СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии для 6 класса. программа расчитана на 35 часов.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по биологии 6класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2 имени академика К. А. Валиева города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан



«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО

________ / _________./

Протокол № 1 от 26 августа 2016 г.



«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УР __________ /_____________./ «29» августа 2016 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «Лицей №2 им. ак. К. А. Валиева г. Мамадыш» _____________С. М. Гимранов

Приказ № ___ от «31» августа 2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МБОУ «Лицей №2 им. ак. К. А. Валиева г. Мамадыш»

По биологии в 6 А,В классе

Учителя первой квалификационной категории

Сибгаевой Альбины Халимовны





Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол №1 от «31» августа 2016 г.






2016 – 2017 учебный год




Биология 6 класс

Учебно-тематическое планирование.



Тема.

Кол-во часов

1.

СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

12часов

2.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА

19 ч

3.

ОРГАНИЗМ И СРЕДА


4 ч.





  1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (12 ч)



Основные свойства живых организмов (1 ч)



Многообразие живых организмов. Основные свойства жи­вых организмов: клеточное строение, сходный химический со­став, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Лабораторные работы

Определение состава семян пшеницы.

Химический состав клетки(2 часа)



Строение растительной и животной клеток (2 ч)



Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее ор­ганоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.

Лабораторная работа

Строение клеток живых организмов.



Ткани растений и животных (2 ч)



Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное ве­щество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Тимы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа

Ткани живых организмов.



Органы и системы органов (3 ч)



Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю

веществ.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветии.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы се­мян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Основные понятия. Система органов. Основные системы ор­ганов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа

Распознавание органов у растений и животных.





Растения и животные как целостные организмы (1 ч)



Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.



  1. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (19 часа)



Питание и пищеварение (2 ч)



Сущность понятия «питание». Особенности питания рас­тительного организма. Почвенное питание. Роль корня в поч­венном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пи­щеварительных систем животных. Пищеварительные фермен­ты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.



Дыхание (2 ч)



Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепле­ния органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание живот­ных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорас­тающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого га­за в выдыхаемом воздухе.



Передвижение веществ в организме (2 ч)



Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и кор­невого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвиже­ния органических веществ по стеблю.





Выделение (2 ч)



Роль выделения в процессе жизнедеятельности организ­мов, продукты выделения у растении и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у расти­тельных организмов. Обмен веществ у животных организмов.



Опорные системы. (1 ч)



Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоноч­ных.

Лабораторная работа

Строение костей.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.



Движение (2ч)



Движение — важнейшая особенность животных организ­мов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспе­чивающие движение живых организмов. Движение однокле­точных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторные и практические работы

Движение инфузории-туфельки.

Перемещение дождевого червя.



Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)



Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Ос­новные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жиз­недеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые ве­щества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми ве­ществами.

Размножение (2 ч)



Биологическое значение размножения. Виды размноже­ния. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Поло­вое размножение организмов. Особенности полового размно­жения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размноже­ние растений семенами. Цветок как орган полового размно­жения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Обра­зование плодов и семян.

Практическая работа

Черенкование комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений, разнообра­зия и строения соцветий.



Рост и развитие (3ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Рас­пространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организ­мов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмб­риональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых.

Прорастание семян.

Демонстрация способов распространения плодов и семян.





  1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (4ч)



Среда обитания. Факторы среды.(2ч)

Основные понятия. Среда обитания. Факторы среды. Вли­яние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.





Природные сообщества (2ч)



Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.













































Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы урока.

Практическая часть.

Дата по плану

Дата проведения

Примечание


Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (12 часов).


Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 час).


1.

Основные свойства живых организмов.



.



Тема 1.2. Химический состав клетки (1 час).


2.

Химический состав клетки.

ЛР №1. Определение состава семян пшеницы


.



Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2 часа).


3.

Клетка – элементарная частица живого.



.



4.

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.

ЛР №2. Строение клеток живых организмов





Тема 1.4. Деление клетки (2 часа.)


5.

Деление клетки.






6

мейоз






Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 часа).


7.

Ткани растений.



.



