Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новотроицкая основная общеобразовательная школа»
Рекомендовано постановлением педагогического совета МБОУ «Новотроицкая ООШ», протокол №____ от «___» _______ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________________ Н.А. Титовец «___» ____________ 20__ г.
| Утверждаю Директор МБОУ «Новотроицкая ООШ» __________________ М.В. Масалович Приказ № ____ от «___» _______ 20___ г. |
Рабочая программа учебного курса ( дисциплины)
по учебному предмету «Биология»
для 6 класса (классов, уровня)
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Лапса Оксана Владимировна, учитель биологии
с. Новотроицкое
2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 6 класса (далее –Программа) составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённый Приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69);
Образовательная программа 5-9 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ», утв. приказом №22-о от 29.04.2014 г.;
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,
Примерная программа основного общего образования по биологии (2004);
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2010. – 176 с» и рассчитана на 34 учебных часа ( 1 час в неделю). В рабочей программе предусмотрено проведение 13 лабораторных работ и 1 контрольно-обобщающий урок.
Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Характеристика классного коллектива :
В классе 7 обучающихся (3 девочки и 4 мальчика). Учащиеся класса довольно работоспособны, успеваемость за прошлый год составила 100%. У большинства учащихся наблюдается достаточный уровень познавательной активности и учебной мотивации.
Ученики находятся только на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому еще не владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения, не всегда терпеливо и внимательно выслушивают друг друга на уроках, на перемене, при выполнении различных дел. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Отрицательным качеством для большинства ребят является неусидчивость, которая мешает учебной работе.
Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается. Пятеро обучающихся относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Учащихся добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
Тематическое планирование курса биологии 6 класса
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Лабораторные и практические работ |
1 | Строение и свойства живых организмов | 14 | |
1.1 | Основные свойства живых организмов | 1 | |
1.2 | Химический состав клеток. | 1 | Лабораторная работа № 1 «Химический состав растительной клетки» |
1.3 | Строение растительной и животной клетки | 2 | Лабораторная работа № 2 «Строение растительной клетки» |
1.4 | Деление клетки. | 1 | |
1.5 | Ткани растений и животных. | 2 | Лабораторная работа № 3 «Рассматривание тканей растений» |
1.6 | Органы и системы органов. | 6 | Лабораторная работа № 4. «Простые и сложные листья» Лабораторная работа № 5 «Строение цветка» |
1.7 | Организм как единое целое | 1 | |
2 | Жизнедеятельность организма. | 18 | |
2.1 | Питание и пищеварение. | 3 | Лабораторная работа № 6 «Действие слюны на крахмал» |
2.2 | Дыхание. | 2 | Лабораторная работа № 7 «Дыхание семян» Лабораторная работа № 8 « Дыхание корней» |
2.3 | Передвижение веществ в организме. | 2 | Лабораторная работа № 9 «Передвижение растворов по стеблю» |
2.4 | Выделение. | 2 | |
2.5 | Опорные системы. | 1 | Лабораторная работа № 10 «Строение костей» |
2.6 | Движение. | 1 | |
2.7 | Регуляция процессов жизнедеятельности. | 2 | |
2.8 | Размножение. | 2 | Лабораторная работа № 11 «Черенкование комнатных растений» |
2.9 | Рост и развитие. | 2 | Лабораторная работа № 12 «Прорастание семян» Лабораторная работа № 13 «Прямое и непрямое развитие насекомых» |
3 | Организм и среда | 2 | |
3.1 | Среда обитания. Факторы среды. | 1 | |
3.2 | Природные сообщества. | 1 | |
4 | Обобщающий урок | 1 | |
| Итого | 34 | |
Содержание программы – 34 часа
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (14 ч.).
Тема 1. 1. Основные свойства живых организмов (1 ч.).
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1. 2. Химический состав клеток (1 ч.).
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторная работа № 1«Определение химического состава растительной клетки».
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2ч.).
