СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 7 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе УМК Сонина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 7 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новотроицкая основная общеобразовательная школа»


Рекомендовано постановлением педагогического совета МБОУ «Новотроицкая ООШ», протокол №____


от «___» _______ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР


_________________

Н.А. Титовец

«___» ____________ 20__ г.


Утверждаю

Директор МБОУ «Новотроицкая ООШ»


__________________

М.В. Масалович

Приказ № ____

от «___» _______ 20___ г.











Рабочая программа учебного курса ( дисциплины)

по учебному предмету «Биология»

для 7 класса (классов, уровня)

на 2015 – 2016 учебный год


 


Составитель:

Лапса Оксана Владимировна, учитель биологии














 

с. Новотроицкое

2015 г.


Пояснительная записка.


Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса (далее –Программа) составлена на основе следующих нормативных документов:


  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённый Приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69);

  • Образовательная программа 5-9 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ», утв. приказом №22-о от 29.04.2014 г.;

  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,

  • Примерная программа основного общего образования по биологии (2004);

  • Программы основного общего образо­вания по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.//,


Программа рассчитана на 68 часов, по 2 учебных часа в неделю и ориентирована на использование учебника: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 272с; а также методических пособий для учителя: Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методиче­ское пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2010г.;

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.


Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены лабораторные работы, практикумы, игры.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: Дрофа, 2010.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.


В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.



Учебно-тематическое планирование


Название темы

Кол-во часов

Из них Лабораторных работ

Контрольных работ и контрольно-обобщающих уроков

I.

Многообразие живого и наука систематика

2

1


II

Царство Прокариоты

2



III.

Царство Грибы. Лишайники.

6

2

1

IV.

Царство Растения.

16

5

2

V

Царство Животные.

37

6

3

VI

Царство Вирусы.

2




Обобщающий урок

1




Всего

68

14

6


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

РАЗДЕЛ 1

Многообразие живого и наука систематика (2 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 2

Царство прокариоты (2 часа)

Тема 2.1 Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (2 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

■ Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.


РАЗДЕЛ 3 Царство Грибы и Лишайники( 6 часов)

Тема 3.1 Общая характеристика грибов (4 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

■ Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные работы
№ 1. «Строение плодовых тел грибов»

2 «Строение плесневого гриба мукора»

Тема 3.2 Лишайники ( 2часа)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

  • Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

  • Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

  • Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 4

Царство Растения (16 часов)

Тема 4.1 Общая характеристика растений (1 час)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 4 .2 Подцарство Низшие растения (3 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

Тема 4.3 Подцарство Высшие растения (3 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.

Лабораторные работы

3 «Строение сфагнума»

4 «Строение кукушкина льна»

5 «Строение папоротника»

Тема 4 .4 Отдел Голосеменные растения (3 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения ( 5 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.


  • Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

  • Лабораторные и практические работы

6 «Строение шиповника»

7 «Строение пшеницы»

Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 5

Царство Животные (37 часов)

Тема 5.1 Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.


Тема 5.2 Подцарство Одноклеточные (3 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

  • Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

  • Лабораторная работа

8 Изучение строения инфузории туфельки


Тема 5.3 Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 5 .4 Двухслойные животные .Тип Кишечнополостные (2 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

  • Лабораторная работа

9 « Внешнее строение гидры»

Тема 5.5 Трехслойные животные.Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Тема 5.6 Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 5 .7 Тип Кольчатые черви (2 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.


  • Лабораторная работа

10 «Строение дождевого червя»


Тема 5.8 Тип Моллюски (3 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Тема 5.9 Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

  • Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

  • Лабораторная работа

11 «Внешнее строение насекомых»

Тема 5.10 Тип Иглокожие (1 час)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 5.11 Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 5 .12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

  • Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

  • Лабораторная работа

12 Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни

Тема 5.13 Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

  • Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

  • Лабораторная работа

13 « Определение внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»


Тема 5.14 Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 5.15 Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

  • Лабораторная работа

14 «Выявление особенностей внешнего строения птиц и приспособлений к среде обитания»

Тема 5.16 Класс Млекопитающие (5 часов)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.


