СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа предусматривает в 7 классе обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (всего за год 70 часов).
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 7 классе, реализуется базисный уровнь преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.
В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:
воспроизведение и описание учебной информации;
интеллектуальный уровень;
творческий уровень.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Календарно-тематическое планирование
всего часов по плану -70
первая четверть 18
вторая четверть-14
третья четверть -20
четвертая четверть – 18
№ п.п. | Наименование темы | Количество часов | Краткое содержание | |
Всего | Лабораторных работ | |||
| Введение | 2ч. |
| Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Систематика животных. Систематические категории. Роль зоологии в практической деятельности людей |
| Многообразие животных. Простейшие | 2ч. | 1 | Простейшие– одноклеточные организмы. Строение и особенности их жизнедеятельности |
| Многоклеточные организмы. Беспозвоночные | 19ч. | 2 |
|
| Многоклеточные организмы. Хордовые | 19ч. | 7 | Признаки класса: млечные железы, живорождение, пятипалые конечности, 7 шейных позвонков, дифференцированные зубы, кора больших полушарий, 4-камер-ное сердце, альвеолярные легкие. волосяной покров, теплокровность |
| Эволюция строения и функций органов и их систем | 14ч. |
| Размножение – свойство живых организмов. Значение органов размножения. Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Влияние среды обитания на строение органов размножения |
| Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 4ч. |
| Распространение. Основные представители Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана |
| Биоценозы | 4ч. |
| Естественные и искусственные биоценозы. Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты |
| Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 4ч. |
| Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир |
| Итого | 68ч.+ 2 часа повторение | 10 |
|
Лабораторные работы
№ | Тема
|
1. | Лабораторная работа № 1. Строение и передвижение инфузории-туфельки. |
2. | Лабораторная работа № 2. Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость. |
3. | Лабораторная работа № 3. Внутреннее строение дождевого червя. |
4. | Лабораторная работа №4. Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков. |
5. | Лабораторная работа № 5. Внешнее строение насекомого. |
6. | Лабораторная работа № 6. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. |
7. | Лабораторная работа № 7. Внутреннее строение рыбы. |
8. | Лабораторная работа № 8. Внешнее строение птицы. Строение перьев. |
9. | Лабораторная работа № 9. Строение скелета птицы. |
10. | Лабораторная работа № 10. Строение скелета млекопитающих. |
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7класс:
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать / понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения организмов животных разных систематических групп;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения
Календарно -тематическое планирование
№ урока | Тема урока. Тип урока | Элемент содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата | |
По плану | Факт. | |||||
1 | История развития зоологии. Вводный урок. | Зоология. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Систематика животных. Систематические категории. Роль зоологии в практической деятельности людей | Воспроизведение Давать определения терминам. Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных. Интеллектуальный уровень Формулировать определение термина. Выделять признаки классификации наук о животных. Сравнивать растения и животных. Творческий уровень Доказывать свою точку зрения о роли зоологии в практической деятельности людей | Вводная беседа | 1.09 |
|
2 | Современная зоология. Урок усвоения новых знаний. |
Простейшие – одноклеточные организмы. Строение и особенности их жизнедеятельности |
Воспроизведение Описывать строение и роль в природе Давать определения терминам. Узнавать по рисункам представителей простейших. Интеллектуальный уровень Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Выделять особенности жизнедеятельности. | Беседа | 4.09 |
|
1 | Общая характеристика простейших. Урок усвоения новых знаний. | Составление таблицы | 8.09 |
| ||
2 | Многообразие простейших. Урок усвоения новых знаний. | Систематические группы простейших. Роль простейших в природе и в жизни человека.
|
| Беседа |
|
|
3 | Тип Губки.
Урок усвоения новых знаний. | Классы губок: Известковые, стеклянные, обыкновенные. Роль губок в природе и в жизни человека | Среда обитания, прикрепленный образ жизни. Особенности строения (специализация клеток, наличие слоев) и экологические особенности Воспроизведение Узнавать по рисункам представителей губок. Описывать строение губок и их роль в природе и в практической деятельности. Определять по рисункам классы губок. Называть способы защиты губок от врагов. Интеллектуальный уровень Выделять особенности строения губок и признаки систематики губок. Объяснять усложнение строения губок по сравнению с простейшими. Творческий уровень Подготовить сообщение из литературных источников и научно-популярной литературы о сборе губок и их использовании | Фронтальный опрос | 11.09 |
|
4 | Тип Кишечнополостные. Урок усвоения новых знаний.
| Классы кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека | Термины Эктодерма. Энтодерма. Регенерация. Чередование поколений. Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (кишечная полость, лучевая симметрия, нервная система) и экологические особенности. Воспроизведение Узнавать по рисункам представителей кишечнополостных. Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Давать определения терминам. | Заполнение таблицы | 15.09 |
|
|
|
| Стадии развития: полип и медуза Интеллектуальный уровень Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Объяснять значение термина кишечнополостные, появление колониальной формы жизни. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Сравнивать строение и жизнедеятельность губок и кишечнополостных. Творческий уровень Подготовить сообщение из литературных источников и научно-популярной литературы о значении кишечнополостных, используя современные информационные технологии |
| 18.09 |
|
5 | Тип Плоские черви.
