
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по биологии для VIII-IX классов общеобразовательных учреждений, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004 год.
- Программы курса биологии для 8 класса к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
– «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №9», утвержденного приказом директора. № 77-о от 31.08.2016 г;
- ООП ООО и учебного плана МБОУ «СОШ №9» на 2016/2017 учебный год;
– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Цели и задачи программы
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний человек как биосоциальное существо; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;
Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;
Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой МБОУ«СОШ №9» предполагается использование следующего учебно-методического комплекта (УМК):
1.Программа курса биологии для 8 класса к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
2. Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287с.
3. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: метод. Пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2006. – 139с.
4.Т.С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно-методическое издание М.: Дрофа, 2002
5. Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010.
6 С.И. Гуленков, Н. И. Сонин Тестовые задания Биология .Человек.8класс Тестовые задания М.: Дрофа, 2011.
Авторской программой Н.И. Сонина в 8 классе на учебный предмет «Биология» отводится 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №9» рабочая программа по «Биологии» в 8 классе рассчитывается на 70 часов в год, 2 часа в неделю, из которых 5часов лабораторные работы и 10 часов практические.
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная
Коллективная: фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: игры на конкурсной основе, ролевые; мини-лекции; диалоги и беседы; практические работы; дискуссии; проектная деятельность.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Формы и средства контроля
Согласно локальному акту школы «Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся» предусмотрено проведение текущего и промежуточного контроля.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих работ. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)
Практические работы и лабораторные работы;
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям)
Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.
Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.
Корректирующий - исправление недостатков.
Критерии и нормы оценивания образовательных результатов по предмету определяются локальным нормативным актом школы «Положение о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся в МБОУ «СОШ №9»
Работа с обучающимися, испытывающими трудности в освоении программы учебного предмета
Основные задачи, решаемые учителем при обучении учащихся:
- создание комфортных условий на уроке;
- обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;
- осуществление контроля за организацией рабочего места в учебное время
Этап урока | Деятельность учителя |
1. В процессе контроля подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения; Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении; Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки; По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания |
2. При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала; Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала; Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний; Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта; Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах; Инструктировать о порядке выполнения работы; Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность; Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль |
4. При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение работы пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения; Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками; Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками; Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, слабоуспевающих учеников |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
Содержание программы. 8кл
1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
2. Происхождение человека (2 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения тканей
Распознавание на таблицах органов и систем органов
5. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторные и практические работы.
Изучение головного мозга человека ( по муляжам)
Изучение изменения размера зрачка
6. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы.
Изучение внешнего строения костей
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц
Измерение массы и роста своего организма
7. Внутренняя среда организма (3 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови
8. Транспорт веществ (4 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные работы и практические:
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
Измерение кровяного давления
9. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы и практические:
Определение частоты дыхания
10. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения.
Исследования И.П.Павлова в области пищеварения
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные и практические работы.
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал
Определение норм рационального питания
11. Обмен веществ и энергии (2 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
12. Выделение (2 ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация модели почек.
13. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
14. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
16. Человек и его здоровье(4ч)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска для здоровье
Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений
Резервное время - 7 часов
Учебно-тематический план рабочей программы учебного курса 8 класс составлен на основе методического пособия к учебнику Н. И. Сонина, М.Р. Сапина « Биология. Человек» 8 класс/ Н. Б. Ренева, В. И. Сивоглазов М.: Дрофа, 2011.
