Ростовская область Кашарский район с.Сариновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сариновская основная общеобразовательная школа
| | «Утверждаю» Директор МБОУ Сариновской ООШ Приказ от _______№____
_______ /Е.Н.Подгорнова/. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету: биология
Ступень обучения: основное общее, 8 класс
Количество часов: 2 часа в неделю, всего 68 часов
учителя биологии 1 категории Подгорновой Елены Николаевны.
Программа разработана на основе: программы основного общего образования по биологии; авторской программы основного общего образования по биологии «Биология.5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров), по учебнику «Биология. Человек.» Н.И. Сонин, М.Р.Сапин издательство Дрофа, 2012г.
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (ФГОС ООО), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1810. 3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Сариновской ООШ. 4. Положение о разработке рабочей программы, принятое на педагогическом совете.
5. Примерная программа основного общего образования по биологии.
6. Авторская программа основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров) 7. Учебный план МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 уч.г. 8. Календарный учебный график работы МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 уч.г.
9. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Федеральный перечень учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.» (в ред. Приказов Минобрнауки россии от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 учебный год предусмотрено изучение биологии в объёме 70 часов, в соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 учебный год рабочая программа предусматривает изучение предмета 68 часов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой:
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Содержание программы учебного предмета
Место человека в системе органического мира (2 часа)
Значение знаний о строении и функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения тканей.
Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.
Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Лабораторные и практические работы.
Изучение изменения размера зрачка.
Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга
Опора и движение (6 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность.
Лабораторные и практические работы.
Изучение внешнего строения костей.
Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения крови
Транспорт веществ (6 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Лабораторные и практические работы.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
Измерение кровяного давления
Минутный и систолический объемы крови.
Дыхание (5 часов)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Лабораторные и практические работы.
Определение частоты дыхания.
Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.
Лабораторные и практические работы.
Воздействие слюны на крахмал
Воздействие желудочного сока на белки
Определение норм рационального питания.
Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.
Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Человек и его здоровье (8 часов)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Требование к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:
Знать/понимать:
специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
строение и функции основных тканей и систем органов;
функциональные системы организма;
значение гомеостаза внутренней среды организма;
об обмене веществ, его значении и видах;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
строение и функции анализаторов;
механизмы ВНД;
функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
особенности индивидуального развития человека;
правила личной гигиены;
причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
о вреде алкоголя и наркотических веществ, для здоровья и развития организма человека.
Уметь:
распознавать органы и их топографию;
оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
измерять кровяное давление и частоту пульса;
давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)
Календарно-тематическое планирование биология 8 класс
| Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | фактически |
Место человека в системе органического мира (2часа) | | |
1 | Место человека в системе органического мира. | 1 | 06.09 | |
2 | Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. | 1 | 07.09 | |
Происхождение человека (2 часа) | | |
3 | Биологические и социальные факторы антропогенеза. | 1 | 13.09 | |
4 | Расы человека, их происхождение и единство. | 1 | 14.09 | |
