ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
2.Примерной программы основного общего образования по биологии.
3.Учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4».
4.На основе программы коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой (сб. программ по биологии, М., изд.Центр «Вентана - Граф», 2010г., 84с.)
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 7-м классе основной школы из расчета 2 часа в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
* овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
* овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
* формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
* воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
* установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;
* подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
* иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Использование учебного и программно-методического комплекса.
Преподавание ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебник: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Рабочая тетрадь: В.М. Константинов. «Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2». М.: Вентана-Граф, 2011.
Авторская программа: «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010
Методические пособия для учителя:
В.М.Константинов. «Биология. Животные. Методическое пособие для учителя». М.: Вентана-Граф, 2007.
Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. «Биология в основной школе: Программы». М.: Вентана-Граф, 2005.
Электронные издания:
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 7 класс. 2005
Содержание обучения
7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Тема 1. Общие сведения о мире животных. (5 ч.)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Тема 2. Строение тела животных. (4 ч.)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Тема 3. Подцарство Простейшие. (4 ч.)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. (2 ч.)
Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Тема 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 ч.)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Тема 6. Тип Моллюски. (4 ч.)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Тема 7. Тип Членистоногие. (7 ч.)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Тема 8. Тип Хордовые. (7 ч.)
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (5 ч.)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (5 ч.)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Тема 11. Класс Птицы. (7 ч.)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы.
Экскурсия. Знакомство с птицами леса.
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. (9 ч.)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (2 ч.)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.
Перечень разделов и тем
Тема | Количество часов | Лабораторные работы |
Общие сведения о мире животных. | 5 | |
Строение тела животных. | 4 | |
Подцарство Простейшие. | 4 | Л/р №1 «Строение и передвижение инфузории» |
Подцарство Многоклеточные животные. | 2 | |
Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. | 6 | Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость». Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя». |
Тип Моллюски. | 4 | Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». |
Тип Членистоногие. | 7 | Л/р № 5 «Внешнее строение насекомых». |
Тип Хордовые. | 7 | Л/р №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы». Л/р № 7 «Внутреннее строение тела рыбы». |
Класс Земноводные, или Амфибии. | 5 | |
Класс Пресмыкающиеся, или рептилии. | 5 | |
Класс Птицы. | 7 | Л/р № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев». Л/р № 9 «Строение скелета птицы». |
Класс Млекопитающие, или Звери. | 9 | Л/р №10 «Строение скелета млекопитающих». |
Развитие животного мира на Земле. | 2 | |
Итоговое тестирование, резерв рабочего времени | 3 | |
Итого | 70 | |
Календарно-тематический план
на 2015-2016 учебный год по биологии для 7 класса
№ | Тема урока Тип урока | Элементы содержания | Дата плановая | Дата фактическая | Домашнее задание |
Общие сведения о мире животных (5 ч.) |
1 | Зоология – наука о животных. Урок обобщения и систематизации знаний. | Зоология - наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растении. Значение животных. | | | Гл. 1, § 1, сх. 1-6, в. 1-5 |
2 | Животные и окружающая среда. Урок обобщения и систематизации знаний. | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных. | | | § 2, рис. 7-13, в. 1-5 |
3 | Классификация животных и основные систематические группы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Классификация животных. Значение классификации животных. Методы изучения животных. Основные систематические категории животных: царство, подцар-ство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчиненность. | | | § 3, рис. 14, в. 1-4 |
4 | Влияние человека на животных. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк. | | | § 4, рис. 15-17, в. 1-3 |
5 | Краткая история развития зоологии. Комбинированный урок. | Краткая история развития зоологии. | | | § 5, в. 1-5 |
Строение тела животных (4 ч.) |
6 | Клетка. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток. Цитология - наука о строении клетки. | | | Гл.2, §6, рис.18, в.1-4. |
7 | Ткани. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей. | | | §7, рис.19, в.1-3. |
8 | Органы и системы органов Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Орган - часть организма. Систем органов: опорно-двигательная система, пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. План строения тела животных. Симметрия тела: лучевая, двусторонняя. | | | §8, рис.20, в1-4. |
9 | Обобщение по темам: «Общие сведения о мире животных», «Строение тела животных» Комбинированный урок. | | | повтор. §3,§6-8, задания в тетради. |
Подцарство Простейшие (4 ч., л/р - 1) | |
10 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, размножение (деление клетки). Образование цисты. Раздражимость. Раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы. | | | §9, рис. 21-24, в.3-5, модель амебы. | |
11 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Комбинированный урок. | Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Среда обитания и условия жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков. Автотрофное и гетеротрофное питание. | | | §10, рис.25-29, в.4-6, модель эвглены. | |
