СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии 8 кл. учителя биологии МБОУ Сариновской ООШ Подгорновой Е.Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8класс»

Ростовская область Кашарский район с.Сариновка



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сариновская основная общеобразовательная школа







«Утверждаю»

Директор МБОУ Сариновской ООШ

Приказ от _______№____



_______ /Е.Н.Подгорнова/.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету: биология

Ступень обучения: основное общее, 8 класс

Количество часов: 2 часа в неделю, всего 68 часов




учителя биологии 1 категории Подгорновой Елены Николаевны.


Программа разработана на основе: программы основного общего образования по биологии; авторской программы основного общего образования по биологии «Биология.5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров), по учебнику «Биология. Человек.» Н.И. Сонин, М.Р.Сапин издательство Дрофа, 2012г.

2016г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (ФГОС ООО), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1810. 3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Сариновской ООШ. 4. Положение о разработке рабочей программы, принятое на педагогическом совете.

5. Примерная программа основного общего образования по биологии.

6. Авторская программа основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров) 7. Учебный план МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 уч.г. 8. Календарный учебный график работы МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 уч.г.

9. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Федеральный перечень учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.» (в ред. Приказов Минобрнауки россии от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 учебный год предусмотрено изучение биологии в объёме 70 часов, в соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 учебный год рабочая программа предусматривает изучение предмета 68 часов.


Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой:

  • Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2016г. – 63 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.













Содержание программы учебного предмета


Место человека в системе органического мира (2 часа)


Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека (2 часа)


Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.


Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)


Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.


Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)


Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение микроскопического строения тканей.


Координация и регуляция (10 часов)


Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение изменения размера зрачка.

  2. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга




Опора и движение (6 часов)


Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение внешнего строения костей.


Внутренняя среда организма (3 часа)


Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение микроскопического строения крови


Транспорт веществ (6 часов)


Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

  2. Измерение кровяного давления

  3. Минутный и систолический объемы крови.


Дыхание (5 часов)


Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение частоты дыхания.


Пищеварение (5 часов)


Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы.

  1. Воздействие слюны на крахмал

  2. Воздействие желудочного сока на белки

  3. Определение норм рационального питания.


Обмен веществ и энергии (2 часа)


Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.


Выделение (2 часа)


Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.


Покровы тела (3 часа)


Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Размножение и развитие (3 часа)


Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.


Высшая нервная деятельность (5 часов)


Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.


Человек и его здоровье (8 часов)


Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.








Требование к уровню подготовки учащихся



В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

  • особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;

  • строение и функции основных тканей и систем органов;

  • функциональные системы организма;

  • значение гомеостаза внутренней среды организма;

  • об обмене веществ, его значении и видах;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;

  • строение и функции анализаторов;

  • механизмы ВНД;

  • функциональное значение высших отделов головного мозга человека;

  • особенности индивидуального развития человека;

  • правила личной гигиены;

  • причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;

  • о вреде алкоголя и наркотических веществ, для здоровья и развития организма человека.


Уметь:


  • распознавать органы и их топографию;

  • оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;

  • измерять кровяное давление и частоту пульса;

  • давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;

  • работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)







Календарно-тематическое планирование биология 8 класс





Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

фактически

Место человека в системе органического мира (2часа)



1

Место человека в системе органического мира.

1

06.09


2

Сходство и различие человека и человекообразных обезьян.

1

07.09


Происхождение человека (2 часа)



3

Биологические и социальные факторы антропогенеза.

1

13.09


4

Расы человека, их происхождение и единство.

1

14.09


Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)



5


Развитие знаний о строении и функциях организма.

1

20.09


6

Клеточное строение организмов.

1

21.09


Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)



7

Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки»

1

27.09


8

Ткани и органы.

1

28.09


9

Лабораторная работа № 2 «Ткани и органы»

1

04.09


10

Системы органов. Лабораторная работа № 3 «Распознавание органов»

1

05.09


Координация и регуляция (10 часов)



11

Гуморальная регуляция.

