Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2 имени академика К. А. Валиева города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ________ / _________./ Протокол № 1 от 26 августа 2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УР __________ /_____________./ «29» августа 2016 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Лицей №2 им. ак. К. А. Валиева г. Мамадыш» _____________С. М. Гимранов Приказ № ___ от «31» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Лицей №2 им. ак. К. А. Валиева г. Мамадыш»
По биологии в 6 А,В классе
Учителя первой квалификационной категории
Сибгаевой Альбины Халимовны
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от «31» августа 2016 г. |
2016 – 2017 учебный год
Биология 6 класс
Учебно-тематическое планирование.
№ | Тема. | Кол-во часов |
1. | СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | 12часов |
2. | ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА | 19 ч |
3. | ОРГАНИЗМ И СРЕДА | 4 ч. |
СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (12 ч)
Основные свойства живых организмов (1 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Химический состав клетки(2 часа)
Строение растительной и животной клеток (2 ч)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.
Лабораторная работа
Строение клеток живых организмов.
Ткани растений и животных (2 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Тимы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа
Ткани живых организмов.
Органы и системы органов (3 ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю
веществ.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветии.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Основные понятия. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторная работа
Распознавание органов у растений и животных.
Растения и животные как целостные организмы (1 ч)
Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (19 часа)
Питание и пищеварение (2 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.
Дыхание (2 ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Передвижение веществ в организме (2 ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
Выделение (2 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растении и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.
Опорные системы. (1 ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
Лабораторная работа
Строение костей.
Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Движение (2ч)
Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Лабораторные и практические работы
Движение инфузории-туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Размножение (2 ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Практическая работа
Черенкование комнатных растений.
Демонстрация способов размножения растений, разнообразия и строения соцветий.
Рост и развитие (3ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых.
Прорастание семян.
Демонстрация способов распространения плодов и семян.
ОРГАНИЗМ И СРЕДА (4ч)
Среда обитания. Факторы среды.(2ч)
Основные понятия. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Природные сообщества (2ч)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы урока. | Практическая часть. | Дата по плану | Дата проведения | Примечание | |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (12 часов). | |
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 час). | |
1. | Основные свойства живых организмов. | | | . | | |
Тема 1.2. Химический состав клетки (1 час). | |
2. | Химический состав клетки. | ЛР №1. Определение состава семян пшеницы | | . | | |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2 часа). | |
3. | Клетка – элементарная частица живого. | | | . | | |
4. | Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток. | ЛР №2. Строение клеток живых организмов | | | | |
Тема 1.4. Деление клетки (2 часа.) | |
5. | Деление клетки. | | | | | |
6 | мейоз | | | | | |
Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 часа). | |
7. | Ткани растений. | | | . | | |
8. | Ткани животных. | | | . | | |
Тема 1.6. Органы и системы органов (3 часа). | |
9. | Строение корня и побега. | ЛР №3,4,5. | | . | | |
10. | Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян. | ЛР №6,7. | | | | |
11. | Строение органов животного. | | | | | |
Тема 1.7. Организм как единое целое (1 час). | |
12. | Организм как единое целое. | | | | | |
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (18 часов). | |
Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 часа). | |
13. | Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений. | | | | | |
14. | Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. | | | | | |
Тема 2.2. Дыхание (2 часа). | |
15. | Дыхание у растений. | | | | | |
16. | Дыхание у животных. | | | | | |
Тема 2.3. Транспорт веществ в организме (2 часа). | |
17. | Передвижение веществ в растении. | ЛР №8. | | | | |
18. | Передвижение веществ в животном организме. | | | | | |
Тема 2.4. Выделение (2 часа). | |
19. | Выделение у растений, грибов и животных. | | | | | |
20 | Обмен веществ у растений и животных. | | | . | | |
Тема 2.5. Скелет – опора организма (1 час). | |
21. | Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма. | ЛР №9. | | . | | |
Тема 2.6. Движение (1 час). | |
22. | Движение. | ЛР №10. | | . | | |
Тема 2.7. Координация и регуляция (3 часа). | |
23. | Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. | | | | | |
24. | Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | | | | | |
25. | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. | | | | | |
Тема 2.8. Размножение (3 часа). | |
26. | Размножение, его виды Бесполое размножение. | ЛР №11. | | | | |
27. | Половое размножение животных. | | | | | |
