Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Саратова |
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________ / . / Протокол № ____ от «___» _____________ 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №75» ______________ / . / «___» __________________ 2015 г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ №75» ______________ / А.Н. Алтунин./ Приказ № _______ от «_____» _____________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шмаковой Маргариты Александровны
по биологии 6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от « » 2015г.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основании программы по биологии, утверждённой Министерством образования и науки РФ под редакцией профессора И.Н. Пономаревой.
Нормативно-правовая база, регламентирующая составление и реализацию рабочей программы по биологии:
● Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
● ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
● Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 76н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих»;
● Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
● Образовательная программа школы (ФГОС ООО) утверждённая приказом по МОУ «СОШ № 75» от 03.07.2015 года № 357 «Об утверждении учебного плана на 2015/2016 учебный год и основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ № 75».
● Примерная учебная программа по биологии, утверждённая Министерством образования РФ;
● Положение о рабочей программе основного общего образования ФГОС, утверждённое приказом по школе от 07.08.2013 № 386
Тип программы: концентрическая
Статус программы: рабочая программа учебного курса по биологии
Категория обучающихся: учащиеся 6 классов МОУ «СОШ № 75»
Сроки освоения программы: 1 учебный год
Объем учебного времени: 35 часов
Режим занятий: 1 час в неделю.
Используемый учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С Кучменко; под ред. проф.. И.Н. Пономарёвой – М.: Вентана -Граф, 2010-240 с.: ил.
УМК ля учителя:
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С Кучменко; под ред. проф.. И.Н. Пономарёвой – М.: Вентана -Граф, 2010-240 с.: ил.
Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс» — М.: Издательство «Экзамен»,2009
«Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010
УМК ля учащихся:
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С Кучменко; под ред. проф.. И.Н. Пономарёвой – М.: Вентана -Граф, 2010-240 с.: ил.
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2010.
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
●формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
●овладение научным подходом к решению различных задач;
●овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
●овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
●воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
●формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
применения межпредметного анализа учебных задач.
Место курса в общей программе. Специфика.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в не делю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Цели биологического образования
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
● социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
● приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
● развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами
изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
● овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
● формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по биологии.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами являются следующие умения:
● воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
● знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
● сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
●формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
● формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
● освоение социальных норм и правил поведения, ролей и включая взрослые и социаль -ные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пре-
делах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
● развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
● формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
● формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
● осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
●развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами является продолжение формирования универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
● Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
● Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
● Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
● Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
● В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
● Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
● Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные УУД:
● Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
● Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
● Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
● Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
● Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
● Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
● Вычитывать все уровни текстовой информации.
● Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
● Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
● Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
● Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
● Умение осознано использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
● Формирование и развитие компетентности в области использования, инфомационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
● Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
● Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
● Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
● Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
● усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
● формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
● формирование экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
● объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
● овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
● формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
● освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
После изучения курса «Биология 6 класс» учащиеся должны:
● знать, что изучают биология и ботаника;
● объяснять сущность термина «классификация», определять предмет науки систематики, различать основные таксоны классификации – «царство» и «вид», характеризовать вид как наименьшую единицу классификации;
● различать признаки биологических объектов: клеток и организмов растений;
● объяснять обмен веществ и превращения энергии;
● знать: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
● объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
● изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
● распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
● выявлять приспособления организмов к среде обитания;
● сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
● определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
● анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
● проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
● использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Планируемые результаты изучения курса биологии
Выпускник научится:
● характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
● применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
● использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
● ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
● соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
● использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
● выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
● осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
● ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
● находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
● выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Подготовка к ГИА, ЕГЭ
Для подготовки учащихся контрольно-измерительные материалы по темам представлены в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ ( части А, В, С). Это позволит уже с 6 класса обучать школьников работе с тестовым материалом. Тесты сгруппированы по темам, в соответствии с программой под редакцией И.Н. Пономарёвой. На выполнение тематических тестов отводится 7 – 10 минут, итоговых 40 – 45 мин.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся
Оценка устного ответа учащихся
Оценка "5" ставится в случае:
знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала;
умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творческом применении полученных знаний в незнакомой ситуации;
отсутствии ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдении культуры устной речи.
Оценка "4": ставится в случае:
знания всего изученного программного материала;
умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
допущения незначительных (негрубых) ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при соблюдении основных правил культуры устной речи.
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае:
знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы,
затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи преподавателя;
умения работать на уровне воспроизведения,
затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
наличия грубой ошибки или нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры устной речи.
