СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7-9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы к УМК Пасечника (ФКГОС)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7-9 класс»

муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района





РАССМОТРЕНО

На заседании МО

__________Игошина Н.А.


Протокол № от «___»июня2016 г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________ Середкина Е.С.


« ___ » _______ 2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОКУ «Лопчинская СОШ»

_____________ Девятьярова Е.В.


Приказ № ____ от «__» августа 2016 г.








Рабочая программа

по учебному предмету

«Биология»

7-9 класс





Морозова Ольга Анатольевна

учитель

первая квалификационная категория









Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от______





2016 – 2017 учебный год

1.Пояснительная записка


    1. Нормативно – правовая база

Рабочая программа по предмету биология разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы авторского коллектива в составе: В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов, (Г.М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г)

  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района для 6-9 классов (ФКГОС) на 2015 -2018 гг.


    1. Цели курса

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


    1. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.


    1. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 6-го по 9-й класс – 245 часов.

Согласно учебному плану МОКУ «Лопчинская СОШ» курс предмета «Биология» с 7-го по 9-й рассчитан на 208 часов, т.е. 2 часа в неделю.

Изменения, внесенные в авторскую программу

7 класс:

Из раздела «Многоклеточные животные» убрано 1 часа в раздел «Биоценоз» в связи с отсутствием в авторской программе практических работ экологической направленности.

Резервное время (1 час) использовано для обобщения материала за курс 7 класса

8 класс:

Резервное время (6 часов) распределено следующим образом: по 1 часу на «Происхождение человека», «Строение организма», «ОДС», «Внутренняя среда организма», «Пищеварение», обобщающий урок за курс 8 класса

9 класс:

Из 5 резервных часов 4часа распределено на изучение «Организменного уровня организации живой природы», 1 час – на обобщающий урок за курс 9 класса. Такое распределение часов было введено с учетом подготовки учащихся к ГИА.


2. Содержание программы


2.1 Основные содержательные линии

7 класс

Животные

Введение (2 ч)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных

Раздел 1. Простейшие (2 ч)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Раздел 2. Многоклеточные животные (31 ч)

Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие

и охраняемые виды.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс

Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и

жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продления рода.

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных(3 ч)

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 ч)

Доказательства эволюции: сравнительно‑анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения

животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Раздел 6. Биоценозы (5 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Раздел 8. Животный мир Амурской области (6 часов)


8 класс:

Человек и его здоровье

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел 2. Происхождение человека (4 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Раздел 3. Строение организма (5 ч)

Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Раздел 4. Опорно - двигательная система (8 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Раздел 5. Внутренняя среда организма (4 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки.

Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Раздел 7. Дыхание (4 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Раздел 8. Пищеварение (7 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно_кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обмен веществ и энергии— основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Раздел 11. Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение

глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения - торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биоло_гические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.





9 класс:

Биология. Введение в общую биологию и экологию

Введение (3 ч)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Раздел 3. Организменный уровень (17 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Раздел 6. Биосферный уровень (9 ч)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.


2.2 Планируемые результаты по предмету

7 класс

Называть:

-характерные признаки царства животных;

-строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);

роль простейших в биосфере и жизни человека;

-многоклеточность и ее биологический смысл;

-отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);

-основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;

-особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;

-особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;

-основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;

-основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека;

важнейшие отряды насекомых;

-о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;

-роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);

-важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»;

-насекомые человеческого жилища на примере своего региона;

-роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;

-классы позвоночных животных;

-приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;

-особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;

-роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;

-особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;

-роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;

-об охране животных, роли заповедников и заказников.

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона.

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных.

