Веселкова С. Г.,
с. Матусово
Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса составлена на основании примерной авторской программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой ,А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г). Данная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. В процессе работы в программу могут вноситься изменения.
Курс биологии в 6 классе «Растения» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Курс является также интегрированным, так как содержит материал по флоре Забайкальского края, за счет чего реализуется выполнение регионального компонента учебного плана. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрение биологических явлений от клеточного уровня строения растений к организменному – биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы её устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности. В программе расширен экологический аспект.
В ходе освоения курса биологии у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах, бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Опираясь на эти знания, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в 6 классе (питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т.д.)
В свою очередь, содержание курса биологии в 6 классе служит основой для изучения общих биологических закономерностей в 7 классе.
Данная программа по биологии для 6 класса составлена из расчёта 2 часа в неделю (68 часов в год), указанных в учебном плане образовательного учреждения, и подразумевает корректировки в ходе работы.
Таким образом, содержание курса биологии 6 класса – Растения – представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы и экскурсии;
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности;
-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки в тетрадях.
-умения ставить цели.
Деятельность педагога в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- основные систематические категории, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
-природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе.
-влияние деятельности человека на среду обитания.
1. Программа И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко Биология: 6 класс: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники из сборника программ 5-9 классов, М.: Вентана-Граф , 2012г.
2. Учебник И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология 6 класс, Вентана-Граф, 2013г.
3. Гилева М. В., Матвеева Л. Г. И др.. «Зеленый мир Читинской области». Учебное пособие по региональному компоненту образования. Чита АНО «ЦНОП», 2003 г.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Тема урока | Дата | Кол-во час ов | Элементы содержания | Домашнее задание |
План | Корректировка |
1. | Введение. Общее знакомство с растениями. | ТБ на уроках биологии. Наука о растениях - ботаника | 1-я неделя сентября | | 1 | Правила работы в кабинете биологии. Ботаника. Краткая история развития ботаники. Теофраст. Царство растений. Культурные и дикорастущие растения. | Введение, § 1. |
2. Мир растений. | 1-я неделя сентября | | 1 | Разнообразие растений: однолетние, двулетние, многолетние; монокарпики и поликарпики. Жизненные формы растений. Использование растений человеком: декоративные, лекарственные, съедобные, витаминные и др. охрана растений. | §1, вопросы. |
3. Признаки и органы растений. Высшие и низшие растения. | 2-я неделя сентября | | 1 | Органы растений. Высшие и низшие растения. Вегетативные органы растения: корень, стебель, листья, почки, их функции. Генеративные органы растения: цветок, плод, семя, их функции. | § 2, выучить новые термины. |
4. Растение – живой организм – биосистема. | 2-я неделя сентября | | 1 | Понятие системы и биосистемы. Процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, обмен веществ, выделение, размножение, рост, развитие. | § 3, вопросы 1 – 3. |
