
Рабочая программа по биологии 6 класс
I. Планируемые результаты учебного предметного курса
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать
Личностные:
•Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
•Анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды.
•Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
•Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
•Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
•Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Метапредметные:
•формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :
•Формулировать учебную проблему под руководством учителя.
•Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
•Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
•Планировать пути достижения целей.
•Планировать ресурсы для достижения цели.
•Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.
•Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
•Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.
•Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.
•Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
•Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД :
•Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
•Вычитывать все уровни текстовой информации.
•Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
•Составлять планов (простых, сложных и т.п.).
•Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
•Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
•Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.
•Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
•Давать определение понятиям.
•Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
•Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
•Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, .
•Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
•Выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУ Д :
•Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
•Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
•Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
•Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
•Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
•организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
•Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .
•способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
•Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета « Биология 6 класс» являются следующие умения:
•осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов;
•объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
рассмотрение биологических процессов в развитии:
•приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
•использование биологических знаний в быту,
•объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
•объяснять мир с точки зрения биологии:
•перечислять отличительные свойства живого;
•различать (по таблице) и в природе основные группы живых
Содержание программы
Введение (1 час)
Объект изучения биологии - живая природа. Царства бактерий, грибов и растений, животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Клеточное строение организмов (4 часа)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро. Вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие, деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассмотрение клеток с помощью лупы. 2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука. Рассматривание его под микроскопом.
Царства Бактерии и Грибы (2 часа)
Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Царство Грибы. Роль грибов в природе и жизни человека. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Меры профилактики отравления грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников).
Царство Растения (7 часов)
Многообразие растений, их связь с внешней средой обитания. Роль в биосфере. Роль растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных, покрытосеменных) в природе, в жизни человека , в собственной деятельности. Охрана растений. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, значение в природе и жизни человека. Охрана мхов. Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Строение и многообразие покрытосеменных (7 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
Лабораторные работы: 1. Изучение строения цветка. 2. Ознакомление с различными видами соцветий.
3. Ознакомление с сухими и сочными плодами.
Жизнь растений (4часа)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.
Классификация растений (4 часа)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Лабораторная работа: Определение признаков принадлежности к семейству.
Развитие растительного мира (2 часа)
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана природы.
III. Тематическое планирование по биологии 6 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
по плану | фактически |
1 | Введение. Введение. Биология-наука о жизни. | 1 | | |
2 | Виды корней и типы корневых систем. | 1 | | |
3 | Зоны корня. | 1 | | |
4 | Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | | |
5 | Побег и почки. | 1 | | |
6 | Внешнее строение листа | 1 | | |
7 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. | 1 | | |
8 | Строение стебля. | 1 | | |
9 | Видоизменение побегов | 1 | | |
10 | Цветок. | 1 | | |
11 | Соцветия | 1 | | |
12 | Плоды | 1 | | |
13 | Распространение плодов и семян | 1 | | |
14 | Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 | | |
15 | Минеральное питание растений | 1 | | |
16 | Фотосинтез | 1 | | |
17 | Дыхание растений | 1 | | |
18 | Испарение воды растениями. Листопад | 1 | | |
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 1 | | |
20 | Прорастание семян | 1 | | |
21 | Способы размножения растений | 1 | | |
22 | Размножение споровых растений | 1 | | |
23 | Размножение голосеменных растений. Половое размножение голосеменных растений. | 1 | | |
24 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 | | |
25 | Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» | 1 | | |
26 | Основы систематики растений. | 1 | | |
27 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | 1 | | |
28 | Класс Двудольные. Семейства Пасленовые Мотыльковые и Сложноцветные. | 1 | | |
29 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. | 1 | | |
30 | Культурные растения. | 1 | | |
31 | Обобщающий урок на тему «Классификация растений» | 1 | | |
32 | Растительные сообщества. | 1 | | |
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | 1 | | |
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
IV.Перечень учебно-методического обеспечения
1. В.В.Пасечник. Биология 6 класс. М., «Дрофа»,2001г.
2. Т.А.Дмитрьева. Биология 6-7. М., «Дрофа»,2002г.
3. Е.Н.Анашкина. Веселая ботаника. Издательство «Академия», 1998г.
4. О.М.Леонтьева. Игры на уроках. М., «Издательство АСТ», 1998г.