Пояснительная записка
Программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.
Курс биологии «Животные» 7 класса продолжает систематическое изучение дисциплины «Биология» и является частью биологического образования.
Данный курс построен на биоцентризме и полицентризме в раскрытии живой природы.
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартами.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи курса:
Сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития.
Развивать у школьников экологическую культуру поведения в природе.
Осуществлять интеллектуальное и нравственное развитие школьников.
Воспитывать любовь к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному наследию.
Обеспечить достижение базового уровня биологических знаний.
Привить трудолюбие, самостоятельность.
Развитие гуманности, научного мировоззрения, творческих
и натуралистических умений.
Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана данная программа
Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273 – ФЗ
Государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г № 1089
Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2008 г №164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.№1089»
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Липецкой области ( приказ управления образования и науки Липецкой области от 15.04.2016 г №386 « О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области на 2016 – 2017 учебный год», учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области на 2016 – 2017 учебный год для ( 5 – 9 классов , 10 – 11 классов)
Положение о промежуточной аттестации учащихся МБОУ СОШ с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин( модулей) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области
Учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253
Примерная программа по биологии.
Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области на 2016 – 2017 учебный год
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Рабочая программа разработана на основании авторской программы для общеобразовательных учреждений «Биология 5-9 кл».
Авторы: под ред. проф. И.Н. Пономаревой: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.М. Константинов и др. М., «Вентана-Граф», 2004 г.
Обоснование выбора авторской программы. Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
рекомендована Министерством образования РФ для преподавания биологии;
соответствует стандарту основного общего образования по биологии;
построена с учетом принципов системности, доступности и приемственности;
обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении учащимися требований к уровню подготовки учащихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Выдающиеся открытия, совершенные в различных областях биологии, выдвинули её на передний край естествознания, внесли существенный вклад в построение современной научной картины мира.
Углубляющийся экологический кризис на Земле выдвигает биологию на ключевые позиции в глобальной проблеме сохранения природы и человечества.
Содержание курса ставит целью обеспечить понимание ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, животных, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) эволюции и как основе ее устойчивого развития.
Экскурсии по предложенным темам проводятся по выбору учителя.
Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Рабочая программа по биологии в 7 классе рассчитана на 2 часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса.
На уроках биологии используются следующие виды работ:
самостоятельные
практические
работа в парах
работа в группах
работа по алгоритму
работа с тестами и др.
Виды уроков:
лекции,
семинары,
урок - упражнение,
дидактическая игра,
урок - практическая работа,
урок – путешествие
экскурсии
обобщение
творческие уроки
урок – зачет
уроки соревнования и др.
Методы организации обучающихся
Технологии обучения.
Технология классно-урочной системы;
Технология проблемного обучения;
Групповая работа;
Технология проектного обучения;
Компьютерная технология (тестирование)
ИКТ
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Выделим основные виды компетенций, которые приобретаются
учащимися при обучении биологии в средней школе: ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно- коммуникативная, общекультурная, социально- трудовая.
В рамках ценностно-смысловой компетенции у учащихся формируется способность:
— видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать
себе и окружающим вопросы – «почему?», «зачем?», «в чем причина?», «как это устроено?» осознавать свою роль и предназначение в нем – «а я смогу так?», «как это сделать?»);
— видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от
физических явлений;
— прогнозировать направление научного использования биологических
знаний в практической деятельности человека. Сюда же можно отнести формирование индивидуальнойобразовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора
профессий, связанных с биологией. Ценностное отношение и интерес к
содержанию и процессу учебной деятельности формируется путем
постоянного обращения к реалиям жизни, к окружающей действительности
На уроках биологии рассматриваются явления, с которыми школьники часто
сталкиваются в повседневной жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
Образовательная компетенция. На уроках биологии школьники учатся с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему, аргументировано отстаивая любую точку зрения. Подготовка проектов и научных работ формирует умение самостоятельно ставить цели исследования, определять задачи и поэтапно двигаться к достижению результата.
Готовность и способность учащихся к осуществлению самодиагностики и самоанализа формируются на протяжении всего времени изучения биологии.