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать готовые микропрепараты и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части, органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных,

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


8 класс

Называть:

  • общие признаки живого организма;

  • общие признаки клеток различных тканей, органов, функции органов, систем органов;

  • общие признаки нарушений функций органов и систем органов;

  • причины и результаты эволюции;

Характеризовать:

  • строение, функции клеток;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • строение и жизнедеятельность организма человека;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в организме человека;

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

  • особенности размножения и развития человека;

  • антропогенную среду обитания;

Обосновывать:

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания последствия этой деятельности;

Распознавать:

  • клетки, ткани, органы и системы органов человека;

Сравнивать:

  • строение и функции клеток разных тканей;

  • строение и функции клеток животных и человека;

Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

  • для решения практических задач в повседневной жиз­ни, безопасного поведения в природной среде, ока­зание простейших видов первой медицинской по­мощи;

Делать выводы:

  • о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

  • о влиянии окружающей среды, образа жизни человека, вредных привычек на здоровье человека;

Наблюдать:

  • результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов, результаты антропометрических измерений;

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов изучения влияния нагрузки на работоспособность мышц человека,

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной общественной гигиены;


9 класс

· основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

· строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

· сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

· вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

· биологическую терминологию и символику;

уметь

· объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

· решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

· описывать особей видов по морфологическому критерию;

· выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

· сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

· анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

· изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

· находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

· оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

· оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


2.3 Перечень лабораторных работ и экскурсий

7 класс

Лабораторная работа №1 «Многообразие кольчатых червей».

Лабораторная работа №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных»

Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых»

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения птиц».

Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей различных покровов тела»

Лабораторная работа №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

Практическая работа №1 « Решение экологических задач»

Экскурсия № 1 «Изучение многообразия птиц».

Экскурсия №2 «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»

Экскурсия №3 «Фауна Лопчинского заказника»


8 класс:

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».

Лабораторная работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др»

Лабораторная работа №3 «Микроскопическое строение кости»

Лабораторная работа №4 «Мышцы человеческого тела» (выполняется дома)

Лабораторная работа №5 «Утомление при статической и динамической работе»

Лабораторная работа №6 «Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого

пояса в движениях руки»

Лабораторная работа №7 «Выявление нарушений осанки»

Лабораторная работа №8 «Выявление плоскостопия» (выполняется дома).

Лабораторная работа №9 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

Лабораторная работа №10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке»

Лабораторная работа №11 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

Лабораторная работа №12 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Лабораторная работа №13 «Опыты, выявляющие природу пульса»

Лабораторная работа №14 «Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку»

Лабораторная работа №15 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Лабораторная работа №16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

Лабораторная работа №17 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Лабораторная работа №18 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Лабораторная работа №19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»

Лабораторная работа №20 «Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки»

Лабораторная работа №21 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

Лабораторная работа №22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии»

Лабораторная работа №23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»


9 класс

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов»

Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида»

Лабораторная работа №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

Экскурсия №1 «Причины многообразия видов в природе»

Экскурсия №2 «Биогеоценоз»

Практическая работа №1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

Практическая работа №2 «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании»

Практическая работа №3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»

Практическая работа №4 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

Практическая работа №5 « Решение генетических задач»




3. Календарно-тематическое планирование


7 класс

Дата план

Дата факт

Тема урока

Введение (2 часа)

1

07.09


История развития зоологии. Методы изучения животных. Инструктаж по ТБ.

2

08.09


Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных

Раздел 1. Простейшие (2 ч)

3

14.09


Тип Простейшие. Общая характеристика

4

15.09


Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории

Раздел 2. Многоклеточные животные (30 ч)

5

21.09


Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни

6

22.09


Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни

7

28.09


Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

8

29.09


Тип Круглые черви

9

05.10


Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, или Полихеты Лабораторная работа №1

«Многообразие кольчатых червей».

10

06.10


Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки

11

12.10


Тип Моллюски и классы. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

12

13.10


Иглокожие. Значение в природе и жизни человека

13

19.10


Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Лабораторная работа №2

«Знакомство с разнообразием ракообразных»

14

20.10


Класс Паукообразные

15

26.10


Насекомые и их многообразие.

16

27.10


Лабораторная работа №3

«Изучение представителей отрядов насекомых»

17

09.11


Лабораторная работа №3 (продолжение)

«Изучение представителей отрядов насекомых»

18

10.11


Обобщающий урок по теме: «Многоклеточные животные. Беспозвоночные»

19

16.11


Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

20

17.11


Рыбы и их многообразие. Лабораторная работа №4

«Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

21

23.11


Классы рыб: хрящевые и костные. Среда обитания, образ жизни, особенности.