5. Условия жизни растений. | 3-я неделя сентября | | 1 | Понятие факторов среды. Группы факторов: абиотические (вода, минеральные вещества, свет, органические вещества, температура, воздух, ветер), биотические (животные, грибы, растения, бактерии). Антропогенные факторы. Экология. | § 4, составить схему. |
| | 6. Среды жизни растений. | 3-я неделя сентября | | 1 | Четыре среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. | § 5, заполнить таблицу |
| | 7. Инструктаж по ТБ. Экскурсия «Мир растений вокруг нас» | 4-я неделя сентября | | 1 | ТБ по технике безопасности на экскурсии. | |
2. | Клеточное строение растений. | 1. Лабораторная работа № 1. «Работа с увеличительными приборами». | 4-я неделя сентября | | 1 | ТБ по технике безопасности. Лупа и микроскоп – приборы для изучения строения растений. | § 6, знать строение микроскопа |
2. Лабораторная работа № 2. «Приготовление микропрепарата растительной клетки». | 1-я неделя октября | | 1 | ТБ по технике безопасности. Понятие микропрепарата, его назначение. Правила приготовления микропрепарата. | |
3. Строение растительной клетки. | 1-я неделя октября | | 1 | Сложное строение клетки. Части клетки: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма, их функции. Органоиды: пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), вакуоль, их функции. | § 7, заполнить таблицу |
4. Жизнедеятельность растительной клетки. | 2-я неделя октября | | 1 | Клетка – живая структурно-функциональная единица растения. Движение цитоплазмы. Процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост, размножение. | § 8, выучить схему деления клетки. |
5. Разнообразие тканей у растений. | 2-я неделя октября | | 1 | Понятие ткани. Ткани растений: образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая, их функции. | § 9, вопросы. Повторить § 1 – 9. |
6. Контрольная работа по темам: «Общее знакомство с растениями.», «Клеточное строение растений». | 3-я неделя октября | | 1 | | |
3. | Органы цветковых растений. | 1. Семя. Внутреннее и внешнее строение семени. | 3-я неделя октября | | 1 | Семя как орган полового размножения и расселения растений. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. | § 10, вопросы, выучить строение семени. |
2. Лабораторная работа № 3 «Изучение строения семени фасоли». | 4-я неделя октября | | 1 | ТБ по технике безопасности. | |
3. Условия прорастания семян. Значение семян. | 4-я неделя октября | | 1 | Условия, необходимые для прорастания семян: вода, кислород, запасные питательные вещества, температура, глубина заделки семян. Теплолюбивые и холодолюбивые растения. Надземное и подземное прорастание. Значение семян в природе и жизни человека. | § 11 – 12, осы на с. 50 – 51. |
4. Внешнее строение корня. Виды корней. | 2-я неделя ноября | | 1 | Понятие корневой системы, ее строение: главный корень, боковые, придаточные. Типы корневых систем: стержневая, мочковатая. Функции корня. | § 13, вопросы 1 – 3. Работа со схемами. |
5. Внутреннее строение корня. | 2-я неделя ноября | | 1 | Внутреннее строение корня: зона деления (с чехликом), зона растяжения, зона всасывания (с корневыми волосками), зона проведения. Функции каждой из зон. | § 14, работа со схемой в тетради. |
6. Значение и разнообразие корней. | 3-я неделя ноября | | 1 | Функции корней: всасывающая, укрепляющая, запасающая, вегетативного размножения. Видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки, корни ходульные, воздушные, втягивающие, столбовидные, корни с придаточными почками. | § 15, работа со схемами в тетради. |
| | 7. Строение и значение побега. | 3-я неделя ноября | | 1 | Побег как один из основных органов высшего растения. Строение побега: стебель, листья, почки. Побеги вегетативные и генеративные. Строение стеблевой части побега: узлы, междоузлия. Почки пазушные, боковые, верхушечные. | § 16, вопросы. |
