Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Протокол №____ _________/И. А. Дремова/ ___________/А.В.Серебренников/
от «___» августа 20___г. «___» августа 20___г. Приказ №____
от «___» августа 20___г.
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автор В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2001 — 272. // с учетом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом базисном учебном плане.
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.г., 2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.
6. Учебный план МБОУ «Коргонская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6-го класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Изучение биологии в 6 классе необходимо для того, чтобы учащиеся знали особенности флоры своей местности.
Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания». Принципы отбора основного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Планируемые результаты освоения материала». Которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентировано не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью: В. В. Пасечник Биология. Многообразие растений. 6 класс. - М.: Дрофа, 2013.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология», из расчета 2-х учебных часов в неделю. С учетом учебного плана школы в связи с праздничными днями программа разработана на 67 часов.
Всего 67 часов, в неделю 2 часа.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), движение цитоплазмы, рост, развитие и деление клетки. Понятие ткань.
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие и распространение.
Грибы, общая характеристика грибов, строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Роль и значение грибов.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоторники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания. Строение одноклеточных и многоклеточных организмов. Роль водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, из значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека.
Голосеменные, строение, разнообразие и среда обитания. Значение и роль.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение и роль в жизни человека.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Типы корней, виды корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Строение стебля. Видоизменение корней.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение обегов. Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия произрастания семян, питание проростков. Фотосинтез, испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Размножение растений (половое и бесполое).
Демонстрация опытов. Прорастание семян, питание проростков, получение вытяжки хлорофилла. Опыты, доказывающие поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету., дыхание растений, испарение воды листьями..
Передвиженеие воды и минеральных весществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Основные систематические категории: вид род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учетом местных условий.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Основные экологические группы растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их тип.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарного материала различных экологических групп.
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений . Основные этапы в развитии растительного мира.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
№ | Тема урока , тип урока | Основные понятия | Информ.-методич. обеспечение. Л - лабор. Д - демонстр. | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата |
I четверть (17 часов) ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: Объяснить значение биологии как науки для изучения основных Царств живых организмов. |
1 (1) | Биология - наука о живой природе Тип урока: Закрепляющий новые знания | Биология, биосфера, экология, ботаника, фенология | Рисунки учебника, таблицы, комнатные растения | Давать определение понятию биология, биосфера, экология. Знать основные царства живых организмов | Прочитать Введение с. 8 | 02.09.15 |
ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (4 часа) Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения растительной клетки, и рассмотреть их жизнедеятельность. Познакомить с особенностями строения и функционирования тканей растений. |
2 (1) | Устройство увеличительных приборов Строение клетки Тип урока: Комбинированный | Лупа, микроскоп, окуляр, объектив, предметный столик, винт, штатив, цитология, клетка. Компоненты растительной клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды, хлорофилл). | Ручная лупа, микроскоп, микропрепараты. Рисунки учебника, таблицы. Л.Р № 1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правило работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы». | Знать устройство увеличительных приборов, и правило работы. Уметь настраивать микроскоп к работе. Знать строение клетки и называть компоненты клеток | Выучить §1, 2 | 07.09.15 |