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторная работа № 2 «Строение растительной клетки»
Тема 1.4. Деление клетки (1ч.).
Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.
Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.
Тема 1.5. Ткани растений и животных (2ч.).
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа № 3 «Рассматривание тканей растений»
Тема 1.6. Органы и системы органов (6 ч.).
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.
Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные работа № 4 «Простые и сложные листья»
Лабораторные работа № 5 «Строение цветка»
Тема 1.7. Организм как единое целое (1ч.).
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Живые организмы и окружающая среда.
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (18 ч.).
Тема 2.1. Питание и пищеварение (3 ч.).
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Лабораторные работа № 6 «Действие слюны на крахмал»
Тема 2.2. Дыхание (2 ч.).
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Лабораторная работа № 7 « «Дыхание семян»
Лабораторная работа № 8 « Дыхание корней»
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2ч.).
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции.
Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторные работа № 9 «Передвижение растворов по стеблю»
Тема 2.4. Выделение (2ч.).
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.
Тема 2.5. Опорные системы (1ч.).
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная ситема позвоночных.
Лабораторная работа № 10 «Строение костей»
Тема 2.6. Движение (1ч.).
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2ч.).
Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система. Особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Тема 2.8. Размножение (2ч.).
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Лабораторная работа № 11 «Черенкование комнатных растений»
Тема 2.9. Рост и развитие (2 ч.).
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторная работа № 12 «Прорастание семян»
Лабораторная работа № 13 «Прямое и непрямое развитие насекомых»
Раздел 3. Организм и среда (2 ч.).
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1ч.).
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимодействие живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества (1ч.).
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Раздел 4. Обобщение ( 1 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса:
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Отметка «5» ставится, если учащийся имеет системные полные знания по поставленному вопросу и может применить их для обоснования значения методов биологической науки в познании живой природы, биосистем, для установления взаимосвязи строения и функции химических веществ, движущих сил эволюции, объяснения направления и результатов эволюции, видообразования и формирования приспособленности организмов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает сущность процессов и явлений, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором присутствуют некоторые не существенные элементы содержания или допущены малозначительные биологические ошибки, не логично, пространственно изложено основное содержание вопросов.
Отметка «3» ставится, если учащийся имеет не полные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления.
Отметка «2» ставится за неумение раскрыть сущность процесса или явления, а так же выполнить практическое задание и объяснить его результаты.
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5»ставится за работу, выполненную без ошибок, рациональным способом и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4»ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:— не более одной грубой ошибки и одного недочета.— или не более двух недочетов
Оценка «3»ставится в том случае, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:— не более двух грубых ошибок.— или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.— или не более двух-трех негрубых ошибок.— или одной негрубой ошибки и трех недочетов.— или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2 »ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема и тип урока | Тип урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Практические и лабораторные работы | Дата проведения урока |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (14 часов) |
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов ( 1 час) |
1 | Многообразие живых организмов. Их основные свойства | Вводный урок | 1 | Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, рост и развитие, раздражимость, движение , размножение, приспособленность к среде обитания. | Называть признаки живых организмов и их значение Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов | | 5.09 |
Тема 1.2 Химический состав клетки ( 1 час ) |
2 | Химический состав клетки. | Урок – практикум | 1 | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества, органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки | Различать неорганические и органические вещества клетки. Называть: -неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; -органические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки | Лабораторная работа № 1 «Химический состав растительной клетки» | 12.09 |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клетки ( 2 часа) |
3 | Строение растительной клетки | Комбинированный урок | 1 | Клетка –элементарная частица живого. Строение животного организма. | Называть признак живых организмов - клеточное строение Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выделять особенности строения ядра. Доказывать, что клетка -элементарная частица живого | Лабораторная работа № 2 «Строение растительной клетки» | 19.09 |