8.

Ткани животных.



.



Тема 1.6. Органы и системы органов (3 часа).


9.

Строение корня и побега.

ЛР №3,4,5.


.



10.

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

ЛР №6,7.






11.

Строение органов животного.






Тема 1.7. Организм как единое целое (1 час).


12.

Организм как единое целое.






Раздел 2. Жизнедеятельность организма (18 часов).


Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 часа).


13.

Особенности питания растительного организма.

Фотосинтез и его значение в жизни растений.






14.

Особенности питания животных.

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.






Тема 2.2. Дыхание (2 часа).


15.

Дыхание у растений.






16.

Дыхание у животных.






Тема 2.3. Транспорт веществ в организме (2 часа).


17.

Передвижение веществ в растении.

ЛР №8.





18.

Передвижение веществ в животном организме.






Тема 2.4. Выделение (2 часа).


19.

Выделение у растений, грибов и животных.






20

Обмен веществ у растений и животных.



.



Тема 2.5. Скелет – опора организма (1 час).


21.

Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма.

ЛР №9.


.



Тема 2.6. Движение (1 час).


22.

Движение.

ЛР №10.


.



Тема 2.7. Координация и регуляция (3 часа).


23.

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость.






24.

Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.






25.

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.






Тема 2.8. Размножение (3 часа).


26.

Размножение, его виды Бесполое размножение.

ЛР №11.





27.

Половое размножение животных.






28.

Половое размножение растений.






Тема 2.9. Рост и развитие (2 часа).



29.

Рост и развитие растений.

ЛР №12.





30.

Рост и развитие животных.

ЛР №13.





Раздел 3. Организм и среда (2 часа).


Тема 3.1. Среда обитания организмов. Факторы среды (1 час).


31.

Среда обитания организмов. Факторы среды.



.



Тема 3.2. Природные сообщества (1 час).


32.

Природные сообщества.






4. Обобщение (3 часа).


33.

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.






34

Итоговый тест.






35

Итоговый урок.


































Лабораторные работы по биологии 6 класс



Название работы

Тема

Урок

1

Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.2. Химический состав клетки

2

2

Строение клеток живых организмов.




Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

4

3

Корневые системы.

Тема 1.6. Органы и системы органов

8

4

Строение почки.

8

5

Простые и сложные листья.

8

6

Строение семян.

9

7

Строение цветка.

9

8

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.


Тема 2.3. Транспорт веществ

в организме

16

9

Строение костей животных.

Тема 2.5. Скелет – опора организма

20

10

Движение инфузории туфельки.

21

11

Вегетативное размножение растений.

Тема 2.8. Размножение

25

12

Прорастание семян.

Тема 2.9. Рост и развитие

28

13

Прямое и непрямое развитие насекомых.

29

















Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  2. Образовательная программа общеобразовательного учреждения (введена в действие приказом директора от 29 августа 2014 года №138/1);

  3. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 31 августа №____);

  4. Календарный учебный график ОУ (утверждён приказом директора от 31августа №____);


5.Примерная программа по учебному предмету -Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138с.





Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией : А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. «Биология. Живой организм.» Москва, «Дрофа», 2013.

Состав УМК

1.Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005-06 гг.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138с.

дополнительной литературы для учителя:

1. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм» 6 класс» - М.: Дрофа, 2006. -218с.

2. И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2006.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Особенностью данного класса является









Цель и задачи обучения (биология) в 6А,В классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в п.5 рабочей программы.

. Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).

4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.

5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.

Основными задачами обучения предмету «биология» в 6А,Вклассе являются ….

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности, и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить биологические эксперименты.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природе; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Данная программа рассчитана на __35___часа (часов), _____1__урок в неделю.



МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД:

Лицейская

Учителя

«Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс в рамках реализации требований ФГОС»

Системно-деятельностный  подход в преподавании  биологии в условиях введения ФГОС»






Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета.

    1. Критерии оценивания знаний по __БИОЛОГИИ

При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.


УСТНЫЙ ОТВЕТ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

91-100%

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

71-90%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

50-70%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.











