СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение биологии в 8 классе выделено 68 ч. (2 ч. в неделю).  Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе. Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник под редакцией А.Г. Драгомилова «Биология. Человек. 8 класс».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Рассмотрено на заседании МО


Протокол №

от « » ____________ 2016

Утверждаю

Директор школы ___________/Н.В.Лысенко/ приказ №

от « » _____________ 2016











МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 8 классе

на 2016 -2017 учебный год















Учитель первой квалификационной категории

Молчевская Елена Владимировна







Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение биологии в 8 классе выделено 68 ч. (2 ч. в неделю). Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.

Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник под редакцией А.Г. Драгомилова «Биология. Человек. 8 класс».

Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В рабочей программе учитель может изменять порядок изложения и числа часов, отведенных на их изучение.

В данной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 ч.) для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Цели изучения предмета

- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Содержание программы

1. Организм человека общий обзор (4 ч.)

Биологическая и социальная природа человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.

Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Уровни организации организма. Цитология – наука о клетке. Понятие о тканях, виды тканей. Системы органов.

Демонстрации:

Строение и разнообразие клеток организма человека.

Ткани организма человека.

Сходство человека и животных.

Органы и системы органов организма человека.

Лабораторные работы:

Изучение микроскопического строения тканей.

Практическая работа:

1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.


2. Опорно-двигательная система (8 ч.)

Строение и функции опорно-двигательной системы. Типы соединения костей. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Строение и свойства мышечной ткани. Скелетные мышцы и сухожилия, их функции. Работа мышц, их утомление. Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок.

Демонстрации:

Строение опорно-двигательной системы.

Лабораторные работы:

Изучение внешнего вида отдельных костей.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Самонаблюдения:

1. Определение правильности осанки.

2. Определение плоскостопия.


3. Внутренняя среда организма. Кровообращение (10 ч.)

Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее состав. Клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Функции крови. Свертывание крови. Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.

Лимфа, свойства и значение. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Гуморальный и клеточный иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация. Аллергические заболевания человека. Значение кровообращения. Строение кровеносной системы. Сердце, его строение и функции. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение.

Сосудистая система. Строение и функции кровеносных сосудов (артерии, капилляры, вены). Малый и большой круги кровообращения. Регуляция кровообращения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Демонстрации:

Состав крови.

Кровеносная система.

Лимфатическая система.

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.


Лабораторная работа:

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Практические работы:

Приемы остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Самонаблюдения:

1. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

2. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.

3. Измерение кровяного давления.

4. Дыхание (6 ч.)

Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха.

Основные заболевания дыхательной системы, их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.

Демонстрации:

Система органов дыхания

Практическая работа:

Приемы искусственного дыхания.

Самонаблюдения:

1. Дыхательные движения.

2. Измерение обхвата грудной клетки.


5. Пищеварение (7 ч.)

Понятие о питание. Культура питания. Пища как биологическая основа пищи. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины.

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пищеварение. Строение и функции пищеварительного тракта (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник). Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.

Регуляция пищеварения.

Нарушения пищеварения. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Демонстрации:

Пищеварительная система.

Лабораторная работа:

Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал.


6. Обмен веществ и энергии (3 ч.)

Значение питательных веществ для роста, энергообразования, энергоснабжения и обновления клеток организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Нормы питания.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Авитаминозы. Гипо- и гипервитаминозы, меры их предупреждения.

Практические работы:

Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

Определение норм рационального питания.


7. Мочевыделение (2 ч.)

Выделение. Структура мочевыделительной системы: почки, мочеточники и мочевой пузырь. Строение и значение почек.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Достижения медицины: искусственная почка, пересадка почек.

Демонстрации:

Мочевыделительная система.


8. Кожа (3 ч.)

Строение и значение кожи. Функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей, волосами и ногтями.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Демонстрации:

Строение кожи.

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.


9.Эндокринная система (2 ч.)

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляций.

Демонстрации:

Нервная система.

Железы внешней и внутренней секреции.


10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (6ч.)

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы, понятие синапса. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Лабораторная работа

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).

Практическая работа:

1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.


11. Анализаторы (5 ч.)

Значение органов чувств. Понятие об анализаторах.

Орган зрения. Строение глаза и зрение. Основные нарушения зрения, их профилактика.

Орган слуха. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена. Роль органа равновесия.

Строение и функции органов обоняния и вкуса.

Осязание.