4 | Строение животной клетки. Вирусы. | Комбинированный урок | | | 26.09 |
Тема 1.4 Деление клетки ( 1 часа) |
5 | Деление клетки. Митоз и мейоз | Урок изучения нового материала | 1 | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены, хромосомы. Митоз, основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. Гомологичные хромосомы | Знать: что клетки способны размножаться делением; что существует два способа деления ядра: митоз и мейоз; что митозу и мейозу предшествует удвоение каждой хромосомы; что при митозе сохраняется число хромосом и образуется два ядра, а число хроматид уменьшается в два раза; что при мейозе уменьшается число хромосом и образуется четыре ядра; принцип последовательности событий при митозе и мейозе; что такое гомологичные хромосомы, одинарный набор хромосом, двойной набор хромосом. Называть: структуры клетки, участвующие в деление, роль хромосом. Распознавать и описывать: стадии деления клетки. Сравнивать два типа деления клеток – митоз и мейоз между собой | | 3.10 |
Тема 1. 5 Ткани растений и животных ( 2 часа) |
6 | Ткани растений | Комбинированный урок | 1 | Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения. | Различать типы тканей растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей | Лабораторная работа № 3 «Рассматривание тканей растений» | 10.10 |
7 | Ткани животных | Комбинированный урок | 1 | Типы тканей животного: эпителиальная, нервная, соединительная, их строение и функции | Давать определение понятию ткань. Называть: •типы тканей животных и растений; •функции тканей животных и растений. | | 17.10 |
Тема 1.6. Органы и системы органов ( 6 часов) |
8 | Строение корня | Урок изучения нового материала | 1 | Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. | Давать определение понятиям ткань, орган. Называть: •органы цветкового растения, их роль в жизни растения; •типы корневых систем. | | 24.10 |
9 | Строение побега | Комбинированный урок | 1 | Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. | Давать определение понятиям побег, вегетативные органы. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. | | 31.10 |
10 | Лист. Строение и функции. | Урок практикум | 1 | Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья | | Лабораторная работа № 4. Простые и сложные листья» | 14.11 |
11 | Цветок. Соцветия. | Урок-практиукум | 1 | Цветок, его значение и строение. Соцветия. | Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Описывать многообразие соцветий.. Характеризовать строение цветка как органа размножения. | Лабораторная работа № 5 «Строение цветка» | 21.11 |
12 | Плоды. Строение семени | Комбинированный урок | 1 | Плоды: значение и разнообразие | Приводить примеры многообразия плодов | | 28.11 |
13 | Системы органов животного | Комбинированный урок | 1 | Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная) | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. Называть: •органы и системы органов животных; •функции органов и систем органов животных. Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. | | 5.12 |
Тема 1. 7. Организм как единое целое ( 1 час) |
14 | Организм как единое целое | Комбинированный урок | 1 | Растение – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и среда | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. Называть особенности строения и функции многоклеточного организма. Характеризовать причины нарушения целостности организма. Доказывать что организм -единое целое. | | 12.12 |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов ( 18 часов) |
Тема 2.1. Питание и пищеварение ( 3 часа) |
15 | Особенности питания растительного организма. Фотосинтез | Комбинированный урок | 1 | Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание воздушное и минеральное Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы | Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез. Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания. Объяснять значение почвенного питания в жизни растения. Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах. Характеризовать роль корня в почвенном питании растения. Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений - фотосинтеза. | | 19.12 |
16 | Особенности питания животных | Комбинированный урок | 1 | Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты | Давать определение понятию питание. Описывать сущность биологических процессов: питания животных. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах | | 26.12 |
17 | Пищеварение и его значение | Комбинированный урок | 1 | Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | Давать определение понятиям питание, пищеварение. Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение. Называть особенности строения пищеварительных систем животных. Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения | Лабораторная работа № 6 «Действие слюны на крахмал» | 16.01 |
Тема 2.2. Дыхание (2 ч.) |
18 | Дыхание у животных | Комбинированный урок | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. | Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать: •особенности дыхания животных; •роль дыхания в жизни животных. | | 23.01 |
19 | Дыхание у растений | Комбинированный урок | 1 | Жизнедеятельность растений: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений | Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать: «особенности дыхания растений; •роль органов растений в процессе дыхания. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений. | Лабораторная работа № 7 «Дыхание семян» Лабораторная работа № 8 « Дыхание корней» | 30.01 |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 часа) |
