Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______2015г. | Согласовано: Заместитель директора _________Е.Ф.Вольф «____» ________ 20__г | Утверждаю: Директор школы ________З.И.Петрова Приказ № ______ от ______ 20__ |
Рабочая программа по биологии
класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Биология, 5-11 классы. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010
Учебник: Биология. Учебник. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2010
Составитель: учитель 1квалификационной категории Кормакова Е.И.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников 5-9 кл., созданных под руководством В. В. Пасечника / автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2010, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». 8 класс. – М.: Дрофа, 2011
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:
систематическое положение человека и его происхождение,
особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ,
особенности индивидуального развития организма человека,
об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,
правила гигиены, сохраняющие здоровье человека,
факторы, разрушающие здоровье человека,
этические нормы межличностных отношений
Уметь:
распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека,
оказывать первую помощь при несчастных случаях,
соблюдать правила личной и общественной гигиены,
пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты,
работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Контроль уровня обученности
Для контроля уровня обученности используются две основные системы:
1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
2. Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.
Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Учебно - методический комплект
Основная литература:
1.Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.
2.Стандарт второго поколения. Примерные программы по биологии 6-9 классы. М «Просвещение» 2011
3. Учебник. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. М.: Дрофа, 200
Дополнительная литература для учителя:
1. Аверчикова О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Основы гигиены. М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
3. Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология в вопросах и ответах. М.: «Библиотека: сельская школа», 2001.
4. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. М.: Академия, 1998.
5. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Издательство Московского университета, 1991.
6. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
7. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
8. Словарь физиологических терминов. Под ред. О.Г.Газенко. М.: Наука, 1987.
9. Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2009. – 96 с.
10. Биология 6-11 кл. Конспекты уроков: семинары, конференции. И.Н.Фасевич Волгоград.Учитель2009
11.Подготовка к олимпиадам по биологии 8-11 кл.Т.А.ЛовковаМ.Айрис-пресс2007
12.Стандарт второго поколения. Примерные программы по биологии 6-9 классы. М «Просвещение» 2011
13.Поурочное планирование к учебнику А.Г.Драгомилова, О.Д.Маша. 8 класс. О.Л.Ващенко. Волгоград: Учитель, 2008
14. Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001
15. Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 2006
16. Контрольные и проверочные работы по биологии классы 6-8- М; «Дрофа» 2001
17. Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007
18. Биологический эксперимент в школе. –М; «Просвещение» 1991.
19. Зачеты по биологии (человек и здоровье) В.З.Резникова М.Лист 1999
20. Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов, Изд.Феникс 2004
21. Биология. Тестовые задания к основным учебникам. Анатомия. Рабочая тетрадь. 8-9 класс Г.И. Лернер М. «Эксмо» 2009
22. Резервы нашего организма Г.И. Косицкий И.Н. Дьяконова М.«Просвещение»1993
23.Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007
24.Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008
25.Биологический эксперимент в школе. –М; «Просвещение» 1991.
26.Биология в вопросах и ответах Е.И.Демьянков,М.Просвещение1996
27.Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004
28.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
29.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
30.http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
31.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
32.http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
Место предмета в базисном плане
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
1.Введение. Науки, изучающие организм человека | 2 | Текущий контроль |
2.Происхождение человека | 3 | Текущий контроль |
3. Клеточное строение организма. Ткани | 5 | Лабораторных работ – 1 |
4.Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч) | 1 | Лабораторных работ – 2 Текущий контроль Тематический. Тест |
5.Опорно – двигательная система | 7+1рез. | Лабораторных работ – 4 Текущий контроль Тематический. Тест |
6.Внутренняя среда организма | 3 | Лабораторных работ – 1 Текущий контроль |
7.Кровеносная и лимфатическая системы | 6 | Лабораторных работ – 3 Текущий контроль |
8.Дыхательная система | 4 | Лабораторных работ – 1 Текущий контроль Тематический. Тест |
9.Пищеварение | 6 | Лабораторных работ – 1 Текущий контроль |
10.Обмен веществ и энергии | 3+1рез. | Лабораторных работ – 1 Текущий контроль |
11.Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система | 4 | Текущий контроль |
12.Нервная система человека | 5 | Лабораторных работ – 1 Текущий контроль |
13.Анализаторы. Органы чувств | 5+1рез. | Лабораторных работ – 1 Текущий контроль Тематический. Тест |
14.Высшая нервная деятельность. Поведение, психика | 5 | Лабораторных работ – 2 Текущий контроль |
15.Железы внутренней секреции (эндокринная система) | 2 | Текущий контроль |
16.Индивидуальное развитие организма | 5+1рез. | Текущий контроль Тематический. Тест |
Содержание учебного предмета
Тема 1. Науки, изучающие организм человека (2 часа)
Тема 2. Происхождение человека (3 часа)
Тема 3. Строение организма (5 часа)
Тема 4. Опорно-двигательная система (7 часов) +1 рез.
