СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс 68 часов фк гос

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕСЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«РАССМОТРЕНО»

Протокол заседания № ___

От «__» __________ 2016г.

Руководитель М/О

________ (Л.П. Харченко)


«СОГЛАСОВАНО»

«___»____________2016г.

Заместитель директора

по УВР

_______ (Ю.А. Нечипорук)

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ №__________

От «__» __________ 2016г.

Директор школы

_______(Н.О. Колесник)






Рабочая программа

Предмет: Биология

Класс: 9

Уровень изучения: базовый

Количество часов: 2 часа в неделю, 68 часов в год

Учитель: Аблялимова Лиля Ленуровна

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004 и рабочей программы: Биология. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников.



2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, №273-ФЗ

  2. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

  3. Письмо Минобразования РФ от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  4. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  5. Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  7. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

  8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;

  9. Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).

  10. Учебный план МБОУ «Веселовская средняя школа» на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа раскрывает содержание обучения биологии в 9 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчита­на на 68 ч в год (2 ч в неделю) из них 2 ч резервное время.

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • требований к результатам освоения основной образователь­ной программы основного общего образования, представлен­ных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

  • примерной программы основного общего образования по биологии;

  • программы развития универсальных учебных действий;

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, линия учебников авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической работы, что дает возможность, направлено воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачёты. Предусматривается использование обучающимися на уроках двух тетрадей: рабочей и тетради для практических и контрольных работ.

Цели и задачи изучения предмета:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ –инфекции.

Задачи:

- Изучение всех разделов биологии, их экологизация;

- Гигиеническое воспитание учащихся;

- Формирование знаний о предмете биологии;

- Теоретическом и практическом значении биологических знаний для человека;

- Рациональное природопользование

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебная дисциплина предметной области «Есте­ственно-научные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонен­та целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоре­тические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружаю­щей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использова­ния лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления на­учно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования на­правлен на формирование у школьников представлений об отличи­тельных особенностях живой природы, о её многообразии и эволю­ции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль­туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущность человека;

  • уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в программе структу­рировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здо­ровье», «Общие биологические закономерности». В рабочей программе содержание раскрывается в разделах: «Живой орга­низм», «Разнообразие живых организмов», «Человек. Культура здоровья», «Живые системы и экосистемы».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличи­тельных признаках живых организмов, их разнообразии, систе­ме органического мира, растениях, животных, грибах, бактери­ях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответ­ствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о че­ловеке как биосоциальном существе, строении человеческого ор­ганизма, процессах жизнедеятельности, особенностях психичес­ких процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во–первых, обобщению и систематизации того содер­жания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во–вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологичес­кими закономерностями.

Курсу биологии на ступени основного общего образования пред­шествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, со­держание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.



Место курса биологии в учебном плане школы

Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования. Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии. 

Планируемые результаты освоения биологии

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают

личностные, метапредметные и предметные результаты.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с

учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и

отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере

6. выявление эстетических достоинств объектов живой природы



Содержание учебного курса

Введение (1 час).

Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых систем, их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент, наблюдение, моделирование. Научный факт, гипотеза, теории, их роль в биологическом познании.

Демонстрации. Таблицы, рисунки, видеофрагменты, иллюстрирующие разнообразие живых систем и экосистем, методы биологического познания.

Организм (23 часа).

Организм - целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей – основа поведения организма. Размножение и развитие организмов. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость – свойства организма. Наследственная информация и её носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования (на примере человека): доминирования, расщепления, независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям окружающей среды. Влияние природных факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы, формирование расовых признаков как результата приспособления к условиям среды. Географические группы людей : арктическая , тропическая , пустынная, высокогорная. Биологические ритмы. Влияние суточных ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка.

Демонстрации. Таблицы, рисунки, видеофрагменты, иллюстрирующие оплодотворение и развитие организмов, наследственность и изменчивость, действие экологических факторов, биологические ритмы.

Лабораторные работы. 1. Оценка температурного режима учебных помещений.

Проектная деятельность. 1. Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека. 2. Гигиенические нормы сна подростка. 3. Влияние освещения на морфологию колеуса. 4. Действие экологического фактора.

Вид. Популяция. Эволюция видов. (21 час).

Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Теория Ч. Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция- единица эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его формы. Формирование приспособлений – результат эволюции. Видообразование – результат действия факторов эволюции. Экологическое и географическое видообразование. Селекция – эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция. Принципы классификации. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная индукция. Доминанта. Особенности высшей нервной деятельности человека. Слова- сигналы сигналов. Динамический стереотип. Сознание - высший уровень развития психики, свойственный человеку. Рассудочная деятельность животных. Бессознательные и подсознательные процессы. Мышление и воображение. Речь и её значение. Развитие и виды речи. Память, её виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний. Чувство любви- основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности.

Демонстрации. Коллекции, гербарные материалы для иллюстрации морфологического критерия вида, изменчивости, наследственности, межвидовых взаимодействий. Модели происхождения человека, таблицы, рисунки, иллюстрирующие высшую нервную деятельность и её особенности у человека.

Лабораторные работы. 1. Изучение критериев вида. 2. Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания. 3. Искусственный отбор.

Практические работы. 1. Определение типа темперамента.

Биоценоз. Экосистема. (13 часов).

Видовая и пространственная структура биоценоза. Конкуренция-основа поддержания видовой структуры биоценоза. Принцип Гаузе. Неконкурентные взаимоотношения между видами, их значение. Организация и разнообразие экологических систем. Функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Природные и искусственные, наземные и водные, с богатым и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши, лесов, степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Практическое значение знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

Демонстрации. Гербарные материалы; таблицы, схемы, видеофильмы, иллюстирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозе, цепи питания; разнообразие экосистем, аквариум как модель экологической системы.

Лабораторные работы. 1. Цепи питания обитателей аквариума

Биосфера (6 часов).

Биосфера, её границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы, его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ – основа целостности биосферы. Последствия нарушения круговорота углерода. Биосфера и здоровье человека.

Демонстрации. Таблицы, иллюстрирующие границы биосферы; схемы круговоротов веществ и превращения энергии.


Тематический план

Наименование раздела или темы

Всего часов

Из них количество

лабораторных работ

практических работ

контрольных работ

Введение. Особенности биологического познания

2




Организм

16

1


1

Вид. Популяция. Эволюция видов

27

2

6

1

Биоценоз. Экосистема

12



1

Биосфера

9



1

Резерв

2




ИТОГО

68

3

6

4


Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Лабораторные работы

Сроки выполнения


План

факт


Введение. Особенности биологического познания – 2 ч.




1

Вводный инструктаж по ТБ. Живые системы и экосистемы





2

Методы биологического познания





Тема 1. Организм – 16 ч.


3

Организм – целостная саморегулирующаяся система





4

Размножение и развитие организмов





5

Способы размножения растений оранжереи





6

Определение пола. Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека





7

Возрастные периоды развития детей





8

Наследственность и изменчивость – свойства организма





9

Основные законы наследования признаков

1. Оценка температурного режима учебных помещений




10

Адаптация организмов к условиям среды





11

Влияние природных факторов на организм человека





12

Ритмичная деятельность организма






13

Ритмы сна и бодрствования. Значение сна





14

Контрольная работа





15

Работа над ошибками. Влияние экстремальных факторов на организм человека





16

Влияние курения и употребления алкоголя на организм человека






17

Влияние наркотиков на организм человека





18

Обобщение и закрепление знаний по теме «Организм»





Тема 2. Вид. Популяция. Эволюция видов – 27 ч.


19

Вид и его критерии

2. Изучение критериев вида




20

Популяционная структура вида





21

Динамика численности популяций






22

Саморегуляция численности популяций





23

Структура популяций






24

Учение Дарвина об эволюции видов








25

Современная эволюционная теория







26

Формирование приспособлений – результат эволюции.

3. Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания





27

Видообразование – результат действия факторов эволюции








28

Контрольная работа





29

Повторный инструктаж по ТБ. Селекция – эволюция, направляемая человеком





30

Систематика и эволюция. Доказательства и основные этапы антропогенеза.