20 | Передвижение веществ в животном организме | Комбинированный урок | 1 | Особенности переноса веществ в организмах позвоночных животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь, её составные части | Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Называть органы кровеносной системы | | 6.02 |
21 | Передвижение веществ в растении | Комбинированный урок | 1 | Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса минеральных веществ | Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях | Лабораторная работа № 9 «Передвижение растворов по стеблю» | 13.02 |
Тема 2.4. Выделение ( 2 часа) |
22 | Выделение у растений, грибов и животных | Комбинированный урок | 1 | Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных | Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Называть: •органы выделения растений; •органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать: «особенности процесса выделения у растений; •особенности процесса выделения у животных. | | 20.02 |
23 | Обмен веществ у растений и животных | Комбинированный урок | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. | Давать определение понятию обмен веществ. Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение.- | | 27.02 |
Тема 2.5 Опорные системы ( 1 час) |
24 | Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма | Комбинированный урок | 1 | Строение растительного и животного организма: опорные системы, их значение в жизни организма | Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах. Называть: •значение опорных систем в жизни растений и животных; •типы скелетов у животных. Приводить примеры животных с разными типами скелетов. | Лабораторная работа № 10 «Строение костей» | 5.03 |
Тема 2.6 Движение ( 1 час) |
25 | Движение | Комбинированный урок | 1 | Признаки живых организмов: движение, их проявления. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. | Называть: •роль движения в жизни растений и животных; •способы передвижения животных. Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. Приводить примеры животных с разными способами передвижения. | | 12.03 |
Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности ( 2 часа) |
26 | Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. Регуляция процессов жизнедеятельности у растений | Изучение нового материала | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности её строения. | Давать определение понятиям раздражимость, рефлекс. Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. Называть: •системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •значение нервной системы; •принцип работы нервной системы; •типы нервных систем у животных. | | 19.03 |
27 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных | Комбинированный урок | 1 | Эндокринная система, её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | Называть: •органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных. Наблюдать за поведением животных. | | 9.04 |
Тема 2.8 Размножение ( 2 часа) |
28 | Размножение и его виды. Бесполое размножение | Комбинированный урок | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Споры. | Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы. Называть: -•значение размножения; •виды размножения; •формы бесполого размножения у растений и животных; •органы вегетативного размножения растений. Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение. Описывать сущность бесполого размножения растений. | Лабораторная работа № 11 «Черенкование комнатных растений» | 16.04 |
29 | Половое размножение животных и растений | Комбинированный урок | 1 | Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение | Давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения. Называть: •значение полового размножения; •органы полового размножения животных и растений (и узнавать их на рисунках, таблицах); •женские и мужские половые клетки. | | 23.04 |
Тема 2.9. Рост и развитие (2 часа) |
30 | Рост и развитие растений | Комбинированный урок | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение семян и плодов | Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Называть: •этапы развития животных; •типы постэмбрионального развития животных. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. | Лабораторная работа № 12 «Прорастание семян» | 30.04 |
31 | Рост и развитие животных | Комбинированный урок | | Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных | Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Называть: •этапы развития животных; •типы постэмбрионального развития животных. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. | Лабораторная работа № 13 «Прямое и непрямое развитие насекомых» | 7.05 |
Раздел 3. Организм и среда ( 2 часа) |
Тема 3.1 Среда обитания организмов. Факторы среды (1 час) |
32 | Среда обитания организмов | Урок изучения нового материала | 1 | Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. | Давать определение понятиям среда обитания, экология, экологические факторы. Называть: •виды экологических факторов; •типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры: •факторов неживой природы, их влияния на живые организмы; •взаимосвязей живых организмов; •приспособлений организмов к действию экологических факторов. | | 14.05 |
Тема 3.2. Природные сообщества ( 1 час) |
33 | Природные сообщества | Комбинированный урок | 1 | Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания | Давать определение понятиям природное сообщество, экосистема, цепи питания. | | 21.05 |
Раздел 4 Обобщение ( 1 час) |
34 | Что мы узнали о строение и жизнедеятельности живых организмов | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Сообщество Экосистема | Называть три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры: | | 28.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного предмета (курса)
Учебно-методический комплект
Для учителя:
1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.
2. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2012
3. Акперова И.А. Биология. Живой организм. 6 класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»/ И.А. Акперова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин – 2-е издание. –М.:Дрофа, 2014.
4. Биология. 6 класс: тесты по всем программам/авт-сост. М.В.Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007.
Для учащихся:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2010. – 176 с»
Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.
Электронные пособия:
Электронное учебное издание «Биология. Растения.» Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по биологии
компьютер;
проектор,
экран проекционный,
доска магнитная
микроскоп;
таблицы по биологии:
Кожа.
Зрительный анализатор.
Кожа.
Методы селекции.
Органы выделения.
Обонятельный и вкусовой анализаторы.
Зрительный анализатор.
Слуховой анализатор.
Вегетативное размножение.
Строение стебля злака.
Оплодотворение у цветочных растений.
Соцветия, цветок и плод пшеницы.
Свойство мотыльковых. Горох посевной.
Листорасположение.
Скелетные мышцы.
Скелет.
Строение цветка.
Соцветие, цветки и плод подсолнечника.
Строение цветкового растения.
Семейство лилейных. Тюльпан лесной.
Строение и уровни организации белка.
Фотосинтез.
Оплодотворение у цветочных растений.
Соцветия, цветок и плод пшеницы.
Схема строения нервной системы.
Кровь.
Выделительная система.
Кровеносная система.
Схема кровообращения.
Строение клетки.
Корень.
Расположение внутренних органов.
Зубы.
Сердце.
Головной мозг человека.
Эволюция репродуктивной системы.
Эволюция нервной системы.
Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани.
Органы дыхания.
Половая система.
Эволюция кровеносной системы.
Череп человека.
Схема строения органов пищеварения.
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса
ВАРИАНТ 1.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1. К неорганическим веществам клетки относятся
1) вода, жир, железо 3) глюкоза, жир, белок
2) вода, минеральные соли 4) глюкоза, вода, белок
А2. В клетке животных отсутствуют
1) крупные вакуоли 3) рибосомы
2) митохондрии 4) аппарат Гольджи
A3. Для мейоза характерно
1) два последовательных деления 3) четыре деления
2) одно деление 4) три деления
А4. К животным тканям НЕ относятся
1) эпителиальная, нервная 3) эпителиальная, соединительная
2) хрящевая, костная 4) проводящая, покровная
A5. Побег образуют
1) корни и листья 3) околоцветник, тычинки, пестик
2) корни и цветки 4) стебель и листья
А6. Щитовидная железа относится к системе органов
1) выделительной 3) эндокринной
2) пищеварительной 4) кровеносной
A7. Фотосинтез необходим растениям для
1) питания 2) дыхания 3) выделения 4) роста
А8. Пищеварение - это
1) механическая переработка пищи 3) механическая и химическая переработка пищи
2) поглощение пищи 4) всасывание питательных
А9. К органам дыхания лягушки относятся
1) трахеи 2) кожа и легкие 3) жабры 4) легкие
А10. Транспорт веществ у животных осуществляется благодаря
1) выделительной системе 3) эндокринной системе
2) кровеносной системе 4) пищеварительной системе
А11. Парным органом выделительной системы является
1) нефрон 2) мочеиспускательный канал 3) мочевой пузырь 4) почка
А12. Теплокровными являются
1) лягушки 2) ящерицы 3) рыбы 4) птицы
А13. Впервые нервная система появилась у
1) плоских червей 2) гидры 3) позвоночных животных 4) кольчатых червей
А14. Сперматозоиды у млекопитающих животных развиваются в
1) яичниках 2) семенниках 3) почках 4) яйцеводах
А15. Партеногенез – это размножение
1) половое у насекомых 3) половое у птиц
2) бесполое у растений 4) бесполое у животных
А16. Раздражимость характерна
1) для всех природных тел 3) только для растений
2) только для животных 4) для всех живых существ
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К пищеварительной системе относятся
почка
желудок
кишечник
легкие
мочевой пузырь
печень
В2. Побег растения состоит из
корня 4) почек
стебля 5) цветов
листьев 6) плодов
В3. К холоднокровным животным относятся
рыбы 4) лягушки
собаки 5) змеи
человек 6) птицы
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие слоев и тканей стебля.
