СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена в соответствии с:
-требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования (от 05.03.2004г. №1089)
- Федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2016 -2017 учебный год,
- Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2016-2017 уч. год,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п. Клетня Брянской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 7 классов
среднего общего образования
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: Прокопенкова Людмила Анатольевна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
Клетня
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
-требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования (от 05.03.2004г. №1089)
- Федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2016 -2017 учебный год,
- Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2016-2017 уч. год,
- учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2016-2017 уч. год (приказ №1/25-0 от 01.09.2016 года),
- Программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Программы 5-11 кл. Природоведение. Биология. Экология» 2010 г.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных организаций Брянской области выделяется на изучение предмета в 7 классе 70 часов в течение 1 года.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: 69 часов на изучение тем в полном объеме и 1 час резервного времени. В авторскую программу были внесены изменения:
№ | Тема | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе | Резервное время |
1 | «Общие сведения о мире животных» | 4 | 5 | 1час – Влияние человека на животных. Охрана животных. |
2 | «Строение тела животных» | 2 | 3 | 1 час- Особенности строения тканей. |
3 | «Тип Кишечнополостные» | 2 | 3 | 1час- урок обобщения знаний |
4 | «Тип Хордовые». | 28 | 33 | 3 часа – уроки обобщения знаний 1 час – Класс Птицы. 2 часа – Класс Млекопитающие |
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные работы, предусмотренные авторской программой. Все лабораторные работы являются частью комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки контроля знаний.
Формы организации учебной деятельности: сообщения нового материала, практические и лабораторные работы, экскурсии, уроки-путешествия, составление Красной книги, видеоурок, уроки систематизации и закрепления пройденного материала.
Промежуточную аттестацию за год в 7 классах провести в форме тестирования.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Учебник для учащихся: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2010-2015 год.
2. Рабочая тетрадь №1 и 2 для учащихся: С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Москва, «Вентана-Граф», 2016 год.
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Структура курса
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Общие сведения о мире животных. | 5 |
2 | Строение тела животных. | 3 |
3 | Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные. | 4 |
4 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные. | 3 |
5 | Тип Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. | 6 |
6 | Тип Моллюски. | 4 |
7 | Тип Членистоногие. | 7 |
8 | Тип Хордовые. | 33 |
9 | Развитие животного мира на Земле. | 4 |
| Резерв | 1 |
Перечень лабораторных работ
№ п/п | Тема |
1 | Строение и передвижение инфузории. |
2 | Внешнее строение дождевого червя, его передвижение. |
3 | Раковины различных моллюсков. |
4 | Внешнее строение насекомого. |
5 | Вешнее строение и особенности передвижения рыб. |
6 | Строение скелета рыб. Внутренние органы. |
7 | Изучение скелета лягушки. |
8 | Сравнение скелетов лягушки и ящерицы. |
9 | Внешнее строение птиц. Строение перьев. |
10 | Строение скелета птиц. |
11 | Яйцо птицы. |
12 | Скелет млекопитающих. |
Итого – 12 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Общие сведения о мире животных. (5 часов)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
Тема 2. Строение тела животных. (3 часа)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные. (4 часа)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работа. Строение и передвижение инфузории.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. (3 часа)
Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 часов)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.
Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторная работа. Раковины различных моллюсков.
Тема 7. Тип Членистоногие. (7 часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Лабораторная работа. Внешнее строение насекомого.
Тема 8. Тип Хордовые. (33часа)
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторные работы.
Внешнее строение и особенности передвижения рыб.
Строение скелета рыб. Внутренние органы.
Класс Земноводные, или Амфибии.
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Лабораторная работа. Изучение скелета лягушки.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Лабораторная работа. Сравнение скелетов лягушки и ящерицы.
Экскурсия. Разнообразие животных родного края (краеведческий музей).
Класс Птицы.
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы.
Внешнее строение птиц. Строение перьев.
Строение скелета птиц.
Яйцо птицы.
Экскурсия. Знакомство с птицами леса.
Класс Млекопитающие, или Звери.
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Лабораторная работа. Скелет млекопитающих.