Учебная компетенция. В процессе работы учащиеся решают сложные задачи, дифференцируя их, делают обобщения и выводы о наблюдаемых явлениях или процессах. На практических и лабораторных работах, при проведении индивидуальных исследований у учащихся формируется навык в определении основных этапов работы, составления алгоритма для выполнения работы и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от ситуации. Учащиеся много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, осуществляется постоянно.
Познавательная компетенция. На уроках биологии учащиеся овладевают
такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение, опыт, моделируют определенные процессы (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающие в живых организмах, решают творческие задачи и предлагают новые нестандартные решения проблем.
Информационно-коммуникативная компетенция предполагает формирование:
— навыков работы в группе;
— овладение различными социальными ролями в коллективе через интеллектуальную, игровую, исследовательскую деятельность;
— умений логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных биологических терминов, вводимых в оборот на каждом занятии;
— умений составления планов и опорных конспектов по изученному материалу.
Общекультурная компетенция:
— осознание роли науки биологии в жизни человека, ее влияния на мир;
— овладение познанием и опытом деятельности науки биологии как составной части жизни человека и человечества;
— осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах;
— формирование у учащихся научной картины мира, расширяющейся до культурного и всечеловеческого понимания.
Социально-трудовая компетенция:
— формирование у школьников социальной активности и функциональной грамотности;
— овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения;
— формирование умений анализировать ситуацию на рынке труда, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Таким образом, формирование универсальных компетенций происходит
на всех этапах образовательного процесса, на которых мы стремимся развивать мыслительную деятельность учащихся, закладывая основы для формирования ключевых компетенций.
Виды и формы контроля.
Промежуточная аттестация;
Итоговая аттестация;
Директорские контрольные работы;
Контрольные работы по текстам РОНО;
Лабораторные работы;
Практические работы;
Тестирование;
Обобщающие уроки;
Уроки-семинары,
Контрольные работы по темам;
Игры.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Учебник. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология: Животные». Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010 г. (Гриф: допущен Министерством образования Российской Федерации).
В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
Шурхал Л.И. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. Ч.2. – М.: Школа-Пресс, 2001.
Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др. / под ред. Н.М. Черновой. Экология животных. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2001.
Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. Ч.1. – М.: Школа-Пресс, 1999
Содержание
1. Биология как наука. Методы биологии. Общие сведения о мире животных (4 ч)
Биология как наука. Методы биологии. Общие сведения о мире животных. (Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.) Зоология - наука о животных. (Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.)
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи в природе. (Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.)
Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль и место животных в сообществе. Влияние человека на животных. История развития зоологии.
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Классификация животных.
2. Признаки живых организмов. Строение тела животных (2 ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. (Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.) Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. (Особенности животных клеток и тканей. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Признаки живых организмов, их проявление у животных. поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).)
Лабораторные работы. Изучение клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание. Приготовление микропрепаратов животных клеток и рассматривание их под микроскопом. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов, бактерий. . Распознавание органов, систем органов животных, выявление изменчивости организмов.
3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Подтип Саркодовые. (Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных. Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.)
Подтип Жгутиконосцы. (Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.)
Подтип Инфузории. (Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.)
Многообразие простейших. (Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными. Значение простейших в природе и жизни человека.)
Лабораторные работы. Строение инфузории-туфельки, зеленой эвглены. Изучение поведения животных. Наблюдение за движением инфузории-туфельки или других простейших. Изучение процессов жизнедеятельности животных.
4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика типа Кишечнополостных. (Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры, дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.)
Морские кишечнополостные. Значение в природе и жизни человека.
5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)
Тип Плоские черви. Белая планария. (Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.)
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. (Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.) Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.
Круглые черви. Класс Нематоды (аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые. (Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.)
Общая характеристика и значение червей. (Роль червей в природе, жизни человека и собственной деятельности.)
Лабораторные работы. Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
6. Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. (Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.)
Класс Брюхоногие моллюски. (Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.)
Класс Двустворчатые моллюски. (Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение в жизни человека и собственной деятельности.)
