СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 8 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 8 класс.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 8 класс.»



муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 города Свободного


    1. РАССМОТРЕНО


На заседании МО учителей предметников №

От «___» __________2017 г.

    1. СОГЛАСОВАНО


Зам директора по

УВР МОАУ СОШ № 11

_____________Г.П. Рыжкова

«___» _____________2017 г.

    1. УТВЕРЖДЕНО

Директор МОАУ СОШ № 11

____________М.С. Киреева


Приказ №____________

От № «___»__________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год

по биологии в 8 А, Б классах.









Составитель программы:

учитель географии и биологии

Смирнов А.Н.

_______________________












г. Свободный

2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2004 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089, опубликованном в Сборнике нормативных документов / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 443 и примерной программой основного общего образования.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

  • Письмо   Минобразования   России от 20.02.2004   г.   №   03-51-10/14-03   «О введении федерального   компонента государственных образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная  программа  основного  общего образования  по биологии (базовый уровень).

  • Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

  • Учебный план МОАУ СОШ №11 г.Свободного на 2017-2018учебный год.


За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника» – М.: Дрофа, 2011. – 92.;

Рабочая программа ориентирована на учебник: Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 11-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2014. – 332 с.

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю 70 часов.

В 8-м классе учащиеся получают знания о человека как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генеалогическую связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах. За пределами, которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Изучение биологии на уровне основного общего образования направленно на достижение следующих целей:

1. Освоение знаний о человеке как о биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека.

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного рганизма, биологические эксперименты.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессах проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек и ВИЧ-инфекции.

Основными задачами данного раздела являются следующие:

1) Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.

2) Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.

3) Раскрыть роль человека в природе.

4) Продолжить формировать представление о единстве живой природы.

В процессе изучения биологии в 8 классе школьники должны усвоить определенный круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы. В результате обучения у школьников должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. Это представление формируется при усвоении следующих основных понятий: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения. В формировании научных понятий важное значение приобретает система доказательств, основанных на методах конкретных наук.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии в 8 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны:

Знать/понимать:

  • специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

  • особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;

  • строение и функции основных тканей и систем органов;

  • функциональные системы организма;

  • значение гомеостаза внутренней среды организма;

  • об обмене веществ, его значении и видах;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;

  • строение и функции анализаторов;

  • механизмы ВНД;

  • функциональное значение высших отделов головного мозга человека;

  • особенности индивидуального развития человека;

  • правила личной гигиены;

  • причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;

  • о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

  • особенности биологических процессов (питание, дыхание, кровообращение, выделение, движение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности, возбуждение, торможение), протекающих в организме человека;

  • Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

  • Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.


Уметь:

  • распознавать органы и их топографию;

  • оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;

  • измерять кровяное давление и частоту пульса;

  • давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;

  • работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)

  • Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

  • Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

  • Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

  • Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.

  • Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.


Применять знания и умения:

  • соблюдать меры профилактики и предупреждения развития травматизма, стрессов, пищевых отравлений, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения, обеспечивающие безопасность в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок; 
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.


Содержание курса

(70 часов, 2 часа в неделю)


Введение (1 час)

Знакомство разделом биологии, которая изучает организм человека.

Глава 1. Науки, изучающие организм человека (2 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Глава 2. Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

Раздел 1. Строение и функции организма (57 часов)

Глава 3. Строение организма (7 часов)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.


Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Лабораторная работа №2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс

Глава 4. Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №3. Микроскопическое строение кости.Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Лабораторная работа №4. Утомление при статической и динамической работе.

Лабораторная работа №5. Выявление нарушений осанки.

Лабораторная работа №6. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Контрольная работа №1. по темам: «Ткани. Опорно-двигательная система»

Глава 5. Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №7. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

Лабораторная работа №8. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Контрольная работа №2 по теме «Кровеносная система»

Глава 7. Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Ф.П. с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

Глава 8. Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 10. Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдение: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Глава 9. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро_ и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №11. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Глава 10. Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдение: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Глава 11. Нервная система человека (7 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Контрольная работа №3 по теме «Нервная система»

Глава 12. Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №12. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Контрольная работа №4 по теме «Анализаторы»

Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 часа)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №13. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Глава 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Раздел 2. Глава 15.

Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость.

Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

С целью более полного изучения материала и из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение тем: «Нервная система» (7 часов) за счет сокращения часов на изучение тем «Обмен веществ и энергии», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» и «Индивидуальное развитие организма» так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах.


тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего

часов

Лабораторные

работы

Контрольные

работы

I

введение

1




Глава 1. Науки изучающие организм человека

2




Глава 2. Происхождение человека

3



II

Раздел 1 Строение и функции организма

57




Глава 3. Строение организма

7

2



Глава 4. Опорно-двигательная система

7

4

1


Глава 5. Внутренняя среда организма

3




Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

2

1


Глава 7. Дыхательная система

4

1



Глава 8. Пищеварительная система

6

1



Глава 9. Обмен веществ и энергии

3

1



Глава 10. Покровные органы. Теплорегуляция

4




Глава 11. Нервная система человека

7


1


Глава 12. Анализаторы

5

1

1


Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

4

1



Глава 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2



III

Раздел II. Индивидуальное развитие организма

6



4.1

Глава 15. Индивидуальное развитие организма

4



4.2

Обобщение и систематизация.

2


1


Итого

70

13

5




Календарно-тематический план (70 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

Тема

Основное содержание урока

Планирование результатов обучения

Контроль

Формы и методы работы

Дата проведения урока

План.

Факт.

1

Введение (1 час). Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии

Введение в раздел «Человек», человек в ряду живых существ


Описывать методы изучения человека.


Урок изучения нового материала




Глава 1 (2 часа)


2



3

Анатомия, физиология, психика и гигиена человека

Становление наук о человеке

Предметы изучения наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиене, психологии.

Развитие анатомии, физиоогогии и гигиены с начала XIX века до наших дней (Луи Пастер, И.И.Мечников). Зарождение наук о человеке в античное время (Гераклит, Аристотель). Изучение человека в эпоху Возрождения (Гарвей, Везалий). Лауреаты Нобелевской премии в области медицины.

Описывать методы изучения человека. Различать предметы изучения наук о человеке.

Приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке. Характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала.




Глава 2 Происхождение человека (3 часа)

4

Систематическое положение человека.

Рудименты. Атавизмы. Доказательство животного происхождения человека. Систематическое положение человека разумного в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство.

Приводить примеры рудиментов и атавизмов человека. Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы. Находить черты сходства зародыша человека и животных

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала.



5

Историческое прошлое людей

Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Экологические факторы, способствующие развитию прямохождения. Предшественники человека – австралопитеки. Древнейшие люди Древние люди. Первые современные люди

Перечислять характерные особенности предшественников современного человека. Называть факторы, способствующие развитию прямохождения. Объяснятьвлияние факторов на эволюцию человека.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



6

Расы человека

Антропология. Этнография. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы человека.

Узнавать по рисункам представителей рас человека. Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду.

Фронтальный опрос, тест

Комбинированный урок.



II

Раздел 1 Строение и функции организма (57 часов)


Глава 3. Строение организма (7 часов)

7

Общий обзор организма

Внешняя среда, Внутренние органы. Внутренняя среда. Гормоны. Органы. Система органов. Уровни организации. Полости тела организма: брюшная и грудная. Значение постоянства внутренней среды организма и факторы его сохранения

Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов. Называть органы человека, относящиеся к определенным системам. Называть факторы сохранения постоянства внутренней среды организма. Раскрывать суть понятий молекулярный, клеточный, тканевой и организменный уровни организации.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



8

Строение и жизнедеятельность клетки

Возбудимость. Органоиды. Развитие. Рост. Субстрат. Фермент. Объект. Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный центр, лизосомы. Строение и функции ядра. Обмен веществ в клетке.

Механизм действия фермента. Рост и развитие клетки. Деление клетки Покой и возбуждение клетки.

Называть органоиды клетки и их функции. Узнавать органоиды на немых рисунках. Описывать и узнавать этапы деления клетки. Находить соответствие между органоидами и их функциями. Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки при повреждении или отсутствии органоида.