Урок усвоения новых знаний. | Классы плоских червей: Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви. Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных | Термины Промежуточный хозяин. Окончательный хозяин. Среда обитания. Особенности строения (кожно-мускульный мешок, системы органов, двусторонняя симметрия) и особенности образа жизни (свободноживущие и паразиты). Уровни организации Воспроизведение Узнавать по рисункам представителей плоских червей и определять классы. Давать определения терминам. Интеллектуальный уровень Анализировать содержание демонстрационной таблицы, содержание рисунков. Отбирать информацию для заполнения таблицы. Выделять причинно-следственную зависимость | Работа с карточками | 22.09 |
|
6 | Тип Круглые черви.
Урок усвоения новых знаний.
| Значение круглых червей в природе и жизни человека | Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, паразиты). Особенности строения (двухслойные, наличие анального отверстия) и экологические особенности Воспроизведение Узнавать по рисункам представителей круглых червей. Перечислять приспособления к паразитизму. Описывать значение круглых червей. Интеллектуальный уровень Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Сравнивать строение плоских и круглых червей | Индивидуальный опрос | 25.09 |
|
7 | Тип Кольчатые черви.
Урок усвоения новых знаний.
| Термины Олигохеты. Полихеты. Классы: Малощетинковые, Многощетинковые, Пиявки. Роль кольчецов в природе и в жизни человека | Термины Параподии. Анабиоз. Гирудин. Кокон. Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка, органы чувств) и экологические особенности (забота о потомстве) Воспроизведение Узнавать по рисункам представителей кольчецов. Приводить примеры представителей различных классов кольчецов. Описывать значение кольчатых червей в природе и практической деятельности человека. Давать определения терминам. Интеллектуальный уровень Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Сравнивать строение круглых и кольчатых червей. | Работа в тетрадях | 29.09 |
|
8 | Многообразие кольчатых червей.
Урок усвоения новых знаний.
|
| Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий. Доказывать принадлежность представителей разных классов к одному типу | Беседа | 2.10 |
|
9 | Тип Моллюски.
Урок усвоения новых знаний. | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Роль моллюсков в природе и в жизни человека | Термины Реактивное движение. Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (незамкнутая кровеносная система, трехкамерное сердце, мантийная полость, мантия, почки – органы выделения) и экологические особенности. Зависимость строения органов дыхания от среды обитания Воспроизведение Узнавать по рисункам представителей моллюсков. Приводить примеры представителей различных классов моллюсков. Давать определения терминам. Описывать механизмы кровообращения, движения, значение моллюсков в природе и жизни человека. Интеллектуальный уровень Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания. Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Доказывать, что моллюски – более высокоорганизованные животные, чем черви | Фронтальный опрос | 6.10 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Многообразие моллюсков. Урок усвоения новых знаний |
| Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, малоподвижные). Особенности строения (известковый скелет, водно-сосудистая система, лучевая симметрия) и экологические особенности
| Беседа | 9.10 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Тип Иглокожие.
Урок усвоения новых знаний.
| Классы иглокожих: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. Роль иглокожих в природе и в жизни человека | Воспроизведение Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Приводить примеры представителей различных классов иглокожих. Описывать значение иглокожих в природе. Интеллектуальный уровень Объяснять характер и особенности приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных | Беседа | 13.10 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
Урок усвоения новых знаний. | Классы членистоногих: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Роль членистоногих в природе и в практической деятельности человека. Одомашненные виды.
| Термины Фасеточное (мозаичное) зрение. Хитин. Партеногенез. Многообразие сред обитания и образов жизни (свободноживущие, паразиты). Особенности строения (отделы тела, число ног, органы чувств) и жизнедеятельности (типы развития, размножения, дыхания и пищеварения). Особенности экологии Воспроизведение Узнавать по рисункам и коллекциям представителей ракообразных. Приводить примеры представителей классов членистоногих. Описывать значение членистоногих в природе и в практической деятельности человека. Давать определения терминам.
| Фронтальный опрос | 16.10 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Класс Паукообразные. Клещи.