8. Внешнее и внутреннее строение почки. | 4-я неделя ноября. | | 1 | Почка – зачаточный побег растения. Внешнее строение почки (почечные чешуи, смолистые вещества). Почки вегетативные и генеративные. Внутреннее строение почки (конус нарастания, зачаточные листья, почки, стебель, цветки). Годичный побег. Спящие почки. Ветвление и кущение. Прищипка и пасынкование. | § 17, работа со схемами в тетради |
9. Строение листа. Разнообразие листьев. | 4-я неделя ноября | | 1 | Лист как часть побега. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок, прилистники, основание). Листья простые и сложные. Жилкование листьев (перистое, пальчатое, параллельное, дуговое). Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое). Внутреннее строение листа (кожица с устьицами, столбчатый и губчатый мезофилл, проводящие пучки). | § 18, работа со схемой на с. 68, вопросы. |
| | 10. Функции листа. Видоизменения листьев. | 5-я неделя ноября | | 1 | Функции листа: фотосинтез, испарение воды, газообмен. Листопад. Вегетативное размножение. Видоизменения листа: чешуи, колючки, усики. Листья-ловушки насекомоядных растений. | § 19, вопросы «Проверь себя» на с. 72. |
11. Стебель, его строение и значение. | 1-я неделя декабря | | 1 | Стебель как осевая часть побега. Внешнее строение стебля: узлы, междоузлия. Стебли укороченные и удлиненные. Стебли округлые, трехгранные, четырехгранные и др. по форме поперечного сечения. Внутреннее строение стебля (кожица или пробка, чечевички, кора, луб с ситовидными трубками, лубяными волокнами, древесина с сосудами, трахеидами, древесными волокнами, сердцевина, камбий). Годичные кольца. Функции стебля: проводящая, опорная, запасающая, осевая. | § 20, вопросы. |
12. Многообразие стеблей у надземных побегов. | 1-я неделя декабря | | 1 | Видоизменения стеблей у надземных побегов в связи с выполняемыми функциями. Стебли прямостоячие, стелющиеся, ползучие, усы, лианы. Суккуленты. Листообразные стебли, колючки и др. | § 21, вопросы. |
| | 13. Видоизменения подземных побегов. | 2-я неделя декабря | | 1 | Видоизменения подземных побегов в связи с выполняемыми функциями. Корневище. Клубень. Луковица. | § 22, заполнить таблицу. |
14. Цветок, его строение и значение. | 2-я неделя декабря | | 1 | Цветок как генеративный орган. Основная функция цветка – образование плодов и семян. Строение цветка (цветоножка, цветоложе, пестик, тычинки, венчик из лепестков, чашечка из чашелистиков). Околоцветник простой и двойной. Строение пестика (рыльце, столбик, завязь). Строение тычинки (тычиночная нить, пыльники). Цветки однополые и обоеполые. Растения однодомные и двудомные. | § 23 (до соцветий) - учебник, с. 30 – 33 – книга. Работа со схемой в тетради |
15. Соцветия, их биологическое значение. | 3-я неделя декабря | | 1 | Понятие соцветия, его биологическое значение. Соцветия простые и сложные. Типы соцветий: кисть, щиток, колос, зонтик, сложный колос, сложный зонтик, початок, головка, корзинка. | § 23 – учебник; с. 33 – 36 – книга. Выучить схемы соцветий. |
16. Цветение и опыление растений. | 3-я неделя декабря | | 1 | Цветение растений, его продолжительность и значение. Опыление и оплодотворение растений. Самоопыление и перекрестное опыление. Переносчики пыльцы при перекрестном опылении. Растения ветроопыляемые и насекомоопыляемые, их приспособления. | § 24 – учебник; с. 37 – 40 – книга. Работа со схемами в тетради. |
| | 17. Разнообразие и значение плодов. | 4-я неделя декабря | | 1 | Плод как орган размножения растений. Строение плода (семена и околоплодник). Функции плода. Плоды сухие и сочные; многосемянные и односемянные; вскрывающиеся и невскрывающиеся. Типы плода: зерновка, боб, коробочка, стручок, орех, желудь, семянка, листовка, ягода, костянка, яблоко, тыквина. Приспособления растений к распространению плодов. Значение плодов в природе и жизни человека. | § 25 – учебник; с. 40 – 43 – книга. Заполнить таблицу. |
