СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС, базовый уровень. Рабочая программа создана на основе УМК "Линия жизни", учебник под редакцией В.В. Псечника

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

Петропавловский муниципальный район


Воронежская область


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


Песковская средняя общеобразовательная школа


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

__________Н.А. Курочкина

Утверждаю:

Директор школы

_________ В.П. Индюков

Пр. №48/1 от «24» 08.2016 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ

предметная область «Естественнонаучные предметы»


для 6 класса


Базовый уровень







Светлана Федоровна Шевцова

Учитель и биологии

МКОУ Песковская СОШ

1КК






2016 – 2017 учебный год


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения Федерального государственного образовательного стандарта основной образовательной программы основного общего образования данная рабочая программа для 6 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по биологии.

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;

  • развитие навыков обучения;

  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека;

  • уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.


Метапредметные результаты обучения биологии:

  • организовывать свою учебную деятельность;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

  • составлять план работы;

  • участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

  • осуществлять поиск дополнительной информации;

  • работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • составлять план ответа;

  • составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах;

  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.


Предметными результатами обучения биологии являются:

  • определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

  • объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

  • сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

  • наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

  • исследовать строение отдельных органов организмов;

  • фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

  • соблюдать правила поведения в кабинете биологии.



В результате обучения биологии в 6 классе ученик научится:

  •  характеризовать некоторые особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  •  применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность учиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  •  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

  • В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

  • Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки будет оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

  • промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

  • текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

  • защиты итогового индивидуального проекта.

  • Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

  • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

  • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

  • При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:

  • приемы элементарной исследовательской деятельности;

  • способы работы с естественнонаучной информацией;

  • коммуникативные умения;

  • способы самоорганизации учебной деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.

В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах;

  • проектная работа;

  • подготовка рефератов;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических и лабораторных работ.


Используются формы контроля знаний:

  • Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;

  • Фронтальный и индивидуальный опрос;

  • Отчеты по лабораторным работам;

  • Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)

  • Презентация творческих и исследовательских работ с использованием новых информационных технологий.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Знать/ понимать:

  • строение и функции клетки;

  • сведения о таксономических единицах;

  • жизнедеятельность, размножение, рост, развитие, регуляция жизнедетельности организмов,

  • охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

Уметь:

  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

  • вести наблюдения и ставить простейшие опыты;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Содержание учебного курса


Тема 1. Жизнедеятельность организмов (16 часов).

Обмен веществ – главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами. Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха. Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз бактерий и грибов. Гетеротрофный тип питания. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения. Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Передвижение веществ у животных. Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами. Выделение – процесс выделения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад. Удаление продуктов обмена веществ через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.

Лабораторные опыты.

Поглощение воды корнем.

Выделение углекислого газа при дыхании.

Передвижение веществ по побегу растения.


Тема 2. Размножение, рост и развитие организмов (5 часов).

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений. Развитие животных с превращением и без превращения. Влияние вредных привычек на развитие человека.

Лабораторные работы, опыты.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение возраста деревьев по спилу.


Тема 3. Регуляция жизнедеятельности организмов (12 часов).

Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов. Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов. Нервная регуляция. Общие представления о нервной системе. Нейрон – структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Поведение. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. Приобретенное поведение. Условные рефлексы. Поведение человека. Высшая нервная деятельность. Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Организм – единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности.

Лабораторные работы.

Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов

Резервное время — 3 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний.



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

Фактически


Жизнедеятельность организмов.

15



1

Процессы жизнедеятельности живых организмов.

1

06.09.2016г


2

Обмен веществ – главный признак жизни.

1

13.09.2016г


3

Почвенное питание растений.

1

20.09.2016г


4

Удобрения.

1

27.09.2016г


5

Фотосинтез.

1

04.10.2016г


6

Значение фотосинтеза.

1

11.10.2016г


7

Питание бактерий

и грибов.

1

18.10.2016г


8

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

1

25.10.2016г


9

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.

1

15.11.2016г


10

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.

1

22.11.2016г


11

Дыхание растений.

1

29.11.2016г


12

Передвижение веществ в организмах.

Передвижение веществ у растений.

1

06.12.2016г


13

Передвижение веществ у животных.

1

13.12.2016г


14

Освобождение организма от вредных

продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.

1

20.12.2016г


15

Выделение у животных.


1

27.12.2016г


16

Обобщающий урок.

1

06.12.2017г



Размножение, рост и развитие организмов.

5



17

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.


1

17.01.2017г


18

Половое размножение.


1

24.01.2017г


19

Рост и развитие —

свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.


1

31.01.2017г


20

Влияние вредных

привычек на индивидуальное развитие

и здоровье человека.


1

07.02.2017г


21

Обобщающий урок.

1




Регуляция жизнедеятельности организмов.

12

14.02.2017г


22

Раздражимость – свойство живых организмов.


1

21.02.2017г


23

Гуморальная регуляция.

1

28.02.2017г


24

Нервная регуляция.

1

07.03.2017г


25

Нейрогуморальная

регуляция.

1

14.03.2017г


26

Поведение организмов.


1

21.03.2017г


27

Движение организмов: растений и одноклеточных животных.

1

04.04.2017г


28

Движение многоклеточных животных.

1

11.04.2017г


29

Организм — единое целое.

1

18.04.2017г


30

Обобщающий урок.

1

25.04.2017г


30

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы».

1

16.05.2017г


31

32

Многообразие живой природы. Охрана природы

2

23.05.2017г

30.05.2017г


33

34

35

Резерв

3








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!