Тема 9. Развитие животного мира на Земле. (4 часа)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№ п/п | № урока | Наименование разделов и тем урока | Лабораторный практикум | Контрольная работа |
I |
| Общие сведения о мире животных. 5 часов |
|
|
1 | 1 | Зоология – наука о животных. |
|
|
2 | 2 | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. |
|
|
3 | 3 | Классификация животных. Основные систематические группы животных. |
|
|
4 | 4 | Влияние человека на животных. Охрана животного мира. |
|
|
5 | 5 | Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных» |
|
|
|
| Строение тела животных. 3 часа |
|
|
6 | 1 | Особенности строения и жизнедеятельности клетки животных. |
|
|
7 | 2 | Особенности строения тканей. |
|
|
8 | 3 | Особенности строения систем органов животных, их взаимосвязь как основа целостности организма. К. р-та по теме «Строение тела животных» |
| 1 |
|
| Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные. 4 часа |
|
|
9 | 1 | Простейшие. . Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная. |
|
|
10 | 2 | Класс Жгутиконосцы. Эвглена зеленая. |
|
|
11 | 3 | Тип Инфузории. Инфузория-туфелька. | № 1. Строение и передвижение инфузории. |
|
12 | 4 | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. |
|
|
|
| Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. 3 часа |
|
|
13 | 1 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра |
|
|
14 | 2 | Морские кишечнополостные.
|
|
|
15 | 3 | К. р-та |
| 1 |
|
| Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. 6 часов |
|
|
16 | 1 | Тип Плоские черви. Белая планария. |
|
|
17 | 2 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. |
|
|
18 | 3 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды |
|
|
19 | 4 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. |
|
|
20 | 5 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Дождевой червь. | № 2 Внешнее строение дождевого червя, его передвижение. |
|
21 | 6 | К. р-та. |
| 1 |
|
| Тип Моллюски. 4 часа
|
|
|
22 | 1 | Общая характеристика типа Моллюски. |
|
|
23 | 2 | Класс Брюхоногие моллюски. |
|
|
24 | 3 | Класс Двустворчатые моллюски. | № 3. Раковины различных моллюсков. |
|
25 | 4 | Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме «Тип Моллюски» |
| 1 |
|
| Тип Членистоногие. 7 часов
|
|
|
26 | 1 | Класс Ракообразные. |
|
|
27 | 2 | Класс Паукообразные. |
|
|
28 | 3 | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. | № 4. Внешнее строение насекомого. |
|
29 | 4 | Типы развития насекомых.
|
|
|
30 | 5 | Пчелы и муравьи – общественные насекомые.. |
|
|
31 | 6 | Насекомые вредители сада и огорода. |
|
|
32 | 7 | Контрольная работа по теме «Беспозвоночные».
|
| 1 |
|
| Тип Хордовые. 33 часа Подтип Беспозвоночные 1 час |
|
|
33 | 1 | Общие признаки хордовых. Ланцетник. |
|
|
|
| Надкласс Рыбы. 5 часов |
|
|
34 | 2 | Надкласс Рыбы. Внешнее строение. | № 5. Вешнее строение и особенности передвижения рыб. |
|
35 | 3 | Внутреннее строение рыб. | № 6. Строение скелета рыб. Внутренние органы. |
|
36 | 4 | Особенности размножения рыб. |
|
|
37 | 5 | Основные систематические группы рыб. |
|
|
38 | 6 | Промысловые рыбы, их использование и охрана. Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы» |
|
|
|
| Класс Земноводные. 5 часов |
|
|
39 | 7 | Места обитания и внешнее строение земноводных. Скелет и мышцы. | .№7. Изучение скелета лягушки |
|
40 | 8 | Строение и деятельность внутренних органов лягушки. |
|
|
41 | 9 | Годовой цикл жизни земноводных, их происхождение. |
|
|
42 | 10 | Многообразие, значение, охрана земноводных |
|
|
43 | 11 | К. р-та |
| 1 |
|
| Класс Пресмыкающиеся. 4 часа. |
|
|
44 | 12 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. | .№8. Сравнение скелетов лягушки и ящерицы |
|
45 | 13 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. |
|
|
46 | 14 | Многообразие пресмыкающихся: змеи и ящерицы, крокодилы, черепахи. |
|
|
47 | 15 | Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Обобщение по теме «Пресмыкающиеся» |
|
|
|
| Класс Птицы. 8 часов. |
|
|
48 | 16 | Среда обитания и внешнее строение птиц. | №9. Внешнее строение птиц. Строение перьев. |
|
49 | 17 | Скелет и мускулатура птиц. | № 10. Строение скелета птиц. |
|
50 | 18 | Внутреннее строение птиц. |
|
|
51 | 19 | Размножение и развитие птиц. | №11. Яйцо птицы |
|
52 | 20 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. |
|
|
53 | 21 | Многообразие систематических групп птиц. Экологические группы птиц |
|
|
54 | 22 | Значение и охрана птиц. |
|
|
55 | 23 | К. р-та |
| 1 |
|
| Класс Млекопитающие.10 часов. |
|
|
56 | 24 | Внешнее строение млекопитающих. Скелет. | № 12. Скелет млекопитающих. |
|
57 | 25 | Внутреннее строение млекопитающих. |
|
|
58 | 26 | Размножение и развитие млекопитающих. |
|
|
59 | 27 | Происхождение млекопитающих. Первозвери. |
