Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»
МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______________________ «___»________________г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _______________________ «___» ________________г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ________________________ « __»__________________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 7А, 7Б, 7В
Сержинековой Анны Федоровны
учителя биологии
2017/2018 учебный год
с. Таштып
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по УМК Пасечника В.В.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса), утвержденного приказом № 16 от _26.01.2017г._ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 34 ч. в год (_1_ час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
Данная программа составлена для реализации курса биологии, на базовом уровне.
Новизна данной программы определяется тем, что_ рабочая программа по биологии построена на основе программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ИКТ, проблемное обучение, индивидуальный подход, дифференцированное обучение и др.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) |
1 | Введение | 1 | История развития зоологии. Современная зоология. | Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. отрабатывают правила работы с учебником. Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
2 | Многообразие животных: | 25 | Простейшие Многоклеточные животные 1 .Беспозвоночные 2. Позвоночные | Многоклеточные животные. Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, размножение). Рефлекс. Регенерация. Медузы. Коралловые полипы. Коралловые рифы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. | умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, ) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. |
3 | Эволюция строения и функций основных органов и их систем. | 5 | | Анализируют палеонтологические, сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных. Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
5 | Биоценозы | 2 | | Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов | направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. |
| ИТОГО: | 33+1(резерв) | | | |
Перечень контрольных работ
№ | Название темы контрольной работы |
2 четверть |
1 | «Многоклеточные животные. Беспозвоночные» |
3 четверть |
2 | «Многоклеточные животные. Позвоночные.» |
4 четверть |
3 | Годовая контрольная работа |
Перечень лабораторных работ
№ | Название темы лабораторной работы |
1 четверть |
1 | Знакомство с многообразием водных простейших |
2 | «Знакомство с многообразием кольчатых червей |
2 четверть |
3 | «Знакомство с многообразием ракообразных» |
4 | «Изучение представителей отрядов насекомых» |
3 четверть |
4 | «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» |
5 | «Изучение внешнего строения птиц» |
Перечень практических работ
№ | Название темы практической работы |
2 четверть |
1 | «Разнообразие моллюсков и их раковин» |
3 четверть |
2 | «Строение скелета лягушки» |
Календарно-тематическое планирование
Календ. сроки | № уроков | Тема (раздел) | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | Фактическая дата проведения урока |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия |
1 четверть 1.09-28.10. (8 часов) |
Введение (1 час) |
1 неделя сентября | 1 |
| Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». | Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. отрабатыва правила работы с учебником. |
|
|
|
Простейшие (2 часа) |
2 неделя сентября | 2 | Общая характеристика простейших | Определяют понятия «простейшие», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина». | Сравнивают простейших с растениями. Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. Оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы |
| Лабораторная работа 1. Знакомство с многообразием водных простейших |
|
|
3 неделя сентября | 3 | Многообразие и значение простейших |
| Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». | Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека |
| |
|
Многоклеточные животные (12часов) |
4 неделя сентября | 4 | Общая характеристика многоклеточных |
| Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. |
|
|
| |
|
1 неделя окт | 5 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. |