3 (2) | Жизнедеятельность клетки Тип урока: Комбинированный | Межклеточное вещество, деление и рост клетки, хромосомы | Таблицы, рисунки учебника | Знать движение цитоплазмы, распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки | Прочитать § 3 | 09.09.15 |
4 (3) | Ткани Тип урока: Раскрывающий новую тему | Ткань, виды тканей (покровные, механические, проводящие, основные, образовательные) | Таблицы, рисунки учебника | Давать определение понятию ткань, выделять основные типы тканей и называть их функции | Повторить § 4, сделать зад. 3 на с. 25-26 | 14.09.15 |
5 (4) | Урок повторение по теме: «Клеточное строение организмов» Тип урока: Обобщающий | Знать все основные понятия темы | Составить кроссворд по простейшим | 16.09.15 |
ТЕМА 3. ЦАРСТВА БАКТЕРИИ (2 часа) Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения бактериальной клетки и объяснить их значение в природе и жизни человека |
6 (1) | Строение и жизнедеятельность бактерий Тип урока: Раскрывающий новую тему | Бактерии, кокки, бациллы, вибрионы, цианобактерии, сапротрофы, спора | Рисунки учебника, таблицы | Знать формы бактерий, строение, распространение, питание, размножение. Объяснять, что бактерии относятся к живым организмам. Сравнивать строение растительной и бактериальной клетки | Прочитать § 5 | 21.09.15 |
7 (2) | Роль бактерий в природе и жизни человека Тип урока: Комбинированный | Азотфиксирующие бактерии, симбиоз, молочнокислые бактерии | Рисунки, таблицы | Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека Приводить примеры о значении бактерий | Выучить § 6 подготовить сообщения | 23.09.15 |
ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 часов) Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности грибов. Рассмотреть классификацию и их значение в природе и жизни человека. |
8 (1) | Общая характеристика грибов Тип урока: Раскрывающий новую тему | Микология, грибы, хитин, мицелий | Таблицы, рисунки, наглядный материал | Знать питание, строение и размножение грибов. Объяснять их роль и значение в природе и жизни человека | Прочитать § 7, с. 35-37 сообщения | 28.09.15 |
9 (2) | Шляпочные грибы Тип урока: Комбинированный | Плодовое тело, грибница, микориза, , мицелий | Таблицы, рисунки, наглядный материал ( муляжи грибов) Л.Р. №2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | Знать строение шляпочных грибов и . симбиоз. Различать съедобные и ядовитые грибы. Находить основные части грибов и дать им объяснение | Прочитать § 8, выписать новые понятия | 30.09.15 |
10 (3) | Плесневые грибы и дрожжи Тип урока: Комбинированный | Мукор, пеницилл, дрожжи | Хлеб (образование мукора), микроскоп, микропрепараты таблицы, рисунки. Л.Р. № 3 «Плесневый гриб мукор» | Знать появление гриба мукор. Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла. | Прочитать § 9 | 05.10.15 |
11 (4) | Грибы-паразиты Тип урока: Комбинированный | Спорыня, головня, трутовики. | Рисунки учебника, таблицы, муляжи грибов | Уметь отличать паразитов от съедобных грибов. Знать особенности строения, основных представителей и заболевания, вызываемые грибами-паразитами | Прочитать § 10 | 07.10.15 |
12 (5) | Обобщающий урок по теме «Царства бактерии. Грибы» | | | | Изучить краткое содержание главы | 12.10.15 |
ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ (9 часов) Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения низших и высших растений и показать их роль в природе и в жизни человека; умение определять и сравнивать различные группы растений. |
13-14 (1-2) | Разнообразие, распространение, значение растений. Одноклеточные водоросли Тип урока: Раскрывающий новую тему | Ботаника, таллом, высшие растения | Рисунки учебника, таблицы, гербарный материал | Знать растения, произрастающие регина. Знать значение растений в жизни человека | Прочитать § 11,12 подготовить сообщения | 14.10.15 19.10.15 |
15 (3) | Многоклеточные водоросли. Значение водорослей в природе и жизни человека Тип урока: Комбинированый | Улотрикс, спирогиры, ризоиды, ламинария, порфига | Таблицы, рисунки учебника | Знать строение многоклеточных водорослей, их питание, размножение, среду обитания классификацию. Объяснять значение водорослей в природе. | Прочитать § 12, с. 54-62 | 21.10.15 |
16 (4) | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания Тип урока: Комбинированный | Слоевище, цианобактерии, симбиоз | Рисунки учебника, таблицы | Знать особенности строения лишайников; способы размножения; значение в природе и использование человеком; Уметь различать кустистые, листовые, накипные лишайники | Выучить § 13, с. 62-65 | 26.10.15 |
