Рассмотрено на заседании МО Протокол № от « » ____________ 2016 | Утверждаю Директор школы ___________/Н.В.Лысенко/ приказ № от « » _____________ 2016 |
МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 8 классе
на 2016 -2017 учебный год
Учитель первой квалификационной категории
Молчевская Елена Владимировна
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение биологии в 8 классе выделено 68 ч. (2 ч. в неделю). Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник под редакцией А.Г. Драгомилова «Биология. Человек. 8 класс».
Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В рабочей программе учитель может изменять порядок изложения и числа часов, отведенных на их изучение.
В данной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 ч.) для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Цели изучения предмета
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Содержание программы
1. Организм человека общий обзор (4 ч.)
Биологическая и социальная природа человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.
Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Уровни организации организма. Цитология – наука о клетке. Понятие о тканях, виды тканей. Системы органов.
Демонстрации:
Строение и разнообразие клеток организма человека.
Ткани организма человека.
Сходство человека и животных.
Органы и системы органов организма человека.
Лабораторные работы:
Изучение микроскопического строения тканей.
Практическая работа:
1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
2. Опорно-двигательная система (8 ч.)
Строение и функции опорно-двигательной системы. Типы соединения костей. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Строение и свойства мышечной ткани. Скелетные мышцы и сухожилия, их функции. Работа мышц, их утомление. Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок.
Демонстрации:
Строение опорно-двигательной системы.
Лабораторные работы:
Изучение внешнего вида отдельных костей.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Самонаблюдения:
1. Определение правильности осанки.
2. Определение плоскостопия.
3. Внутренняя среда организма. Кровообращение (10 ч.)
Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма.
Кровь, ее состав. Клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Функции крови. Свертывание крови. Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.
Лимфа, свойства и значение. Тканевая жидкость.
Иммунитет. Иммунная система человека. Гуморальный и клеточный иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация. Аллергические заболевания человека. Значение кровообращения. Строение кровеносной системы. Сердце, его строение и функции. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение.
Сосудистая система. Строение и функции кровеносных сосудов (артерии, капилляры, вены). Малый и большой круги кровообращения. Регуляция кровообращения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.
Демонстрации:
Состав крови.
Кровеносная система.
Лимфатическая система.
Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторная работа:
Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Практические работы:
Приемы остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Самонаблюдения:
1. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
2. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.
3. Измерение кровяного давления.
4. Дыхание (6 ч.)
Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха.
Основные заболевания дыхательной системы, их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.
Демонстрации:
Система органов дыхания
Практическая работа:
Приемы искусственного дыхания.
Самонаблюдения:
1. Дыхательные движения.
2. Измерение обхвата грудной клетки.
5. Пищеварение (7 ч.)
Понятие о питание. Культура питания. Пища как биологическая основа пищи. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины.
Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пищеварение. Строение и функции пищеварительного тракта (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник). Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.
Регуляция пищеварения.
Нарушения пищеварения. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
Демонстрации:
Пищеварительная система.
Лабораторная работа:
Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал.
6. Обмен веществ и энергии (3 ч.)
Значение питательных веществ для роста, энергообразования, энергоснабжения и обновления клеток организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Нормы питания.
Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Авитаминозы. Гипо- и гипервитаминозы, меры их предупреждения.
Практические работы:
Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
Определение норм рационального питания.
7. Мочевыделение (2 ч.)
Выделение. Структура мочевыделительной системы: почки, мочеточники и мочевой пузырь. Строение и значение почек.
Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Достижения медицины: искусственная почка, пересадка почек.
Демонстрации:
Мочевыделительная система.
8. Кожа (3 ч.)
Строение и значение кожи. Функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей, волосами и ногтями.
Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Демонстрации:
Строение кожи.
Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.
9.Эндокринная система (2 ч.)
Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляций.
Демонстрации:
Нервная система.
Железы внешней и внутренней секреции.
10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (6ч.)
Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы, понятие синапса. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Лабораторная работа
Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).
Практическая работа:
1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.
11. Анализаторы (5 ч.)
Значение органов чувств. Понятие об анализаторах.
Орган зрения. Строение глаза и зрение. Основные нарушения зрения, их профилактика.
Орган слуха. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена. Роль органа равновесия.
Строение и функции органов обоняния и вкуса.
Осязание.
Демонстрации:
Анализаторы.
Самонаблюдения:
Изучение изменения размера зрачка.
Обнаружение слепого пятна.
Раздражение тактильных рецепторов.
12. Психология и поведение человека (7 ч.)
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Психика и поведение человека. Мышление, воля и эмоции. Внимание. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Регуляция сна.
Работоспособность. Рациональная организация труда и отдыха.
Разрушительное действие алкоголя и наркотиков на ВНД человека.
Психологические особенности личности.
Практическая работа:
Перестройка динамического стереотипа: овладение навыков зеркального письма.
Самонаблюдение:
1. Изучение внимания при разных условиях.
13. Воспроизведение и развитие человека (5 ч.)
Половая система человека. Развитие человека.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Роль генетических знаний в планировании семьи.
Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков. Опасность аборта. Бесплодие. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать / понимать:
• сущность биологических процессов:
- обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь:
• объяснять:
- роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать:
- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации:
- находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Формы контроля:
Сводная таблица по вида контроля
Виды контроля | 1четверть | 2 четверть | 3четверть | 4четверть | год | Итог |
Административный контроль ЗУНов | 1 | - | - | 1 | 2 | 2 |
Количество плановых контрольных работ | - | 1 | 1 | - | 2 | 2 |
Количество практических работ | | | | | | |
Количество лабораторных работ | 1 | - | 1 | 1 | 3 | 3 |
Других видов работ | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 |
Экскурсии | | | | | | |
Учебно-методический комплекс
1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014.
2. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Рабочие тетради. № 1, 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3.Пособие для учителя. Изучение курса «Человек и его здоровья» в 8 классе. ВОИПКРО Воронеж 2007
4.Тесты и биологические диктанты. Для обобщающего контроля знаний на уроках биологии. Министерство образования России. Самара 1995
Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:
1.CD «Биология. Человек» 8 класс
2.CD «Биология. Репетитор»
3.DVD «Анатомия и физиология человека выпуск 2» 8 класс
4.DVD «Анатомия и физиология человека выпуск 4» 8 класс
5.DVD «Анатомия и физиология человека выпуск 3» 8 класс
6.DVD «Анатомия и физиология человека» 8 класс
Дата | № урока. | Тема урока | Планируемые результаты | § | Вид контроля | Примечание |
План | Факт |
| | | Организм человека общий обзор – 4ч. | | | | |
1-11.09 | | 1. | Науки об организме человека. Место человека в живой природе | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | §1, 2 | | |
1-11.09 | | 2. | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | Называть: • органоиды клетки; • процессы жизнедеятельно сти клетки; •роль ферментов в процессе обмена веществ. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | §3 | | |
12-18.09 | | 3. | Ткани | Давать определение понятию ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | §4 | | |
12-18.09 | | 4. | Системы органов. Регуляция деятельности организма | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | §5 | | |
| | 5. | Опорно-Двигательная система – 8ч. | | | | |
19-25.09 | Скелет. Кости. Лабораторная работа №1 «Исследование состав кости» | Называть: •особенности строения скелета человека; •функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. *Устанавливать взаимосвязь: • между строением и функциями костей; • между строением и функциями скелета. | §6 | Л/р № 1 | |
19-25.09 | | 6. | Скелет головы и туловища | Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. *Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета. | §7 | | |
26.09-2.10 | | 7. | Скелет конечностей | Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; *Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета. | §8 | | |