РАЗДЕЛ 6 Царство Вирусы (2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

  • Демонстрация. Модели различных вирусных частииц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

Повторительно-обобщающий (1 час)















Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема и тип урока

К-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Лабораторные работы

Дата проведения урока

Раздел 1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО И НАУКА СИСТЕМАТИКА - 2 ЧАСА

Тема 1.1. Многообразие живого и наука систематика ( 2 часа)

1


Мир живых организмов.

Уровни организации жизни

Урок изучения нового материала

1

Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Классификация организмов. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина

Уровни организации живой природы

молекулярный уровень как биологическая система

Называть основные царства живых организмов.

Перечислять факторы эволюции.

Объяснять значение классификации живых организмов.

Называть процессы происходя на разных уровнях жизни, называть уровень организации жизни и элементы его образующие

Определять принадлежность биологических объектов к уровням организации


5.09

2

Многообразие живых организмов и их классификация

Комбинированный урок

1

Основные понятии: таксон, система, иерархия

Краткая характеристика естественной классификации живых организмов.

Называть основные царства живой природы и основные таксономические единицы

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе


5.09

РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ – 2 ЧАСА

Тема 2.1 Царство прокариоты. Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов ( 2 часа)

3

Общая характеристика бактерий

1

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

12.09

4

Подцарство Настоящие бактерии,

Архебактерии, Оксифотобактерии


Комбинированный урок

1





Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, мо-лочно-кислые, болезнетворные бактерии.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.


12.09

РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ и ЛИШАЙНИКИ– 6 ЧАСОВ

Тема 3.1 Общая характеристика грибов ( 4 часа)

5

Общая характеристика царства Грибы

Урок изучения нового материала

1

Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты.

Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы. Сравнивать грибы с растениями и животными.


19.09

6

Шляпочные грибы

Урок-практикум

1

Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Красноярском крае.

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Волгоградской области. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Объяснять роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа № 1

«Строение плодовых тел грибов»

19.09

7

Плесневые грибы

Урок-практикум

1

Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа № 2

«Строение плесневого гриба мукора»

26.09

8

Отдел Аскомикота или Сумчатые грибы

Комбинированный урок

1

Особенности строения Сумчатых грибов.

Сумчатые грибы: дрожжи, сморчки, строчки

Называть значение сумчатых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение сумчатых грибов


26.09

Тема 3.2 Лишайники (2 часа)

9

Особенности лишайников как симбиотических организмов

Урок изучения нового материала

1






1

Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение.

Типы слоевищ лишайников: кустистые, листовые, накипные

Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности


3..10

10

Значение лишайников в природе и жизни человека

Комбинированный урок


3.10

РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ – 16 ЧАСОВ

Тема 4.1. Общая характеристика растений ( 1 час)

11

Общая характеристика царства Растения

Комбинированный урок

1

Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений

Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения.


10.10

Тема 4.2. Подцарство Низшие растения ( 3 часа)

12

Общая характеристика водорослей

Урок изучения нового материала

1

Ризоиды. Слоевище, хроматофор.

Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение.

 

Давать определение термину: низшие растения. Распознавать и описывать строение водорослей. Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов.


10.10

13

Отдел зеленые водоросли

Комбинированный урок

1



1

Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания.

Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. у водорослей Выделять признаки водорослей


17.10

14

Отделы Красные и бурые водоросли

Комбинированный урок


17.10

Тема 4.3. Подцарство Высшие растения (3 часа)

15

Отдел Моховидные

Урок изучения нового материала

1

Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность.

Давать определение термину: высшие споровые растения. Распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Лабораторная работа № 3

«Строение сфагнума»


Лабораторная работа № 4

«Строение кукушкина льна»

24.10

16

Отдел Плауновидные и Хвощевидные

Комбинированный урок

1

Основные признаки. Значение в природе и в жизни человека

Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные Объяснять роль в природе и в жизни человека.. Сравнивать хвощи и плауны.