СЛОИ СТЕБЛЯ | ТКАНИ |
а) кора | 1) покровная |
б) луб | 2) основная |
в) древесина | 3) проводящая |
г) камбий | 4) механическая |
д) сердцевина | 5) образовательная |
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. По какой части стебля передвигаются вода, минеральные соли, органические вещества?
Итоговый тест по биологии за курс 6 класса
ВАРИАНТ 2.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
A1. Совокупность клеток, сходных по строению и функциям, называют
органом 3) органоидом
тканью 4) системой органов
А2. Питание – это процесс
1) получения организмом веществ и энергии 3) выделение кислорода
2) выделение кислорода и поглощения углекислого газа 4) образования углекислого газа
А3. При дыхании выделяется
1) кислород 2) углекислый газ 3) азот 4) озон
А4. Клеточное строение имеют
все природные тела 3) только растения
только животные 4) все живые существа
А5. Движение органических веществ у растений осуществляется по
1) сосудам 2) капиллярам 3) ситовидным трубкам 4) венам
А6. У дождевого червя выделение осуществляется через
1) сократительные вакуоли 3) нефридии
2) устьица 4) почки
А7. К теплокровным животным относятся
1) рыбы 2) земноводные 3) рептилии 4) млекопитающие
А8. Внутренний скелет имеет
1) рак 2) кролик 3) амёба 4) жук
A9. К органам выделения насекомого относятся
1) нефридии 3) сократительные вакуоли
2) выделительные трубочки 4) почки
А10. Развитие с полным превращением имеет
1) паук 2) саранча 3) бабочка 4) дождевой червь
А11. У дождевого червя выделение осуществляется через
1) сократительные вакуоли 3) нефридии
2) устьица 4) почки
А12. В результате митоза образуется
1 клетка 2) 2 клетки 3) 3 клетки 4) 4 клетки
А13. Свойством мышечной ткани является(-ются)
только сократимость 3) только возбудимость
сократимость и проводимость 4) возбудимость и сократимость
А14. У пшеницы корневая система
стержневая
отсутствует
мочковатая
состоит из дыхательных корней
А15. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы животных?
1) вены 2) артерии 3) капилляры 4) клапаны
А16. Выделение у позвоночных животных осуществляется через
1) зелёные железы 2) устьица 3) кожу 4) кожу, лёгкие и почки
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К животным тканям относятся
эпителиальная
мышечная
механическая
нервная
проводящая
образовательная
В2. К органам дыхания животных относятся
1) жабры
2) почки
3) легкие
4) кишечник
5) трахеи
6) печень
В3. К теплокровным животным относятся
рыбы 4) лягушки
собаки 5) змеи
человек 6) птицы
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие между органами и системами, к которым они относятся.
ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
А) почка 1) выделительная система
Б) сердце 2) кровеносная система
В) мочеточник
Г) артерия
Д) вена
Е) мочевой пузырь
Задания уровня С
Ответьте на вопрос.
С1. О чем свидетельствуют сходные черты в строении растительной и животной клетке?