СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для работы в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Матусовская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено

на заседании МО учителей естественно-математического цикла

протокол №___

от «__»__________20__г.


Согласовано

заместитель директора

по УВР

______/____________

«__»____________20__г.

Утверждаю

директор школы

________/_______________

Приказ №____

От «__»___________20__г.









Рабочая программа учебного предмета

«БИОЛОГИЯ»

9 класс, базовый уровень

На 2016 – 2017 учебный год











Составитель:

Веселкова С. Г.,

Учитель биологии











с. Матусово

2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе обязательного минимума содержания и авторской программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова Биология 9 класс: Основы общей биологии из сборника программ 5-11 классов, М.: Вентана-Граф, 2012г., а также требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов полного среднего образования, соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов.

В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

 В данной программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами других ступеней. В процессе работы в программу могут вноситься изменения.

Курс биологии в 9 классе «Общая биология» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о живой природе: цитологии, генетики, химии, эволюции, экологии.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, на формирование научной картины мира, понимания важности бережного отношения к природе, а также на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.


Место курса биологии 9 класса в учебном плане.

Курсу биологии класса на ступени основного образования предшествует курс 8 класса, включающий сведения о строении и физиологии человека. В ходе освоения данного курса у учащихся формируются представления о внутреннем строении человека и работе органов. Содержание курса биологии в 8 классе, наряду с 6 и 7 классами формируют основу для изучения общих биологических закономерностей в 9 классе. Так же материал курса 9 класса закладывает базу для изучения общей биологии в старшей школе (10-11 класс).

Данная программа по биологии для 9 класса составлена из расчёта 2 часа в неделю (68 часов в год), указанных в учебном плане образовательного учреждения, и подразумевает корректировки в ходе работы.

Таким образом, содержание курса биологии 9 класса – «Общая биология» представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


Цели  и  задачи  изучения курса

 Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;

  • применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи­вой природы, использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами ;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде; для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, инфекционных заболеваний.

Задачи:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона

Основные требования к подготовке учащихся 9 класса по предмету.

Деятельность педагога в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и д.р.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками курса 9-го класса по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отставать свою позицию.

Предметные результаты для полного освоения по курсу биологии 9 класса указаны в требованиях к уровню подготовки выпускников.


Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии.


В результате изучения предмета выпуск­ники основной школы должны:

Называть:

  • общие признаки живых организмов;

  • признаки царств живой природы, отделов рас­тений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;

Приводить примеры:

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов рас­тений, видов и пород животных;

Характеризовать:

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организ­мов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности  питания  автотрофных  и  гетеро­трофных организмов (сапрофитов, паразитов, сим­бионтов);

  • дыхание,   передвижение  веществ,   выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

  • иммунитет,  его  значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размноже­ния и развития человека;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в про­дуктивности искусственных сообществ;

Обосновывать:

  • взаимосвязь строения и функций органов и сис­тем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • особенности человека,  обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен­ности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкульту­ры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело­века и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных при­вычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулиро­вания численности видов, охраны природных сооб­ществ в сохранении равновесия в биосфере;

Распознавать:

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов рас­тений, животных, человека;

  • наиболее распространенные виды растений и животных  своего  региона, растения  разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

Сравнивать:

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

  • семейства, классы покрытосеменных расте­ний, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращива­ния, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране­ния продуктов питания, профилактики отравле­ний и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

Делать выводы:

  • о клеточном строении организмов всех царств;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного ми­ра в процессе эволюции, о происхождении челове­ка от животных;

Наблюдать:

  • сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятель­ности живых организмов;

Соблюдать правила:

  • наблюдения за сезонными изменениями в жиз­ни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влияни­ем деятельности человека;

  • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология 9 класс», Москва, «Вентана-Граф», 2007 г.

Литература для учителя:

    1. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» / авт.-сост. Г. В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 271 с.

Содержание тем учебного курса по программе основного общего образования. 9 класс. Основы общей биологии.

Тема №1. Введение в основы общей биологии – 2 часа.

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе.