Урок усвоения новых знаний. |
| Доказывать свою точку зрения по определенной проблеме | Индивидуальная работа с учебником | 20.10 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.
Урок усвоения новых знаний.
| Представители классов типа Членистоногие | Творческий уровень Подготовить сообщение из научно-популярной литературы о видах насекомых области (с использованием современных информационных технологий). Доказывать свою точку зрения по определенной проблеме | Работа в группах | 23.10 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Отряды насекомых: Тараканы, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. Урок усвоения новых знаний. | Названия отрядов насекомых. Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых | Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития. Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых Воспроизведение Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых. Описывать представителей различных отрядов.
| Фронтальный опрос | 27.10 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.
Урок усвоения новых знаний. |
| Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника | Фронтальный опрос | 30.10 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. Урок усвоения новых знаний. |
| Доказывать принадлежность различных классов к типу Членистоногие, прогрессивное развитие членистоногих. Объяснять характер приспособлений членистоногих к среде обитания. Находить черты сходства различных классов членистоногих и моллюсков. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.
| диктант | 10.11 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Перепончатокрылые насекомые. Урок усвоения новых знаний. |
| Подготовить сообщение из научно-популярной литературы о видах насекомых области (с использованием современных информационных технологий). | Работа с учебником | 13.11 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Зачет № 1
Урок обобщения полученных знаний | Беспозвоночные животные
| 17.11
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Характеристика хордовых животных.
Урок усвоения новых знаний. | Термины Бесчерепные. Хордовые. Деление хордовых на низших и высших. Подтип Бесчерепные, класс Ланцетники. Значение в природе и в практической деятельности человека | Представители подтипа бесчерепные. История открытия ланцетника П. С. Палласом. Среда обитания и образ жизни. Особенности строения: хорда, нервная трубка, пищеварительная система в виде трубки, замкнутая кровеносная система Воспроизведение Приводить примеры представителей подтипа бесчерепные. Перечислять черты приспособленности ланцетника к жизни в воде. Описывать строение биологического объекта (влажного препарата ланцетника). Интеллектуальный уровень Отличать ланцетника от беспозвоночных. Самостоятельно формулировать определение термина. Выделять характерные особенности строения хордовых, бесчерепных. Анализировать содержание рисунка учебника. Творческий уровень Выдвигать предположения и аргументировать собственную точку зрения | Фронтальный опрос | 20.11 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Классы рыб.
Урок усвоения новых знаний.
| Термины Позвоночные. Классификация. Многообразие классов: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Значение в природе и жизни человека. Приспособления для жизни в воде | Водная среда обитания и образ жизни. Признаки подтипа Позвоночные Представители черепных хордовых, класса Круглоротые: минога и миксина Воспроизведение Приводить примеры представителей классов Круглоротые, Хрящевые и Костные рыбы. Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме). | Беседа | 24.11 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интеллектуальный уровень Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным. Выделять характерные особенности строения позвоночных. Самостоятельно формулировать определение термина. Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника. Творческий уровень Выдвигать предположения и аргументировать собственную точку зрения |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Хрящевые рыбы.
Урок усвоения новых знаний. | Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. Значение в природе. Признаки класса: жаберные щели, хрящевой скелет | Признаки отрядов: форма тела, строение хвостового плавника. Образ жизни и среда обитания (в толще воды, дно) Воспроизведение Приводить примеры представителей хрящевых и костных рыб. Интеллектуальный уровень Доказывать принадлежность различных представителей рыб к тем или иным отрядам. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и особенностями строения. Сравнивать классы костных и хрящевых рыб. Находить черты сходства акул и осетров (с. 115, вопр. 3) и различия (с. 115, вопр. 4).
| Беседа | 27.11 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Костные рыбы.
Урок усвоения новых знаний.
| Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные; Кистеперые и двоякодышащие рыбы. Промысловые рыбы. Признаки класса: жабры, костный скелет, плавательный пузырь | Признаки отрядов костных рыб: строение плавников, размеры и строение чешуи. Образ жизни и среда обитания (в толще воды, дно) Объяснять признаки адаптации рыб к водной среде обитания. Подготовить сообщение об отрядах рыб. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника | Составление таблицы | 1.12 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Класс Земноводные.