17 (5) | Мхи. Многообразие мхов. Строение мхов и их значение Тип урока: Комбинированный | Сфагнум, кукушкин лен, сперматозоиды, яйцеклетки | Рисунки, таблицы, гербарный материал. Л.Р. № 4 «Строение мхов» | Уметь изучать гербарный материал. Распознавать и описывать внешнее строение мхов. Объяснять роль мхов в природе и жизни человека | Выучить § 14 | 28.10.15 |
II четверть (14 часов) |
18 (6) | Плауны. Хвощи. Папоротники Тип урока: Комбинированный | Вайи, корневище, спорангии, плаун, хвощ, папоротник | Гербпрный материал, таблицы, рисунки. Л.Р. № 5 «Строение спороносящего папоротника» | Распознавать растения отдела Папоротникообразные, хвощи, плауны. Уметь описывать внешнее строение. Объяснять роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Прочитать § 15 Сообщения | 09.11.15 |
19 (7) | Голосеменные Тип урока: Комбинированный | Семена, хвоя, крона, шишки | Таблицы, гербарный материал, рисунки учебника. Л.Р. № 6 «Строение хвои и шишек хвойных» | Распознавать растения отдела Голосеменные. Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги | Выучить § 16 | 11.11.15 |
20 (8) | Покрытосеменные. Их строение и многообразие. Значение цветковых растений. Тип урока: Комбинированный | Цветок, побег, корень, плод, деревья, кустарники, травы, многолетние растения | Таблицы, гербарный материал, рисунки учебника | Знать:что цветок-орган семенного размножения покрытосеменных; строения растений; наличие вегетативного способа размножения; значение. | Выучить § 17 | 16.11.15 |
21 (9) | Зачет «Царство Растения» Тип урока: Обобщающий | Контрольная работа | | | Составить кроссворд по теме: «Царство Растения» | 18.11.15 |
ТЕМА 5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (17 часов) Цель: Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения покрытосеменных растений; особенности строение семян; признаки однодольных и двудольных растений; определения принадлежности растений к различным группам; значение покрытосеменных растений |
22- 23 (1-2) | Строение семян однодольных и двудольных растений Тип урока: Комбинированный | Кожура, зародыш, эндосперме, зародышевый корешок, стебелек, почечка, семядоли, | Таблицы, рисунки учебника, гербарный материал, семена | Знать строение семян и их роль в жизни растений. Уметь находить в тексте учебника необходимую информацию. Сравнивать семена однодольных и двудольных растений | Выучить § 18 | 23.11 25.11 |
24 (3) | Виды корней и типы корневых систем Тип урока: Комбинированный | Коневой волосок, стержневая и мочковатая корневая система | Таблицы, гербарный материал, рисунки учебника | Знать строение корня; функции. Уметь отличать виды корневых систем. | Выучить § 19 Выполнить таблицу на с. 91 | 30.11.15 |
25 (4) | Зоны (участки) корня Тип урока: Комбинированный | Корневой чехлик, корневые волоски, зона растяжения, зона всасывания, зона проведения, | Таблицы, рисунки учебника | Распознавать и описывать зоны корня. Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями. | Выучить § 20 | 02.12.15 |
26 (5) | Условия произрастания и видоизменения корней Тип урока: Комбинированный | Корнеплод, корневые клубни, воздушные корни, корни-прицепки, дыхательные корни, | Рисунки учебника, таблицы, комнатные растения | Знать зависимость глубины проникновения корней в почву и др. абиотических факторов. Уметь различать корневые клубни и дыхательные клубни | Прочитать § 21 | 07.12.15 |
27 (6) | Побег и почки Тип урока: Комбинированный | Побег, почка, междоузлия, пазухи листа, пазушные почки, листовые рубцы, зачаточный стебель, зачаточные листя | Таблицы, рисунки учебника, живые объекты (клубни картофеля, луковица) | Распознавать и описывать на живых объектах строение побега, почки. Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги. | Выучить § 22 | 09.12.15 |
28 (7) | Внешнее строение листа Тип урока: Комбинированный | Фотосинтез, листовая пластинка, черешок, прилистники, жилкование | Таблицы, рисунки учебника, гербарный материал, коллекция листьев Л.Р. № 7 «Литья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | Знать строение и функции листа, их отличия. Уметь определять типы листьев. | Прочитать § 23 | 14.12.15 |
29 (8) | Клеточное строение листа Тип урока: Комбинированный | Замыкающая клетка, устьичная щель, межклетник | Таблицы, рисунки учебника, комнатные растения, гербарный материал Л.Р. № 8 «Клеточное строение листа» | Знать клеточное строение листа. Умение давать определение новым понятиям и называть их основные функции | Выучить § 24, с. 108-11 | 16.12.15 |