Тема №2. Основы учения о клетке - 10 часов.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основ­ные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. Химический состав клетки, его постоянство. Неорга­нические и органические вещества в клетке, их функции. Вода и ее роль в клетках. Углеводы (полисахариды), жи­ры и липиды, их разнообразие и свойства. Белки. Аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Ме­ханизм самоудвоения. Строение клетки. Основные компоненты клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цито­плазма и основные органоиды, их функции в клетке. Разнообразие клеток. Эукариоты и прокариоты. Осо­бенности строения клеток животных и растений. Виру­сы и бактериофаги. Автотрофы и гетеротрофы. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.Ферменты. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке — фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Кос­мическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.


Тема №3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) - 4 часа.

Организм как биосистема. Одноклеточные и много­клеточные организмы, их свойства. Формы размноже­ния организмов. Бесполое и половое размножение. Вегетативное раз­множение. Деление клеток прокариот и эукариот. Подготовка клетки к делению. Митоз и его фазы. Гаплоидные и диплоидные наборы хромосом. Особенности образования половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль бесполого и по­лового способов размножения. Эмбриональное и постэмбриональное развитие орга­низмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.



Тема №4. Основы учения о наследственности и изменчивости - 12 часов.

Основные понятия генетики. Понятие о гене, гене­тике, наследственности и изменчивости. Законы на­следственности, закономерности изменчивости. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон еди­нообразия гибридов первого поколения. Закон расщеп­ления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомози­готы и гетерозиготы. Генотип и фенотип. Хромосомная теория наследственности. Определе­ние пола. Наследственные болезни, сцепленные с по­лом, у человека. Значение генетики в медицине и здра­воохранении. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Причины мутаций. Значение мутаций для жизнеспособности осо­бей. Опасность загрязнения природной среды мутагена­ми. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.


Тема №5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов - 5 часов.

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхожде­ния культурных растений. Достижения селекции растений. Клеточная инжене­рия. Особенности методов селекции животных. Достиже­ния селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов, понятие о биотехнологии.


Тема №6. Происхождение жизни и развитие органического мира – 5 часов.

Представления о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Современная форма разви­тия жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследова­ниях. Развитие жизни на Земле. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникнове­ние фотосинтеза и биологического круговорота веществ в архейскую эру. Усложнение жизни в протерозое. Эволюция от анаэробного к аэробному способам дыха­ния, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых ор­ганизмов на состав атмосферы, осадочных пород, фор­мирование первичных почв. Освоение растениями суши в палеозойскую эру. Ос­новные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши живот­ными. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Появление че­ловека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.


Тема № 7. Учение об эволюции - 10 часов.

Идея развития органического мира в биологии. Ме­тафизический период в истории биологии. Работы Ламарка. Ч. Дарвин — создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина об эво­люции органического мира. Изменчивость организмов в природных условиях. Факторы эволюции: наследст­венность, изменчивость, борьба за существование, есте­ственный и искусственный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его кри­терии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида, как генетическая система и единица эволюции. Основные закономерности эволюции. Популяция и вид как надорганизменные биосистемы. Образование новых видов в природе. Роль изоляции в расхождении видов. Видообразование. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эво­люции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Результаты эволюции: приспособленность организ­мов к среде обитания, многообразие видов. Нарастание биологического разнообразия. Отражение хода эволю­ции в систематике растений и животных. Понятие о коэволюции видов. Влияние деятельности человека на микроэволюци­онные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.



Тема №8. Происхождение человека (антропогенез) - 6 часов

Место человека в системе органического мира. Чело­век как вид, его сходство с животными. Доказательства происхождения человека от живот­ных. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социаль­ная и природная среда, адаптации к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Че­ловек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние лю­ди, становление человека разумного. Этапы развития материальной культуры человечества. Человек как жи­тель биосферы и его влияние на природу Земли.


Тема №9. Основы экологии - 14 часов.

