировка летающих птиц. Охрана и привлечение птиц. | 2 |
| | Происхождение Млекопитающих.. Первозвери (утконос и ехидна). | 1 |
| | Лабораторная работа №19 «Изучение особенностей строения млекопитающих на муляже». | 1 |
| | Основные отряды плацентарных млекопитающих. Лабораторная работа № 20 «Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов». | 1 |
| | Экскурсия «Млекопитающие леса, степи, водные млекопитающие». | 1 |
| | Общая характеристика вирусов. | 1 |
| | Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. | 1 |
Заключение | 1 | Особенности организации, многообразие живых организмов. | 1 |
8 класс
Раздел | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов |
Место человека в системе органического мира | 2 | Человек как часть живой природы. | 1 |
| | Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. | 1 |
Происхождение человека | 3 | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза | 1 |
| | Этапы и факторы становления человека. | 1 |
| | Расы человека, их происхождение и единство | 1 |
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 2 | Анатомия, физиология, гигиена - науки о человеке. Развитие. | 1 |
| | Великие анатомы и физиологи отечественной науки. | 1 |
Общий обзор строения, функций организма человека | 4 | Клеточное строение организма | 1 |
| | Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная | 1 |
| | Лабораторная работа № 1"Изучение микроскопического строения тканей" | 1 |
| | Органы, ситемы органов, их взаимосвязь. П.Р. № 1 "Распознавание на таблицах органов и систем органов" | 1 |
Координация и регуляция | 10 | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. | 1 |
| | Нервная регуляция. Значение нервной системы. | 1 |
| | Центральная и периферическая нервные системы | 1 |
| | Рефлекс; проведение нервного импульса.П.Р. № 2 "Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга" | 1 |
| | Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. | 1 |
| | Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. П.Р. № 3 "Изучение головного мозга человека (по муляжам)". | 1 |
| | Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Зрительный анализатор. П.Р. № 4 "Изучение изменения размера зрачка". | 1 |
| | Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. | 1 |
| | Органы осязания, вкуса, обоняния. | 1 |
| | Гигиена органов чувств. | 1 |
Опора и движение | 8 | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. | 1 |
| | Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. | 1 |
| | Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Л.Р. № 2 "Изучение внешнего строения костей". | 1 |
| | Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | 1 |
| | Мышечная система. Строение и развитие мышц. П.Р. № 5 "Измерение массы и роста своего организма" | 1 |
| | Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. П.Р. № 6 "Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц" | 1 |
| | Роль нервной системы в регуляции работы мышц. | 1 |
| | Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. | 1 |
Внутренняя среда организма | 3 | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. | 1 |
| | Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Л.Р. № 3 "Изучение микроскопического строения крови" | 1 |
| | Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. | 1 |
Транспорт веществ | 4 | Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. | 1 |
| | Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Л.Р. № 4"Изучение строения клеток крови под микроскопом" | 1 |
| | Кровяное давление. П.Р. № 7 "Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений" | 1 |
| | Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. | 1 |
Дыхание | 5 | Потребность организма человека в кислороде воздуха. | 1 |
| | Органы дыхания | 1 |
| | Строение органов дыхания (продолжение) | 1 |
| | Дыхательные движения. П.Р. № 8 "Определение частоты дыхания" | 1 |
| | Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. | 1 |
Пищеварение | 5 | Питательные вещества и пищевые продукты. | 1 |
| | Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. | 1 |
| | Строение и функции органов пищеварения. | 1 |
| | Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Л.Р. № 5 "Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал" | 1 |
| | Этапы процессов пищеварения. П.Р. № 9 "Определение норм рационального питания" | 1 |
Обмен веществ и энергии | 2 | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен. | 1 |
| | Витамины. Их роль в обмене веществ. | 1 |
Выделение | 2 | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. | 1 |
| | Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. | 1 |
Покровы тела | 3 | Строение и функции кожи. | 1 |
| | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. | 1 |
| | Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. | 1 |
Размножение и развитие | 3 | Система органов размножения; строение и гигиена. | 1 |
| | Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. | 1 |
| | Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. | 1 |
Высшая нервная деятельность | 5 | Рефлекс — основа нервной деятельности. | 1 |
| | Виды рефлексов. Формы поведения. | 1 |
| | Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Типы нервной системы. | 1 |
| | Сон, его значение и гигиена | 1 |
| | Гигиена умственного труда. | 1 |
Человек и его здоровье | 4 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 1 |
| | Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. | 1 |
| | Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | 1 |
| | Человек и окружающая среда. | 1 |
| | Заключение. | 1 |
| | Повторение. | 1 |
| | Повторение. | 1 |
9 класс
Раздел | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов |
Введение | 1 | Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. | 1 |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 24 2 | Единство химического состава живой материи. | 1 |
| | Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. | 1 |
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период. | 2 | Развитие биологии в додарвиновский период. | 1 |
| | Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. | 1 |
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. | 5 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 |
| | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. КУБАН. Культурные растения Кубани. | 1 |
| | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 |
| | Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. | 1 |
| | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 |
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 2 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. П.Р.№1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | 1 |
| | Забота о потомстве. Физиологические адаптации. | 1 |
Тема 1.5. Микроэволюция. | 2 | Вид как генетически изолированная система. | 1 |
| | Пути и скорость видообразования. П.Р.№2. «Изучение изменчивости критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. | 1 |
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | 3 | Главные направления эволюционного процесса. | 1 |
| | Биологический прогресс и биологический регресс. | 1 |
| | Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность. | 1 |
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле. | 2 | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. | 1 |
| | Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. | 1 |
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле. | 6 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. | 1 |
| | Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. | 1 |
| | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. | 1 |
| | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. | 1 |
| | Происхождение человека. Место человека в живой природе. | 1 |
| | Свойства человека как биологического вида. | 1 |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов. Тема 2.1. Химическая организация клетки. | 10 2 | Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества. Органические молекулы. | 1 |
| | Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. | 1 |
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | 3 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 |
| | Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. | 1 |
| | Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. | 1 |
Тема 2.3. Строение и функции клеток. | 5 | Прокариотические клетки, форма и размеры. | 1 |
| | Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Л.Р.№1. «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом». | 1 |
| | Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. | 1 |
| | Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. | 1 |
| | Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. | 1 |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Тема 3.1. Размножение организмов. | 5 2 | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. | 1 |
| | Половое размножение животных и растений. | 1 |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 3 | Эмбриональный период развития. | 1 |
| | Постэмбриональный период развития. | 1 |
| | Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. | 1 |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов. Тема 4.1. Закономерности наследования признаков. | 20 10 | Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. | 1 |
| | Гибридологический метод изучения наследственности. | 1 |
| | Законы Г. Менделя ( закон). | 1 |
| | Законы Г. Менделя ( закон). | 1 |
| | Законы Г. Менделя ( закон). | 1 |
| | Сцепленное наследование генов. | 1 |
| | Генетическое определение пола. | 1 |
| | П.Р.№3. «Решение генетических задач, составление родословной». | 1 |
| | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. | 1 |
| | Зачёт по теме «Закономерности наследования» | 1 |
Тема 4.2. Закономерности изменчивости. | 6 | Основные формы изменчивости. | 1 |
| | Генотипическая изменчивость. | 1 |
| | Мутации. Значение мутации для практики сельского хозяйства и биотехнологии. | 1 |
| | Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. | 1 |
| | Фенотипическая или модификационная изменчивость. П.Р.№4 «Изучение изменчивости». | 1 |
| | П.Р.№5. «Построение вариационной кривой». | 1 |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов. | 4 | Центры происхождения и многообразия культурных растений. | 1 |
| | Методы селекции растений и животных. | 1 |
| | Достижения и основные направления современной селекции. | 1 |
| | Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | 1 |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. Тема 5.1. биосфера, её структура и функции. | 7 4 | Биосфера – живая оболочка Земли. | 1 |
| | Круговорот веществ в природе. | 1 |
| | Естественные сообщества живых организмов. | 1 |
| | Абиотические факторы среды. | 1 |
| | Формы взаимоотношений между организмами. | 1 |
Тема 5.2. Биосфера и человек. | 3 | Природные ресурсы и их использование. | 1 |
| | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). | 1 |
| | Проблемы рационального природопользования, охраны природы. | 1 |
Заключение | 1 | Заключение. | 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ № 36 от «27» августа 2017 года № 1 _______ / Е.В. Хаустова подпись руководителя МО Ф.И.О. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ / И.А. Степанова подпись расшифровка подписи «30» августа 2017 года |