| Определяют понятия «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». | Дают характеристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе и жизни человека |
| Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, видеофильма |
|
2 неделя окт | 6 | Многообразие и значение кишечнополостных. | |
| Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. |
|
| |
|
3 неделя окт | 7 | Черви, их общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. |
| Определяют понятия «орган», «система органов», «трехслойное животное», «двусторонняя симметрия», «паразитизм», «кожно-мышечный мешок», «гермафродит», «окончательный хозяин», «чередование поколений». Определяют понятия «первичная полость тела», «пищеварительная система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура», «анальное отверстие», «разнополость». | Знакомятся с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Дают характеристику типа Плоские черви. Обосновывают необходимость применять полученные знания в повседневной жизни. Дают характеристику типа Круглые черви. Обосновывают необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни |
| |
|
4 неделя окт | 8 | Тип Кольчатые черви. | Определяют понятия «вторичная полость тела», «параподия», «замкнутая кровеносная система», «полихеты», «щетинки», «окологлоточное кольцо», «брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве». | Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типу Кольчатые черви | таблица | Л.р.№2 «Знакомство с многообразием кольчатых червей» |
|
2 четверть 6.11.-29.12. (8 часов) |
2 нед нояб | 9 | Тип Моллюски
| Определяют понятия «раковина», «мантия», «мантийная полость», «легкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы»; «глаза», «почки», «дифференциация тела» | Дать определения основным понятиям и их анализировать. Называть характерные черты моллюсков.Характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков. Классифицировать тип моллюсков на классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | Самостоятельная работа | |
|
3 неделя нояб | 10 | Многообразие моллюсков. | Определяют понятия «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр», «чернильные мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков. | Дать определения основным понятиям и их анализировать. Называть признаки классов моллюсков. Характеризовать особенности дыхания водных и наземных моллюсков; Объяснять роль раковин и слизи в жизни наземных улиток. Объяснять, почему необходимо привлекать других животных: жаб, ежей в сады, ягодники и огороды. |
| П.р. №1 «Разнообразие моллюсков и их раковин» |
|
4 неделя ноября | 11 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. | Определяют понятия «наружный скелет», «хитин», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «жаберный тип дыхания», «легочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». «сложные глаза», «паутинные бородавки», «паутина», «легочные мешки», «трахеи» | Проводят наблюдения за ракообразными. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни человека Проводят наблюдения за паукообразнми. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение паукообразных в природе и жизни человека | отчет | Л.р.3 «Знакомство с многообразием ракообразных» | |
1 неделя дек | 12 | Класс Насекомые. | Определяют понятия «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие». | Выполняют непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы
| Отчет | Л.р. 4 «Изучение представителей отрядов насекомых» |
|
2 неделя дек | 13 | Многообразие насекомых. | Определяют понятия «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие». | Работают с текстом параграфа. Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий
|
| |
|
3 неделя дек | 14 | Отряд Перепончатокрылые | Определяют понятия «общественные животные», «сверхпаразит», «перепончатокрылые», «наездники», «матка», «трутни», «рабочие пчелы»; «мёд», «прополис», «воск», «соты». | Иллюстрируют значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами |
| |
|
4 неделя дек | 15 | Контрольная работа по теме «Беспозвоночные животные» |
|
|
| |
|
Тип Хордовые. (10 часов) |
2 неделя янв | 16 | Тип Хордовые. . | Определяют понятия «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок». | Составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых». Получают информации о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой | таблица | |
|
3 четверть 10.01.-24.03. (11 часов) |
3 неделя янв | 17 | Общая характеристика надкласса Рыбы.
