СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа для 7 ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Ростовская область, Морозовский район, х.Донской
Донсковская основная общеобразовательная школа
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6
| «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 6 __________М.Н.Гвозденко Приказ от_____________ №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММA
по биологии
Основное общее образование 7 класс
Количество часов 68________________________
Учитель Шпетная Анна Николаевна
Программа разработана на основе
примерной программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы
и авторской программы В.В.Пасечник,Дрофа, 2010г.
2015-2016 учебный год
РАЗДЕЛ I Пояснительная записка
Рабочая программа «Биология» в 7классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Устав МБОУ СОШ № 6
Образовательная программа Донсковской ООШ филиала МБОУ СОШ № 6
Примерная программа основного общего образования по биологии
Программа «Биология » автора В.В.Пасечника 2010
Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Задачи:
• освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочникам; проводить наблюдения за животными;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к животным;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными.
РАЗДЕЛII Общая характеристика предмета
Общая характеристика учебного предмета
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В качестве ценностных ориентиров ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
•ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
•ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
•уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
•понимание необходимости здорового образа жизни;
•осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
•развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
•развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Нравственные ценности — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Эстетические ценности предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Обоснование части программы, формируемой участниками образовательного процесса
В рабочей программе произошло перепланирование времени изучения отдельных понятий теории: «Многообразие животных» вместо 34/38, т.к материал вызывает интерес у учащихся, можно использовать много наглядного материала (видиофильмы, энциклопедии) Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных- 14/13, т.к контрольная работа проводиться после изучения темы «Индивидуальное развитие» следовательно туда добавлен час ¾, биоценозы4/5,т,к отведен час на итоговую контрольную работу, животный мир и хозяйственная деятельность человека 5/3, т.к не проводится экскурсия «посещение выставок с/х и домашних животных -нет условий для ее проведения. и часть вопросов изучается по ходу прохождения других тем. Т.к число часов по темам увеличено за счет резервного времени, то согласно календарю за год общее количество проведенных уроков 68 с полным выполнением предполагаемого объема программы.
РАЗДЕЛ III Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия можно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен)
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Предмет биологии входит в образовательную область «Естествознание». Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год ,при 2 часе в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня. Структура программы:
тема | часы | Лабораторные работы | Контрольны работые | экскурсии | дата |
введение | 2 |
|
|
| 3.09-7.09 |
Многообразие животных | 38 | 5 | 2 | 1 | 10.09-4.02 |
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | 13 | 1 | 1 |
| 8.02-31.03 |
. Индивидуальное развитие животных | 4 | 1 |
| 4.04-14.04 | |
Развитие животного мира на Земле | 3 |
|
|
| 18.04-25.04 |
биоценозы | 5 |
| 1 | 2 | 28.04-19.05 |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 3 |
|
|
| 23.05-27.05 |
ИТОГО | 68 | 7 | 4 | 3 |
|
Введение. Общие сведения о животном мире (2ч
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных
1. Многообразие животных (38ч)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа знакомство с многообразием кольчатых червей
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа знакомство с многообразием ракообразных
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни
Экскурсия изучение многообразие птиц
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (13ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа Изучение особенностей различных покровов тела.