31

Биологические и социальные факторы эволюции человека





32

Высшая нервная деятельность





33

Практическая работа 1. Определение ведущей руки





34

Особенности высшей нервной деятельности человека





35

Мышление и воображение





36

Практическая работа 2. Логическое мышление





37

Речь





38

Память. Практическая работа 3. Выявление объема смысловой памяти





39

Практическая работа 4. Выявление объема кратковременной памяти





40

Практическая работа 5. Выявление точности зрительной памяти





41

Эмоции





42

Чувство любви – основа брака и семьи





43

Типы высшей нервной деятельности





44

Практическая работа 6. Определение типа темперамент





45

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Вид. Популяция»





Тема 3. Биоценоз. Экосистема – 12 ч.


46

Биоценоз. Видовая и пространственная структура






47

Контрольная работа





48

Работа над ошибками. Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза





49

Неконкурентные взаимоотношения между видами





50

Организация и разнообразие экосистем





51

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме





52

Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши





53

Разнообразие и ценность естественных водных экосистем





54

Развитие и смена сообществ и экосистем





55

Агроценоз. Агроэкосистема





56

Биологическое разнообразие и пути его сохранения





57

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биоценоз. Экосистема»





Тема 4. Биосфера - 11 ч.




58

Среды жизни. Биосфера и ее границы





59

Живое вещество биосферы и его функции






60

Средообразующая деятельность живого вещества






61

Круговорот веществ – основа целостности биосферы





62

Биосфера и здоровье человека





63

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Биосфера»





64

Контрольная работа.





65

Работа над ошибками. Повторение





66

Выполнение заданий по теме «Эволюция видов»





67

Повторение





68

Подведение итогов. Повторение







Всего

практических работ

контрольных работ

1 четверть

0

1

2 четверть

0

1

3 четверть

6

1

4 четверть

0

1

Год

6

4



Критерии оценивания

Оценка устных ответов учащихся. Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Отметка "5" ставится, если ученик:

    • правильно определил цель опыта;

    • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

    • самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

    • научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

    • проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

    • эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

    • опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

    • или было допущено два-три недочета;

    • или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

    • или эксперимент проведен не полностью;

    • или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

    • правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

    • или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

    • опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

    • допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

    • не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

    • или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

    • или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

    • допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка "1" ставится, если ученик:

    • полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта;

- самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

Отметка «4»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;

- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не отобрано нужное оборудование;

- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

    • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

    • или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка"1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка умений проводить наблюдения.

Отметка"5" ставится, если ученик:

  • правильно по заданию учителя провел наблюдение;

  • выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Отметка"4" ставится, если ученик:

  • правильно по заданию учителя провел наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

  • допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка"3" ставится, если ученик:

  • допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

  • допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

  • допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка "1" ставится, если ученик:

  • Не владеет умением проводить наблюдение.


Учебно-методическое и материально-техническое обепечение образовательного процесса

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сухорукова Л. Н. Биология. Живые системы и экосистемы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

  1. Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Тетрадь-практикум. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А.Власова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2011. – 48. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).

  2. Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Тетрадь-тренажер. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.Е. Матюшенко; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2011. – 79. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).

  3. Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, А.П.Ошмарин; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2011. – 48. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).

  4. Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Поурочные методические рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А.Дмитриева; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2010. – 112. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Анатомия 8-9 классы: электронный атлас для школьника. Электронный ресурс/ 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: ООО «Новый диск», 2004

  2. Биологический энциклопедический словарь Электронный ресурс/ 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: ИЦ «Большая Российская Энциклопедия», 2006

  3. Биология 6-9. Библиотека электронных наглядных пособий Электронный ресурс/ 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: МОРФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003

  4. Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум: учебное электронное издание. Электронный ресурс/ 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: «Республиканский мультимедиа центр», 2004

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).































Приложение 1

Контрольно-измерительные материалы

Демонстрационный вариант контрольной работы №1







































Демонстрационный вариант контрольной работы №2











































Демонстрационный вариант контрольной работы №3











































Демонстрационный вариант контрольной работы №4











































Приложение 2

Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено

методического объединения заместитель директора по УВР директор МБОУ «Веселовская средняя школа»

«____»____________20___г. «____»__________20____г. «____»___________20____г.

________________ (Л.П.Харченко) ___________( ) ________________( )



Лист коррекции

Рабочей программы учителя Аблялимовой Л.Л.

по_______________________ в_______классе



п/п

Тема урока

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту




.









































































































































































































































































































































































































































































30




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!