Веселкова С. Г.,
с. Матусово
Рабочая программа по биологии составлена на основе обязательного минимума содержания и авторской программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова Биология 9 класс: Основы общей биологии из сборника программ 5-11 классов, М.: Вентана-Граф, 2012г., а также требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов полного среднего образования, соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов.
В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
В данной программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами других ступеней. В процессе работы в программу могут вноситься изменения.
Курс биологии в 9 классе «Общая биология» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о живой природе: цитологии, генетики, химии, эволюции, экологии.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, на формирование научной картины мира, понимания важности бережного отношения к природе, а также на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Курсу биологии класса на ступени основного образования предшествует курс 8 класса, включающий сведения о строении и физиологии человека. В ходе освоения данного курса у учащихся формируются представления о внутреннем строении человека и работе органов. Содержание курса биологии в 8 классе, наряду с 6 и 7 классами формируют основу для изучения общих биологических закономерностей в 9 классе. Так же материал курса 9 класса закладывает базу для изучения общей биологии в старшей школе (10-11 класс).
Данная программа по биологии для 9 класса составлена из расчёта 2 часа в неделю (68 часов в год), указанных в учебном плане образовательного учреждения, и подразумевает корректировки в ходе работы.
Таким образом, содержание курса биологии 9 класса – «Общая биология» представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:
Деятельность педагога в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические и органические вещества в клетке, их функции. Вода и ее роль в клетках. Углеводы (полисахариды), жиры и липиды, их разнообразие и свойства. Белки. Аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения. Строение клетки. Основные компоненты клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Разнообразие клеток. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Автотрофы и гетеротрофы. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.Ферменты. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке — фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы, их свойства. Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Вегетативное размножение. Деление клеток прокариот и эукариот. Подготовка клетки к делению. Митоз и его фазы. Гаплоидные и диплоидные наборы хромосом. Особенности образования половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль бесполого и полового способов размножения. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Основные понятия генетики. Понятие о гене, генетике, наследственности и изменчивости. Законы наследственности, закономерности изменчивости. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Генотип и фенотип. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом, у человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Причины мутаций. Значение мутаций для жизнеспособности особей. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Клеточная инженерия. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов, понятие о биотехнологии.
Представления о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Современная форма развития жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Развитие жизни на Земле. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в архейскую эру. Усложнение жизни в протерозое. Эволюция от анаэробного к аэробному способам дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород, формирование первичных почв. Освоение растениями суши в палеозойскую эру. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии. Работы Ламарка. Ч. Дарвин — создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Изменчивость организмов в природных условиях. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида, как генетическая система и единица эволюции. Основные закономерности эволюции. Популяция и вид как надорганизменные биосистемы. Образование новых видов в природе. Роль изоляции в расхождении видов. Видообразование. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Нарастание биологического разнообразия. Отражение хода эволюции в систематике растений и животных. Понятие о коэволюции видов. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными. Доказательства происхождения человека от животных. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние люди, становление человека разумного. Этапы развития материальной культуры человечества. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Экология – наука о взаимосвязях организмов между собой и с окружающей средой. Условия жизни на Земле. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы как среда обитания. Общие законы действия факторов среды на организмы. Законы: оптимума, лимитирующего фактора, комплексное действие факторов. Учет меры действия факторов как необходимый принцип в хозяйственной деятельности человека (удобрения, ядохимикаты, лекарства, радиация и другие загрязнения окружающей среды). Понятие экстремальных условий. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности). Экологические группы и жизненные формы организмов. Суточные, сезонные и приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов как адаптации их к ритмам внешней среды. Свет как сигнал сезонных изменений. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные демографические и структурные характеристики популяции: рождаемость, смертность, численность, плотность, возрастная и половая структура. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярусное строение, количественное участие видов, средообразователи, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Связи: хищника и жертвы, паразита и хозяина, конкуренции. Взаимовыгодные отношения. Симбиоз. Понятие биологической продукции. Первичная и вторичная биологическая продукция, их соотношение. Продуктивность разных типов экосистем на Земле. Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Связи в экосистемах. Цепи и циклы питания. Круговорот веществ и баланс потоков вещества и энергии как основа устойчивости экосистемы. Роль разнообразия видов в устойчивости экосистем. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Понятие сукцессии как процесса развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Агроценоз, его особенности и значение для человека. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера, её структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Рациональное использование биологических ресурсов. Экология как научная основа выхода из глобальных кризисов. Биосфера как система жизнеобеспечения человечества. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере и устойчивом развитии общества на Земле. Экологические потребности и экологическая ответственность людей. Роль экологической культуры у человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Тема урока | Дата | Кол-во ча сов | Элементы содержания | Домашнее задание |
1. | Введение в основы общей биологии (2 ч.). | 1. ТБ на уроках биологии. Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. | 1-я неделя сентября | 1 | ТБ на уроках биологии, краткое знакомство с новым курсом. Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. | Введение, § 1 – 2, вопросы. |
2. Многообразие форм жизни. | 1- неделя сентября | 1 | Понятие биосферы. Среды жизни организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Приспособленность организмов к условиям сред обитания. Многообразие форм живых организмов по уровню сложности. Структурные уровни организации жизни. | § 3, вопросы; заполнить таблицу. |
2. | Основы учения о клетке (10 ч.). | 1. Цитология. Многообразие клеток. | 2-я неделя сентября | 1 | Цитология – наука о клетке. Краткая история изучения клеток. Работы Шлейдена и Шванна. Основные положения клеточной теории. Многообразие клеток. | § 4, вопросы. |
2. Химический состав клетки. | 2-я неделя сентября | 1 | Химические элементы в составе клетки (макроэлементы, микроэлементы). Химические вещества клетки (вода, органические и минеральные вещества). Особенности строения органических веществ. | § 5, вопросы 1 – 2. |
3. Белки и нуклеиновые кислоты. | 3-я неделя сентября | 1 | Белки, их характеристика. Белки как биополимеры; их строение. Структуры белка. Ферменты. Другие функции белков в клетке. Нуклеиновые кислоты, их значение. Строение нуклеотида ДНК и РНК. Репликация ДНК. Комплементарность. Типы РНК. | § 6, заполнить таблицу. |
4. Строение клетки. | 3-я неделя сентября | 1 | Части и органоиды в составе клетки: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Органоиды и включения. Прокариотические и эукариотические клетки, особенности их строения. | § 7, вопросы. |
