СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного  общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы                  _______________________ 

  «___»________________г.      

СОГЛАСОВАНО:              

 Зам. директора по УВР     _______________________

«___» ________________г.       

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО ________________________

« __»__________________ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по биологии 7А, 7Б, 7В

Сержинековой Анны Федоровны

учителя биологии

 

 



2017/2018 учебный год

с. Таштып

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по УМК Пасечника В.В.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса), утвержденного приказом № 16 от _26.01.2017г._ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

Программа рассчитана на 34 ч. в год (_1_ час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ- _3_ ;

  • практических работ - __2___;

  • лабораторных работ- __5__.

Данная программа составлена для реализации курса биологии, на базовом уровне.

Новизна данной программы определяется тем, что_ рабочая программа по биологии построена на основе программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ИКТ, проблемное обучение, индивидуальный подход, дифференцированное обучение и др.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.



Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УДД)

1

Введение

1

История развития зоологии. Современная зоология.

Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. отрабатывают правила работы с учебником. Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

2

Многообразие животных:


25

Простейшие

Многоклеточные животные

1 .Беспозвоночные

2. Позвоночные

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, размножение). Рефлекс. Регенерация. Медузы. Коралловые полипы. Коралловые рифы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, )   способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

3

Эволюция строения и функций основных органов и их систем.

5


Анализируют палеонтологические, сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных. Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

5

Биоценозы

2


Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов

направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.


ИТОГО:

33+1(резерв)
















Перечень контрольных работ

Название темы контрольной работы

2 четверть

1

«Многоклеточные животные. Беспозвоночные»

3 четверть

2

«Многоклеточные животные. Позвоночные.»

4 четверть

3

Годовая контрольная работа

Перечень лабораторных работ

Название темы лабораторной работы

1 четверть

1

Знакомство с многообразием водных простейших

2

«Знакомство  с многообразием кольчатых червей

2 четверть

3

«Знакомство с многообразием ракообразных»

4

«Изучение представителей отрядов насекомых»

3 четверть

4

«Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

5

«Изучение внешнего строения птиц»

Перечень практических работ

Название темы практической работы

2 четверть

1

«Разнообразие моллюсков и их раковин»

3 четверть

2

«Строение скелета лягушки»



















Календарно-тематическое планирование

Календ. сроки

уроков

Тема

(раздел)


Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Фактическая дата проведения урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия

1 четверть 1.09-28.10. (8 часов)

Введение (1 час)

1 неделя сентября

1


Зоология как наука






Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории».

Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. отрабатыва правила работы с учебником.







Простейшие (2 часа)

2 неделя сентября

2

Общая характеристика простейших

Определяют понятия «простейшие», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина».

Сравнивают простейших с растениями. Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. Оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы




Лабораторная работа 1. Знакомство с многообразием водных простейших





3 неделя сентября

3


Многообразие и значение простейших



Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы».

Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека






Многоклеточные животные (12часов)

4 неделя сентября

4


Общая характеристика многоклеточных




Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных.








 



1 неделя окт

5


Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.



Определяют понятия «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация».

Дают характеристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе и жизни человека



 Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, видеофильма



2 неделя окт

6


Многообразие и значение кишечнополостных.




Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.








3 неделя окт

7

 

Черви, их общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.





Определяют понятия «орган», «система органов», «трехслойное животное», «двусторонняя симметрия», «паразитизм», «кожно-мышечный мешок», «гермафродит», «окончательный хозяин», «чередование поколений». Определяют понятия «первичная полость тела», «пищеварительная система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура», «анальное отверстие», «разнополость».

Знакомятся с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Дают характеристику типа Плоские черви. Обосновывают необходимость применять полученные знания в повседневной жизни. Дают характеристику типа Круглые черви. Обосновывают необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни



 



4 неделя окт

8

Тип Кольчатые черви.

Определяют понятия «вторичная полость тела», «параподия», «замкнутая кровеносная система», «полихеты», «щетинки», «окологлоточное кольцо», «брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве».

Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типу Кольчатые черви

таблица

  Л.р.№2 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»



2 четверть 6.11.-29.12. (8 часов)

2 нед нояб

9

Тип Моллюски



Определяют понятия «раковина», «мантия», «мантийная полость», «легкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы»; «глаза», «почки», «дифференциация тела»

Дать определения основным понятиям и их анализировать. Называть характерные черты моллюсков.Характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков.

Классифицировать тип моллюсков на классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Самостоятельная работа




3 неделя нояб

10

Многообразие моллюсков.


Определяют понятия «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр», «чернильные мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков.

Дать определения основным понятиям и их анализировать.

Называть признаки классов моллюсков.

Характеризовать особенности дыхания водных и наземных моллюсков;

Объяснять роль раковин и слизи в жизни наземных улиток.

Объяснять, почему необходимо привлекать других животных: жаб, ежей в сады, ягодники и огороды.



 П.р. №1 «Разнообразие моллюсков и их раковин»



4 неделя ноября

11

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные.

Определяют понятия «наружный скелет», «хитин», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «жаберный тип дыхания», «легочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». «сложные глаза», «паутинные бородавки», «паутина», «легочные мешки», «трахеи»

Проводят наблюдения за ракообразными. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни человека Проводят наблюдения за паукообразнми. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение паукообразных в природе и жизни человека

отчет

Л.р.3 «Знакомство с многообразием ракообразных»


1 неделя дек

12

Класс Насекомые.

Определяют понятия «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие».

