Содержание программы
6 класс. 68 часов (2 часа в неделю)
Введение 1 час
Введение. Биология-наука о живой природе.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
-что изучает биология;
-науки биологии;
-значение биологии.
Учащиеся должны уметь:
-определять понятия: «биология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
-отличать живые организмы от неживых;
-характеризовать биологические науки, экологические факторы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-сосатвлять план текста;
-владеть таким видом изложения текста, как повествование;
-получать биологическую информацию из различных источников.
Раздел 1. Клеточное строение организмов(7 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп).Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей, клеток.
Лабораторные и практические работы
-Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.
-Пластиды в клетках растений.
Раздел 2. Царство бактерии и грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельности бактерий. Форма бактерий, строение бактерий, распространение бактерий, питание. Роль бактерий в природе и жизни человека. Общая характеристика грибов,их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи. Плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрации
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Таблицы.
Лабораторные и практические работы
-Строение плодовых тел шляпочных грибов.
-Плесневый гриб мукор.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
-разнообразие и распространение бактерий и грибов;
-основные группы бактерий и грибов;
-отличительные признаки грибов, растений и животных;
-съедобные и ядовитые грибы.
Раздел 3. Царство растения (11 часов)
Характеристика царства Растения. Ботаника_наука о растениях. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные).
Принципы классификации.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Роль водорослей в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания.
Значение лишайников в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Демонстрации
Муляжи водорослей, мхов, папоротников.
Гербарные экземпляры водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, покрытосеменных.
Натуральные объекты шишек, хвои.
Лабораторные и практические работы
-Строение зеленых водорослей.
-Строение мха.
-Строение спороносящего хвоща.
-Строение спороносящего папоротника.
-Строение хвои и шишек хвойных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-основные методы изучения растений;
-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные),, их строение и многообразие;
-признаки растений и животных;
-Растения Красной книги;
-Заповедники и Заказники Хакасии.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать организмы, относящиеся к различным царствам;
-сравнивать организмы, относящиеся к различным царствам, находить их особенности;
-сравнивать признаки растений и животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-работать с учебником, дидактическим материалом;
-используя Интернет-источники, книги, научно-популярные журналы, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника;
-рассматривать рисунки и составлять план рассказа.
Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (10 часов)
Строение семян.Однодольные и двудольные растения, отличительные признаки.
Виды корней и типы корневых систем: стержневая и мочковатая корневая система. Зоны корня: роста, деления, всасывания, проведения. Корневые волоски. Видоизменения корней. Зависимость особенностей строения цветкового растения от среды обитания.
Строение цветка и основные типы соцветий.
Строение и классификация плодов. Роль цветковых растений в природе и жизни человека.
Демонстрации
-Гербарные экземпляры
-Микропрепараты
-Муляжи корней, листьев, почек
Лабораторные и практические работы
-Строение семян двудольных и однодольных растений
-Стержневая и мочковатая корневые системы
-Корневой чехлик и корневые волоски
-Строение почек.Расположение почек на стебле
-Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
-Строение кожицы листа
-Внутреннее строение ветки дерева
-Строение клубня. Строение луковицы
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-строение семян однодольных и двудольных растений;
-виды корней и типы корневых систем;
-тличительные признаки стержневой и мочковатой корневой системы;
-строение почек и листорасполржение;
-отличительные признаки вегетативных и генеративных почек;
-листорасположение;
-строение клубня, луковицы, цветков; плодов.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать органы цветкового растения и их видоизменения;
-устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания.
Раздел 5. Жизнь растений (13 часов)
Химический состав растений. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растениях. Условия прорастания семян.
Способы размножения растений.
Размножение споровых, голосеменных, покрытосеменных растений.
Половое размножение покрытосеменных растений.
Демонстрации
-муляжи размножения растений
- гербарный материал
-микропрепараты голосеменных и покрытосеменных растений
Лабораторные и практические работы
-Химический состав растений
-Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-как протекают основные процессы жизнедеятельности у растений;
-что такое фотосинтез;
-как происходит рост и развитие растений;
-какими способами размножаются растения;
-какие способы вегетативного размножения растений более всего распространены в природе и используются в сельском хозяйстве
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-определять всхожесть семян;
-правильно высевать семена;
-создавать условия, необходимые для роста и развития растений;
-размножать растения.
Раздел 6. Классификация растений (9 часов)
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Класс двудольные и однодольные растения.
Семейства: крестоцветные, розоцветные мотыльковые, пасленовые, мотыльковые, сложноцветные, лилейные, злаковые.
Демонстрации
-гербарные материалы
-муляжи растений
Лабораторные и практические работы
-Определение растений семейства крестоцветные
-Определение растений семейства розоцветные
-Определение растений семейства пасленовые
-Определение растений семейства мотыльковые
-Определение растений семейства лилейные
-Определение растений семейства злаковые
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-основные систематические группы растений: вид, род, семейства, порядок, класс, отдел, царство;
- основные признаки покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-выделять основные признаки растений и определять их систематическое положение;
-составлять их морфологическое описание;
-сравнивать растения разных систематических групп;
-находить сходство в их строении и на основе этого доказывать их родство.
Раздел 7.Природные сообщества (5 часов)
Основные экологические факторы и их влияние на растения.
Характеристика основных экологических групп растений. Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе.
Демонстрации
Схемы-муляжи экологических сообществ.
Гербарные экземпляры растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-какие факторы среды оказывают влияние на растение;
-основные экологические группы ;
-природное сообщество; типы сообществ;
-влияние на сообщества факторов живой и неживой природы;
-приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе;
-развитие и смену природных сообществ;
- результаты влияния деятельности человека на природные сообщества.
Учащиеся должны уметь:
-объяснять взаимосвязь строения растения с условиями среды обитания;
-раскрывать взаимосвязь организмов в сообществе;
-научно обосновывать обусловленность биологических явлений;
-обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранеии и умножении растительного мира.
№ | Наименование разделов программы | Количество часов | Количество лабораторных и практических работ |
1 | Введение. Биология-наука о живой природе | 1 | |
2 | Клеточное строение организмов | 7 | 2 |
3 | Царство бактерии и грибы | 7 | 2 |
4 | Царство растения | 11 | 5 |
5 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 15 | 11 |
6 | Жизнь растений | 13 | 2 |
7 | Классификация растений | 9 | 7 |
8 | Природные сообщества | 5 | |
| Итого часов: | 68 | 29 |