26.09-2.10 | | 8. | Первая помощь при повреждениях скелета | Использовать приобретенные знания и умения для: -соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; •оказания первой помощи при травмах. | §9 | | |
3-9.10 | | 9. | Мышцы | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | §10 | | |
3-9.10 | | 10. | Работа мышц | §11 | | |
10-16.10 | | 11. | Нарушение осанки и плоскостопия | Использовать приобретенные знания и умения для: • проведения наблюдений за состоянием собственного организма; • соблюдений мер профилактики нарушения осанки | §12 | | |
10-16.10 | | 12. | Развитие опорно-двигательной системы | Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. | §13 | | |
| | | Кровеносная система – 10ч. | | | | |
17-23.10 | | 13. | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. | Называть признаки биологических объектов: •составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови (форменные элементы); •составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. | §14 | Тест « Опорно-Двигательная система» | |
17-23.10 | | 14. | Иммунитет | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | §15 | | |
24-30.10 | | 15. | Тканевая совместимость и переливание крови | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | §16 | | |
24-30.10 | | 16. | Строение и работа сердца. Круги кровообращения | Называть: •особенности строения организма человека - органы дыхательной системы; «признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. | §17 | | |
7-13.11 | | 17. | Движение лимфы | Называть особенности строения организма человека - органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах: •систему лимфообращения; •органы лимфатической системы. Характеризовать: •сущность биологического процесса - транспорта веществ; •сущность биологического процесса - лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. | §18 | | |
7-13.11 | | 18. | Движение крови по сосудам | Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организма; •автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | §19 | | |
14-20.11 | | 19. | Регуляция работы сердца | §20 | | |
14-20.11 | | 20. | Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов | Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы). Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). | §21 | | |
21-27.11 | | 21. | Первая помощь при кровотечениях | §22 | | |
21-27.11 | |
22. | Обобщение знаний по теме «Кровеносная система» | | | Контр.раб. | |
|
|
23. | Дыхательная система – 6ч. | | | | |
28.11-4.12 | | Значение дыхания. Органы дыхания | Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями | §23 | | |
28.11-4.12 | | 24 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях | Характеризовать: •сущность биологического процесса дыхания; •транспорт веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. Останавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. | §24 | | |
5-11.12 | | 25. | Дыхательные движения | §25 | | |
5-11.12 | | 26. | Регуляция дыхания | §26 | | |
12-18.12 | | 27. | Профилактика заболеваний органов дыхания | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курения). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | §27 | | |
12-18.12 | | 28. | Первая помощь при повреждениях органов дыхания | Называть приемы оказания первой помощи при отравлении | угарным газом, спасении | утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего | | §28 |
|
|
|
|
29. | Пищеварительная система – 7ч. | |
|
|
|
19-25.12
|
| Значение пищи и ее состав | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания | §29 | Тест «Дыхательная система» |
|
19-25.12 | | 30. | Органы пищеварения | Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | §30 |
|
|
26-30.12 | | 31. | Зубы | §31 |
|
|
26-30.12 | | 32. | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа №2 «Действие слюны на крахмал» | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеваре ния; • роль ферментов в пищева рении. | §32 | Л/р № 2 |
|
16-22.01 | | 33. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; •роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного . | §33 |
|
|
16-22.01 | | 34. | Регуляция пищеварения | §34 |
|
|
23-29.01
| | 35. | Заболевания органов пищеварения | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); •оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 145-146. | §35 |
|
|
|
|
36. | Обмен веществ и энергии – 3ч. | |
|
|
|
23-29.01 |
| Обменные процессы в организме | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. | §36 | Тест « Пищеварительная система» |
|
30.01-5.02 | | 37. | Нормы питания | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | §37 |
|
|
30.01-5.02