Выполняют непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы







Отчет

Л.р. 4 «Изучение представителей отрядов насекомых»



2 неделя дек

13

Многообразие насекомых.

Определяют понятия «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие».

Работают с текстом параграфа. Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий








3 неделя дек

14

Отряд Перепончатокрылые

Определяют понятия «общественные животные», «сверхпаразит», «перепончатокрылые», «наездники», «матка», «трутни», «рабочие пчелы»; «мёд», «прополис», «воск», «соты».

Иллюстрируют значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами






4 неделя дек

15

Контрольная работа по теме «Беспозвоночные животные»










Тип Хордовые. (10 часов)

2 неделя янв

16

Тип Хордовые.

.

Определяют понятия «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок».

Составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых». Получают информации о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой

таблица

 



3 четверть 10.01.-24.03. (11 часов)

3 неделя янв

17

Общая характеристика надкласса Рыбы.



Определяют понятия «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный скелет», «двухкамерное сердце».

Выполняют непосредственные наблюдения за рыбами. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

отчет

Л.р.№5. «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»



4 неделя янв

18

Основные систематические группы рыб.

Классы



Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб. Определяют понятия «нерест», «проходные рыбы».

Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых отрядов. Работают с дополнительными источниками информации Выявляют черты сходства и различия между представителями данных отрядов костных рыб. Обсуждают меры увеличения численности промысловых рыб. Работают с дополнительными источниками информации



 



1 неделя февр

19

Класс Земноводные, или Амфибии

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, отряд Чешуйчатые.

Определяют понятия «головастик», «лёгкие». Определяют понятия «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий».

Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся



отчет

  П.р. №2 «Строение скелета лягушки»




2 неделя февр

20

Класс Птицы. Общая характеристика класса Л.р. №5 «Изучение внешнего строения птиц»

Определяют понятия «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные мешки».

Проводят наблюдения за внешним строением птиц. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

отчет

Л.р. №5. «Изучение внешнего строения птиц»



3 неделя февр

21

Многообразие птиц

Определяют понятия «роговые пластинки», «копчиковая железа». Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц



Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц



 



4 неделя февр

22

Класс Млекопитающие. Подклассы Однопроходные и Сумчатые

Определяют понятия «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка».

Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека

таблица

 Демонстрация видеофильма


1 неделя марта

23

Многообразие млекопитающих

Определяют понятия «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка».

Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека

Самостоятельная работа




2 неделя марта

24

Значение млекопитающих в природе и жизни человека



Определяют понятия «миграции», «цедильный аппарат», «бивни», «хобот», «хищные зубы». Составляют схемы.

«копыта», «рога», «сложный желудок», «жвачка»

Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры

борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Охрана млекопитающих



 



3 неделя марта

25

Важнейшие породы домашних млекопитающих





Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.






4 неделя марта

26

Контрольная работа №2 по теме «Многоклеточные животные. Позвоночные»



Сравнивают животных изучаемых классов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни






4 четверть 2.04.-25.05. (8 часов)

Происхождение животных. Эволюция строения и функций основных органов и их систем. (5 часов).

1 неделя апр

27

Органы дыхания и газообмен

Определяют понятия «органы дыхания», «диффузия», «газообмен», «жабры», «трахеи», «бронхи», «легкие», «альвеолы», «диафрагма», «легочные перегородки».

Устанавливают взаимосвязь механизма газообмена и образа жизни животных. Выявляют отличительные особенности дыхательных систем животных разных систематических групп. Объясняют физиологический механизм двойного дыхания у птиц. Описывают дыхательные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины эволюции органов дыхания у животных разных систематических групп



 





28

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Определяют понятия «питание», «пищеварение», «травоядные животные», хищные (плотоядные) животные», «всеядные животные», «паразиты», «наружное пищеварение», «внутреннее пищеварение».

Определяют понятия «обмен веществ», «превращение энергии», «ферменты».

Выявляют причины усложнения пищеварительных систем животных в ходе эволюции. Сравнивают пищеварительные системы и объясняют физиологические особенности пищеварения животных разных систематических групп. Различают на таблицах и схемах органы и пищеварительные системы животных разных систематических групп. Раскрывают значение обмена веществ и превращения энергии для жизнедеятельности организмов.



 





29

Кровеносная система. Кровь

Определяют понятия «сердце», «капилляры», «вены», «артерии», «кровеносная система», «органы кровеносной системы», «круги кровообращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система», «артериальная кровь», «венозная кровь», «плазма», «форменные элементы крови», «фагоцитоз», «функции крови».

Сравнивают кровеносные системы животных разных систематических групп. Выявляют признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных. Описывают кровеносные системы животных разных систематических групп.

таблица






30

Органы выделения

Определяют понятия «выделительная система», «канальцы», «почка», «мочеточник», «мочевой пузырь», «моча», «клоака».

Сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп. Дают характеристику эволюции систем органов животных..

Самостоятельная работа

 





31

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт



Определяют понятия «раздражимость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная цепочка», «нервное кольцо», «нервы», «головной мозг», «спиной мозг», «большие полушария», «кора больших полушарий», «врожденный рефлекс», «приобретенный

рефлекс», «инстинкт».

Раскрывают значение нервной системы для жизнедеятельности животных. Описывают и сравнивают нервные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных.

Сравнительная характеристика

 



Биоценозы (1 час)



32

Естественные и искусственные биоценозы 



Определяют понятия «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз», «ярусность», «продуценты», «консументы», «редуценты», «устойчивость биоценоза».

Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов








33

Итоговая контрольная работа












34

Резерв