Демонстрации:

Анализаторы.

Самонаблюдения:

Изучение изменения размера зрачка.

Обнаружение слепого пятна.

Раздражение тактильных рецепторов.


12. Психология и поведение человека (7 ч.)

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Психика и поведение человека. Мышление, воля и эмоции. Внимание. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Регуляция сна.

Работоспособность. Рациональная организация труда и отдыха.

Разрушительное действие алкоголя и наркотиков на ВНД человека.

Психологические особенности личности.

Практическая работа:

Перестройка динамического стереотипа: овладение навыков зеркального письма.

Самонаблюдение:

1. Изучение внимания при разных условиях.

13. Воспроизведение и развитие человека (5 ч.)

Половая система человека. Развитие человека.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Роль генетических знаний в планировании семьи.

Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков. Опасность аборта. Бесплодие. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать / понимать:

• сущность биологических процессов:

- обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Учащиеся должны уметь:

• объяснять:

- роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать биологические объекты и процессы:

- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать:

- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации:

- находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.







Формы контроля:

Сводная таблица по вида контроля

Виды контроля

1четверть

2 четверть

3четверть

4четверть

год

Итог

Административный контроль ЗУНов

1

-

-

1

2

2

Количество плановых контрольных работ

-

1

1

-

2

2

Количество практических работ







Количество лабораторных работ

1

-

1

1

3

3

Других видов работ

1

1

1

1

4

4

Экскурсии












Учебно-методический комплекс

1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014.

2. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Рабочие тетради. № 1, 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3.Пособие для учителя. Изучение курса «Человек и его здоровья» в 8 классе. ВОИПКРО Воронеж 2007

4.Тесты и биологические диктанты. Для обобщающего контроля знаний на уроках биологии. Министерство образования России. Самара 1995


Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:

1.CD «Биология. Человек» 8 класс

2.CD «Биология. Репетитор»

3.DVD «Анатомия и физиология человека выпуск 2» 8 класс

4.DVD «Анатомия и физиология человека выпуск 4» 8 класс

5.DVD «Анатомия и физиология человека выпуск 3» 8 класс

6.DVD «Анатомия и физиология человека» 8 класс

Дата

урока.

Тема урока

Планируемые результаты

§

Вид контроля

Примечание

План

Факт




Организм человека общий обзор – 4ч.





1-11.09


1.

Науки об организме человека. Место человека в живой природе

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о ме­тодах изучения организма в собственной жизни для прове­дения наблюдений за состоя­нием собственного организма.

§1, 2



1-11.09


2.

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

Называть:

• органоиды клетки;

• процессы жизнедеятельно­
сти клетки;

•роль ферментов в процессе обмена веществ. Распознавать на таблицах и описывать основные орга­ноиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

§3



12-18.09



3.

Ткани

Давать определение поня­тию ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описы­вать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответ­ствие между строением тка­ней и выполняемыми функ­циями.

Использовать знания о ме­тодах изучения организма в собственной жизни для прове­дения наблюдений за состоя­нием собственного организма.

§4



12-18.09


4.

Системы органов. Регуляция деятельности организма

Давать определения поня­тиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и сис­темы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

§5





5.

Опорно-Двигательная система – 8ч.





19-25.09

Скелет. Кости.

Лабораторная работа №1 «Исследование состав кости»

Называть:

•особенности строения скеле­та человека;

•функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета чело­века.

*Устанавливать взаимо­связь:

• между строением и функ­циями костей;

• между строением и функ­циями скелета.

§6

Л/р № 1


19-25.09


6.

Скелет головы и туловища

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета голо­вы и туловища человека. *Устанавливать взаимо­связь:

между строением и функция­ми скелета.

§7



26.09-2.10


7.

Скелет конечностей

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей чело­века.

Распознавать на таблицах основные части скелета поя­сов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенно­сти строения человека, обу­словленные прямохождением и трудовой деятельностью; *Устанавливать взаимо­связь:

между строением и функция­ми скелета.

§8



26.09-2.10


8.

Первая помощь при повреждениях скелета

Использовать приобре­тенные знания и умения

для:

-соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;

•оказания первой помощи при

травмах.


§9



3-9.10


9.

Мышцы

Распознавать на таблицах основные группы мышц чело­века.

Раскрывать сущность биоло­гического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результаты опыта по вы­явлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. *Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями мышц.

§10



3-9.10


10.

Работа мышц

§11



10-16.10



11.