12 | Тип Инфузории Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории» Комбинированный урок. | Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, два ядра, две сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс. Многообразие инфузорий: донные виды, паразиты, малоподвижные виды. | . | | §11, Рис.30-33, в.4-5, модель инфузории. | |
13 | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Урок закрепления и систематизации знаний. | Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории. Роль простейших в природе и в жизни человека. Паразитические простейшие - возбудители заболеваний человека: малярия, дизентерия. Жизненный цикл малярийного плазмодия. | | | §12, рис.34-35, в.1-3, мини-сообщение. | |
Подцарство Многоклеточные животные. (2 ч.) |
14 | Тип Кишечнополостные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки типа Кишечнополостные: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные, клетки, двухслойный мешок. Одиночные и колониальные организмы. Размножение: бесполое и половое. Жизненные формы кишечнополостных: полип и медуза. | | | Гл.4, §13, рис.36-43, в.4-8. | |
15 | Морские Кишечнополостные. Урок закрепления и систематизации знаний. | Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Тестирование по темам « Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные» | | | §14, в.1-4, рис.36-43. | |
Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч., л/р - 2) |
16 | Тип Плоские черви. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение | | | §15, рис.48-52, в.1-3. | |
17 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Комбинированный урок. | Плоские черви - возбудители заболеваний человека и животных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от заражения паразитическими червями. | | | §16, рис.53-59, в.1-4. | |
18 | Обобщение по темам: Простейшие, Кишечнополостные, Плоские черви. | | | | повт. §13-16, задания в тетради доделать. | |
19 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. | | | §17, рис.60-61, в.4-6. | |
20 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы | | | §18, рис 62-64, в.4-7. | |
21 | Класс Малощетинковые черви. Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость». Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя». Комбинированный урок. | Образ жизни и особенности строения дождевого червя. Значение в природе и жизни человека. | | | §19, рис.65-69, в.1-4. | |
Тип Моллюски (4 ч., л/р - 1) |
22 | Общая характеристика типа Моллюски. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы. Процессы жизнедеятельности. | | | §20, рис.70, в.3-5. | |
23 | Класс Брюхоногие моллюски. Комбинированный урок. | Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков. Особенности строения. | | | §21, рис.71-75, в.2-4. | |
24 | Класс Двустворчатые моллюски. Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». Комбинированный урок. | Многообразие и практическое значение двустворчатых моллюсков. Особенности строения. Строение раковины. | | | §22, рис76-80, в.3-4. | |
25 | Класс Головоногие Моллюски. Комбинированный урок. | Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. Особенности строения | | | §23, рис.81-84, в.3-4. | |
Тип Членистоногие (7 ч., л/р - 1) |
26 | Класс Ракообразные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие ракообразных: десятиногие, листоно-гие, веслоногие, равноногие, раз-ноногие, усоногие. | | | §24, рис.85-89, в.3-5. | |
27 | Класс Паукообразные Комбинированный урок. | Образ жизни и особенности строения паукообразных: вось-миногие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Ловчие сети различных видов пауков. | | | §25, рис.90-96, в.2-4 | |
28 | Класс Насекомые. Л/р № 5 «Внешнее строение насекомых». Комбинированный урок. | Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. Типы ног у насекомых. Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение. | | | §26, рис.97-99, в.1-4 | |
29 | Типы развития насекомых и многообразие. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением. -Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным и полным превращением. | | | §27, рис.100-103, вопр.3-4, таблица в тетради. | |
30 | Общественные насекомые - пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Урок закрепления знаний. | Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Структура особей пчелиной и муравьиной семьи. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых. | | | §28, рис.104-107, в.2-4, таблица. | |
31 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Урок закрепления знаний. | Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические. | | | §29, рис.108, таблица,повт. §24-28 к зачету. | |
32 | Урок-зачёт: тип Членистоногие. Зачёт | | | | повт.§24-29, задания в тетради. | |
Тип Хордовые (7 ч., л/р - 2) |
33 | Хордовые. Примитивные формы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Вторичноротые животные. Описание ланцетника П.С. Палласом. Развитие ланцетника. | | | § 30, рис 110-115, в 2-4 | |
34 | Рыбы: Общая характеристика и внешнее строение. Л/р №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» Комбинированный урок. | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. | | | § 31, рис 116-117, в 2-4 | |
35 | Внутреннее строение рыб. Л/р № 7 «Внутреннее строение тела рыбы». Комбинированный урок. | Системы внутренних органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная. | | | § 32, рис 118-121, в 3-4 | |
36 | Особенности размножения рыб Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграции, забота о потомстве. | | | § 33, рис 122-123, в 3-5 | |
37 | Основные систематические группы рыб. Комбинированный урок. | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. | | | § 34, рис 124-127, в 3-5 | |
38 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Урок обобщения и систематизации знаний. | Практическое значение рыб. Рыболовство. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. | | | § 35, рис 128-130, в 2-3, подг. к зачету | |
39 | Урок-зачет по теме «Класс рыбы» | | | | повт § 30-35 | |
Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч.) |
40 | Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура. | | | § 36, рис 132-133, в 2-4 | |