|
|
60 | 28 | Многообразие млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Хищные |
|
|
61 | 29 | Многообразие млекопитающих: Морские, копытные, хоботные. |
|
|
62 | 30 | Отряд Приматы. |
|
|
63 | 31 | Экологические группы млекопитающих. |
|
|
64 | 32 | Значение млекопитающих. Животный мир Брянской области. Охрана редких животных. |
|
|
65 | 33 | Контрольная работа по теме «Позвоночные». |
| 1 |
|
| Развитие животного мира на Земле. 4часа |
|
|
66 | 1 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Чарльза Дарвина. |
|
|
67 | 2 | Основные этапы развития животного мира. |
|
|
68 | 3 | Промежуточная аттестация. Тест. |
|
|
69 | 4 | Обобщение знаний и летние задания |
|
|
70 |
| Резерв |
|
|
№ п/п |
Тема урока | Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся |
Формы контроля | Дата проведения | ||
|
| ||||||||
| план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
| ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (5 часов) | ||||||||
1. | «Зоология – наука о животных» | 1 | ИНМ | Зоология – наука о животных. Сходство и отличие животных от растений, их распространение. | Иметь представление о многообразии животного мира Знать основные отличительные признаки животных Уметь характеризовать черты многообразия животного мира | Устный текущий Раб.т.1 стр.4 №2 |
|
| |
2. | «Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе» | 1 | КУ | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. | Знать основные среды жизни и места обитания животных. Уметь приводить примеры местных животных, обитающих в различных средах жизни, характерных для конкретной местности. | устный: оценка работы в паре раб. тет. с.6.№2,3 |
|
| |
3. | «Классификация животных. Основные систематические группы животных» | 1 | ИНМ | Классификация животных, ее значение. Методы изучения животных. | Знать основные таксономические единицы животного мира. Умереть распознавать животных различных таксономических групп; объяснять классификацию животных и ее значение. | устный текущий раб.тет.с.9 №1,2 с.10 №2,3 |
|
| |
4. | «Влияние человека на животных»
| 1 | КУ | Зависимость жизни животных от человека. охрана животного мира. роль животных в природных сообществах. | Знать животных, исчезнувших в результате деятельности человека. Уметь описывать меры охраны редких животных; давать характеристику роли животных в природе. | устный текущий раб.т. с.12 №5 |
|
| |
5 | Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных» | 1 | УОСЗ | Этапы развития науки зоологии. | Уметь обобщать знания и умения по теме; осуществлять контроль и взаимоконтроль. | Подведем итоги Учебник. |
|
| |
СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ (3 часа) | |||||||||
6. | «Особенности строения и жизнедеятельности клетки животных» | 1 | ИНМ | Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток. | Знать понятие «цитология»; органоиды растительной и животной клеток. Уметь характеризовать функции органоидов и частей клетки4 выявлять черты сходства и различия растительной и животной клеток. | Раб.т. с.18 31, с.20 №5 |
|
| |
7. | «Особенности строения тканей» | 1 | КУ | Ткани животных, особенности их строения. Виды тканей. | Знать основные ткани животных и их функции. Уметь характеризовать разнообразие тканей животных обосновать функции тканей и взаимосвязь процессов жизнедеятельности | устный: оценка работы в паре
|
|
| |
8. | «Органы и системы органов» К.р. по теме по теме «Строение тела животных» | 1 | УОСЗ | Органы и системы органов. организм как целостная система. | Знать понятие «орган» Уметь называть системы органов и их взаимосвязь применять знания о свойствах тканей для объяснения жизнедеятельности органов и всего организма | письменный: по результатам ра-боты в тетради р.т. с.21 №1 с.22 №2 подведем итоги |
|
| |
ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ, ИЛИ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (4 часа) | |||||||||
9. | Подцарство Простейшие. «Класс Саркодовые» Амеба обыкновенная. | 1 | ИНМ | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Класс Корненожки. Внешний вид и внутреннее строение, жизнедеятельность | Знать строение одноклеточных животных Уметь сравнивать одноклеточных животных с одноклеточными растениями; доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом | устный: текущий раб.т. с.27 №5. |
|
| |
10. | «Класс Жгутиковые» Эвглена зеленая. | 1 | КУ | Жгутиконосцы. Эвглена зеленая. строение, жизнедеятельность, автотрофное и гетеротрофное питание. | Знать общие признаки одноклеточных животных Уметь характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности жгутиковых на примере эвглены зеленой; выявление черт сходства и различия в строении одноклеточных растений и животных. | устный: индиви-дуальный опрос раб.т. с.28 №1,2 |
|
| |