| | 18. Контрольная работа по теме «Органы цветковых растений». | 4-я неделя декабря | | 1 | | |
4. | Основные процессы жизнедеятельности растений. | 1. Почвенное и воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. | 5-я неделя декабря | | 1 | Поглощение корневой системой растворов минеральных веществ из почвы. Плодородие почвы. Использование удобрений. Удобрения органические и минеральные. Микроэлементы и макроэлементы. Фотосинтез – воздушное питание растений. Хлоропласты и хлорофилл. Схема протекания фотосинтеза. Необходимые условия для протекания фотосинтеза (свет, вода, углекислый газ, хлорофилл). Организмы автотрофные и гетеротрофные. Роль растений: накопление органической массы, накопление энергии, постоянство содержания углекислого газа в атмосфере, накопление кислорода в атмосфере, образование почвы. | § 27 – 28 – 29, работа со схемами в тетради |
| | 2. Дыхание растений и обмен веществ. | 3-я неделя января | | 1 | Понятие дыхания, его значение. Этапы процесса дыхания. Сходства и различия дыхания и фотосинтеза. Понятие обмена веществ. | § 30, вопросы. Работа с таблицей на с. 110. |
3. Значение воды в жизнедеятельности растений. | 3-я неделя января | | 1 | Участие воды в процессах жизнедеятельности растений: обмен веществ, поглощение минеральных веществ из почвы, ток питательных веществ по сосудам, прорастание семян, фотосинтез. Поступление воды в тело растения. Осмос. Этапы водного обмена. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты сухие и сочные. | § 31, работа со схемой в тетради. |
4. Размножение и оплодотворение у растений. | 4-я неделя января | | 1 | Понятие размножения. Бесполое размножение (вегетативное, спорами). Половое размножение. Понятие оплодотворения. Гаметы: яйцеклетки и спермии или сперматозоиды. Зигота. Отличия полового и бесполого размножения. Половой процесс цветковых растений. | § 32, работа со схемой на с. 118. |
| | 5. Вегетативное размножение и его использование человеком. | 4-я неделя января | | 1 | Понятие вегетативного размножения. Материнский и дочерний организм (клон). Вегетативное размножение низших растений (кусочками слоевища, отдельными клетками). Вегетативное размножение высших растений (корнями, стеблями, листьями, почками). Искусственное вегетативное размножение, его достоинства. Прививка ,(трансплантация): привой и подвой; прививка черенком, глазком (окулировка). Метод культуры тканей. | § 33 – 34, вопросы. |
6. Рост и развитие растения, его зависимость от условий окружающей среды. | 5-я неделя января | | 1 | Понятие роста и развития. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Различия в росте и развитии у разных растений. Влияние условий среды на процессы роста и развития растений (свет, наличие в почве минеральных веществ, влияние животных, антропогенные факторы). Понятие периодичности. Суточные и сезонные ритмы. Состояние покоя. | § 35 – 36, вопросы. |
5. | Основные отделы царства растений. | 1. Понятие о систематике растений. | 1-я неделя февраля | | 1 | Понятие систематики. Заслуги К. Линнея в систематике. Бинарная номенклатура и использование латинских названий. Понятие вида. Ареал. Таксоны царства растений: отдел, класс, порядок, семейство, род, вид. Краткий обзор систематики растений. | § 37, вопросы. Выучить таксоны. |
2. Отдел Водоросли: общая характеристика и многообразие. | 1-я неделя февраля | | 1 | Водоросли как самые древние растения на планете. Среда обитания водорослей. Водоросли как низшие растения (слоевищное строение тела, наличие пигментов в клетках). Многообразие водорослей: одноклеточные, многоклеточные; зеленые, бурые, красные. Роль водорослей в природе и жизни человека. Водоросли Забайкальского края. | § 38 – 39 – учебник; с. 9 – 12 – книга. |