Номер темы и ее название | Всего часов на тему по рабочей программе |
Практические и лабораторные работы | Количество часов по методическому пособию |
Тема 1 Место человека в системе органического мира | 1 | | 1 |
Тема 2 Эволюция человека. Расы человека | 2 | | 2 |
Тема 3 Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | | 1 |
Тема 4 Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | 2 | 4 |
Тема 5 Координация и регуляция | 7 | 2 | 7 |
Тема 6 Анализаторы | 4 | | 4 |
Тема 7 Опора и движение | 9 | 3 | 9 |
Тема 8 Внутренняя среда организма | 3 | 1 | 3 |
Тема 9 Транспорт веществ | 5 | 2 | 5 |
Тема 10 Дыхание | 5 | 1 | 5 |
Тема 11 Пищеварение | 5 | 2 | 5 |
Тема 12 Обмен веществ и энергии. Витамины | 3 | | 3 |
Тема 13 Выделение | 2 | | 2 |
Тема 14 Покровы тела | 3 | | 3 |
Тема 15 Размножение | 2 | | 2 |
Тема 16 Развитие человека. Возрастные процессы | 1 | | 1 |
Тема 17 Высшая нервная деятельность | 5 | | 5 |
Тема 18 Человек и его здоровье Тема 19Повторение | 4 4 | 2 | 4 4 |
Итого: | 70 | 15 | 66+4=70ч |
Календарно- тематическое планирование составлено на основе методического пособия к учебнику Н. И. Сонина, М.Р. Сапина « Биология. Человек» 8 класс/ Н. Б. Ренева, В. И. Сивоглазов М.: Дрофа, 2011.
Тематический поурочный план по биологии 8 класс
№ урока | Тема урока | Дата по плану/факт |
| Ι Место человека в системе органического мира 1ч. | |
1 | Место человека в системе органического мира. Особенности человека | 1н09 |
| ΙΙ Эволюция человека. Расы человека 2ч | |
2 | Происхождение человека. Этапы его становления | 1н09 |
3 | Расы человека | 1н09 |
| ΙΙΙ Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека 1 ч. | |
4 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. Науки, изучающие организм человека | 2н09 |
| lV Общий обзор строения и функций организма человека 4 ч | |
5 | Клеточное строение организма Лаб. раб № 1 « Строение животной клетки» | 2н09 |
6 | Ткани и органы Л/р № 2: « Изучение микроскопического строения тканей» | 3н09 |
7 | Органы и системы органов. Организм П/р №1: «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | 3н09 |
8 | Зачет по теме: « Общий обзор строения и функций организма человека» | 4н09 |
| V Координация и регуляция 7 ч. | |
9 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | 4н09 |
10 | Роль гормонов в обменных процессах организма человека. Нейрогуморальная регуляция и ее нарушения | 1н10 |
11 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | 1н10 |
12 | Строение и функции спинного мозга Лаб раб №3 « Строение спинного мозга» | 2н10 |
13 | Строение и функции головного мозга Л/р №4: Изучение головного мозга человека ( по муляжам)» | 2н10 |
14 | Полушария большого мозга. | 3н10 |
15 | Полушария большого мозга | 3н10 |
| VI Анализаторы – 4 часа | |
16 | Анализаторы (органы чувств), общий план строения Зрительный анализатор П/р №2: Изучение изменения размера зрачка» | 4н10 |
17 | Анализатор слуха и равновесия. | 4н10 |
18 | Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | 2н11 |
19 | Зачет по темам « Координация и регуляция», «Анализаторы» | 2н11 |
| VΙI Опора и движение 8 ч. | |
20 | Аппарат опоры и движения. Значение скелета. Кости скелета | 3н11 |
21 | Аппарат опоры и движения. Значение скелета. Кости скелета Л/р №5: Изучение внешнего строения костей» | 3н11 |
22 | Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его строение | 4н11 |
23 | Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его строение | 4н11 |
24 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 5н11 |
25 | Мышцы, их строение и функции. П/р №3: Измерение массы и роста своего организма» | 5н11 |
26 | Работа мышц. П/р №4: Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | 1н12 |
27 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения | 1н12 |
28 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | 2н12 |
| VΙΙI Внутренняя среда организма 3 ч. | |
29 | Внутренняя среда организма. Кровь, её состав и функции. Плазма крови. Клетки крови Л/р №6: Изучение микроскопического строения крови» | 2н12 |
30 | Как наш организм защищается от инфекций. Группы крови | 3н12 |
31 | Переливание крови и тканевая несовместимость. Лимфа, ее состав и отличие от плазмы крови. Донорство | 3н12 |
| ΙX Транспорт веществ 5 ч | |
32 | Органы кровообращения | 4н12 |
33 | Работа сердца | 4н12 |