24.10

17

Отдел Папоротниковидные

Комбинированный урок

1

Места обитания и условия жизни. Основные признаки папоротников. Строение папоротников. Размножение. Значение в природе и жизни человека.

Называть места обитания и условия жизни.

Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Распознавать и описывать строение папоротников Объяснять роль в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа № 5

«Строение папоротника»

31.10

Тема 4.4. Голосеменные растения ( 3 часа)

18

Отдел Голосеменные растения

Урок изучения нового материала

1

Места обитания и условия жизни. Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение.

Давать определение термину «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений.


31.10

19

Многообразие голосеменных

Комбинированный урок

1

Виды растений, наиболее распространенные в Красноярском крае. Значение в природе и жизни человека.

Приводить примеры голосеменных растений.


14.11.

20

Контрольно-обобщающий урок по темам

Подцарство Высшие растения и голосеменные растения»

1




14.11

Тема 4.5. Отдел покрытосеменные (цветковые) растения (6 часов)

21

Происхождение и особенности строения покрытосеменных

Урок изучения нового материала

1

Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений.


21.11

22

Размножение покрытосеменных

Урок изучения нового материала

1

Органы полового размножения покрытосеменных растений. Строение цветка

Называть части цветка. Распознавать и называть виды соцветий. Знать особенности размножения покрытосеменных


21.11

23

Семейства класса Двудольные растения

Урок -практикум

1

Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные.

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные.

Лабораторная работа № 6 «Строение шиповника»

28.11

24

Семейства класса Однодольные растения

Урок-практикум

1

Признаки однодольных растений. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные.

Лабораторная работа № 7

«Строение пшеницы»

28.11

25

Многообразие и распространение покрытосеменных

Комбинированный урок

1

Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые

Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения.


5.12

26

Контрольно-обобщающий урок по теме «Отдел Покрытосеменные растения»

1




5.12

РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ – 37 ЧАСОВ

Тема 5.1. Общая характеристика царства животные ( 1 час)

27

Общая характеристика царства животные

Урок изучения нового материала

1

Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя.

Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.


12.12

Тема 5.2 . Подцарство Одноклеточные ( 3 часа)

28

Общая характеристика простейших

Комбинированный урок

1






1








1

Среда обитания и условия жизни. Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории.

Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека.


12.12

29

Тип Саркожгутиконосцы


Комбинированный урок


19.12

30

Тип Споровики, тип Инфузории

Урок-практикум

Лабораторная работа № 8

«Строение инфузории туфельки»

19.12

Тема 5.3 . Подцарство Многоклеточные ( 1 час)

31

Общая характеристика многоклеточных животных.

Комбинированный урок

1

Признаки многоклеточных животных.

Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных.


26.12


Тема 5.4. Двухслойные животные. Тип кишечнополостные ( 2 часа)

32


Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных

Урок изучения нового материала

1

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок.

Распознавать и описывать строение кишечнополостных.

Описывать процессы жизнедеятельности.

Выделять особенности кишечнополостных.

Лабораторная работа № 9

«Внешнее строение гидры»

26.12

33

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природе

Комбинированный урок

1

Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека

Распознавать животных типа Кишечнополостные.

Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных.


16.01

Тема 5.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)

34

Общая характеристика типа Плоские черви

Комбинированный урок

1

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная).

Называть системы органов плоских червей, органы и их функции.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

Выделять особенности строения.

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.


16.01

35

Многообразие и значение Плоских червей

Комбинированный урок

1

Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека

Распознавать и описывать паразитических плоских червей.

Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму.


23.01

Тема 5.6. Первичнополостные Тип Круглые черви (1 час)

36

Общая характеристика типа Круглые черви

Комбинированный урок

1

Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

Объяснять меры профилактики заражения.


23.01

Тема 5.7. Кольчатые черви (2 часа)

37

Общая характеристика типа Кольчатые черви

Комбинированный урок

1

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы.

Распознавать и описывать строение кольчатых червей.