Контрольно-измерительные материалы по _БИОЛОГИИ

Годовая контрольная работа по биологии «Живой организм»

1 вариант

Часть 1



При выполнении заданий с выбором одного ответа (это задания А1 – А24) выпишите номер правильного ответа.

Например: А1-2; А2-4 и т.д.

А1. Биология – наука о:

  1. живых организмах

  2. неживой природе

  1. сохранении жизни на Земле

  2. взаимосвязи организмов с окружающей средой.

А2. К неорганическим веществам клетки относятся:

  1. белки

  2. жиры

  3. вода

  4. углеводы

  1. .

А3. Основная функция углеводов:

  1. строительная

  2. опорная

  1. энергетическая

  2. хранение и передача

наследственной информации

А4. К органоидам клетки не относится:

  1. цитоплазма

  2. рибосомы

  3. митохондрии

  4. эндоплазматическая сеть.

А5. Образование белков происходит в :

  1. митохондриях

  2. рибосомах

  3. лизосомах

  4. клеточном центре

А6. В результате митоза образуются :

  1. 1клетка

  2. 2 клетки

  3. 3 клетки

  4. 4 клетки

А7. В результате мейоза образуются клетки :

  1. с одинарным набором хромосом

  2. с двойным набором хромосом

  3. с тройным набором хромосом

  4. с четвертным набором хромосом



А8. К вегетативным органам растения относится:

  1. семя

  2. цветок

  3. плод

  4. корень

А9. Главные части цветка- это:

  1. Чашечка и венчик

  2. цветоножка и чашечка

  3. венчик и тычинки

  4. тычинки и пестик.

А10. Зона корня, покрытая корневыми волосками:

  1. роста

  2. размножения

  3. всасывания

  4. проведения.

А11. Основная часть стебля, содержащая сосуды и волокна:

  1. древесина

  2. кора

  3. камбий

  4. сердцевина

А12. Побег –это

  1. стебель, листья и почки

  2. корень, стебель, листья

  3. корень, стебель, цветок

  4. корень, листья, цветок.

А13. Почка –это:

1.зачаточный стебель

2.зачаточный лист

3.зачаточный корень

4.зачаточный побег.

А14.Из генеративной почки развивается:

  1. стебель

  2. стебель с листьями и почками

  3. цветок

  4. корень.

А15. Зародыш семени состоит из:

  1. зародышевого стебелька и почечки

  2. зародышевого корешка, стебелька и семядолей

  3. зародышевого стебелька, почечки, семядолей

  4. зародышевого корешка, стебелька почечки и семядолей

А16. Сухой многосемянной плод:

  1. боб

  2. орех

  3. ягода

  4. семянка.



А17. У картофеля плод –

  1. ягода

  2. клубень

  3. семянка

  4. яблоко

А18. К органам пищеварительной системе относится:

  1. почки

  2. легкие

  3. желудок

  4. мочеточники.

А19.Питание – это процесс:

  1. переваривания пищи

  2. получения пищи и энергии

  1. образования кислорода и выделения углекислого газа

  2. механической и химической переработки пищи.

А20. Органы дыхания растений:

1.устьица

2.трахеи

3.листья

4.чечевички

.

А21.Органические вещества в растениях передвигаются по:

  1. сосудам древесины

  2. ситовидным трубкам луба

  3. клеткам камбия

  4. клеткам коры.

А22.К органам кровеносной системы относятся:

  1. легкие и сердце

  2. сердце и кровеносные сосуды

  3. сердце и мозг

  4. кровь и гемолимфа

А23. Лейкоциты - это:

  1. белые клетки крови

  2. красные клетки крови

  3. кровяные пластинки

  4. межклеточное вещество.

А24.Артерии – это:

1 сосуды по которым кровь течет

к сердцу

2. сосуды по которым течет артериальная кровь

3. сосуды по которым кровь течет от сердца

4.мельчайшие кровеносные сосуды.



А25. Фотосинтез происходит в:

1.

митохондриях

2. хлоропластах

3.устьицах

4.листьях

А26. К теплокровным животным относятся:

1птицы

2. земноводные

3. рыбы

4. насекомые

А27 . Женская половая клетка:

1.