11. | «Тип Инфузории» | 1 | ИНМ | Инфузория туфелька. особенности строения и жизнедеятельности. Половой процесс. | Знать общие признаки инфузорий. Уметь характеризовать особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки. | письменный: по результатам ла-бораторной работы №1 |
|
| |
12. | «Многообразие прос-тейших» Паразитические простейшие. | 1 | УОСЗ | Болезнетворные простейшие. | Знать меры борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточными животными. Уметь характеризовать основные типы современных одноклеточных животных. | устный: по ре-зультатам выс-тупления на ми-ни-конференции подведем итоги. |
|
| |
ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа) | |||||||||
13. | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. «Пресноводная гидра» | 1 | ИНМ | Общая характеристика типа Кишечнополостные. Лучевая симметрия. | Знать характерные черты многоклеточных животных. Уметь характеризовть особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных; обосновывать взаимосвязи строения и жизнедеятельности. | устный текущий р.т. с.39.№1 |
|
| |
14. | «Морские кишечно-полостные» | 1 | КУ | Значение морских кишечнополостных в природе и в жизни человека | Уметь хар-ть основные классы: Гидроидные, Коралловые полипы, Сцифоидные; выявлять черты сходства кишечнополостных с одноклеточными животными, их отличия. | письменный: провер. работа «Строение и жиз-недеятельность Кишечнополост-ных» |
|
| |
15. | Контрольный урок по теме: «Тип Простейшие и Тип Кишечнополостные» | 1 | урок контроля знаний |
| Уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий | Подведем итоги. Раб. тет. |
|
| |
ТИПЫ: ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ. КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ. КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (6 часов)
| |||||||||
16. | «Плоские черви: белая планария» | 1 | ИНМ | Типы червей. плоские черви. Белая планария, как представитель свободноживущих плоских червей. внешнее и внутреннее строение . Двусторонняя симметрия. размножение. регенерация. | Знать основные признаки плоских червей. Уметь обосновывать значение плоских червей в природе, в жизни и хоз. деятельности человека; распознавать представителей типа плоских червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных; описывать процессы размножения и регенерации
| устный текущий |
|
| |
17. | «Разнообразие плос-ких червей: сосальщи-ки и цепни» | 1 | КУ | Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. значение паразитических червей в природе и жизни человека. Методы защиты от заражения. | Знать основные черты приспособленности паразитических плоских червей к жизни в других организмах. Уметь характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности плоских паразит.червей ; Выявлять черты сходства различия в строении плоских червей и кишечнополостных. | письменный: по результатам за-полнения таблицы в тетради |
|
| |
18. | «Тип Круглые черви» Класс Нематоды | 1 | ИНМ | Круглые черви (нематоды, аскариды, острицы), их строние и жизнедеятельность. значение для человека и животных | Знать основные признаки круглых червей, их приспособленность к жизни в других организмах. Уметь выявлять особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей и плоских червей; Применять знания о строении и жизнедеятельности паразитических круглых червей для борьбы с ними и профилактики заражения. | устный индиви-дуальный опрос раб.т.стр.54 №2 с.55№3. |
|
| |
19. | «Тип Кольчатые черви: Класс Многощетинковые» | 1 | ИНМ | Кольчатые черви. многощетинковые черви. внешнее и внутреннее строение, жизнедеятельность, значение. | Знать основные признаки кольчатых червей. Уметь характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности; распознавать и описывать представителей многощетинковых кольчатых червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских и кольчатых червей | устный текущий раб.т. стр.57 №1-2 |
|
| |
20. | «Кольчатые черви: Класс Малощетинковые» Дождевой червь. | 1 | КУ | Дождевой червь. внешний вид и внутреннее строение. Размножение и развитие, значение. | Знать приспособления для жизни в почв. Уметь обосновывать значение малощетинковых кольчатых червей в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; выявлять черты сходства и различия в строении плоских, круглых и кольчатых червй. | письменный: по результатам лабор. работы №2 |
|
| |
21. | Контрольный урок по теме: «тип Плоские черви», « Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви». | 1 | урок контроля знаний |
| Уметь выявлять черты сходства и различия плоских, круглых, кольчатых червей; применять на практике полученные знания для решения практических задач. | тематический устный и пись-менный подведем итоги стр.93. |
|
| |
ТИП МОЛЛЮСКИ (4 часа) | |||||||||