Выделять особенности строения Кольчатых червей.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.

Лабораторная работа № 10 «Строение дождевого червя»

30.01

38

Многообразие кольчатых червей

Комбинированный урок

1

Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей.

Называть роль в природе.

Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека.

Сравнивать классы кольчатых червей.


30.01

Тема 5.8. Тип Моллюски ( 3 часа)

39

Общая характеристика типа Моллюски

Комбинированный урок

1

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины.

Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

*Называть системы органов, органы и их функции.

"Описывать стадии развития моллюсков.

Выделять признаки типа Моллюски.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

6.02

40

Классы двустворчатые и брюхоногие моллюски

Комбинированный урок

1

Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.


6.02

41

Класс головоногие моллюски

Комбинированный урок

1


13.02

Тема 5.9. Тип Членистоногие ( 7 часов)

42

Происхождение членистоногих и особенности организации

Урок изучения нового материала

1

Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела

Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Объяснять происхождение членистоногих.

Выделять признаки животных типа Членистоногие.


13.02

43

Класс Ракообразные

Комбинированный урок

1

Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие и значение.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных.


20.02

44

Класс Паукообразные

Комбинированный урок

1

Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных.

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать и описывать строение паука.

Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека.


20.02

45

Многообразие паукообразных

Комбинированный урок

1


27.02

46-47

Общая характеристика размножение и развитие насекомых.


Комбинированный урок

2

Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.

Развитие насекомых: с неполным и полным превращением

Распознавать и описывать строение насекомых.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Сравнивать представителей классов членистоногих.

Приводить примеры насекомых с различными типами развития.

Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением.


Лабораторная работа № 11

«Внешнее строение насекомых»

27.02

5.03

48

Обобщающий урок по теме

«Тип Членистоногие»

Комбинированный урок

1




5.03

Тема 5.10. Тип иглокожие ( 1 час)

49

Общая характеристика иглокожих

Урок изучения новых знаний

1

Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека.

Распознавать строение и представителей иглокожих.

Называть системы органов, органы и их функции.


12.03

Тема 5.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные ( 1 час)

50

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип бесчерепных

Комбинированный урок

1

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека.

Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей.

Распознавать животных типа Хордовые.

Выделять признаки типа Хордовые.


12.03

Тема 5.12. Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы ( 2часа)

51

Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.

Комбинированный урок

1

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека.

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

Объяснять происхождение рыб.

Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания.

Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека.


19.03

52

Костные рыбы

Комбинированный урок

1

Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строении. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Называть системы органов, органы и их функции.

Определять принадлежность костных рыб к отрядам.

Лабораторная

работа № 12

«Внешнее строение рыбы»

19.03

Тема 5.13. Класс Земноводные ( 2 часа)

53

Общая характеристика земноводных

Комбинированный урок

1

Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки.

Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.

Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных.


9.04

54

Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека

Комбинированный урок

1

Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые.

Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. 

Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа № 13

«Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

9.04

Тема 5.14. Класс Пресмыкающиеся ( 2 часа)

55

Общая характеристика пресмыкающихся

Комбинированный урок

1

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни.

Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение.

Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.


16.04

56

Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека

Комбинированный урок

1

Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся

Распознавать по рисункам представителей классам Пресмыкающиеся.

Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи.

Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека.


16.04

Тема 5.15. Класс Птицы ( 4 часа)

57

Общая характеристика птиц

Урок-практикум

1

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету

Распознавать и описывать органы и системы органов птиц.

Выделять особенности строения птиц к полету.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.

Объяснять происхождение птиц.

Лабораторная работа № 14

«Внешнее строение птицы»

23.04

58

Экологические группы птиц

Комбинированный урок

1

Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания

Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп.

Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.


23.04

59

Роль птиц в природе и жизни человека

Комбинированный урок

1

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Распознавать домашних птиц.

Приводить примеры домашних и промысловых птиц.

Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека.


30.04

60

Обобщающий урок по теме «Птицы»

1




30.04

Тема 5.16. Класс Млекопитающие ( 5 часов)

61

Общая характеристика млекопитающих

Урок изучения новых знаний

1

Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих.