спермий

2. зигота

3. гамета

4. яйцеклетка

А28.Партеногенез –это

1.

вид оплодотворения

2.вид размножения

3.процесс образования половых клеток

4.развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки

А29.Бластула – это:

  1. однослойный зародыш

  2. двухслойный зародыш

  1. трехслойный зародыш

  2. личинка

А30. Правильной последовательностью является:

1. Опыление – оплодотворение – образование зиготы

2.Образование зиготы – опыление – оплодотворение

3.Оплодотворение – образование зиготы – опыление

4.Опыление – образование зиготы – оплодотворение



Часть2



В заданиях В1 – В2 выберите несколько верных ответов. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В1.Выберите утверждения относящиеся к половому размножению?

  1. Принимает участие одна родительская особь;

  2. Происходит при участии половых клеток – гамет;

  3. Происходит при участии спор;

  4. Потомство несет в себе наследственные признаки обоих родителей.

  5. Потомство несет в себе наследственные признаки одного из родителей.

  6. Обязательным условием для большинства организмов является оплодотворение

  7. Почкование – форма полового размножения

В2. Для нервной регуляции функций в организме характерно:

1.Осуществляется при помощи эндокринной системы;

2.Осуществляется при помощи нервной системы;

3. В основе лежит рефлекс;

4.Осуществляется с помощью нервных импульсов;

5.Самый древний способ регуляции;

6.Осуществляется быстро.

Часть 3

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1.Что такое экологические факторы? Какие экологические факторы относятся к факторам неживой природы? Как влияет температура на живые организмы?

С2. Какое развитие называется развитием с неполным превращением?

Приведите примеры

С3. Назовите признаки насекомоопыляемых растений.

































Годовая контрольная работа по биологии «Живой организм»

(Н.И. Сонин 6 класс)

2 вариант

Часть 1

При выполнении заданий с выбором одного ответа (это задания А1 – А24) выпишите номер правильного ответа.

Например: А1-2; А2-4 и т.д.

А1. Цитология – наука о:

1.клетке

2.неживой природе

3.сохранении жизни на Земле

4.взаимосвязи организмов с окружающей средой.

А2. К неорганическим веществам клетки относятся:

1.жиры

2.минеральные соли

3.белки

4.углеводы

А3. Основная функция нуклеиновых кислот:

1.строительная

2.опорная

3.энергетическая

4. хранение и передача наследственной информации

А4. К органоидам клетки относится :

  1. цитоплазма

  2. рибосомы

  3. ядро

  4. плазматическая мембрана

А5. Образование и накопление энергии происходит в :

  1. лизосомах

  2. рибосомах

  3. митохондриях

  4. вакуолях

А6. В результате мейоза образуются:

  1. одна клетка

  2. две клетки

  3. три клетки

  4. четыре клетки

А7. В результате митоза образуются клетки :

1.

с одинарным набором хромосом

2.с двойным набором хромосом

3. с тройным набором хромосом

4.с четвертным набором хромосом

А8. К генеративным органам растения относится:

1. семя

2.корень

3. стебель

4.лист

А 9. Околоцветник – это:

1.Тычинки и пестик

2. Тычинки и венчик

3.чашелистики и пестик

4.чашечка и венчик.

А10. Зона корня, защищающая корень от механических повреждений:

1.

корневой чехлик

2.зона роста

3. зона всасывания

4.зона проведения

.

А11. Часть стебля, обеспечивающая рост стебля в толщину.

1.

сердцевина

2.камбий

3.древесина

4.сердцевина

А12. К видоизмененным побегам относятся:

1.иголки кактуса

2.клубени картофеля

3. листья гороха

4. плод подсолнечника.



А13. Мочковатая корневая система у:

  1. пшеницы

  2. гороха

  3. капусты

  4. моркови



А14 .Из вегетативной почки развивается:

1.цветок

2.плод

3.семя

4. стебель с листьями и почками

А15. Какие корни отрастают от донца луковицы лука:

1.придаточные

2. боковые

3. главный

4.зачаточные

А16. Сочный многосемянной плод у :

1. вишни

2. яблони

3. подсолнечника

4.гороха.

