СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии 9 кл. учителя биологии МБОУ Сариновской ООШ Подгорновой Е.Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Ростовская область Кашарский район с.Сариновка



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сариновская основная общеобразовательная школа







«Утверждаю»

Директор МБОУ Сариновской ООШ

Приказ от _______№____



_______ /Е.Н.Подгорнова/.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету: биология

Ступень обучения: основное общее, 9 класс

Количество часов: 3 часа в неделю, всего 99 часов




учителя биологии 1 категории Подгорновой Елены Николаевны.


Программа разработана на основе: программы основного общего образования по биологии; авторской программы основного общего образования по биологии «Биология.5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров), по учебнику «Биология. Общие закономерности.» С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров. Н.И. Сонин, издательство Дрофа, 2012г.





2016г

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (ФГОС ООО), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1810. 3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Сариновской ООШ. 4. Положение о разработке рабочей программы, принятое на педагогическом совете.

5. Примерная программа основного общего образования по биологии.

6. Авторская программа основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров) 7. Учебный план МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 уч.г. 8. Календарный учебный график работы МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 уч.г.

9. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Федеральный перечень учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.» (в ред. Приказов Минобрнауки россии от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38)

Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 1 час выделен за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений.

В соответствии с учебным планом МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 учебный год предусмотрено изучение биологии в объёме 3 часов в неделю, в соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 учебный год рабочая программа предусматривает изучение предмета 99 часов.

Цель: формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  направлено  на  достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  • Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.

  • Технологии образования – индивидуальная работа, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

  • Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.


Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).























Содержание программы учебного предмета

Введение

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Развитие биологии в додарвиновский период

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Микроэволюция

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюции

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Возникновение жизни на Земле

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство.

Химическая организация клетки

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Строение и функции клеток

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Размножение организмов

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Закономерности наследования признаков

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

  • Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

  • Лабораторная работа

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Селекция растений, животных и микроорганизмов

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

Биосфера, ее структура и функции

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

■ Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем

Биосфера и человек

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

  • Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.























Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения предмета учащие­ся 9 классов должны:

знать/понимать:

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь:

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета

Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Введение. Биология-наука о жизни.

1



Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (30 часа)


05.09


2

Многообразие животного мира. Уровни организации.

1

07.09


3

Развитие биологии в додарвиновский период.

1

12.09


4

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

1

14.09


5

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов.

1

14.09


6

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1

19.09


7

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1

20.09


8

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1

21.09


9

Формы естественного отбора.

1

26.09


10

Контрольная работа №1 «Эволюционная теория Ламарка»

1

27.09


11

Приспособленность организмов к условиям внешней среды.

1

28.09


12

Приспособленность организмов к условиям внешней среды.

1

28.09


13

Лабораторная работа № 1 « Изучение приспособленности организмов .

1

03.10


14

Забота о потомстве.

1

04.10


15

Физиологические адаптации.

1

05.10


16

Микроэволюция. Вид, его критерии и структура.


1

10.10


17

Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости».

1

12.10


18

Эволюционная роль мутаций.

1

12.10


19

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

1

17.10


20

Главные направления эволюции.

1

19.10


21

Общие закономерности биологической эволюции.

1

19.10


22

Возникновение жизни на Земле. Современные представления.

1

24.10


23

Начальные этапы развития жизни.

1

26.10


24

Развитие жизни на земле. Жизнь в архейскую эру.

1

26.10


25

Жизнь в протерозойскую эру

1

31.10


26

Жизнь в палеозойскую эру.

1

02.11


27

Жизнь в палеозойскую эру.

1

02.11


28

Жизнь в мезозойскую эру.

1

14.11


29

Жизнь в кайнозойскую эру.

1

16.11


30

Происхождение человека.

1

16.11


31

Контрольная работа № 2 «Возникновение жизни на Земле.»

1

21.11


Раздел 2. Структурная организация живых организмов (18 часов)




32

Химическая организация клетки.

1

23.11


33

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

23.11


34


Органические вещества, входящие в состав клетки.

1

28.11


35

Органические вещества, входящие в состав клетки.

1

30.11


36

Пластический обмен. Биосинтез белков.