Экология – наука о взаимосвязях организмов между собой и с окружающей средой. Условия жизни на Земле. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы как среда обитания. Общие законы действия факторов среды на организ­мы. Законы: оптимума, лимитирующего фактора, комп­лексное действие факторов. Учет меры действия факто­ров как необходимый принцип в хозяйственной деятель­ности человека (удобрения, ядохимикаты, лекарства, радиация и другие загрязнения окружающей среды). По­нятие экстремальных условий. Приспособленность организмов к действию отдель­ных факторов среды (на примере температуры и влаж­ности). Экологические группы и жизненные формы ор­ганизмов. Суточные, сезонные и приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов как адаптации их к рит­мам внешней среды. Свет как сигнал сезонных измене­ний. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные демографические и структурные характеристики попу­ляции: рождаемость, смертность, численность, плот­ность, возрастная и половая структура. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций в природных со­обществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярусное строение, количественное участие видов, средообразователи, эко­логические ниши. Основные типы взаимосвязей в сооб­ществах. Связи: хищника и жертвы, паразита и хозяина, конкуренции. Взаимовыгодные отношения. Симбиоз. Понятие биологической продукции. Первичная и вто­ричная биологическая продукция, их соотношение. Продуктивность разных типов экосистем на Земле. Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: био­генные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Связи в экосистемах. Цепи и циклы питания. Кругово­рот веществ и баланс потоков вещества и энергии как основа устойчивости экосистемы. Роль разнообразия видов в устойчивости экосистем. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неус­тойчивые биогеоценозы (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Понятие сукцессии как процесса развития сообществ от неустойчивых к устой­чивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоцено­зы. Агроценоз, его особенности и значение для челове­ка. Изменения в экосистемах под влиянием деятельнос­ти человека. Биосфера, её структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Рациональное использование биологических ресур­сов. Экология как научная основа выхода из глобальных кризисов. Биосфера как система жизнеобеспечения человече­ства. Биосферные функции человека. Понятие о ноо­сфере и устойчивом развитии общества на Земле. Экологические потребности и экологическая ответ­ственность людей. Роль экологической культуры у чело­века в решении проблемы устойчивого развития приро­ды и общества.


Тематическое планирование.

Название темы

Количество часов

1. Введение в основы общей биологии.

2

2. Основы учения о клетке.

10

3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез).

4

4. Основы учения о наследственности и изменчивости.

12

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

5

6. Происхождение жизни и развитие органического мира.

5

7. Учение об эволюции.

10

8. Происхождение человека (антропогенез).

6

9. Основы экологии.

14

ИТОГО:

68


Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Тема урока

Дата

Кол-во ча

сов

Элементы содержания

Домашнее задание

1.

Введение в основы общей биологии

(2 ч.).

1. ТБ на уроках биологии. Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.

1-я неделя сентября

1

ТБ на уроках биологии, краткое знакомство с новым курсом. Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов.

Введение,

§ 1 – 2, вопросы.

2. Многообразие форм жизни.

1- неделя сентября

1

Понятие биосферы. Среды жизни организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Приспособленность организмов к условиям сред обитания. Многообразие форм живых организмов по уровню сложности. Структурные уровни организации жизни.

§ 3, вопросы; заполнить таблицу.

2.

Основы учения о клетке (10 ч.).

1. Цитология. Многообразие клеток.

2-я неделя сентября

1

Цитология – наука о клетке. Краткая история изучения клеток. Работы Шлейдена и Шванна. Основные положения клеточной теории. Многообразие клеток.

§ 4, вопросы.

2. Химический состав клетки.

2-я неделя сентября

1

Химические элементы в составе клетки (макроэлементы, микроэлементы). Химические вещества клетки (вода, органические и минеральные вещества). Особенности строения органических веществ.

§ 5, вопросы

1 – 2.

3. Белки и нуклеиновые кислоты.

3-я неделя сентября

1

Белки, их характеристика. Белки как биополимеры; их строение. Структуры белка. Ферменты. Другие функции белков в клетке. Нуклеиновые кислоты, их значение. Строение нуклеотида ДНК и РНК. Репликация ДНК. Комплементарность. Типы РНК.

§ 6, заполнить таблицу.

4. Строение клетки.

3-я неделя сентября

1

Части и органоиды в составе клетки: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Органоиды и включения. Прокариотические и эукариотические клетки, особенности их строения.

§ 7, вопросы.

5. Органоиды клетки и их функции.