Урок усвоения новых знаний. | Отряды земноводных: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Значение в природе и жизни человека. Особенности строения земноводных. Представители земноводных | Среда обитания и образ жизни. Признаки отрядов: форма тела, строение конечностей, наличие хвоста. Исчезающие виды и охраняемые виды Воспроизведение Приводить примеры представителей отрядов земноводных. Узнавать по рисункам представителей земноводных. Интеллектуальный уровень Доказывать принадлежность различных представителей земноводных к тем или иным отрядам. Объяснять адаптации земноводных к жизни на суше, в воде и в почве; их происхождение от рыб. Сравнивать земноводных и рыб (с. 121, вопр. 1). Находить различие в развитии земноводных и рыб (с. 121, вопр. 4) | Фронтальный опрос | 4.12 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Класс Пресмыкающиеся. Отряды Крокодилы и Черепахи.
Урок усвоения новых знаний. | Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Систематика пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека. Признаки класса: сухая кожа, трехкамерное сердце, два круга кровообращения, внутреннее оплодотворение, наличие яйца, ячеистое строение легких | Термины Покровительственная окраска. Среда обитания и образ жизни, способы передвижения. Биологические и экологические особенности. Признаки отрядов. Исчезающие виды и охраняемые виды Воспроизведение Приводить примеры представителей отрядов пресмыкающихся. Узнавать по рисункам представителей отрядов пресмыкающихся. Описывать значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Интеллектуальный уровень Выделять причинно-следственную зависимость между способом передвижения и особенностями строения. Доказывать принадлежность к классу и к различным отрядам. Объяснять особенности адаптации пресмыкающихся к наземному образу жизни и к жизни в воде. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника. Творческий уровень Прогнозировать последствия уничтожения пресмыкающихся человеком | Индивидуальный опрос | 8.12 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Отряд Чешуйчатые. Урок усвоения новых знаний. |
Среда обитания и образ жизни. Признаки класса: крылья, перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце |
Термины Инкубация. Гнездовые птицы. Выводковые птицы. Особенности внешнего строения. Типы перьев: маховые, рулевые | Записи в тетрадях | 11.12 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Характеристика класса птиц. Урок усвоения новых знаний. |
|
Давать определения терминам. Описывать строение биологического объекта (коллекции перьев птиц). Интеллектуальный уровень Объяснять особенности адаптации птиц к полету. Доказывать происхождение птиц от пресмыкающихся | Заполнение таблицы | 15.12 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Нелетающие
Урок усвоения новых знаний.
| Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные. Образ жизни и среда обитания. Значение в природе и в практической деятельности человека | Особенности строения нелетающих птиц. Признаки отрядов (оперение, строение ног), основные представители и их распространение Воспроизведение Приводить примеры представителей отрядов нелетающих птиц. Узнавать по рисункам представителей отрядов нелетающих птиц. Интеллектуальный уровень Определять тип птенцов. Объяснять особенности адаптации птиц к наземному нелетающему образу жизни | Биологический диктант | 18.12 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Водоплавающие птицы и птицы околоводных пространств.
Урок усвоения новых знаний. | Отряды птиц. Систематика птиц. Среда обитания и образ жизни. Значение в природе и в практической деятельности. Меры по охране | Признаки отряда Гусеобразные: длинная шея, короткие ноги с четырьмя пальцами, короткий широкий клюв. Признаки отряда Голенастые: длинные ноги, рыхлый перьевой покров, гибкая длинная шея, клюв удлиненный, большие крылья. Особенности биологии и экологии Воспроизведение Приводить примеры представителей отрядов птиц, обитающих в данной местности. Узнавать по рисункам представителей отрядов птиц. Описывать значение птиц в природе и в жизни человека. Интеллектуальный уровень Объяснять особенности адаптации птиц к образу жизни. Отличать летающих птиц от плавающих и бегающих. Сравнивать отряды птиц между собой. Характеризовать отряды птиц. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Творческий уровень Прогнозировать последствия уничтожения птиц | Фронтальный опрос | 22.12 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Хищные птицы.
Урок усвоения новых знаний. |
| Признаки отрядов хищных птиц: крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями. Особенности биологии и экологии |
| Фронтальный опрос | 25.12 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Куриные и Воро-бьинообразные.
Урок усвоения новых знаний. |
| Признаки отряда Куриные: жесткий перьевой покров, крылья короткие, голова маленькая, клюв короткий, сильные четырехпалые ноги. Признаки отряда Воробьинообразные: небольшие размеры, маленькая голова, четырехпалые конечности. Особенности биологии и экологии |
| Фронтальный опрос | 12.01 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Млекопитающие. Первозвери.