1

30.11


37

Энергетический обмен

1

05.12


38

Энергетический обмен

1

07.12


39

Строение и функции клеток

1

07.12


40

Прокариотическая клетка

1

12.12


41

Эукариотическая клетка.

1

14.12


42

Цитоплазма.

1

14.12


43

Лабораторная работа № 3 «Изучение клетки под микроскопом»

1

19.12


44

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

21.12


45

Деление клеток.

1

21.12


46

Деление клеток.

1

26.12


47

Клеточная теория строения организмов

1

28.12


48

Контрольная работа № 3 «Строение клеток»

1

28.12


Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

(7 часов)



49

Размножение организмов.

1

16.01


50

Бесполое размножение.

1

18.01


51

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

18.01


52

Развитие половых клеток.

1

23.01


53

Эмбриональный период развития.

1

25.01


54

Постэмбриональный период.

1

25.01


55

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

30.01


Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

(23 часа)



56

Основные понятия генетики.

1

01.02


57

Гибридологический метод изучения наследования признаков.

1

01.02


58

Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя.

1

06.02


59

Второй закон Менделя (закон расщепления).

1

08.02


60

Закон чистоты гамет

1

08.02


61

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

13.02


62

Анализирующее скрещивание.

1

15.02


63

Решение генетических задач по скрещиванию.

1

15.02


64

Сцепленное наследование генов

1

20.02


65

Генетика пола. Наследование признаков.

1

22.02


66

Взаимодействие генов.

1

22.02


67


Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач».

1

27.02


68

Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач».

1

01.03


69

Лабораторная работа № 5 «Составление родословных».

1

01.03


70

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

1

06.03


71

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение.

1

13.03


72

Мутации. Значение мутации для практики с/х .

1

15.03


73

Фенотипическая изменчивость.

1

15.03


74

Лабораторная работа № 6 «Построение вариационной кривой»

1

20.03


75

Селекция растений, животных , микроорганизмов.

.

1

22.03


76

Центры происхождения и многообразия культурных растений


1

22.03


77

Методы селекции растений и животных.

1

03.04


78

Селекция микроорганизмов

1

05.04


79

Значение селекции для развития с/х, медицины, микробиологической промышленности.

1

05.04


Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (20 часов)



80

Биосфера - живая оболочка Земли.

1

10.04


81

Структура биосферы

1

12.04


82

Круговорот веществ в природе.

1

12.04


83

История формирования сообществ живых организмов.

1

17.04


84

Биогеоценозы и биоценозы.

1

19.04


85

Абиотические факторы среды.

1

19.04


86

Интенсивность действия факторов среды.

1

24.04


87

Биотические факторы среды.

1

26.04


88

Экологические пирамиды: чисел, биомассы и энергии.

1

26.04


89

Формы взаимоотношений между организмами. Симбиоз.


1

03.05


90

Формы взаимоотношений между организмами. Антибиоз.

1

03.05


91

Формы взаимоотношений между организмами. Паразитизм.

1

08.05


92

Лабораторная работа № 7 «Составление цепей питания»

1

10.05


93

Биосфера и человек.

1

10.05


94

Природные ресурсы и их использование.

1

15.05


95

Антропогенные факторы воздействия на окружающую среду.

1

17.05


96

Антропогенные факторы воздействия на окружающую среду.

1

17.05


97

Охрана природы и основы рационального природопользования.

1

22.05


98

Итоговое тестирование. Взаимоотношения организма и среды.

1

24.05


99

Обобщение. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

1

24.05














СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания МО учителей

естественно-математического цикла

от « » августа 2016 г.

Руководитель МО

__________ /Л.Л.Афанасенко /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ А.В.Ерунова


« » августа 2016 г.











































Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема урока

Кол-во часов

1


Введение. Биология-наука о жизни.

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (30 часа)

2


Многообразие животного мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.

1

3


Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики.

1

4


Эволюционная теория Жана Бастиста Ламарка.

1

5


Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Предпосылки возникновения теории Дарвина.

1

6


Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1

7


Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1

8


Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1

9


Формы естественного отбора.

1

10


Контрольная работа №1 «Эволюционные теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина»

1

11


Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

1

12


Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

1

13


Лабораторная работа № 1 « Изучение приспособленности организмов к среде обитании».