Класс Головоногие моллюски. (Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.)
Лабораторные работы. Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Наблюдение за поведением прудовика (либо виноградной улитки), его передвижением, ответом на раздражение. Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков. Распознавание наиболее распространенных животных своей местности. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
7. Тип Членистоногие (7ч)
Класс Ракообразные. (Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.)
Класс Паукообразные. (Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней, клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе , жизни человека и собственной деятельности.)
Класс Насекомые. (Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. ) Типы развития насекомых. Отряды насекомых (с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.)
Отряды насекомых. Пчелы и муравьи. (Пчелы и муравьи — общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.)
Общая характеристика класса. (Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.)
Лабораторные работы. Внешнее строение комнатной мухи или другого насекомого. Изучение коллекций насекомых - вредителей сада, огорода, комнатных растений. Распознавание наиболее распространенных животных своей местности. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
8. Тип Хордовые (37 ч)
Тип хордовые. Ланцетник - представитель бесчерепных. (Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.)
Надкласса Рыбы. Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания.
Внутреннее строение костной рыбы ( опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение.)
Особенности размножения рыб. (Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.)
Основные систематические группы рыб. (Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.)
Промысловые рыбы. Прудоводство. Охрана рыб. (География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение. Сазан и его одомашненная форма - карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.)
Лабораторные работы. Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Распознавание животных разных отделов. Распознавание наиболее распространенных животных своей местности.
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Особенности внешнего строения Земноводных. (Общая характеристика класса. Внешнее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание.)
Внутреннее строение Земноводных. Скелет Земноводных.
Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. (Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Вымершие земноводные..)
Многообразие и значение земноводных. (Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Охрана земноводных.)
Лабораторные работы. Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Сравнение скелета рыб и лягушки. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Распознавание наиболее распространенных животных своей местности.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Особенности внешнего строения и скелета Пресмыкающихся. (Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение.)
Особенности внутреннего строения Пресмыкающихся. (Особенности дыхательной системы, нервной системы. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.)
Многообразие Пресмыкающихся. (Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы.)
Значение Пресмыкающихся и их охрана. Древние Пресмыкающиеся. (Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.)
Лабораторные работы. Изучение внешнего строения Пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Распознавание наиболее распространенных животных своей местности.
Класс Птицы (9 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. (Общая характеристика класса. Приспособленность к полету.)
Внутреннее строение птиц. Скелет и мышцы птиц. (Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Приспособленность к полету)
Внутреннее строение птиц. (Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися.)
Размножение и развитие птиц. ( Особенности поведения птиц в брачный период. Типы птенцов. Забота о потомстве.)
Сезонные явления в жизни птиц. (Перелеты птиц. Изучение перелетов птиц. Группы птиц.)
Многообразие птиц. Систематические группы птиц.
Экологические группы птиц. (Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.)
Происхождение птиц. Значение и охрана птиц. (Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. Распознавание наиболее распространенных животных своей местности.)
Лабораторные работы. Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы. Сравнение скелета птиц и пресмыкающихся. Изучение строения куриного яйца. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Распознавание животных разных отделов. Распознавание наиболее распространенных животных своей местности.
Класс Млекопитающие, или Звери (14 ч)
Особенности внешнего строения Млекопитающих в связи со средой обитания. (Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих.)
Внутреннее строение Млекопитающих. Скелет и мускулатура Млекопитающих. (Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.)
Размножение и развитие Млекопитающих. Происхождение Млекопитающих.
(Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.)
Отряды плацентарных Млекопитающих.
Отряды: Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Отрды: Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи).
Отряды: Ластоногие. Китообразные.
Отряды: Парнокопытные. Непарнокопытные. (Хоботные.)
Отряд: Приматы.
Экологические группы млекопитающих (лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.)
Домашние и промысловые звери. (Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.)
Значение млекопитающих. (Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.)
Лабораторные работы. Внешнее строение. Изучение строения скелета млекопитающего, сравнение со скелетом пресмыкающихся. Распознавание животных разных отделов. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Распознавание наиболее распространенных животных своей местности. Распознавание домашних животных своей местности.