Урок усвоения новых знаний. | Признаки класса: млечные железы, живорождение, пятипалые конечности, 7 шейных позвонков, дифференцированные зубы, кора больших полушарий, 4-камерное сердце, альвеолярные легкие, волосяной покров, теплокровность. | Подклассы: Яйцекладущие; Настоящие звери. Представители подкласса яйцекладущих, отряда однопроходных. Среда обитания и образ жизни. Черты примитивного строения Воспроизведение Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей однопроходных. Интеллектуальный уровень Доказывать, что однопроходные – древние и примитивные млекопитающие | Беседа | 15.01 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Сумчатые.
Урок усвоения новых знаний. | Распространение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана | Признаки отрядов: Сумчатые – наличие сумки, недоразвитые детеныши. Насекомоядные – вытянутая мордочка, слабо дифференцированные зубы. Рукокрылые – кожистая перепонка между передними и задними конечностями, большие размеры ушных раковин. Представители, обитающие на территории данной местности. Редкие виды и их охрана |
| Работа в группах | 19.01 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Грызуны. Урок усвоения новых знаний. | Распространение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана | Признаки отряда: Грызуны – по два резца в верхней и нижней челюстях; постоянный рост резцов, отсутствие клыков. Зайцеобразные – две пары резцов на верхней челюсти; одна пара на нижней челюсти. Представители, обитающие на территории данной местности | Индивидуальная работа | 22.01 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Копытные.
Урок усвоения новых знаний. | Распространение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана | Признаки отрядов: Копытные – число пальцев, наличие копыта. Хоботные – наличие бивней, хобота, отсутствие волосяного покрова. Представители, обитающие на территории данной местности | Фронтальный опрос | 26.01 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Китообразные. Ластоногие.
Урок усвоения новых знаний. | Распространение. Признаки отрядов: форма тела, особенности волосяного покрова, конечностей. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана | Приспособления китообразных к эхолокации. Основные подотряды китообразных. Семейства отряда Хищные | Фронтальный опрос | 29.01 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Приматы. Урок усвоения новых знаний. | Распространение. Признаки отряда: развитие полушарий головного мозга, пятипалые конечности, расположение большого пальца, расположение глаз. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана | Основные подотряды приматов | беседа | 2.02 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Покровы тела.
Урок усвоения новых знаний. | Функции покровов тела: защитная, регуляция температуры тела, предохранение от потери влаги | Основные виды покровов тела: плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа Воспроизведение Перечислять основные функции покровов тела. Узнавать по рисункам основные виды покровов тела. Интеллектуальный уровень Находить черты сходства в строении покровов животных. Обосновывать взаимосвязь строения и функций покровов тела. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | беседа | 5.02 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Опорно-двига-тельная система. Урок усвоения новых знаний.
| Функции опорно-двигательной системы: обеспечение перемещения, защитная, опора. Опорные структуры: оболочка клетки, наружный скелет, внутренний скелет Основные отделы скелета позвоночных: череп, скелет туловища | Факторы эволюционных изменений опорно-двигательной системы. Особенности строения скелета позвоночных животных: эволюционные усложнения, приспособления к среде обитания. Соединения костей. Строение сустава. Строение позвоночника, черепа, конечностей у различных хордовых Воспроизведение Перечислять основные функции опорно-двигательной системы. Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных. Приводить примеры животных с различными типами скелетов. Интеллектуальный уровень Обосновывать взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы. Находить черты сходства в строении опорно-двигательной системы. Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | Индивидуальная работа | 9.02 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Лабораторная работа «Скелет позвоночных»
Практическое занятие | 12.02 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Способы передвижения. Полости тела. Урок усвоения новых знаний. | Термины Полость тела. Виды движения: амебовидное, движение при помощи жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц. Приспособления к различным способам движения у животных | Первичная, вторичная и смешанная полости тела Воспроизведение Перечислять виды и способы передвижения. Давать определения терминам. Приводить примеры животных, имеющих разные типы полостей тела. Описывать расположение органов в полостях тела, механизм передвижения у различных животных. Интеллектуальный уровень Объяснять характер приспособления к способам движения в различных средах. Находить различие в основных способах передвижения. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | беседа | 16.02 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.