3. Индивидуальное развитие животных (4ч)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа изучение стадий животных и определение их возраста
4. Развитие животного мира на Земле (3ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5. Биоценозы (5ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных
6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
РАЗДЕЛ V ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел программы | Основное содержание темы | Виды деятельности ученика |
Введение. Общие сведения о животном мире | История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных | - эвристическая беседа; - демонстрационный эксперимент; - лабораторный эксперимент; - эксперимент-исследование; - практические работы по изучению - биологические диктант; А так же используется: •работа с различными источниками информации: Интернет-ресурсами, научной литературой по предмету, энциклопедиями, учебником; •самостоятельные работы по тестам, приближенным к заданиям базового уровня ЕГЭ; •работа по дифференцированным заданиям карточек; •создание и защита различных видов творческих работ Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
|
Многообразие животных | Простейшие Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших. Многоклеточные животные Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма. Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа знакомство с многообразием кольчатых червей Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин. Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма. Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа знакомство с многообразием ракообразных Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Изучение представителей отрядов насекомых. Тип хордовые. Класс ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни Экскурсия изучение многообразие птиц Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация видеофильма | |
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей. Лабораторная работа Изучение особенностей различных покровов тела |
|
Индивидуальное развитие животных | Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Лабораторная работа изучение стадий животных и определение их возраста 6 . | |
Развитие животного мира на Земле | Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. | |
Биоценозы | Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсии: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных | |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
|
РАЗДЕЛ VI Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Наименование темы урока. | Кол-во час. | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся | ||
|
|
| Введение | 2 |
|
| |
1 | 1 | 3.09 | История развития зоологии. Методы изучения животных. | 1 | Определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. Отрабатывают правила работы с учебником | Называть: Предмет изучения зоологии Систематические категории Описывать: методы изучения животных Объяснять: значение классификации животных Характеризовать этапы развития зоологии | |
2 | 2 | 7.09 | Структура зоологии. Систематика животных. | 1 | Определяют понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составляют схему «Структура науки зоологии». Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость рационального использования животного мира и его охраны. | Называть области применения зоологических знаний Отличать животных от растений | |
|
|
| РАЗДЕЛ 1 МНОГО- ОБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ Тема 1. Многообразие животных.Простейшие | 39
2 |
|
| |
3 | 1 | 10.09. | Общая характеристика простейших | 1 | Определяют понятия: «простейшие», «корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями. Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человка. | Определять принадлежность организмов к простейшим. Характеризовать типы простейших | |
4 | 2 | 14.09 | Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. | 1 | Определяют понятия: «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека | Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности. | |
|
|
| Тема 2. Многоклеточные организмы.Беспозвоночные | 17 |
|
| |
5 | 1 | 17.09. | Тип Губки. | 1 | Определяют понятия: «ткань» рефлекс», «губки», «скелетные иглы», «клетки», «специализация», «наружный слой клеток», «внутренний слой клеток». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Характерные черты строения губок». Классифицируют тип Губки. Выявляют различия между представителями различных классов губок | Называть способы защиты от врагов Распознавать и описывать строение слоев губок Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими Доказывать, что губки- многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок | |
6
| 2
| 21.09 | Тип Кишечнополостные.
| 1 | Определяют понятия: «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают характеристику типа Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе и жизни человека | Распознавать и описывать строение кишечнополостных Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу | |
7 | 3 | 24.09. | Тип Плоские черви. | 1 | Определяют понятия: «орган», «система органов», «трёхслойное животное», «двусторонняя симметрия», «паразитизм», «кожно‑мышечный мешок», «гермафродит», «окончательный хозяин», «чередование поколений». Знакомятся с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Дают характеристику типа Плоские черви. Обосновывают необходимость применять полученные знания в повседневной жизни | Давать определение основным понятиям. Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей.. | |
8 | 4 | 28.09 | Тип Круглые Черви. | 1 | Определяют понятия: «первичная полость тела», «пищеварительная система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура», «анальное отверстие», «разнополость». Дают характеристику типа Круглые черви. Обосновывают необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. | |