Нарушение осанки и плоскостопия

Использовать приобре­тенные знания и умения

для:

• проведения наблюдений за
состоянием собственного ор­ганизма;

• соблюдений мер профилак­тики нарушения осанки

§12



10-16.10


12.

Развитие опорно-двигательной системы

Использовать приобре­тенные знания для профи­лактики заболеваний опорно-двигательной системы.

§13






Кровеносная система – 10ч.





17-23.10


13.

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Называть признаки биоло­гических объектов: •составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови (фор­менные элементы); •составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови че­ловека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. *Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями крови.

§14

Тест

« Опорно-Двигательная система»


17-23.10


14.


Иммунитет

Давать определение поня­тию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобре­тенные знания для соблю­дения мер профилактики СПИДа, инфекционных и про­студных заболеваний.

§15



24-30.10


15.

Тканевая совместимость и переливание крови

Называть особенности орга­низма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оцени­вать факторы риска для здо­ровья.

Находить в различных ис­точниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

§16



24-30.10


16.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

Называть:

•особенности строения орга­низма человека - органы ды­хательной системы; «признаки (особенности строения) био­логического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообра­щения;

•органы кровеносной системы. Описывать сущность биоло­гического процесса: работу сердца.

*Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями сердца.

§17



7-13.11


17.

Движение лимфы

Называть особенности строения организма человека - органы лимфатической сис­темы.

Распознавать и описывать на таблицах: •систему лимфообращения; •органы лимфатической сис­темы.

Характеризовать: •сущность биологического процесса - транспорта ве­ществ;

•сущность биологического процесса - лимфообращения. Устанавливать взаимо­связь между кровеносной и лимфатической системой.

§18



7-13.11


18.

Движение крови по сосудам

Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельно­сти организма;

•автоматизма сердечной мышцы.

Объяснять роль гормонов в организме.

Использовать приобре­тенные знания для проведе­ния наблюдений за состояни­ем собственного организма.

§19



14-20.11


19.

Регуляция работы сердца

§20



14-20.11


20.

Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов

Анализировать и оцени­вать влияние факторов риска на здоровье (нормальную ра­боту сердечно-сосудистой системы).

Использовать приобре­тенные знания для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного ор­ганизма;

•профилактики вредных при­вычек (курения, алкоголизма, наркомании).

Использовать приобре­тенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).


§21



21-27.11


21.

Первая помощь при кровотечениях

§22



21-27.11




22.

Обобщение знаний по теме «Кровеносная система»



Контр.раб.










23.

Дыхательная система – 6ч.





28.11-4.12


Значение дыхания. Органы дыхания

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описы­вать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса ды­хания.

*Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями

§23



28.11-4.12



24

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Характеризовать:

•сущность биологического процесса дыхания;

•транспорт веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизне­деятельности организма. *Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями органов дыхания. Останавливать взаимо­связь между процессами ды­хания и кровообращения.

§24



5-11.12



25.

Дыхательные движения

§25



5-11.12


26.

Регуляция дыхания

§26



12-18.12


27.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобре­тенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных за­болеваний, вредных привычек (курения).

Объяснять зависимость соб­ственного здоровья от со­стояния окружающей среды. Анализировать и оцени­вать воздействие факторов риска на здоровье.

§27



12-18.12


28.

Первая помощь при повреждениях органов дыхания

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении

угарным газом, спасении

утопающего.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравле­нии угарным газом и при спа­сении утопающего


§28















29.

Пищеварительная система – 7ч.








19-25.12





Значение пищи и ее состав

Называть питательные ве­щества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питатель­ных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания


§29

Тест

«Дыхательная система»



19-25.12


30.

Органы пищеварения

Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы.

Распознавать и описы­вать на таблицах основные органы пищеварительной сис­темы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса пи­тания, пищеварения. *Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями органов пищева­рения.

§30





26-30.12


31.

Зубы

§31





26-30.12


32.

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Лабораторная работа №2 «Действие слюны на крахмал»

Давать определение поня­тиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, услов­ный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные орга­ны пищеварительной системы человека. Характеризовать:

• сущность биологического
процесса питания, пищеваре­
ния;

• роль ферментов в пищева­
рении.


§32

Л/р

2



16-22.01


33.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

Давать определение поня­тиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, услов­ный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные орга­ны пищеварительной системы человека. Характеризовать:

• сущность биологического
процесса питания, пищеваре­ния;

•роль ферментов в пищева­рении.

Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизне­деятельности организма. *Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями органов пищева­рения.

Использовать приобре­тенные знания для проведе­ния наблюдений за состояни­ем собственного

.

§33





16-22.01


34.

Регуляция пищеварения

§34





23-29.01








35.

Заболевания органов пищеварения

Использовать приобре­тенные знания для: •соблюдения мер профилак­тики заболеваний органов пи­щеварения;

•профилактики вредных при­вычек (курение, алкоголизм); •оказания первой помощи при отравлении ядовитыми гриба­ми, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собст­венного организма. Находить в тексте учебни­ка биологическую инфор­мацию, необходимую для вы­полнения заданий на с. 145-146.

§35















36.

Обмен веществ и энергии – 3ч.








23-29.01



Обменные процессы в организме

Давать определение поня­тиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать:

•сущность обмена веществ и пре­вращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

§36

Тест « Пищеварительная система»



30.01-5.02


37.

Нормы питания

Давать определение поня­тиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и пре­вращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

Использовать приобре­тенные знания для соблюдения мер профилактики за­болеваний, связанных с нару­шением обмена веществ. Использовать приобре­тенные знания для рацио­нальной организации труда и отдыха.

§37





30.01-5.02




38.

Витамины

Называть основные группы витаминов и продукты, в кото­рых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятель­ность.

Использовать приобре­тенные знания для соблю­дения мер профилактики ин­фекционных и простудных за­болеваний, а также других за­болеваний, связанных с не­достатком витаминов в орга­низме.

§38















39.

Мочевыделительная система – 2ч.








6-12.02



Строение и функции почек

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении про­дуктов обмена.

Распознавать и описы­вать на таблицах основные органы выделительной систе­мы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса вы­деления и его роль в обмене веществ.

*Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями органов мочевы­делительной системы.

§39





6-12.02



40.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

Использовать приобре­тенные знания для: •соблюдения мер профилак­тики заболеваний выдели­тельной системы; •профилактики вредных при­вычек.

Анализировать и оцени­вать воздействие факторов риска на здоровье.

§40













Кожа – 3ч.








13-19.02



41.

Значение кожи и ее строение

Называть особенности

строения кожи человека.

Называть функции кожи. Распознавать и описы-

вать на таблицах структур-

ные компоненты кожи. *Устанавливать взаимо-

связь между строением и функциями кожи.


§41









13-19.02




42.

Нарушения кожных покровов

Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики вредных привычек;

•оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожени­ях.




§42





20-26.02


43.

Терморегуляция. Закаливание. Первая помощь при тепловом ударе

Использовать приобретенные знания для соблю­дения мер профилактики за­болеваний кожи и других по­кровов тела

§43





20 -26.02











44.

Эндокринная система – 2 ч.








Железы

Называть:

•особенности строения и ра­боты желез эндокринной сис­темы;

•железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутрен­ней секреции и железы внеш­ней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокрин­ной системы.

§44

Тест « Кожа»



27.02-5.03




45.

Гормоны

Давать определение поня­тию гормоны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гор­монов в обмене веществ, жиз­недеятельности, росте, разви­тии и поведении организма.

Анализировать и оцени­вать воздействие факторов риска на здоровье.

§45









46.

Нервная система – 6ч.








27.02-5.03



Значение, строение и функционирование нервной системы

Давать определения поня-

тию рефлекс.

Называть:

•особенности строения нерв-

ной системы;

•принцип деятельности нерв­ной системы; •функции нервной системы.

Распознавать и описы­вать на таблицах основные отделы и органы нервной сис­темы человека.

*Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями нервной системы. Составлять схему рефлек­торной дуги простого рефлекса.


§46





6-12.03


47.

Вегетативная НС

Называть:

•отделы нервной системы, их

функции;

•подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции сомати-

ческой и вегетативной

нерв-

ной системы. Характеризовать:

•сущность регуляции жизне­деятельности организма; •роль нервной системы и гор­монов в организме.


§47





6-12.03


48.

Нейрогуморальная регуляция

§48





13-19.03




49.

Спинной мозг

Называть:

•особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.

Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.


§49





13-19.03


50.

Головной мозг

Называть:

•особенности строения голов­ного мозга;

•отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль го­ловного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения организма. Находить в тексте учебни­ка биологическую информа­цию, необходимую для выпол­нения

§50





20-23.03


51.