Тема 5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая система (6 часов)
Тема 7. Дыхание (5 часа)
Тема 8. Пищеварение (6 часов)
Тема 9. Обмен веществ и энергии (3 часа) +1 рез.
Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)
Тема 11. Нервная система (5 часов)
Тема 12. Анализаторы. Органы чувств (6 часов) +1 рез.
Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Тема 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)
Тема 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов) +1 рез.
Резерв – 4 часа
Содержание
Введение (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1.Происхождение человека(3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2.Строение и функции организма (57 часов)
Тема 2.1.Общий обзор организма(1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток и тканей в микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения ,их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки.
Тема 2.5.Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина. К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма ( 6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы: Пульс-колебание стенок артерий. Функция венозных клапанов. Реакция ССС на дозированную нагрузку.
Тема 2.7.Дыхательная система(5 часов)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторная работа: Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Тема2.11.Выделительная система (1 час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация рельефной таблицы модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения
Тема 2.12.Нервная система человека (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Тема 2.13.Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика( 4 часа)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15.Железы внутренней секреции(эндокринная система (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3.Индивидуальное развитие организм (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов
Резерв времени - 4 часа
Календарно-тематический план 8 кл
№ урока | Тема урока | Наглядность | Кол-во часов | Лабораторно – практические занятия | Региональный компонент (РК) | Домашнее задание | Дата проведения |
| Введение (1) | |
1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний Модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных. | 1 | | | §1 | |
| Происхождение человека (3 ч.) | |
2 | Систематическое положение человека Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, палеонтологических находок древних людей. | 1 | | | §3 | |
3 | Историческое прошлое людей Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисунки и бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков | 1 | | | §4 | |
4 | Расы человека. Среда обитания Тип урока: комбинированный урок | Портреты людей европеоидной, монголоидной и негроидной рас. | 1 | | | 5 | |
| Строение и функции организма (57ч) | |
5 | Общий обзор организма человека Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающего жив. | 1 | | | §6 | |
| Клеточное строение организма. Ткани –(5 ч) | |
6 | Клеточное строение организма Тип урока: урок изучения нового материала, практикум | Таблицы с изображением растительной и животной клетки, деления клетки. | 1 | | | §7 | |
7 | Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение Тип урока: комбинированный урок | Таблицы с изображением растительной и животной клетки, деления клетки. | | | | | |
8 | Ткани :эпителиальная, соединительная, мышечная Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний, практикум | Таблица « Ткани», «Внутренние органы человека». Для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, микропрепараты растительной клетки, эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей. | 1 | л/р № 1. «Рассматривание клеток микропрепаратов строение тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной)» | | §8 | |
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний, практикум | Микроскопы, набор микропрепаратов тканей, таблицы «Основные группы тканей», «Рефлекторная дуга». | 1 | л/р № 2. «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. № 3.Коленный рефлекс» | | §9 | |
10 | Контрольно –обобщений урок по теме «Общий обзор организма человека» Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | 1 | | | | |
| Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч) | |
11 | Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг Тип урока: комбинированный урок | Таблицы | | | | | |
| Опорно-двигательная система (7 ч)+ 1 рез. | |