Урок усвоения новых знаний. | Термины Пищеварение. Значение питания. Питание животных готовыми органическими веществами. Функции пищеварительной системы. Строение пищеварительной системы в виде трубки. Процессы обмена веществ и превращения энергии | Термины Ферменты. Типы животных в зависимости от потребляемой пищи: травоядные, плотоядные, всеядные, паразиты. Внутреннее пищеварение. Внутриклеточное пищеварение. Внеклеточное переваривание. Внешнее пищеварение. Дифференциация системы на отделы в процессе эволюции. Воспроизведение Давать определения терминам. Перечислять основные функции пищеварительной системы. Приводить примеры животных, относящихся к разным группам по характеру потребляемой пищи. Интеллектуальный уровень Обосновывать взаимосвязь строения и функций пищеварительной системы. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Творческий уровень Доказывать, что организм – открытая система | Фронтальный опрос | 19.02 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Органы дыхания. Газообмен. Урок усвоения новых знаний. | Термины Альвеолы. Диафрагма. Пути поступления кислорода. Газообмен у животных разных систематических групп: поверхность тела, жабры, легкие. Двойное дыхание птиц | Механизм поступления кислорода: проницаемость клеточных мембран, диффузия. Наружные и внутренние жабры. Строение легких, увеличение дыхательной поверхности Воспроизведение Давать определения терминам. Перечислять основные функции органов дыхания, механизмы поступления кислорода. Интеллектуальный уровень Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Творческий уровень Доказывать преимущества легочного дыхания на суше над жаберным дыханием | Индивидуальный опрос | 23.02 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Кровеносная система. Кровь.
Урок усвоения новых знаний. | Термины Капилляры. Вены. Артерии. Венозная кровь. Артериальная кровь. Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. Строение сердца у различных животных. Функции крови | Изменение органов кровообращения в процессе эволюции. Движение крови по малому и большому кругам кровообращения. Строение крови: плазма, форменные элементы – лейкоциты, эритроциты, тромбоциты Воспроизведение Давать определения терминам. Перечислять основные функции кровеносной системы и крови. Описывать механизм кровообращения. Интеллектуальный уровень Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Творческий уровень Прогнозировать последствия повреждения кровеносной системы | Фронтальный опрос | 26.02 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Органы выделения. Урок усвоения новых знаний. | Пути удаления веществ из организма. Появление выделительной системы. Значение органов выделения. Органы выделения: канальцы, почки, мочеточник, мочевой | Изменение органов выделения в процессе эволюции Воспроизведение Перечислять основные функции органов выделения. Интеллектуальный уровень Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов выделения. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Творческий уровень Прогнозировать последствия повреждения органов выделения | Составление схемы | 2.03 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Нервная система.
Урок усвоения новых знаний. | Термины Раздражимость Функции нервной системы. Строение нервной системы у различных животных. Строение головного мозга у позвоночных животных | Строение нервной клетки. Строение коры больших полушарий. Изменение нервной системы в процессе эволюции: формирование нервной ткани, образование органов, образование надглоточного узла, формирование головного и спинного мозга Воспроизведение Давать определения терминам. Перечислять основные функции нервной системы. Описывать реакции животных на воздействие окружающей среды. Приводить примеры врожденных и приобретенных рефлексов, инстинктов
| Индивидуальный опрос | 5.03 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Поведение. Рефлекс. Инстинкт. Регуляция деятельности.
Урок усвоения новых знаний. | Термины Рефлекс Инстинкт Врожденные и приобретенные рефлексы | Термины Нервный импульс Зависимость усложнения строения нервной системы и усложнения поведения. Нервная и жидкостная регуляция деятельности организма: механизм, проявление, свойства | Фронтальный опрос | 9.03 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Органы чувств. Домашнее задание:
Урок усвоения новых знаний. | Значение органов чувств. Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, химическая чувствительность, обоняние, слух. Влияние среды обитания и образа жизни на строение органов чувств | Термины Фасеточное зрение Монокулярное и бинокулярное зрение. Зависимость строения органов чувств от развития головного мозга Воспроизведение Перечислять основные функции органов чувств. Давать определения терминам Интеллектуальный уровень Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов чувств. Показывать влияние окружающей среды на строение органов чувств. *Находить различия между монокулярным и бинокулярным зрением Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Творческий уровень Прогнозировать последствия изменений окружающей среды на строение органов чувств | Беседа | 12.03 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Обобщающее повторение | Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | 16.03 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальное развитие животных (4 часа) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Продление рода. Органы размножения.