5. Органоиды клетки и их функции. | 4-я неделя сентября | 1 | Органоиды мембранные и немембранные. Мембранные органоиды: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды. Немембранные органоиды: рибосомы, микротрубочки. | § 8, заполнить таблицу. |
6. Обмен веществ – основа существования клетки. | 4-я неделя сентября | 1 | Понятие обмена веществ. Анаболизм (ассимиляция). Катаболизм (диссимилящия). АТФ, ее строение и значение. | § 9, вопросы. |
7. Биосинтез белков в живой клетке. | 5-я неделя сентября | 1 | Понятие биосинтеза. Транскрипция. Трансляция. | § 10, вопросы; выучить термины. |
| | 8. Биосинтез углеводов – фотосинтез. | 1-я неделя октября | 1 | Понятие фотосинтеза. Условия протекания фотосинтеза. Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. | § 11, вопросы. |
9. Обеспечение клеток энергией. | 1-я неделя октября | 1 | Понятие клеточного дыхания. Этапы биологического окисления: подготовительный, анаэробный и аэробный. | § 12; подготовиться к уроку обобщения. |
10. Обобщение по темам «Введение в основы общей биологии», «Основы учения о клетке». | 2-я неделя октября | 1 | | |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) (4 ч.). | 1. Типы размножения. | 2-я неделя октября | 1 | Понятие размножения. Бесполое и половое размножение. | § 13, заполнить таблицу. |
2. Деление клетки. Митоз. | 3-я неделя октября | 1 | Значение клеточного деления. Деление клеток у прокариот. Деление клеток у эукариот – митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Клеточный цикл. | § 14, заполнить таблицу. |
3. Образование половых клеток. Мейоз. | 3-я неделя октября | 1 | Понятие мейоза. Значение мейоза. Первое и второе деление мейоза, их фазы. Понятие и значение кроссинговера. | § 15, вопросы. |
4. Индивидуальное развитие организма и его этапы. | 4-я неделя октября | 1 | Понятие онтогенеза. Индивидуальное развитие одноклеточного и многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. | § 16, вопросы. |
4. | Основы учения о наследственности и изменчивости (12 ч.). | 1. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | 4-я неделя октября | 1 | Генетика как наука. Краткая история генетики. Основные понятия генетики. Обозначения и символы, используемые в генетике для записи схем скрещивания. | § 17 – 18, вопросы; выучить термины. |
2. Генетические опыты Г. Менделя. 1 и 2 законы Менделя. | 5-я неделя октября | 1 | Гибридологический метод изучения наследственности. Опыты Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Решение задач на моногибридное скрещивание. | § 19, выучить законы, решить задачи (в тетради). |
3. Решение задач на моногибридное скрещивание. | 2-я неделя ноября | 1 | Задачи на моногибридное скрещивание. Прямые и обратные задачи. | Решить задачи в тетради |
4. Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. | 2-я неделя ноября | 1 | Понятие дигибридного скрещивания. 3 закон Менделя. Анализирующее скрещивание. | § 20, решить задачи. |
| | 5. Решение задач на дигибридное скрещивание. | 3-я неделя ноября | 1 | Задачи на дигибридное скрещивание. | Решить задачи в тетради |
6. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 3-я неделя ноября | 1 | Аллельные и неаллельные гены, примеры их взаимодействия. | § 22, вопросы. |
7. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 4-я неделя ноября | 1 | Понятие сцепленного наследования. Кроссинговер. Решение задач на сцепленное наследование. Закон Моргана.Нарушение сцепления генов. Генетические карты. | § 21, решить задачу. |
8. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 4-я неделя ноября | 1 | Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. | § 23, решить задачу. |
9. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач. | 5-я неделя ноября | 1 | Задачи на наследование признаков, сцепленных с полом. | Решить задачи в тетради. |
10. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине. | 1-я неделя декабря | 1 | Наследственные болезни. Генные мутации и нарушения обмена веществ. Хромосомные болезни. | § 26, решить задачу. |
11. Изменчивость. | 1-я неделя декабря | 1 | Понятие изменчивости. Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. | § 24 – 25, ответить на вопросы. |
12. Решение задач. | 2-я неделя декабря | 1 | Решение задач разных типов. | Задачи в тетради |