12 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний, практикум | Модели скелета, черепа, распилов трубчатых, губчатых и плоских костей; прокаленные на огне | 1 | л/р № 4. «Микроскопическое строение кости.» | | §10 | |
13 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | Модели скелета человека и млекопитающих животных, череп человека со съемной крышкой черепа, черепа , таблицы скелета человека и млекопитающих животных. | 1 | | | §11 | |
14 | Соединение костей Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | Модели скелета человека, черепа человека, костей, черепа обезьяны и черепов древних людей; таблица «Соединение костей». | 1 | | | §12 | |
15 | Строение мышц. Обзор мышц человека Тип урока: комбинированный урок, практикум | Модель скелета человека, таблицы с изображением видов соединения костей, мышц человека, типов тканей. | 1 | л/р № 5. «Мышцы человеческого тела.» | | §13 | |
16 | Работа скелетных мышц и их регуляция. Тип урока: урок изучения нового материала, практикум | Таблицы «Ткани», «Мышцы человека»; гантели. | 1 | л/р № 6. «Утомление при статической работе». | | §14 | |
17 | Нарушение опорно-двигательной системы Тип урока: комбинированный урок, практикум | Модель скелета человека; таблицы с изображением скелетных мышц, последствий правильной и неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия. | 1 | л/р № 7. «Выявление нарушений осанки и плоскостопия» | | 15 | |
18 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Тип урока: комбинированный урок | Модель скелета человека; таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. | 1 | | Влияние окружающей среды на прочность и развитие скелета. | §16 | ------ |
19 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | 1 | | | | |
| | Внутренняя среда организма. (3ч) | |
20 | Кровь и составные компоненты внутренней среды организма Тип урока: урок изучения нового материала | Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения», «Состав крови», «Ткани», «Лимфатическая система» | 1 | л/р № 8. «Сравнение крови человека и лягушки» | | §17 | |
21 | Борьба организма с инфекциями. Иммунитет Тип урока: комбинированный урок | Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной систем | 1 | | Болезни крови и нарушение кроветворения вызванные загрязнением окружающей среды. | §18 | |
22 | Иммунология на службе здоровья Тип урока: комбинированный урок | Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной систем | 1 | | | 19 | |
| | Кровеносная и лимфатическая система организма (6 ч) | |
23 | Транспортная система организма Тип урока: комбинированный урок | Схемы кровообращения и лимфообращения, строения артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения. | 1 | | | §20 | |
24 | Круги кровообращения Тип урока: комбинированный урок, практикум | Схемы кровообращения и лимфооттока человека; схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих | 1 | л/р № 9. «Измерение кровяного давления» | | §21 | |
25 | Строение работы сердца Тип урока: комбинированный урок | Разборная модель сердца; таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляция сердечной деятельности. | 1 | | | §22 | |
26 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Тип урока: комбинированный урок, практикум | Таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности. Для демонстрации: тонометр, фонендоскоп. Для лабораторной работы – линейка каждому учащемуся. | 1 | л/р № 10.« Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.» | | §23 | |
27 | Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов Тип урока: комбинированный урок, практикум | Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой. | 1 | л/р № 11. «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | | §24 | |
28 | Первая помощь при кровотечениях. Тип урока: комбинированный урок | таблицы изображающие приёмы первой помощи при кровотечениях, жгут медицинский, перевязочные материалы. | 1 | | Влияние неблагоприятных условий среды на развитее сердечно сосудистых заболеваний | 25 | |
| | Дыхание (4 ч) | |
29 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей Тип урока: комбинированный урок | Таблицы с изображением органов дыхания, схемы кровообращения. | 1 | | | §26 | |
30 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание Тип урока: комбинированный урок | Таблицы с изображением органов дыхания и кровообращения | 1 | | | §27 | |
31 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Тип урока: комбинированный урок | Тонкостенный стакан, банка с растопленным снегом, газетный текст; таблицы, изображающие органы дыхания и кровообращения; модель торса человека. | 1 | | | §28 | |