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять происхождение млекопитающих.


7.05

62

Внутреннее строение Млекопитающих

Комбинированный урок

1

Системы внутренних органов млекопитающих. Особенности обмена веществ.

Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих.

Выделять особенности строения млекопитающих.


7.05

63

Размножение млекопитающих

Комбинированный урок

1

Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития. Внутреннее развитие.

Называть и описывать органы размножения.

Описывать развитие детеныша млекопитающих.

Объяснять особенности развития млекопитающих.


14.05

64

Многообразие млекопитающих

Комбинированный урок

1

Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих.

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам.


14.05

65

Обобщающий урок по теме «Млекопитающие»

Комбинированный урок

1




21.05

РАЗДЕЛ 6. ЦАРСТВО ВИРУСЫ – 2 ЧАСА

66

Общая характеристика вирусов

Урок изучения новых знаний

1

Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки.

Распознавать и описывать строение вируса.

Выделять особенности жизнедеятельности вирусов.


21.05

67

Значение вирусов

Комбинированный урок

1

Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики.

Объяснять роль вирусов в жизни человека.

Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний.


28.05

68

Обобщающий урок «Многообразие живых организмов»

1

Многообразие живых организмов - результат эволюции.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.


28.05

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного предмета (курса)



Учебно-методический комплект

Для  учителя:

  • Биология. Многообразие живых организмов" В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. 7класс. Москва 2012.Дрофа. Учебник.

  • "Биология. Многообразие живых организмов." Рабочая тетрадь к учебнику В.Б.Захаров., Н.И.Сонин. 7класс.Москва 2011.Дрофа.

  • Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. «Биология. Многообразие живых организмов" 7класс. Москва. Дрофа 2009г.

  • Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина "Биология. Многообразие живых организмов" авт.- сост М.В.Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2008.-447с


Для учащихся:

  • Биология. Многообразие живых организмов" В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. 7класс. Москва 2012.Дрофа. Учебник.

  • Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». – М.: Дрофа, 2014.

Электронные пособия:

«Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И, ООО «Дрофа»,2012


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по биологии


  1. компьютер;

  2. проектор,

  3. экран проекционный,

  4. доска магнитная

  5. микроскоп;

  6. таблицы по биологии:

  1. Тип хордовые. Класс млекопитающие.

Строение головного мозга позвоночных.

  1. Сочные плоды.

Зеленый мох. Кукушкин лен.

  1. Тип хордовые. Класс костные.

Тип хордовые. Класс птицы.

  1. Вегетативное размножение.

Строение стебля злака.

  1. Тип моллюски. Многообразие.

Тип членистоногие. Класс насекомые.

  1. Строение клетки.

  2. Корень.

  3. Грибы.

Строение ДНК.

  1. Гидра.

Многоклеточная зеленая водоросль улотрикс.

  1. Тип кольчатые черви.

Схема развития животного мира.

  1. Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада.

Тип плоские черви.

  1. Оплодотворение у цветочных растений.

Соцветия, цветок и плод пшеницы.

  1. Вирусы.

Метаболизм.

  1. Свойство мотыльковых. Горох посевной.

Листорасположение.

  1. Главные направления эволюции.

Строение и функции липидов.

  1. Скелетные мышцы.

Скелет.

  1. Строение цветка.

Соцветие, цветки и плод подсолнечника.

  1. Строение цветкового растения.

Семейство лилейных. Тюльпан лесной.

  1. Строение и уровни организации белка.

Фотосинтез.

