Обобщение знаний по теме «Нервная система»




Контр.раб.









52.

Анализаторы – 5ч.








20-23.03





Действие органов чувств и анализаторов

Давать определения поня­тиям: орган чувств, рецеп­тор, анализатор. Называть:

•органы чувств человека;

•анализаторы;

•особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса и их анализаторов. Характеризовать роль ор­ганов чувств и анализаторов в жизни человека.

§51





3-9.04


53.

Орган зрения и зрительный анализатор.

Лабораторная работа №3

«Слепое пятно»

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описы­вать на таблицах основные части органа зрения и зри­тельного анализатора. Объяснять результаты на­блюдений.

*Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями органов зрения и зрительного

§52

Л/р

3



3-9.04


54.

Заболевания и повреждения глаз

Называть заболевания, свя­занные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оцени­вать:

•воздействие факторов риска на здоровье;

•влияние собственных поступ­ков на здоровье. Использовать приобре­тенные знания для: •соблюдения мер профилак­тики заболеваний и поврежде­ний органов зрения; •профилактики вредных при­вычек.

§53





10-16.04


55.

Органы слуха и равновесия

Называть особенности строения органа слуха и слу­хового анализатора.

Распознавать и описы­вать на таблицах основные части органа слуха и слухово­го анализатора.

Анализировать и оцени­вать:

•воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступ­ков на здоровье. Использовать приобре­тенные знания для: •соблюдения мер профилак­тики заболеваний и поврежде­ний органов слуха; •профилактики вредных при­вычек.


§54





10-16.04


56.

Органы осязания, обоняния и вкуса

§55











Поведение и психика – 7ч.








17-23.04



57.

Врожденные формы поведения

Давать определение поня­тиям: безусловные рефлек­сы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головно­го мозга;

•сущность регуляции жизне­деятельности организма. Использовать приобре­тенные знания для рацио­нальной организации труда и отдыха.

§56

Тест « Анализа-

торы»



17-23.04


58.

Приобретенные формы поведения

§57





24-30.04




59.

Закономерности работы головного мозга

Давать определения по­нятиям: безусловные реф­лексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать:

•особенности работы головно­го мозга;

•биологическое значение ус­ловных и безусловных реф­лексов;

•сущность регуляции жизне­деятельности организма. Использовать приобре­тенные знания для рацио­нальной организации труда и отдыха.

§58





24-30.04


60.

Биологические ритмы. Сон и его значение

Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобре­тенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного ор­ганизма.

§59





1-7.05


61.

Особенности ВНД. Познавательные процессы

Называть особенности выс­шей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенно­сти высшей нервной деятель­ности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.

Использовать приобре­тенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного ор­ганизма;

•организации учебной дея­тельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

§60





1-7.05


62.

Воля и эмоции. Внимание

Называть особенности выс­шей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенно­сти высшей нервной деятель­ности и поведения человека (эмоции), их значение. Использовать приобре­тенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного ор­ганизма;

•организации учебной дея­тельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

§61





8-14.05


63.

Работоспособность. Режим дня

Давать определение поня­тию утомление. Анализировать и оцени­вать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья.

Использовать приобре­тенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного ор­ганизма.


§62











64.

Индивидуальное развитие – 5 ч.








8-14.05



Половая система человека

Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах:

•женскую и мужскую половые системы;

•органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наслед­ственности.

Использовать приобре­тенные знания для проведе­ния наблюдений за состояни­ем собственного

§63





15-21.05




65.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

Объяснять причины прояв­ления наследственных забо­леваний.

Анализировать и оцени­вать воздействие факторов окружающей среды на здоро­вье.

Использовать приобре­тенные знания для соблю­дения мер профилактики за­болеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятель­ный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней че­ловека.

§64





15-21.05


66.

Внутриутробное развитие организма. Развитее после рождения

Давать определение поня­тиям размножение, оплодо­творение.

Характеризовать сущность процессов размножения и раз­вития человека. Использовать приобре­тенные знания для: •соблюдения мер профилак­тики заболеваний, ВИЧ-инфекции;

•профилактики вредных при­вычек (курения, алкоголизма, наркомании).

§65





22-31.05





67.

Вред наркогенных веществ

§66





22-31.05



68.

Психологические особенности личности

Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обу­чения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Использовать приобре­тенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •соблюдения правил поведе­ния в окружающей среде.

§67