| | 38. | Витамины | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. | §38 |
|
|
|
|
39. | Мочевыделительная система – 2ч. | |
|
|
|
6-12.02 |
| Строение и функции почек | Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | §39 |
|
|
6-12.02 |
| 40. | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | §40 |
|
|
|
|
| Кожа – 3ч. | |
|
|
|
13-19.02 |
| 41. | Значение кожи и ее строение | Называть особенности | строения кожи человека. | Называть функции кожи. Распознавать и описы- | вать на таблицах структур- | ные компоненты кожи. *Устанавливать взаимо- | связь между строением и функциями кожи. | | §41 |
|
|
13-19.02
| | 42. | Нарушения кожных покровов | Использовать приобретенные знания для: | •соблюдения мер профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. | | §42 |
|
|
20-26.02 | | 43. | Терморегуляция. Закаливание. Первая помощь при тепловом ударе | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела | §43 |
|
|
20 -26.02
|
|
44. | Эндокринная система – 2 ч. | |
|
|
|
Железы | Называть: •особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | §44 | Тест « Кожа» |
|
27.02-5.03
| | 45. | Гормоны | Давать определение понятию гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | §45 |
|
|
|
| 46. | Нервная система – 6ч. | |
|
|
|
27.02-5.03 |
| Значение, строение и функционирование нервной системы | Давать определения поня- | тию рефлекс. | Называть: •особенности строения нерв- | ной системы; | •принцип деятельности нервной системы; •функции нервной системы. | Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. | | §46 |
|
|
6-12.03 | | 47. | Вегетативная НС | Называть: •отделы нервной системы, их | функции; | •подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции сомати- | ческой и вегетативной нерв- | ной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы и гормонов в организме. | | §47 |
|
|
6-12.03 | | 48. | Нейрогуморальная регуляция | §48 |
|
|
13-19.03
| | 49. | Спинной мозг | Называть: •особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | §49 |
|
|
13-19.03 | | 50. | Головной мозг | Называть: •особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения | §50 |
|
|
20-23.03 | | 51. | Обобщение знаний по теме «Нервная система» | |
| Контр.раб. |
|
|
| 52. | Анализаторы – 5ч. | |
|
|
|
20-23.03
|
| Действие органов чувств и анализаторов | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: •органы чувств человека; •анализаторы; •особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса и их анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | §51 |
|
|
3-9.04 | | 53. | Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа №3 «Слепое пятно» | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного | §52 | Л/р № 3 |
|
3-9.04 | | 54. | Заболевания и повреждения глаз | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска на здоровье; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек. | §53 |
|
|
10-16.04 | | 55. | Органы слуха и равновесия | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек. | §54 |
|
|
10-16.04 | | 56. | Органы осязания, обоняния и вкуса | §55 |
|
|
|
|
| Поведение и психика – 7ч. | |
|
|
|
17-23.04 |
| 57. | Врожденные формы поведения | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | §56 | Тест « Анализа- торы» |
|
17-23.04 | | 58. | Приобретенные формы поведения | §57 |
|
|
24-30.04
| | 59. | Закономерности работы головного мозга | Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | §58 |
|
|
24-30.04 | | 60. | Биологические ритмы. Сон и его значение | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | §59 |
|
|
1-7.05 | | 61. | Особенности ВНД. Познавательные процессы | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | §60 |
|
|
1-7.05 | | 62. | Воля и эмоции. Внимание | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | §61 |
|
|
8-14.05 | | 63. | Работоспособность. Режим дня | Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | §62 |
|
|
|
| 64. | Индивидуальное развитие – 5 ч. | |
|
|
|
8-14.05 |
| Половая система человека | Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах: •женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного | §63 |
|
|
15-21.05
| | 65. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека. | §64 |
|
|
15-21.05 | | 66. | Внутриутробное развитие организма. Развитее после рождения | Давать определение понятиям размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). | §65 |
|
|
22-31.05
|
| 67. | Вред наркогенных веществ | §66 |
|
|
22-31.05 |
| 68. | Психологические особенности личности | Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •соблюдения правил поведения в окружающей среде. | §67 |
|
|