4-я неделя сентября

1

Органоиды мембранные и немембранные. Мембранные органоиды: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды. Немембранные органоиды: рибосомы, микротрубочки.

§ 8, заполнить таблицу.

6. Обмен веществ – основа существования клетки.

4-я неделя сентября

1

Понятие обмена веществ. Анаболизм (ассимиляция). Катаболизм (диссимилящия). АТФ, ее строение и значение.

§ 9, вопросы.

7. Биосинтез белков в живой клетке.

5-я неделя сентября

1

Понятие биосинтеза. Транскрипция. Трансляция.

§ 10, вопросы; выучить термины.



8. Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1-я неделя октября

1

Понятие фотосинтеза. Условия протекания фотосинтеза. Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза.

§ 11, вопросы.

9. Обеспечение клеток энергией.

1-я неделя октября

1

Понятие клеточного дыхания. Этапы биологического окисления: подготовительный, анаэробный и аэробный.

§ 12; подготовиться к уроку обобщения.

10. Обобщение по темам «Введение в основы общей биологии», «Основы учения о клетке».

2-я неделя октября

1



3.

Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) (4 ч.).

1. Типы размножения.

2-я неделя октября

1

Понятие размножения. Бесполое и половое размножение.

§ 13, заполнить таблицу.

2. Деление клетки. Митоз.

3-я неделя октября

1

Значение клеточного деления. Деление клеток у прокариот. Деление клеток у эукариот – митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Клеточный цикл.

§ 14, заполнить таблицу.

3. Образование половых клеток. Мейоз.

3-я неделя октября

1

Понятие мейоза. Значение мейоза. Первое и второе деление мейоза, их фазы. Понятие и значение кроссинговера.

§ 15, вопросы.

4. Индивидуальное развитие организма и его этапы.

4-я неделя октября

1

Понятие онтогенеза. Индивидуальное развитие одноклеточного и многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие.

§ 16, вопросы.

4.

Основы учения о наследственности и изменчивости (12 ч.).

1. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

4-я неделя октября

1

Генетика как наука. Краткая история генетики. Основные понятия генетики. Обозначения и символы, используемые в генетике для записи схем скрещивания.

§ 17 – 18, вопросы; выучить термины.

2. Генетические опыты Г. Менделя. 1 и 2 законы Менделя.

5-я неделя октября

1

Гибридологический метод изучения наследственности. Опыты Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Решение задач на моногибридное скрещивание.

§ 19, выучить законы, решить задачи (в тетради).

3. Решение задач на моногибридное скрещивание.

2-я неделя ноября

1

Задачи на моногибридное скрещивание. Прямые и обратные задачи.

Решить задачи в тетради

4. Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя.

2-я неделя ноября

1

Понятие дигибридного скрещивания. 3 закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

§ 20, решить задачи.



5. Решение задач на дигибридное скрещивание.

3-я неделя ноября

1

Задачи на дигибридное скрещивание.

Решить задачи в тетради

6. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

3-я неделя ноября

1

Аллельные и неаллельные гены, примеры их взаимодействия.

§ 22, вопросы.

7. Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

4-я неделя ноября

1

Понятие сцепленного наследования. Кроссинговер. Решение задач на сцепленное наследование. Закон Моргана.Нарушение сцепления генов. Генетические карты.

§ 21, решить задачу.

8. Наследование признаков, сцепленных с полом.

4-я неделя ноября

1

Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

§ 23, решить задачу.

9. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.

5-я неделя ноября

1

Задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.

Решить задачи в тетради.

10. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине.

1-я неделя декабря

1

Наследственные болезни. Генные мутации и нарушения обмена веществ. Хромосомные болезни.

§ 26, решить задачу.

11. Изменчивость.

1-я неделя декабря

1

Понятие изменчивости. Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость.

§ 24 – 25, ответить на вопросы.

12. Решение задач.

2-я неделя декабря

1

Решение задач разных типов.

Задачи в тетради

5.

Основы селекции растений, животных, микроорганизмов (5 ч.).

1. Генетические основы селекции организмов.

2-я неделя декабря

1

Селекция как наука. Основные понятия селекции: сорт, порода, штамм. Методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез, полиплоидия.