Контрольная работа по теме: «Царство Грибы»

1. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) грибы способны к фотосинтезу;

Б) питаются готовыми органическими веществами;

В) сами производят органические вещества;


2. Оболочка клеток большинства грибов содержит:

А) хитин В) муреин

Б) целлюлозу Г) глюкозу


3. К трубчатым грибам относится:

А) сыроежка В) опенок

Б) рыжик Г) подберезовик


4. К пластинчатым грибам относится:

А) белый гриб В) сыроежка

Б) масленок Г) подосиновик


5. Симбиоз грибницы и корней дерева называется:

А) мицелий В) микориза

Б) масленок Г) подосиновик


6. Какой из перечисленных грибов является ядовитым:

А) желчный В) трюфель

Б) вешенка Г) груздь


7. Белый пушистый налет на хлебе – это гриб:

А) пеницилл В) мукор

Б) трутовик Г) фитофтора


8) Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство:

А) пеницилл В) мукор

Б) трутовик Г) фитофтора


9) Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком:

А) дрожжи В) мукор

Б) трутовик Г) фитофтора


10) Дрожжи размножаются:

А) спорами В) мицелием

Б) почкованием Г) гифами


11) Гриб-паразит, поражающий картофель и томаты:

А) спорынья В) головня

Б) трутовик Г) фитофтора


12) Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки:

А) мукор В) головня

Б) трутовик Г) фитофтора


13) Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

А) выгодно одному из организмов В) безразлично обоим

Б) не выгодно обоим Г) выгодно обоим.


14) Фотосинтез – это процесс:

А) образования неорганических веществ из органических;

Б) образования органических веществ из неорганических;

В) поглощения кислорода;

Г) выделения углекислого газа.


15) Лишайники – это симбиотические организмы, состоящие из двух компонентов:

А) гриба и одноклеточных зеленых водорослей;
Б) гриба и бактерий;

В) бактерий и водорослей;

Г) гриба и многоклеточных красных водорослей.


16) Тело лишайников называется:

А) мицелий В) стебель

Б) таллом Г) побег


17) По способу питания лишайники:

А) автотрофы В) автогетеротрофы

Б) гетеротрофы Г) хемотрофы


18) Белый гриб относят к классу:

А) Оомикота В) Хитридиомикота

Б) Базидиомикота Г) Аскомикота


19) Какие утверждения верны:

1. Микология – наука о грибах.

2. Гликоген – запасное питательное вещество грибов.

3. Грибы – это растения, лишенные хлорофилла.

4. Все грибы микроскопически малых размеров.

5. Основа плодового тела гриба – грибница (мицелий).

6. Автотрофный компонент лишайника – гриб.

7. Наиболее сложно организованный тип слоевища у кустистых лишайников.

8. Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры.

9. Лишайники размножаются только половым путем.

10. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.


20. Какие особенности строения и жизнедеятельности грибов объединяют их с растениями.














Тест по теме «Подцарство Высшие растения

( Мхи, хвощи, плауны и голосеменные растения)

  1. Что послужило причиной широкого распространения голосеменных растений на суше ?

  2. Почему появление семени является важным этапом в эволюции растений ?

  3. Выберите из списка голосеменных растений представителей хвойных:

а) Саговник c) Сосна е) Вельвичия

в) Гинкго d) Пихта f) Кедр


  1. Дайте определение следующим понятиям:

Мужские шишки- Эндосперм-

Семязачаток- Спермии-

Пыльцевые мешки- Оплодотворение-

Яйцеклетка- Женские шишки-

Пыльцевые зерна- Зигота-


  1. Вставьте пропущенные слова в текст;

«Шишка – это_______________ побег. В ней располагаются__________, которые лежат открыто. Чешуи молодых шишек склеены__________.

Шишки созревают в течение_____ лет. Шишка опыляется_________.

Каждая спора легкая, потому что имеет форму_________. Семя сосны имеет ___ оболочки и _________питательных веществ, поэтому оно приспособлено к___________. Семена сосны распространяются при помощи прозрачных____________.»



6. К каким отделам относятся следующие растения:

а) Кукушкин Лен, б) Ламинария, в) Плаун булавовидный.


7.Выберите правильный ответ.

1. Тело зеленого мха состоит из:

а) стебля и корней; б) стебля и листьев; в) листьев и корней.


8. Оплодотворение у папоротников осуществляется:

А) без участия воды; Б) только в присутствии воды; В) при помощи ветра.