1

11.09


12

Строение щитовидной железы.

1

12.09


13

Строение и значение нервной системы.

1

18.09


14

Строение и функции спинного мозга.

1

19.09


15

Строение и функции головного мозга.

Лабораторная работа № 4 «Строение головного мозга»

1

25.09


16

Полушария большого мозга.


1

26.09


17

«Анализаторы. Зрительный анализатор»

Лабораторная работа № 5

1

01.11


18

Анализаторы слуха и равновесия.


1

02.11


19

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус.

1

15.11


20

Контрольная работа № 1 «Анализаторы»

1

16.11


Опора и движение (6 часов)



21

Кости скелета

1

22.11


22

Лабораторная работа № 6 «Строение костей»


1

23.11


23

Строение скелета.


1

30.11


24

Мышцы. Общий обзор.

1

03.12


25

Работа мышц.

1

06.12


26

Контрольная работа № 2 «Кости и мышцы человека»

1

07.12


Внутренняя среда организма (3 часа)



27

Кровь. Лабораторная работа № 7 «Кровь»

1

13.12


28

История открытия фагоцитоза.

1

14.12


29

Как наш организм защищается от инфекций.

1

20.12


Транспорт веществ (6 часов)



30

Органы кровообращений. Строение сердца человека.

1

21.12


31

Круги кровообращений. Большой и малый.

1

27.12


32

Работа сердца.

1

28.12


33

Движение крови по сосудам.

1

17.01


34

Лабораторная работа № 8,9 «Определение пульса, давления»

1

18.01


35

Лабораторная работа № 10 «Минутный и систолический объемы крови»

1

24.01


Дыхание (5 часов)



36

Строение органов дыхания.

1

25.01


37

Газообмен в легких и тканях.

1

31.01


38

Регуляция дыхания. Голосовой аппарат

1

01.02


39

Лабораторная работа № 11 «Определение частоты дыхания»

1

07.02


40

Обобщение по теме «Дыхание»

1

08.02


Пищеварение (5 часов)



41

Пищевые продукты. Лабораторная работа №12«Определение норм рационального питания»

1

14.02


42

Пищеварение в ротовой полости.

1

15.02


43

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

21.02


44

Лабораторная работа № 13 «Воздействие желудочного сока на белки»

1

22.02


45

Лабораторная работа № 14 «Воздействие слюны на крахмал»

1

28.02


Обмен веществ и энергии (2 часа)



46

Обмен. Пластический и энергетический.

1

01.03


47

Витамины

1

07.03


Выделение (2 часа)



48

Выделение

1

14.03


49

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена

1

15.03


Покровы тела (3 часа)



50

Строение и функции кожи.

1

21.03


51

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание.

1

22.03


52

Заболевание кожи и их предупреждение.

1

04.04


Размножение и развитие (3 часа)



53

Половая система человека.

1

05.04


54

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды

1

11.04


55

Рост и развитие человека. Возрастные процессы.

1

12.04


Высшая нервная деятельность (5 часов)



56

Рефлекторная деятельность нервной системы.

1

18.04


57

Бодрствование и сон.

1

19.04


58

Сознание и мышление. Речь

1

25.04


59

Познавательные процессы и интеллект.

1

26.04


60

Память. Эмоции и темперамент.

1

02.05


Человек и его здоровье (8 часов)



61

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

03.05


62

Ушибы. Растяжение связок. Вывихи. Переломы

1

10.05


63

Ожоги. Тепловой и солнечный удар

1

16.05


64

Раны и укусы. Обморожение и отравление

1

17.05


65

Лабораторная работа № 15 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения»

1

23.05


66

Оказание помощи утопающему. Потеря сознания.

1

24.05


67

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

1

30.05


68

Обобщение по теме «Оказание первой до врачебной помощи».

1

31.05







СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания МО учителей

естественно-математического цикла

от « » августа 2016 г.

Руководитель МО

__________ /Л.Л.Афанасенко /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ А.В.Ерунова


« » августа 2016 г.