30 (9) | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев Тип урока: Комбинированный | Видоизменение листьев, приспособление листьев к факторам освещенности и влажности | Таблицы, рисунки учебника, гербарный материал, коллекция листьев | Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений, знать признаки листьев растений различных мест обитания. Уметь отличать световые листья от теневых. | Прочитать § 25, с. 112-113 | 21.12.15 |
31 (10) | Строение стебля Тип урока: Комбинированный | Стебель, лигнина, кожица, чечевички, луб, сердцевина | Таблицы, рисунки учебника, гербарный материал, комнатные растения. Л.Р. № 9 «Внутреннее строение ветки дерева» | Знать строение стебля. Называть функции слоев стебля. Умение отличать виды стеблей. | Выучить § 26, с. 115-119 | 23.12.15 |
III четверть (20 часов) |
32 (11) | Строение стебля Тип урока: Комбинированный | Стебель, лигнина, кожица, чечевички, луб, сердцевина | Таблицы, рисунки учебника, гербарный материал, комнатные растения. Л.Р. № 9 «Внутреннее строение ветки дерева» | Знать строение стебля. Называть функции слоев стебля. Умение отличать виды стеблей. | Повторить § 26 | 11.01.16 |
33 (12) | Видоизменения побегов Тип урока: Комбинированный | Корневище, клубни, столон, глазки, росток, верхушка клубня, основание клубня | Таблицы, рисунки учебника, гербарный материал. | Знать функции видоизмененных побегов, виды растений, имеющие корневища; роль вегетативного способа размножения побегам, использование человеком видоизмененных побегов | Прочитать § 26-27 | 13.01.16 |
34 (13) | Цветок Тип урока: Комбинированный | Цветок, пестик, тычинки, околоцветник, лепесток, венчик, чашелистики, чашечка | Таблицы, рисунки учебника, комнатные растения. Л.Р. № 10 «Строение цветка» | Знать особенности строения цветка; отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником, признаки правильных и неправильных цветков, строение основных структур цветка и их функции | Прочитать § 28, приготовить сообщения | 18.01.16 |
35 (14) | Соцветия Тип урока: Комбинированный | Соцветия, кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка, | Таблицы, рисунки учебника, гербарный материал. | Знать особенности строения соцветия; наиболее распространенные виды соцветий. Уметь различать и называть соцветия. Определять простые и сложные соцветия | Прочитать § 29 | 20.01.16 |
36 (15) | Плоды Тип урока: Комбинированный | Плод, околоплодник, соплодие, ягода, яблоко, тыквина, костянка, семянка, орех, зерновка, боб, стручок, коробочка. | Таблица, рисунки учебника Л.Р. № 11 «Классификация плодов» | Называть фукнкции плодов; распознавать и описывать по рисукнкам | Сделать конспект § 30 | 25.01.16 |
37 (16) | Распространение плодов и семян Тип урока: Комбинированный | Способы распространения семян (Саморазбрасывание семян, зоогамия, оогамия) | Таблицы, рисунки учебника | Называть функции плодов, способы их распространения. | Повторить § 31 | 27.01.16 |
38 (17) | Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | Знать все основные понятия темы | Изучить краткое содержание главы | 01.02.16 |
ТЕМА 6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (15 часов) Цель: создать условия для понимания учащимся особенностей происходящих в растительном организме процессов и значения этих жизненно важных процессов для растений; для получения навыков постановки опытов, наблюдения результатов и формулировки выводов; для осознания целостного восприятия растительного организма. |
39 (1) | Химический состав растений. Минеральное питание растений. Тип урока: Раскрывающий новую тему | Белки, жиры, углеводы, крахмал, глюкоза, сосуды, корневое давление, почва, плодородие, удобрения | Рисунки учебника, таблицы | Знать органические вещества, их функции; Способы поглощения питательных веществ растениями; вещества, необходимые для роста и развития растений; способы внесения удобрений в почву. | Прочитать § 32 Вып.зад.1 на с. 144 § 33 | 03.02.16 |
40 (2) | Фотосинтез Тип урока: Комбинированный | Фотосинтез, локализация процессов фотосинтеза | Таблицы, рисунки учебника | Описывать механизм фотосинтеза, передвижение органических веществ. Определять роль органов растений в образовании органических веществ. | Прочитать § 34 | 08.02.16 |
41 (3) | Дыхание растений Тип урока: Комбинированный | Дыхание | Таблицы, рисунки учебника | Умение объяснять протекание процесса дыхания. Понимать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Зап. таблицу на с. 156 § 35 | 10.02.16 |
42 (4) | Испарение воды растениями. Листопад. Тип урока: Комбинированный | Устьица, почка, робковый слой, разделительный слой, листопад | Таблицы, рисунки учебника | Знать роль воды в жизни растений; понятие транспирации; зависимость испарения воды от условий среды; значение испарения воды в жизни растений | Прочитать § 36 | 15.02.16 |