34 | Движение крови по сосудам. Лимфообращение П/р №5: «Измерение кровяного давления сердца» Л/р №7:» Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | 2н01 |
35 | Заболевания сердечно- сосудистой системы, их предупреждение Приемы оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях | 2н01 |
36 | Зачет по темам « Внутренняя среда организма», « Транспорт веществ» | 3н01 |
| X Дыхание 5 ч. | |
37 | Значение дыхания. Строение органов дыхания | 3н01 |
38 | Газообмен в легких и тканях Дыхательные движения. | 4н01 |
39 | Регуляция дыхания. Жизненная емкость легких. П/р №6: Определение частоты дыхания | 4н01 |
40 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращении | 5н01 |
41 | Зачет по темам « Внутренняя среда организма», « Дыхание» | 5н01 |
| XI Пищеварение 5ч | |
42 | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение | 1н02 |
43 | Строение и функции пищеварительной системы.. Пищеварение в ротовой полости Регуляция пищеварения Л/р №8: Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал | 1н02 |
44 | Пищеварение в желудке Регуляция пищеварения | 2н02 |
45 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | 2н02 |
46 | Гигиена питания. П/р№7: «Определение норм рационального питания» | 3н02 |
| XΙI Обмен веществ и энергии. Витамины 3 ч | |
47 | Обмен веществ и энергии | 3н02 |
48 | Витамины. | 4н02 |
49 | Зачет по темам « Пищеварение», « обмен веществ и энергии. Витамины» | 4н02 |
| XΙΙI Выделение 2 ч. | |
50 | Выделение. Строение и работа почек | 1н03 |
51 | Заболевания почек, их предупреждение | 1н03 |
| XΙV Покровы тела 3 ч. | |
52 | Строение и функции кожи. Гигиена кожи | 2н03 |
53 | Роль кожи в терморегуляции организма | 2н03 |
54 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | 3н03 |
| XVРазмножение 2ч | |
55 | Половая система человека | 3н03 |
56 | Внутриутробное развитие организма. Роды. Лактация | 1н04 |
| XVI Развитие человека. Возрастные процессы 1 ч | |
57 | Возрастные процессы | 1н04 |
| XVII ВНД-5ч | |
58 | Поведение человека Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды. Роль в приспособлении к условиям жизни | 2н04 |
59 | Торможение, его виды и значение | 2н04 |
60 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна | 3н04 |
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы | 3н04 |
62 | Типы нервной деятельности. Гигиена умственного труда | 4н04 |
| ΧVΙII Человек и его здоровье 4 часа | |
63 | Cанитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни. Укрепление здоровья П/р№8 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска для здоровья | 4н04 |
64 | Доврачебная помощь. П/р№9 :Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений | 1н05 |
65 | Доврачебная помощь. | 1н05 |
66 | Факторы риска Вредные привычки | 2н05 |
| Χ IX Повторение 4 часа | |
67 | Повторение по теме «Внутренняя среда организма» | 2н05 |
68 | Повторение по теме «Пищеварение» | 3н05 |
69 | Повторение по теме «Транспорт веществ» | 3н05 |
70 | Повторение по теме «Дыхание» | 4н05 |
| | |
| | |
| | |
| Итого: 70ч | |
| | |
| | |
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
№пп | Вид контроля | Форма контроля | Источник КИМ | Дата |
1 | Текущий | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010.(211-215) | 4н10 |
2 | Текущий | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010.(228-233) | 2н11 |
3 | Тематический | Проверочная работа | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(236-239) | 5н11 |
4 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(241-245) | 2Н12 |
5 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(245-248) | 4Н12 |
6 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(248-254) | 4Н01 |
7 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(254-257) | 2Н02 |
8 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(260-264) | 5Н02 |
9 | Тематический | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(269-271) | 2Н03 |
10 | Тематический | Проверочная работа | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(284-286) | 2Н04 |
11 | Тематический | Проверочная работа | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(291-294) | 3Н04 |
12 | Текущий | Тесты | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(297-300) | 1н05 |
13 | Итоговый | Проверочная работа | Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010(306-310) | 3н05 |