22. | «Общая характерис-тика типа Моллюски» | 1 | ИНМ | Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. особенности строения и жизнедеятельности. классификация моллюсков. | Знать отличительные признаки типа Моллюски. Уметь приводить примеры наиболее распространенных видов моллюсков своей местности; харак-ть особенности строения и процессы жизнедеятельности моллюсков в связи со средой их обитания; обосновывать значение моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека. | устный: по рез-ультатам выступ-ления на мини-конференции |
|
| |
23. | «Класс Брюхоногие моллюски» | 1 | ИНМ | Класс Брюхоногие моллюски. Строение и жизнедеятельность, роль в природе и практическое значение. | Знать отличительные признаки класса Брюхоногих моллюсков, представителей. Уметь характеризовать особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания; обосновывать значение брюхоногих моллюсков в природе и хоз. деят. человека. | устный текущий |
|
| |
24. | «Класс Двустворчатые моллюски» | 1 | КУ | Класс двустворчатые моллюски. особенности строения и жизнедеятельности. Размножение. Роль в природе и в биогеоценозе и практ. значении. | Знать отличительные признаки двустворчатых моллюсков. Уметь характеризовать строения и процессы жизнедеятельности; обосновывать значение двустворчатых моллюсков в природе и хоз. деят. человека.
| письменный: по результатам лабор. работы №3 |
|
| |
25. | «Класс Головоногие моллюски» Обобщение по теме «Тип Моллюски» | 1 | УОСЗ | Класс Головоногие моллюски, особенности их строения, роль в биоценозе и практическое значение | Знать особенности строения и процессы жизнедеятельности головоногих моллюсков в связи со средой их обитания. | письменный: провер. работа «Моллюски» |
|
| |
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (8 часов) | |||||||||
26. | «Класс Ракообразные» | 1 | ИНМ | Общая характеристика типа. Класс ракообразные, общая характеристика класса, значение. | Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Ракообразные. Уметь обосновывать черты приспособленности ракообразных к средам обитания; Распознавать животных типа Членистоногие; сравнивать членистоногих с кольчатыми червями. | устный текущий раб.тет. |
|
| |
27. | «Класс Паукообразные» | 1 | КУ | Кл асс Паукообразные, общая характеристика, строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи, меры защиты от клещей. | Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Паукообразные. Уметь обосновывать черты приспособленности паукообразных к средам обитания; Объяснять значение паукообразных в природе и в жизни человека; называть особенности класса паукообразных. | устный: индиви-дуальный опрос |
|
| |
28. | «Класс Насекомые: особенности строения и жизнедеятельности» | 1 | ИНМ | Общая характеристика класса. Особенности строения насекомого. Типы ротового аппарата. | Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Насекомые. Уметь обосновывать черты приспособленности насекомых к средам обитания; описывать поведение насекомых; выявлять черты сходства и различия видов насекомых. | письменный: провер. работа «Ракообразные и паукообразные»; по итогам лабор. работы №4 |
|
| |
29. | «Типы развития насекомых» | 1 | КУ | Типы развития насекомых с неполным превращением, с полным превращением. биологический способ борьбы с вредными насекомыми. охрана насекомых. | Знать характеристику основных отрядов насекомых. Уметь характеризовать типы развития насекомых; называть отличительные черты представителей различных отрядов насекомых. | письменный: по итогам проверки конспекта в тет-ради |
|
| |
30. | «Пчелы и муравьи – общественные насекомые» | 1 | КУ | Одомашнивание насекомых на примере тутового шелкопряда. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. особенности их жизнедеятельности и организации семей. Поведение. Инстинкты. значение пчеловодства, шелководства. | Знать значение общественных насекомых в природе и в жизни человека. Уметь давать характеристику общественным насекомым, их отличительным чертам | устный текущий раб.т. |
|
| |
31. | «Насекомые – вреди-тели сада и огорода» | 1 | КУ | Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Биологический способ борьбы с вредителями. охрана насекомых. Насекомые-вредители и насекомые – переносчики заболеваний человека. | Знать особенности насекомых-вредителей, меры борьбы с насекомыми и с переносчиками заболеваний человека. | письменный: провер. работа «Многообразие насекомых», уст-ный: по итогам выступления на мини-конференции |
|
| |
32. | Контрольный урок по теме: «Тип Моллюски. Тип Членистоногие». | 1 | урок контроля знаний | Основные черты усложнения внешнего и внутреннего строения членистоногих по сравнению с кольчатыми червями | Уметь применять полученные знания при решении тестовых задач | тематический письменный |
|
| |
ТИП ХОРДОВЫЕ (33 часа) ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1ч.) | |||||||||