Фронтальный опрос, тест

Урок изучения нового материала.



9

Физиология клетки



10



11

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп». Покровные и соединительные ткани

Основные понятия: Ткань, Нервное волокно

Строение тканей. Основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон. Строение синапса. Свойства нервной ткани: возбудимость, проводимость Свойства мышечной ткани: возбудимость и сократимость

Называть основные группы тканей. Называть функции тканей и структурных компонентов. Характеризовать основные виды тканей. Различать функции дендритов и аксонов. Объяснять механизм проведения нервного импульса.

Л\р

Л/р №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»



12

Мышечная и нервная ткань



13

Лабораторная работа №2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.

Рефлекторная регуляция

Рефлекс. Безусловный. Условный. Рефлекторная дуга. Рефлекторный центр. Рецепторы. Компоненты рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Виды безусловных рефлексов.

Давать определение терминам – рефлекс. Называть функции вставочных, исполнительных нейронов. Называть функции компонентов рефлекторной дуги. Описывать механизм проявления безусловного рефлекса.

Л/р №2. Фронтальный опрос

Лабораторная работа №2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.




Глава 4. Опорно-двигательная система (7 часов)

14

Строение костей. Типы костей.

Макроскопическое строение кости: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг. Компактное и губчатое строение костей. Микроскопическое строение кости. Функции опорно-двигательной системы. Химический состав костей. Типы костей. Соединения костей.

Строение сустава

Называть функции опорно-двигательной системы. Описывать химический состав костей. Объяснять зависимость характера повреждения костей от химического состава. Характеризовать типы соединения костей. Доказывать принадлежность скелета и мышц к одной системе.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала.



15

Скелет человека. Осевой скелет.

Скелет. Осевой и добавочный скелет. Строение черепа: мозговой отдел, лицевой череп Строение скелета туловища. Строение позвонка. Скелет поясов конечностей и свободных конечностей.

Давать определение терминам. Называть компоненты осевого и добавочного скелета. Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета. Показывать взаимосвязь между строением осевого скелета и функциями, черепа, поясов конечностей.

Фронтальный опрос, тест

Комбинированный урок.



16

Скелет поясов и свободных конечностей



17

Строение мышц. Типы мышц. Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела»

Антагонисты. Синергисты. Скелетные мышцы. Мышцы сгибатели и разгибатели. Расположение мышц. Микроскопическое строение мышц. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань. Макроскопическое строение мышц. Брюшко, сухожилия. Строение сухожилия: головка, хвост.

Описывать строение: мышечного пучка, поперечнополосатой мышечной ткани. Узнавать расположение скелетных мышц. Выделять особенности поперечнополосатой скелетной мышечной ткани.

Фронтальный опрос. Л\р

Л/р№3 «Мышцы человеческого тела»



18

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №4. «Утомление при статической и динамической работе.


Гиподинамия. Двигательная единица. Тренировочный эффект. Динамическая и статическая работа. Утомление. Регуляция работы мышц-антагонистов.

Называть последствия гиподинамии. Описывать энергетику мышечного сокращения. Различать механизм статической и динамической работы. Характеризовать механизм регуляции работы мышц.

Фронтальный опрос Л\р

Л/р № «Утомление при статической и динамической работе.

.



19

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при нарушении костей. Лабораторная работа №5. Выявление нарушений осанки. Лабораторная работа №6. Выявление плоскостопия»

Осанка. Плоскостопие. Остеохондроз. Степени и факторы нарушения осанки. Корригирующая гимнастика. Причины искривления позвоночника. Предупреждение и лечение плоскостопия. Перелом. Виды переломов. Вывихи суставов.

Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внутренних органов при нарушении осанки. Называть причины: искривления позвоночника, факторы развития плоскостопия. Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела. Давать определение понятиям перелом. Знать виды переломов и первая помощь при переломах.

Фронтальный опросЛ/Р

Л/р№5,№6 Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия»Комбинированный урок.



20

Контрольная работа №1. по темам: «Ткани. Опорно-двигательная система»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять полученные знания и умения.

К\р

Урок контроля знаний.