28. | Половое размножение растений. | | | | | |
Тема 2.9. Рост и развитие (2 часа). | | |
29. | Рост и развитие растений. | ЛР №12. | | | | |
30. | Рост и развитие животных. | ЛР №13. | | | | |
Раздел 3. Организм и среда (2 часа). | |
Тема 3.1. Среда обитания организмов. Факторы среды (1 час). | |
31. | Среда обитания организмов. Факторы среды. | | | . | | |
Тема 3.2. Природные сообщества (1 час). | |
32. | Природные сообщества. | | | | | |
4. Обобщение (3 часа). | |
33. | Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов. | | | | | |
34 | Итоговый тест. | | | | | |
35 | Итоговый урок. | | | | | |
Лабораторные работы по биологии 6 класс
№ | Название работы | Тема | Урок |
1 | Определение состава семян пшеницы. | Тема 1.2. Химический состав клетки | 2 |
2 | Строение клеток живых организмов. | Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток | 4 |
3 | Корневые системы. | Тема 1.6. Органы и системы органов | 8 |
4 | Строение почки. | 8 |
5 | Простые и сложные листья. | 8 |
6 | Строение семян. | 9 |
7 | Строение цветка. | 9 |
8 | Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений. | Тема 2.3. Транспорт веществ в организме | 16 |
9 | Строение костей животных. | Тема 2.5. Скелет – опора организма | 20 |
10 | Движение инфузории туфельки. | 21 |
11 | Вегетативное размножение растений. | Тема 2.8. Размножение | 25 |
12 | Прорастание семян. | Тема 2.9. Рост и развитие | 28 |
13 | Прямое и непрямое развитие насекомых. | 29 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Образовательная программа общеобразовательного учреждения (введена в действие приказом директора от 29 августа 2014 года №138/1);
Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 31 августа №____);
Календарный учебный график ОУ (утверждён приказом директора от 31августа №____);
5.Примерная программа по учебному предмету -Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138с.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией : А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. «Биология. Живой организм.» Москва, «Дрофа», 2013.
Состав УМК
1.Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005-06 гг.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138с.
дополнительной литературы для учителя:
1. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм» 6 класс» - М.: Дрофа, 2006. -218с.
2. И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2006.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Особенностью данного класса является
Цель и задачи обучения (биология) в 6А,В классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в п.5 рабочей программы.
. Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:
1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
Основными задачами обучения предмету «биология» в 6А,Вклассе являются ….
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности, и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить биологические эксперименты.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природе; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Данная программа рассчитана на __35___часа (часов), _____1__урок в неделю.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД:
Лицейская | Учителя |
«Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс в рамках реализации требований ФГОС» | Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС» |
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета.
Критерии оценивания знаний по __БИОЛОГИИ
При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.
| УСТНЫЙ ОТВЕТ | ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА |
«5» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов | 91-100% | Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради. |
«4» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров. | 71-90% | Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради. |
«3» | При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя. | 50-70% | Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное. |
«2» | Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал. | Менее 50% | Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное. |
Контрольно-измерительные материалы по _БИОЛОГИИ
Годовая контрольная работа по биологии «Живой организм»
1 вариант
Часть 1
При выполнении заданий с выбором одного ответа (это задания А1 – А24) выпишите номер правильного ответа.
Например: А1-2; А2-4 и т.д.
А1. Биология – наука о:
живых организмах
неживой природе
сохранении жизни на Земле
взаимосвязи организмов с окружающей средой.
А2. К неорганическим веществам клетки относятся:
белки
жиры
вода
углеводы
.
А3. Основная функция углеводов:
строительная
опорная
энергетическая
хранение и передача
наследственной информации
А4. К органоидам клетки не относится:
цитоплазма
рибосомы
митохондрии
эндоплазматическая сеть.
А5. Образование белков происходит в :
митохондриях
рибосомах
лизосомах
клеточном центре
А6. В результате митоза образуются :
1клетка
2 клетки
3 клетки
4 клетки
А7. В результате мейоза образуются клетки :
с одинарным набором хромосом
с двойным набором хромосом
с тройным набором хромосом
с четвертным набором хромосом
А8. К вегетативным органам растения относится:
семя
цветок
плод
корень
А9. Главные части цветка- это:
Чашечка и венчик
цветоножка и чашечка
венчик и тычинки
тычинки и пестик.
А10. Зона корня, покрытая корневыми волосками:
роста
размножения
всасывания
проведения.
А11. Основная часть стебля, содержащая сосуды и волокна:
древесина
кора
камбий
сердцевина
А12. Побег –это
стебель, листья и почки
корень, стебель, листья
корень, стебель, цветок
корень, листья, цветок.
А13. Почка –это:
1.зачаточный стебель
2.зачаточный лист
3.зачаточный корень
4.зачаточный побег.
А14.Из генеративной почки развивается:
стебель
стебель с листьями и почками
цветок
корень.