9. Система, многообразие и эволюция живой природы. (2 ч)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. (Движущие силы и результат эволюции. Усложнение животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.)
Основные этапы эволюции животных. (Современный животный мир — результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.)
Лабораторные работы : Выявление изменчивости организмов. Изучение коллекций ископаемых остатков.
Итоговое занятие – 2 часа
Учебно-тематическое планирование
Название темы | Кол-во часов | Лабораторные работы |
1. Биология как наука. Методы биологии. Общие сведения о мире животных. | 4 | |
2. Признаки живых организмов. Строение тела животных. | 2 | Л. р.№1 Изучение клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание. Приготовление микропрепаратов животных клеток и рассматривание их под микроскопом. Сравнение строения клеток растений, животных. Л. р.№2 Распознавание органов, систем органов животных. Л. р.№3 Выявление изменчивости организмов. |
3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные | 4 | Лаб.р.№4 «Строение и передвижение инфузории – туфельки и эвглены зеленой» Лаб.р.№5 «Изучение процессов жизнедеятельности животных.» |
4. Подцарство: Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные | 2 | |
5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. | 6 | Лаб. 6 « Изучение внешнего строения дождевого червя.» Лаб.р.№7 «Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение..» Лаб.р.№8 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).» |
6. Тип Моллюски | 4 | Лаб.р.№6 «Изучение строения раковин моллюсков. Сравнение внешнего строения моллюсков.» Лаб.р.№7 «Наблюдение за поведением прудовика (либо виноградной улитки), его передвижением, ответом на раздражение.» Лаб.р.№8 «Распознавание наиболее распространенных животных своей местности.» Лаб.р.№9 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).» |
7. Тип Членистоногие | 7 | Лаб.р.№10 «Изучение внешнего строения насекомого» Лаб.р.№11 «Изучение коллекций насекомых насекомых - вредителей сада, огорода, комнатных растений.» Лаб.раб. №12 «Распознавание наиболее распространенных животных своей местности. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).» |
8. Тип Хордовые | 37 | Лаб.р.№13 «Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыбы по чешуе. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» Лаб.р.№14 «Изучение скелета рыб» Лаб.р.№15 «.Распознавание животных разных отделов. Распознавание наиболее распространенных животных своей местности. » Лаб.р.№16 «Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). » Лаб.раб №17. «Изучение скелета лягушки. Сравнение скелета рыб и лягушки.» Лаб.раб №18. «Изучение внешнего строения и скелета пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). » Лаб.р.№19 ««Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). » Лаб.р.№20 «Строение скелета птицы. Сравнение скелета птиц и пресмыкающихся». Лаб.р.№21 «Изучение строения куриного яйца.» Лаб.р.№22 «Внешнее строение и скелет млекопитающего, сравнение со скелетом пресмыкающихся. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). » Лаб.р.№23. «Распознавание животных разных отделов. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).» Лаб.р.№24 «Распознавание наиболее распространенных животных своей местности.» Лаб.раб №25 «Распознавание домашних животных своей местности.» |
9. Система, многообразие и эволюция живой природы. | 2 | Лаб.р.№20 «Изучение коллекций ископаемых остатков. Выявление изменчивости организмов. » |
10. Итоговое занятие. | 2 | |
Итого | 70 | 20 |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов: животных, животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
— внешнее строение изученных животных и среду их обитания;
— строение и функции скелета рыбы, птицы, млекопитающего; строение внутренних органов в связи с их функциями;
— основные признаки усложнения строения кровеносной, дыхательной, нервной систем в процессе эволюция (на примере позвоночных);
— особенности поведения рыб, птиц, млекопитающих;
- общую характеристику изучаемых типов и классов;
— пищевые связи в природном сообществе (на местном материале);
— основные этапы и доказательства эволюция животного мира (на примере позвоночных);
- значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, основные меры их охраны.
- элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе, главные признаки классов и семейств, типов животных,
- признаки усложнения в строении животных,
- значение животных в природе и жизни человека,
- меры охраны животных, борьбы с животными – паразитами, профилактики заражения ими.