§ 27, вопросы.

2. Особенности селекции растений.

3-я неделя декабря

1

Краткая история развития селекции растений. Достижения селекции растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

§ 28 - 29, вопросы.

3. Особенности селекции животных.

3-я неделя декабря

1

Особенности методов селекции животных. Современные методы селекции животных. Достижения селекции животных.

§ 30, вопросы.



4. Основные направления селекции микроорганизмов.

4-я неделя декабря

1

Роль микроорганизмов в хозяйственной деятельности человека. Методы селекции микроорганизмов: генная и клеточная инженерия.

§ 31, вопросы; подготовиться к уроку обобщения.

5. Обобщающий урок по темам: «Размножение и индивидуальное развитие организма», «Основы генетики», «Основы селекции».

4-я неделя декабря

1



6.

Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч.).

1. Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.

5-я неделя декабря

1

Различные гипотезы о возникновении жизни. Теории биогенеза и абиогенеза. Работы Ф. Реди, Ламарка, Л. Пастера. Основные гипотезы: панспермии, стационарного состояния, биохимической эволюции.

§ 32, вопросы.

2. Современная теория происхождения жизни на Земле.

3-я неделя января

1

Теория А. И. Опарина: эволюция живой материи, ее этапы.

§ 33, выучить основные положения теории Опарина.

3. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

3-я неделя января

1

Гетеротрофы и автотрофы. Возникновение фотосинтеза, его роль в развитии жизни. Понятие биологического круговорота веществ, его роль.

§ 34, вопросы.

4. Этапы развития жизни на Земле.

4-я неделя января

1

Изменения условий на планете с течением времени. Анализ окаменелостей. Изменения органического мира с течением времени. Геохронологическая шкала.

§ 35, заполнить таблицу.

5. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

4-я неделя января

1

Причины возникновения различных приспособлений у растений и животных. Преимущества приобретения приспособлений.

Заполнить таблицу, привести примеры.

7.

Учение об эволюции (10 ч.).

1. Идея развития органического мира в биологии.

5-я неделя января

1

Эволюционное учение. История развития взглядов на эволюцию органического мира. Эволюционное учение Ж.- Б. Ламарка. Работы Ч. Дарвина.

§ 36, вопросы.

2. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

1-я неделя февраля

1

Теория эволюции Ч. Дарвина, ее основные положения. Предпосылки (наследственная изменчивость) и движущие силы эволюции (борьба за существование и естественный отбор) по Ч. Дарвину.

§ 37, вопросы; выучить основные положения теории Ч. Дарвина.



3. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

1-я неделя февраля

1

Основные результаты эволюции. Приспособленность. Приспособительное многообразие (покровительственная окраска, маскировка, мимикрия, предупреждающая окраска). Приспособления к экстремальным условиям существования.

Творческое задание.

4. Современные представления об эволюции органического мира.

1-я неделя февраля

1

Синтетическая теория эволюции. Элементарная единица эволюции. Элементарные явления, материал, факторы эволюции. Популяционные волны.

§ 38, вопросы.

5. Вид, его структура и особенности.

2-я неделя февраля

1

Понятие вида. Критерии вида: морфологический, физиологический, биохимический, географический, экологический, репродуктивный. Структура вида.

§ 39, заполнить таблицу.

6. Процесс образования видов – видообразование.

2-я неделя февраля

1

Понятие микроэволюции. Формы видообразования: географическое (аллопатрическое) и экологическое (симпатрическое).

§ 40, заполнить таблицу.

7. Макроэволюция – результат микроэволюции.

3-я неделя февраля

1

Понятие макроэволюции. Способы осуществления макроэволюции: дивергенция, параллелизм, конвергенция.

§ 41, вопросы.

8. Основные направления эволюции.

3-я неделя февраля

1

Биологический прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

§ 42, заполнить таблицу.

9. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции.

4-я неделя февраля

1

Влияние деятельности человека на многообразие видов. Охрана видов. Особо охраняемые природные территории.

Творческое задание



10. Основные закономерности биологической эволюции.

4-я неделя февраля

1

Закономерности эволюции: необратимость, прогрессивное усложнение форм жизни, приспособленность видов к среде обитания.