А17. У томата плод –

1..ягода

2.клубень

3.семянка

4. яблоко



А18. К органам выделительной системы относят

1.легкие

2. кишечник

3.почки

4. желудок



А19. Пищеварение – это процесс:

1. получения пищи и энергии

2.механической и химической обработки пищи

3.образование органических веществ в листьях на свету

4. образования кислорода и выделения углекислого газа.

А20. Процесс фотосинтеза идет в :

1.митохондриях

2.хлоропластах

3.устьицах

4.листьях

А21.Вода и минеральные вещества в растениях передвигаются по:

  1. ситовидным трубкам луба

  2. клеткам камбия

  3. сосудам древесины

  4. клеткам коры

А22.К органам кровеносной системы не относятся:

  1. сердце

  2. артерии

  1. желудок

  2. капилляры

А23 Вены – это:

1.сосуды по которым кровь течет от сердца

2. сосуды по которым течет артериальная кровь

3. сосуды по которым кровь течет к сердцу

4. мельчайшие кровеносные сосуды.

А 24. У земноводных сердце:

1. однокамерное

2.двухкамерное

3 трехкамерное

4. четырехкамерное.

А25.Опыление –это процесс:

  1. слияния половых клеток

  2. переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика

  3. прорастание пыльцевой трубки

  4. прорастание семени



А26. Взаимоотношения «тля и муравей» - это:

1. паразитизм

2.симбиоз

3. хищничество

4.нейтрализм

А27. Мужская половая клетка:

1.спермий

2.гамета

3. яйцеклетка

4. зигота.

А28.Сетчатая нервная система у :

1. дождевого червя 2. гидры 3.пресмыкающихся 4.млекопитающих

А29. Гаструла – это:1. однослойный зародыш2. двухслойный зародыш

3. трехслойный зародыш 4.четыреххслойный зародыш

А30. Правильной последовательностью является:

  1. зигота, бластула, гаструла, нейрула

2. бластула, гаструла, нейрула, зигота

3. нейрула, гаструла, зигота, бластула

4. гаструла, нейрула, бластула, зиготаЧасть2

В заданиях В1 – В2 выберите несколько верных ответов. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В1.Выберите утверждения относящиеся к бесполому размножению?

1.Принимает участие одна родительская особь;

2.Происходит при участии половых клеток –гамет;

3.Происходит при участии спор;

4.Потомство несет в себе наследственные признаки обоих родителей.

5.Потомство несет в себе наследственные признаки одного из родителей.

6.Обязательным условием для большинства организмов является оплодотворение

7.Почкование – форма полового размножения

В2. Для гуморальной регуляции функций в организме характерно:

1.Осуществляется при помощи эндокринной системы;

2.Осуществляется при помощи нервной системы;

3. В основе лежит рефлекс;

4.Осуществляется с помощью гормонов;

5.Самый древний способ регуляции;

6.Осуществляется быстро.

Часть 3

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Какое развитие называется развитием с полным превращением? Приведите примеры

С2. Какие условия необходимы для прорастания семян?

С3.Что такое хищничество? Каково его значение? Приведите примеры.







Программно-методическое обеспечение:

      1. Интернет-ресурсы :

Образовательные ресурсы Интернета – Биология. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm

http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку)

http://www.ver nadsky.dnttm.ru/ (Конкурс Вернадского)

http://www.step-into-hte-future.ru/ (программа «Шаг в будущее)

http://www.iteach,ru/ (программа «Обучение для будущего»)

http://www.eidos.ru (эвристические олимпиады)

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no13613&tmpl=com Сеть творческих учителей



2. Учебно-методическое обеспечение:

Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина / Авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005. – 256 с.

2. Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания / С.В.Баготский, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал. М.: Дрофа, 2003. – 192 с.

3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост. С.Н.Березина. – М.: ВАКО, 2010. 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

4. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 176с.