22

24.11


Класс Земноводные

23

30.11


Класс Пресмыкающиеся

24

01.12


Отряды Пресмыкающихся: Черепахи. Крокодилы. Чешуйчатые. Многообразие.

Среда обитания, образ жизни, особенности и значение

25

07.12


Класс Птицы

Лабораторная работа №5

«Изучение внешнего строения птиц».

26

08.12


Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

27

14.12


Отряды птиц: Пингвины. Дневные хищные, Совы, Куриные. Воробьинообразные, Голенастые

28

15.12


Экскурсия № 1

«Изучение многообразия птиц»

29

21.12


Обобщающий урок по теме: «Класс Птицы»

30

22.12


Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

31

28.12


Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

32

29.12


Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

33

12.01



Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. Приматы

34

18.01


Обобщающий урок по теме: «Млекопитающие»

35

19.01


Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные»

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 ч)

36

25.01


Покровы и их функции.

Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей различных покровов тела»

37

26.01


Опорно-двигательная система животных и ее функции

38

31.01


Способы передвижения и полости тела животных

39

01.02


Органы дыхания и газообмен. Эволюция дыхательной системы животных

40

02.02


Органы пищеварения. Эволюция дыхательной системы животных

41

08.02


Обмен веществ и превращение энергии

42

09.02


Кровеносная система. Кровь

43

15.02


Органы выделения

44

16.02


Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

45

22.02


Органы чувств. Регуляция деятельности организма

46

28.02


Продление рода. Органы размножения, продления рода

47

01.03


Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 ч)

48

02.03


Способы размножения животных. Оплодотворение

49

07.03


Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторная работа №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

50

09.03


Периодизация и продолжительность жизни животных

Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 ч)

51

15.03


Доказательства эволюции животных

52

16.03


Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира

53

22.03


Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Раздел 6. Биоценозы (5 ч)

54

23.03


Естественные и искусственные биоценозы

55

05.04


Факторы среды и их влияние на биоценозы

56

06.04


Цепи питания. Поток энергии

57

12.04


Практическая работа №1 « Решение экологических задач»

58

13.04


Экскурсия №2

«Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»

Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)

59

19.04


Воздействие человека и его деятельности на животный мир

60

20.04


Селекция. Вклад и работы В.И. Вавилова

61

26.04


Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных

62

27.04


Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

63

03.05


Охрана и рациональное использование животного мира

Раздел 8. Животный мир Амурской области (6 часов)

64

04.05


Общая характеристика животного мира Амурской области

65

10.05


Животный мир лесов

66

11.05


Животный мир лесостепи

67

17.05


Животные водоемов и околоводных пространств

68

18.05


Красная книга Амурской области

69

24.05


Экскурсия №2 «Фауна Лопчинского заказника»

70

25.05


Заключительный урок по курсу 7 класса



8 класс

Дата план

Дата факт

Тема урока

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)

1

05.09


Науки о человеке. Здоровье и его охрана

2

08.09


Основные этапы развития анатомии, физиологии и гигиены человека

Раздел 2. Происхождение человека (4 ч)

3

12.09


Систематическое положение человека

4

15.09


Происхождение и эволюция человека

5

19.09


Расы человека. Среда обитания

6

22.09


Обобщающий урок по теме: «Происхождение человека»

Раздел 3. Строение организма (5 ч)

7

26.09


Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека

8

03.10


Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки

9

06.10


Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная.

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения

тканей организма человека»

10

10.10


Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

Лабораторная работа №2«Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др»

11

13.10


Обобщающий урок по теме: «Строение организма»

Раздел 4. Опорно - двигательная система (8 ч)

12

17.10


Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей

Лабораторная работа №3 «Микроскопическое строение кости»

13

20.10


Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

14

24.10


Соединения костей. Суставы.

15

27.10


Строение и функции скелетных мышц.

Лабораторная работа №4 «Мышцы человеческого тела» (выполняется дома)

16

07.11


Работа скелетных мышц и её регуляция.