41 | Строение и деятельность систем внутренних органов. Комбинированный урок. | Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная. Обмен веществ и энергии. | | | § 37, рис 134-137, в 2-3 | |
42 | Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. Комбинированный урок. | Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки , с метаморфозом. Сход Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие. | | | § 38, рис 138-140, в 3-5 | |
43 | Многообразие земноводных. Комбинированный урок. | Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение земноводных в природе ив жизни человека. Охрана земноводных. Тестирование по темам « Тип Членистоногие». | | | § 39, рис 141, в 3-5 | |
44 | Урок-зачет по теме «Класс Земноводные, или Амфибии». | | | | повт. § 36-39 | |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (5 ч.) |
45 | Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся ( на примере ящерицы) Комбинированный урок | Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета | | | § 40, рис 142-143, в 3-4 | |
46 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. Комбинированный урок. | Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие. | | | § 41, рис 145-149, в 3-5 | |
47 | Многообразие пресмыкающихся. Комбинированный урок. | Отряды класса Пресмыкающиеся: чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степная и обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые змеи (ужи, полозы). Отряд Крокодилы. | | | § 42, рис 150-153, в 2-3 | |
48 | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. | | | § 43, рис 154, в 3-5, подг. к зачету | |
49 | Урок-зачет по теме « Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии». | | | | повт. § 40-43 | |
Класс Птицы (7 ч., л/р - 2) |
50 | Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Л/р № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев». Комбинированный урок. | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися. | | | § 44, рис 156-158, в 1-3 | |
51 | Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы. Л/р № 9 «Строение скелета птицы». Комбинированный урок. | Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание и пневматичность костей. Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия. | | | § 45, рис 159-160, в 3-4 | |
52 | Внутреннее строение птицы: Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы. Комбинированный урок. | Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полёту. Интенсивный обмен веществ. | | | § 46, рис 161-166, в 3-5 | |
53 | Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления птиц. Комбинированный урок. | Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, сезонные миграции. | | | § 47, рис 167-169, в 2-4; § 48, рис 170-176, в 3-4 | |
54 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. Урок обобщения и систематизации знаний. | Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. | | | § 49, рис 177-186, табл., в 2-3 | |
55 | Значение и охрана птиц. Урок обобщения и систематизации знаний. | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.- | | | § 50, рис 187-190, в 3-4, подг. к зачету | |
56 | Урок-зачет по теме «Класс Птицы» | Тестирование по теме « Класс Птицы» | . | | повт. § 44-50 | |
Класс Млекопитающие, или Звери (9 ч., л/р - 1) |
57 | Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. | | | § 51, рис 191-193, в 3-5 | |
58 | Внутренне строение млекопитающих: опорно - двигательная и нервная системы. Л/р №10 «Строение скелета млекопитающих». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. | . | | § 52, рис 194-199, в 3-5 | |
59 | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Комбинированный урок | Особенности внутреннего строения: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная. | | | § 52, в 3-5 | |
60 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненны цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Комбинированный урок. | Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Районы распространения и разнообразия. | | | § 53, рис 200-204, в 4-7; § 54, рис 205-207, в 5-7 | |
61 | Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Комбинированный урок. | Признаки отряда. Семейства отряда Хищные. | | | § 55, рис 208-211, в 1-3, табл. | |
62 | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные Комбинированный урок. | Признаки отряда. Отряд Хоботные. Строение органов пищеварения у жвачных и нежвачных. | | | § 56, рис 213-217, в 2-3, табл. | |
63 | Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. | Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком. Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно – древесного образа жизни. | | | § 57, рис 218, в 1-3, табл.; § 58, рис 219, в 3-5 | |
64 | Значение млекопитающих для человека. Урок обобщения и систематизации знаний. | Домашние звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади. Охотничье-промысловые звери. Охрана млекопитающих: заповедники, зоопарки, акклиматизация. | | | § 59, рис 220-226, табл., в 3-4, подг. к зачету | |
65 | Урок-зачёт по теме «Класс Млекопитающие, или Звери» | Тестирование по темам «Млекопитающие» | | | повт. § 51-59 | |
Развитие животного мира на Земле (2 ч.) |
66 | Доказательства эволюции животного мира. Урок обобщения и систематизации знаний | Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства эволюции. Многообразие животных - результат эволюции. Естественный отбор и наследственная изменчивость. | | | § 60, рис 227, в 1-3 | |
67 | Основные этапы развития животного мира на Земле. Урок обобщения и систематизации знаний. | Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточное, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. | | | § 61, рис 228-229, в 6-9 | |
68 | Урок-зачёт по разделу «Животные» | Тестирование по разделу « Животные» | | | | |
69-70 | Резерв учебного времени | | | | | |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011.
В.М. Константинов. «Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2». М.: Вентана-Граф, 2011.
«Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010
В.М.Константинов. «Биология. Животные. Методическое пособие для учителя». М.: Вентана-Граф, 2007.
Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. «Биология в основной школе: Программы». М.: Вентана-Граф, 2005.
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 7 класс. 2005