- узнавать изученных животных (в коллекциях, природе, на таблицах);
— распознавать системы органов рыб, птиц, млекопитающих(на таблицах, рисунках);
— выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе, составлять цепи питания;
— сравнивать животных основных типов и делать вывод об их родстве и происхождении (на примере позвоночных);
— проводить наблюдения за поведением домашних животных;
— соблюдать правила поведения в природе;
— составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при укусах животных;
выращивания домашних животных, ухода за ними.
Литература:
Литература для учителя:
Анастасова Л.И., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2000.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых/ Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998
Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.
Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
Л. М. Кудинова. Олимпиадные задания по биологии 6-11 кл. Волгоград, «Учитель», 2005 г.
- для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
№ п/п | Наименование раздела и тема урока | Количество часов по теме | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Примечание | |
| Тема 1: Биология как наука. Методы биологии. Общие сведения о мире животных. | 4 | | | |
1 | Биология как наука. Методы биологии. Зоология - | 1 | 01. 09. | | |
| наука о животных. | | | | |
2 | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи в | 1 | 02. 09. | | |
| прироле. Экскурсия. | | | | |
3 | Система органического мира. Основные систематические | 1 | 08. 09. | | |
| категории, их соподчиненность. Классификация | | | | |
| животных. | | | | |
4 | Роль животных в природе, жизни человека и собственной | 1 | 09. 09. | | |
| деятельности. Роль и место животных в сообществе. Влияние | | | | |
| человека на животных. История развития зоологии. | | | | |
| Тема 2: Признаки живых организмов.. | 2 | | | | |
| Строение тела животных. | | | | | |
5 | Клеточное строение организмов как доказательство их | 1 | 15.09. | | | |
| родства, единства живой природы. Ткани. | | | | | |
| Практическая работа. | | | | | |
6 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа | 1 | 16.09. | | | |
| целостности многоклеточного организма. | | | | | |
| Тема 3: Подцарство простейшие. | 4 | | | | |
7 | Подтип Саркодовые. | 1 | 22.09. | | | |
8 | Подтип Жгутиконосцы. | 1 | 23.09. | | | |
9 | Подтип Инфузории. | 1 | 29.09. | | | |
10 | Многообразие простейших. | 1 | 30.09. | | | |
| Тема 4: Подцарство многоклеточные животные. | 2 | | | | |
| Тип Кишечнополостные. | | | | | |
11 | Общая характеристика типа Кишечнополостные. | 1 | 06.10. | | |
12 | Морские кишечнополостные. Значение в природе и жизни | | | | |
| человека. | 1 | 07.10. | | |
| Тема 5: Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. | 6 | | | | |
13 | Тип плоские черви. Белая планария. | 1 | 13.10. | | |
14 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | 1 | 14.10. | | |
15 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | 1 | 20.10. | | |
16 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. | 1 | 21.10. | | |
17 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые. | 1 | 27.10. | | |
18 | Общая характеристика и значение червей. | 1 | 28.10. | | |
| Тема 6: Тип Моллюски. | 4 | | | | |
19 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 | 10.11. | | |
20 | Класс брюхоногие моллюски. | 1 | 11.11. | | |
21 | Класс Двустворчатые моллюски. | 1 | 17.11. | | |
22 | Класс Головоногие моллюски. | 1 | 18.11. | | |
| Тема 7: Тип Членостоногие. | 7 | | | | |