9 | 5 | 1.10 | Тип Кольчатые черви. | 1 | Определяют понятия: «вторичная полость тела», «параподия», «замкнутая кровеносная система», полихеты», «щетинки», «окологлоточное кольцо».«брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве». Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей. | |
10 | 6 | 5.10 | Многообразие кольчатых червей. | 1 | Лабораторная работа»Знакомство с мноообразием кольчатых червей» Определяют понятия: «диапауза», «защитная капсула», «гирудин», «анабиоз». Работают с различными источниками (книги, Интернет) для получения дополнительной информации. | Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании.. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | |
11 | 7 | 8.10. | Тип Моллюски. | 1 | Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела | Распознавать и описывать животных типа Моллюски. Выделять особенности внешнего строения моллюсков.Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | |
12 | 8 | 12.10. | Многообразие моллюсков. | 1 | Определяют понятия: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр», «чернильный мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков | Определять принадлежность моллюсков к классам.Объяснять значение в природе и в жизни человека.Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков. | |
13 | 9 | 15.10 | Тип Иглокожие.. | 1 | Определяют понятия: «водно‑сосудистая система», «известковый скелет». Сравнивают между собой представителей разных классов иглокожих | Узнавать по рисункам представителей иглокожих.Описывать строение иглокожих в природе.Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. | |
14
| 10
| .19.10 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.. | 1
| Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения» Узнают по рисункам и коллекциям представителей членистоногих Лабораторная работа»Знакомство с многообразием ракообразных»Узнают по рисункам и коллекциям представителей ракообразных.Приводят примеры представителей классов ракообразных Описывают значение ракообразных в природе и в практической деятельности. Анализирую содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника | Определять принадлежность членистоногих к классам.Объяснять значение в природе и в жизни человека.Выявлять приспособления членистоногих к среде обитания.Сравнивать по плану членистоногих разных классов. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. | |
15 | 11 | 22.10 | Класс Паукообразные. Клещи. | 1 | Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «партеногенез».. Иллюстрируют примерами значение паукообразных в природе и жизни человека | Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к Типу Членистоногие. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания. | |
16 | 12 | 26.10 | Класс Насекомые. | 1 | Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие». Выполняют непосредственные наблюдения за насекомыми. Готовить сообщение из научно-популярной литературы о видах насекомых Ростовской области. | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. | |
17 | 13 | 29.10 | Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховёртки, подёнки. | 1 | Объясняют особенности строения в связи с образом жизни. Анализируют содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника | Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых.Определять принадлежность к отряду, классу, тпу.Объяснять название «прямокрылые»Характеризовать роль в природе и жизни человека. | |
18 | 14 | 9.11 | Стрекозы, вши, жуки, клопы. | 1 | Определяют понятие «развитие с превращением». Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни Объясняют особенности строения в связи с образом жизни. Анализируют содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника | Распознавать и описывать представителей отрядов, обитающих в Ростовской обл.Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране.Объяснять название «жесткокрылые».Характеризовать роль в природе и жизни человека.Определять принадлежность к отряду, классу, типу. | |
19 | 15 | 12.11. | Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. | 1 | Определяют понятия: «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи». Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий. Объясняют особенности строения в связи с образом жизни.Анализируют содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника | Распознавать и описывать представителей отрядов. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране.Определять принадлежность к отряду, классу, типу.Объяснять роль в природе и жизни человека.Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний челов | |
20 | 16 | 16.11. | Перепончатокрылые насекомые. | 1 | Лабораторная работа»Изучение представителей отрядов насекомых Определяют понятия: «общественные животные», «сверхпаразит», «перепончатокрылые», «наездники», «матка», «трутни», «рабочие пчёлы», «мёд», «прополис», «воск», «соты». Иллюстрируют значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами | Определять принадлежать к отряду, классу, типу. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять роль в природе и жизни человекаОбъяснять, почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми. | |
21 | 17 | 19.11 | Контрольная работа по теме «Беспозвоночные животные» | 1 | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»). | Знать основные понятия по теме «Беспозвоночные животные» | |
|
|
| Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые | 19 |
|
| |
22 | 1 | 23.11 | Общая характеристика хордовых. | 1 | Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок». Составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых». Получают информацию о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой | Распознать животных типа Хордовых. Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде. Объяснять роль в природе и жизни человека.Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. | |