43 (5) | Передвижение воды и питательных веществ в растении Тип урока: Комбинированный | Транспорт веществ, ситовидные трубки | Таблицы, рисунки учебника | Знать о роли корневого давления и испарения воды по стеблю. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. | Прочитать § 37 | 17.02.16 |
44 (6) | Прорастание семян Тип урока: Комбинированный | Семя, посев семян, проросток | Таблицы, рисунки учебника | Знать процесс прорастания семян; условия хранения семян, причины гибели зародыша семени, особенности роста и питания проростка | Прочитать § 38 | 22.02.16 |
45 (7) | Растительный организм как единое целое Тип урока: Комбинированный | Растение, рост растения, развитие растения, двулетние и многолетние растения | Таблицы, рисунки учебника | Знать о необходимости для нормальной жизнедеятельности растения существования и функционирования всех его органов; главный признак живого организма - обмен веществ; процесс роста и развития растения. | Прочитать § 39 | 24.02.16 |
46 (8) | Способы размножения растений Тип урока: Комбинированный | Размножение, сперматозоиды, спермии, яйцеклетки, зигота, оплодотворение | Таблицы, рисунки учебника | Знать особенности размножения; виды размножения отличительные признаки растений, размножающихся спорами. Умение давать объяснения новым понятитям | Прочитать § 40 | 29.02.16 |
47 (9) | Размножение споровых растений Тип урока: Комбинированный | Спора, зооспора, гаметы, предросток, спорангия, заросток, | Таблицы, рисунки учебника | Давать объяснение новым понятиям. Умение описывать этапы размножения у разных видов растений | Прочитать § 41 | 02.03.16 |
48 (10) | Размножение голосеменных растений Тип урока: Комбинированный | Пыльцевые мешочки, пыльца, эндосперм, | Таблицы, рисунки учебника | Умение описывать основные этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни | Прочитать § 42 | 07.03.16 |
49 (11) | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Тип урока: Комбинированный | Черенок, корневые отпрыстки, усы, привой, подвой | Таблицы, рисунки учебника | Знать значение вегетативного размножения в природе; способы вегетативного размножения; растения, которые размножаются вегетативным путем | Прочитать § 43 | 09.03.16 |
50 (12) | Вегетативное размножение комнатных растений Тип урока: комбинированный | Комнатные растения, пыльцевая трубка, двойное оплодотворение | Таблицы, рисунки учебника, комнатные растения | Знать значение вегетативного размножения комнатных растений; способы размножения | Повторить | 14.03.16 |
51 (13) | Зачетное занятие «Жизнь растений» | | | | Изучить § 44 | 16.03.16 |
IV четверть (16 часов) |
52 (14) | Оплодотворение У цветковых растений: образование плодов и семян Тип урока: Комбинированный | Пыльцевые зерна, зародышевый мешок, пыльцевход, пыльцевая трубка, двойное оплодотворение | Таблицы, рисунки учебника | Знать роль цветка в половом размножении покрытосеменных растений; процессы формирования пыльцевых зерен и зародышевого мешка; последовательность процессов двойного оплодотворения | Прочитать § 44 | 28.03.16 |
53 (15) | Опыление, способы опыления у цветковых Тип урока: Комбинированный | Опыление, самоопыление, насекомоопыляемые, ветроопыляемые | Таблицы, рисунки учебника | Знать особенности процесса опыления; способы опыления и их различия. | Прочитать § 44 | 30.03.16 |
ТЕМА 7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ (5 часов) Цель: создать условия для понимания учащимся особенностей внешнего строения покрытосеменных растений; особенности строения семян; признаков однодольных и двудольных растений; определения принадлежности растений к различным группам; для понимания необходимости сохранения многообразия покрытосеменных растений на нашей планете. |
54 (1) | Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства Тип урока: Раскрывающий новую тему | Систематика, вид, род, семейство, порядки, класс, отдел, царства | Таблицы, рисунки учебника, гербарий | Знать. Что такое вид; основные таксономические единицы; принцип по которому образованы двойные названия видов; признаки однодольных и двудольных растений; принципы распределения растений по семействам. Уметь различать растения; давать морфолого-биологическую характеристику растений | Прочитать § 45, 46 Сообщения | 04.04.16 |
55 (2) | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные. Розоцветные Пасленовые Тип урока: Комбинированный | Соцветие кисть, многоорешек, многокостянка | Рисунки учебника, гербарный материал, таблицы | Знать признаки семейства; культурные, медоносные, лекарственные, сорные растения. Уметь определять признаки изучаемых растений, выделять их основные особенности; записывать и читать формулу цветка. | Прочитать § 47-49 Сообщения | 06.04.16 |