Глава 5. Внутренняя среда организма (3 часа)

21

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови

Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Состав крови: плазма и форменные элементы. Состав плазмы. Фибриноген.

Значение тканевой жидкости и лимфы. Лимфатические сосуды и лимфатические. Относительное постоянство внутренней среды. Подвижное равновесие.

Называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови.

Раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции крови.

Работать с микроскопом и микропрепоратами.

Фронтальный, индивидуальный опрос

Урок изучения нового материала.



22

Строение и функции компонентов крови.

Свертывание крови. Состав крови: плазма и форменные элементы.

Условия для образования тромба: витамин К, соли кальция.

Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Гемоглобин. Группы лейкоцитов: фагоциты, лимфоциты.

Характеризовать процесс свертываемости крови. Называть функции эритроцитов; группы крови человека. Перечислять органы кроветворения. Показывать взаимосвязь между строением и функциями клеток крови.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



23

Лейкоциты. Иммунитет

Строение и функции лейкоцитов. Иммунитет. Виды иммунитета.. Неспецифический и специфический иммунитет. Инфекционные и паразитарные болезни. Проявления иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость. Вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Резус-фактор и резус-конфликт.

Называть функции лейкоцитов. Приводить примеры инфекционных заболеваний. Называть органы иммунной системы. Давать определение термину – иммунитет. Объяснять механизм различных видов иммунитета; причины нарушений иммунитета; проявление тканевой несовместимости.

Фронтальный опрос, тест

Комбинированный урок.




Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

24

Транспортные системы организма

Замкнутая система. Артерии

Вены. Органы кровеносной системы. Строение кровеносных сосудов. Лимфатическая система: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы. Образование тканевой жидкости и лимфы.

Давать определение термину – замкнутая кровеносная система. Называть транспортные системы человека и их органы. Описывать образование тканевой жидкости и лимфы. Анализировать содержание определений основных понятий. Сравнивать строение кровеносных сосудов.

Тест Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала.



25

Круги кровообращения

Артериальная кровь. Венозная кровь. Оксигемоглобин. Большой и малый круги кровообращения. Кровообращение Отток лимфы. Изменение состава крови в большом малом кругах кровообращения.

Описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Давать определение терминам. Различать малый и большой круги кровообращения.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



26

Строение и работа сердца

Автоматизм. Строение сердца: наружный слой, миокард, эпителиальный слой. Околосердечная сумка. Положение сердца в грудной полости. Особенности строения сердечной поперечно-полосатой мышечной ткани. Роль парасимпатического и симпатического отделов НС. Сердечный цикл: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза Регуляция сердечных сокращений Гуморальная регуляция. Гормон адреналин. Свойства сердечной мышцы: возбудимость и сократимость.

Называть гормоны, влияющие на работу сердца; свойства сердечной мышцы. Описывать расположение сердца в организме, строение сердца. Раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла. Характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



27

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Лабораторная работа №7. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.


Причины движения крови по сосудам: работа сердца, артериальное давление. Факторы, влияющие на движение крови: диаметр сосуда, вязкость крови. Нарушения артериального давления Скорость движения крови. Особенности артериального давления.

Называть факторы, влияющие на движение крови. Описывать механизм измерения артериального давления. Выявлять причины изменения давления в артериях, венах, капиллярах.

Фронтальный опрос Л/р

Л/ р №7. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.



28

Первая помощь при заболеваниях сердца, сосудов и кровотечениях. Лабораторная работа №8. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Ударный объем. Гипертония. Гипотония. Некроз. Инфаркт миокарда. Внутренние кровотечения. Внешние кровотечения: артериальные, венозные, капиллярные. Носовые кровотечения. Признаки и первая помощь.

Называть причины юношеской гипертонии. Описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе. Перечислять последовательность действий при лечении раны. Различать артериальное, венозное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее.

Л\р


Л/р № 8 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»



29

Контрольная работа №2 по теме «Кровеносная система»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять полученные знания и умения.

К\р

Урок контроля знаний.