23 | 2 | 26.11 | Классы рыб. | 1 | Лабораторная работа»наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный скелет», «двухкамерное сердце». Выполняют непосредственные наблюдения за рыбами. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы Выдвигать предположения и аргументировать собственную точку зрени | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Распознавать и описывать внешне строение и особенности передвижения. Выделять особенности строения рыб. | |
24 | 3 | 30.11 | Хрящевые рыбы. | 1 | Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб. Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых отрядов. Работают с дополнительными источниками информации | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. | |
25 | 4 | 3.12. | Многообразие костных рыб | 1 | Определяют понятия: «нерест», «проходные рыбы». Выявляют черты сходства и различия между представителями данных отрядов костных рыб. Обсуждают меры увеличения численности промысловых рыб. Работают с дополнительными источниками информации | Распознавать и описывать представителей костных рыб. Приводить примеры видов рыб, обитающих в Ростовской обл.Характеризовать по плану отряды костных рыб.Объяснять значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. | |
26 | 5 | 7.12. | Класс Земноводные. | 1 | Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе Объясняют адаптации земноводных к жизни на суше, в воде и в почве; их происхождение от рыб.Сравнивают земноводных и | Распознавать и описывать внешнее строение Земноводных.Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.Объяснять:
| |
27 | 6 | 10.12. | Класс Пресмыкающиеся. | 1 | Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся. Выделяют причинно-следственную зависимость между способом передвижения и особенностями строения | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса. Выявлять особенности строения пресмыкающихся.Доказывать:
| |
28 | 7 | 14.12. | Отряды пресмыкающихся. | 1 | Определяют понятие «панцирь». Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Работают с учебником и дополнительной литературой Прогнозировать последствия уничтожения пресмыкающихся человеком | Распознавать и описывать представителей класса Пресмыкающиеся. Определять принадлежность рептилий к определённым отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. | |
29 | 8 | 17.12. | Класс Птицы. | 1 | Лабораторная работа»Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни» Определяют понятия: «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные мешки». Проводят наблюдения за внешним строением птиц. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полёту. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся. | |
30 | 9 | 21.12 | Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. | 1 | Определяют понятия: «роговые пластинки», «копчиковая железа». Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц, обитающих в Красноярском краеОпределять принадлежность птиц к определённым отрядам.Объяснять:
| |
31 | 10 | .24.12 | Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные. | 1 | Определяют понятия: «хищные птицы», «растительноядные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Изучают взаимосвязи, сложившиеся в природе. Обсуждают возможные пути повышения численности хищных птиц | Распознавать и описывать наиболее распространённых представителей класса птиц, домашних птицОпределять принадлежность птиц к определённым отрядам.Объяснять:
| |
32 | 11 | .28.12 | Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые. | 1 | Определяют понятия: «насекомоядные птицы», «зерноядные птицы», «всеядные птицы». Работают с учебником и дополнительной литературой. Готовят презентацию на основе собранных материалов | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц.Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных.Объяснять роль в природе и жизни человека. | |
33 | 12 | 11.01 | Экскурсия изучение многообразия птиц | 1 | Определяют понятие «приспособленность». Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Проводят наблюдения и оформляют отчёт, включающий описание экскурсии, её результаты и выводы | Определять принадлежность птиц к определённым отрядам. Наблюдать в природе за представителями разных отрядов птиц Объяснять роль в природе и жизни человека. | |
34 | 13 | 14.01 | Класс Млекопитающие, или Звери | 1 | Определяют понятия: «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека | Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих. Выявлять приспособления во внешнем строении млекопитающих к среде обитания. | |
35 | 14 | .18.01 | Отряды млекопитающих: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и зайцеобразные | 1 | Определяют понятие «резцы». Работают с текстом параграфа. Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой | Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса млекопитающихОбъяснять:
Выявлять приспособления во внешнем строении к среде обитания. | |
36 | 15 | 21.01 | Отряд Хищные. | 1 | Составляют Схемы «Особенности строения и образа жизни хищных». Получают сведения о значении животных данных отрядов, используя дополнительные источники информации, включая Интернет | Определять принадлежность млекопитающих к определённому отряду Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих Объяснять:
| |
37 | 16 | 25.01 | Отряды Ластоногие, китообразные. | 1 | Определяют понятия: «миграции», «цедильный аппарат», «бивни», «хобот», Составляют схему «Отряд Китообразные», Получают сведения о значении животных данных отрядов, используя дополнительные источники информации, включая Интернет | Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих Объяснять:
Выявлять приспособления во внешнем строении к среде обитания. | |
38 | 17 | 28.01 | Отряды млекопитающих. Парнокопытные. Непарнокопытные. | 1 | Определяют понятия: «копыта», рога», «сложный желудок», «жвачка». Составляют таблицу «Семейство Лошади».
| Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих Объяснять роль в природе и жизни человека | |
39 | 18 | 1.02 | Отряды Млекопитающих. Приматы. | 1 | Определяют понятия: «приматы», «человекообразные обезьяны». Обсуждают видеофильм о приматах и сравнивают их поведение с поведением человека | Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с приматами. | |
40 | 19 | 4.02 | Контрольная работа по теме «Многоклеточные организмы. Хордовые» | 1 | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»). | Знать основные понятия по теме Многоклеточные организмы. Хордовые» | |
|
|
| РАЗДЕЛ 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем. | 13 |
|
| |
41 | 1 | .8.02 | Покровы тела. | 1 | Лабораторная работа »изучение особенностей различных покровов тела» «плоский эпителий», «кутикула», «эпидермис», «собственно кожа». Описывают строение и значение покровов у одноклеточных и многоклеточных животных. Объясняют закономерности строения и функции покровов тела. Сравнивают строение покровов тела у различных животных. Различают на животных объектах разные виды покровов и выявляют особенности их строения. Получают биологическую информацию из различных источников | Называть функции покровов тела. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих. Выявлять приспособления в покровах тела к среде обитания. | |
42 | 2 | .11.02 | Опорно - двигательная система у беспозвоночных животных. | 1 | Определяют понятия: «опорно‑двигательная система», «наружный скелет», Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о строении опорно‑двигательной системы животных. Объясняют значение опорно‑двигательной системы в жизнедеятельности животных. Выявляют черты сходства и различия в строении опорно‑двигательной системы различных животных | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы ОДС Называть функции ОДС, типы скелетов Выявлять усложнения в строении ОДС беспоз.. СравниватьОДС беспозвоночных. | |
43 | 3 | 15.02 | Опорно - двигательная система у позвоночных животных | 1 | Определяют понятия «внутренний скелет», «осевой скелет», «позвоночник», «позвонок», «скелет конечностей», «пояса конечностей», «кость», «хрящ», сухожилие», сустав». Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о строении опорно‑двигательной системы животных. Объясняют значение опорно‑двигательной системы в жизнедеятельности животных. Выявляют черты сходства и различия в строении опорно‑двигательной системы различных животных | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы ОДС Называть функции ОДС, типы скелетов Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих. Сравнивать скелеты позвоночных.