5. | Основы селекции растений, животных, микроорганизмов (5 ч.). | 1. Генетические основы селекции организмов. | 2-я неделя декабря | 1 | Селекция как наука. Основные понятия селекции: сорт, порода, штамм. Методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез, полиплоидия. | § 27, вопросы. |
2. Особенности селекции растений. | 3-я неделя декабря | 1 | Краткая история развития селекции растений. Достижения селекции растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. | § 28 - 29, вопросы. |
3. Особенности селекции животных. | 3-я неделя декабря | 1 | Особенности методов селекции животных. Современные методы селекции животных. Достижения селекции животных. | § 30, вопросы. |
| | 4. Основные направления селекции микроорганизмов. | 4-я неделя декабря | 1 | Роль микроорганизмов в хозяйственной деятельности человека. Методы селекции микроорганизмов: генная и клеточная инженерия. | § 31, вопросы; подготовиться к уроку обобщения. |
5. Обобщающий урок по темам: «Размножение и индивидуальное развитие организма», «Основы генетики», «Основы селекции». | 4-я неделя декабря | 1 | | |
6. | Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч.). | 1. Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. | 5-я неделя декабря | 1 | Различные гипотезы о возникновении жизни. Теории биогенеза и абиогенеза. Работы Ф. Реди, Ламарка, Л. Пастера. Основные гипотезы: панспермии, стационарного состояния, биохимической эволюции. | § 32, вопросы. |
2. Современная теория происхождения жизни на Земле. | 3-я неделя января | 1 | Теория А. И. Опарина: эволюция живой материи, ее этапы. | § 33, выучить основные положения теории Опарина. |
3. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 3-я неделя января | 1 | Гетеротрофы и автотрофы. Возникновение фотосинтеза, его роль в развитии жизни. Понятие биологического круговорота веществ, его роль. | § 34, вопросы. |
4. Этапы развития жизни на Земле. | 4-я неделя января | 1 | Изменения условий на планете с течением времени. Анализ окаменелостей. Изменения органического мира с течением времени. Геохронологическая шкала. | § 35, заполнить таблицу. |
5. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. | 4-я неделя января | 1 | Причины возникновения различных приспособлений у растений и животных. Преимущества приобретения приспособлений. | Заполнить таблицу, привести примеры. |
7. | Учение об эволюции (10 ч.). | 1. Идея развития органического мира в биологии. | 5-я неделя января | 1 | Эволюционное учение. История развития взглядов на эволюцию органического мира. Эволюционное учение Ж.- Б. Ламарка. Работы Ч. Дарвина. | § 36, вопросы. |
2. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | 1-я неделя февраля | 1 | Теория эволюции Ч. Дарвина, ее основные положения. Предпосылки (наследственная изменчивость) и движущие силы эволюции (борьба за существование и естественный отбор) по Ч. Дарвину. | § 37, вопросы; выучить основные положения теории Ч. Дарвина. |
| | 3. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | 1-я неделя февраля | 1 | Основные результаты эволюции. Приспособленность. Приспособительное многообразие (покровительственная окраска, маскировка, мимикрия, предупреждающая окраска). Приспособления к экстремальным условиям существования. | Творческое задание. |
4. Современные представления об эволюции органического мира. | 1-я неделя февраля | 1 | Синтетическая теория эволюции. Элементарная единица эволюции. Элементарные явления, материал, факторы эволюции. Популяционные волны. | § 38, вопросы. |
5. Вид, его структура и особенности. | 2-я неделя февраля | 1 | Понятие вида. Критерии вида: морфологический, физиологический, биохимический, географический, экологический, репродуктивный. Структура вида. | § 39, заполнить таблицу. |
6. Процесс образования видов – видообразование. | 2-я неделя февраля | 1 | Понятие микроэволюции. Формы видообразования: географическое (аллопатрическое) и экологическое (симпатрическое). | § 40, заполнить таблицу. |
7. Макроэволюция – результат микроэволюции. | 3-я неделя февраля | 1 | Понятие макроэволюции. Способы осуществления макроэволюции: дивергенция, параллелизм, конвергенция. | § 41, вопросы. |
8. Основные направления эволюции. | 3-я неделя февраля | 1 | Биологический прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Соотношение направлений эволюции. | § 42, заполнить таблицу. |
9. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции. | 4-я неделя февраля | 1 | Влияние деятельности человека на многообразие видов. Охрана видов. Особо охраняемые природные территории. | Творческое задание |