Урок усвоения новых знаний. | Размножение – свойство живых организмов. Значение органов размножения. Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Влияние среды обитания на строение органов размножения | Термины Гермафродиты. Плацента. Матка. Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Направления эволюции. Внутреннее и внешнее оплодотворение. Возникновение оболочек в женской половой клетке Воспроизведение Давать определения терминам. Перечислять основные функции органов размножения. Приводить примеры животных-гермафродитов и раздельнополых; животных с внешним и с внутренним оплодотворением. Описывать строение органов размножения. Интеллектуальный уровень Объяснять биологическое значение гермафродитизма. Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | Фронтальный опрос | 19.03 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Способы размножения у животных. Оплодотворение. Урок усвоения новых знаний. | Термины Оплодотворение. Типы размножения: бесполое и половое. Механизмы бесполого и полового размножения. Особенности размножения и развития хордовых животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих | Термины Почкование. Живорождение. Яйцеживорождение. Приспособления к половому размножению гермафродитов. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие во внешней среде и внутри материнского организма Воспроизведение Давать определения терминам. Описывать механизмы бесполого размножения животных. Интеллектуальный уровень Отличать бесполое и половое размножение. Доказывать эволюционное преимущество внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме перед внешним. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | Индивидуальный опрос | 30.03 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Развитие животных с превращением и без превращения.
Урок усвоения новых знаний. | Термины Развитие без превращения. Метаморфоз. Биологическое значение развития с метаморфозом | Значение развития с метаморфозом для доказательства происхождения животных Воспроизведение Давать определения терминам. Приводить примеры животных с различным типом развития. Интеллектуальный уровень Сравнивать строение взрослого животного и личинки. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Творческий уровень Высказывать суждения о преимуществах и недостатках метаморфоза | Индивидуальный опрос | 2.04 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Периодизация и продолжительность жизни животных.
Урок усвоения новых знаний. | Термины Онтогенез. Периодизация: эмбриональный период, формирование и рост организма, половая зрелость, старость | Продолжительность жизни животных Воспроизведение Давать определения терминам. Приводить примеры животных с различной продолжительностью жизни. Интеллектуальный уровень Выделять характерные признаки периодизации. Характеризовать возрастные периоды животных. Объяснять различную продолжительность жизни. Творческий уровень Наблюдать за развитием своих домашних животных | Составление таблицы | 6.04 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие животного мира на Земле (3 часа) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Доказательства эволюции животных.
Урок усвоения новых знаний. | Палеонтологические, эмбриологические доказательства эволюции. Значение для объяснения эволюции животных | Термины Палеонтология. Филогенез. Переходные формы. Строение археоптерикса. Сходство в строении зародышей животных Воспроизведение Давать определения терминам. Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Интеллектуальный уровень Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных. Сравнивать рудименты и атавизмы. Находить различия в палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательствах эволюции | Беседа | 9.04 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Сравнительно- анатомические доказательства эволюции животных Урок усвоения новых знаний. | Сравнительно-анатомические доказательства эволюции. Значение для объяснения эволюции животных | Термины Гомологичные органы. Рудиментарные органы. Атавизмы Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | Заполнение таблицы | 13.04 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Ч. Дарвин о причинах эволюции животных. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.
Урок усвоения новых знаний. | Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции. Усложнение и упрощение организации животных в эволюции. Разнообразие видов как результат эволюции | Термины Дивергенция. Формы изменчивости: наследственная (неопределенная) и ненаследственная (определенная) Воспроизведение Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существование и проявления естественного отбора. Описывать процесс видообразования. Интеллектуальный уровень Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования. Творческий уровень Прогнозировать результаты эволюции животных | Записи в тетрадях | 16.04 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закономерности размещения животных на Земле (2 часа) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Ареалы обитания. Закономерности размещения животных.
Урок усвоения новых знаний. | Термины Ареал. Эндемики. Виды-космополиты. Причины, определяющие границы ареала | Виды ареалов: сплошной, разорванный, реликтовый. Механизм образования ареалов Воспроизведение Давать определения терминам. Приводить примеры животных с различными ареалами. Интеллектуальный уровень Объяснять механизм образования ареалов. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | беседа | 20.04 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Миграции. Урок усвоения новых знаний. | Термины Миграция. Причины миграций животных. Зоогеографические области | Виды миграций: возрастная, периодическая, непериодическая Воспроизведение Давать определения терминам. Приводить примеры миграций животных. Интеллектуальный уровень Объяснять причины миграций. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | Составление схемы | 23.04 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биоценозы (4 часа) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Естественные и искусственные биоценозы.