33. | «Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные» | 1 | ИНМ | Краткая характеристика типа Хордовые. Ланцетник - представитель бесчерепных. Значение. | знать общие признаки хордовых животных; особенности строения и жизнедеятельности ланцетника; усложнение строения хордовых в сравнении с бесчерепными. Уметь делать выводы о родстве низших хордовых с позвоночными животными | устный текущий раб.тет. |
|
| |
ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ. НАДКЛАСС РЫБЫ (5 часов) | |||||||||
34. | «Надкласс Рыбы: внешнее строение» | 1 | ИНМ | Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костистые рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. | Знать внешне строение рыб; особенности строения представителей подтипа Черепные или позвоночные; особенности строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде. Уметь давать систематическую харак-ку надкласса Рыбы
| письменный: по результатам лабор. работы №5 |
|
| |
35. | «Внутреннее строение рыб» | 1 | КУ | Внутреннее строение костистой рыбы | Знать особенности обмена веществ рыб Уметь объяснять значение плавательного пузыря; делать выводы о чертах усложнения организации костных рыб по сравнению с ланцетниками | устный текущий лаб.раб. №6 |
|
| |
36. | «Особенности размножения рыб» | 1 | ИНМ | Размножение и развитие рыб. Миграция | Знать определение термина «нерест», особенности размножения и развития рыб. Уметь объяснять миграции рыб; выявлять взаимосвязь между числом отложенных икринок и заботой о потомстве у рыб. | письменный: провер. работа «Строение рыб» |
|
| |
37. | «Основные система-тические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы» | 1 | КУ | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. осетровые рыбы. Двоякодышащие, кистеперые рыбы. Их место в эволюции наземных позвоночных животных. | Знать черты приспособленности рыб к разным условиям и определенным местам обитания; черты сходства и различия у представителей различных видов рыб. Уметь распознавать и описывать рыб водоемов своей местности; сравнивать различные отряды костистых рыб. | устный: индиви-дуальный опрос раб. тет. |
|
| |
38. | «Промысловые рыбы, их рациональное ис-пользование и охрана. Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы» | 1 | УОСЗ | Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб. акклиматизация рыб. Аквариумное рыбоводство | Уметь обосновывать необходимость охраны рыб и рационального ведения рыбоводства; объяснять значение акклиматизации рыб. | письменный: подведем итоги стр.171-172 |
|
| |
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ (5 часов) | |||||||||
39. | « Места обитания и внешнее строение земноводных. Скелет и мышцы» | 1 | ИНМ | Общая харак-ка класса. Внешнее строение лягушки. | Знать общие черты класса Земноводные; особенности внешнего строения земноводных и процессы их жизнедеятельности. Уметь объяснять приспособления земноводных к жизни на суше; сравнивать скелет земноводных и костистых рыб. | устный текущий раб.тет. 2 стр. 22-23 лабор. р-та №7. |
|
| |
40. | «Строение и деятельность внутренних органов лягушки» | 1 | КУ | Внутреннее строение лягушки и его особенности | Знать строение систем органов земноводных; особенности строения земноводных в связи с жизнью и на суше, и в воде. Уметь выявлять черты сходства и различия земноводных и рыб; характеризовать особенности жизнедеятельности земноводных | устный текущий раб.тет.2 стр.24-26 |
|
| |
41. | «Годовой цикл жизни земноводных, их происхождение» | 1 | КУ | Годовой цикл земноводных. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Вымершие земноводные. | Знать годовые жизненные циклы земноводных, их размножение и развитие. Уметь делать выводы о происхождении земноводных; сравнивать размножение и развитие рыб и земноводных. | письменный: пров. раб. «Строение земноводных» |
|
| |
42. | «Многообразие , значение, охрана земноводных» | 1 | КУ | Многообразие земноводных: хвостатые и бесхвостые. значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Происхождение земноводных | Уметь применять полученные знания для охраны земноводных; отличать хвостатых земноводных от бесхвостых. | устный индиви-дуальный опрос раб.тет. стр.28 |
|
| |
43 | Контрольная работа по теме «Класс Земноводные» | 1 | УОСЗ |
| Уметь применять получены знания при решении практических задач | Подведем итоги Раб. тет. стр.30-33 |
|
| |
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, или РЕПТИЛИИ (4 ЧАСА)
| |||||||||
44. | «Особенности внешнего строения и скелета Пресмыкающихся (на примере ящерицы)» | 1 | ИНМ | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. | Знать особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни. Уметь выявлять общие черты представителей класса Рептилии; обосновать черты сходства и различия прыткой ящерицы и тритона.