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа) | | |
5 | Развитие знаний о строении и функциях организма. | 1 | 20.09 | |
6 | Клеточное строение организмов. | 1 | 21.09 | |
Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) | | |
7 | Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки» | 1 | 27.09 | |
8 | Ткани и органы. | 1 | 28.09 | |
9 | Лабораторная работа № 2 «Ткани и органы» | 1 | 04.09 | |
10 | Системы органов. Лабораторная работа № 3 «Распознавание органов» | 1 | 05.09 | |
Координация и регуляция (10 часов) | | |
11 | Гуморальная регуляция. | 1 | 11.09 | |
12 | Строение щитовидной железы. | 1 | 12.09 | |
13 | Строение и значение нервной системы. | 1 | 18.09 | |
14 | Строение и функции спинного мозга. | 1 | 19.09 | |
15 | Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа № 4 «Строение головного мозга» | 1 | 25.09 | |
16 | Полушария большого мозга. | 1 | 26.09 | |
17 | «Анализаторы. Зрительный анализатор» Лабораторная работа № 5 | 1 | 01.11 | |
18 | Анализаторы слуха и равновесия. | 1 | 02.11 | |
19 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус. | 1 | 15.11 | |
20 | Контрольная работа № 1 «Анализаторы» | 1 | 16.11 | |
Опора и движение (6 часов) | | |
21 | Кости скелета | 1 | 22.11 | |
22 | Лабораторная работа № 6 «Строение костей» | 1 | 23.11 | |
23 | Строение скелета. | 1 | 30.11 | |
24 | Мышцы. Общий обзор. | 1 | 03.12 | |
25 | Работа мышц. | 1 | 06.12 | |
26 | Контрольная работа № 2 «Кости и мышцы человека» | 1 | 07.12 | |
Внутренняя среда организма (3 часа) | | |
27 | Кровь. Лабораторная работа № 7 «Кровь» | 1 | 13.12 | |
28 | История открытия фагоцитоза. | 1 | 14.12 | |
29 | Как наш организм защищается от инфекций. | 1 | 20.12 | |
Транспорт веществ (6 часов) | | |
30 | Органы кровообращений. Строение сердца человека. | 1 | 21.12 | |
31 | Круги кровообращений. Большой и малый. | 1 | 27.12 | |
32 | Работа сердца. | 1 | 28.12 | |
33 | Движение крови по сосудам. | 1 | 17.01 | |
34 | Лабораторная работа № 8,9 «Определение пульса, давления» | 1 | 18.01 | |
35 | Лабораторная работа № 10 «Минутный и систолический объемы крови» | 1 | 24.01 | |
Дыхание (5 часов) | | |
36 | Строение органов дыхания. | 1 | 25.01 | |
37 | Газообмен в легких и тканях. | 1 | 31.01 | |
38 | Регуляция дыхания. Голосовой аппарат | 1 | 01.02 | |
39 | Лабораторная работа № 11 «Определение частоты дыхания» | 1 | 07.02 | |
40 | Обобщение по теме «Дыхание» | 1 | 08.02 | |
Пищеварение (5 часов) | | |
41 | Пищевые продукты. Лабораторная работа №12«Определение норм рационального питания» | 1 | 14.02 | |
42 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | 15.02 | |
43 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | 1 | 21.02 | |
44 | Лабораторная работа № 13 «Воздействие желудочного сока на белки» | 1 | 22.02 | |
45 | Лабораторная работа № 14 «Воздействие слюны на крахмал» | 1 | 28.02 | |
Обмен веществ и энергии (2 часа) | | |
46 | Обмен. Пластический и энергетический. | 1 | 01.03 | |
47 | Витамины | 1 | 07.03 | |
Выделение (2 часа) | | |
48 | Выделение | 1 | 14.03 | |
49 | Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена | 1 | 15.03 | |
Покровы тела (3 часа) | | |
50 | Строение и функции кожи. | 1 | 21.03 | |
51 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. | 1 | 22.03 | |
52 | Заболевание кожи и их предупреждение. | 1 | 04.04 | |
Размножение и развитие (3 часа) | | |
53 | Половая система человека. | 1 | 05.04 | |
54 | Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды | 1 | 11.04 | |
55 | Рост и развитие человека. Возрастные процессы. | 1 | 12.04 | |
Высшая нервная деятельность (5 часов) | | |
56 | Рефлекторная деятельность нервной системы. | 1 | 18.04 | |
57 | Бодрствование и сон. | 1 | 19.04 | |
58 | Сознание и мышление. Речь | 1 | 25.04 | |
59 | Познавательные процессы и интеллект. | 1 | 26.04 | |
60 | Память. Эмоции и темперамент. | 1 | 02.05 | |
Человек и его здоровье (8 часов) | | |
61 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 1 | 03.05 | |
62 | Ушибы. Растяжение связок. Вывихи. Переломы | 1 | 10.05 | |
63 | Ожоги. Тепловой и солнечный удар | 1 | 16.05 | |
64 | Раны и укусы. Обморожение и отравление | 1 | 17.05 | |
65 | Лабораторная работа № 15 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения» | 1 | 23.05 | |
66 | Оказание помощи утопающему. Потеря сознания. | 1 | 24.05 | |
67 | Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца | 1 | 30.05 | |
68 | Обобщение по теме «Оказание первой до врачебной помощи». | 1 | 31.05 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 заседания МО учителей естественно-математического цикла от « » августа 2016 г. Руководитель МО __________ /Л.Л.Афанасенко / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ А.В.Ерунова « » августа 2016 г.
|