Глава 7. Дыхательная система (4 часа)

30

Строение и функции дыхательной системы

Дыхание. Органы дыхания. Дыхательный путь и органы газообмена. Строение и функции. Особенности строения носовой полости, гортани, трахеи, бронхов и легких. Верхние и нижние дыхательные пути

Узнавать по немым рисункам органы дыхания. Называть этапы дыхания. Устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями. Объяснять преимущества носового дыхания для сохранения здоровья.

тест

Урок изучения нового материала.



31

Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Ф.П. с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

Дыхание. Легочное и тканевое дыхание. Образование оксигемоглобина. Вентиляция легких. Механизм вдоха и выдоха Нервная регуляция. Гуморальная регуляция канцерогены. Факторы, влияющие на дыхание

Описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания. Называть расположение центров дыхательной системы. Определять последовательность этапов при вдохе и выдохе.

Л\р Фронтальный опрос


Л/р № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Ф.П. с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»



32

Дыхательные движения и их регуляция



33

Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания

Флюорография. Жизненная емкость легких. Приемы оказания первой помощи утопающему, отравлении угарным газом. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей

Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении заваливании землей. Объяснять целесообразность мер профилактики заболеваний дыхательной системы.

тест

Комбинированный урок.




Глава 8. Пищеварительная система (6 часов)

34

Питание и пищеварение.

Пищеварение. Значение питания. Функции пищи: пластическая и энергетическая.

Состав пищи. Растительная и животная пища. Продукты питания. Питательные и балластные вещества. Значение кулинарной обработки пищи.

Изменение пищи в процессе пищеварения. Этапы пищеварения.

Приводить примеры пищи животного и растительного происхождения. Называть этапы пищеварения; значение кулинарной обработки пищи. Перечислять функции пищи. Описывать этапы пищеварения.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала.



35

Пищеварение в ротовой полости. Глотание. Лабораторная работа №10 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Органы пищеварения. Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Функции языка, слюнных желез. Строение зубов и уход за ними.

Расположение слюнных желез и работа. Заболевания зубов

Узнавать на немых рисунках органы пищеварительной системы. Описывать строение зубов; проявление функций органов ротовой полости. Устанавливать взаимосвязь между строением зубов и выполняемыми функциями.

Л\р


Л/р №10 «Действие ферментов слюны на крахмал»



36

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

Расположение и строение желудка и двенадцати перстной кишки. Пищеварительные ферменты: пепсин, трипсин, желчь

Состав желудочного сока. Механизм действия ферментов. Свойства и условия.

Описывать строение и расположение желудка и двенадцати перстной кишки; механизм действия ферментов. Описывать состав желудочного сока. Взаимосвязь между строением желудка, двенадцатиперстной кишки и выполняемыми функциями.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



37


Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Регуляция пищеварения

Строение тонкого и толстого кишечника. Строение кишечной ворсинки. Микроорганизмы кишечника. Механизм всасывания.

Образование гликогена. Роль печени в организме: синтез аминокислот; выработка желчи; барьерная; поддерживание постоянства состава. Значение толстого кишечника. Аппендицит и перитонит. Рефлекс. Безусловный рефлекс. Условный рефлекс. Нервная регуляция пищеварения. Гуморальная регуляция пищеварения.

Описывать механизм всасывания; роль печени в организме человека. Перечислять функции тонкого и толстого кишечника. Называть и показывать по таблице расположение органов пищеварительной системы. Устанавливать взаимосвязь между строением тонкого и толстого кишечника и выполняемыми ими функциями. Приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов. Описывать механизм выработки условных рефлексов. Находить различия между условными и безусловными пищевыми рефлексами.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



38

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Возбудители желудочно-кишечных инфекционных заболеваний. Правила приема пищи.

Условия, способствующие и затрудняющие пищеварение. Признаки недоброкачественности пищевых продуктов. Источники заражения желудочно-кишечными инфекциями.

Описывать условия, способствующие и затрудняющие пищеварение. Называть правила приема пищи. Характеризовать возбудителей желудочно-кишечных инфекционных заболеваний. Объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



39

ПОУ по темам: «Дыхание и пищеварение»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять полученные знания и умения.

ПОУ

Урок контроля знаний.




Глава 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)

40

Общая характеристика обмена веществ. Витамины.