А15. Зародыш семени состоит из:
зародышевого стебелька и почечки
зародышевого корешка, стебелька и семядолей
зародышевого стебелька, почечки, семядолей
зародышевого корешка, стебелька почечки и семядолей
А16. Сухой многосемянной плод:
боб
орех
ягода
семянка.
А17. У картофеля плод –
ягода
клубень
семянка
яблоко
А18. К органам пищеварительной системе относится:
почки
легкие
желудок
мочеточники.
А19.Питание – это процесс:
переваривания пищи
получения пищи и энергии
образования кислорода и выделения углекислого газа
механической и химической переработки пищи.
А20. Органы дыхания растений:
1.устьица
2.трахеи
3.листья
4.чечевички
.
А21.Органические вещества в растениях передвигаются по:
сосудам древесины
ситовидным трубкам луба
клеткам камбия
клеткам коры.
А22.К органам кровеносной системы относятся:
легкие и сердце
сердце и кровеносные сосуды
сердце и мозг
кровь и гемолимфа
А23. Лейкоциты - это:
белые клетки крови
красные клетки крови
кровяные пластинки
межклеточное вещество.
А24.Артерии – это:
1 сосуды по которым кровь течет
к сердцу
2. сосуды по которым течет артериальная кровь
3. сосуды по которым кровь течет от сердца
4.мельчайшие кровеносные сосуды.
А25. Фотосинтез происходит в:
1.
митохондриях
2. хлоропластах
3.устьицах
4.листьях
А26. К теплокровным животным относятся:
1птицы
2. земноводные
3. рыбы
4. насекомые
А27 . Женская половая клетка:
1.
спермий
2. зигота
3. гамета
4. яйцеклетка
А28.Партеногенез –это
1.
вид оплодотворения
2.вид размножения
3.процесс образования половых клеток
4.развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки
А29.Бластула – это:
однослойный зародыш
двухслойный зародыш
трехслойный зародыш
личинка
А30. Правильной последовательностью является:
1. Опыление – оплодотворение – образование зиготы
2.Образование зиготы – опыление – оплодотворение
3.Оплодотворение – образование зиготы – опыление
4.Опыление – образование зиготы – оплодотворение
Часть2
В заданиях В1 – В2 выберите несколько верных ответов. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1.Выберите утверждения относящиеся к половому размножению?
Принимает участие одна родительская особь;
Происходит при участии половых клеток – гамет;
Происходит при участии спор;
Потомство несет в себе наследственные признаки обоих родителей.
Потомство несет в себе наследственные признаки одного из родителей.
Обязательным условием для большинства организмов является оплодотворение
Почкование – форма полового размножения
В2. Для нервной регуляции функций в организме характерно:
1.Осуществляется при помощи эндокринной системы;
2.Осуществляется при помощи нервной системы;
3. В основе лежит рефлекс;
4.Осуществляется с помощью нервных импульсов;
5.Самый древний способ регуляции;
6.Осуществляется быстро.
Часть 3
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
С1.Что такое экологические факторы? Какие экологические факторы относятся к факторам неживой природы? Как влияет температура на живые организмы?
С2. Какое развитие называется развитием с неполным превращением?
Приведите примеры
С3. Назовите признаки насекомоопыляемых растений.
Годовая контрольная работа по биологии «Живой организм»
(Н.И. Сонин 6 класс)
2 вариант
Часть 1
При выполнении заданий с выбором одного ответа (это задания А1 – А24) выпишите номер правильного ответа.
Например: А1-2; А2-4 и т.д.
А1. Цитология – наука о:
1.клетке
2.неживой природе
3.сохранении жизни на Земле
4.взаимосвязи организмов с окружающей средой.
А2. К неорганическим веществам клетки относятся:
1.жиры
2.минеральные соли
3.белки
4.углеводы
А3. Основная функция нуклеиновых кислот:
1.строительная
2.опорная
3.энергетическая
4. хранение и передача наследственной информации
А4. К органоидам клетки относится :
цитоплазма
рибосомы
ядро
плазматическая мембрана
А5. Образование и накопление энергии происходит в :
лизосомах
рибосомах
митохондриях
вакуолях
А6. В результате мейоза образуются:
одна клетка
две клетки
три клетки
четыре клетки
А7. В результате митоза образуются клетки :
1.
с одинарным набором хромосом
2.с двойным набором хромосом
3. с тройным набором хромосом
4.с четвертным набором хромосом
А8. К генеративным органам растения относится:
1. семя
2.корень
3. стебель
4.лист
А 9. Околоцветник – это:
1.Тычинки и пестик
2. Тычинки и венчик
3.чашелистики и пестик
4.чашечка и венчик.