| |
44 | 4 | 18.02 | Способы передвижения. Полости тела. | 1 | Определяют понятия: «амёбоидное движение», «движение за счёт биения ресничек и жгутиков», «движение с помощью мышц». Устанавливают взаимосвязь строения опорно‑двигательных систем и способов передвижения животных. Приводят доказательства приспособительного характера способов передвижения у животных. Выявляют, чем различаются первичная, вторичная и смешанная полости тела животных. Объясняют значение полостей тела у животных | Приводить примеры животных, имеющие разные полости тела. Давать определения терминам: полость тела, первичная полость тела, вторичная полость тела. Распознавать и описывать способы передвижения животных. Выявлять приспособления организмов к передвижению. | |
45 | 5 | 20.02 | Органы дыхания и газообмена. | 1 | Определяют понятия: «органы дыхания», «диффузия», «газообмен», «жабры», «трахеи», «бронхи», «лёгкие», «альвеолы», «диафрагма», «лёгочные перегородки». Устанавливают взаимосвязь механизма газообмена и образа жизни животных. Выявляют отличительные особенности дыхательных систем животных разных систематических групп. Объясняют физиологический механизм двойного дыхания у птиц. Описывают дыхательные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины эволюции органов дыхания у животных разных систематических групп | Называть пути поступления кислорода в организм животных. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания. | |
46 | 6 | .25.02 | Органы пищеварения. | 1 | Определяют понятия: «питание», «пищеварение», «травоядные животные», «хищные (плотоядные) животные», «всеядные животные», «паразиты», «наружное пищеварение», «внутреннее пищеварение». Выявляют причины усложнения пищеварительных систем животных в ходе эволюции. Сравнивают пищеварительные системы и объясняют физиологические особенности пищеварения животных разных систематических групп. Различают на таблицах и схемах органы и пищеварительные системы животных разных систематических групп | Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания. Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций. | |
47 | 7 | 29.02 | Обмен веществ и превращение энергии | 1 | Определяют понятия: «обмен веществ», «превращение энергии», «ферменты». Раскрывают значение обмена веществ и превращения энергии для жизнедеятельности организмов. Сравнивают и сопоставляют особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных. Устанавливают зависимость скорости протекания обмена веществ от состояния животного и внешних факторов. Дают характеристику ферментов как обязательного участника всех реакций обмена веществ и энергии. Выявляют роль газообмена и полноценного питания животных в обмене веществ и энергии | Сравнивать обменные процессы у разных групп животных Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций | |
48 | 8 | 3.03 | Кровеносная система. | 1 | Определяют понятия: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии», «кровеносная система», «органы кровеносной системы», «круги кровообращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система». Сравнивают кровеносные системы животных разных систематических групп. Выявляют признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных. Описывают кровеносные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о кровеносных системах животных. Выявляют причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции | Называть функции кровеносной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы. Сравнивать строение органов кровеносной системы у разных групп организмов. | |
49 | 9 | 10.03 | Кровь. | 1 | Определяют понятия: «артериальная кровь», «венозная кровь», «плазма», «форменные элементы крови», фагоцитоз», «функции крови». Выявляют причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции | Называть функции крови. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках клетки крови. Сравнивать состав крови у разных групп организмов | |
50 | 10 | .14.03 | Органы выделения. | 1 | Определяют понятия: «выделительная система», «канальцы», «почка», «мочеточник», «мочевой пузырь», «моча», «клоака». Сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп. Дают характеристику эволюции систем органов животных. Описывают органы выделения и выделительные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины усложнения выделительных систем | Называть функции выделительной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения Выявлять приспособления организмов к среде обитания.
| |
51 | 11 | .17.03 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | 1 | Определяют понятия: «раздражимость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная цепочка», «нервное кольцо», «нервы», «головной мозг», «спинной мозг», «большие полушария», «кора больших полушарий», «врождённый рефлекс», «приобретённый рфлекс», «инстинкт». Раскрывают значение нервной системы для жизнедеятельности животных. Описывают и сравнивают нервные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных. Устанавливают зависимости функций нервной системы от её строения. Устанавливают причинно-следственные связи между процессами, лежащими в основе регуляции деятельности организма. Получают биологическую информацию о нервной системе, инстинктах и рефлексах животных из различных источников, в том числе из Интернета | Называть функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам: нейрон, аксон, дендрит, рефлекс, инстинкт и др. Сравнивать строение органов нервной системы. Объяснять взаимодействие между строением и функцией органов нервной системы. Выявлять приспособления с строении органов нервной системы к среде обитания. Наблюдать за поведением животных.