9. Закончите фразу.

В жизненном цикле хвощей преобладает:

А) спорофит; Б) гаметофит

10. Значение плаунов в природе и жизни человека

11. . Жизненный цикл хвощей (схема)




Материалы к контрольно-обобщающему уроку по теме «Покрытосеменные растения»


1 часть

1.Основной признак покрытосеменных растений – наличие

А) стебля и листьев

Б) стебля, листьев и корня

В) цветков и плодов

Г) семени

 

2.У двудольных в зародыше

А) одна семядоля

Б) две семядоли

 

3.Покрытосеменных растений насчитывается:

А) 1 млн видов

Б) 500 тысяч видов

В) 250 тысяч видов

 

4.Шиповник относится

А) к однодольным

Б) к двудольным

 

5.Пшеница относится к

А) однодольным

Б) двудольным

 

6.У двудольных корневая система

А) стержневая

Б) мочковатая

 

7.У однодольных листья

А) в большинстве простые, с дуговидным или параллельным расположением жилок

Б) листья как простые так и сложные с сетчатым расположением жилок

 

8.У двудольных цветок

А) трехчленного типа

Б) пяти и четырехчленного типа

 

9.Капуста, редис, редька относятся к семейству

А) крестоцветные

Б) лилейные

 

10.  Пшеница, рожь, ячмень относятся к семейству

А) злаковые

Б) розоцветные

 

2 часть

Графический диктант по семействам отдела Покрытосеменные растения

Вариант 1.

Семейства

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Крестоцветные













Розоцветные













Бобовые













Пасленовые













Сложноцветные













Лилейные













Злаковые













  1. У цветов бывает много тычинок

  2. Тычинок в цветке 10, 9 из которых срастаются.

  3. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков.

  4. Цветок имеет простой околоцветник.

  5. Корневая система стержневая.

  6. Стебель бывает цепляющимся.

  7. Пестик в цветке всегда один.

  8. Венчик состоит из 5 сросшихся лепестков.

  9. Соцветие кисть.

  10. Корневая система мочковатая.

  11. Стебель соломина.

  12. Венчик цветка состоит из 4 лепестков

Графический диктант по семействам отдела Покрытосеменные растения

Вариант 2.

Семейства

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Крестоцветные













Розоцветные













Бобовые













Пасленовые













Сложноцветные













Лилейные













Злаковые













  1. Стебель всегда прямостоячий.

  2. Венчик состоит из 5 лепестков разного размера.

  3. Тычинок в цветке 6 разной длины.

  4. Корневая система стержневая.

  5. Венчик состоит из 5 лепестков.

  6. Плод стручок или стручочек.

  7. Тычинок в цветке 3.

  8. Корневая система мочковатая.

  9. Стебель бывает ползучим.

  10. Пестик всегда один.

  11. Цветки бывают трех типов: воронковидные, язычковые, трубчатые.

  12. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков.


Вопросы к контрольно-обобщающему уроку по теме «Членистоногие»

Сколько видов животных включает в себя тип Членистоногие?

С чем связано чувство осязания у ракообразных?

Сколько глаз у пауков?

Как называются сегменты груди насекомых?

Что такое имаго?

Как устроены выделительные железы раков?

В чём особенности пищеварения у пауков?

На каких сегментах тела насекомых расположены крылья?

Какой тип развития характерен для кузнечиков?

На какие отделы делится тело всех членистоногих?

Сколько ходильных ног имеют раки?

Как у строены сложные глаза у насекомых?

На какие отряды делится класс Паукообразные?

Как происходит развитие насекомых без превращения?

Как называются усики у ракообразных?

Какое значение имеют низшие раки, обитающие в толще воды?

Что такое паутина?

Назовите стадии развития насекомого с полным превращением

Из чего состоит покров Членистоногих? Назовите его особенности.

Каких вы знаете клещей паразитов?

Назовите особенности нервной системы насекомых?

На какие 3 класса делится тип Членистоногие?