3. Отдел Моховидные: общая характеристика и многообразие. | 2-я неделя февраля | | 1 | Моховидные как древняя группа царства растений. Признаки мхов. Классы Моховидных: Печеночники и Листостебельные. Половое размножение Моховидных. Гаметофит и спорофит. Многообразие Моховидных. Моховидные Забайкальского края. | § 40 – учебник; с. 15 – 17 – книга. |
4. Отдел Папоротниковидные: общая характеристика. | 2-я неделя февраля | | 1 | Состав группы Папоротниковидных: плауны, хвощи, папоротники. Роль папоротниковидных в истории развития жизни на Земле(древовидные формы, каменный уголь, живые ископаемые). Папоротниковидные – высшие споровые растения. Ткани папоротниковидных. Половое и бесполое размножение. | § 41; подготовить сообщение. |
| | 5. Многообразие Папоротниковидных. Хвощи, плауны, папоротники Забайкальского края. | 3-я неделя февраля | | 1 | Многообразие Папоротниковидных: Плауновидные (плауны), Хвощевидные (хвощи), Папоротники. Их отличия, роль. Плауны, хвощи, папоротники во флоре Забайкальского края. | § 41 – учебник, с. 17 – 25 – книга. |
6. Отдел Голосеменные: общая характеристика. | 3-я неделя февраля | | 1 | Голосеменные – семенные растения. Преимущества семенного размножения. Признаки Голосеменных. Класс Хвойные. Размножение Голосеменных на примере сосны обыкновенной. | § 42, подготовить сообщение. |
7. Многообразие Голосеменных. Голосеменные во флоре Забайкальского края. | 4-я неделя февраля | | 1 | Многообразие Голосеменных, их роль в природе и жизни человека. Голосеменные во флоре Забайкальского края. | § 42 – учебник; с. 25 – 27 – книга. |
8. Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и значение. | 4-я неделя февраля | | 1 | Значение названий «Покрытосеменные», «Цветковые». Характерные признаки покрытосеменных, отличия от представителей других отделов. Многообразие покрытосеменных. Классы покрытосеменных: Однодольные и Двудольные, основные различия между ними. | § 43, работа с таблицами на с. 158 и 160. |
9. Семейства класса Двудольные: Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые. | 1-я неделя марта | | 1 | Понятие семейства. Особенности строения цветков и плодов. Формула цветка. Признаки семейств Розоцветных, Крестоцветных, Бобовых. | § 44 – учебник; с. 43 - 48, 50 – 52 - книга. |
| | 10. Семейства класса Двудольные: Пасленовые, Сложноцветные. | 1-я неделя марта | | 1 | Признаки семейств Пасленовые, Сложноцветные. | § 44 – учебник; с. 49, 52 – 55 – книга. |
11. Семейства класса Однодольные: Лилейные, Луковые. | 2-я неделя марта | | 1 | Признаки семейств Лилейные, Луковые. | § 45 – учебник; с. 55 – 59 – книга. |
12. Класс Однодольные, семейство Злаковые. | 2-я неделя марта | | 1 | Признаки семейства Злаковые. | § 45 – учебник; с. 59 – 61 – книга. |
13. Контрольная работа по теме «Основные отделы царства растений». | 3-я неделя марта | | 1 | | |
6. | Историческое развитие растительного мира на Земле. | 1. Многообразие растительных групп как результат эволюции. | 3-я неделя марта | | 1 | Понятие эволюции. Цианобактерии и появление фотосинтеза. Прокариоты. Водоросли – низшие растения.Зеленые и золотистые водоросли – первые эукариоты. Появление многоклеточных водорослей. Риниофиты – первые наземные растения. Развитие тканей. | § 46, вопросы 1 – 3. |
2. Эволюция высших растений. | 1-я неделя апреля | | 1 | Развитие органов растений. Споровые растения: папоротники, хвощи, плауны. Голосеменные растения. Преимущества семенного размножения. Появление покрытосеменных, их связь с животными-опылителями. | § 47, вопросы. |
3. Многообразие и происхождение культурных растений. | 1-я неделя апреля | | 1 | Дикорастущие и культурные растения. Искусственный отбор. Селекция. Работа Н. И. Вавилова. Центры происхождения растений. Сорные растения. | § 48, заполнить таблицу, подготовить сообщения. |