32 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Тип урока: комбинированный урок, практикум | Таблицы с изображением органов дыхательной системы, кровообращения, приготовленные марлевые респираторы. | 1 | л/р 12. «Измерение охвата грудной клетки при вдохе и выдохе». | РК. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека | §29 | ------- |
| | Пищеварение (6 ч.) | |
33 | Питание и пищеварение Тип урока: урок изучения нового материала | таблицы с изображением схем дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем. | 1 | | | §30 | |
34 | Пищеварение в ротовой полости. Тип урока: урок изучения нового материала | Модель черепа человека, таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов. | 1 | | | §31 | |
35 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке Тип урока: комбинированный урок, практикум | Таблицы с изображением органов пищеварительной и строения зубов; модель черепа человека. Для лабораторной работы на каждый стол: чашки Петри с йодной водой, спички, два куска накрахмаленной марли 10 X 10 см, вата. | 1 | л/р 13. «Действие слюны на крахмал» | | §32 | |
36 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы, изображающие пищеварительную систему в целом: желудок, двенадцатиперстную кишку, печень, поджелудочную железу, участок тонкой кишки с ворсинками, воротную систему печени. | 1 | | | §33 | |
37 | Регуляция пищеварения Тип урока: комбинированный урок | Таблицы, изображающие органы пищеварительной системы, воротной системы печени, участка тонкой кишки с ворсинками, камеру для работы с условными рефлексами, фистулу слюной железы и желудка, мнимое кормление. | 1 | | | §34 | |
38 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно - кишечных инфекций Тип урока: комбинированный урок | Таблицы с изображением схемы пищеварения, фистулы слюной железы, желудка и мнимого кормления, возбудители холеры и дизентерии. | 1 | | РК. Экологически опасные продукты питания и организм человека | §35 | |
| | Обмен веществ и энергии (3ч) +1 ч. рез. | |
39 | Обмен веществ и энергии основное свойство всех живых систем Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы, изображающие схему воротной вены печени, ворсинки, органов пищеварения, дыхания, кровеносную систему, возбудителей холеры и дизентерии, циклы развития бычьего цепня и аскариды. | 1 | | РК. Факторы среды, вызывающие нарушение обмена веществ | §36 | |
40 | Витамины Тип урока: комбинированный урок | Таблица «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах». | 1 | | | §37 | |
41 | Энергозатраты человека и пищевой рацион Тип урока: комбинированный урок, практикум | Таблицы, изображающие схемы пищеварения, дыхания, регуляции дыхания; таблица, отражающая содержание витаминов в пищевых продуктах. Для лабораторной работы: калькулятор на каждый стол и секундомер (часы с секундной стрелкой). | 1 | л/р.14. «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | | §38 | |
42 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Пищеварение, Обмен веществ» | | | | | | |
| | Покровные органы. Выделение. (4ч) | |
43 | Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган. | Таблица «Строение кожи»; лупы на каждый стол. | 1 | | | §39 | |
44 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи Тип урока: урок изучения нового материала | Таблицы, изображающие строение кожи и ее придатки, меры доврачебной помощи при ожогах и обморожениях. | 1 | | | §40 | |
45 | Терморегуляция организма. Закаливание Тип урока: урок изучения нового материала | Таблицы, показывающие строение кожи. | 1 | | | §41 | |
46 | Выделение. Тип урока: комбинированный урок, практикум | Таблицы «Кожа», «Органы выделения». | 1 | | РК. Заболевания почек, как результат антропогенного изменения окружающей среды | §42 | |
| | Нервная система (5ч) | |
47 | Значение нервной системы. Тип урока: урок изучения нового материала | Таблицы с изображением нервной системы, кожи, почки с нефроном. | 1 | | | §43 | |
48 | Строение нервной системы. Спинной мозг Тип урока: урок изучения нового материала | Модель скелета человека, таблицы «Строение нервной системы», «Спинной мозг», «Коленный рефлекс». | 1 | | | §44 | |
49 | Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Тип урока: комбинированный урок, практикум | Модели черепа, скелета, макет головного мозга, таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов. | 1 | л/р. 15. «Пальценосная проба и особенности движения, связанные с особенностью мозжечка» | | §45 | |
50 | Функции переднего мозга Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | Разборная модель головного мозга, таблица, изображающая схему строения головного мозга. | 1 | | | §46 | ===== |
