Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26
Мытищинский муниципальный район
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 26 И.А. Велитченко «___»___________20__ г. |
|
|
Рабочая программа по биологии
6 класс
Составитель: Чуба Светлана Юрьевна
учитель биологии
Класс: 6а, 6б.
Часов в год: 34, часов в неделю: 1.
Сведения об используемой программе:
Составлена на основе программы основного общего образования. «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» Авторы: В.В. Пасечник.
Издательство: Дрофа, 2012.
Сведения об используемых учебниках:
«Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
Автор: В.В. Пасечник.
Издательство: Дрофа
Год: 2017
Мытищи
2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана, на основе программы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2017 г.
Место курса «Биология» 6 класс в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 26
Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе - 34 часа (1 ч. в неделю).
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Цель курса:
Изучение биологии в 6 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности
Задачи:
познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний.
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 6 классе.
Деятельность школы в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (12 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (5 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Резерв времени — 1 час.
Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (6 класс)
на 2017 - 2018 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Планируемые результаты освоения материала | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч) |
1 | 1 | Строение семян двудольных растений. Л/р №1. «Изучение строения семян двудольных растений». Л/р №2. «Изучение строения семян однодольных растений». | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся могут назвать особенности строения семян двудольных и однодольных растений. | 04.09.2017-08.09.2017 | |
2 | 2 | Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Л/р № 3 «Виды корней. Типы корневых систем». | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать выводы Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах | Учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня. | 11.09.2017-15.09.2017 | |
3 | 3 | Зоны корня Л/р № 4 «Корневой чехлик и корневые волоски». | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать выводы о взаимосвязи строения органа с выполняемой функцией. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают выделяемые на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией. | 18.09.2017-22.09.2017 | |
4 | 4 | Условия произрастания и видоизменение корней. | Формируется научное мировоззрение на основе установления причинно- следственных связей между условиями существования растений. | Развивается умение устанавливать причинно- следственные связи между условиями существования растений и видоизменениями их корней. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся имеют представление о видоизменения х корней как результате приспособления растений к условиям существования. | 25.09.2017-29.09.2017 | |
5 | 5 | Побег и почки. Рост и развитие побега. Л/р № 5«Строение почек. Расположение почек на стебле» | Формируются элементы коммуникативной компетентност и в общении и сотрудничестве с учащимися класса в процессе образовательно й деятельности. | Развивается умение проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основании делать выводы. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах | Учащиеся знают и могут рассказать о строении побега и почек, о развитии побега из почки. | 02.10.2017-06.10.2017 | |
6 | 6 | Внешнее строение листа. | Формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми функциями. | Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать выводы о взаимосвязи строения органа с выполняемой функцией. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают, могут назвать особенности строения листьев и выполняемые ими функции. | 09.10.2017-13.10.2017 | |
7 | 7 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. | Формируется научное мировоззрение на основе установления причинно- следственных связей между условиями существования и видоизменения ми листьев. | Развивается умение устанавливать причинно- следственные связи между условиями существования растений и видоизменениями его листьев. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся имеют представление о видоизменениях листьев. | 16.10.2017-20.10.2017 | |
8 | 8 | Строение стебля. Многообразие стеблей. Л/р № 6«Внутреннее строение ветки дерева». | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать выводы о взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах | Учащиеся имеют представление о внешнем и внутреннем строении стебля. | 23.10.2017-27.10.2017 | |
9 | 9 | Видоизменённые побеги. Л/р № 7«Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица) | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать выводы о взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают о разных вариантах видоизмененных побегов, их биологическом и хозяйственно м значении. | 07.11.2017-10.11.2017 | |