| устный текущий раб.тет.2 стр.34-35 лабор. р-та №8 |
|
| |
45 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | 1 | КУ | Особенности внутреннего строения, размножение и развитие | Уметь выявлять черты сходства и различия у рептилий и амфибий; делать вывод о чертах усложнения организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. | Раб. тет. 2 стр.36-37 |
|
| |
46. | «Многообразие прес-мыкающихся: змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи. | 1 | КУ | Змеи и ящерицы, черепахи, крокодилы; особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся | Знать систематические группы рептилий. Уметь приводить примеры многообразия пресмыкающихся; характеризовать основные отряды; сравнивать змей и ящериц | устный: по итогам выступления на мини-конференции |
|
| |
47. | Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Обобщение по теме: « Пресмыкающиеся».
| 1 | урок контроля знаний | Роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. | Уметь называть пичины вымирания древних пресмыкающихся; характеризовать роль пресмыкающихся в природе. | тематический устный и пись-менный подведем итоги стр.41-45 раб.тет. |
|
| |
КЛАСС ПТИЦЫ (8 часов)
| |||||||||
48. | «Среда обитания и внешнее строение птиц» | 1 | ИНМ | Общая харак-ка класса. Среда обитания птиц. особенности внешнего строения птиц. приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися. | Знать особенности внешнего строения птиц, указывающие на их родство с пресмыкающимися. Уметь называть черты приспособленности внешнего строения птиц к полету. | письменный: по результатам лабор. работы №9 |
|
| |
49. | «Скелет и мускулатура птиц» | 1 | КУ | Строение скелета птицы в связи с приспособлением к полету. | Знать особенности строения скелета и мускулатуры птиц в связи с полетом. Уметь находить взаимосвязь строения отделов скелета и их функций; черты сходства и различия скелета и мышц птиц и пресмыкающихся | письменный: по итогам лабор. работы №10 |
|
| |
50. | «Внутреннее строение птиц» | 1 | ИНМ | Особенности внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ | Уметь выявлять черты сходства и различия во внутреннем строении и обмене веществ птиц и рептилий; объяснять усложнение поведения птиц по сравнению с рептилиями | устный фронтальный раб.тет.стр.48 №2,3,5 |
|
| |
51. | «Размножение и развитие птиц» | 1 | КУ | Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве . Типы развития о потомстве. | Знать строение яйца и развитие зародыша птицы, виды гнезд птиц. Уметь находить черты сходства и различия в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся; сравнивать птиц с разным типом развития птенцов | письменный: провер. работа «Особенности строения птиц» и за конспект в тетради раб.тет. стр.52 №3,4. Лабор. р-та №11 |
|
| |
52. | «Годовой жизненный цикл и сезонные явле-ния в жизни птиц» | 1 | КУ | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Перелеты. | Уметь видеть, как сезонные явления влияют на жизнь птиц. | устный: индиви-дуальный опрос |
|
| |
53. | «Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц» | 1 | КУ | Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Экологические группы птиц. | Знать основные систематичские и экологичские группы птиц. | устный текущий раб.тет. стр55 №2, стр.56 №3-4 |
|
| |
54. | «Значение птиц и их охрана» | 1 | КУ | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. | Знать о системах мероприятий по охране птиц. Уметь описывать домашних птиц; делать выводы о происхождении птиц. | устный текущий
|
|
| |
55. | Контрольный урок по теме: «Птицы» | 1 | урок контроля знаний |
| Уметь применять полученные знания при выполнении практических задач | тематический устный и пись-менный подведем итоги раб.тет. стр.59-64 |
|
| |
КЛАСС МЛЕКОПИТАЩИЕ, или ЗВЕРИ (10 часов) | |||||||||
56. | «Внешнее строение млекопитающих. Скелет.» | 1 | ИНМ | Общая характеристика. Внешнее строение. Среды обитания млекопитающих. | Знать общие черты класса Млекопитающие.; особенности внешнего строения. Уметь выявлять черты сходства и различия во внешнем строении пресмыкающихся и млекопитающих; описывать строение кожи. | устный текущий Лабор. р-та №12 |
|
| |
57.