Оценка "2": ставится в случае:
если знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
имеются только отдельные представления об изученном материале;
отсутствия умения работать на уровне воспроизведения,
затруднения при ответах на стандартные вопросы;
наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала,
значительного несоблюдения основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование,
все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта;
в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использовал расходные материалы);
эксперимент осуществлял по плану, с учетом техники безопасности и правил работы.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
было допущено два-три недочета или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, эксперимент проведен не полностью;
в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта, работу выполнил правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя;
в ходе проведения опыта и измерений допустил ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
опыт проводил в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте допустил в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
не определил самостоятельно цель опыта;
выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование;
объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
опыты, измерения, вычисления, наблюдения производил неправильно;
в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы
допустил. не более двух грубых ошибок;
допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
допустил не более двух-трех негрубых ошибок;
допустил не более одной негрубой ошибки и трех недочетов;
при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;
«4» - правильно выполнено 82-67%;
«3» - правильно выполнено 66 – 40%;
«2» - правильно выполнено менее 40%
Формы организации учебного процесса:
● фронтальные;
● групповые;
● индивидуальные;
● индивидуально-групповые;
● практикумы;
Формы контроля ЗУН:
● наблюдение;
● беседа;
● фронтальный опрос;
● индивидуальный опрос;
● тестирование;
● практикум.
Содержание курса биологии в 6 классе
1. Наука о растениях – ботаника.
Многообразие растений, принципы их классификации. Усложнение растений в процессе эволюции. Система и эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Клеточное строение организмов. Клетки растений. Половое размножение. Рост и развитие организмов. Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов.
2. Органы растений.
Размножение организмов. Органы растений. Семя, его строение и значение. Рост и развитие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод, его строение и значение, разнообразие плодов.
3. Основные процессы жизнедеятельности растений.
Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Регуляция процессов жизнедеятель- ности. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль человека в биосфере обмен веществ. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Рост и развитие организмов. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
4. Многообразие и развитие растительного мира.
Многообразие растений, принципы их классификации. Вид — основная систематическая единица. Водоросли. Разнообразие организмов. Значение растений в природе и жизни человека. Усложнение растений в процессе эволюции. Многообразие растений, принципы их классификации Голосеменные. Покрытосеменные растения, принципы их классификации. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Эволюция растений. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Происхождение культурных растений. дары Нового и Старого света. Охраняемые виды.
5. Природные сообщества.
Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества. Смена природных сообществ. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы.
Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения.
1. Лабораторный инструментарий
необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований
в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
2. Натуральные объекты
используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.
3. Учебные модели
служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
4. Технические и информационно-коммуникативные средства обучения (компьютер,
мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам).
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные резуль таты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной программы.
5. Комплекты печатных демонстрационных пособий(таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов)
по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу. Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых резуль татов освоения основных образовательных программ.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | ВВЕДЕНИЕ. НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА | 4 |
2 | ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ | 8 |
3 | ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ | 6 |
4 | МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА | 11 |
5 | ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА | 5 |
| ИТОГО Резерв 1 час | 34 |
График проведения практических работ и экскурсий
№ | Месяц | Неделя | Название работы |
1 | октябрь | 5 | п/р «Строение семени фасоли» |
2 | октябрь | 8 | п/р «Внешнее строение листа» |
3 | май | 33 | «Весенние явления в жизни экосистемы» (экскурсия) |
Контрольно-измерительные материалы по курсу
№ урока | Тема | Дата проведения текущего и итогового контроля |
4 | Наука о растениях – ботаника (текущий) | 4-я неделя сентября |
12 | Органы растения (текущий) | 4-я неделя ноября |
29 | Основные процессы жизнедеятельности расте-ний (текущий) | 2-я неделя апреля |
34 | Итоговый контроль знаний по курсу | 3-я неделя мая |
Дополнительная литература
Для учителя:
1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. B.C. Кучменко. — М.: Дрофа, 2001.
2. Программно-методические материалы: Биология. 6-11 классы / Сост. B.C. Кучменко. 4-е изд. — М.: Дрофа, 2001.
3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение. 5 класс; Биология. 6-9 классы; Биология. 10-11 классы. — 2-е издание. — М.: Дрофа, 2001.
4. Анастасова Л.П., Кучменко B.C. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. - М.: Дрофа, 2000.
5. Биология в таблицах. 6-11 классы / Сост. Козлова Т.А., Кучменко B.C. - М.: Дрофа, 1998.
6. Былова A.M., Шорина Н.И. Экология растений: Учеб. пособие. — М.: Вентана-Граф, 1999, 2001.
7. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
8. Калинова Г.С, Кучменко B.C. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ Астрель, 2002.
9. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология сборник тестов, задачи заданий с ответами. – М.: Мнемозина, 1998
10. Петросова Р.А., Косорукова Л.А. Программированные задания по биологии: Растения / Под ред. проф. Никишова А.И — Илекса,
11. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. — М.: Просвещение, 1978.
12. Пономарева И.H. Экология. Книга для учителя. — М.: Вентана-Граф, 2001.
13. Пономарева И.Н. Корнилова О.А., Кучменко B.C. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Дидактические карточки для 6 класса. — М.: Вентана-Граф, 2000.
14. Сухова Т.С, Кучменко B.C. Вопросы пола в системе биологических знаний. Растения. Животные. Человек: Метод, пособие. - М.: Вентана-Граф, 2002.
15. Сухова Т.С, Кучменко B.C. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся 6-9 классов. Сборник тестовых заданий. — М.: Вентана-Граф, 2002.
Для учеников:
1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
3. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
5. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.
7. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
8. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
11. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
12. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.
Лист коррекции
№п/п | Тема | Количество часов | Причина коррекции |
план. | факт. |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
22