Обмен веществ. Пластический обмен. Энергетический обмен. Макроэлементы. Микроэлементы. Этапы обмена веществ: подготовительный, основной, заключительный. Обмен белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды. Витамины. Гиповитаминоз. Авитаминоз. Роль витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.

Называть основные этапы обмена веществ. Перечислять функции белков, жиров и углеводов. Раскрывать роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды в организме человека. Называть группы витаминов; продукты питания, в которых находятся витамины. Пояснять разницу в понятиях гиповитаминоз и авитаминоз.

Фронтальный опрос




41

42


Энерготраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 11 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»









Основной обмен. Общий обмен. Рациональное питание. Культура питания.

Приводить примеры продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты, ненасыщенные жирные кислоты. Различать основной и общий обмены веществ.

Л\р


Л/р № 11«Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»




Глава 10. Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа)

43

Строение и функции кожи

Кожа. Строение эпидермиса, дермы, гиподермы. Производные кожи – ногти и волосы. Трехслойное строение кожи Функции кожи: защитная, выделительная, дыхательная, рецепторная, участие в обмене веществ.

Описывать строение кожи. Перечислять функции кожи. Показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала.



44

Терморегуляция организма. Закаливание.

Терморегуляция. Закаливание. Теплопроведение, теплоизлучение. Способы закаливания. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при ожогах, обморожениях.

Перечислять признаки теплового и солнечного ударов. Описывать изменения кожи при действии тепловых и холодовых рецепторов

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



45

Гигиена кожи, одежды и обуви.






Травмы. Ожоги и обморожения. Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи. Угревая сыпь.

Называть возбудителей, причины заболеваний кожи, гормональные нарушения. Называть меры помощи при химическом и термическом ожогах.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



46

Органы выделения

Органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочеиспускательный канал. Почки. Ворота почек. Корковое и мозговое вещество. Почечные пирамиды. Нефрон: капсула, канальцы. Собирательные канальцы. Фильтрация. Образование мочи.

Называть функции системы мочевыделения; факторы, влияющие на работу почек; меры профилактики болезней почек. Описывать строение и работу нефрона. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями системы мочевыделения.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала.




Глава 11. Нервная система человека (7 часов)

47

Регуляция функций в организме

Способы регуляции функций организма. Гуморальная и нервная регуляция функций организма.

Разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой.

Сравнивать строение нервной системы человека и животных.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала.



48

Общий план строения нервной системы

Свойства нервной ткани. Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон. Строение синапса. Роль и строение нервной системы организма.

Различать функции дендритов и аксонов. Объяснять механизм проведения нервного импульса. Объяснять роль нервной системы в регуляции функций организма как единого целого.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала.



49

Спинной мозг

Серое вещество. Белое вещество. Спинной мозг. Строение и расположение спинного мозга.

Функции: рефлекторная и проводящая. Восходящие и нисходящие нервные пути.

Описать по рисунку и микропрепарату строение и функции спинного мозга. оказывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга. Прогнозировать последствия для человека при нарушении функций спинного мозга.

тест

Комбинированный урок.



50

Строение головного мозга: продолговатый, средний мозг, мост, мозжечок.

Борозды. Извилины. Головной мозг. Отделы головного мозга. Функции отделов Расположение серого и белого вещества. Доли коры больших полушарий: лобная, теменная, затылочная, височная. Функциональные зоны больших полушарий: двигательная, кожно-мышечной чувствительности, зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая

Строение переднего мозга. Промежуточный мозг.

Описать по рисунку строение головного мозга. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга . Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий. Сравнивать строение головного и спинного мозга. Показывать взаимосвязь между строением и функциями отделов головного мозга. Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



51

Передний мозг.



52

Соматический и автономный отделы нервной системы

Отделы автономной нервной системы: симпатический и парасимпатический. Функциональное разделение нервной системы на соматическую и автономную (вегетативную). Принцип дополнительности.

Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы. Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем. Объяснять механизм совместной работы симпатического и парасимпатического отделов.

Фронтальный опрос


Комбинированный урок.