| | 10. Основные закономерности биологической эволюции. | 4-я неделя февраля | 1 | Закономерности эволюции: необратимость, прогрессивное усложнение форм жизни, приспособленность видов к среде обитания. | § 43, вопросы. |
8. | Происхождение человека (антропогенез) (6 ч.). | 1. Доказательства эволюционного происхождения человека. | 1-я неделя марта | 1 | Место человека в системе органического мира. Понятие антропогенеза. Доказательства эволюционного происхождения человека. Рудименты и атавизмы. | § 45, вопросы. |
2. Этапы эволюции человека. Человек разумный. | 1-я неделя марта | 1 | Стадии эволюции человека, их описание. Становление вида Человек разумный. | § 46, вопросы. |
3. Биосоциальная сущность вида Человек разумный. | 2-я неделя марта | 1 | Кроманьонцы. Человек как биологическое существо. Человек как социальное существо. Неразрывное единство биологического и социального в развитии человека. | § 47, вопросы. |
4. Человеческие расы, их родство и происхождение. | 2-я неделя марта | 1 | Понятие рас. Основные расы: негроидная, монголоидная, европеоидная, их признаки. Расогенез. Единство и полноценность рас. | § 48, заполнить таблицу. |
5. Человек как житель биосферы, его влияние на природу Земли. | 3-я неделя марта | 1 | История взаимоотношений человека и биосферы. Рост народонаселения. Изменение состава атмосферы и климата. Загрязнение природных вод. Истощение и загрязнение почвы. Сокращение природного многообразия. | § 49, творческое задание; подготовиться к уроку обобщения. |
6. Обобщающий урок по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции», «Происхождение человека». | 3-я неделя марта | 1 | | |
9. | Основы экологии (14 ч.). | 1. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | 2-я неделя апреля | 1 | Понятие о науке экологии. Среда обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. | § 50, заполнить таблицу. |
2. Закономерности действия факторов среды на организмы. | 2-я неделя апреля | 1 | Закон оптимума. Закон экологической индивидуальности видов. Закон ограничивающего фактора. Закон совместного действия факторов. Закон незаменимости факторов. | § 51, вопросы; привести примеры. |
| | 3. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. | 3-я неделя апреля | 1 | Адаптации. Морфологические адаптации. Жизненные формы. Экологические группы. | § 52, заполнить таблицу. |
4. Биотические связи в природе. | 3-я неделя апреля | 1 | Характеристика биотических связей: мутуализм, хищничество, паразитизм, комменсализм, аллелопатия и др. | § 53, творческое задание. |
5. Популяции как форма существования видов в природе. | 4-я неделя апреля | 1 | Популяция. Экологические характеристики популяций: величина (ареал, численность), половозрастная структура, плотность, динамика численности. | § 54, вопросы. |
6. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. | 4-я неделя апреля | 1 | Показатели состояния популяции: рождаемость, смертность, вселение, выселение особей, численность, скорость роста. Действие на популяцию абиотических и биотических факторов. | § 55, вопросы. |
7. Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. | 1-я неделя мая | 1 | Понятие биоценоза. Биотоп. Эдификаторы. Экологическая ниша. Массовые, редкие и малочисленные виды. Экологические стратегии. | § 56, вопросы. |
8. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. | 1-я неделя мая | 1 | Понятие экосистемы и биогеоценоза. Круговорот веществ в экосистеме. Продуценты, консументы и редуценты. Поток энергии. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. | § 57, вопросы. |
9. Развитие и смена биогеоценозов. | 2-я неделя мая | 1 | Понятие экологической сукцессии. Сукцессии первичные и вторичные (восстановительные). Важность понимания законов экологической сукцессии. | § 58, вопросы. |
10. Основные законы устойчивости живой природы. | 2-я неделя мая | 1 | Цикличность. Отрицательная обратная связь. Биологическое разнообразие. | § 59, вопросы. |
| | 11. Рациональное использование природы и ее охрана. | 3-я неделя мая | 2 | Проблемы охраны природы. Система природоохранных мероприятий. Совершенствование системы промышленно-хозяйственной деятельности человека. Новые методы сельского хозяйства. Сохранение генофонда растений и животных. Сохранение биологического разнообразия. | § 60, творческое задание. |
12. Рациональное использование природы и ее охрана. | 3-я неделя мая | § 60; подготовиться к уроку обобщения. |
13. Обобщающий урок по теме «Основы экологии». | 4-я неделя мая | 1 | | |
14. Обобщение. Заключение. | 4-я неделя мая | 1 | | |