51 | Соматический и автономный отделы нервной системы Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | Модель мозга; таблицы с изображением автономной нервной системы, спинного и головного мозга. | 1 | | | §47 | |
| | Анализаторы. Органы чувств (5ч) + 1 ч рез. | |
52 | Анализаторы Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы с изображением схем нервной системы, её вегетативного отдела, слухового и зрительного анализатора, различных иллюзий. | 1 | | | §48 | |
53 | Зрительный анализатор Тип урока: урок изучения нового материала | Модель черепа, модель глаза, таблица «Строение глаза. для лабораторной работы: на каждый стол полиэтиленовая плёнка размером 10 : 10 см. , в центре которой по кругу размещаются написанные фломастером буквы, карандаши с красным корпусом; трубки, свёрнутые из тетрадного листа. | | л/р. 16. Иллюзия связанная с бинокулярным зрением | | 49 | |
54 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний Тип урока: урок изучения нового материала | Таблицы, изображающие строение глаза и зрительный анализатор, кору больших полушарий головного мозга. | 1 | | | §50 | |
55 | Слуховой анализатор Тип урока: урок изучения нового материала | Таблицы, изображающие зрительный и слуховой анализаторы, модель черепа человека со снимаемой крышкой, механические часы. | 1 | | | §51 | |
56 | Органы равновесия, кожно- мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Тип урока: комбинированный урок | Таблица «Слуховой анализатор», «Анализаторы обоняния и вкуса» | 1 | | | §52 | |
57 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Нервная система. Анализаторы» Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | 1 | | | | |
| | Высшая нервная деятельность(5 ч) | |
58 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | Модель головного мозга, таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга, строение кожи, носовой полости, органов обоняния, органов вкуса. | 1 | | | §53 | |
59 | Врожденные и приобретенные программы поведения Тип урока: комбинированный урок, практикум | Таблицы со схемами слюноотделительных рефлексов. | 1 | л/р. 17. Выработка навыков зеркального письма. | | §54 | |
60 | Сон и сновидение. Тип урока: урок изучения нового материала | Таблицы с изображением головного мозга, | 1 | | | §55 | |
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы Тип урока: комбинированный урок, практикум | Модели черепов современного человека и питекантропа; таблицы с изображениями головного мозга, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека. | 1 | л/р. 18. Измерение числа колебания образа усеченной пирамиды в различных условиях | | §56 | |
62 | Воля. Эмоции. Внимание Тип урока: урок изучения нового материала | Таблицы с изображением головного мозга, схемы безусловного торможения слюноотделительного рефлекса; часы с секундной стрелкой. | 1 | | | 57 | |
| | Эндокринная система (2 ч) | |
63 | Роль эндокринной регуляции Тип урока: урок изучения нового материала | Модель головного мозга, таблицы с изображением эндокринных желёз, внутренних органов человека. | 1 | | РК. Заболевания желез внутренней секреции, вызванные факторами внешней среды | §58 | |
64 | Функции желез внутренней секреции Тип урока: урок изучения нового материала | Таблицы с изображением головного мозга, желёз внутренней и смешанной секреции, микро- и макростроения щитовидной железы; изображения людей с гипо- и гиперфункцией гипофиза, щитовидной железы. | 1 | | | §59 | |
| | Индивидуальное развитие организма (5ч) +1 ч. рез | | |
65 | Жизненные циклы. Размножение. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы со схемами органов эндокринной системы, мужской и женской половых систем, схемой оплодотворения и развития зародыша. | 1 | | | §60 | |
66 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Тип урока: комбинированный урок | Таблицы, изображающие мужскую и женскую половые системы, развитие зародыша и плода, стадии развития зародышей рыбы, земноводных, рептилий, млекопитающих животных и человека. | 1 | | | §61 | |
67 | Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания передаваемые половым путем Тип урока: комбинированный урок | Таблицы, иллюстрирующие развития зародыша и плода, стадии развития позвоночных животных и человека. | 1 | | | §62 | |
68 | Развитее ребенка после рождения и становление личности. Тип урока: урок изучения нового материала | То же, что и на прошлом уроке. | 1 | | | §63 | |
69 | Интересы, склонности, способности Тип урока: урок изучения нового материала | | 1 | | | §64 | |
70 | Контрольно-обобщающий итоговый урок Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Таблицы этой темы. | 1 | | | | |