23 | Класс ракообразные. | 1 | 24.11. | | |
24 | Класс паукообразные. | 1 | 25.11. | | |
25 | Класс Насекомые. | 1 | 01.12. | | |
26 | типы развития насекомых. | 1 | 02.12. | | |
27 | Отряды насекомых. | 1 | 08.12. | | |
28 | Отряды насекомых. Пчелы и муравьи. | 1 | 09.12. | | |
29 | Общая характеристика типа Насекомые. | 1 | 15.12. | | |
| Тема 8: Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. | 6 | | | | |
30 | Тип хордовые. Ланцетник - представитель бесчерепных | 1 | 16.12. | | | |
31 | Особенности внешнего строения рыб в связи со средой | 1 | 22.12. | | |
| обитания. Лекция. | | | | |
32 | Внутреннее строение костной рыбы. Скелет. | 1 | 23.12. | | |
33 | Особенности размножения рыб. | 1 | 29.12. | | |
34 | Основные систематические группы рыб. | 1 | 19.01. | | |
35 | Промысловые рыбы. Прудоводство. Охрана рыб. Семинар. | 1 | 20.01. | | |
| Тема 9: Класс Земноводные. | 4 | | | | |
36 | Особенности внешнего строения Земноводных. | 1 | 26.01. | | |
37 | Внутреннее строение Земноводных. Скелет Земноводных. | 1 | 27.01. | | |
38 | Годовой жизненный цикл и происхождение Земноводных. | 1 | 02. 02. | | |
39 | Многообразие и значение Земноводных. | 1 | 03. 02. | | |
| Тема 10: Класс Пресмыкающиеся. | 4 | | | |
40 | Особенности внешнего строения и скелета Пресмыкающихся. | 1 | 09.02. | | |
41 | Особенности внутреннего строения Пресмыкающихся. | 1 | 10.02. | | |
42 | Многообразие Пресмыкающихся. | 1 | 16.02. | | |
43 | Значение Пресмыкающихся и их охрана. Древние | 1 | 17.02. | | |
| пресмыкающиеся. | | | | |
| Тема 11: Класс Птицы. | 9 | | | |
44 | Среда обитания и внешнее строение птиц. | 1 | 24.02. | | |
45 | Внутреннее строение птиц. | 1 | 02. 03. | | |
| Скелет и мышцы птиц. | | | | |
46 | Внутреннее строение птиц. | 1 | 03.03. | | |
47 | Размножение и развитие птиц. | 1 | 09.03. | | |
48 | Сезонные явления в жизни птиц. | 1 | 10.03. | | |
49 | Многообразие птиц. Систематические группы птиц. | 1 | 16.03. | | |
50 | Экологические группы птиц. Урок - путешествие. | 1 | 17.03. | | |
51 | Происхождение птиц. Значение и охрана птиц. | 1 | 23.03. | | |
52 | Обобщающий урок. Дидактическая игра. | 1 | 24.03. | | |
| Тема 12: Класс Млекопитающие. | 14 | | | |
53 | Особенности внешнего строения Млекопитающих в связи со | 1 | 06. 04. | | |
| средой обитания. | | | | |
54 | Внутреннее строение Млекопитающих. | 1 | 07.04. | | |
| Скелет и мускулатура млекопитающих. | | | | |
55 | Внутреннее строение млекопитающих. | 1 | 13.04. | | |
56 | Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение | 1 | 14.04. | | |
| млекопитающих. | | | | |
57 | Отряды плацентарных млекопитающих. | 1 | 20.04. | | |
58 | Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и | 1 | 21.04. | | |
| Зайцеобразные. | | | | |
59 | Отряд Хищные. Творческий урок. | 1 | 27.04. | | |
60 | Отряды: Ластоногие и Китообразные. | 1 | 28.04. | | |
61 | Отряды: Парнокопытные и Непарнокопытные. | 1 | 04.05. | | |
62 | Отряд Приматы. | 1 | 05.05. | | |
63 | Экологические группы млекопитающих. | 1 | 11.05. | | |
64 | Домашние и промысловые звери. | 1 | 12. 05. | | |
65 | Значение млекопитающих. | 1 | 18.05. | | |
66 | Обобщающий урок. Зачет. | 1 | | | 23. 02. |
| Тема 13: Система, многообразие и эволюция живой | 2 | | | |
| природы. | | | | |
67 | Доказательства эволюции животного мира. Учение об | 1 | 19.05. | | |
| эволюции органического мира. Ч. Дарвин - | | | | |
| основоположник учения об эволюции. | | | | |
68 | Основные этапы эволюции животных. | 1 | 25.05. | | |
69 | Итоговое занятие. Урок - соревнование. | 1 | 26.05. | | | |
70 | Итоговое занятие. | 1 | | | 13.01. | |