Лабораторная работа №5 «Утомление при статической и динамической работе»

Лабораторная работа №6 «Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки»

17

10.11


Нарушения опорно-двигательной системы

Лабораторная работа №7, 8 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия»

18

14.11


Первая помощь при ушибах, переломах, костей и вывихах суставов

19

17.11


Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система»

Раздел 5. Внутренняя среда организма (4 ч)

20

21.11


Внутренняя среда организма, значение её постоянства.

Лабораторная работа №9 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

21

23.11


Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека

22

25.11


Иммунология на службе здоровья

23

28.11


Обобщающий урок по теме: «Внутренняя среда организма»

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)

24

01.12


Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы

25

05.12


Круги кровообращения

26

01.12


Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.

Лабораторная работа №10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке»

27

08.12


Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Лабораторная работа №11 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

Лабораторная работа №12 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Лабораторная работа №13 «Опыты, выявляющие природу пульса»

28

12.12


Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов; при кровотечениях

Лабораторная работа №14 «Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку»

29

15.12


Обобщающий урок по теме: «Кровеносная и лимфатическая системы организма»

Раздел 7. Дыхание (4 ч)

30

19.12


Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

31

22.12


Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №15

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

32

28.12


Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

Болезни и травмы органов дыхания. Лабораторная работа №16

«Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

33

29.12


Обобщающий урок по теме: «Дыхание».

Раздел 8. Пищеварение (6 ч)

34

12.01


Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции

35

16.01


Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №17

«Действие ферментов слюны на крахмал»

36

19.01


Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока

37

23.01


Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

38

26.01


Регуляция пищеварения. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения

39

30.01


Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

40

02.02


Обобщающий урок по теме: «Пищеварение».

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)

41

06.02


Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров.

42

09.02


Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека

43

13.02


Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа №19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)

44

16.02


Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Лабораторная работа №20

«Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки»

45

20.02


Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви

46

24.02


Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

47

27.02


Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение

Раздел 11. Нервная система (5 ч)

48

02.03


Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

49

06.03


Строение нервной системы. Спинной мозг. Функции спинного мозга

50

09.03


Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

51

13.03


Передний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции. Лабораторная работа №21 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

52

16.03


Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

53

20.03


Понятие об анализаторах

54

23.03


Строение зрительного анализатора

55

03.04


Заболевания органов зрения и их предупреждение

56

06.04


Слуховой анализатор, его строение

57

10.04


Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние. Лабораторная работа №22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии»

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

58

13.04


Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

59

17.04


Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека. Врождённое и приобретённое поведение

60

20.04


Сон и бодрствование. Значение сна

61

24.04


Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

62

27.04


Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

63

04.05


Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции

64

08.05


Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

65

11.05


Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание

66

15.05


Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

67

18.05


Наследственные и врождённые заболевания. Болезни,

передающиеся половым путём

68

22.05


Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность

69

25.05


Адаптация организма к природной и социальной среде. Поддержание здорового образа жизни

70

29.05


Обобщающий урок за курс 8 класса


9 класс

Дата план

Дата факт

Тема урока

Введение (3 ч)

1

05.09


Биология — наука о живой природе.

2

06.09


Методы научного познания. Этапы научного исследования

3

12.09


Свойства живого. Уровни организации живой природы Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)

4

13.09


Общая характеристика молекулярного уровня. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры

5

19.09


Углеводы, или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды

6

20.09


Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов

7

26.09


Состав и строение белков

8

27.09


Функции белков

9

03.10


Нуклеиновые кислоты

10

04.10


АТФ и другие органические соединения клетки

11

10.10


Биологические катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента.

12

11.10


Вирусы.

13

17.10


Обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень»

Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)

14

18.10


Клеточный уровень: общая характеристика

15

24.10


Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды.

Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз

16

25.10


Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки

17

07.11


Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы

18

08.11


Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

19

11.11


Особенности строения клеток эукариот и прокариот

20

14.11


Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

21

15.11


Энергетический обмен в клетке

22

21.11


Фотосинтез и хемосинтез

23

22.11


Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание

24

25.11


Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция.