10 | 10 | Строение цветка. Л/р № 8 «Строение цветка. Различные виды соцветий». | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать вывод о родстве покрытосеменных растений. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают и могут рассказать о строении цветка. | 13.11.2017-17.11.2017 | |
11 | 11 | Соцветия. Л/р № 9 «Строение цветка. Различные виды соцветий». | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать вывод о биологическом значении соцветий. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся умеют распознавать наиболее распространенные типы соцветий. | 20.11.2017-24.11.2017 | |
12 | 12 | Плоды и их классификация. Л/р № 10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». | Формируется научное мировоззрение на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции. | Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать вывод о биологическом значении плодов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся имеют представление о строении плодов, их многообразии и вариантах классификации. | 27.11.2017-01.12.2017 | |
13 | 13 | Распространение плодов и семян растений МО. | Формируется научное мировоззрение на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции. | Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать вывод о биологическом значении плодов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся имеют представление о строении плодов. | 04.12.2017-08.12.2017 | |
14 | 14 | Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | | | | 11.12.2017-15.12.2017 | |
Раздел 2. Жизнь растений (12 часов). |
15 | 1 | Минеральное питание растений. | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта. | Развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают, в чем заключается и как происходит минеральное питание растений. | 18.12.2017-22.12.2017 | |
16 | 2 | Фотосинтез. | Формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов. | Развивается умение на основе наблюдений простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять их результаты. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают о способе получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха, об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ. | 25.12.2017-29.12.2017 | |
17 | 3 | Дыхание растений. | Формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно- смысловые установки по отношению к растительному миру. | Осваиваются основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельность ю растений; приобретается умение в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают об особенностях дыхания у растений, о значении дыхания в жизни растений. | 11.01.2018-12.01.2018 | |
18 | 4 | Испарение воды. Листопад. | Формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно- смысловые установки по отношению к растительному миру. | Развиваются навыки исследовательской деятельности, умения наблюдать за жизнедеятельность ю растений; фиксировать, анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают о значении испарения воды и роли листопада в жизни растений. | 15.01.2018-19.01.2018 | |
19 | 5 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л/р №11. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения | Формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений. | Развиваются умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся имеют представление о передвижении минеральных Учащиеся имеют представление о передвижении минеральных. | 22.01.2018-26.01.2018 | |
20 | 6 | Прорастание семян. Л/р №12. «Определение всхожести семян растений и их посев». | Формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности растений. | Развиваются умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся могут перечислить условия прорастания семян. | 29.01.2018-02.02.2018 | |
21 | 7 | Способы размножения растений. | Формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов. | Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают, что размножение- одно из важнейших свойств живого организма; могут назвать способы размножения у растений и объяснить преимущество полового размножения полового размножения перед бесполым. | 05.02.2018-09.02.2018 | |
22 | 8 | Размножение споровых растений. | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников, и установления их родства и единства происхождения. | Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают особенности размножения споровых растений. | 12.02.2018-16.02.2018 | |
23 | 9 | Размножение голосеменных растений. | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых и голосеменных растений. | Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают особенности размножения голосеменных растений. | 19.02.2018-22.02.2018 | |
24 | 10 | Размножение покрытосеменных растений. | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в природе и сельском хозяйстве. | Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают особенности размножения покрытосеменных растений. | 26.02.2018-02.03.2018 | |
25 | 11 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №13. «Вегетативное размножение комнатных растений». | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в природе и сельском хозяйстве. | Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают особенности вегетативного размножения покрытосеменных растений, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования. | 05.03.2018-07.03.2018 | |