| | 4. Дары Старого и Нового Света. | 2-я неделя апреля | | 1 | Понятие Старого и Нового Света. История введения в культуру картофеля, томатов, кукурузы, тыквы, батата, фасоли, какао, злаков, капусты, специй. | § 49, вопросы. |
7. | Царство Бактерии. | 1. Царство Бактерии: общая характеристика и многообразие. | 2-я неделя апреля | | 1 | Бактерии – древнейшая группа организмов на Земле. Строение бактериальной клетки. Разнообразие бактерий по форме. Аэробы и анаэробы. Условия жизни бактерий. Размножение бактерий. Споры. Способы питания бактерий (сапротрофы, симбионты, паразиты). | § 50 - 51, вопросы 1 – 4, составить схему в тетради. |
2. Значение бактерий в природе и жизни человека. | 3-я неделя апреля | | 1 | Значение бактерий в природе: участие в процессах гниения и разложения, образование почвы, очищение воды, расщепление органических веществ. Значение бактерий в жизни человека: очищение сточных вод, порча продуктов, болезнетворные бактерии (сальмонелла, шигелла, туберкулезная палочка, клостридиум и др.), производство лекарств, пищевых продуктов и др. Антибиотики. | § 52, вопросы на с. 196 – 197. |
8. | Царство Грибы. Лишайники. | 1. Царство Грибы: строение, многообразие, значение. | 3-я неделя апреля | | 1 | Микология. Особенности строения клеток грибов. Сходство и различия грибов, растений и животных. Особые признаки грибов (грибница (мицелий), гифы, ложная ткань, плодовое тело). Питание грибов. Многообразие грибов (дрожжи, трутовики, грибы-хищники, плесневые грибы, шляпочные грибы – трубчатые и пластинчатые). | § 54, вопросы. подготовить сообщение. |
| | 2. Грибы Забайкальского края. | 4-я неделя апреля | | 1 | Грибы Забайкальского края: сморчки, рогатики, лопастники, звездовики, гнездовки, навозники, дождевики, головачи, трутовики, гриб-чага. Грибы съедобные и ядовитые. Первая помощь при отравлении грибами. | С. 6 – 9 – книга. Составить памятку. |
3. Лишайники: общая характеристика и значение. | 4-я неделя апреля | | 1 | Лишайники как своеобразная группа живых организмов (симбиоз гриба и водоросли). Внешнее строение лишайника. Лишайники накипные, листоватые, кустистые. Внутреннее строение лишайника. Питание лишайников. | § 55, вопросы. |
4. Лишайники Забайкальского края. | 5-я неделя апреля | | 1 | Многообразие лишайников во флоре Забайкальского края. Лихеноиндикация. Значение лишайников в природе и жизни человека. | С. 12 – 15 – книга. Вопросы на с. 208 – 209 – учебник. |
9. | Природные сообщества. | 1. Природное сообщество, биогеоценоз, экосистема. | 1-я неделя мая | | 1 | Понятие природного сообщества, биогеоценоза, экосистемы. Сходства и различия между этими понятиями. | § 56, вопросы |
2. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. | 1-я неделя мая | | 1 | Ярусность природного сообщества. | § 57 – учебник; вопросы. |
| | 3. Жизненные формы и экологические группы растений. | 2-я неделя мая | | 1 | Жизненные формы и экологические группы растений. | с. 63 – 69 – книга. Привести примеры. |
| | 4. Смена природных сообществ. | 2-я неделя мая | | 1 | Понятие сукцессии. Причины сукцессий: внешние и внутренние. Природные сообщества пионерные, временные (неустойчивые) и коренные. | § 58, вопросы 1 – 4. |
5. Многообразие природных сообществ. | 3-я неделя мая | | 1 | Многообразие природных сообществ: леса (хвойные, лиственные, смешанные), луга (пойменные, суходольные, высокогорные), болота, степи (злаково-ковыльные и разнотравные). Культурные биогеоценозы. Агроценозы. | § 59, вопросы 1 – 3. |
6. Природные сообщества Забайкальского края. | 3-я неделя мая | | 1 | Природные сообщества Забайкальского края: сосновые леса, березовые леса, лиственничные леса, степи, луга, растения водоемов. | С. 77 – 91 – книга. |
7. Жизнь организмов в природе. | 4-я неделя мая | | 1 | Значение растений в природе и жизни человека. Охраняемые растения. | § 60, вопросы на с. 225 – 226 – учебник. С. 95 – 107 – книга. |
8. Заключение. Обобщение. | 4-я неделя мая | | 1 | | |