Петропавловский муниципальный район
Воронежская область
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Песковская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Заместитель директора по УВР __________Н.А. Курочкина | Утверждаю: Директор школы _________ В.П. Индюков Пр. №48/1 от «24» 08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
предметная область «Естественнонаучные предметы»
для 6 класса
Базовый уровень
Светлана Федоровна Шевцова
Учитель и биологии
МКОУ Песковская СОШ
1КК
2016 – 2017 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения Федерального государственного образовательного стандарта основной образовательной программы основного общего образования данная рабочая программа для 6 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по биологии.
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметные результаты обучения биологии:
организовывать свою учебную деятельность;
планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
составлять план работы;
участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
осуществлять поиск дополнительной информации;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
составлять план ответа;
составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
узнавать изучаемые объекты на таблицах;
оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметными результатами обучения биологии являются:
определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
исследовать строение отдельных органов организмов;
фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
В результате обучения биологии в 6 классе ученик научится:
характеризовать некоторые особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность учиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки будет оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:
приемы элементарной исследовательской деятельности;
способы работы с естественнонаучной информацией;
коммуникативные умения;
способы самоорганизации учебной деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются:
практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах;
проектная работа;
подготовка рефератов;
исследовательская деятельность;
информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Используются формы контроля знаний:
Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
Фронтальный и индивидуальный опрос;
Отчеты по лабораторным работам;
Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)
Презентация творческих и исследовательских работ с использованием новых информационных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Знать/ понимать:
строение и функции клетки;
сведения о таксономических единицах;
жизнедеятельность, размножение, рост, развитие, регуляция жизнедетельности организмов,
охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
Уметь:
пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
соблюдать правила поведения в природе;
работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного курса
Тема 1. Жизнедеятельность организмов (16 часов).
Обмен веществ – главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами. Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха. Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз бактерий и грибов. Гетеротрофный тип питания. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения. Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Передвижение веществ у животных. Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами. Выделение – процесс выделения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад. Удаление продуктов обмена веществ через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.
Лабораторные опыты.
Поглощение воды корнем.
Выделение углекислого газа при дыхании.
Передвижение веществ по побегу растения.
Тема 2. Размножение, рост и развитие организмов (5 часов).
Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений. Развитие животных с превращением и без превращения. Влияние вредных привычек на развитие человека.
Лабораторные работы, опыты.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение возраста деревьев по спилу.
Тема 3. Регуляция жизнедеятельности организмов (12 часов).
Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов. Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов. Нервная регуляция. Общие представления о нервной системе. Нейрон – структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Поведение. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. Приобретенное поведение. Условные рефлексы. Поведение человека. Высшая нервная деятельность. Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Организм – единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности.
Лабораторные работы.
Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов
Резервное время — 3 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
| Жизнедеятельность организмов. | 15 | | |
1 | Процессы жизнедеятельности живых организмов. | 1 | 06.09.2016г | |
2 | Обмен веществ – главный признак жизни. | 1 | 13.09.2016г | |
3 | Почвенное питание растений. | 1 | 20.09.2016г | |
4 | Удобрения. | 1 | 27.09.2016г | |
5 | Фотосинтез. | 1 | 04.10.2016г | |
6 | Значение фотосинтеза. | 1 | 11.10.2016г | |
7 | Питание бактерий и грибов. | 1 | 18.10.2016г | |
8 | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. | 1 | 25.10.2016г | |
9 | Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. | 1 | 15.11.2016г | |
10 | Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. | 1 | 22.11.2016г | |
11 | Дыхание растений. | 1 | 29.11.2016г | |
12 | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. | 1 | 06.12.2016г | |
13 | Передвижение веществ у животных. | 1 | 13.12.2016г | |
14 | Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. | 1 | 20.12.2016г | |
15 | Выделение у животных. | 1 | 27.12.2016г | |
16 | Обобщающий урок. | 1 | 06.12.2017г | |
| Размножение, рост и развитие организмов. | 5 | | |
17 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. | 1 | 17.01.2017г | |
18 | Половое размножение. | 1 | 24.01.2017г | |
19 | Рост и развитие — свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. | 1 | 31.01.2017г | |
20 | Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. | 1 | 07.02.2017г | |
21 | Обобщающий урок. | 1 | | |
| Регуляция жизнедеятельности организмов. | 12 | 14.02.2017г | |
22 | Раздражимость – свойство живых организмов. | 1 | 21.02.2017г | |
23 | Гуморальная регуляция. | 1 | 28.02.2017г | |
24 | Нервная регуляция. | 1 | 07.03.2017г | |
25 | Нейрогуморальная регуляция. | 1 | 14.03.2017г | |
26 | Поведение организмов. | 1 | 21.03.2017г | |
27 | Движение организмов: растений и одноклеточных животных. | 1 | 04.04.2017г | |
28 | Движение многоклеточных животных. | 1 | 11.04.2017г | |
29 | Организм — единое целое. | 1 | 18.04.2017г | |
30 | Обобщающий урок. | 1 | 25.04.2017г | |
30 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы». | 1 | 16.05.2017г | |
31 32 | Многообразие живой природы. Охрана природы | 2 | 23.05.2017г 30.05.2017г | |
33 34 35 | Резерв | 3 | | |