14 | Текущий | Тесты | Т.С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно-методическое издание М.: Дрофа, 2002(52-54) | 3н12 |
15 | Текущий | Тесты | Т.С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно-методическое издание М.: Дрофа, 2002(57-59) | 3н03 |
16 | Текущий | Тесты | Т.С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно-методическое издание М.: Дрофа, 2002(65-69) | 2н04 |
| | | | |
При составлении перечня лабораторных и практических работ использовали:
1Программа курса биологии для 8 класса к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
2 Рабочая тетрадь к учебнику:М.Р. Сапин, Н.И Сонин Биология. Человек. М.:Дрофа, 2015
Перечень лабораторных и практических работ
| Лабораторные и практические работы 8 класс |
| Источник | Дата |
Лабораторная работа № 1 « Строение животной клетки» | С 15-16 | 3н09 |
Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей» | С 21-22 | 4н09 |
Лабораторная работа №3« Строение спинного мозга» | С 23-24 | 2н10 |
Лабораторная работа №4 «Изучение головного мозга по муляжам» | С 25-26 | 3н10 |
Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения костей» | С 62-64 | 4н11 |
Лабораторная работа №6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | | |
Лабораторная работа №6 «. Изучение микроскопического строения крови» | С 76 | 3н12 |
Лабораторная работа №7: « Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | С 103 | 1н02 |
Лабораторная работа №8: «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» | С 105 | 2н02 |
Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | С 24-25 | 5н09 |
Практическая работа №2 «Изучение изменения размера зрачка» | С49 | 4н10 |
Практическая работа №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | С 69-70 | 1н12 |
Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма» | 72-73 | 1н12 |
Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления» | 88-89 | 2н01 |
Практическая работа №6 «Определение частоты дыхания» | 95-96 | 1н02 |
Практическая работа №7 «Определение норм рационального питания» | 99 | 2н02 |
Практическая работа № 8 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | 150-151 | 3н04 |
Практическая работа № 9 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» | 143-144 | 4н04 |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
-Программа курса биологии для 8 класса к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287с.
.
Методическая литература:
Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: метод. Пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2011. – 139с.
Т.С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно-методическое издание М.: Дрофа, 2002
Книга для учителя. К учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина Биология «Человек» М.: Дрофа, 2010.
4 С.И. Гуленков, Н.И. Сонин Тестовые задания. Биология Человек. 8кл М.: Дрофа, 2011.
Пособия для учащихся:
Рабочая тетрадь к учебнику:М.Р. Сапин, Н.И Сонин Биология. Человек. М.:Дрофа, 2015
Электронно-программное обеспечение:
Компьютер
Презентационное оборудование
Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)
Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, скелеты животных, модель цветка.
2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование,
компьютер; проектор; микроскоп цифровой; скелет.
3 Демонстрационные таблицы.
клетка;
скелетные мышцы;
скелет;
спинной мозг;
слуховой анализатор;
кожа;
головной мозг;
сердце;
схема кровообращения;
зрительный анализатор;
система органов дыхания;
муляжи:
строение сердца;
строение глаза;
строение гортани.
Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, устройство для хранения учебного оборудования. Учебное оборудование по биологии включает: живые растения, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии; приборы и лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на информационных носителях, компакт-диски, проектор, учебно-методическую литературу для учителя и учащихся: определители, справочные материалы, контрольно-диагностические тесты.
Лист внесения изменений
№пп | Дата занятия по учебно-тематическому планированию | | | Тема занятия по учебно-тематическому планированию | | Способ корректировки с указанием фактической даты занятия | | Причина корректировки |
| | | | |