53

Контрольная работа №3 по теме «Нервная система»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять полученные знания и умения.

К\р

Урок контроля знаний.




Глава 12. Анализаторы (5 часов)

54

Значение органов чувств. Зрительный анализатор. Лабораторная работа №12 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

Анализаторы. Рецепторы. Структура анализаторов. Восприятие. Ощущение. Значение анализаторов. Чувствительные зоны коры больших полушарий: первичные, вторичные, третичные. Природа возбуждения – поток нервных импульсов. Бинокулярное зрение. Близорукость. Дальнозоркость. Глаз человека. Положение и строение глаза. Механизм прохождения лучей света через прозрачную среду глаза; при близорукости и дальнозоркости. Значение зрения. Строение сетчатки: палочки и колбочки, желтое пятно, слепое пятно. Корковая часть зрительного анализатора. Нарушения зрения

Называть структурные компоненты анализатора. Объяснять значение анализаторов. Находить соответствие между функциями и частями анализатора. Отличать иллюзии от галлюцинаций. Описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора; механизм бинокулярного зрения. Называть функции структур глаза. Показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функцией. Различать близорукое и дальнозоркое зрение.

Л\р. Фронтальный опрос


Л/р № 12 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».



55

Зрительное восприятие. Гигиена зрения.



56

Строение и функции органа слуха

Слуховой анализатор. Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка. Среднее ухо: слуховые косточки. Внутренне ухо: костный и перепончатый лабиринт, вестибулярный аппарат, улитка. Механизм передачи звука. Значение слуха.

Описывать строение органа слуха, механизма передачи звуковых сигналов. Называть значение слуха для жизни человека. Показывать взаимосвязь строения органа слуха и выполняемой им функцией.

Тест, Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



57

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Анализатор. Строение вестибулярного аппарата: преддверие с мешочками, полукружные каналы. Строение орган вкуса: вкусовые сосочки. Кожная чувствительность: тактильное чувство, вибрационное чувство, осязание. Значение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, органа вкуса Расположение зон чувствительности в коре больших полушарий.

Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. Описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, органа вкуса. Объяснять механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



58

Контрольная работа №4 по теме «Анализаторы»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять полученные знания и умения.

К\р

Урок контроля знаний.




Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 часа)

59

Наука о поведении и психике. Врожденные и приобретенные программы поведения.

Высшая нервная деятельность.

Доминанта. Приобретенные рефлексы: положительные и отрицательные. Безусловные рефлексы и инстинкты – врожденные программы поведения человека. Рассудочная деятельность – приобретенная программа поведения.

Приводить примеры торможения рефлексов. Характеризовать механизм выработки условных рефлексов. Приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведения.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала.



60

Сон и сновидения

Сон. Стадии сна: быстрый и медленный сон. Значение сна для человека. Правила гигиены сна. Факторы, определяющие продолжительность сна. Правила гигиены сна

Описывать Объяснять правила гигиены сна; влияние на организм нарушений сна. фазы сна.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



61

Речь и сознание. Познавательные процессы.

Мышление. Память. Познавательные процессы человека. Свойства мышления: самостоятельность и критичность. Роль речи в познании и труде. Логическая и механическая память. Приемы запоминания. Длительная и оперативная память

Называть познавательные процессы человека; качества ума. Приводить примеры факторов, влияющих на формирование потребностей. Объяснять разницу между активным воображением и пассивным; краткосрочной памяти и долгосрочной.

Фронтальный опрос, тест

Комбинированный урок.



62

Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа № 13 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

Внимание. Воля. Рассеянность. Волевые действия человека. Виды эмоций: эмоциональные реакции, состояния, чувства. Непроизвольное и произвольное внимание. Свойства внимания: устойчивое и колеблющееся.

Приводить примеры ситуаций проявления функций воли; аффекта. Описывать физиологические основы внимания. Характеризовать основные виды внимания.

Фронтальный опрос

Л/р № 13 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»




Глава 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

63

Роль эндокринной регуляции


Гормон. Органы эндокринной системы.. Гуморальная регуляция работы органов. Единство нервной и гуморальной регуляций. Железы внутренней и смешанной секреции. Действие гормонов на внутренние органы. Нарушения функций щитовидной железы, поджелудочной желез: избыточная функция, недостаточная функция.