§ 43, вопросы.

8.

Происхождение человека (антропогенез)

(6 ч.).

1. Доказательства эволюционного происхождения человека.

1-я неделя марта

1

Место человека в системе органического мира. Понятие антропогенеза. Доказательства эволюционного происхождения человека. Рудименты и атавизмы.

§ 45, вопросы.

2. Этапы эволюции человека. Человек разумный.

1-я неделя марта

1

Стадии эволюции человека, их описание. Становление вида Человек разумный.

§ 46, вопросы.

3. Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

2-я неделя марта

1

Кроманьонцы. Человек как биологическое существо. Человек как социальное существо. Неразрывное единство биологического и социального в развитии человека.

§ 47, вопросы.

4. Человеческие расы, их родство и происхождение.

2-я неделя марта

1

Понятие рас. Основные расы: негроидная, монголоидная, европеоидная, их признаки. Расогенез. Единство и полноценность рас.

§ 48, заполнить таблицу.

5. Человек как житель биосферы, его влияние на природу Земли.

3-я неделя марта

1

История взаимоотношений человека и биосферы. Рост народонаселения. Изменение состава атмосферы и климата. Загрязнение природных вод. Истощение и загрязнение почвы. Сокращение природного многообразия.

§ 49, творческое задание; подготовиться к уроку обобщения.

6. Обобщающий урок по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции», «Происхождение человека».

3-я неделя марта

1



9.

Основы экологии (14 ч.).

1. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

2-я неделя апреля

1

Понятие о науке экологии. Среда обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

§ 50, заполнить таблицу.

2. Закономерности действия факторов среды на организмы.

2-я неделя апреля

1

Закон оптимума. Закон экологической индивидуальности видов. Закон ограничивающего фактора. Закон совместного действия факторов. Закон незаменимости факторов.

§ 51, вопросы; привести примеры.



3. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

3-я неделя апреля

1

Адаптации. Морфологические адаптации. Жизненные формы. Экологические группы.

§ 52, заполнить таблицу.

4. Биотические связи в природе.

3-я неделя апреля

1

Характеристика биотических связей: мутуализм, хищничество, паразитизм, комменсализм, аллелопатия и др.

§ 53, творческое задание.

5. Популяции как форма существования видов в природе.

4-я неделя апреля

1

Популяция. Экологические характеристики популяций: величина (ареал, численность), половозрастная структура, плотность, динамика численности.

§ 54, вопросы.

6. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

4-я неделя апреля

1

Показатели состояния популяции: рождаемость, смертность, вселение, выселение особей, численность, скорость роста. Действие на популяцию абиотических и биотических факторов.

§ 55, вопросы.

7. Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

1-я неделя мая

1

Понятие биоценоза. Биотоп. Эдификаторы. Экологическая ниша. Массовые, редкие и малочисленные виды. Экологические стратегии.

§ 56, вопросы.

8. Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

1-я неделя мая

1

Понятие экосистемы и биогеоценоза. Круговорот веществ в экосистеме. Продуценты, консументы и редуценты. Поток энергии. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

§ 57, вопросы.

9. Развитие и смена биогеоценозов.

2-я неделя мая

1

Понятие экологической сукцессии. Сукцессии первичные и вторичные (восстановительные). Важность понимания законов экологической сукцессии.

§ 58, вопросы.

10. Основные законы устойчивости живой природы.

2-я неделя мая

1

Цикличность. Отрицательная обратная связь. Биологическое разнообразие.

§ 59, вопросы.



11. Рациональное использование природы и ее охрана.

3-я неделя мая

2

Проблемы охраны природы. Система природоохранных мероприятий. Совершенствование системы промышленно-хозяйственной деятельности человека. Новые методы сельского хозяйства. Сохранение генофонда растений и животных. Сохранение биологического разнообразия.

§ 60, творческое задание.

12. Рациональное использование природы и ее охрана.

3-я неделя мая

§ 60; подготовиться к уроку обобщения.

13. Обобщающий урок по теме «Основы экологии».

4-я неделя мая

1



14. Обобщение. Заключение.

4-я неделя мая

1