А10. Зона корня, защищающая корень от механических повреждений:
1.
корневой чехлик
2.зона роста
3. зона всасывания
4.зона проведения
.
А11. Часть стебля, обеспечивающая рост стебля в толщину.
1.
сердцевина
2.камбий
3.древесина
4.сердцевина
А12. К видоизмененным побегам относятся:
1.иголки кактуса
2.клубени картофеля
3. листья гороха
4. плод подсолнечника.
А13. Мочковатая корневая система у:
пшеницы
гороха
капусты
моркови
А14 .Из вегетативной почки развивается:
1.цветок
2.плод
3.семя
4. стебель с листьями и почками
А15. Какие корни отрастают от донца луковицы лука:
1.придаточные
2. боковые
3. главный
4.зачаточные
А16. Сочный многосемянной плод у :
1. вишни
2. яблони
3. подсолнечника
4.гороха.
А17. У томата плод –
1..ягода
2.клубень
3.семянка
4. яблоко
А18. К органам выделительной системы относят
1.легкие
2. кишечник
3.почки
4. желудок
А19. Пищеварение – это процесс:
1. получения пищи и энергии
2.механической и химической обработки пищи
3.образование органических веществ в листьях на свету
4. образования кислорода и выделения углекислого газа.
А20. Процесс фотосинтеза идет в :
1.митохондриях
2.хлоропластах
3.устьицах
4.листьях
А21.Вода и минеральные вещества в растениях передвигаются по:
ситовидным трубкам луба
клеткам камбия
сосудам древесины
клеткам коры
А22.К органам кровеносной системы не относятся:
сердце
артерии
желудок
капилляры
А23 Вены – это:
1.сосуды по которым кровь течет от сердца
2. сосуды по которым течет артериальная кровь
3. сосуды по которым кровь течет к сердцу
4. мельчайшие кровеносные сосуды.
А 24. У земноводных сердце:
1. однокамерное
2.двухкамерное
3 трехкамерное
4. четырехкамерное.
А25.Опыление –это процесс:
слияния половых клеток
переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика
прорастание пыльцевой трубки
прорастание семени
А26. Взаимоотношения «тля и муравей» - это:
1. паразитизм
2.симбиоз
3. хищничество
4.нейтрализм
А27. Мужская половая клетка:
1.спермий
2.гамета
3. яйцеклетка
4. зигота.
А28.Сетчатая нервная система у :
1. дождевого червя 2. гидры 3.пресмыкающихся 4.млекопитающих
А29. Гаструла – это:1. однослойный зародыш2. двухслойный зародыш
3. трехслойный зародыш 4.четыреххслойный зародыш
А30. Правильной последовательностью является:
зигота, бластула, гаструла, нейрула
2. бластула, гаструла, нейрула, зигота
3. нейрула, гаструла, зигота, бластула
4. гаструла, нейрула, бластула, зиготаЧасть2
В заданиях В1 – В2 выберите несколько верных ответов. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1.Выберите утверждения относящиеся к бесполому размножению?
1.Принимает участие одна родительская особь;
2.Происходит при участии половых клеток –гамет;
3.Происходит при участии спор;
4.Потомство несет в себе наследственные признаки обоих родителей.
5.Потомство несет в себе наследственные признаки одного из родителей.
6.Обязательным условием для большинства организмов является оплодотворение
7.Почкование – форма полового размножения
В2. Для гуморальной регуляции функций в организме характерно:
1.Осуществляется при помощи эндокринной системы;
2.Осуществляется при помощи нервной системы;
3. В основе лежит рефлекс;
4.Осуществляется с помощью гормонов;
5.Самый древний способ регуляции;
6.Осуществляется быстро.
Часть 3
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
С1. Какое развитие называется развитием с полным превращением? Приведите примеры
С2. Какие условия необходимы для прорастания семян?
С3.Что такое хищничество? Каково его значение? Приведите примеры.
Программно-методическое обеспечение:
Интернет-ресурсы :
Образовательные ресурсы Интернета – Биология. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm
http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку)
http://www.ver nadsky.dnttm.ru/ (Конкурс Вернадского)
http://www.step-into-hte-future.ru/ (программа «Шаг в будущее)
http://www.iteach,ru/ (программа «Обучение для будущего»)
http://www.eidos.ru (эвристические олимпиады)
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no13613&tmpl=com Сеть творческих учителей
2. Учебно-методическое обеспечение:
Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина / Авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005. – 256 с.
2. Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания / С.В.Баготский, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал. М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост. С.Н.Березина. – М.: ВАКО, 2010. 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
4. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 176с.