| «Внутреннее строение млекопитающих»
| 1 | ИНМ | Особенности внутреннего строения . Усложнение строения опорно-двигательной и нервной систем. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. | Знать особенности строения скелета и мускулатуры, нервной системы млекопитающих. Уметь называть особенности строения опорно-двигательной системы. |
устный, таблица |
|
| |
58. | «Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.» | 1 | КУ | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. | Уметь харак-ть размножение и развитие млекопитающих, их годовой жизненный цикл, особенности заботы о потомстве. | письменный: провер. работа «Строение млеко-питающих», за конспект в тетради |
|
| |
59. | «Происхождение Млекопитающих. Многообразие млекопитающих. подкласс Первозвери. Низшие Млекопитающие.» | 1 | КУ
| Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих; яйцекладущие, сумчатые, плацентарные. | Знать происхождение и многообразие млекопитающих, представителей первозверей и сумчатых. Уметь обосновывать биологические особенности первозверей и сумчатых. | устный текущий раб. тет. стр.71-72 |
|
| |
60. | «Многообразие мле-копитающих Высшие, или Плацентарные звери: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Хищные» | 1 | КУ | Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Хищники. | Знать основные отряды млекопитающих. | устный: индивидуальный опрос |
|
| |
61. | «Многообразие мле-копитающих. Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Хоботные» | 1 | КУ | Ластоногие. Китообразные, Непарнокопытные, Хоботные. Особенности строения. | Уметь называть черты приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания. | устный: по итогам выступления на мини-конференции |
|
| |
62 | Отряд Приматы | 1 | КУ | Признаки отряда Приматы. Общая харак-ка отряда | Знать основных представителей отряда Приматы; биологические особенности представителей отряда Приматы. Уметь выявлять черты сходства и различия человекообразных обезьян и человека.
| Раб. тет. стр.76.№1,3 |
|
| |
63.
. | Экологические группы млекопитающих. | 1 | КУ
| Основные экологические группы млекопитающих; лесные звери, звери открытых пространств, водоемов, почвенные млекопитающие | Знать основные экологические группы млекопитающих. Уметь характеризовать приспособления млекопитающих к жизни в различных средах обитания.
| устный текущий раб. тет. стр.81
|
|
| |
64 | Значение млекопитающих для человека | 1 | КУ | Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Промысел и промысловые эвери. Акклиматизация. Рационально использование и охрана млекопитающих.
| Знать основные виды домашних животных, определение понятий «порода», «промысел». Уметь отличать породы домашних животных друг от друга. | Раб. тет. стр. 82-83 |
|
| |
65. | Контрольный урок по теме: «Млекопитаю-щие» | 1 | урок контроля знаний |
| Уметь применять полученные знания при решении практических задач. | тематический: устный и пись-менный подведем итоги раб. тет стр. 83-87 |
|
| |
РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА (4 часа) | |||||||||
66. | «Доказательства и причины эволюции животного мира» | 1 | урок изучения нового матери-ала | Многообразие животного мира, учение Ч. Дарвина об историческом развитии органического мир. искусственный и естественный отбор | Знать основные факторы эволюции Уметь приводить доказательства родства организмов. | устный текущий |
|
| |
67. | «Основные этапы раз-вития животного мира на Земле» | 1 | КУ | Усложнение строения многоклеточных организмов, Происхождение и эволюция хордовых | Знать основные этапы развития животного мира Уметь приводить доказательства усложнения организации высших позвоночных животных по сравнению с низшими | устный текущий раб.тетр. стр.89-90 |
|
| |
68.
| Контрольная работа по курсу зоологии | 1 | Урок контроля |
| Уметь применять полученные знания при решении практических задач. | итоговый письменный раб тетр. стр.91-96 |
|
| |
69. | Обобщение знаний и летние задания. | 1 | УКЗ |
| Уметь применять знания при выполнении практических заданий |
|
|
| |
70 | Резерв |
|
|
|
|
|
|
|