ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по биологии в 7 классе разработана на основе Программы основного общего образования «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», автор В. Б. Захаров, с учётом примерной образовательной программы основного общего образования по биологии.
Срок реализации программы: 1 год. Федеральный базисный учебный план для ОУ Российской Федерации отводит в 7 классе на изучение биологии на базовом уровне 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цели изучения биологии:
освоение знаний о многообразии,
особенностях строения,
процессах жизнедеятельности и
систематике живых организмов.
Задачи изучения биологии:
научить приобретать биологические знания, работать с учебником, цифровыми образовательными ресурсами, проводить наблюдения за биологическими объектами;
научить применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности живых организмов, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;
научить использовать знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными;
развивать познавательный интерес к объектам живой природы;
способствовать воспитанию позитивного отношения к природе, культуры поведения в природе
способствовать формированию общеучебных умений и навыков.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 7 классе
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
•воспитание российской гражданской идентичности :патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ- компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.
Введение (3 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.
Раздел 1. От клетки до биосферы (5 ч)
Тема 1.1. Ч. Дарвин о происхождении видов. История развитияжизни на Земле.Уровни организации жизни. Систематика живых организмов.Обобщение и систематизация знаний по теме «От клетки до биосферы»
Раздел 2. Царство Бактерии. Строение прокариотической клетки. Подцарство настоящие бактерии.Многообразие и роль бактерий.
Раздел 3. Царство ГрибыТема Общая характеристика грибов (5 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация: Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.
Тема Лишайники
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация: Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.
Раздел 3. Царство Растения (22 ч)
Тема Общая характеристика растений
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация
Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема Низшие растения
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация: Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения водорослей.
Тема Высшие споровые растения
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов, различные представители мхов, плаунов и хвощей, схемы строения папоротника; древние папоротниковидные, схема цикла развития папоротника, различные представители папоротниковидных.
Тема Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение), представители различных семейств покрытосеменных растений.
Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Раздел 1. От клетки до биосферы | | |
1 | Многообразие живых организмов. | 1 | |
2 | Ч. Дарвин о происхождении видов | 1 | |
3 | История развития жизни на Земле | 1 | |
4 | Систематика живых организмов | 1 | |
5 | Входной контроль знаний. | 1 | |
| Раздел 2. Царство Бактерии | | |
6 | Строение прокариотической клетки. Подцарство настоящие бактерии. | 1 | |
7 | Многообразие и роль бактерий | 1 | |
| Раздел 3. Царство Грибы | | |
8 | Строение и функции Грибов | 1 | |
9 | Многообразие грибов | 1 | |
10 | Экология грибов | 1 | |
11 | Группа Лишайники | 1 | |
12 | Контрольная работа по теме «Бактерии» и «Грибы» | 1 | |
| Раздел 4. Царство Растения | | |
13 | Основные признаки растений | 1 | |
14 | Группа отделов Водоросли; строение, функции | 1 | |
15 | Многообразие и экология водорослей | 1 | |
16 | Отдел Моховидные | 1 | |
17 | Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные | 1 | |
18 | Отдел папоротниковидные | 1 | |
19 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Водоросли и высшие споровые растения» | 1 | |
20 | Отдел Голосеменные растения. | 1 | |
21 | Лабораторная работа «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны» | 1 | |
22 | Многообразие голосеменных. | 1 | |
23 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных. | 1 | |
24 | Систематика отдела Покрытосеменные. | 1 | |
25 | Семейства класса Двудольные растения. | 1 | |
26 | Лабораторная работа «Строение шиповника» | 1 | |
27 | Семейства класса Однодольные растения. | 1 | |
28 | Лабораторная работа «Строение пшеницы» | 1 | |
29 | Многообразие, распространение покрытосеменных. | 1 | |
30 | Эволюция растений | 1 | |
31 | Промежуточная итоговая аттестация | 1 | |
| Раздел 5. Растения и окружающая среда | | |
32 | Растительные сообщества. | 1 | |
33 | Растения и человек. | 1 | |
34 | Охрана растений и растительных сообществ | 1 | |