| Определяют понятия «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный скелет», «двухкамерное сердце». | Выполняют непосредственные наблюдения за рыбами. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы | отчет | Л.р.№5. «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» |
|
4 неделя янв | 18 | Основные систематические группы рыб. | Классы |
| Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб. Определяют понятия «нерест», «проходные рыбы». | Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых отрядов. Работают с дополнительными источниками информации Выявляют черты сходства и различия между представителями данных отрядов костных рыб. Обсуждают меры увеличения численности промысловых рыб. Работают с дополнительными источниками информации |
| |
|
1 неделя февр | 19 | Класс Земноводные, или Амфибии Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, отряд Чешуйчатые. | Определяют понятия «головастик», «лёгкие». Определяют понятия «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». | Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся
| отчет | П.р. №2 «Строение скелета лягушки» |
|
2 неделя февр | 20 | Класс Птицы. Общая характеристика класса Л.р. №5 «Изучение внешнего строения птиц» | Определяют понятия «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные мешки». | Проводят наблюдения за внешним строением птиц. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы | отчет | Л.р. №5. «Изучение внешнего строения птиц» |
|
3 неделя февр | 21 | Многообразие птиц | Определяют понятия «роговые пластинки», «копчиковая железа». Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц
| Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц |
| |
|
4 неделя февр | 22 | Класс Млекопитающие. Подклассы Однопроходные и Сумчатые | Определяют понятия «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». | Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека | таблица | Демонстрация видеофильма | |
1 неделя марта | 23 | Многообразие млекопитающих | Определяют понятия «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». | Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека | Самостоятельная работа | |
|
2 неделя марта | 24 | Значение млекопитающих в природе и жизни человека
| Определяют понятия «миграции», «цедильный аппарат», «бивни», «хобот», «хищные зубы». Составляют схемы. «копыта», «рога», «сложный желудок», «жвачка» | Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Охрана млекопитающих |
| |
|
3 неделя марта | 25 | Важнейшие породы домашних млекопитающих
|
| Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. |
| |
|
4 неделя марта | 26 | Контрольная работа №2 по теме «Многоклеточные животные. Позвоночные» |
| Сравнивают животных изучаемых классов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни |
| |
|
4 четверть 2.04.-25.05. (8 часов) |
Происхождение животных. Эволюция строения и функций основных органов и их систем. (5 часов). |
1 неделя апр | 27 | Органы дыхания и газообмен | Определяют понятия «органы дыхания», «диффузия», «газообмен», «жабры», «трахеи», «бронхи», «легкие», «альвеолы», «диафрагма», «легочные перегородки». | Устанавливают взаимосвязь механизма газообмена и образа жизни животных. Выявляют отличительные особенности дыхательных систем животных разных систематических групп. Объясняют физиологический механизм двойного дыхания у птиц. Описывают дыхательные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины эволюции органов дыхания у животных разных систематических групп |
| |
|
| 28 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | Определяют понятия «питание», «пищеварение», «травоядные животные», хищные (плотоядные) животные», «всеядные животные», «паразиты», «наружное пищеварение», «внутреннее пищеварение». Определяют понятия «обмен веществ», «превращение энергии», «ферменты». | Выявляют причины усложнения пищеварительных систем животных в ходе эволюции. Сравнивают пищеварительные системы и объясняют физиологические особенности пищеварения животных разных систематических групп. Различают на таблицах и схемах органы и пищеварительные системы животных разных систематических групп. Раскрывают значение обмена веществ и превращения энергии для жизнедеятельности организмов. |
| |
|
| 29 | Кровеносная система. Кровь | Определяют понятия «сердце», «капилляры», «вены», «артерии», «кровеносная система», «органы кровеносной системы», «круги кровообращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система», «артериальная кровь», «венозная кровь», «плазма», «форменные элементы крови», «фагоцитоз», «функции крови». | Сравнивают кровеносные системы животных разных систематических групп. Выявляют признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных. Описывают кровеносные системы животных разных систематических групп. | таблица | |
|
| 30 | Органы выделения | Определяют понятия «выделительная система», «канальцы», «почка», «мочеточник», «мочевой пузырь», «моча», «клоака». | Сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп. Дают характеристику эволюции систем органов животных.. | Самостоятельная работа | |
|
| 31 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
| Определяют понятия «раздражимость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная цепочка», «нервное кольцо», «нервы», «головной мозг», «спиной мозг», «большие полушария», «кора больших полушарий», «врожденный рефлекс», «приобретенный рефлекс», «инстинкт». | Раскрывают значение нервной системы для жизнедеятельности животных. Описывают и сравнивают нервные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных. | Сравнительная характеристика | |
|
Биоценозы (1 час) |
| 32 | Естественные и искусственные биоценозы
| Определяют понятия «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз», «ярусность», «продуценты», «консументы», «редуценты», «устойчивость биоценоза». | Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов |
| |
|
| 33 | Итоговая контрольная работа |
|
|
| |
|
| 34 | Резерв |
|
|
| |
|