Называть органы эндокринной системы. Узнавать по рисункам органы эндокринной системы. Различать железы внешней и внутренней секреции; действие гормонов, витаминов. Доказывать единство нервной и гуморальной регуляций. Описывать симптомы нарушений функций желез внутренней секреции.

Фронтальный опрос, тест

Комбинированный урок.



64

Функции желез внутренней секреции



IV

Раздел 3 Индивидуальное развитие организма (6 часов)


Глава 15. Индивидуальное развитие организма (4 часа)

65

Размножение. Оплодотворение.

Оплодотворение. Органы размножения человека. Бесполое и половое размножение. Менструальный цикл. Поллюции. Стадии оплодотворения. Онтогенез. Филогенез. Плацента. Беременность. Режим беременной.

Перечислять этапы жизненного цикла особи. Узнавать по рисункам органы размножения. Называть функции плаценты. Описывать режим беременной.

Фронтальный, индивидуальный опрос

Комбинированный урок.



66

Развитие зародыша и плода.



67

Развитие ребенка после рождения. Интересы и склонности.

Развитие человека. Стадии: новорожденный, грудной ребенок, половое созревание. Типы темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Тип психической деятельности: художественный, мыслительный, смешанный. Характер. Волевые качества.

Называть типы темперамента. Описывать изменения с юношами и девушками в процессе развития. Сопоставлять понятия темперамент и характер. Анализировать содержание определений основных понятий.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



68

Наследственные и врожденные заболевания

Наследственные заболевания.

Врожденные заболевания. Проявления алкогольного синдрома плода. Меры профилактики заболеваний, передаваемых половым путем.

Называть меры профилактики заболеваний передаваемых половых путем. Описывать нарушения в организме при сифилисе. Объяснять опасность заражения вирусом СПИДа. Характеризовать наследственные и врожденные заболевания человека.

Доклады.

Комбинированный урок.




Обобщение (2 часа)

69

Повторительно-обобщающий урок

Выявление и коррекция знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять полученные знания и умения.

Фронтальный, индивидуальный опрос

Комбинированный урок.



70

Контрольная работа №5 в рамках промежуточной аттестации

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять полученные знания и умения.

К\р

Урок контроля знаний.





Аннотация к рабочей программе по биологии 8 класс.

Название курса

биология

Составитель

Смирнов Александр Николаевич

Класс

8

Количество часов в год

70

Количество часов в неделю

2

Цель курса

Освоение знаний о человеке как о биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессах проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.

Автор учебника

Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 11-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2014.

Структура курса

введение

Раздел 1. Строение и функции организма

Раздел 2. Индивидуальное развитие организма

Обобщение и систематизация.

Требования к результатам освоения дисциплины

Знать/понимать:

специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма; строение и функции основных тканей и систем органов;

функциональные системы организма; значение гомеостаза внутренней среды организма; об обмене веществ, его значении и видах; роль ферментов и витаминов в организме; особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом; строение и функции анализаторов;

механизмы ВНД; функциональное значение высших отделов головного мозга человека; особенности индивидуального развития человека;

правила личной гигиены; причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний; о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

особенности биологических процессов (питание, дыхание, кровообращение, выделение, движение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности, возбуждение, торможение), протекающих в организме человека;

Уметь:

распознавать органы и их топографию; оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;

измерять кровяное давление и частоту пульса; давать обоснование правилам личной и общественной гигиены; работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)

Применять знания и умения:

соблюдать меры профилактики и предупреждения развития травматизма, стрессов, пищевых отравлений, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения, обеспечивающие безопасность в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Основные образовательные технологии


Метод проектов, исследовательский метод, метод создания проблемной ситуации, дискуссии, игра, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др

Формы контроля

Наблюдение, систематизация, саморефлексия, самоанализ, взаимоконтроль, промежуточный контроль по разделам, по четвертям, годовой.

Оценочные листы, творческие задания для групп.

Практические работы, лабораторные, самостоятельные, тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах.


1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!