56 (3) | Класс Двудольные. Семейства Мотыльковые Сложноцветные Тип урока: Комбинированный | Стручок, азотфиксирующие бактерии, семянка, | Таблицы, рисунки учебника, гербарий | Знать признаки данных семейств; значения растений названных семейств. Уметь определять признаки изучаемых растений, выделять основные их особенности; давать морфолого-биологичекую характеристику. | Изучить § 50, 51 | 11.04.16 |
57 (4) | Класс Однодольные. Семейства Лилейные Злаковые Тип урока: Комбинированный | Соломина, влагалище, язычок, щитка, формула цветка | Таблицы, рисунки учебника, гербарий | Знать признаки данных семейств; значение и роль; давать характеристику. Умение записывать и читать формулу цветка | изучить § 52, 53 | 13.04.16 |
58(5 | Контрольная работа «Классификация растений» | Изучить краткое содержание главы | 18.04.16 |
ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (5 часов) Цель: познакомить учащихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; с причинами смены сообществ и последовательностью этапов сукцесии |
59 (1) | Основные экологические факторы и их влияние на растения Тип урока: Раскрывающий новую тему | Экология, экологические факторы, светолюбивые растения, тенелюбивые растения | Таблицы, рисунки учебника | Знать основные экологические факторы; составляющие среды жизни; о связи условий жизни и экологических факторов; влияние света, температуры, воды, минеральных веществ на растения. | Прочитать § 54 | 20.04.16 |
60 (2) | Характеристика основных экологических групп растений Тип урока: Комбинированный | Экологические группы растений | Таблицы, рисунки учебника | Знать приспособленность растений к условиям обитания, признаки основных групп растений. Определять и называть признаки растений всех экологических групп | Прочитать § 55 | 25.04.16 |
61 (3) | Растительные сообщества Тип урока: Комбинированный | Фитоценоз, растительность | Рисунки учебника, гербарный материал, таблицы | Понимать значения слова «фитоценоз», «растительность»; Описывать видовой состав растений в сообществах | Прочитать § 56 | 27.04.16 |
62 (4) | Взаимосвязи растений в сообществе Тип урока: Комбинированный | Симбиоз, паразитизм | Рисунки учебника, гербарный материал, таблицы | Знать значение ярусности; растения, расположенные в ярусах сообщества. Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества | Прочитать § 57 | 04.05.16 |
63 (5) | Обобщающий урок по теме «Природные сообщества» | | | | Прочитать краткое содержание главы | 11.05.16 |
ТЕМА 9. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (4 часа) Цель: познакомить учащихся с основными этапами развития растительного мира |
64 (1) | Многообразие растений и их происхождение. Тип урока: раскрывающий новую тему | Палеоботаника, ароморфоз | Рисунки учебника, гербарный материал, таблицы | Знать, что изучает палеоботаника; методы изучения вымерших древних растений. Уметь называть признаки растений отделов. | Прочитать § 58 | 16.05.16 |
65 (2) | Основные этапы развития растительного мира Тип урока: Комбинированный | Эволюция, геохрорнолоия | Рисунки учебника, гербарный материал, таблицы | Знать основные этапы развития растительного мира; родоначальников зеленых растений, происхождение высших споровых растений. | Прочитать § 58 | 18.05.16 |
66 (3) | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений Тип урока: Комбинированный | Отрицательное воздействие деятельности человека, позитивное воздействие человека, охрана окружающей среды | Таблицы, рисунки учебника | Знать факторы, влияющие на развитие растительного мира; приспособленность растений к природным условиям; роль растений в жизни человека; охрана и защита растений | Прочитать § 59 | 23.05.16 |
67 (4) | Обобщение и систематизация знаний за курс биологии 6 класса. Итоговое тестирование Тип урока: обобщающий | | 25.05.16 |
2. Измерители — контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ
3. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г. И. Лернер. Москва. ЭКСКМО. 2009.
4. Учебно-тренировачные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ ». Интеллект-центр 2011.
8. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. - М.: Дрофа, 2011. - 254 с.
10. Работа с тетрадью: В. В. Пасечник Биология. Многообразие растений. 6 класс. - М.: Дрофа, 2013.
1. Пасечник, В. В. 6 класс Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010 г.;
1. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте
2. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все
основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может
быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
3. http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека
4. http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного
1. Микроскопы, лупа ручная, микропрепараты, гербарный материал
2. Таблицы: строение растительной клетки, типы тканей, строение ратений, строение цветка, листа, семейства растений
3. Модели строения шляпочных грибов