26 | 12 | Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» | Формируются любовь и бережное отношение к растениям. | Развиваются умения работать в группах, готовить сообщения и выступать с ними перед одноклассниками, обсуждать сообщения | Обобщение материала, изученного в разделе. | 12.03.2018-16.03.2018 | |
Раздел 3 Классификация растений 5 часов |
27 | 1 | Систематика покрытосеменных растений. | Формируется научное мировоззрение на основе установления сходства в строении и жизнедеятельности растений, указывающего на происхождение от одного предка. | Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся имеют представление о классификации растений, знают основные систематические группы растений, умеют распознавать однодольные и двудольные растения. | 19.03.2018-22.03.2018 | |
28 | 2 | Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные в МО. Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства крестоцветных и семейства розоцветных. | Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают отличительны е признаки растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. | 02.04.2018-06.04.2018 | |
29 | 3 | Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Сложноцветные (Астровые) в МО. | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные. | Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают отличительны е признаки растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные. | 09.04.2018-13.04.2018 | |
30 | 4 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые) в МО. | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Лилейные и Злаки. | Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают отличительны е признаки растений семейств Лилейные и Злаки, имеют представление об их многообразии. | 16.04.2018-20.04.2018 | |
31 | 5 | Важнейшие сельскохозяйственные растения МО. | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к изучению культурных растений. | Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, готовить сообщения и выступать с ними перед одноклассниками, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах | Учащиеся имеют представление о многообразии культурных растений и особенностях их агротехники. | 23.04.2018-27.04.2018 | |
Раздел 4. Природные сообщества (2 ч) |
32 | 1 | Природные сообщества МО. Взаимосвязи в растительном сообществе. | Формируется познавательны й мотив на основе интереса к изучению растительных сообществ. Формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению взаимосвязей растений в сообществе, у них. | Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения результатов самостоятельной работы. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают, что такое растительные сообщества и умеют различать их типы. | 02.05.2018-04.05.2018 | |
33 | 2 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир в МО. | Формируются любовь и бережное отношение к родной природе. | Развивать умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Учащиеся знают больше видов растений, произрастающих в местах их проживания, умеют видеть черты приспособленности растений к обитанию в сообществе. | 07.05.2018-11.05.2018 | |
34 | | Резерв | | | | 14.05.2018-18.05.2018 | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ | Вид обеспечения | Комплектность |
Нормативно-правовое обеспечение |
1 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006 | Д |
2 | Программа основного общего образования «Биология 5-9 классы» Авторы В.В Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г Швецов. Издательство «Дрофа» Москва 2013 | Д |
Учебно-методическое обеспечение |
1 | Учебник "Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2017 Москва | П |
2 | Рабочая тетрадь "Биология 6 класс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2017 Москва | П |
3 | Методическое пособие "Биология 6 класс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2017 Москва | Д |
Информационно-справочное обеспечение |
1 | Энциклопедия для детей. М.: «Аванта+»,1998. | Д |
2 | Л.В.Гарибова, И.И.Сидорова. Энциклопедия природы России. – М.:1997. | Д |
3 | Книга для чтения по биологии. Составитель Д.И. Трайтак. Москва «Просвещение» 1999 | Д |
Материально-техническое обеспечение |
1 | Медиапроектор | Д |
2 | Плакаты | Д |
3 | Микроскопы | П |
4 | Лупы | П |
5 | Комплект микропрепаратов 2 ч. | П |
6 | Модель: «Строение вегетативной почки» | П |
7 | Модель: «Строение семени пшеницы» | П |
8 | Модель: «Строение цветка гороха» | П |
9 | Модель: «Строения цветка капусты» | П |
10 | Модель: «Строения цветка яблока» | П |
11 | Модель: «Строения цветка тюльпана» | П |
12 | Модель: «Строения цветка картофеля» | П |
13 | Модель: «Строения цветка подсолнечника» | П |
14 | Наглядное пособие развития папоротника | П |
15 | Коллекция семян важнейших культурных растений | П |
16 | Гербарий сельскохозяйственных растений | П |
17 | Гербарий лекарственных растений | П |
18 | Гербарий основных систематических групп растений | П |
19 | Влажный препарат: «Корень бобового растения с клубеньками» | П |
20 | Прибор для обнаружения дыхания у растений | П |
21 | Компакт диск: «Ботаника. Знакомство с цветковыми растениями» | П |
22 | Рельефная модель: «Растительная клетка» | П |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения.
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Критерии оценки
Отметка "5":
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "1":
Не приступили к выполнению заданий.