| |
52 | 12 | 28.03 | Органы чувств. Регуляция деятельности. | 1 | Определяют понятия: «эволюция органов чувств животных», «глаз», «простой глазок», «сложный фасеточный глаз», «монокулярное зрение», «бинокулярное зрение». Получают биологическую информацию об органах чувств и механизмах из различных источников, в том числе из Интернета. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных. Различают на муляжах и таблицах органы чувств Объясняют механизмы и значение жидкостной и нервной регуляции деятельности животных | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов чувств. | |
53 | 13 | 31.03 | Продление рода. Органы размножения. | 1 | Определяют понятия: «воспроизводство как основное свойство жизни», «органы размножения», «яичники», яйцеводы», «матка», «семенники», семяпроводы», «плацента». Получают биологическую информацию об органах размножения из различных источников, в том числе из Интернета. Описывают и сравнивают органы размножения животных разных систематических групп. Объясняют отличия полового размножения у животных. Приводят доказательства преимущества полового размножения животных разных систематических групп по сравнению со всеми известными | Называть функции органов размножения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения. Приводить примеры животных с различным типом размножения. | |
|
|
| РАЗДЕЛ 3 Индивидуаль- ное развитие животных | 4 |
|
| |
54 | 1 | 4.04 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | 1 | Определяют понятия: «деление надвое», «множественное деление», «бесполое размножение», «половое размножение», «почкование», «живорождение», «внешнее оплодотворение», «внутреннее оплодотворение». Раскрывают биологическое значение полового и бесполого размножения. Описывают и сравнивают половое и бесполое размножение. Приводят доказательства преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме | Приводить примеры:
Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания | |
55 | 2 | 7.04 | Развитие животных . | 1 | Лабораторная работа «изучение стадий развития животных и определение их возраста» Определяют понятия: «индивидуальное развитие», «развитие с полным превращением», «развитие с неполным превращением», «развитие без превращения», «метаморфоз». Описывают и сравнивают процессы развития с превращением и без превращения. Раскрывают биологическое значение развития с превращением и без превращения. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о развитии с превращением и без превращения у животных. Используют примеры развития организмов для доказательства взаимосвязей организма со средой их обитания | Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза.. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза. | |
56 | 3 | 11.04 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | 1 | Определяют понятия: «половое созревание», «онтогенез», «периодизация онтогенеза», «эмбриональный период», «период формирования и роста организма», «период половой зрелости», «старость». Объясняют причины разной продолжительности жизни животных. Выявляют условия, определяющие количество рождённых детёнышей у животных разных систематических групп. Выявляют факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного. Сравнивают животных, находящихся в одном и в разных периодах жизни. Распознают стадии развития животных. Получают из различных источников биологическую информацию о периодизации и продолжительности жизни животных. Различают на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных | Называть периоды в жизни животных Характеризовать возрастные периоды домашних животных. | |
57 | 4 | 14.04 | Контрольная работа по темам «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие» | 1 | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»). | Знать основные понятия по темам Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие» | |
|
|
| РАЗДЕЛ4. Развитие животного мира на Земле | 3 |
|
| |
58 | 1 | 18.04 | Доказательства эволюции животных. | 1 | Определяют понятия: «филогенез», «переходные формы», «эмбриональное развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные органы», «атавизм». Анализируют палеонтологические, сравнительно‑анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных. Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса | Давать определение термину эволюция Называть доказательства эволюции, факторы эволюции Приводить доказательства эволюции животного мира, примеры действия факторов эволюции | |
59 | 2 | 21.04 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции | 1 | наследственность», «определённая изменчивость», «неопределённая изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор». Получают из разных источников биологическую информацию о причинах эволюции животного мира, проявлении наследственности и изменчивости организмов в животном мире. Объясняют значение наследственности, изменчивости и борьбы за существование в формировании многообразия видов животных. Приводят доказательства основной, ведущей роли естественного отбора в эволюции животных | Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора объяснять сущность проявления борьбы за существования;. Прогнозировать результаты эволюции животных | |
60 | 3 | 25.04 | . Многообразие видов как результат эволюции | 1 |