1

14


Забота о потомстве.

1

15


Физиологические адаптации.

1

16


Микроэволюция. Вид, его критерии и структура.


1

17


Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора».

1

18


Эволюционная роль мутаций.

1

19


Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

1

20


Главные направления эволюции.

1

21


Общие закономерности биологической эволюции.

1

22


Возникновение жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни.

1

23


Начальные этапы развития жизни.

1

24


Развитие жизни на земле. Жизнь в архейскую эру.

1

25


Жизнь в протерозойскую эру

1

26


Жизнь в палеозойскую эру.

1

27


Жизнь в палеозойскую эру.

1

28


Жизнь в мезозойскую эру.

1

29


Жизнь в кайнозойскую эру.

1

30


Происхождение человека.

1

31


Контрольная работа № 2 «Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека»

1

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (18 часов)

32


Химическая организация клетки.

1

33


Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

34

35


Органические вещества, входящие в состав клетки.

2

36


Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белка.

1

37


Энергетический обмен

1

38


Энергетический обмен

1

39


Строение и функции клеток

1

40


Прокариотическая клетка

1

41


Эукариотическая клетка.

1

42


Цитоплазма.

1

43


Лабораторная работа № 3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»

1

44


Эукариотическая клетка. Ядро.

1

45


Деление клеток.

1

46


Деление клеток..

1

47


Клеточная теория строения организмов

1

48


Контрольная работа № 3 «Строение клеток»

1

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (7 часов)

49


Размножение организмов.

1

50


Бесполое размножение организмов.

1

51


Половое размножение.

1

52


Развитие половых клеток.

1

53


Эмбриональный период развития

1

54


Постэмбриональный период развития

1

55


Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (23 часов)

56


Основные понятия генетики.

1

57


Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя.

1

58


Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя.

1

59


Второй закон Менделя (закон расщепления).

1

60


Закон чистоты гамет

1

61


Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

62


Анализирующее скрещивание.

1

63


Решение генетических задач по моногибридному и дигибридному скрещиванию.

1

64


Сцепленное наследование генов

1

65


Генетика пола. Наследование признаков, сцепленное с полом.

1

66


Взаимодействие генов.

1

67

68


Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач».

1

69


Лабораторная работа № 5 «Составление родословных».

1

70


Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

71


Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости

1

72


Мутации. Значение мутации для практики с/х и биотехнологии.

1

73


Фенотипическая изменчивость.

1

74


Лабораторная работа № 6 «Построение вариационной кривой, по размерам листьев растений»

1

75


Селекция растений, животных и микроорганизмов.

.

1

76


Центры происхождения и многообразия культурных растений


1

77


Методы селекции растений и животных.

1

78


Селекция микроорганизмов

1

79


Значение селекции для развития с/х, медицины, микробиологической и других отраслей промышленности.

1

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (20 часов)

80


Биосфера - живая оболочка Земли.

1

81


Структура биосферы

1

82


Круговорот веществ в природе.

1

83


История формирования сообществ живых организмов.

1

84


Биогеоценозы и биоценозы.

1

85


Абиотические факторы среды.

1

86


Интенсивность действия факторов среды.

1

87


Биотические факторы среды.

1

88


. Экологические пирамиды: чисел, биомассы и энергии.

1

89


Формы взаимоотношений между организмами. Симбиоз.


1

90


Формы взаимоотношений между организмами. Антибиоз.

1

91


Формы взаимоотношений между организмами. Паразитизм.

1

92


Лабораторная работа № 7 «Составление цепей питания»

1

93


Биосфера и человек.

1

94


Природные ресурсы и их использование.

1

95


Антропогенные факторы воздействия на окружающую среду.

1

96


Антропогенные факторы воздействия на окружающую среду.

1

97


Охрана природы и основы рационального природопользования.

1

98


Практическая работа № 1 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

1

99


Заключение. Итоговое тестирование.

1




































СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания МС учителей

естественно-математического цикла

от «29» августа 2016 г.

Руководитель МС Сариновской ООШ

__________ /А.В.Ерунова/



































СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ А.В.Ерунова

«29» августа 2016 г.