Урок усвоения новых знаний. | Термины Биоценоз. Агробиоценоз. Естественные и искусственные биоценозы. Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты | Термины Зоопланктон. Фитопланктон. Устойчивость биоценозов. Причины устойчивости. Ярусность: пространственная и временная Воспроизведение Давать определения терминам. Приводить примеры различных биоценозов. Описывать структуру биоценоза водоема и леса. Интеллектуальный уровень Находить различия между естественными и искусственными биоценозами. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Творческий уровень Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие от продуцентов | Фронтальный опрос | 27.04 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. Урок усвоения новых знаний. | Термины Среда обитания. Экологические факторы. Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные | Прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды Воспроизведение Давать определения терминам. Приводить примеры различных сред обитания животных; положительного и отрицательного воздействия человека на природу. Интеллектуальный уровень Доказывать воздействие животных на окружающую среду. Объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды и взаимодействие факторов | Индивидуальный опрос | 30.04 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Цепи питания. Поток энергии. Урок усвоения новых знаний. | Термины Цепь питания. Продуктивность биоценоза | Термины Пищевая пирамида. Энергетическая пирамида. Структура пирамид. Изменение численности, видового разнообразия консументов в пищевой цепи Воспроизведение Давать определения терминам. Интеллектуальный уровень Объяснять изменение численности и видового разнообразия в пищевой цепи. Сравнивать продуктивность естественного и искусственного биоценозов. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | Индивидуальный опрос | 4.05 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Урок усвоения новых знаний. | Трофические связи. Связи по отысканию строительного материала. Связи, способствующие расселению видов | Прямые и косвенные трофические связи. Экологические группы по объектам питания Воспроизведение Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных. Интеллектуальный уровень Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | беседа | 7.05 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 часа) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Воздействие человека и его деятельности на животных. Рациональное использование животного мира. Урок усвоения новых знаний. | Термины Промысел. Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир | Термины Акклиматизация. Рациональное использование животных Воспроизведение Давать определения терминам. Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на животный мир; примеры промысловых животных, рационального использования животных на территории данной местности. Интеллектуальный уровень Объяснять вред браконьерства. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Творческий уровень Обосновывать эффективность промыслов животных на территории данной местности | Составление схемы | 11.05 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Одомашнивание животных. Урок усвоения новых знаний. | Термины Одомашнивание. Селекция. Причины и факторы одомашнивания | Одомашнивание в современное время. Направленность отбора животных человеком Воспроизведение Давать определения терминам. Приводить примеры направленности отбора домашних животных. Интеллектуальный уровень Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | Подготовить сообщения | 14.05 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Урок усвоения новых знаний.
| Термины Мониторинг. Заповедники. Заказники. Памятники природы. Природные национальные парки. Законы России об охране животного мира | Красная книга России, данной области. Система мониторинга Воспроизведение Давать определения терминам. Приводить примеры охраняемых территорий данной области. Интеллектуальный уровень Раскрывать сущность законов России об охране животного мира. Обосновывать целесообразность мониторинга. Творческий уровень Подготовить презентации «Редкие и охраняемые животные нашей области» | Записи в тетрадях. | 18.05 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68-70 | Обобщающее повторение
|
|
|
| 21.05 25.05 28.05 |
|
Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа, 2011. – 144с.
В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2007. – 192с.
О.А. пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: ВАКО, 2006. – 432с.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.
Дополнительная литература:
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
http://bird.geoman.ru/ - Птицы
http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые
http://animal.geoman.ru/ - Животные
http://fish.geoman.ru/ - Рыбы
Литература
В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004, - 192с.;
Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
дополнительной литературы для учителя:
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология, Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. – (Дидактические материалы);
Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом “ГЕНДЖЕР”,1997. – 56с;
Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.:Дрофа, 2001. – 192с.;
Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258с.:ил.- («Занимательные уроки»);
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004. – 272с.;
Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304с.;
для учащихся:
Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: Специальная Литература, 1996. – 240с.: ил.;
Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624с.: ил.
Секреты природы / Пер. с англ.- ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. – 432с.;
Сладков Н. Покажите мне их! Зоология для детей / Художн. Р.Варшамов. – М. “РОСМЭН”. 1994.183с.: с ил;
Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы / Художн. Р.Варшамов. – М. “РОСМЭН”. 1994. - 144с.: с ил;
Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000. – 206с.: ил;
Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. – 704с.: ил;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 1999 – 464с.: ил;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 2001 – 400с.: ил.;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф. Сергеев; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 1999 – 480с.: ил.;
Глаголев С.М., Беркинблит М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII-VIII классов – В 2ч. – М.: МИРОС, 1997. – 432с.:ил.
Содержание познавательной компетенции
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии 7-ого класса.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
6.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт). Проводят фенологические наблюдения за поведением и сезонными изменениями животных.
7.Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья.
Содержание информационной компетенции учащихся.
Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций.
Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Содержание коммуникативной компетенции учащихся
Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Содержание рефлексивной компетенции
учащихся.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Критерии оценивания
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.