| . Называть основные этапы развития животного мира на Земле Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных. | |
|
|
| РАЗДЕЛ 5. Биоценозы | 5 |
|
| |
61 | 1 | .28.04 | Биоценозы. Факторы среды. | 1 |
| Давать определение понятию биоценоз. Приводить примеры биоценозов Распознавать и описывать компоненты биоценоза. Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания.. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных. | |
62 | 2 | 5.05 | Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза. | 1 |
| Давать определению понятиям цепь питания, пищевые связи Приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза | |
63 | 3 | 12.05 | Итоговая контрольная работа |
| Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»). | Знать основные понятия курса зоологии | |
64 | 4 | 16.05 | Экскурсия »изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» | 1 | Анализируют взаимосвязи организмов со средой обитания, их приспособленности к совместному существованию. Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Выполняют непосредственные наблюдения в природе и оформляют отчёт, включающий описание экскурсии, её результаты и выводы | Описывать условия среды обитания.. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных. | |
65 | 5 | 19.05 | Экскурсия фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных | 1 | Работают в группах. Выполняют практические задания в ходе экскурсии | Приводить причины весенних изменений в жизни животных | |
|
|
| РАЗДЕЛ6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека . | 3 |
|
| |
66 | 1 | 23.05 | Воздействие человека и его деятельности на животных. | 1 | Определяют понятия: «промысел», «промысловые животные». Анализируют причинно‑следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на животных и среду их обитания. Работают с дополнительными источниками информации | Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. Распознавать и описывать домашних животных.Приводить примеры промысловых животных. | |
67 | 2 | 26.05 | Одомашнивание животных. | 1 | Определяют понятия: «одомашнивание», «отбор», «селекция», «разведение». Изучают методы селекции и разведения домашних животных. Анализируют условия их содержания | Давать определения терминам.Приводить примеры направленности отбора домашних животных. Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими.Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | |
68 | 3 | 27.05 | Охрана и рациональное использование животного мира. | 1 | Определяют понятия: «мониторинг», «биосферный заповедник». Изучают законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира. Знакомятся с местными законами. Составляют схемы мониторинга Определяют понятия: «заповедники», «заказники», «памятники природы», «акклиматизация». Знакомятся с Красной книгой. Определяют признаки охраняемых территорий | . Давать определения терминам Приводить примеры охраняемых территорий Ростовской области. Раскрывать сущность законов России об охране животного мира Обосновывать целесообразность мониторинга. Подготовить презентации Редкие и охраняемые животные своей области |
РАЗДЕЛ VII УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОП
Учебно-методическая литература для учителя:
1) Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2013
2) Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2011- 192 с.
3)Мультимедийный учебник Кирилла и Мефодия Биология. Животные
Для учащихся
Учебник для общеобразовательных учреждений: Биология .Животные 7 класс - М.: Дрофа, 2010. Авторы: В.В Латюшин. В.А. Шапкин.
-. Список дополнительной литературы для учителя:
1)Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., Просвещение,2010.
2) Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 2009
4) Журнал Биология в школе
Список дополнительной литературы для учащихся:
1)Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 2007
2)Энциклопедический словарь юного натуралиста Сост. Рогожкин А.Г. – М., Проссвещеие, 2005.
3) Журнал Юный натуралист. –
4) Н.Ю. Захарова Тесты по биологии к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс. Издательство «Экзамен» Москва 2009г
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Животные»
·Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
·Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
·РАЗДЕЛ VIII Результаты обучения.
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/ понимать
• Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
• Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
• Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
• Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
• Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
• Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
• Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
• Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
• Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
• Оказания первой помощи при укусах животных
• Соблюдения правил поведения в окружающей среде
• Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
НОРМЫ ОЦЕНОК
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. . или если правильно выполнил менее половины работы.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ №6 от _________2015г №____ ______________ ________________ подпись руководителя МС
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________В.Б.Деница ___ _______2015__ года |
32