25

28.11


Синтез белков в клетке

26

05.12


Жизненный цикл клетки. Митоз.

27

06.12


Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень»

Раздел 3. Организменный уровень (13 ч)

28

12.12


Общая характеристика организменного уровня.

29

13.12


Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

30

19.12


Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

31

20.12


Обобщающий урок

32

26.12


Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

33

27.12


Практическая работа №1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

34

16.01


Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Практическая работа №2 «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании»

35

17.01


Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

36

23.01


Практическая работа №3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»

37

24.01


Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

38

30.01


Практическая работа №4 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

39

31.01


Практическая работа № 5 « Решение генетических задач»

40

06.02


Обобщающий урок по теме: «Законы генетики»

41

07.02


Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

42

13.02


Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов»

43

14.02


Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

44

20.02


Селекция на службе человека

Раздел 4. Популяционно - видовой уровень (8 ч)

45

21.02


Популяционно-видовой уровень: общая характеристика

46

27.02


Экологические факторы и условия среды

47

28.02


Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

48

06.03


Популяция как элементарная единица эволюции

49

07.03


Борьба за существование и естественный отбор

50

10.03


Понятие о микроэволюции. Изоляция. Видообразование.

Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида»

51

13.03


Понятие о макроэволюции. Направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса

52

14.03


Обобщающий урок - семинар

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)

53

20.03


Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз

54

21.03


Состав и структура сообщества

55

23.03


Межвидовые отношения организмов в экосистеме

56

03.04


Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы

57

04.04


Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

58

10.04


Обобщающий урок по теме: «Экосистемный уровень организации живой природы»

Раздел 6. Биосферный уровень (9ч)

59

11.04


Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере

60

17.04


Эволюция биосферы

61

18.04


Гипотезы возникновения жизни

62

24.04


Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

63

25.04


Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

Лабораторная работа №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

64

02.05


Развитие жизни в мезозое и кайнозое

65

08.05


Антропогенное воздействие на биосферу. Экскурсия №1 «Причины многообразия видов в природе»

66

15.05


Рациональное природопользование. Общество одноразового потребления. Экскурсия №2 «Биогеоценоз»

67

16.05


Обобщающий урок - конференция

68

22.05


Обобщающий урок за курс 9 класса

























4. Материально – техническое обеспечение

4.1 УМК

  1. Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 2-е изд. – Москва: «Дрофа», 2010.

  2. Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2014

  3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2014

  4. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.- 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

4.2 Технические средства обучения

  1. Ноутбук.

2. Принтер лазерный.

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран (на штативе или навесной).

4.3 Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

1. Лупа ручная

2. Микроскоп школьный ув. 300

Модели объемные

1. Набор «Происхождение человека».

2. Набор моделей органов человека.

3. Торс человека.

Модели рельефные:

1. Дезоксирибонуклеиновая кислота.

Муляжи:

1. результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений.

Влажные препараты:

1. Строение глаза млекопитающего.

Микропрепараты:

1. Набор микропрепаратов по разделу «Человек».

2. Набор микропрепаратов по разделу «Животные».

Коллекции:

1. Вредители сельскохозяйственных культур.

Таблицы:

1. Анатомия, физиология и гигиена человека

2. Генетика.

3. Основы экологии.

4. Портреты ученых биологов

5. Правила поведения в учебном кабинете.

6. Правила поведения на экскурсиях.

7. Развитие животного мира.

8. Систематика животных

9. Строение, размножение и разнообразие животных.

10. Схема строения клеток живых организмов.

4.4 Цифровые образовательные ресурсы

1. Изучаем биологию. http://learnbiology/narod.ru/

  1. Энциклопедия удивительных фактов о животном мире. http://plife.chat.ru/index.htm

  2. Подготовка к ЕГЭ и ГИА www.ege.edu.ru, www.fipi.ru

  3. Всемирный фонд дикой природы http://www.www.wwf.ru

  4. В помощь учителю биологии http://fns.nspu.ru/resurs/nat/pedpract.php

  5. База знаний по биологии человека. http://obi.img/ras/ru/

  6. Фестиваль педагогических идей Открытый урок http://festival.1september.ru/

23